Мониторинг изменений за период 17.10.11 - 03.11.11



Бухгалтерский учет и налогообложение

О поправках к НК РФ, расширяющих перечень услуг, реализация которых освобождается от НДС.

В НК РФ внесены поправки, в частности, расширен перечень услуг, реализация которых освобождается от НДС.

Установлено, что НДС не исчисляется по работам (услугам), выполненным (оказанным) начиная с 1 января 2012 г. казенными, бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, финансируемого за счет субсидии из соответствующего бюджета России.

Также определено, что с 1 октября текущего года объектом обложения НДС не признается оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам госвласти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям (унитарным предприятиям).

Это касается и услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.

С этой же даты не облагаются указанным налогом операции по реализации (в т. ч. передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых и др.), работ, услуг (кроме брокерских и т. п.), производимых и реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Условие - среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет минимум 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.

Не облагаются НДС операции банка развития - госкорпорации по выдаче поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент - банк", и др. Действие этой нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 8 июня 2007 г.

При отмене указанных освобождений или отнесении налогооблагаемых операций к тем, которые не облагаются налогом, налогоплательщики применяют тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от этого), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг). Это не зависит от даты их оплаты.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 7 октября 2011 г. N АС-4-3/16572@ "Об изменениях и дополнениях статей 146 и 149 Налогового кодекса Российской Федерации")

О ставке НДПИ после сентябрьского роста цен на нефть.

С 1 января 2007 г. ставка НДПИ в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть (Кц) и степень выработанности конкретного участка недр (Кв).

Приводятся данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти, за сентябрь 2011 г.

При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 112,54 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 30,5121 значение коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), определено как 11,4029 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 10,4155). Значение коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр (Кв), определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, в связи с повышением цен на нефть ставка НДПИ по сравнению с предыдущим налоговым периодом увеличилась.

Данные, применяемые для расчета НДПИ за август 2011 г., приведены в письме ФНС России от 19 сентября 2011 г. N АС-4-3/15262.

(Письмо Федеральная налоговая служба от 18 октября 2011 г. N ЕД-4-3/17213@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за сентябрь 2011 года")

Пересмотрен порядок оплаты медпомощи по ОМС.

Скорректированы правила обязательного медицинского страхования.

Так, в заявлении о выборе (замене) страховой медорганизации помимо прочего приводится категория застрахованного лица - работающий, предприниматель, фермер, не работающий и др. (она указывается также в заявлении о выдаче дубликата полиса ОМС или его переоформлении). Страховщик передает информацию об обратившемся в территориальный фонд ОМС не позднее следующего рабочего дня после обращения (ранее - в день подачи заявления).

Пересмотрен порядок оплаты медпомощи. В частности, предусмотрена возможность авансирования. Остаток целевых средств, полученных по заявкам, страховщик возвращает в ТФОМС в течение 3 рабочих дней после завершения расчетов с медорганизациями за отчетный месяц. Он может быть заявлен для оплаты медпомощи в последующие периоды, если фактический объем средств на эти цели в отчетном месяце превысит ассигнования, определенные с учетом дифференцированных подушевых нормативов. За счет указанного остатка нельзя покрывать расходы на ведение дела.

При недостатке целевых средств из нормированного страхового запаса ТФОМС выделяются дополнительные деньги. При наличии по итогам года экономии целевых средств 10% от нее предоставляется страховщику.

Уточнен порядок расчета предварительного объема финансирования страховой медорганизации. Скорректированы требования к составлению акта сверки расчетов между ТФОМС и страховщиком. Изменился порядок определения объема предоставления медпомощи, оплачиваемого за счет средств ОМС. Урегулированы вопросы ответственности медорганизаций за нецелевое использование указанных средств. Пересмотрен порядок утверждения дифференцированных подушевых нормативов.

Кроме того, регламентирована деятельность региональных комиссий по разработке территориальных программ ОМС.

Приказ вступает в силу с 1 января 2012 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 октября 2011 г. Регистрационный N 22053.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 сентября 2011 г. N 1036н "О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования")


Вернуться в начало


Таможня

С 1 ноября понижаются экспортные пошлины на нефть и некоторые товары, выработанные из нее.

Пересмотрены ставки экспортных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее, вывозимые за пределы России и государств-участников соглашений о Таможенном союзе.

С 411,4 до 393 долл США за тонну уменьшается ставка пошлины на сырую нефть, в т. ч. добываемую на Верхнечонском, Талаканском, Дулисьминском, Западно-Аянском, Ярактинском, Марковском, Алинском и Даниловском месторождениях.

Ставка пошлины на сырую нефть плотностью при 20° С не менее 694,7 кг/куб. м, но не более 887,6 кг/куб. м и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 масс.% равна 190,7 (вместо 204,5) долл. США. Исключение - указанные выше нефтегазоконденсатные и газонефтяные месторождения.

С 370,2 до 353,7 долл. США уменьшается ставка пошлины на прямогонный и товарные бензины. С 271,5 до 259,3 - на легкие и средние дистилляты, газойли, жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной вазелин, минеральные воски и аналогичные продукты (кроме озокерита, буроугольного или торфяного воска), нефтяные кокс и битум, прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса), бензол, толуол, ксилолы.

Со 196,6 до 236,5 долл. США за тонну возрастает пошлина на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы.

Сохраняется нулевая ставка пошлины на нефтяной кальцинированный кокс, озокерит, буроугольный или торфяной воск (природные продукты).

Постановление вступает в силу с 1 ноября 2011 г.

(Постановление Правительства РФ от 25 октября 2011 г. N 862 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

Договор о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы прошел ратификацию.

Ратифицирован Договор о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы. Он предусматривает следующее.

В случае присоединения члена ТС к ВТО он будет обязан подписать соответствующий протокол.

Закреплено, что с даты присоединения положения Марракешского соглашения об учреждении ВТО, как они определены в протоколе, включающем обязательства, взятые в качестве условия присоединения к Организации и относящиеся к определенным правоотношениям, становятся частью правовой системы ТС.

Речь идет о правоотношениях, полномочия по регулированию которых в рамках ТС делегированы органам последнего, и о тех, что урегулированы международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Союза.

С момента присоединения ставки ЕТТ ТС по общему правилу не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу. Исключение - случаи, предусмотренные Марракешским соглашением.

Страна ТС, не являющаяся членом ВТО, может отступать от положений Марракешского соглашения в части, в которой правовая система Союза и решения его органов требуют корректировки, и/или если такие правоотношения автономно регулируются в рамках ее национальной правовой системы.

Страна, использующая такие отступления, направляет извещения об их характере и объеме в Комиссию ТС для последующей публикации.

(Федеральный закон от 19 октября 2011 г. N 282-ФЗ "О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы")

Ратифицировано Соглашение о порядке уплаты и зачисления таможенных пошлин при вывозе из Белоруссии за пределы ТС нефти сырой.

Ратифицировано Соглашение о порядке уплаты и зачисления таможенных пошлин (иных эквивалентных платежей) при вывозе из Белоруссии за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нее. Оно подписано в Москве 9 декабря 2010 г.

Соглашение регулирует вопросы внесения (взыскания), возврата пеней за неуплату или уплату не в полном объеме сумм вывозных таможенных пошлин в определенных случаях.

Предусмотрено, что при вывозе товаров из Белоруссии за пределы ТС уплаченные (взысканные) суммы вывозных таможенных пошлин, пеней перечисляются уполномоченным органом Республики в полном объеме в бюджет России.

Исходя из технологических и транспортных преимуществ нефтеперерабатывающей отрасли Белоруссии, а также качественных характеристик добываемой там нефти, эта Республика вправе установить дополнительный обязательный платеж, зачисляемый в ее бюджет. Порядок и условия его внесения регламентируются белорусским законодательством.

При этом во взаимной торговле названными товарами вывозные таможенные пошлины и количественные ограничения стороны не применяют.

Соглашение не распространяется на продукцию, если в ее отношении одновременно выполняются все следующие условия. Она производится из нефти сырой и (или) нефтепродуктов, происходящих из третьих стран. Товары были помещены под процедуру переработки на таможенной территории. Их выпуск производится в процедуре реэкспорта.

(Федеральный закон от 19 октября 2011 г. N 281-ФЗ "О ратификации Соглашения о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти")

Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода прошло ратификацию.

Ратифицировано Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода. Оно предусматривает следующее.

Меры, применяемые в соответствии с законодательством членов ТС в отношении импорта товаров из третьих стран на территории государств Союза, пересматриваются на предмет установления доли производства национальных изготовителей аналогичного/аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров, для которых был установлен ущерб либо его угроза, в общем объеме производства стран ТС. Это необходимо для целей антидемпингового и компенсационного/защитного расследований.

Объемы производства аналогичного/аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров определяются как объемы продукции, изготовленной за 3 календарных года, предшествующих дате подписания соглашения (19 ноября 2010 г.).

Пересмотр проводится уполномоченными органами стран ТС, на территории которых была введена соответствующая мера, с одновременным уведомлением всех заинтересованных лиц.

Под уполномоченными понимаются национальные органы, ответственные за проведение расследований в соответствии с законодательством стран ТС.

По результатам пересмотра может быть установлено, что на долю национальных производителей аналогичного/аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров приходится существенная часть, но не менее 25% от общего объема производства стран ТС.

В таких случаях соответствующая мера, принятая государством ТС, применяется в отношении импорта товара из третьих стран на единую таможенную территорию Союза на основе решения Комиссии ТС до окончания срока действия меры, установленного указанным государством.

С даты вступления в силу решения о введении меры на единой таможенной территории Союза по результатам пересмотра в отношении такой меры может быть проведено повторное расследование. С такой инициативой вправе выступить компетентный орган. Заинтересованные лица также могут подать соответствующее заявление.

(Федеральный закон от 19 октября 2011 г. N 274-ФЗ "О ратификации Соглашения о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода")

Ввозная пошлина на рафинированную медь будет рассчитываться исходя из среднеквартальной цены на Лондонской бирже металлов.

Установлен порядок расчета ставки вывозной таможенной пошлины на рафинированную медь (коды ТН ВЭД ТС 7403 11 000 0, 7403 12 000 0, 7403 13 000 0, 7403 19 0). Она зависит от средней цены на данный товар (в долл. США за тонну), сложившейся в течение квартала на Лондонской бирже металлов.

За мониторинг цен отвечает Минэкономразвития России.

Если цена не превышает 6 тыс. долл., то ставка равна 0.

В случае, когда цена составляет от 6 до 8 тыс. долл., ставка рассчитывается путем умножения цены на 0,1.

Если же цена превышает 8 тыс. долл., то ставка рассчитывается следующим образом. Цена за вычетом 8 тыс. умножается на 0,3 и к полученному результату прибавляется 800.

Министерство не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым кварталом, вносит в Правительство РФ предложения об установлении ставки.

Ставка вводится в действие с 5-го числа третьего месяца, следующего за окончанием квартала.

Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после даты его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 17 октября 2011 г. N 840 "О расчете ставки вывозной таможенной пошлины на медь рафинированную")


Вернуться в начало


Финансы

Ставка рефинансирования остается на уровне 8,25% годовых.

Решено оставить без изменения ставку рефинансирования и проценты по операциям ЦБР.

Решение принято на основании оценки инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста, в т. ч. обусловленных сохранением неопределенности развития внешнеэкономической ситуации.

Годовые темпы инфляции продолжали снижаться и по состоянию на 24 октября 2011 г. составили 6,9% (7,2% в сентябре, 8,2% в августе).

Замедлению инфляции по-прежнему способствовала динамика цен на отдельные группы продовольственных товаров. Данный эффект постепенно исчерпывается. В сентябре также снижались цены в сфере услуг. При этом годовые темпы инфляции по непродовольственным товарам на протяжении ряда месяцев не снижаются, оставаясь на относительно высокими.

Также решено увеличить до 180 дней срок предоставления кредитов, обеспеченных золотом. С 1 ноября 2011 г. процентная ставка по указанным кредитам на срок от 91 до 180 дней составляет 7,25% годовых.

(Информация ЦБР от 28 октября 2011 г.)


Вернуться в начало


Правовые новости

Кредит, взятый в личных целях, можно погасить досрочно без согласия банка.

Как правило, сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно только с согласия займодавца.

Внесенными поправками сделано исключение для граждан, получивших заемные средства не для предпринимательской деятельности. Но вводится условие: займодавец должен быть уведомлен о намерении заемщика досрочно вернуть деньги не менее чем за 30 дней. При этом договором займа может быть установлен более короткий срок.

Кроме того, займодавец вправе получить с заемщика проценты по договору, начисленные включительно до дня возврата суммы займа полностью или ее части.

Федеральный закон распространяется и на договоры займа (кредитные договоры), заключенные до дня вступления его в силу.

(Федеральный закон от 19 октября 2011 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 809 и 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации")

Сохранен прежний порядок лицензирования заготовки металлолома, а АЗС исключены из списка опасных производственных объектов.

Поправки касаются лицензирования деятельности в области обращения лома черных и цветных металлов, а также отнесения автозаправочных станций к опасным объектам.

В начале ноября 2011 г. вступает в силу новый Закон о лицензировании. В соответствии с ним федеральные полномочия по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов могут передаваться регионам в случаях, предусмотренных федеральным законом. Однако последний пока не принят. Поэтому до его вступления в силу сохраняется прежний порядок лицензирования указанной деятельности - уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Федерации самостоятельно за счет средств региональных бюджетов. Причем ранее выданные лицензии, срок действия которых не истек, становятся бессрочными.

Поправки исключают АЗС с заправкой жидким моторным топливом из перечня опасных производственных объектов. Норма об отнесении их к таковым должна была вступить в силу с 1 января 2012 г. Это могло привести к невозможности их работы. Дело в том, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на него посторонних лиц. К работе на нем допускаются лишь граждане, удовлетворяющие квалификационным требованиям и не имеющие медицинских противопоказаний. В то же время автовладельцы, не обладая требуемой подготовкой в области промышленной безопасности, имеют свободный доступ к топливозаправочному оборудованию АЗС и самостоятельно используют его для заправки своих машин. Выполнение упомянутых требований сделало бы невозможной реализацию нефтепродуктов клиентам на территории АЗС.

Исключая АЗС из перечня опасных производственных объектов, поправки сохраняют обязанность их владельцев страховать свою ответственность за причинение вреда в результате аварии.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 19 октября 2011 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

ФСФР России поручили контролировать профобъединение страховщиков в сфере техосмотра транспортных средств.

С 1 января 2012 г. вводится новая система техосмотра транспортных средств. Его проведение передается от подразделений Госавтоинспекции частным организациям - операторам ТО. Они должны получить аккредитацию в профессиональном объединении страховщиков. Оно же будет контролировать их деятельность.

Установлено, что следить за соблюдением самим объединением требований законодательства в области техосмотра будет ФСФР России.

Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.

(Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 857 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением профессиональным объединением страховщиков требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств")

Обратиться за государственной (муниципальной) услугой можно в электронной форме, воспользовавшись единым порталом.

Утверждены Положения о Едином портале и Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций). Установлены правила ведения последнего.

Оператором указанных федеральных государственных информационных систем является Минкомсвязь России, уполномоченным органом по ведению реестра - Минэкономразвития России.

Единый портал обеспечивает доступ физлиц и организаций к сведениям об услугах (функциях), содержащимся в Федеральном реестре, а также предоставление этих услуг в электронной форме.

Так, через портал лицо может подать в электронной форме заявление о предоставлении услуги и необходимые для этого документы, узнать о ходе рассмотрения обращения, уплатить госпошлину (сбор).

Заявления и подаваемые документы могут заверяться простой электронной подписью, если законом не установлено требование о квалифицированной.

Порядок регистрации и авторизации заявителя на едином портале устанавливается Минкомсвязью России по согласованию с Минэкономразвития России.

Принятые на едином портале заявления и документы направляются в орган (учреждение, организацию), оказывающий услугу, через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Через портал заявитель может оставить свой отзыв о качестве оказания государственных и муниципальных услуг (осуществления функций).

Закреплены требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций).

(Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)")

Какие документы можно не представлять при регистрации по месту жительства или пребывания.

Вносятся изменения в правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания (жительства) в пределах нашей страны.

Установлено, что при регистрации по месту пребывания на основании договора соцнайма, заключенного в установленном порядке, или свидетельства о госрегистрации права на жилье гражданин может не предъявлять эти документы. При этом в заявлении о регистрации по месту пребывания нужно указать их реквизиты.

При регистрации по месту жительства физлицо также вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для его вселения (договоры соцнайма, найма помещения государственного или муниципального жилищного фонда, свидетельство о госрегистрации права на жилье и т. п.). Условие - сведения, содержащиеся в таком документе, должны находиться в распоряжении государственных органов или местного самоуправления.

Орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает информацию о перечисленных документах. Регистрирует гражданина по месту пребывания или жительства. Срок - до 8 рабочих дней после подачи заявления и документа, удостоверяющего личность.

Если в случае смерти гражданина заинтересованное лицо не представило свидетельство о смерти, то данные о госрегистрации такого факта указанный орган запрашивает в органах записи актов гражданского состояния самостоятельно.

(Постановление Правительства РФ от 26 октября 2011 г. N 869 "О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации")

С 1 января 2012 г. обязательные медосмотры работников вредных и опасных производств будут проводить по новым правилам.

Утверждены новые перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры (обследования). Пересмотрен порядок проведения таких осмотров.

В перечнях установлены периодичность осмотров, состав участвующих в них врачей-специалистов. Перечислены проводимые лабораторные и функциональные исследования, приведены медицинские противопоказания к выполнению работ.

Осмотр могут проводить любые медорганизации, имеющие такое право, а также осуществляющие экспертизу профпригодности. В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог и врачи-специалисты, прошедшие повышение квалификации по специальности "профпатология" или имеющие действующий сертификат по ней.

Направление на осмотр выдает работодатель. Приведены требования к его заполнению. Работник предъявляет в медорганизацию паспорт и направление. На него оформляются медкарта и паспорт здоровья (при его отсутствии). Последний после осмотра выдается работнику на руки.

Для проведения периодических осмотров работодатель направляет в медорганизацию поименные списки работников, на основании которых составляется календарный план осмотров. По окончании осмотра оформляется медицинское заключение в 2-х экземплярах (первый выдается работнику, второй приобщается к медкарте). Работника относят к одной из диспансерных групп, дают рекомендации по профилактике заболеваний, при наличии медицинских показаний - по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации. При подозрении на профзаболевание выдается направление в центр профпатологии.

Участники аварий, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве и ряд иных работников 1 раз в 5 лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии.

Медорганизация по итогам осмотров составляет заключительный акт и направляет его работодателю, в центр профпатологии, а также территориальному органу Роспотребнадзора.

Новые перечни и порядок вводятся в действие с 1 января 2012 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2011 г. Регистрационный N 22111.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда")

Утверждены новые стандарты аудиторской деятельности.

Утверждены федеральные стандарты аудиторской деятельности, определяющие особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам, а также отдельной части отчетности.

Первый применяется при аудите отчетности, сформированной по правилам налогового учета; отражающей доходы и расходы с использованием кассового метода; иной предназначенной для определенных групп пользователей. Второй стандарт содержит правила аудита отдельного отчета (входящего в состав отчетности), его статьи, счета (его элемента). Он применяется и к отчетности, составленной по спецправилам. Приведены примеры аудиторских заключений об указанной отчетности (ее части).

Кроме того, принят новый стандарт по аудиторским доказательствам. В нем содержатся правила выбора и выполнения аудиторских процедур получения информации, которая подтверждает (либо нет) предпосылки составления бухотчетности. На основе этих данных аудитор формирует мнение о ее достоверности. К аудиторским доказательствам относятся документы и информация бухучета аудируемого лица; сведения из других источников (например, полученные в ходе предыдущего аудита; подготовленные экспертом руководства аудируемого лица). В ряде случаев доказательством может выступать отсутствие данных (в частности, отказ руководства аудируемого лица дать разъяснение).

Доказательства должны быть надлежащими, надежными и достаточными. При этом большое их количество само по себе не компенсирует их низкое качество. Все доказательства рассматриваются в совокупности. Для их получения могут применяться такие процедуры, как запрос, инспектирование, наблюдение, подтверждение, пересчет, повторное проведение, аналитические процедуры. Допускаются их сочетания.

Одновременно исправлена опечатка в федеральном стандарте "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита".

Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Новый стандарт по аудиторским доказательствам вводится в действие с момента утраты силы прежним.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 октября 2011 г. Регистрационный N 21986.

(Приказ Минфина РФ от 16 августа 2011 г. N 99н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности и внесении изменения в федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2010 г. N 90н")


Вернуться в начало


Судебная практика

В определенных случаях с банка можно взыскать убытки, причиненные нарушением обязательства по выдаче кредита.

Подготовлен обзор судебной практики по кредитным договорам. В частности, обращается внимание на следующее.

Путем присоединения может заключаться любой гражданско-правовой договор (вне зависимости от состава сторон и целей). Согласно ГК РФ присоединившаяся сторона вправе потребовать изменить договор, если он содержит явно обременительные для нее положения, которые она не приняла бы, если бы могла участвовать в определении его условий. Суд вправе применить эту норму, если при заключении кредитного договора, проект которого разрабатывался банком и включал условия, существенно нарушающие баланс интересов сторон, заемщик был фактически лишен возможности влиять на его содержание.

Банк вправе получать комиссию, если она установлена за оказание самостоятельной услуги. В остальных случаях суд оценивает, могут ли комиссии относиться к плате за пользование кредитом. Так, комиссии за поддержание лимита кредитной линии, за ведение ссудного счета являются притворными. Они прикрывают договоренность сторон о плате за кредит. Данное (прикрываемое) условие не может признаваться недействительным. Комиссии за стандартные действия, без совершения которых банк не смог бы заключить и исполнить договор (за рассмотрение заявки, за выдачу кредита), незаконны.

Проценты, являющиеся платой за пользование денежными средствами, вносятся только за период с момента выдачи кредита и до даты его полного возврата.

Банк вправе отказать в выдаче кредита только в том случае, когда имеются обстоятельства, непосредственно свидетельствующие об ухудшении положения заемщика, что, в свою очередь, повлечет нарушение им своих обязательств по возврату денег. Если кредит не был выдан в срок, определенный договором, и упомянутые обстоятельства отсутствуют, суд по требованию заемщика может взыскать с банка убытки, причиненные нарушением обязательства по выдаче кредита.

Если заключено несколько кредитных договоров и платежа недостаточно для погашения обязательств по всем из них, то необходимо руководствоваться следующим. Средства идут в счет того договора, срок исполнения которого наступил ранее, если иное не было указано заемщиком при осуществлении платежа или не предусмотрено соглашением сторон.

(Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 сентября 2011 г. N 147)

Расчетный метод определения сумм налога неприменим к налоговым агентам.

В ходе проверки налоговый орган доначислил обществу НДФЛ расчетным путем в связи с непредставлением расчета сумм налога, подлежащих к уплате в бюджет.

Суд указал, что расчетный метод определения суммы налога должен применяться исключительно в отношении налогоплательщика, а по НДФЛ общество является лишь налоговым агентом, следовательно, налоговый орган имел возможность произвести расчет налога с учетом только сумм выплаченного дохода.

(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2011 г. N А45- А45-16798/2010)

Убыток от реализации права требования долга учитывается вместе с суммой уплаченного в бюджет НДС.

В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу, что предприятием неправомерно включен в состав расходов, уменьшающих доходы, для целей исчисления налога на прибыль НДС, учтенный в сумме дебиторской задолженности при уступке налогоплательщиком права требования долга по договорам цессии.

В обоснование своей позиции налоговый орган сослался на положения п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 168, ст. 170, п. 1 ст. 279 НК РФ, полагая, что под стоимостью реализованного товара следует понимать величину, не включающую в себя сумму НДС, следовательно, у налогоплательщика отсутствуют правовые основания при исчислении налога на прибыль принимать на расходы суммы НДС исчисленного им при реализации товара. Предприятию предложено уплатить недоимку по названному налогу, соответствующие суммы пеней, штраф по ст. 122 НК РФ.

Суд указал: понесенный предприятием убыток от реализации права требования долга подлежит отнесению на внереализационные расходы при исчислении налога на прибыль (подп. 7 п. 2 ст. 265 НК РФ) вместе с суммой уплаченного в бюджет НДС.

Положения п. 19 ст. 270 НК РФ применяется лишь в том случае, если НК РФ не предусмотрено иное. В данном случае иное НК РФ предусмотрено в п. 2 ст. 265 и ст. 279 НК РФ.

Нормы главы 21 НК РФ, определяющие понятие стоимости, не применимы, поскольку в данном случае отсутствуют операции по реализации, а имеет место уступка имущественного права.

(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2011 г. N А45-19296/2010)


Вернуться в начало


Прочее

Утвержден Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц.

Налоговые агенты обязаны сообщать в налоговые органы о доходах физлиц, а также о невозможности удержания НДФЛ и его сумме. Установлен порядок представления таких сведений.

Они подаются в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде.

Сведения могут быть переданы налоговым агентом лично или через представителя, в виде почтового отправления с описью вложения или в электронной форме.

Установлено, как определяется дата представления сведений.

Если нужно уточнить поданные сведения, то в налоговый орган представляются только те, которые скорректированы.

Приведены требования к электронным и бумажным носителям, используемым для подачи сведений.

Сведения можно передать и по телекоммуникационным каналам связи (при наличии доступа налогового органа к ним). Установлены особенности.

Одновременно в качестве сопроводительного документа в налоговый орган представляется Реестр сведений о доходах физлиц за соответствующий год. Приведена его форма.

О приеме сведений налоговый орган составляет протокол (по установленной форме, представленной в приложении к приказу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2011 г. Регистрационный N 22107.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 16 сентября 2011 г. N ММВ-7-3/576@ "Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц")

Когда взимается минимальный штраф за непредставление налоговой декларации в срок.

Указано, что отсутствие суммы налога к уплате само по себе не освобождает от обязанности представления декларации по нему. Иное может быть установлено законом.

Такая обязанность возникает в силу норм, относящих соответствующее лицо к числу налогоплательщиков.

Изменениями в НК РФ с 100 до 1 000 руб. был увеличен минимальный размер штрафа за непредставление налоговой декларации в установленный срок.

Он применяется не только в случаях, когда штраф, исчисленный исходя из налога, подлежащего уплате на основании декларации, не превышает его минимальный размер. Это также ситуация, при которой указанная в декларации сумма налога уплачена полностью или когда представляется "нулевая декларация".

Также отмечается, что отдельные письменные разъяснения Минфина России доводятся ФНС России налоговым органам. Последние должны руководствоваться ими.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 октября 2011 г. N 03-02-08/110 "Об ответственности за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в установленный срок")

По мнению Роспотребнадзора, уступка банком коллекторскому агентству долга заемщика-гражданина без его согласия не соответствует действующему законодательству.

По мнению Роспотребнадзора, основанному на анализе норм ГК РФ и Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в указанных случаях нарушаются, в частности, запрет на уступку требования без согласия должника при существенном значении для должника личности кредитора и запрет на передачу третьим лицам сведений, составляющих банковскую тайну.

Таким образом, как считает Роспотребнадзор, уступка банком лицу, не обладающему статусом кредитной организации, не исполненного в срок требования по кредитному договору с заемщиком-гражданином без согласия заемщика является административным правонарушением.

(Письмо Роспотребнадзора от 02.11.2011 N 01/13941-1-32 "Об отдельных аспектах правоприменительной практики по привлечению банков к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей (в связи с информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146)")

Если авиабилет приобретен через Интернет.

Как подтвердить расходы работника на авиаперелет по служебной командировке, если работник приобрел билет через Интернет для себя и коллеги с использованием своей кредитной карты?

Разъяснено, что документами, подтверждающими приобретение электронного авиабилета, являются маршрут-квитанция на бумажном носителе с указанием стоимости перелета и посадочный талон.

(Письмо Минфина от 19.10.11 № 03-03-07/46)

Как учесть проценты.

Российская организация получила заем от иностранной организации, которая ни прямо, ни косвенно не участвует в уставном капитале заемщика.

Разъяснено, что проценты по договорам займа, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налога на прибыль учитываются в расходах на конец месяца соответствующего периода.

(Письмо Минфина от 19.10.11 № 03-03-06/1/676)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.