Мониторинг изменений за период 27.06.11 - 01.07.11



Налоги и бухучёт

Сообщены данные для НДПИ.

Письмом ФНС России сообщены данные, необходимые для исчисления НДПИ в отношении нефти, за май 2011 года.

Так, значение коэффициента Кц - 10,3241.

(Письмом ФНС России от 16.05.11 № ЕД-4-3/9530@)

С 1 июля 2011 года налогоплательщики ЕНВД в отношении розничной торговли с использованием торговых автоматов вправе применять значение корректирующего коэффициента К2, установленное на 2011 год для соответствующего вида розничной торговли.

При исчислении суммы единого налога в отношении указанной предпринимательской деятельности до 1 июля 2011 года используются физические показатели "торговое место", "площадь торгового места (в квадратных метрах)" или "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

После этой даты при реализации товаров с использованием торговых автоматов должен применяться физический показатель "торговый автомат" с базовой доходностью в размере 4500 рублей в месяц.

При исчислении налога величина базовой доходности корректируется на значение коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (его значение определяется представительными органами власти муниципалитетов).

Поскольку торговые автоматы относятся к объектам стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, или к объектам нестационарной торговой сети - при осуществлении развозной торговли с использованием передвижного торгового автомата, ФНС РФ сообщает о правомерности применения после 1 июля 2011 года в отношении данной деятельности установленное на 2011 год значение коэффициента К2, в зависимости от того, к какому из указанных видов розничной торговли относится торговый автомат.

(Письмо ФНС России от 21 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9834@ "О направлении письма Министерства Финансов Российской Федерации от 09.06.2011 N 03-11-09/35 О порядке применения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, осуществляющими розничную торговлю через автоматы")

Отсрочка/рассрочка по уплате налога: как определяется угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства).

НК РФ предусматривает возможность предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога. Одно из оснований - угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременного внесения обязательного платежа.

Чтобы установить такую угрозу, налоговым органом анализируется финансовое состояние лица.

Установлена методика проведения указанного анализа.

Во внимание принимаются имеющиеся в распоряжении налоговых органов бухотчетность, декларации, сведения, опубликованные в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), и другая информация.

По результатам их рассмотрения, в частности, рассчитывается коэффициент текущей ликвидности. Он определяется как отношение суммы оборотных активов лица к размеру краткосрочных обязательств. Последние уменьшаются на доходы будущих периодов.

Предусмотрены некоторые особенности для лиц, применяющих различные режимы налогообложения.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 июня 2011 г. Регистрационный N 21083.

(Приказ Министерства экономического развития РФ от 18 апреля 2011 г. N 175 "Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога")


Вернуться в начало


Финансы

Переводы электронных денег урегулированы законодательно.

Устанавливаются правовые и организационные основы национальной платежной системы.

Закрепляется порядок деятельности ее субъектов, определяются требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в этой сфере.

К субъектам относятся операторы по переводу денег (ЦБР, кредитные организации, Внешэкономбанк). Банковские платежные агенты (субагенты). Организации федеральной почтовой связи. Платежные агенты. Операторы платежных систем. Операционные, платежные клиринговые и расчетные центры.

Регламентированы переводы электронных денег.

Физлица могут использовать неперсонифицированные электронные средства платежа. Это означает, что идентификация клиента в соответствии с Законом о противодействии отмыванию преступных доходов не проводится. Причем установлены следующие условия. Остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 15 тыс. руб. Общая сумма перевода с использованием 1 такого средства не может быть больше 40 тыс. руб. в течение календарного месяца.

Для персонифицированных, а также корпоративных электронных средств (т. е. используемых организациями и предпринимателями) остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 100 тыс. руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

Организация может стать оператором платежной системы после того, как получит регистрационное свидетельство. Для этого в ЦБР, который должен вести соответствующий реестр, подаются определенные документы. Оператор обязан устанавливать правила платежной системы и контролировать их соблюдение. Закрепляются требования к их содержанию. Чтобы стать участником платежной системы, организации нужно присоединиться к правилам.

ЦБР вправе признать платежную систему значимой. В подобном случае он может установить определенные требования к ней. Например, срок осуществления расчетов. Необходимость анализировать риски в режиме реального времени и др.

Надзор и наблюдение в национальной платежной системе возлагаются на ЦБР.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрены иные сроки.

(Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ"О национальной платежной системе")


Вернуться в начало


Таможня

Ставки ввозных таможенных пошлин на нефть сырую установлены в размере 0% от таможенной стоимости.

Указанные ставки будут применяться в отношении товаров, включенных в товарные подсубпозиции 2709 00 900 3, 2709 00 900 4, 2709 00 900 6 ТН ВЭД ТС.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 669 "О корректировке ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении нефти сырой")

Транспортный, ветеринарный и фитосанитарный контроль на границе будут проводить таможенники.

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ таможенным органам передаются полномочия по осуществлению в пунктах пропуска транспортного контроля. Также они проверяют документы на импортируемые товары в рамках карантинного фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного контроля.

Они вправе принимать решения о пропуске транспортных средств, ввозе продукции в Россию (немедленном вывозе) либо направлении в специально оборудованные контрольные пункты для досмотра должностными лицами Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Транспортный контроль производится во всех пунктах пропуска, остальные виды - в специализированных.

В связи с этим внесены соответствующие коррективы в ряд правительственных актов. Так, нормативно-правовое регулирование в сфере проведения транспортного контроля в пунктах пропуска возложено на Минтранс России. Таможенные органы при выпуске автотранспорта с российской территории проверяют уплату иностранными перевозчиками сбора за использование отечественных автодорог.

Животные, лекарства для них, продукты животноводства, корма, кормовые добавки и подкарантинная продукция ввозятся в Россию через пункты пропуска, где ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль осуществляют подразделения соответствующих либо таможенных органов.

Утратили силу прежние правила представления таможенным органам в пунктах пропуска через госграницу документов, необходимых для проведения иных видов контроля, помимо таможенного.

Постановление вступает в силу со дня введения в действие указанного закона.

(Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 480"Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации")

Пересмотрен порядок проведения таможенных операций и контроля в отношении воздушных судов и перемещаемых ими товаров.

Это обусловлено принятием нового Закона о таможенном регулировании.

Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на территорию ТС. Для этого он должен представить ряд документов и сведений. Приведены их перечни. Это, в частности, генеральная декларация, пассажирская и грузовая ведомости, транспортные (перевозочные) документы, а также те, в которых содержатся данные о бортовых припасах. При убытии товаров дополнительно вручается документ, допускающий их вывоз.

При уведомлении о прибытии товаров представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

От имени перевозчика документы могут быть поданы таможенным представителем либо иными лицами, действующими по его поручению.

Разрешено представлять предварительную информацию о воздушном судне и перевозимых товарах до их фактического прибытия на территорию ТС.

Если в таможенном органе отсутствует информация о лице, действующем по поручению перевозчика, таковым является командир судна или член экипажа, который наделен соответствующими полномочиями.

Товары, запрещенные ко ввозу, должны быть немедленно вывезены силами перевозчика либо их собственника. Иное может быть предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств-членов ТС. В противном случае товар задерживается и помещается на СВХ или в другие места, являющиеся зонами таможенного контроля.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после даты его официального опубликования. Положения, касающиеся электронного представления документов, действуют с 1 января 2012 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июня 2011 г. Регистрационный N 21052.

(Приказ Федеральной таможенной службы от 27 мая 2011 г. N 1070 "Об утверждении Положения о совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении воздушных судов и перемещаемых ими товаров")

О форме уточнения сведений о товарах, заявленных в периодической таможенной декларации.

Приведены форма корректировки декларации на товары (КДТ1) и дополнительный лист к ней (КДТ2), являющиеся неотъемлемой частью таможенной декларации. Они применяются для заявления таможенному органу уточненных сведений о товарах, обозначенных в периодической таможенной декларации.

Если уточняются сведения об 1 товаре, то применяется КДТ1, если о 2 и более (заявленных в 1 декларации) - КДТ1 и КДТ2.

Приказ ФТС России, ранее определявший форму заявления таможенному органу уточненных сведений о товарах, обозначенных в периодической таможенной декларации (от 13 декабря 2010 г. N 2407), признан утратившим силу.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июня 2011 г. Регистрационный N 21063.

(Приказ Федеральной таможенной службы от 12 мая 2011 г. N 976 "О форме заявления таможенному органу уточненных сведений о товарах, заявленных в периодической таможенной декларации")


Вернуться в начало


Правовые новости

В Российской Федерации появится еще одна категория инвестиционных фондов - фонды долгосрочных прямых инвестиций.

Фонды долгосрочных прямых инвестиций могут быть только закрытыми паевыми инвестиционными фондами, а их паи предназначены только для квалифицированных инвесторов. Кроме денежных средств, российских и иностранных акций в состав активов фондов долгосрочных прямых инвестиций могут входить, в частности, доли в уставных капиталах российских обществ с ограниченной ответственностью и права участия в уставных капиталах иностранных коммерческих организаций.

(Приказ ФСФР РФ от 31.05.2011 N 11-24/пз-н "О внесении изменений в Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, утвержденное Приказом ФСФР России от 28 декабря 2010 г. N 10-79/пз-н")

Управляющим компаниям инвестиционных фондов, акции или паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов, разрешили получать займы и кредиты у лиц, которые также являются квалифицированными инвесторами.

Такие договоры займа и кредитные договоры управляющие компании вправе заключать, если выдача займа или кредита осуществляется для приобретения имущества в состав активов инвестиционного фонда (акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда) либо для исполнения обязанностей, которые подлежат исполнению за счет данных активов, в том числе по полученным кредитам и займам.

Управляющим компаниям разрешили также предоставлять займы, при условии, что требования управляющей компании по договору займа будут обеспечены на сумму не менее 100 процентов от суммы основного долга.

(Приказ ФСФР РФ от 12.05.2011 N 11-19/пз-н "О случаях неприменения ограничений на заключение договоров займа и кредитных договоров за счет активов инвестиционных фондов, акции или инвестиционные паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов")

Приставы получат возможность "пропечатывать" должников в Интернете.

Принят во втором чтении законопроект, позволяющий ФСПП публиковать в Интернете "черные списки" должников.

Законопроект № 460139-5 "О внесении изменений в ФЗ "Об исполнительном производстве" и статью 8 Федерального закона "О судебных приставах"" был внесен в нижнюю палату парламенте 23 ноября 2010 года.

Глава 1 закона об исполнительном производстве будет дополнена статьей 6.1, в соответствии с которой ФССП может создавать и вести банк данных, связанных с выполнением задачи по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

При этом сведения из банка данных являются общедоступными до окончания или прекращения исполнительного производства.

Информация об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка является общедоступной до обнаружения указанных лиц или имущества.

Предполагается, что статья о банке данных начнет действовать с 1 января 2012 года.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

Федеральным законом установлены права, обязанности и порядок взаимодействия различных субъектов "национальной платежной системы", участвующих в процедурах перевода денежных средств.

Кроме операторов по переводу денежных средств (Банка России, кредитных организаций и Внешэкономбанка), в т.ч. операторов электронных денежных средств, субъектами национальной платежной системы определены банковские платежные агенты и субагенты (юридические лица, индивидуальные предприниматели, привлекаемые кредитными организациями), платежные агенты, правомочные в соответствии с законом принимать платежи от физических лиц, операторы платежной системы (кредитные или иные организации, определяющие условия специального договора - "правила платежной системы"), операторы услуг платежной инфраструктуры (организации, являющиеся операционными, платежными клиринговыми и расчетными центрами), а также организации федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг.

Законом установлены требования к этим субъектам, подробная регламентация технологии осуществления денежных переводов (в частности ограничение операций с использованием электронных платежных систем определенными суммами), требования к платежным системам (в т.ч. порядок и последствия признания конкретной платежной системы "системно значимой" или "социально значимой", требования к системам управления рисками), а также порядок осуществления Банком России в национальной платежной системе надзора и наблюдения.

Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены более поздние сроки вступления в силу.

(Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе")

При заключении нового контракта о прохождении военной службы на именном накопительном счете военнослужащего будут восстановлены учтенные ранее накопления для жилищного обеспечения.

На основании действующей редакции Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" участники накопительно-ипотечной системы (НИС), исключенные из нее в связи с увольнением с военной службы, лишались права на использование накоплений для жилищного обеспечения.

Теперь при заключении нового контракта на счете участника будут восстановлены его накопления для жилищного обеспечения в размере, учтенном на день увольнения с военной службы (исключения из реестра участников).

Кроме того, участнику НИС предоставлено право использовать накопленные средства не только на покупку жилых помещений, но и в иных целях, в том числе на приобретение земельного участка, занятого приобретаемым жилым домом.

Скорректированы также положения Закона, регулирующие порядок инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, в частности:

  • расширен перечень активов, в которые могут быть размещены указанные средства (включены депозитные сертификаты и закладные, залогодателями по которым являются участники НИС);
  • уточнены требования к структуре совокупного инвестиционного портфеля;
  • введены нормы, определяющие порядок расчета размера вознаграждения управляющей компании.

Изменения коснулись также Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части регулирования залоговых отношений, предметом которых являются земельные участки, приобретенные с использованием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих).

(Федеральный закон от 28.06.2011 N 168-ФЗ "О внесении изменений в статьи 64.1 и 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих")

Гражданам, достигшим призывного возраста, получившим удовлетворительные результаты на обязательной государственной (итоговой) аттестации по завершении образовательной программы среднего (полного) общего образования, предоставлено право на отсрочку от призыва на военную службу.

Отсрочка будет предоставляться на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации с целью реализации права данной категории граждан на получение высшего образования.

(Федеральный закон от 28.06.2011 N 167-ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе")

Ратифицирована Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, принятая 22 мая 2001 года и подписанная Россией 22 мая 2002 года.

Конвенция нацелена на сокращение использования, прекращение производства и последующую полную ликвидацию веществ - стойких органических загрязнителей, включенных в приложения к Конвенции.

Термин "стойкие органические загрязнители" (СОЗ) охватывает широкий спектр химических соединений, часть из которых, несмотря на токсичность, широко используется в промышленности, особенно в развивающихся странах, другие - являются побочными продуктами промышленных технологических процессов, третьи - специально созданные токсичные вещества (пестициды и др.).

СОЗ обладают токсичными свойствами, проявляют устойчивость к разложению, биологически аккумулируются и являются объектом трансграничного переноса по воздуху, воде и мигрирующими видами рыб, животных и птиц. Накапливаясь в экосистемах, СОЗ вызывают значительные негативные последствия для здоровья человека и окружающей среды.

Согласно положениям Стокгольмской конвенции запрещены к использованию следующие вещества: альдрин, хлордан, дильдрин, эндрин, гептахлор, гексахлорбензол, мирекс, токсафен, полихлорированные дифенилы (ПХД). Ограничен к использованию ДДТ, а требования по сокращению и ликвидации выбросов при непреднамеренном производстве распространяются на полихлорированные дибензо-п-диоксины (ПХДД), полихлорированные дибензофураны (ПХДФ).

(Федеральный закон от 27.06.2011 N 164-ФЗ "О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях")

Расширен перечень оснований для расторжения служебного контракта гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя.

Изменениями, внесенными в статью 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", установлено, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен в случае отсутствия на службе более 4-х месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности). В этом случае при расторжении служебного контракта гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

Предусмотрено также, что гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен по инициативе представителя нанимателя в период его пребывания в отпуске, в том числе отпуске по беременности и родам, и в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.

(Федеральный закон от 27.06.2011 N 155-ФЗ "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ")

Для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности необходимо будет представлять документы в зависимости от вида охранных услуг.

Подробные перечни таких документов содержит новое положение о лицензировании частной охранной деятельности. Новое положение, также как и новое положение о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности, устанавливает и менее продолжительные сроки принятия решения о выдаче лицензии, что связано с соответствующими изменениями в Законе РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Кроме новых положений о лицензировании частной детективной и частной охранной деятельности утверждены также:

  • Правила ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него;
  • Правила уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников). Правила устанавливают, в частности, порядок (сроки) уведомления органов внутренних дел о начале и об окончании охраны конкретных объектов;
  • Перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию.

(Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности")


Вернуться в начало


Судебная практика

КС РФ снял запрет на регистрацию в домах, построенных на сельхозземлях.

КС РФ постановил, что органы регистрационного учета должны регистрировать граждан независимо от места нахождения пригодного для постоянного проживания жилья.

Федеральный же законодатель вправе требовать от собственников садовых участков, построивших на них жилые строения, соблюдения обязанности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Было признано неконституционным положение Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", запрещающее регистрацию граждан в дачных домах на садовых участках земель сельхозназначения.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

Верховный Суд РФ разъяснил нормы УК РФ, устанавливающие ответственность за преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной или социальной ненависти или вражды.

Разъяснены, в частности, вопросы определения объективной стороны таких преступлений и вопросы установления действительного мотива преступлений, которые могут подпадать под признаки преступлений экстремистской направленности. Также обращено внимание на то, что критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды. В Постановлении напоминается и о нормах международного права, устанавливающих, что в отношении политических деятелей пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц.

Подробно разъяснены объективная и субъективная стороны таких преступлений экстремистской направленности, как организация экстремистского сообщества и организация деятельности экстремистской организации (статьи 282.1 и 282.2 УК РФ), в том числе указана возможная деятельность руководителей, участников, структурных подразделений таких сообществ и организаций. Дано определение добровольного прекращения участия в деятельности экстремистской организации.

В Постановлении затронуты и вопросы процессуального характера, в частности вопросы назначения судом экспертизы тех или иных информационных материалов, как лингвистической, так и комплексной, к которой помимо лингвистов могут привлекаться и другие специалисты (психологи, историки, религиоведы, антропологи, философы, политологи и т.п.).

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности")

Анализ полученных документов не является дополнительным контрольным мероприятием.

ФАС Московского округа пояснил, что такие действия, как анализ полученных документов, не могут быть отнесены к дополнительным мероприятиям налогового контроля.

ФАС отметил, что в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах им сборах или отсутствия таковых руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

При этом вынесение налоговым органом решения о проведении мероприятий дополнительного контроля без проведения таких мероприятий не влечет для налогоплательщика негативных последствий, не нарушает его прав и охраняемых законом интересов.

(Постановление ФАС Московского округа № КА-А40/5885-11 от 22.06.2011)

Досрочное расторжение договора лизинга влечет возврат арендованного имущества.

ФАС Московского округа отклонил довод о том, что правовым последствием досрочного расторжения договора лизинга является возникновение у лизингодателя права требовать от лизингополучателя досрочной выплаты выкупной стоимости имущества, переданного в лизинг, а не права требования изъятия имущества.

ФАС указал, что лизингополучатель обязуется выплачивать лизинговые платежи в порядке и в сроки, предусмотренные договором лизинга. Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

Лизингодатель имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора лизинга или расторгнуть договор в случае, если задолженность лизингополучателя по оплате лизинговых платежей превысит 15 календарных дней.

При прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга.

(Постановление ФАС Московского округа в № КГ-А40/6210-11 от 21.06.2011)

После фактического принятия работ односторонний отказ от договора не допускается.

ФАС Московского округа пояснил, что предложение истца расторгнуть договор после того, как ответчик передал ему проектную документацию, не является отказом от исполнения договора.

ФАС отметил, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.

Из материалов дела следовало, что доказательств того, что истец в одностороннем порядке отказался от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, не представлено.

При этом возможность расторжения договора путем одностороннего отказа от его исполнения или от принятия исполнения после фактического принятия исполнения, предложенного другой стороной, и исполнения своих обязательств по договору, действующим законодательством не предусмотрена.

(Постановление ФАС Московского округа № КГ-А40/5889-11 от 21.06.2011)

Новые доказательства не влекут пересмотра судебных актов.

ФАС Московского округа пояснил, что поскольку на момент принятия судебных актов ответчик знал о факте заключения дополнительных соглашений, данные соглашения не являются основанием для пересмотра судебных актов.

ФАС указал, что одним из оснований для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам являются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.

Дополнительные соглашения, на которые ссылается ответчик в своем заявлении, являются новыми доказательствами и имеют отношение к уже исследованным ранее обстоятельствам, касающимся определения установленного сторонами срока возврата займов.

При этом предоставление новых доказательств не может служить основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.

(Постановление ФАС Московского округа № КГ-А40/5641-11 от 21.06.2011)

Неуведомление должника о переходе прав не освобождает от выполнения обязательств.

ФАС Московского округа признал несостоятельным довод о том, что ответчик вправе не исполнять обязательство по выплате страхового возмещения истцу, поскольку последний не представил ему доказательств перехода требования к нему.

ФАС указал, что если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

При этом отсутствие доказательств уведомления должника о состоявшемся переходе прав требования к другому лицу не освобождает должника от выполнения обязательств, возникших перед первоначальным кредитором.

При этом указанное обстоятельство лишь влечет для нового кредитора риск такого неблагоприятного последствия, как исполнение должником обязательства первоначальному кредитору.

(Постановление ФАС Московского округа № КГ-А40/4580-11 от 21.06.2011)

При истребовании большого числа документов необходимо предоставлять налогоплательщику разумный срок для их предоставления.

В ходе проверки налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование о предоставлении документов. Письмом общество сообщило инспекции о невозможности представить запрошенные документы в 10-ти дневный срок в связи с их большим объемом, и просило предоставить ему дополнительный срок для представления документов. Инспекция отказала обществу в продлении срока для представления необходимых документов и впоследствии привлекла общество к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, за нарушение срока их представления.

Суд указал, что привлечение общества к ответственности по ст. 126 НК РФ является неправомерным. В действиях налогоплательщика отсутствует вина в совершении налогового правонарушения, установленного названной нормой, что в силу положений ст. 106, 108, п. 2 ст. 109 НК РФ исключает привлечение лица к ответственности.

(Постановление Федерального Арбитражного Суда Западно-Сибирского Округа от 5 апреля 2011 г. по делу № А45-12306/2010)

ФАС уточнил пределы должной осмотрительности.

ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил, что по условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагентов субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность.

ФАС отметил, что налогоплательщиками в обязательном порядке деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

Доказательств того, что обществом при истребовании от данных контрагентов учредительных документов и документов, подтверждающих их государственную регистрацию, были осуществлены действия по проверке реальности существования выбранных организаций как субъектов предпринимательской деятельности, полномочий лиц, представляющих интересы контрагентов, не представлено.

Следовательно, суд пришел к правильному выводу о совершении налогоплательщиком действий, направленных на необоснованное получение из бюджета налоговой выгоды и обоснованно отказал в удовлетворении требований общества.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А45-19861/2010 от 21.06.2011)

Какие документы налоговые органы вправе истребовать при проведении встречной проверки.

В рамках встречной проверки налоговый орган затребовал у общества документы в порядке ст. 93.1 НК РФ, в том числе, первичные документы, на основании которых был оприходован товар, реализуемый далее проверяемому налогоплательщику (счета-фактуры, договоры поставки, сопроводительные документы, товарно-транспортные накладные, путевые листы, доверенности на получение ТМЦ и пр). В связи с непредставлением запрошенных документов в установленный срок общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

Суд указал, что привлечение общества к ответственности является неправомерным, поскольку затребованные налоговым органом вышеуказанные документы не имеют отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика. Возложение инспекцией на общество обязанности по представлению указанных документов является незаконным, а их непредставление не может считаться нарушением п. 5 ст. 93.1 НК РФ.

(Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 марта 2011 г. N Ф03-930/2011)


Вернуться в начало


Прочее

Должен ли банк сообщать об изменении реквизитов банка.

Минфин рассказал об уведомлении кредитными организациями налоговых органов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Как разъяснено письмом Минфина и ФНС, законодательством не предусматривается обязанность для кредитных организаций по уведомлению налоговых органов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ.

(Письмо Минфина и ФНС от 02.06.11 № ПА-20-6/675)

Внесены поправки в налоговую декларацию по УСН.

Минюст России зарегистрировал приказ Минфина, вносящий поправки в форму налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Решением ВАС России от 17.05.11 № ВАС-3440/11 признан недействующими показатель налоговой декларации по УСН (код строки 280) и правила его определения, в той части, в которой они ограничивали права налогоплательщиков, предусмотренные НК РФ.

В наименовании данной строки декларации, а также в пункте 5.9 Порядка ее заполнения были перечислены не все виды страховых взносов, на которые можно уменьшить единый налог.

С учетом данного обстоятельства соответствующие корректировки внесены в наименование показателя строки 280 налоговой декларации, а также в порядок его заполнения.

(Приказ Минфина от 20.04.11 № 48н, вносящий поправки в приказ от 22.06.09 № 58н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения")

О налогообложении пожертвований.

Относятся ли к доходам, облагаемым налогом на прибыль, добровольные пожертвования, поступающие в благотворительный фонд?

Письмом УФНС России по г. Москве разъяснено, что пожертвования, полученные благотворительным фондом, не учитываются в доходах.

(Письмо УФНС России по г. Москве от 04.03.11 № 16-15/020458)

ФНС о получении имущественного вычета в ситуации, когда квартира приобретена и продана в одном и том же году.

Каков порядок получения имущественного налогового вычета по НДФЛ?

УФНС России по г. Москве разъяснено, что в случае покупки и продажи квартиры в одном налоговом периоде физлицо может заявить два имущественных вычета: при приобретении жилья и при продаже имущества, находящегося в собственности менее трех лет.

Вместо последнего вычета доходы от продажи квартиры можно уменьшить на расходы, связанные с получением этих доходов.

(УФНС России по г. Москве письмом от 10.03.11 № 20-14/4/21882)

Куда обратиться за налоговым вычетом иностранцу.

Московские налоговики разъяснили порядок получения имущественного налогового вычета по НДФЛ иностранным физическим лицом, имеющим регистрацию по месту временного пребывания в г. Москве.

Письмом УФНС России по г. Москве разъяснено, иностранные физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и имеющие регистрацию по месту временного пребывания в г. Москве, представляют необходимые документы (налоговую декларацию по НДФЛ, документы, необходимые для выдачи налогоплательщику уведомления о подтверждении налоговым органом его права на получение имущественного налогового вычета по НДФЛ за соответствующий налоговый период), в Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве.

(Письмо УФНС России по г. Москве от 21.02.11 № 20-14/4/015680)

Где получить документ, подтверждающий факт отсутствия виновных лиц при хищении денежных средств из кассы организации.

Как разъяснили московские налоговики, в случае, если не будет установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается, о чем следователь выносит соответствующее постановление, копию которого направляет прокурору (подп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ).

Потерпевший вправе получить копию указанного постановления, которым и подтверждается факт отсутствия виновных лиц (подп. 13 п. 2 ст. 42 УПК РФ).

(Письмо УФНС России по г.Москве от 28.02.11 № 16-15/018191)

Вправе ли власти влиять на решения СРО.

Минфин разъяснил, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности не вправе требовать:

  • изменения или отмены решений, принятых органами управления саморегулируемой организации в соответствии с их компетенцией;
  • принятия указанными органами решений в отношении члена или членов саморегулируемой организации либо саморегулируемой организации.

Любой член СРО в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством РФ возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.

(Письмо Минфина от 10.06.11 № 070612/523)

Когда прекращается обязанность по уплате земельного налога.

Московские налоговики разъяснили, что обязанность по уплате земельного налога у организации или физического лица возникает с момента внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, разъяснено письмом от 29.10.10 № 16-15/124834, обязанность по уплате земельного налога прекращается с момента, когда в реестр внесена запись о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

(Письмо УФНС России по г. Москве от 29.10.10 № 16-15/124834)

ФНС РФ разъяснила порядок применения организациями, осуществляющими образовательную или медицинскую деятельность, налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов.

Пунктом 1 статьи 284.1 НК РФ установлено, что организации, осуществляющие образовательную или медицинскую деятельность в соответствии с российским законодательством, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных этой статьей.

Для применения с 1 января 2011 года налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов организации в течение двух месяцев со дня официального опубликования Перечня видов образовательной и медицинской деятельности, устанавливаемого Правительством РФ, но не позднее 31 декабря 2011 года вправе представить в налоговые органы заявление и копии лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

Сообщается, что если указанные заявления и документы представлены в налоговые органы до официального опубликования Перечня, то повторного представления их организациями, которые удовлетворяют предусмотренным статьей 284.1 НК РФ критериям не требуется.

(Письмо ФНС России от 21 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9824@ "О применении налоговой ставки 0 процентов")

Можно ли передать супругу свое право на получение имущественного налогового вычета по НДФЛ?

Передать – нет, разъяснил Минфин.

Однако налогоплательщики, приобретшие имущество в общую совместную собственность, могут только согласовывать между собой соотношение, в котором имущественный налоговый вычет будет распределяться между ними.

Частным случаем такого согласованного решения совладельцев имущества (супругов) является распределение между ними имущественного налогового вычета в отношении 100% и 0%.

(Письмо Минфина РФ от 08.06.11 № 03-04-05/1-405)

Если финансовые инструменты срочных сделок не обращаются на организованном рынке.

Минфин разъяснил, как определять расчетную стоимость финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке.

Порядок определения расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке (утв. приказом ФСФР России от 09.11.10 № 10-67/пз-н) устанавливает следующие способы:

  • путем сопоставления цены с имеющимися внебиржевыми котировками, а также предложениями о покупке, объявленными брокерами, дилерами и (или) управляющими, операторами информационной системы и др. (mark to market);
  • расчет на основе модели исходя из принципов расчета и формул (отдельные виды форвардов, опционов, свопов), приведенных в Порядке (mark to model);
  • на основе цены финансового инструмента срочных сделок, определенной оценщиком;

Налогоплательщик вправе самостоятельно устанавливать в учетной политике методику определения расчетной стоимости необращающихся финансовых инструментов срочных сделок, если условия этих сделок не позволяют определить такую стоимость в соответствии с указанным порядком.

(Письмо Минфина РФ от 10.06.11 № 03-03-06/2/90)

ФНС РФ разъяснен порядок налогообложения субсидий, полученных на развитие бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства.

В марте этого года вступил в силу Федеральный закон, внесший поправки в главы Налогового кодекса РФ по НДФЛ, налогу на прибыль, единому налогу при применении УСН и ЕСХН (изменения распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года): установлен специальный порядок признания в доходах субсидий, получаемых организациями и предпринимателями в рамках программ финансовой поддержки малого бизнеса. Согласно ранее действовавшему законодательству данные средства включались в доходы в полном объеме в периоде их получения.

Теперь полученные средства (в течение не более чем двух налоговых периодов) включаются в доходы пропорционально расходам, произведенным за счет этих средств. По окончании данного периода сумму неизрасходованных субсидий необходимо включить в доходы этого периода.

В письме ФНС РФ разъясняется, в частности, следующее:

  • налогоплательщики, применяющие УСН, независимо от применяемого объекта налогообложения ("доходы" или "доходы минус расходы") обязаны вести учет полученных средств и сумм произведенных расходов в Книге учета доходов и расходов, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н. При этом в графе 4 раздела I Книги отражаются суммы полученных субсидий, а в графе 5 - суммы признанных расходов;
  • с учетом особенностей признания расходов в отношении приобретенных основных средств, а также расходов по оплате товаров, сообщается о необходимости отражения в доходах сумм финансовой поддержки на дату признания соответствующих расходов. Порядок признания доходов проиллюстрирован на конкретном примере;
  • порядок учета полученных бюджетных средств налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения в виде ЕНВД, зависит от целей их предоставления. Сообщено, в частности, что субсидии, предоставляемые на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам, не являются доходом, полученным от осуществления видов деятельности, переведенных на уплату ЕНВД, и, следовательно, подлежат налогообложению в соответствии с иными режимами налогообложения.

(Письмо ФНС России от 21 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9835@ "О применении отдельных положений федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.