Мониторинг изменений за период 02.07.12 - 08.07.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Для присоединяемых к Москве территорий сохранили действующий порядок применения ЕНВД.

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, согласно которому на территориях, присоединяемых к Москве, на 2 ближайших года сохраняется действующий порядок применения системы ЕНВД.

Документ дополняет статью 346.26 Налогового кодекса РФ пунктом 1.1.

Федеральный закон предусматривает возможность введения на период до двух лет законами города Москвы системы ЕНВД для отдельных видов деятельности в отдельных районах в том случае, если на день изменения границ города указанная система налогообложения действовала в соответствующих муниципальных образованиях.

(Федеральный закон № 96-ФЗ от 29.06.2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

По запросам налоговых органов, направленным на основании запросов уполномоченных органов иностранных государств в соответствии с условиями международных договоров, банки обязаны представлять информацию, в частности, о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на них, выписки по операциям на счетах, вкладах (депозитах) физических лиц.

В Налоговый кодекс РФ внесены поправки, направленные, в том числе, на совершенствование электронного документооборота между банками и налоговыми органами, уточнение порядка налогообложения процентного дохода по долговым обязательствам. Изменения, внесенные в банковское законодательство, коснулись положений о банковской тайне.

Установлено, например, что решение налогового органа о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств должно направляться в банк только в электронной форме (ранее предусматривалось два варианта - на бумажном носителе или в электронном виде).

Также, в частности, в главу о налоге на прибыль включены положения, дополняющие перечень случаев, когда налоговые агенты освобождаются от обязанностей по исчислению и удержанию сумм налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям (в т.ч. выплата процентного дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам, выплата российскими организациями процентного дохода по обращающимся облигациям, выпущенным этими организациями в соответствии с законодательством иностранных государств, а также (при соблюдении определенных условий) выплаты процентных доходов по долговым обязательствам перед иностранными организациями). Дано определение понятия "обращающиеся облигации".

(Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности")

ФНС утвердила формат описи документов, направляемых в налоговый орган по ТКС.

Документ принят с целью обеспечения возможности направления налогоплательщиками документов в электронном виде по ТКС в налоговые органы в соответствии с пунктом 3 статьи 80, пунктом 2 статьи 93 пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ.

(Приказ ФНС России № ММВ-7-6/465@ от 29.06.2012)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Вводятся в действие новые формы реестров, представляемых работодателями в ФСС РФ для назначения работникам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Утверждены формы реестров, содержащих сведения, необходимые для назначения и выплаты следующих видов пособий:

  • по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребенка;
  • ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В новых формах реестров предусматривается большее количество граф для отражения сведений, а также включены строки для указания контактного телефона и адреса электронной почты страхователя.

Как и ранее, Реестры должны составляться в электронном виде по форматам, установленным для представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

(Приказ ФСС России от 15.06.2012 N 223 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения", Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2012 N 24755)


Вернуться в начало


Правовые новости

ЦБ РФ утвердил правила осуществления перевода денежных средств банками.

ЦБ РФ своим положением устанавливает правила осуществления перевода денежных средств Банком России и кредитными организациями на территории РФ в отечественной валюте.

Согласно документу, перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

  • расчетов платежными поручениями;
  • расчетов по аккредитиву;
  • расчетов инкассовыми поручениями;
  • расчетов чеками;
  • расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
  • расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

При этом формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами.

(Положение Центрального Банка России № 383-П от 19.06.2012)


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума приняла в I чтении поправки в НК по налоговым вычетам.

Госдума приняла в первом чтении поправки в законодательство о налоговых вычетах.

Законопроект вносит изменения в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ. Согласно законопроекту, налогоплательщики имеют право учитывать в составе социального налогового вычета стоимость услуг по лечению, предоставленных не только медицинскими организациями, но и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности и занимающимися медицинской деятельностью.

Устанавливается порядок получения имущественного налогового вычета налогоплательщиками-родителями, которые строят жилье или приобретают за счет собственных средств имущество в собственность своих несовершеннолетних детей. Предполагается, что в данных случаях несовершеннолетние дети не теряют права на получение ими в дальнейшем имущественного налогового вычета.

Кроме того, законопроектом устраняется неопределенность в правоприменительной практике, связанная с реализацией налогоплательщиком права на получение налогового имущественного вычета при приобретении имущества в общую совместную собственность. Предлагается установить норму, согласно которой налогоплательщик считается воспользовавшимся своим правом на имущественный налоговый вычет только в том случае, когда он лично обращается за его предоставлением.

Налоговый кодекс РФ предлагается дополнить нормами, предусматривающими с 1 января 2013 года обязательное досудебное обжалование налогоплательщиками актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

Госдуме предложен проект Федерального закона, в соответствии с которым вносится дополнение в порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, установленный статьей 138 НК РФ. Исключение будут составлять акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, ненормативных актов ФНС России, действий или бездействия ее должностных лиц. Также непосредственно в суд можно будет обратиться, в случае если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не было принято вышестоящим налоговым органом в установленные сроки.

С учетом данного нововведения изменяются порядок и сроки подачи жалобы, установленные статьей 139 НК РФ, и вводятся новые статьи: 139.1 (предусматривающая порядок и сроки подачи апелляционной жалобы), 139.2 (устанавливающая требования к форме и содержанию жалоб), 139.3 (устанавливающая основания оставления жалоб без рассмотрения).

Законопроектом предлагается увеличить до одного месяца срок вступления в силу решений налоговых органов, принимаемых по результатам проведения выездной налоговой проверки (сейчас по общему правилу - 10 дней, в отношении консолидированной группы налогоплательщиков - 20 дней). Решение ФНС России о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности будет вступать в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого такое решение было вынесено.

Требования к применению контрольно-кассовой техники будут усилены.

Проектом Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Кодекс РФ об административных правонарушениях" предлагается более четкое и подробное изложение установленных ранее требований к опломбированию контрольно-кассовой техники, ее контрольно-техническим функциям и эксплуатационной документации.

Кроме этого, законопроектом вводится понятие "мастер-ключей" к контрольно-кассовой технике, требования к которым, порядок изготовления и применения должен установить федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности в сфере использования шифровальных (криптографических) средств.

Предполагается установить также требования к технической поддержке контрольно-кассовой техники, а Правительству РФ предоставить право определять порядок осуществления деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве центров технического обслуживания контрольно-кассовой техники.

Должна быть усилена, по мнению авторов законопроекта, административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством случаях либо применение ее с нарушением установленного порядка: максимальный размер налагаемого за эти правонарушения штрафа должен быть повышен до трех тысяч рублей для граждан, до десяти тысяч рублей для должностных лиц (в настоящий момент максимальный размер штрафа, налагаемого на должностных лиц, составляет четыре тысячи рублей) и до ста тысяч рублей для юридических лиц (сейчас - сорок тысяч). Размер штрафа, налагаемого на организации и индивидуальных предпринимателей за неправомерные действия при технической поддержке применения контрольно-кассовой техники (такой статьей предполагается дополнить КоАП РФ), будет составлять от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения будет увеличен до одного года со дня совершения правонарушения (в настоящее время срок давности составляет два месяца).

В Госдуму внесен законопроект о банкротстве физических лиц.

Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект № 105976-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника".

Документ, регламентирует порядок осуществления процедуры банкротства в отношении физических лиц, не являющихся ИП.

В настоящее время физическое лицо может быть признано банкротом, только если гражданин является индивидуальным предпринимателем.

С 1 января 2013 года Банк России планирует ввести в действие обновленные правила ведения бухучета в кредитных организациях.

В частности, в проекте Положения Банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ" предусмотрено новое требование, согласно которому руководитель кредитной организации обязан утверждать порядок учета внутрибанковских требований и обязательств между филиалами кредитной организации или между головным офисом кредитной организации и её филиалами и урегулирования взаимной задолженности.

В этой связи счет 303 "Расчеты с филиалами" переименован во "Внутрибанковские требования и обязательства" и определено его назначение: учет внутрибанковских требований и обязательств между головным офисом кредитной организации и её филиалами или между филиалами кредитной организации по суммам переводов клиентов, зачисленных (перечисленных) по назначению.

Определены операции, учитываемые на счете N 30301 "Внутрибанковские обязательства по переводам клиентов" (пассивный) и на счете N 30302 "Внутрибанковские требования по переводам клиентов" (активный).

Минфин разработал новое ПБУ "Доходы организации".

Министерство финансов РФ разработало правила формирования информации о доходах в бухгалтерской отчетности. Проект Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" распространяется на юридических лиц и некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность. Авторы положения классифицировали доходы, объяснили, как их оценивать и раскрывать информацию в бухгалтерской отчетности.

Документ определяет, что доходы организации - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов или списания обязательств, приводящее к увеличению капитала. Не признаются доходами средства, поступившие из следующих источников:

  • а) от учредителей, акционеров, участников, собственников организации (вкладов, взносов, денежных средств и иного имущества в счет формирования уставного фонда и т.п. поступления);
  • б) от покупателей и заказчиков косвенных налогов, подлежащих уплате в бюджет;
  • в) из бюджета в возмещение уплачиваемых налогов;
  • г) от контрагента комиссионеру или агенту в связи с осуществлением ими комиссионных или агентских услуг (за исключением платы за сами услуги);
  • д) от контрагентов в пользу третьих лиц в счет возмещения коммунальных платежей в арендных и иных аналогичных отношениях, компенсации оплаты транспортировки грузов и пр.;
  • е) в виде разницы между фактическими затратами на выкуп собственных акций (долей) и их балансовой стоимостью.

Минфин разделил доходы организации на две категории. Доходы от обычной деятельности он обособил. К ним авторы документа отнесли доходы, полученные в результате регулярной работы, которая поддается планированию и обеспечивает стабильные поступления. В частности, к этой категории относятся доходы от продажи товаров, сдачи имущества в аренду.

Положение также устанавливает, как оценивается и признается выручка. Кроме того, министерство объяснило, каким образом раскрывать информацию о доходах в бухгалтерской отчетности.

Напомним, сейчас правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах организации определяет ПБУ 9/99. Оно утверждено приказом Минфина от 06.05.1999 г. № 32н. Общие требования к бухгалтерской отчетности устанавливает Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".


Вернуться в начало


Судебная практика

Кассовый чек является достаточным доказательством оплаты товара.

ФАС Московского округа пояснил, что кассовый чек является достаточным доказательством, подтверждающим факт оплаты товара.

ФАС указал, что законодательством установлено обязательное применение всеми организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Кассовый чек является документом, подтверждающим факт заключения договора розничной купли-продажи. Обязательность выдачи продавцом одновременно и кассового, и товарного чека законодательством не предусмотрена.

Поскольку имеющийся в материалах дела кассовый чек содержит все необходимые реквизиты, в том числе, наименование ответчика, дату и время покупки, стоимость покупки, он правомерно был принят судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства оплаты товара.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-82533/11-12-680 от 14.07.2012)

Для предъявления к возмещению НДС не обязательна госрегистрация объекта, за который он уплачен.

При проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС к возмещению за 2 квартал 2009 г. налоговая установила, что в сумму, подлежащую выплате, включен налог, уплаченный при реконструкции приобретенного цеха в 2001-02 г. По мнению налогового органа, срок, предусмотренный п. 2 ст. 173 НК РФ, заявителем пропущен. Кроме того, инспекцией установлено, что счета-фактуры, датированные 2001-2002 гг., составлены в соответствии с требованиями законодательства, предусмотренного для оформления счетов-фактур и действующего с 11.05.2006. При этом лицо, их подписавшее (руководитель контрагента) от занимаемой должности освобожден в 2002 г. и умер в 2006 г., а в дальнейшем данная организация была ликвидирована.

Общество в объяснениях указало, что поставило ОС на бухучет непосредственно перед реализацией в 2009 г. и предъявило к вычету НДС, уплаченный в 2001-02 г. Оригиналы счетов-фактур утеряны и позднее восстановлены контрагентом.

Своевременное неприятие ОС к учету, и непредъявление НДС к вычету, общество мотивировало ссылками на п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 НК (в редакции от 29.05.2002 N 57-ФЗ) и ПБУ 6/01 "Учет основных средств" от 30.03.2001 N 26н. Согласно их положениям, принятие ОС к бухгалтерскому учету осуществляется переводом из категории "капитальные вложения" в основные средства путем издания приказа по предприятию "О вводе ОС в эксплуатацию" соответствующих объектов завершенного капитального строительства. После издания приказа предприятие могло предъявлять НДС с субсчета "НДС с капитальных вложений" к вычету. Однако общество не переводило цех в ОС по причине отсутствия государственной регистрации права собственности.

Суд первой инстанции решил спор в пользу общества.

В апелляционной инстанции установлено, что объекты отвечали критериям основных средств, общество располагало всеми необходимыми документами для их принятия к учету в 2002 году. Ссылка на отсутствие госрегистрации спорных объектов судом отклонена, поскольку нормы ПБУ 6/01 не связывают принятие ОС к учету с фактом его регистрации. Обстоятельств, препятствовавших заявителю обратиться за возмещением НДС в установленный срок, не установлено.

Представленные обществом объяснения не удовлетворили как апелляционную, так и кассационную инстанции. Решение налогового органа осталось в силе.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 июня 2012 г. по делу № А66-2224/2011)

Наличие у предприятия убытков не свидетельствует о недобросовестности его руководства.

ФАС Северо-Кавказского округа пояснил, что ответственность единоличного исполнительного органа предприятия является гражданско-правовой, поэтому причиненные убытки подлежат взысканию лишь при наличии виновных противоправных действий с его стороны.

ФАС отметил, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы.

Разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений презюмируются. Следовательно, обязанность по доказыванию недобросовестности и неразумности действий единоличного исполнительного органа общества, повлекших за собой причинение убытков, возлагается на истца.

Обратившись с требованием о возмещении убытков, истец должен доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения ответчика, а также причинную связь между виновными действиями ответчика и убытками. Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А53-19695/2011 от 22.07.2012)

Для сохранения права на УСН дробить бизнес нельзя.

Компания не вправе дробить бизнес для сохранения лимита по доходам за год (сейчас 60 млн. руб.), дающего право остаться на УСН. В этом случае налогоплательщик получает необоснованную налоговую выгоду.

Компания торговала нефтепродуктами на АЗС. Как только ее финансовый результат за год приближались к заветной отметке (сейчас — 60 млн. руб.), она прекращала бизнес и передавала заправку по договору аренды сотруднику-предпринимателю. Тот в свою очередь делал то же самое, как только его выручка доходила до установленных лимитов. Это позволяло всем участникам схемы платить меньше налогов.

Инспекция расценила весь доход предпринимателей доходом компании. В результате она потеряла право на УСН и должна была за определенный период деятельности платить налоги по общей системе. Суд встал на строну налоговиков.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2012 № Ф03-802/2012)


Вернуться в начало


Прочее

При регистрации соглашения об изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) проверка соблюдения условий, которым должны соответствовать участники такой группы, не производится.

До налоговых инспекций доведено письмо Минфина России, в котором напоминается об условиях, которым должны соответствовать участники КГН, а также о необходимости представления документов, подтверждающих выполнение данных условий, в том числе и в случае регистрации изменений в соглашение об изменении договора о создании КГН. При этом отмечено, что проверка соблюдения установленных условий осуществляется только на момент регистрации договора о создании КГН.

(Письмо ФНС России от 29.06.2012 N ЕД-4-3/10720@)

Минфин разъяснил порядок назначения выездных проверок в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении индивидуального предпринимателя выносит налоговый орган по месту жительства предпринимателя. Это справедливо до тех пор, пока в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) не будет внесена запись о снятии предпринимателя с учета в данном налоговом органе.

Правила назначения выездных налоговых проверок приведены в статье 89 Налогового кодекса. В частности, пункт 2 данной статьи предоставляет право проведения выездных налоговых проверок ИП налоговому органу по месту жительства предпринимателя.

Налоговый орган снимает с учета предпринимателя, руководствуясь сведениями о смене места его жительства, содержащимися в ЕГРИП (п. 4 ст. 84 НК РФ). При этом датой снятия с учета индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства является дата внесения соответствующей записи в ЕГРИП (п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.04 № 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Поэтому, до момента внесения в ЕГРИП записи о снятии ИП с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства считается, что предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе. До внесения соответствующих изменений в ЕГРИП именно этот налоговый орган в соответствии с положениями пункта 2 статьи 89 НК РФ имеет право назначить выездную налоговую проверку.

(Письмо Минфина России от 19.06.12 № 03-02-08/53)

Минфин России напоминает о нормативах распределения между бюджетами доходов от акцизов на произведенную в РФ алкогольную продукцию, а также сообщает КДБ для учета указанных поступлений с 1 июля 2012 года.

В письме приведены нормативы распределения доходов от акцизов на алкогольную продукцию (в т.ч. пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива), установленные Приложением 1 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ.

Указаниями о порядке применения бюджетной классификации для учета доходов от акцизов на алкогольную продукцию, производимую в РФ, утверждены коды классификации доходов бюджетов (КДБ), входящие в код КДБ агрегации "1 03 02000 01 0000 110 Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации".

Сообщается, что учет доходов от акцизов на алкогольную продукцию (пиво) предусматривается по отдельному коду КДБ.

Так, например, указано, что в 2012 году применяются КДБ:

  • 1 03 02100 01 0000 110 - акцизы на пиво, производимое на территории РФ;
  • 1 03 02110 01 0000 110 - акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива с добавлением спирта (с некоторыми исключениями);
  • 1 03 02130 01 0000 110 - акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива с добавлением спирта (с некоторыми исключениями).

(Письмо Минфина России от 02.07.2012 N 02-04-05/2478)

Ставка акциза 6 рублей за литр применяется в отношении сидра, изготавливаемого по ГОСТ Р 51272-2008.

Сообщается, что в соответствии с указанным Национальным стандартом сидр, в частности, должен изготавливаться из сброженного яблочного сусла или сброженного яблочного сока и иметь объемную долю этилового спирта не менее 1,5 и не более 6,0 процента. Согласно стандарту, добавление этилового спирта при производстве сидров не предусмотрено.

При соблюдении указанных условий в отношении сидра может применяться ставка акциза 6 рублей за литр в соответствии с пунктом 1 статьи 193 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 04.07.2012 N АС-4-3/10879@ "О направлении письма Минфина России от 20.06.2012 N 03-07-15/1/13 по вопросу применения ставки акциза в отношении сидра")

Организация, применяющая нулевую ставку налога на прибыль, не вправе переносить убытки на будущие налоговые периоды.

Применение нулевой ставки налога на прибыль в отношении некоторых видов деятельности лишает организацию права на перенос убытков, полученных при осуществлении этих видов деятельности, на будущие налоговые периоды.

По общему правилу, налогоплательщики, получившие убыток в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода и перенести убыток на будущие налоговые периоды. Об этом сказано в пункте 1 статьи 283 Налогового кодекса. Однако данное правило не распространяется на убытки, полученные налогоплательщиком в период налогообложения его доходов по ставке 0 процентов.

Также в Минфине напомнили, что налоговая база в отношении прибыли, облагаемой по ставке, отличной от 20 процентов, определяется отдельно (п. 2 ст. 274 НК РФ). Соответственно, налогоплательщик должен вести раздельный учет доходов и расходов.

(Письмо Минфина России от 26.06.12 № 03-03-06/1/320)

Если условиями договора добровольного личного страхования, заключенного работодателем в пользу своих работников, предусматривается оплата медицинских услуг частично за счет средств работника, частично за счет средств работодателя, соответствующие затраты работодателя могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

При этом отмечено, что в составе расходов учитываются затраты работодателя в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда, и при условии, что указанные расходы осуществлены по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ.

(Письмо ФНС России от 03.07.2012 N ЕД-4-3/10859@ "О взносах работодателей, уплаченных по договорам добровольного медицинского страхования")

Минфином РФ подготовлена подробная информация о нововведениях, касающихся применения специальных режимов налогообложения с 1 января 2013 года.

С указанной даты УСН на основе патента будет заменена патентной системой налогообложения (ПСН). В информации сообщены особенности ее применения и основные отличия от системы налогообложения, действующей в настоящее время.

Напоминается, в частности, о том, что законы субъектов РФ о введении с 1 января 2013 года патентной системы налогообложения должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2012 года. При этом индивидуальные предприниматели, планирующие ее применять с 1 января 2013 года, должны будут подать заявление о получении патента не позднее 20 декабря 2012 года.

Допустимая средняя численность наемных работников увеличена с 5 до 15 человек. ПСН можно будет применять как в отношении видов деятельности, поименованных в НК РФ (теперь их 47 вместо 69 из-за изменений в Общероссийском классификаторе услуг (ОКУН)), так и в отношении видов деятельности, дополнительно включенных в перечень законом субъекта РФ.

Налоговой базой для исчисления налога является размер потенциально возможного годового дохода, величина которого закреплена в НК РФ (не меньше 100 тыс. рублей и не больше 1 млн. рублей). Законом субъекта РФ может увеличиваться максимальная величина годового дохода в отношении определенных видов деятельности, а также в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств и обособленных объектов (площадей). Ставка налога - 6 процентов. Обращено внимание на то, что сумма налога, в отличие от действующего в настоящее время правила, не уменьшается на сумму страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, фонды ОМС.

В информации Минфина России сообщается также о новшествах в правилах применения ЕСХН, УСН, ЕНВД. Отмечено, в частности, что переход на данные специальные режимы налогообложения (включая ЕНВД) является добровольным и носит уведомительный характер.

(Информационное сообщение Минфина России от 05.07.2012 "Об изменениях в специальных налоговых режимах")

Уплата ЕНВД предпринимателями, осуществляющими работы по монтажу и ремонту кондиционеров.

Коммерсант осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже, монтажу, ремонту кондиционеров юридическим и физическим лицам. Подпадает ли данная деятельность под применение системы налогообложения в виде ЕНВД?

Специалисты финансового ведомства указали, что реализации кондиционеров на основании договоров розничной купли-продажи как юридическим, так и физическим лицам подлежит переводу на уплату единого налога вне зависимости от формы расчетов с покупателями (наличной или безналичной).

В случае если услуги по установке (монтажу) кондиционера покупателю и стоимость такой услуги включается продавцом в стоимость реализуемого кондиционера, то предоставление данной услуги является не самостоятельным видом предпринимательской деятельности и подлежит переводу на уплату ЕНВД.

А в случае если оказание услуг по установке (монтажу) кондиционера покупателю осуществляется продавцом рамках иных договоров и оплата за такие услуги производится отдельно, то такая деятельность не признается "вмененной".

Дело в том, что услуги по кондиционированию и вентиляции, а также услуги, связанные с осуществлением строительно-монтажных и электромонтажных работ по кондиционированию и вентиляции, указаны в разделе 040000 "Жилищно-коммунальные услуги" ОКУН и не относятся к бытовым услугам в целях применения главы 26.3 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 27.06.2012 № 03-11-11/192)

Дивиденды, полученные от иностранной компании и направленные на увеличение ее уставного капитала, облагаются НДФЛ в общем порядке.

Физическое лицо, являющееся резидентом РФ, обязано исчислить и заплатить в бюджет НДФЛ с сумм дивидендов, полученных от иностранной организации. Причем это справедливо даже в том случае, когда полученные дивиденды физлицо направляет на увеличение уставного капитала иностранной организации.

Подпункт 1 пункта 3 статьи 208 Налогового кодекса относит дивиденды, полученные от иностранной организации, к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации. Для таких доходов установлена налоговая ставка в размере 9 процентов (п. 4 ст. 224 НК РФ).

В Минфине отмечают, что в Налоговом кодексе нет нормы, которая освобождала бы от НДФЛ дивиденды, полученные от иностранной организации и направленные на увеличение уставного капитала такой организации. Поэтому эти доходы облагаются НДФЛ в общем порядке. Причем физическое лицо обязано самостоятельно рассчитать сумму налога и заплатить ее в бюджет (п. 1 ст. 214 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 25.06.12 № 03-04-05/3-76)

Гражданин не вправе получить имущественный вычет в сумме расходов на погашение процентов по ипотеке, если ранее он использовал вычет по расходам на покупку жилья.

Гражданин приобрел квартиру с использованием средств целевого займа (ипотечный кредит). Можно ли получить имущественный налоговый вычет по расходам, связанным с уплатой процентов по займу, если ранее гражданин получил имущественный налоговый вычет по расходам на покупку другой квартиры? В данной ситуации о предоставлении вычета речи быть не может, считают в Минине России.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса сказано, что у гражданина есть право на получение имущественного вычета в сумме фактически произведенных расходов на приобретение жилой недвижимости, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), израсходованным на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Однако в этой же норме установлен запрет на повторное предоставление вычета.

В Минфине полагают, что налогоплательщик, который уже воспользовался правом на имущественный налоговый вычет при покупке жилья, не вправе получить вычет на погашение процентов по ипотеке при покупке другого жилья. При этом совершенно неважно, что при предоставлении первого вычета, в него не были включены расходы на погашение процентов по целевым займам.

(Письмо Минфина России от 25.06.12 № 03-04-05/9-771)

Компенсация родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, выплаченная за счет бюджетных средств, НДФЛ не облагается.

Облагаются ли НДФЛ денежные средства, которые физлицо получает в качестве частичной компенсации родительской платы за содержание ребенка в детском саду? Нет, не облагаются, считают в Минфине России. Но только в том случае, когда такие средства выплачиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В статье 217 Налогового кодекса приведен перечень доходов, которые освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц. В частности, в пункте 42 данной статьи упомянуты средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные организации, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

По мнению Минфина, положения данной нормы НК РФ распространяются только на те компенсации, о которых идет речь в пункте 1 статьи 52.2 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании". То есть на компенсации, которые выплачиваются за счет бюджетов субъектов РФ.

Выплаты, произведенные за счет иных источников (например, за счет работодателя физлица), как полагают в финансовом ведомстве, не являются компенсацией части родительской платы. Поэтому нормы пункта 42 статьи 217 НК РФ на них не распространяются. Соответственно, такие выплаты облагаются НДФЛ в общем порядке.

(Письмо Минфина России от 19.06.12 № 03-04-05/6-740)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.