Мониторинг изменений за период 04.06.12 - 10.06.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Установлен новый размер госпошлины за регистрацию гражданских воздушных судов.

Ранее размер госпошлины дифференцировался в зависимости от класса воздушного судна (I класса - 4000 рублей, II - III класса - 3000 рублей, IV класса - 2000 рублей).

Теперь применяемая в Налоговом кодексе РФ терминология приведена в соответствие с Воздушным кодексом РФ и установлены следующие размеры госпошлины за регистрацию:

  • гражданских воздушных судов, за исключением легких ГВС - 4000 рублей;
  • легких ГВС - 2000 рублей;
  • сверхлегких ГВС - 1000 рублей.

(Федеральный закон от 05.06.2012 N 49-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

К полномочиям ФНС РФ отнесено утверждение порядка взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц.

Соответствующее дополнение внесено в Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.

(Постановление Правительства РФ от 04.06.2012 N 552 "О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе")

ФНС РФ дополнила Государственный реестр ККТ.

ФНС РФ своим приказом включила сведения о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр ККТ.

Документ включает в первый раздел Государственного реестра ККТ сведения о модели контрольно-кассовой техники программно-технический комплекс "МК-35К".

(Приказ ФНС РФ № АС-7-2/366@ от 30.05.2012)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Работодателю не будет предоставлена в 2012 году скидка к страховому тарифу, если в 2010 году в организации были несчастные случаи со смертельным исходом.

Страховые взносы в ФСС РФ уплачиваются исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемой фондом.

Согласно утвержденным "Правилам установления скидок и надбавок к страховым тарифам..." для рассмотрения вопроса об установлении скидки работодателю необходимо не позднее 1 июля 2012 года обратиться в фонд с заявлением. Скидка устанавливается с 1 января 2012 года.

В 2012 году скидка и надбавка рассчитываются исходя из показателей, определенных по итогам деятельности работодателя за 2008 - 2010 годы.

Методика расчета скидок и надбавок должна быть разработана Министерством труда и социальной защиты РФ по согласованию Минфином России и ФСС РФ.

(Постановление Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Регламентирован порядок деятельности Суда Евразийского экономического сообщества.

Суд обеспечивает единообразное применение государствами - членами Таможенного союза и Единого экономического пространства международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, и актов Комиссии, защиту нарушенных прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, урегулирование споров, применение временных мер, в том числе обеспечительного характера, развитие партнерства и деловых отношений.

Регламент вступает в силу с даты утверждения его Судом после согласования с Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества.

(Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 22.05.2012 N 12 "О Регламенте Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов")

При обращении в Суд Евразийского экономического сообщества до подачи заявления хозяйствующему субъекту необходимо уплатить пошлину в размере 30000 российских рублей.

Пошлина зачисляется на депозитный счет Суда Евразийского экономического сообщества.

Установлено, что если хозяйствующим субъектом пошлина была внесена в большем размере, Судом Евразийского экономического сообщества в течение пяти рабочих дней со дня поступления пошлины на депозитный счет Суда возвращается разница в размере превышения.

Если хозяйствующим субъектом пошлина была внесена в меньшем размере, заявление хозяйствующего субъекта не принимается к рассмотрению Судом.

(Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.12.2011 N 588 "Об определении размера, валюты платежа, порядка зачисления, использования и возврата пошлин, уплаченных хозяйствующими субъектами при обращении в Суд Евразийского экономического сообщества")

Все решения Суда Евразийского экономического сообщества подлежат официальному опубликованию в печатном издании Суда Евразийского экономического сообщества и на интернет-сайте Суда Евразийского экономического сообщества, а также в национальных источниках официального опубликования государств - членов ЕврАзЭС.

Решения Суда Евразийского экономического сообщества, принимаемые по делам в рамках Таможенного союза, подлежат официальному опубликованию в официальных источниках опубликования решений и материалов органов Таможенного союза: в печатном издании и на интернет-сайте Комиссии Таможенного союза.

(Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.12.2011 N 589 "Об официальном опубликовании решений Суда Евразийского экономического сообщества")

Скорректирован перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию РФ.

В указанном перечне позиция "Мука тонкого и грубого помола, порошок, хлопья, гранулы картофельные", код ТН ВЭД ТС 1105, изложена в новой редакции "Мука тонкого и грубого помола и порошок картофельные", код ТН ВЭД ТС 1105 10 000 0.

Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

(Постановление Правительства РФ от 30.05.2012 N 527 "О внесении изменения в перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации")

В отношении погружных буровых установок для бурения нефтяных и газовых скважин глубиной до 6000 м в Каспийском море на глубинах воды не менее 2,5 м, но не более 5,5 м (код 8905 20 000 2 ТН ВЭД ТС) с 01.07.2012 по 30.06.2013 включительно установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0% от таможенной стоимости

Решение вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31.05.2012 N 53 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и установлении ставки ввозной таможенной пошлины в отношении погружных буровых установок, предназначенных для бурения нефтяных и газовых скважин")


Вернуться в начало


Законопроекты

Депутаты рассматривают новый порядок применения специальных налоговых режимов.

Депутаты Госдумы РФ рассмотрят во втором (основном) чтении законопроект № 499566-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ" в части совершенствования системы специальных налоговых режимов.

Так, в частности, законопроект предусматривает введение в НК РФ главы 265 "Патентная система налогообложения", регулирующую применение упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента.

Также законопроектом предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

С 1 января 2013 года из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога, исключаются розничная торговля и услуги общественного питания, осуществляемые через стационарные объекты площадью до 150 квадратных метров.

Сенаторы одобрили введение льготы по НДС для представительства Европейского космического агентства.

Сегодня Совет Федерации на 316 очередном заседании ратифицировал Протокол к Соглашению между правительством РФ и Европейским космическим агентством об учреждении в России Постоянного представительства Европейского космического агентства и его статусе от 10 апреля 1995 года.

Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, документ дополняет положения Соглашения и предусматривает освобождение от уплаты НДС в отношении товаров, работ или услуг, реализуемых на территории РФ и предназначенных для официального использования ЕКА и его представительства.

Организации будут сдавать в налоговую только годовую бухгалтерскую отчетность.

Госдума РФ приняла законопроект № 500686-5 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Так, в частности, документ вносит изменения в статью 23 Налогового кодекса РФ, регулирующую обязанности налогоплательщиков.

Согласно новой редакции, налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет.

Единовременную материальную помощь студентам освободят от обложения НДФЛ.

В Госдуму поступил законопроект № 88702-6, в котором предлагается внести в перечень необлагаемых выплат, установленный статьей 217 НК РФ, единовременную материальную помощь студентам, аспирантам и докторантам.

По мнению авторов документа, указанная помощь является по своей природе дополнительной федеральной мерой социальной поддержки, поэтому не должна облагаться налогом.

В статье 217 НК РФ отсутствует прямое указание на освобождение этих выплат от обложения НДФЛ, поэтому разные ведомства по этому вопросу давали диаметрально противоположные разъяснения.

Госдума одобрила в первом чтении закон об обложении земельным налогом участков, необходимых для обеспечения обороны.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым предлагается облагать земельным налогом участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Соответствующие изменения вносятся в главу 31 Налогового кодекса.

В соответствии с поправками из перечня объектов, не признаваемых объектами налогообложения земельным налогом, исключаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Ставка налога в отношении этих участков устанавливается на уровне 0,3% их кадастровой стоимости.

Авторы документа поясняют, что такие земельные участки предоставляются не только органам власти и подведомственным им учреждениям, но и унитарным предприятиям, которые являются коммерческими организациями.

По мнению разработчиков поправок, изменения необходимы для пополнения региональных и местных бюджетов.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, для реализации этого предложения потребуется дополнительное выделение средств из федерального бюджета на уплату этого налога федеральными органами исполнительной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, в размере не менее 3 млрд рублей.

ФНС разработала формы решений о приостановлении и возобновлении проверки консолидированной группы.

ФНС РФ разработала проект ведомственного приказа "О внесении изменений в приказы Федеральной налоговой службы от 06.03.2007 № ММ-3-06/106@, от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ и от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@".

Текст документа размещен на сайте ведомства.

Так, в частности, проект приказа содержит:

  • форму Решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;
  • форму Решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков.

Минфин представил проект приказа о введении МСФО "Консолидированная финансовая отчетность".

Минфин РФ разработал проект приказа "О введении в действие Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" на территории Российской Федерации".

Текст документа размещен на сайте министерства.

Документ устанавливает, что МСФО 10 "Консолидированная финансовая отчетность" вступает в силу на территории РФ для добровольного применения организациями с момента его официального опубликования и для обязательного применения организациями в сроки, определенные в этом приказе.


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС рассмотрел вопрос ЕНВД и муниципальных контрактов.

В очередной раз в суде рассматривался вопрос уплаты ЕНВД при реализации товаров муниципальному учреждению (детскому дому). Налоговая инспекция по результатам проверки деятельности предпринимателя произвела доначисления. По ее мнению, розничная торговля в рамках договора с муниципальным учреждением никак не может быть переведена на ЕНВД.

Суд первой и апелляционной инстанции, напротив, поддержали позицию налогоплательщика. Арбитры расценили договорные отношения, связанные с поставкой предпринимателем продуктов питания для "Детского дома", как договорные отношения по розничной купле-продаже.

Но кассационная инстанция, отменяя ранее принятые судебные акты, исходила из того, что отношения между ИП и бюджетным учреждением фактически содержали существенные условия договора поставки, а не розничной купли-продажи. Следовательно, поставка продуктов питания, осуществляемая предпринимателем указанному контрагенту, не подлежала обложению ЕНВД.

Высшие арбитры, которые рассматривали жалобу ИП, оставили постановление ФАС в силе, в передаче дела на пересмотр было отказано.

(Определение ВАС РФ от 28.05.2012 г. № ВАС-4510/12)

ВАС освободил коммерческую лотерею от НДС.

Президиум Высшего арбитражного суда вынес решение в пользу налогоплательщика, занимавшегося организацией лотереи. Спор с налоговым органом возник на почве применимости к негосударственной лотерее льгот по НДС, установленных для государственной лотереи.

Небольшой экскурс в законодательство о лотерее, предпринятый выступавшими на заседании президиума ВАС, просветил слушателей на тему классификации данных мероприятий. Государственная лотерея проводится, в том числе, региональными властями на основании принятого ими решения, а поступления от нее направляются на социально-значимые расходы. Негосударственная лотерея направлена на получение прибыли ее организатором, однако проводится по получении разрешения соответствующего органа власти. Необходимость получения такого разрешения отсутствует при проведении стимулирующих (преследующих рекламные цели) лотерей.

В данном случае лотерея не носила стимулирующий характер.

Налогоплательщик, настаивая на льготах по НДС, исходил из идентичности разрешения, выданного органом исполнительной власти, решению, принятому таким органом. На заседании представитель налогоплательщика также обратил внимание на установленный налоговым законодательством принцип равенства форм собственности в отношении налогообложения, а также на то, что лотерея (кроме стимулирующей) по своей сути не может считаться реализацией, а является разновидностью игры.

В итоге президиум ВАС не принял мнение, высказывавшееся судьей-докладчиком по делу, о том, что решение должно быть вынесено в пользу налогового органа (в данном случае, изначально предлагалось отменить решение суда кассационной инстанции, вынесенное в пользу налогоплательщика). По итогу рассмотрения дела президиумом без удовлетворения оставлено заявление налоговой инспекции. Когда будет опубликовано постановление ВАС по этому делу, станет известно, какой из аргументов сыграл решающую роль.

(Постановление Президиума ВАС № А07-19656/2010)

Плательщики единого налога на вмененный доход, обязанные соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный законодательством РФ, имеют возможность использовать соответствующие первичные документы для подтверждения утраченного дохода от предпринимательской деятельности.

Конституционный Суд РФ признал положение пункта 2 статьи 1086 ГК РФ о включении в состав утраченного в результате повреждения здоровья заработка (дохода) гражданина - индивидуального предпринимателя, применяющего систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, его доходов от предпринимательской деятельности на основании данных налоговой инспекции не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования указанное законоположение не препятствует использованию - для подтверждения дохода, фактически полученного потерпевшим, - иных достоверных сведений, надлежащим образом зафиксированных в предусмотренных законодательством документах, отражающих формирование суммы доходов и расходов.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что для граждан - индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, определение размера вреда, причиненного здоровью, в части утраченного дохода - как оно предусмотрено пунктом 2 статьи 1086 ГК РФ и с учетом того, что налоговое законодательство отношения по поводу возмещения вреда не регулирует, - на основании условных (предположительных) данных налоговой декларации, представляемой в налоговые органы потерпевшим как налогоплательщиком и содержащей лишь расчет вмененного дохода, предполагает возможность опровержения в установленном порядке презумпции соответствия вмененного дохода фактически полученному.

Поскольку различия в режимах налогообложения, обусловленные порядком исполнения гражданином его обязанности платить законно установленные налоги, как не влияющие на отношения из причинения вреда, возникающие между частными лицами, не могут выступать критерием дифференциации размера возмещения вреда в рамках гражданско-правовых обязательств, иной подход к определению утраченного дохода от предпринимательской деятельности, для которой применяется единый налог на вмененный доход, - исключающий признание за потерпевшим возможности достоверно подтвердить иными законными способами получение за соответствующий период реального дохода, превышающего по размеру вмененный доход, указанный им в налоговой декларации, - приводил бы к ущемлению этой категории граждан в их праве на возмещение причиненного вреда в полном объеме, а также ставил бы их в неравные условия с другими лицами, оказавшимися в сходной ситуации, но получившими за соответствующий период реальный доход в размере, равном или меньшем, чем вмененный доход, или применяющими иную систему налогообложения.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 05.06.2012 N 13-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.Г.Тимашова")

Наличие у контрагентов плательщика признаков "фирм-однодневок" не препятствует получению вычета.

ФАС Московского округа пояснил, что наличие у контрагентов налогоплательщика признаков "фирм-однодневок", не свидетельствует о недобросовестности заявителя в отсутствие доказательств взаимозависимости и аффилированности с контрагентами.

ФАС указал, что при выборе контрагентов обществом была проявлена должная осмотрительность и осторожность. Перед совершением сделок общество запросило у организаций документы, подтверждающие их фактическую деятельность, в том числе выписки из ЕГРЮЛ. Из представленных документов следовало, что покупатели зарегистрированы в качестве юридических лиц, располагаются по юридическому адресу, представляют налоговую отчетность.

Налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налога в бюджет, а правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности. Обязанность налогоплательщика нести ответственность за действия третьих лиц законодательно не закреплена. Каждый налогоплательщик самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо друг от друга пользуется своими правами, в том числе правом на налоговые вычеты и возмещение НДС.

Отсутствие у налогового органа данных о деятельности покупателей налогоплательщика, либо не соответствие данных их налоговой отчетности, могут косвенно свидетельствовать о прекращении деятельности данных юридических лиц на момент проведения налоговой проверки или возможных нарушениях в их деятельности. Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются основанием для возложения на налогоплательщика обязанности по доказыванию обстоятельств деятельности его контрагентов.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-61314/11-129-261 от 25.05.2012)

Истребование у контрагента учредительных документов не свидетельствует о проявлении осмотрительности.

ФАС Поволжского округа подтвердил, что обращение общества на сайт налогового органа и истребование у контрагента учредительных документов не может свидетельствовать о проявлении осмотрительности в целях получения налоговой выгоды.

ФАС указал, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе действительно не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Однако налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности.

Из материалов дела следовало, что контрагент общества никакой хозяйственной деятельности вести не мог, налоги в бюджет не уплачивал, единственное должностное лицо и единственный работник - директор в момент совершения хозяйственных операций и подписания документации находился в местах лишения свободы.

Учитывая все вышеизложенные обстоятельства в совокупности, судебные инстанции правомерно пришли к выводу о том, что общество не проявило должной степени осмотрительности, в результате чего полученная налоговая выгода не может быть признана обоснованной.

(Постановление ФАС Поволжского округа № А55-14836/2011 от 22.05.2012)


Вернуться в начало


Прочее

С 1 июля 2012 года вступают в силу изменения, внесенные в Конвенцию между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики от 09.04.1996 об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения.

Протокол о внесении изменений был подписан в г. Лечче 13 июня 2009 года.

Протоколом, в частности, уточнена редакция статьи 27 "Обмен информацией" Конвенции, в целях повышения эффективности обмена налоговой информацией и противодействия злоупотреблениям при уплате налогов.

Также, в связи с изменениями компетенции государственных органов Италии в области налогообложения, Протоколом предусматривается замена компетентного органа с Итальянской стороны на Министерство экономики и финансов Итальянской Республики.

Кроме того, Протоколом учтено, что в Италии отменен ряд налогов - местный подоходный налог и налог на собственность предприятий, взамен которых введен региональный налог на производственную деятельность.

(Письмо ФНС РФ от 31.05.2012 N ЕД-4-3/8942@ "О применении положений Протокола к Конвенции, заключенной между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики, подписанного 13.06.2009")

Учет и распределение доходов, подлежащих зачислению в бюджеты присоединяемых к Москве муниципальных образований, до 1 января 2013 года должны осуществляться с использованием кодов ОКАТО, присвоенных им до изменения границ.

Минфин России также обращает внимание главных администраторов доходов бюджетов присоединяемых муниципальных образований на необходимость доведения до плательщиков сведений о новых реквизитах счетов и информации, необходимой для заполнения расчетных документов на уплату обязательных платежей в бюджетную систему.

(Письмо Минфина РФ от 05.06.2012 N 02-04-10/2012)

Фитнес-центры могут выдавать бланк строгой отчетности вместо чека ККТ.

Организации и индивидуальные предприниматели при оказании населению услуг фитнес-центров вправе не применять контрольно-кассовую технику. Чек ККТ можно заменить бланком строгой отчетности, самостоятельно разработанным налогоплательщиком.

Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ дает право организациям и предпринимателям, оказывающим услуги населению, осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности.

Перечень услуг, предоставляемых населению, определяется Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163. Услуги фитнес-центров (код 072118) относятся к подгруппе "Предоставление объектов физической культуры и спорта" (код 072100) и включены в группу "Услуги физической культуры и спорта" (код 070000).

На этом основании в Минфине полагают, что организации и индивидуальные предприниматели при оказании населению услуг фитнес-центров вправе не применять контрольно-кассовую технику, а использовать самостоятельно разработанный БСО. Обязательные реквизиты такого документа приведены в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.08 № 359.

(Письмо Минфина РФ от 23.05.12 № 03-01-15/4-102)

ФНС РФ сообщены коды, рекомендуемые для отражения в налоговой декларации по НДС операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

В главу 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ были внесены многочисленные изменения, вступившие в силу с 1 января 2012 года, предусматривающие освобождение от налогообложения НДС ряда операций, в том числе: оказание услуг по предоставлению права проезда по платным автодорогам федерального значения; передачу недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации; оказание услуг по аккредитации операторов техосмотра, а также проведение техосмотра и др.

Поскольку в действующей редакции Порядка заполнения налоговой декларации (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н) не предусмотрено кодов для отражения указанных операций в налоговой декларации, ФНС России рекомендует до внесения соответствующих изменений использовать коды операций, приведенные в настоящем письме.

(Письмо ФНС РФ от 04.06.2012 N ЕД-4-3/9126@ "О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость")

Минфин: наименование грузоотправителя в счете-фактуре и товарной накладной могут совпадать.

Строку 3 "Грузоотправитель и его адрес" счета-фактуры можно заполнять на основании аналогичного показателя товарной накладной по форме № ТОРГ-12.

Вообще-то в строке 3 "Грузоотправитель и его адрес" счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами. Так гласит подпункт "е" пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137). Тем не менее, в Минфине полагают, что заполнение строки 3 счета-фактуры возможно на основании аналогичного показателя товарной накладной по форме № ТОРГ-12.

(Письмо Минфина РФ от 25.05.12 № 03-07-14/54)

В налоговом учете можно использовать тот же перечень прямых расходов, что и в бухгалтерском учете.

При составлении перечня прямых расходов для целей налогового учета можно использовать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией, применяемый в бухгалтерском учете.

Как известно, расходы на производство и реализацию подразделяются на прямые и косвенные. Так установлено в пункте 1 статьи 318 НК РФ. В этой же норме законодатели назвали расходы, которые можно признать прямыми. Например, к ним относятся материальные затраты и затраты на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов; расходы на оплату труда и на уплату страховых взносов; суммы амортизации, начисленной на основные средства.

Во многих случаях выгоднее отнести те или иные затраты к косвенным расходам. Ведь прямые расходы учитываются в целях расчета налога на прибыль по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены. В то время как косвенные расходы включаются в расходы текущего периода в полном объеме. Однако чиновники предупреждают: распределение расходов на прямые и косвенные должно быть обоснованным (см. письмо ФНС России от 24.02.11 № КЕ-4-3/2952@).

Авторы комментируемого письма предложили компаниям при формировании состава прямых расходов в налоговом учете учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией, применяемый для целей бухгалтерского учета. По мнению чиновников, такое совпадение будет обоснованным, поскольку одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.

(Письмо Минфина РФ от 30.05.12 № 03-03-06/1/283)

Плату нотариусу сверх установленных тарифов нельзя включить в расходы по налогу на прибыль.

В каком размере можно учесть в составе расходов по налогу на прибыль плату нотариусу?

По сделкам, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, размеры тарифа не должны превышать размеры государственных пошлин, утвержденных в статье 333.24 НК РФ. А по сделкам, которые не обязательно нотариально заверять, нотариальные тарифы учитываются в пределах норматива, определенного в статье 22.1 Основ законодательства Российской Федерации от 11.02.93 № 4462-1 "О нотариате".

Расходы в виде платы государственному или частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке, при определении налоговой базы по налогу на прибыль учесть нельзя (п. 39 ст. 270 НК РФ).

(Письмо Минфина РФ от 30.05.12 № 03-03-06/2/69)

Основное средство, находящееся на модернизации свыше 12 месяцев, исключается из состава амортизируемого имущества, даже если этот объект используется в предпринимательской деятельности.

Один из объектов основных средств организации находится на реконструкции, срок которой составляет свыше 12 месяцев. При этом данный объект не выводится из эксплуатации. Должна ли организация прекратить начисление амортизации по такому имуществу? Да, должна, считают в Минфине России.

Чиновники ссылаются на пункт 3 статьи 256 Налогового кодекса. В нем сказано, что основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества.

То есть определяющим признаком является срок проведения модернизации или реконструкции объекта основных средств. Если этот срок составляет свыше 12 месяцев, то объект исключается из состава амортизируемого имущества вне зависимости от факта использования его в предпринимательской деятельности.

(Письмо Минфина РФ от 01.06.12 № 03-03-06/1/288).

При добыче газового конденсата база по НДПИ определяется как количество добытого ископаемого.

Минфин РФ разъяснил порядок определения налоговой базы при исчислении НДПИ при добыче газового конденсата.

Ведомство отмечает, что согласно п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Вместе с тем, в соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 342 Кодекса налогообложение НДПИ производится по налоговой ставке 556 руб. (на период с 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно), 590 руб. (на период с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно), 647 руб. (начиная с 1 января 2014 г.) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Учитывая изложенное, до внесения соответствующих изменений в ст. 338 Кодекса при исчислении НДПИ налоговая база в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытого полезного ископаемого.

(Письмо Минфина РФ № 03-06-05-01/66 от 31.05.2012)

Забор воды из подземного водного объекта в целях последующего закачивания воды в пласт при разработке нефтяного месторождения подлежит налогообложению водным налогом в общеустановленном порядке.

В пункте 2 статьи 333.9 НК РФ приведен исчерпывающий перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным налогом.

Забор воды в указанных выше целях не включен в данный перечень и, следовательно, должен облагаться водным налогом в общем порядке.

(Письмо ФНС России от 30.05.2012 N ЕД-4-3/8808@)

О пониженных тарифах страховых взносов при совмещении ЕНВД и УСН.

При совмещении ЕНВД и УСН пониженные тарифы по страховым взносам можно применять только в отношении работников, занятых в упрощенной деятельности.

Финансовое ведомство напомнило, что на период с 2012- 2013 гг. установлены пониженные тарифы страховых взносов для организаций и коммерсантов, применяющих УСН, основной вид экономической деятельности которых предусмотрен подпунктом 8 пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Для применения льготы доход от основного вида деятельности должен составлять не менее 70%.

При этом, как указали финансисты, пониженные тарифы страховых взносов применяются такими налогоплательщиками только в отношении деятельности, облагаемой в рамках упрощенной системы налогообложения.

Напомним, Минздрасоцразвития России в письме от 14.06.2011 № 2011-19 сообщил, что в случае, когда упрощенец дополнительно уплачивает ЕНВД, то он вправе применить льготные ставки к зарплате всех работников. То есть, в том числе и тех, кто занят в деятельности на ЕНВД.

(Письмо Минфина РФ от 01.06.2012 № 03-11-06/3/39)

Если индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность в разных субъектах РФ и в отношении таких видов деятельности применяет УСН на основе патента, то уплачиваемые им страховые взносы могут быть распределены между патентами пропорционально сумме доходов, полученных от этих видов деятельности.

Налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемую в связи с применением УСН, на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды.

Если налогоплательщик имеет два патента, например, в отношении вида деятельности, осуществляемого в субъекте РФ по месту жительства, а также в отношении вида деятельности, осуществляемого в другом субъекте РФ, то он обязан вести раздельный учет доходов, полученных по каждому виду деятельности, на которые получен патент. При этом раздельный учет должен вестись и по суммам уплачиваемых им страховых взносов во внебюджетные фонды.

Сообщается, что в случае невозможности разделения расходов на уплату страховых взносов между такими видами предпринимательской деятельности страховые взносы могут быть распределены пропорционально сумме полученных доходов от деятельности по каждому патенту.

(Письмо ФНС РФ от 31.05.2012 N ЕД-4-3/8971@ "О порядке уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов и уплаты налога на доходы физических лиц")

Физлицо, уступившее право требования по договору участия в долевом строительстве квартиры, вправе учесть расходы по ремонту данной квартиры.

Физическое лицо заключило договор участия в долевом строительстве жилья. По договору квартира передается без отделки, поэтому покупатель самостоятельно и за свой счет произвел необходимые отделочные работы. Можно ли при определении налоговой базы по НДФЛ учесть затраты на проведение таких работ при дальнейшей переуступке прав требования данной квартиры другому физлицу? Да, можно, считают в Минфине России.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса, физические лица при продаже имущества могут:

  • воспользоваться имущественным налоговым вычетом в суммах, полученных от продажи недвижимости (размер вычета — до 1 000 000 рублей при продаже объектов, находившихся в собственности менее трех лет);
  • уменьшить сумму облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

При этом отдельно оговорено, что при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. К таким расходам, по мнению Минфина, относятся, в частности, расходы на ремонт и отделку квартиры, произведенные налогоплательщиком до заключения договора уступки прав требования.

(Письмо Минфина РФ от 01.06.12 № 03-04-05/9-674)

С 31 мая 2012 года возможность подать документы при регистрации компании или индивидуального предпринимателя через интернет-сервис ФНС России доступна пользователям всех субъектов РФ.

Налогоплательщики, которые имеют квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (СКП) и соответствующий ему ключ электронной подписи, могут направлять документы самостоятельно либо обратиться к нотариусу, участвующему в эксплуатации названного интернет-сервиса ФНС России. СКП должен быть выдан одним из удостоверяющих центров, входящих в сеть доверенных удостоверяющих центров ФНС России.

После отправки документов в электронном виде налогоплательщик получит электронное сообщение с уникальным номером, подтверждающим доставку документов. С помощью сервиса также можно ознакомиться с ходом рассмотрения налоговым органом представленных документов. Электронные документы, подтверждающие регистрацию, с электронной подписью налогового органа направляются заявителю по адресу электронной почты, указанному им при их направлении. Также документы, подтверждающие факт регистрации, можно получить на бумаге любым удобным способом: по почте, лично, либо через представителя в налоговом органе.

(Информационное сообщение ФНС России <Об интернет-сервисе ФНС России "Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде">)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.