Мониторинг изменений за период 04.02.13 - 10.02.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение между Россией и Арменией об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество, подписанный 24 октября 2011 года в Москве.

Протокол, в частности, дополняет Соглашение статьей "Доходы от отчуждения имущества" и вносит изменения в статьи "Оказание помощи по взиманию налогов" и "Обмен информацией". Изменения направлены на повышение эффективности налогового контроля и противодействие злоупотреблениям при уплате прямых и косвенных налогов.

В статье "Дивиденды" устанавливается относительный порог участия (25 процентов) в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды, который необходим для их минимального налогообложения по ставке 5 процентов.

В статье "Проценты" налогообложение процентных доходов по коммерческим кредитам в государстве - источнике таких доходов устанавливается по ставке 10 процентов. Исключение сделано для процентных доходов, получаемых органами власти и Центральными банками России и Армении. Ранее налогообложение процентных доходов осуществлялось по нулевой ставке.

Также уточнен, в соответствии с современными требованиями международного налогообложения, термин "резидент".

(Федеральный закон от 01.02.2013 N 1-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество от 28 декабря 1996 г. и Протокол к нему от 28 декабря 1996 г.")

ФНС утвердила формат представления электронной бухгалтерской отчетности социальных НКО.

ФНС РФ своим приказом утвердила формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций в электронной форме.

Приказ содержит требования к XML файлам передачи в электронной форме данных по бухгалтерской (финансовой) отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций в налоговые органы.

Согласно документу, новый формат вступает в силу для бухгалтерской (финансовой) отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций в электронной форме за период 2012 года.

(Приказ ФНС России № ММВ-7-6/56@ от 05.02.2013)

В связи с изменениями в структуре государственных органов исполнительной власти, а также вступлением в силу нового закона о бухгалтерском учете актуализированы некоторые акты Правительства РФ.

Поправки внесены, в частности, в Постановления Правительства РФ: от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", от 04.10.1999 N 1116 "Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий...", от 11.01.2000 N 23 "О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий...", от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии...".

В указанных актах Правительства заменены наименования реорганизованных органов исполнительной власти, скорректированы термины, касающиеся представляемой отчетности (бухгалтерская отчетность заменена на бухгалтерскую (финансовую) отчетность), а также уточнены сроки представления отчетности в уполномоченные органы.

Так, например, установлено, что организация, имеющая статус гарантирующего поставщика электрической энергии, обязана представлять в уполномоченный орган субъекта РФ не позднее 40 дней после окончания отчетного периода бухгалтерскую (финансовую) отчетность за I квартал, полугодие и 9 месяцев и не позднее 100 дней после окончания отчетного года (ранее - не позднее 10 дней со дня подачи отчетности в налоговые органы).

(Постановление Правительства РФ от 30.01.2013 N 67 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")

В Москве для резидентов технополисов и технопарков установлена пониженная ставка налога на прибыль.

В Москве принят закон, который устанавливает пониженную ставку налога на прибыль организаций в части налога, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, для организаций - резидентов технополисов, технологических парков и индустриальных парков.

Документ устанавливает ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, в размере 13,5% для организаций - резидентов технополисов, технологических парков и индустриальных парков в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории технополисов, технологических парков и индустриальных парков.

(Закон г. Москвы №2 от 23.01.2013 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для резидентов технополисов, технологических парков и индустриальных парков")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Уточнены полномочия Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Предусмотрено, что ФФОМС будет осуществлять выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Также уточнено, что Фонд:

  • вправе организовывать подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в том числе за пределами территории РФ, работников Фонда и участников обязательного медицинского страхования в целях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет организацию научно-исследовательской работы по вопросам обязательного медицинского страхования, в том числе в целях реализации полномочий, установленных Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
  • принимает решение об образовании совещательных, координационных органов Фонда, утверждает их состав и порядок деятельности.

(Постановление Правительства РФ от 04.02.2013 N 79 "О внесении изменений в пункт 8 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ, подписанный 18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге.

Согласно Протоколу вносятся изменения в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (приложение 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющихся частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 года).

В графах данного перечня указываются данные о продукте, полученном в результате обработки/переработки материалов (по ТН ВЭД), а также условия, производственные или технологические операции, определяющие его происхождение.

Перечень дополнен, в частности, позициями, касающимися изготовления пригодных для употребления в пищу смесей или готовых продуктов из животных или растительных жиров или масел или их фракций, содержащих более 15 мас. процентов молочных жиров; готовых изделий из текстильных напольных покрытий: ковриков для туалетной и ванной комнат, автомобильных или универсальных; тонких тканей (вуалей), волоконно-оптических кабелей.

(Федеральный закон от 01.02.2013 N 4-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года")


Вернуться в начало


Законопроекты

Поощрительные премии покупателю за объемы купленных им товаров по общему правилу не должны влиять на стоимость этих товаров.

Соответствующие поправки предлагается внести в статью 154 НК РФ с целью устранения правовой неопределенности, содержащейся в ее положениях относительно определения налоговой базы по НДС в случаях предоставления покупателям бонусов (премий, скидок) за выполнение им определенных условий договора и приводящей к многочисленным судебным спорам между субъектами предпринимательской деятельности и налоговыми органами.

Так, при рассмотрении вопроса о необходимости корректировки налоговой базы по НДС в случае выплаты покупателю поощрительной премии Президиум ВАС РФ в Постановлении от 07.02.2012 N 11637/11 указал, что премии, выплачиваемые продавцами товаров и непосредственно связанные с их поставками, являются формой торговых скидок. При этом цена договора изменяется, и, следовательно, продавцу и покупателю необходимо скорректировать суммы НДС, соответственно уплаченные и принятые к вычету.

Однако следование данному порядку не влечет каких-либо положительных или отрицательных последствий для бюджетной системы РФ, поскольку суммы НДС, восстанавливаемые покупателем и подлежащие уплате в бюджет, в том же размере принимаются к вычету поставщиком товаров. Такой порядок приводит лишь к увеличению документооборота и создает дополнительную административную нагрузку на налоговые органы.

В этой связи предлагается в статью 154 НК РФ внести изменение, согласно которому налоговая база по НДС должна подлежать корректировке в случае предоставления поощрительных премий покупателю только в том случае, если из условий договора будет прямо следовать, что поощрительные премии изменяют цену товара.

(Проект Федерального закона N 216433-6 "О внесении изменения в статью 154 части второй Налогового кодекса РФ")

Минтруд опять планирует ввести новую 4-ФСС - с расчета за первый квартал.

На сайте Минтруда опубликован очередной проект приказа об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения.

Предполагается, что приказ будет применяться при представлении расчета начиная с I квартала 2013 года.

Напомним, ранее Минтруда неоднократно публиковало проекты приказов по утверждению новой версии этой формы, однако к запланированным срокам их вступления в силу не успевало их принять.

Единственное новшество относительно действующей формы - это добавляющаяся к ней таблица 10, сведения по аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенным медосмотрам работников на начало года. Эти сведения представляются в ФСС ежегодно не позднее 1 ноября.


Вернуться в начало


Судебная практика

Президиум ВАС РФ рассмотрит спор о налогообложении НДФЛ дохода в натуральной форме в виде оплаченных банком услуг держателям дебетовых карт.

По условиям выпуска дебетовых карт их держатели, имевшие среднемесячный баланс на счетах в банке не менее 1,3 млн рублей, имели право получать услуги бизнес-залов аэропорта, оплачиваемые банком - эмитентом таких карт.

По мнению налогового органа, доход в натуральной форме, полученный клиентами банка, подлежит включению в налоговую базу по НДФЛ. В этом случае банк признается налоговым агентом и, следовательно, обязан уведомить налоговые органы о получении физическими лицами дохода. Неисполнение обязанностей налогового агента явилось основанием для привлечения банка к налоговой ответственности.

Суды первой инстанции и апелляции признали решение налогового органа недействительным, указав, что отношения между банком и его клиентами носили возмездный характер - услуги предоставлялись в обмен на поддержание высокого баланса. Такие услуги не могут быть охарактеризованы по экономической сути как доход в натуральной форме, подлежащий налогообложению НДФЛ.

Кассационная инстанция приняла решение в пользу налоговиков, решив, что у физических лиц возникает доход, подлежащий налогообложению НДФЛ, поскольку услуги получены физическими лицами безвозмездно, вместо процентов по вкладам.

ВАС РФ в определении о передаче дела в президиум указал, что если совокупный доход физических лиц от полученных услуг не превысил пределов, установленных Налоговым кодексом РФ (ставка рефинансирования плюс 5 процентных пунктов в рублях или 9 процентов в валюте), то НДФЛ не возникает.

Вопрос о налогообложении НДФЛ указанных доходов имеет принципиальное значение для банковского сообщества. Принятие решения в пользу налоговых органов создаст значительные риски для дальнейшего развития банковских программ лояльности и продвижения банковских услуг.

(Определение ВАС РФ от 21.01.2013 N ВАС-13986/12 по делу N А56-47243/2011)

Подписание документов неуполномоченными лицами не препятствует вычету НДС.

ФАС Поволжского округа подтвердил, что подписание первичных документов от имени контрагентов неуполномоченными лицами не влечет признания полученной плательщиком налоговой выгоды необоснованной.

ФАС отметил, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности.

Также налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.

Налоговый орган не представил достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих, что заявитель знал о недобросовестности своих контрагентов, о подписании документов от их имени неустановленными лицами, о неисполнении ими налоговых обязательств.

Исходя из вышеизложенного суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

(Постановление ФАС Поволжского округа № А57-9185/2012 от 23.01.2013)

Приостановление инкассового поручения не нарушает процедуру бесспорного взыскания налога.

ФАС Западно-Сибирского округа отклонил довод налогоплательщика о том, что приостановление и возобновление действия выставленного инкассового поручения противоречит действующему законодательству и нарушает процедуру бесспорного взыскания налога.

Налогоплательщик в указанном случае ссылался на то, что налоговым законодательством не предусмотрена возможность прерывания и возобновления процесса бесспорного взыскания задолженности налогоплательщика. Следовательно, налоговый орган реализовав свое право на взыскание пени во внесудебном порядке, в дальнейшем мог производить взыскание только в судебном порядке.

ФАС указал, что процедура принудительного взыскания налоговым органом задолженности по обязательным платежам представляет собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные независимые друг от друга процедуры. Действующим законодательством не предусмотрена норма, регулирующая приостановление и возобновление действия выставленного инкассового поручения.

Между тем, оспариваемые обществом действия налогового органа не являются нарушением процедуры принудительного взыскания, напротив, действия инспекции свидетельствуют о недопущении нарушения прав налогоплательщика на взыскание суммы в большем размере, нежели реальная задолженность.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А45-1270/2012 от 17.01.2013)

Госпошлина может быть уплачена третьим лицом.

ФАС Дальневосточного округа подтвердил, что государственная пошлина может быть уплачена в бюджет лицом, не подававшим в суд искового заявления.

ФАС отметил, что плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем, нормы налогового законодательства не исключают возможность уплаты государственной пошлины физическим лицом, в том смысле, если физическое лицо действует не от своего собственного имени, а от лица, уполномочившего его подать заявление.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03-5951/2012 от 24.12.2012)


Вернуться в начало


Прочее

Инспекция не вправе повторно запрашивать копии документов, если до этого они были представлены в другую ИФНС.

Если организация, которая стоит на учете в нескольких налоговых инспекциях, уже представляла копии запрошенных документов в инспекцию по месту своего нахождения, она вправе не представлять повторно копии этих документов в инспекцию по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Как известно, начиная с 2010 года, налоговики не вправе запрашивать у проверяемого лица документы, которые тот уже представлял ранее в ходе камеральных или выездных проверок. Такое ограничение, установленное пунктом 5 статьи 93 Налогового кодекса, не применяется только в двух случаях. Первый — когда документы ранее представлялись в виде подлинников и были возвращены проверяемому лицу. Второй — когда документы, представленные в инспекцию, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Налогоплательщик обратился в Минфин с вопросом: распространяется ли действие пункта 5 статьи 93 НК РФ на организации, состоящие на учете в нескольких налоговых органах одновременно? Или данная норма предусматривает запрет на повторное запрашивание документов только в том случае, если эти запросы поступили от одной и той же инспекции? По мнению авторов письма, применение положений пункта 5 статьи 93 НК РФ не зависит от того, в каком числе инспекций компания поставлена на учет. Это значит, что если компания после 31 декабря 2009 года уже представляла в рамках камеральной проверки по месту своего нахождения копии документов, то повторно их подавать, в том числе в инспекцию по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, не нужно.

(Письмо Минфина России от 21.01.13 № 03-02-07/1-12)

Минфин: за непредставление аудиторского заключения штрафа не будет.

Вправе ли налоговики привлечь организацию к ответственности за отсутствие аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности за 2012 год, представленной в 2013 году? Нет, не вправе, ответил Минфин России.

Напомним, что с 1 января 2013 года действует новый закон о бухучете (Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ). В соответствии с этим законом годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ). Этот комплект документов нужно сдать в налоговую инспекцию в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (ст. 23 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.06.12 № 97-ФЗ). Аудиторское заключение в состав бухгалтерской отчетности теперь не входит. Указанное положение применяется, начиная с представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год, отмечают в Минфине. Налоговым кодексом обязанность подавать в инспекцию аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской отчетностью также не предусмотрена. Следовательно, и штрафовать по статье 126 НК РФ за непредставление в составе бухгалтерской отчетности за 2012 год аудиторского заключения налоговики не вправе.

Напомним, что ранее коммерческие организации могли быть оштрафованы на 200 рублей за несвоевременное представление обязательного аудиторского заключения (письмо ФНС России от 16.11.12 № АС-4-2/19309).

(Письмо Минфина России от 30.01.13 № 03-02-07/1/1724)

Бумажные декларации по НДС без печати не принимаются.

В статье 80 НК, регламентирующей общие положения о налоговой декларации, упоминается о необходимости подписания декларации, но не говорится о требованиях к заверению ее печатью. При этом действующая форма декларации по НДС предусматривает присутствие печати (под строкой для подписи стоят буквы "МП").

Минфин выразил мнение, что это не противоречит статье 80 НК. Оттиск печати организации необходим для заверения подлинности подписи уполномоченного лица.

При этом в административном регламенте ФНС, касающемся, в том числе, и приема деклараций, указано, что "отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, печати организации является одним из оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета)".

(Письмо Минфина России от 01.02.13 № 03-02-07/1/2031)

Организация-агент вправе уменьшить агентское вознаграждение на сумму предоставленных за свой счет скидок на товары принципала.

Принципал поручил агенту предоставить скидки покупателям. Вправе ли организация уменьшить агентское вознаграждение на сумму предоставленных за свой счет скидок? Да, такие скидки могут уменьшать налогооблагаемую прибыль агента, считают в Минфине России.

Чиновники исходят из того, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль, агент не учитывает те расходы, которые ему компенсирует принципал. Об этом сказано в пункте 9 статьи 270 Налогового кодекса. Соответственно, как считают в Минфине, справедливо обратное: если затраты не возмещаются принципалом и не отражаются в его налоговом учете, то агент вправе учесть такие расходы при налогообложении прибыли.

Поэтому, если условием агентского договора предусмотрено, что принципал не возмещает расходы агента по предоставлению скидок покупателям, то агент вправе уменьшить полученное агентское вознаграждение на сумму предоставленных скидок.

(Письмо Минфина России от 31.01.13 № 03-03-06/1/1838)

Минфин разъяснил, в каком случае арендодатель на УСН может не включать в доходы компенсацию за "коммуналку" и перевыставить счет-фактуру арендатору.

Арендодатель на УСН с объектом "доходы" сдает помещения в аренду. При этом с арендатором дополнительно заключен агентский договор о предоставлении коммунальных услуг. Вправе ли фирма-арендодатель учитывать в доходах только агентское вознаграждение без стоимости коммунальных услуг? И может ли арендатор применить вычет по НДС на основании счетов-фактур, перевыставленных арендодателем? Минфин России на оба эти вопроса ответил положительно.

Напомним, компании на УСН учитывают доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Таким образом, арендодатель на УСН должен учесть в доходах поступившие на его счет платежи арендатора за жилищно-коммунальные услуги. Но у арендодателя есть возможность снизить налоговую нагрузку, если он заключит с арендаторами посреднические договоры (агентские или договоры комиссии) в отношении коммунальных услуг. Ведь согласно норме подпункта 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ, "упрощенщики" не учитывают в доходах денежные средства, поступившие комиссионеру, агенту или иному поверенному в связи с исполнением обязательств по посредническому договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных поверенным за доверителя (если такие затраты не учитываются в расходах комиссионера, агента или иного поверенного на основании договора). В этом случае в доходах нужно будет учесть только комиссионное (агентское) вознаграждение без стоимости коммунальных услуг, отмечают авторы комментируемого письма.

Кроме того, при таком способе оформления отношений у арендодателя есть все основания перевыставить арендатору счета-фактуры, полученные от коммунальных служб. Соответственно, арендатор вправе заявить НДС к вычету. Правомерность такого подхода подтвердили в Минфине. При этом финансисты пояснили, что при составлении счета-фактуры арендодателем, приобретающим коммунальные услуги от своего имени, в строке 2 указывается полное или сокращенное наименование фактического продавца услуг, а не арендодателя (агента).

(Письмо Минфина России от 24.01.13 № 03-11-06/2/12)

Доходы при УСН не уменьшаются на сумму комиссии, взимаемую оператором платежной системы.

Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Налогоплательщику, применяющему УСН, денежные средства на расчетный счет поступают через платежные системы. До перечисления средств на расчетный счет оператор платежной системы удерживает комиссию. Уменьшаются ли доходы налогоплательщика на сумму этой комиссии?

Финансовое ведомство отметило, что в рассматриваемом случае налогоплательщик является принципалом. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ для целей налогообложения при УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Данная статья не предусматривает уменьшение доходов принципала на сумму вознаграждения, уплачиваемого агенту.

Следовательно, доходом принципала является вся сумма выручки, поступающая на счет агента без уменьшения ее на сумму комиссии. В таком порядке должны учитывать доходы как налогоплательщики с объектом налогообложения "доходы", так и налогоплательщики с объектом налогообложения "доходы минус расходы". При этом последние из названных налогоплательщиков вправе учесть сумму агентского вознаграждения в расходах на основании пп. 24. п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

При поступлении выручки через платежные системы датой получения доходов при УСН является день оплаты покупателями приобретенных товаров электронными денежными средствами.

(Письмо Минфина России от 24.01.2013 № 03-11-11/28)

Предприниматели вправе применять УСН в отношении деятельности по выдаче денежных займов гражданам и юридическим лицам.

Действующие нормы Налогового кодекса не запрещают предпринимателям применять упрощенную систему налогообложения в отношении деятельности по предоставлению собственных денежных средств в качестве возмездных займов физическим и юридическим лицам. Причем для осуществления такой деятельности от предпринимателя не требуется ни лицензии ЦБ РФ, ни регистрации в реестре микрофинансовых организаций.

Ограничения по применению УСН изложены в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ. В данной норме не оговорено каких-либо запретов на применение "упрощенки" в отношении деятельности по выдаче займов (в том числе займов под проценты) физическим и юридическим лицам.

По поводу лицензирования такой деятельности и обязанности предпринимателя зарегистрироваться в госреестре микрофинансовых организаций в Минфине разъясняют следующее.

Банковскую деятельность в России осуществляют субъекты банковской системы. Данная система состоит из Банка России, кредитных организаций, а также филиалов и представительств иностранных банков. При этом кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое действует на основании лицензии ЦБ РФ. Так гласит статья 2 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 "О банках и банковской деятельности". На этом основании индивидуальные предприниматели не обязаны получать лицензию ЦБ РФ для осуществления операций по выдаче возмездных денежных займов.

Микрофинансовая деятельность — это деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц по предоставлению микрозаймов. Микрофинансовая организация представляет собой юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения, некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества. Такие определения даны в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.10 № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Как видно, данный закон не охватывает деятельность индивидуальных предпринимателей. А раз так, то предприниматели не обязаны регистрироваться в реестре микрофинансовых организаций.

(Письмо Минфина России от 31.01.13 № 03-11-11/39)

ИП на УСН вправе включить в расходы компенсацию за использование личного автомобиля.

Минфин РФ в своем письме разъяснил, может ли ИП на УСН учитывать затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт личного автомобиля, используемого в предпринимательстве.

Ведомство отмечает, что налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных правительством РФ.

В размерах компенсации учитывается возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).

(Письмо Минфина России № 03-11-11/38 от 31.01.2013)

Минфин: предприниматели, получившие патент на срок шесть месяцев и более, уплачивают налог двумя платежами, а на пять месяцев и менее – одним платежом.

В пункте 2 статьи 346.51 Налогового кодекса установлены два механизма оплаты стоимости патента в зависимости от того, на какой срок выдан патент: до шести месяцев или более шести месяцев. Из формулировки этой нормы неясно, какой способ оплаты нужно применять, если патент выдан ровно на шесть месяцев.

Норма пункта 2 статьи 346.51 НК РФ предусматривает, что предприниматель, перешедший на патентную систему налогообложения, уплачивает налог:

  • 1) в размере полной суммы налога не позднее 25 календарных дней после начала действия патента, если патент получен на срок до шести месяцев;
  • 2) в размере одной трети суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента и в размере двух третей суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода, если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года.

В Минфине считают, что данную норму нужно трактовать следующим образом. Предприниматели, получившие патент на срок до шести месяцев (то есть от одного до пяти месяцев включительно), уплачивают сумму налога одним платежом в размере полной суммы. Предприниматели, получившие патент на срок от шести месяцев до календарного года (то есть, шесть месяцев и более), уплачивают сумму налога двумя платежами (первый платеж в размере одной трети суммы налога, второй платеж в размере двух третей суммы налога).

(Письмо Минфина России от 28.01.13 № 03-11-09-10)

Разъяснен порядок уменьшения в 2013 году суммы исчисленного ЕНВД на сумму страховых взносов в ПФР и ФФОМС, уплаченных ИП за себя в фиксированном размере исходя из стоимости страхового года.

ФНС России со ссылкой на письмо Минфина России от 29.12.2012 N 03-11-09/99 сообщает, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (т.е. имеющие наемных работников), не вправе уменьшить сумму исчисленного ими единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных за себя страховых взносов.

Если же индивидуальные предприниматели не имеют таких работников, то они вправе уменьшить исчисленную за налоговый период сумму ЕНВД на всю сумму уплаченных за себя страховых взносов в ПФР И ФФОМС.

(Письмо ФНС России от 31.01.2013 N ЕД-4-3/1333@ "О применении в 2013 году норм статьи 346.32 НК РФ")

Доходы от продажи одного имущества нельзя уменьшить на расходы, понесенные при покупке другого имущества.

Расходы физлица на приобретение имущества превысили сумму доходов от его продажи. Можно ли учесть полученную разницу при определении суммы облагаемого дохода от продажи другого имущества? Нет, нельзя, уверены в Минфине России.

Норма подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ гласит, что при определении размера налоговой базы по НДФЛ в случае продажи имущества, находившего в собственности налогоплательщика менее трех лет, сумму облагаемых налогом доходов можно уменьшить на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. Как видно, в данной норме речь идет о том, что доходы от продажи конкретного объекта можно уменьшить на расходы, связанные с приобретением этого же объекта.

Из этого следует вывод: если сумма документально подтвержденных расходов на приобретение одного объекта превышает сумму дохода от продажи этого же, получившийся остаток нельзя учесть при определении суммы облагаемого дохода по иным объектам. Соответственно, этот остаток вообще не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ в целом за налоговый период.

(Письмо Минфина России от 28.01.13 № 03-04-07/7-19)

Можно ли в целях НДФЛ персонифицировать и оценить экономическую выгоду работника?

Минфин еще раз коснулся темы налогообложения доходов сотрудников, полученных в натуральной форме в виде офисных чая, кофе, а также - в виде питания на корпоративном празднике.

При этом ведомство не преминуло заметить, что работодатель обязан приложить все усилия для вычисления стоимости употребленных каждым работником продуктов.

Но все же, "если при потреблении сотрудниками питания, приобретенного организацией (при проведении корпоративного праздничного мероприятия), отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает".

(Письмо Минфина России от 30.01.13 № 03-04-06/6-29)

В настоящее время Российской Федерацией заключены международные соглашения об избежании двойного налогообложения с 80 иностранными государствами.

Минфином России подготовлен актуальный на 1 января 2013 года перечень международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами.

Соглашения об избежании двойного налогообложения закрепляют правила о распределении юрисдикции между государствами по взиманию, в частности налогов на доходы и имущество, с целью устранения двойного налогообложения лица в стране постоянного местопребывания и в стране, на территории которой получен доход.

(Информация Минфина России от 01.02.2013 "Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами, действующих по состоянию на 01.01.2013")

В 2013 году формы налоговых деклараций по НДС, НДФЛ и налогу на прибыль оставлены без изменения.

При представлении деклараций по указанным налогам за предшествующий отчетный (налоговый) период необходимо использовать ранее утвержденные формы.

ФНС России сообщает, что в случае разработки и утверждения новых форм налоговых деклараций информация об этом будет доведена до сведения налогоплательщиков заблаговременно.

(Информация ФНС России от 05.02.2013)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.