Мониторинг изменений за период 13.06.16 - 19.06.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Пилотный проект по сдаче отчетности через сайт ФНС продлен до 1 июля следующего года

ФНС внесла изменения в свой приказ ФНС от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@, которым в свое время был запущен пилотный проект по организации услуги представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде на официальном сайте ФНС.

Возможность сдать отчетность через сайт с учетом продления в пилотном (а не рабочем) режиме будет существовать до 1 июля 2017 года.

(Приказ ФНС России от 8 июня 2016 г. N ММВ-7-6/360@)

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций дополнен новым приложением

Новое приложение содержит символы доходов и расходов отчета о финансовых результатах для профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, центральных контрагентов, клиринговых организаций, специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, акционерных инвестиционных фондов, страховых брокеров.

Указание вступает в силу с 1 января 2017 года.

(Указание Банка России от 20.05.2016 N 4022-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 487-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций", зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2016 N 42473)


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума окончательно приняла закон об НДС с услуг иностранных фирм в интернете ("налог на Google")

Госдума приняла во втором чтении законопроект № 962487-6, который обложит НДС услуги иностранных IT-компаний, оказываемые российским пользователям через интернет (так называемым "налогом на Google").

В перечень таких услуг входят:

  • предоставление прав на использование программ (включая компьютерные игры), баз данных через интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
  • оказание услуг в интернете: рекламных; по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав; по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях; по предоставлению возможностей для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки);
  • обеспечение и (или) поддержание присутствия в интернете, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации; хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через интернет; предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе; предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга; оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в интернете;
  • оказание услуг автоматическим способом через интернет при вводе данных, автоматизированных услуг по поиску данных (в частности, сводки фондовой биржи);
  • предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных, аудиовизуальных произведений, через интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним;
  • предоставление доступа к поисковым системам в интернете;
  • ведение статистики на сайтах.

Оговаривается, что к облагаемым операциям иностранных компаний не будет относиться продажа через интернет, если товар доставляется (услуга оказывается) без использования интернета, а также оказание консультационных услуг по электронной почте, предоставление доступа к интернету, продажа программ на материальных носителях.

В отношении физлица, не являющегося ИП, приобретающего перечисленные услуги, местом деятельности покупателя признается территория РФ (что является поводом для исчисления НДС), если выполняется хотя бы одно из условий:

  • местом жительства покупателя является РФ;
  • место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого покупатель оплачивает услуги, на территории РФ;
  • сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ;
  • международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.

Льгота, установленная подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК в части освобождение от НДС реализации в РФ исключительных прав на ПО и базы данных остается в неизменном виде (хотя изначально ее планировалось отменить).

Указанные иностранные организации (кроме действующих в РФ через подразделения в РФ) должны будут вставать на учет в налоговых органах РФ. Если фирма предоставила недостоверные сведения, налоговый орган может отказать ей в регистрации. Для коммуникаций с российскими налоговиками иностранные фирмы должны будут использовать личный кабинет на сайте ФНС. Если фирма не уплатила НДС в течение года или не отчиталась по НДС в течение 6 месяцев, налоговики снимут ее с учета. Однако до этого российские налоговые органы должны будут предпринять меры по взысканию недоимок. Если фирма вновь встанет на учет в России, то ее прошлые недоимки, списанные налоговиками как безнадежные, подлежат восстановлению и уплате.

При проведении проверки в отношении иностранной фирмы российские налоговики смогут запрашивать сведения о поступивших ей платежах у организации национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операционных центров, платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи.

Если обязанность по уплате налога не возложена на налогового агента, то инофирма должна уплачивать НДС в РФ самостоятельно. Налоговыми агентами будут признаваться иностранные организации, а также российские организации и ИП - посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физлицами (покупателями) на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. При наличии нескольких посредников подряд налоговым агентом будет тот, который "ближе" к физлицам-покупателям.

Также налоговыми агентами будут российские организации и ИП, приобретающие услуги иностранных фирм в интернете.

По тексту закона не найдено описания мер, создающих иностранным фирмам стимулы для регистрации в РФ и самостоятельной уплаты НДС в нашей стране. По-видимому, законодатели рассчитывают, что в отношении таких организаций сработают "стандартные" штрафы по статье 122 НК за неуплату налога, а также другие штрафы, предусмотренные российским законодательством.

НДС: вводятся новые льготы

Совет Федерации одобрил на неделе поправки в НК РФ, которые дополняют перечень товаров, ввоз которых подлежит освобождению от НДС.

Так, в частности, одобренным проектом закона № 598772–6 предусматривается освобождение от НДС сельскохозяйственных товаропроизводителей и российских организаций, занимающихся лизинговой деятельностью и ввозящих в РФ племенных животных и биопродукцию.

Кроме того, освобождается от НДС реализация или передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенной птицы (племенного яйца) и полученного от них семени, эмбрионов, по перечню кодов видов продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

При этом льготу предоставят при наличии у налогоплательщика племенного свидетельства, уточняют в Совете Федерации.

Тариф взноса на обязательное пенсионное страхование повысят до 26% с 2019 года

Депутаты Госдумы одобрили во втором (основном) чтении поправки в НК РФ, связанные с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Законопроект № 1040802-6 направлен на создание универсальной системы нормативного правового регулирования правил исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов и страховых взносов.

Так, в частности, первая часть НК РФ пополнится новой главой 2.1 "Страховые взносы в РФ".

Данные положения НК РФ определяют, что страховые взносы являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории России. Часть вторую НК РФ при этом дополнят новым разделом XI "Страховые взносы в РФ".

Предполагается, что тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках предельной величины базы для исчисления составят 26%, на обязательное социальное страхование - 2,9%, на обязательное соцстрахование иностранных работников - 1,8%, на обязательное медицинское страхование - 5,1%.

Вместе с тем, положениями законопроекта предусматривается, что в 2017 - 2018 годах тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование составит:

  • в рамках установленной предельной величины базы для исчисления взносов – 22%;
  • свыше установленной предельной величины базы – 10%.

Кроме того, поправки в НК РФ содержат положения о сохранении пониженных тарифов страховых взносов для различных категорий налогоплательщиков.

Предполагается, что данный закон вступит в силу с 1 января 2017 года.

Плательщики ПСН и ЕНВД сохранят право не применять ККТ до 1 июля 2018 года

Депутаты Госдумы одобрили во втором (основном) чтении законопроект, который предусматривает поэтапный переход на применение ККТ, передающих информацию о расчетах в налоговые органы в режиме онлайн.

Так, в частности, проектом № 968690-6 вносятся существенные изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов".

Законопроект предусматривает:

  • формирование кассового чека не только в бумажном, но и в электронном виде, а с 1 января 2018 года - только в электронном виде, за исключением ряда случаев;
  • определение автоматизированных систем, осуществляющих формирование бланков строгой отчетности по принципу ККТ;
  • возможность при осуществлении расчетов в интернете направлять покупателю кассовый чек (БСО) в электронном виде, а по требованию покупателя - в бумажном виде.

Законопроект предполагает, что с 1 февраля 2017 года не будет производиться регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или БСО в электронной форме, содержащих фискальный признак.

Тотальное применение онлайн-ККТ всеми предпринимателями предполагается ввести с 1 июля 2018 года. Так, например, плательщики ПСН и ЕНВД, а также организации и ИП, оказывающие услуги населению, которые в настоящее время освобождены от применения ККТ, сохранят данное право только до 1 июля 2018 года.

Организации и ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, также могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года.

Принят закон об упрощении идентификации физлиц при обмене валюты до 100 тысяч

Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект № 1029186-6 о внесении изменения в федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Упрощенная идентификация клиента-физлица банком разрешается при операциях по покупке и продаже иностранной валюты на суммы от 40 до 100 тысяч рублей. При этом операции на сумму до 40 тысяч можно будет проводить вообще без идентификации.

Пока что - до подписания и официального опубликования принятого закона - без идентификации возможны лишь операции на сумму до 15 тысяч. Упрощенная идентификация при валютообменных операциях физлиц не предусмотрена.

Штрафы за полную или частичную задержку выплаты зарплаты прошли второе чтение

Госдума приняла во втором чтении законопроект № 983383-6 о повышении ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда.

В статью 5.27 КоАП "Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" вносятся новые пункты 6 и 7. Согласно им частичная или полная невыплата работнику в установленный срок зарплаты, если эти действия не содержат признаков уголовного преступления, должностному лицу обойдется в 10-20 тысяч рублей, ИП - в 1-5 тысяч, юрлицу - в 30-50 тысяч. Первоначальная версия законопроекта предусматривала это только в отношении собственно зарплаты. Теперь устанавливается, что эта ответственность будет касаться задержки также и других выплат, начисляемых в рамках трудовых отношений. Кроме того, ко второму чтению внесли дополнение о том, что такие же штрафы будут положены и в случае установления зарплаты в размере менее предусмотренного трудовым законодательством.

Повторное такое же нарушение должностному лицу будет стоить 20-30 тысяч или дисквалификации на срок от года до трех, ИП - 10-30 тысяч, юрлицу - 50-100 тысяч.

В части 6 статьи 136 Трудового кодекса будет оговорено, что дата выплаты зарплаты должна быть установлена не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (первоначальная версия законопроекта устанавливала срок 10 дней).

Компенсации работнику при задержке зарплаты также будут пересмотрены. Изначально планировалось базовую величину компенсации оставить прежней (1/300), привязав ее к ключевой ставке (сейчас в ТК указана ставка рефинансирования). Авторы законопроекта предлагали увеличивать размер компенсации до 1/150 ключевой ставки начиная со 181 дня задержки, если зарплата не выплачивается более 180 дней.

Однако ко второму чтению депутаты решили не дифференцировать компенсации по сроку задержки. Теперь все компенсации за опоздание с выплатой зарплаты будут составлять 1/150 ключевой ставки.

Кроме того, будет установлено, что по спорам о невыплате зарплаты и других выплат работник может обратиться в суд в течение года со дня установленного срока выплаты, в том числе при невыплатах при увольнении (сейчас действует общий срок - 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав).

С 2017 года введут новую классификацию ОС по амортизационным группам

Соответствующий проект поправок в постановление Правительства РФ от 01.01.‎2002 № 1 опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Как поясняют в Минэкономразвития РФ, при вступлении в силу с 1 января 2017 года Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) действующая в настоящее время классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, станет неактуальной.

В этой связи проектом постановления утверждается классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, разработанная на основании Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008).


Вернуться в начало


Судебная практика

В требовании о представлении документов может не указываться вид налогового контроля

Налоговая направила ООО "В" требование о представлении документов по взаимоотношениям с контрагентом - ООО "К": договора на поставку продукции с приложениями к нему, счета-фактуры, книги покупок.

Компания требование не исполнила, сославшись на его несоответствие положениям статьи 93.1 НК – отсутствие обоснования истребования документов (в рамках какого контроля выставлено требование). В результате инспекция привлекла компанию к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК за непредставление сведений в установленный срок.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что спорное требование содержит всю необходимую информацию для определения документов, истребуемых инспекцией. Право налоговых органов требовать от налогоплательщика документы относительно конкретной сделки у ее участников предусмотрено статьей 93.1 НК.

В решении кассации (Ф10-1440/2016 от 25.05.2016) указано: "отсутствие в требовании … указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования, поскольку данный недостаток в оформлении спорного документа носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 93.1 Налогового кодекса".

(дело № А09-10176/2015)

Отсутствие расчета недоимки в требовании об уплате налогов не делает его недействительным

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила предпринимателю НДС, пени и штраф на сумму 2,6 млн рублей. Предприниматель уплатил 2,2 млн рублей. Ввиду неполной оплаты задолженности инспекция направила предпринимателю требование об уплате 420 тысяч рублей.

Предприниматель оспорил требование в суде, ссылаясь на отсутствие расчета в обоснование суммы, указанной в требовании.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф02-2086/2016 от 24.05.2016) отказали в удовлетворении иска, указав на положения статьи 69 НК - требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога. При этом согласно правовой позиции пленума ВАС, изложенной в пункте 52 постановления № 57 - в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление. Поэтому требование об уплате налога не может быть признано недействительным в связи с отсутствием в нем сведений, если они содержатся соответственно в решении, налоговой декларации, налоговом уведомлении и на эти документы имеется ссылка в данном требовании.

В данном случае, на момент обращения предпринимателя в суд решение им было получено, а в оспариваемом требовании содержалось основание его выставления - решение инспекции.

(дело № А19-17611/2015)

ИФНС перепутала, кто кому простил долг - решение о доначислении суды признали незаконным

В 2007 году компания получила заем от иностранной фирмы (своего единственного акционера) на разработку нефтяных месторождений и проведение иных операций в рамках основной хозяйственной деятельности. В 2010 году иностранная фирма освободила компанию от исполнения обязательств по выплате части основного долга и процентов за пользование займом.

По результатам выездной проверки ИФНС решила, что иностранная фирма, освободив компанию от уплаты процентов, получила доход, являющийся согласно пункту 3 статьи 309 НК объектом налогообложения, поэтому налогоплательщик должен был удержать и перечислить налог с доходов, полученных иностранной фирмой.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным.

Суды установили, что задолженность по договорам займа является контролируемой. С доходов, выплачиваемых иностранной компании в виде дивидендов, российская фирма должна уплатить налог с дохода являясь налоговым агентом (статьи 309 и 310 НК). Возникновение обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов иностранной фирмы обусловлено их реальной выплатой в ее пользу. В пункте 3 статьи 309 НК в качестве формы получения дохода иностранной организацией понимается прощение долга иностранной организации перед кредитором - российской компанией.

В рассматриваемом же случае, как указано в решении кассации (постановление кассации Ф07-1186/2016 от 22.04.2016), "прощение займодавцем долга в сумме невыплаченных процентов фактически является отказом займодавца от получения дохода в виде таких процентов, в связи с чем экономическая выгода от этой операции возникает не у кредитора (Компании), а у должника (Общества)".

(дело № А05-13582/2014)

Контрагенты не представили документы по требованию налоговиков - расходы недействительны

В ходе выездной налоговой проверки компания подала уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2010 год, в которой сумма расходов увеличена на 7,3 млн рублей (расходы прошлых периодов). Данные суммы образовались, в том числе, по взаимоотношениям с ЗАО и ООО.

Инспекция направила компании требование о предоставлении документов, подтверждающих правомерность отражения расходов прошлых лет в составе расходов 2010 года. Кроме того, в соответствии со статьей 93.1 НК в инспекции по месту учета ЗАО и ООО налоговая направила поручения об истребовании документов - счетов-фактур, актов, регистров и книг покупок за проверяемые периоды. Компания представила в инспекцию подтверждающие документы (акты оказанных услуг, счета-фактуры, пояснения). Контрагенты документы не представили.

По результатам проверки ИФНС исключила расходы прошлых лет по взаимоотношениям с ЗАО и ООО из расходов 2010 года, доначислила налог на прибыль, пени и штраф.

Суды трех инстанций поддержали позицию инспекции, учитывая при этом взаимозависимость налогоплательщика и контрагентов, расхождение в сведениях о датах и периодах в представленных компанией документах.

Судья ВС (305-КГ16-4540 от 30.05.2016) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А40-163530/2014)

Прорыв водопровода не относится к чрезвычайным ситуациям в целях учета убытков

В 2012 году компания учла в расходах убытки от затопления арендованного склада, представив в подтверждение акт, выданный организацией ЖКХ, удостоверяющий факт затопления водой подвального помещения в результате протечки трубы. Компания классифицировала ущерб как полученный от чрезвычайных ситуаций, в частности, от потопа.

По результатам выездной проверки ИФНС "срезала" эти расходы, доначислила налог на прибыль, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 265 НК к внереализационным расходам приравниваются убытки, в частности, потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий таких бедствий и ситуаций.

Согласно ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения", утвержденному постановлением Госстандарта от 25.05.1995 № 267, затоплением является покрытие территории водой в период половодья или паводков. Указанное определение, как и наводнение и подтопление, отнесены к опасным гидрологическим явлениям и процессам (чрезвычайным ситуациям). Уничтожение товара в результате выхода из строя водопроводной трубы не относится к чрезвычайной ситуации, убытки от которой могут быть учтены в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 265 НК.

Суды учли, что сотрудники ЖКХ, подписавшие акт, в инспекцию для пояснений не явились, должностные лица организации ЖКХ не подтверждают оказание услуг по откачке воды из подвального помещения, подпись директора налогоплательщика в акте отсутствует, по адресу, указанному в акте, находится несколько фирм, в связи с чем невозможно установить, чье имущество и в каком объеме пострадало. Доказательств наличия имущества налогоплательщика на складе компанией не представлено.

Судья ВС (308-КГ16-3728 от 26.05.2016) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А53-6102/2015)

Утрата физическим лицом статуса ИП - не повод для восстановления НДС, указали суды

В 2008-2011 годах ИП В. приобрела оборудование, приняла его к учету и заявила вычет в налоговой декларации по НДС. Оборудование сдавалось в аренду компании, учредителем которой являлся муж ИП. 15 мая 2013 года В. утратила статус предпринимателя.

По результатам выездной проверки В. (физического лица) инспекция доначислила НДС, пени и штраф, указав на обязанность налогоплательщика в порядке статьи 170 НК восстановить НДС, ранее принятый к вычету при приобретении спорного оборудования. Инспекция решила, что В. продолжает сдавать оборудование в аренду, поскольку оборудование фактически находилось по месту расположения компании.

Суды трех инстанций признали недействительным решение инспекции.

Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, подлежат восстановлению в случае дальнейшего их использования в операциях, освобожденных от НДС (подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК). С учетом пункта 7 статьи 3 НК (все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика), суды решили, что НК не предусмотрено таких оснований для восстановления НДС, ранее принятого к вычету, как утрата физлицом статуса индивидуального предпринимателя.

Суды (постановление кассации Ф09-4574/2016 от 01.06.2016) установили, что оборудование находилось у компании на хранении (в целях поддержания в законсервированном виде в исправном состоянии), арендные платежи за данное оборудование не производились. Суды решили, что арендные отношения между истцом и компанией отсутствовали. Таким образом, инспекцией не доказано продолжение использования В. после прекращения предпринимательской деятельности спорного оборудования в операциях, не облагаемых НДС.

(дело № А50-11108/2015)

ВС не против применения УСН, с которой совмещалась ПСН, за период до слета с патента

В 2013 году предприниматель применял по одному виду деятельности - сдаче в аренду нежилых помещений - ПСН и УСН. В рамках УСН облагались доходы от сдачи одних объектов, ПСН - других. ИП просрочил последний платеж по патенту и, не оспаривая утрату права на ПСН, учел все доходы от аренды в декларации по УСН. Декларация по НДФЛ была им представлена с суммой налога к уплате 0 рублей. По результатам проверки этой декларации инспекция доначислила НДФЛ, пени и штраф, указав на необходимости уплаты налогов не по УСН, а по общей системе налогообложения – пункт 3 пункта 6 статьи 346.45 НК - налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим с начала налогового периода, на который ему был выдан патент.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной арбитражный суд отменили решение инспекции, разъяснив, что УСН применяется в отношении всех видов деятельности налогоплательщика, поэтому не может применяться одновременно с общей системой налогообложения, так как последняя также распространяется на всю деятельность налогоплательщика. При этом среди оснований прекращения применения УСН (статья 346.13 НК) такое основание, как утрата права на применение ПСН, не предусмотрено.

В определении судьи ВС (304-КГ16-1457 от 01.06.2016) указано: "при установленных фактических обстоятельствах утрата налогоплательщиком права на применение патентной системы налогообложения по части осуществляемой деятельности и сохранение права на применение упрощенной системы налогообложения по части осуществляемой деятельности не влечет переход на общий режим налогообложения". В передаче дела в коллегию по экономическим спорам инспекции отказано.

Напомним, что были и противоположные решения судов. По делу А40-21506/2015 при схожих обстоятельствах (неуплата последней части стоимости патента) суды, в том числе ВС, указали, что после утраты права на ПСН за время ее применения предприниматель должен заплатить налоги по общей системе, а с даты слета с ПСН он вправе по виду деятельности, в отношении которой применялась ПСН, применять УСН, с которой она совмещалась. По делу А60-56725/2014 суды трех инстанций, в том числе судья ВС, также сочли предпринимателя, не уплатившего своевременно налог за патент, перешедшим на общую систему налогообложения.

(дело № А45-24682/2014)

Горячее питание вахтовым работникам не облагается НДФЛ как натуральное довольствие

Компания в соответствии с трудовым, коллективным договором и положением о вахтовом методе работ обеспечивала своих "вахтовых" работников бесплатным трехразовым питанием.

По результатам выездной проверки ИФНС признала такое питание доходом работников, полученным в натуральной форме, сославшись на подпункт 1 пункта 2 статьи 211 НК, доначислила НДФЛ, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, применив пункт 3 статьи 217 НК - не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством выплат, связанных, в частности, с выполнением физлицом трудовых обязанностей, выдачей натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.

Суды сочли бесплатное питание натуральным довольствием, носящим компенсационный характер, не подлежащим обложению НДФЛ. Требование о предоставлении работникам – вахтовикам горячего питания, по мнению судов, вытекает из норм трудового законодательства, предусматривающих создание нормальных условий труда, а затраты на оплату питания производятся в интересах работодателя в целях организации трудового процесса в труднодоступных местах.

Кроме того, суды (постановление кассации Ф07-1186/2016 от 22.04.2016) указали на неверную методику определения доходов - примененная инспекцией методика учитывает не фактическую стоимость ежедневного питания, полученного каждым работником, а максимально возможную.

(дело № А05-13582/2014)

ВС: правопреемник вправе учесть выплаты предшественника при исчислении взносов

С 1 августа 2014 года компания была реорганизована в форме преобразования. Первоначально реорганизованная фирма исчислила страховые взносы без учета выплат правопредшественника, а при уточненном расчете учла выплаты работникам до момента реорганизации и направила в ФСС заявление о возврате переплаты.

По результатам камеральной проверки ФСС отказал в возврате переплаты и счел уточненные расчеты не соответствующими законодательству.

Суды трех инстанций признали недействительным решение фонда, руководствуясь положениями закона 212-ФЗ, постановлением правительства о предельной величине базы для начисления страховых взносов.

Суды установили, что после реорганизации страхователя трудовые отношения с работниками правопредшественника сохранены, и указали, что законодательством не установлены какие-либо специальные условия для прерывания порядка расчета реорганизованным страхователем и особый порядок исчисления взносов.

Судья ВС (305-КГ16-4870 от 26.05.2016) отказал фонду в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Аналогичную позицию заняли суды трех инстанций по делу А46-6061/2015, указав на отсутствие доказательств того, что при реорганизации правопредшественника правопреемнику не были переданы какие-либо права и обязанности. По делу А14-16213/2014 при аналогичных обстоятельствах суды трех инстанций также поддержали компанию, отметив, что письма Минтруда, в которых выражена противоположная позиция, носят рекомендательный характер и не имеют обязательной юридической силы.

(дело № А40-82624/2015)

Компенсация расходов на транспорт для "разъездных" работников взносами не облагается

Локальными документами компании (положением о найме и оплате труда, приказами) были установлены доплаты работникам определенных должностей для проезда в общественном транспорте к месту выполнения заявок (выплаты не облагались НДФЛ и страховыми взносами). Таким образом, компания компенсировала работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, на основании локальных актов стоимость проезда.

По результатам выездной проверки ПФ доначислил компании страховые взносы, пени и штраф, решив, что спорные выплаты являются элементами оплаты труда, имеют фиксированный размер и регулярный характер, не зависят от наличия документального подтверждения (проездных документов), то есть не являются возмещением конкретных расходов, понесенных работником.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, указав на подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 закона 212-ФЗ - не подлежат обложению взносами все виды установленных законодательством, решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физлицом трудовых обязанностей.

Суды разъяснили, что согласно статье 129 ТК зарплата работников состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. К компенсационным относятся выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных - они включаются в систему оплаты труда.

Статьей 164 ТК предусмотрен иной вид компенсационных выплат - денежные выплаты для возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда. При этом обязанность работодателей компенсировать работникам расходы, связанные со разъездной работой, предусмотрена статьей 168.1 ТК.

В решении судьи ВС (307-КГ16-5452 от 01.06.2016) указано: "компенсационные выплаты по проезду в городском транспорте в рамках установленного предельного размера компенсации работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, включенным в перечень должностей, имеющих право на получение таких выплат, осуществленные на основании локальных нормативных актов общества, носят социальный характер, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников и от результатов труда, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда и не относятся ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, не носят систематический характер, в связи с чем указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами".

В передаче дела в коллегию по экономическим спорам фонду отказано.

(дело № А66-2028/2015)


Вернуться в начало


Прочее

Налоговым инспекциям предписано провести проверку распределения налогоплательщиков НДС по группам налогового риска, определенным программой "СУР АСК НДС-2"

Система управления рисками "СУР АСК НДС-2" - это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков - юридических лиц, представивших декларации по НДС, на 3 группы налогового риска: высокий, средний и низкий.

Результаты оценки "СУР АСК НДС-2" используются налоговыми органами при проведении налогового контроля с целью недопущения возмещения НДС недобросовестными налогоплательщиками, при определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля, а также, в частности, при определении роли налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателей.

(Письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ "Об оценке признаков риска СУР")

ФНС России разработаны контрольные соотношения показателей формы налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов

Форма налогового расчета утверждена Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@. Отчет представляется в случае выплаты иностранной организации доходов, которые подлежат налогообложению у источника выплаты.

Контрольные соотношения отражают взаимосвязь показателей налогового расчета и применяются для определения правильности его заполнения.

(Письмо ФНС России от 14.06.2016 N СД-4-3/10522@ "О направлении контрольных соотношений")

Разъяснены вопросы налогообложения дивидендов в случае, когда акции российской компании внесены третьим лицом в качестве вклада в уставный капитал нидерландской организации

Порядок взимания налога с доходов в виде дивидендов определен пунктами 1 и 2 статьи 10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения.

Указанными положениями установлены ставки взимаемого налога (5% или 15% общей суммы дивидендов) в зависимости от доли участия и объема инвестирования.

Разъясняется значение терминов "прямое участие" и "инвестирование в капитал компании".

С учетом изложенного сообщается, что в случае, когда акции российской организации внесены третьим лицом в качестве вклада в уставный капитал нидерландской компании, следует учитывать, что инвестирование нидерландской компанией в российскую компанию, выплачивающую дивиденды, не осуществлялось.

При выплате нидерландской компании дивидендов в случае, когда акции российской компании были получены в качестве вклада в уставный капитал, российская компания, осуществляющая функцию налогового агента, применяет к такому доходу нидерландской компании ставку 15%.

(Письмо ФНС России от 08.06.2016 N СД-4-3/10165@ "О порядке применения норм Соглашения об избежании двойного налогообложения с Правительством Королевства Нидерландов в части дивидендов")

Обеспечительный платеж: надо ли включать в базу налога на прибыль

Минфин РФ в своем недавнем письме привел порядок учета обеспечительного платежа для целей налога на прибыль.

Ведомство напоминает, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.

При этом, по мнению Минфина, поскольку обеспечительный платеж и залог, являясь способами обеспечения исполнения обязательств, имеют общую правовую основу, то к обеспечительному платежу могут быть применены вышеуказанные нормы НК РФ.

Кроме того, на основании пункта 32 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога.

Вместе с тем, проценты по обеспечительному платежу, если они предусмотрены договором, учитываются в составе доходов и расходов с учетом положений ст. 269 НК РФ. Об этом Минфин сообщал ранее в письме от 27.07.2015 № 03-03-06/2/42967.

(Письмо Минфина России от 31.05.2016 № 03-03-06/1/31325)

Аренда основного средства: кто платит налог на имущество организаций

Минфин РФ пояснил порядок уплаты налога на имущество организаций в отношении арендованного основного средства, учитываемого за балансом у арендатора.

Ведомство напоминает, что объектами обложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

При этом согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств", активы принимаются в состав основных средств при одновременном выполнении условий, установленных пунктом 4 данного ПБУ.

Таким образом, в отношении арендованного имущества, учитываемого на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" арендатора, налог на имущество организаций им не уплачивается. Указанное имущество подлежит налогообложению у арендодателя.

(Письмо Минфина России от 26.05.2016 №03-05-05-01/30390)

Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 31 мая 2016 года

В информации приводятся:

  • средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
  • средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
  • средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.

(Информация Минэкономразвития России "О средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 31 мая 2016 г.")

Физлицо, приобретая права требования долга, не может учесть свои расходы в целях НДФЛ

Минфин ответил на вопрос об НДФЛ, если физлицо заключило договор цессии с юрлицом и приобрело права требования у организации по договору займа.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 220 НК учет произведенных налогоплательщиком расходов при уступке прав требования предусмотрен только в отношении договоров участия в долевом строительстве (договоров инвестирования долевого строительства или по других договоров, связанных с долевым строительством).

Возможность учета физлицами расходов по сделке уступки права требования по договору займа при определении налоговой базы при получении доходов в виде денежных средств, поступивших от заемщика, статьями НК о налоговых вычетах не предусмотрена. Сумма полученных налогоплательщиком - новым кредитором от заемщика денежных средств подлежит налогообложению в установленном порядке. При этом порядок проведения расчетов по договору уступки прав требования между цедентом и цессионарием значения не имеет.

Дата получения дохода в денежной форме определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 НК как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

(Письмо Минфина России от 06.05.2016 № 03-04-05/2643)

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: когда сдавать отчетность

Росприроднадзор уточнил сроки, когда следует представлять декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Ведомство напоминает, что согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

При этом лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят ежеквартальные авансовые платежи (кроме IV квартала). Субъекты малого и среднего предпринимательства исчисляют и вносят плату за 2016 год в срок до 1 марта 2017 года.

Кроме того, законом определено, что лица, обязанные вносить плату, представляют декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем, порядок и форма представления указанной декларации пока не утверждены.

Таким образом, в течение 2016 года ежеквартальные авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности. Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду все плательщики должны будут представить в срок до 10 марта 2017 года.

(Письмо Росприроднадзора России от 18.04.2016 № ОД-06-01-32/6777)

Минфин России информирует о принятии программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

В программе перечислены проекты новых федеральных стандартов бухгалтерского учета, проекты изменений в действующие положения по бухгалтерскому учету, над которыми будет организована работа в указанный период. По каждому проекту установлены: рабочее наименование, срок представления уведомления о разработке проекта, срок представления проекта в совет по стандартам бухгалтерского учета, предполагаемая дата вступления в силу, ответственные исполнители (разработчики).

Сообщается, что в течение 2016 года должны быть разработаны следующие федеральные стандарты бухучета: "Запасы", "Основные средства", "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", "Бухгалтерская отчетность", "Нематериальные активы"

(Информационное сообщение Минфина России от 07.06.2016 N ИС-учет-2 "О программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета")

Организации, владеющие гаражами в Москве, освобождены от налога на имущество

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы N 64 от налогообложения налогом на имущество освобождаются организации в отношении многоуровневых гаражей-стоянок. При этом в законе не указано, что следует подразумевать под многоэтажными гаражами-стоянками в целях освобождения от налогообложения.

В этой связи возникали многочисленные налоговые споры. Налоговики отказывали в льготе, а суды вставали на сторону налогоплательщиков

Арбитражная судебная практика по вопросу правомерности применения льготы по налогу на имущество исходит из того, что для подтверждения льготы достаточно документального подтверждения налогоплательщиком вхождения в состав имущества гаража-стоянки, что такой гараж-стоянка является многоэтажным и то, что сам объект недвижимости вместе с гаражом-стоянкой принадлежит налогоплательщику на праве собственности.

Таким образом, при рассмотрении вопроса правомерности применения рассматриваемой льготы в судебном порядке указание в документах иного наименования объекта, отличного от наименования "гараж-стоянка", значения не имеет, резюмирует ФНС.

(Письмо ФНС России № БС-4-11/9574@ от 30.05.2016)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.