Мониторинг изменений за период 17.10.16 - 23.10.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Налоговую декларацию 3-НДФЛ за налоговый период 2016 года необходимо представлять с учетом внесенных в нее изменений

В форму налоговой декларации, утвержденную приказом ФНС России от 25.11.2015 N ММВ-7-11/544@, внесены изменения, предусматривающие приведение ее в соответствие с действующими положениями Налогового кодекса РФ.

Так, в частности, в новой редакции изложены раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке (001)», лист Б «Доходы от источников за пределами Российской Федерации...», лист Д2 «Расчет имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества», лист З «Расчет налогооблагаемого дохода от операций с ценными бумагами...».

Отдельные уточнения внесены в другие листы декларации. Например, в листе Е1 «Расчет стандартных и налоговых вычетов» цифра 280000 заменена на 350000, поскольку с 2016 года вычет на ребенка предоставляется до месяца, в котором доход налогоплательщика, облагаемый по ставке 13%, превысит 350 000 руб.).

Соответствующие изменения внесены в порядок заполнения декларации и формат ее представления в электронной форме.

(Приказ ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/552@ «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@», зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2016 N 44076)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

С отчетности за I квартал 2017 года вводится в действие новая форма 4-ФСС

В связи с передачей ФНС России полномочий по администрированию страховых взносов, с указанного отчетного периода данный расчет представляется в налоговые инспекции.

ФСС РФ осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года. ФСС РФ продолжает принимать расчеты только в части взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (проект нового расчета находится на согласовании в Минтруде России).

Новая форма расчета 4-ФСС учитывает данные изменения, а также объединяет в себе расчеты по страховым взносам в другие внебюджетные фонды.

(Приказ ФСС РФ от 26.09.2016 N 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения», зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2016 N 44045)

ПФР утверждены формы уведомлений, касающиеся внесения изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию

Утверждены формы уведомлений застрахованного лица о внесении изменений в реестр и об отказе во внесении изменений в реестр.

(Постановление ПФ РФ от 09.09.2016 N 848п «Об утверждении форм уведомлений застрахованного лица Пенсионным фондом Российской Федерации», зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2016 N 44050)

Статистика

Утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ГТО «Сведения о реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО», действующая с отчета за 2016 год

Форму представляют, в частности, юридические лица - организации и учреждения, осуществляющие подготовку населения к выполнению нормативов испытаний ГТО, а также осуществляющие оценку их выполнения, в районные (городские) органы управления физической культурой и спортом.

С введением данного статистического инструментария признается утратившим силу Приказ Росстата от 10.10.2014 N 606 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку».

(Приказ Росстата от 18.10.2016 N 659 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за реализацией Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»)

Законопроекты

Опубликован проект поправок в постановление о формах и правилах заполнения документов по НДС

Минфин разместил на портале проектов НПА текст поправок в постановление Правительства №1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Проектом постановления предусматривается:

- дополнение формы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры графой «код вида товара»;

- порядок составления счетов-фактур экспедитором, приобретающим у двух и более продавцов товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени за счет клиента;

- ведение журнала учета только в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии (субкомиссии), агентских (субагентских) договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (субкомиссионера), агента (субагента), на основе договоров транспортной экспедиции, при выполнении функций застройщика;

- порядок внесения исправлений в журнал учета;

- порядок регистрации в книге продаж первичных учетных документов или документов, содержащих суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) при реализации товаров (работ, услуг) лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, в случае невыставления им счетов-фактур по письменному согласию, а также порядок регистрации данных документов в случае увеличения или уменьшения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг);

- дополнение формы книги продаж графой «регистрационный номер таможенной декларации»;

- порядок регистрации в книге покупок счетов-фактур по приобретаемым для осуществления ряда операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, товарам (работам, услугам), в отношении которых установлен общий порядок применения налоговых вычетов.

Обсуждение проекта, судя по данным указанным в паспорте, продлится до 22 декабря. Что несколько странно, потому что планировалось вступление в силу поправок с 1 января 2017 года. А постановление вступит в силу только спустя 10 дней после официального опубликования.

Чиновники напоминают о намерениях внести изменения в декларацию по НДС

ФНС опять (в этот раз с новым ID) опубликовала проект изменений, которые планирует внести в свой приказ об утверждении действующей формы декларации по НДС. Ранее служба уже информировала об этих поправках.

Как и согласно предыдущей версии проекта, будет заменено множество штрих-кодов, в новой редакции будут изложены:

- раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 НК»;

- приложение 1 к Разделу 3 «Сумма налога, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за истекший календарный год и предыдущие календарные годы»;

- раздел 4 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена»;

- раздел 6 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена»;

- страница со штрих-кодом 00309127 раздела 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период»;

- страница со штрих-кодом 00309141 приложения 1 к разделу 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период»;

- страница со штрих-кодом 00309858 раздела 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период»;

- страница со штрих-кодом 00309196 приложения 1 к разделу 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период».

Будут обновлены электронные форматы представления декларации, сведений из книги покупок, книги продаж, дополнительных листов книг покупок и продаж, сведений из журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (для агентских и тому подобных операций), сведений из счетов-фактур, выставленных лицами, не являющимися плательщиками НДС (то есть обновятся все форматы).

Вносятся изменения в порядок заполнения декларации. Например, в нем будут скорректированы сроки представления декларации (на данный момент там указано 20 число - без учета изменений, внесенных федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ, которым принят перенос сроков уплаты НДС и сроков сдачи деклараций по НДС на 25 число). Будет указано, что неплательщики НДС при выставлении счета-фактуры представляют раздел 12 декларации; будет внесен ряд других поправок (ранее сообщалось, в связи с каким перечнем принятых изменений в НК это делается).

В новой редакции будет изложено приложение к порядку заполнения «Коды операций».

ФНС готовит новую форму декларации по акцизам на табачные изделия

ФНС готовит ведомственный приказ, который утвердит новую форму и формат представления налоговой декларации по акцизам на табачные изделия.

Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.

Напомним, действующая форма налоговой декларации по акцизам на табачные изделия утверждена приказом Минфина РФ от 14.11.2006 № 146н.

Сам текст проекта приказа пока не опубликован. При этом в ФНС поясняют, что он направлен на актуализацию формы налоговой декларации в связи с отменой обязательности печати организаций.

Обязательность печати для хозяйственных обществ была отменена Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ.

Опубликован проект перечня московских объектов недвижимости, по которым налог на имущество организаций рассчитывается от кадастровой стоимости

На сайте Департамента экономической политики и развития Москвы размещен предварительный перечень объектов коммерческой недвижимости, по которым налог на имущество организаций за 2017 год будет рассчитываться от кадастровой стоимости. Окончательный вариант будет утвержден Правительством Москвы до 1 декабря 2016 года (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Как отмечают представители столичного экономического ведомства, публикация проекта перечня объектов на 2017 год осуществлена для удобства владельцев коммерческой недвижимости, которым предоставляется дополнительное время для урегулирования вопросов о порядке включения их объектов в данный список. Если владельцы будут не согласны с включением принадлежащим им объектов в данный список, то они могут это обжаловать в Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. А, в случае изменения в будущем характеристик объекта, по которым он был включен в перечень, объект может быть исключен из перечня в течение 2017 года и организации не придется платить налог по кадастровой стоимости (п. 13 ст. 378.2 НК РФ).

Узнать, что нужно предпринять для исключения объекта из перечня и в каком порядке, можно с помощью специального раздела «Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве» (http://depr.mos.ru/deyatelnost_departamenta/tax-policies/tax-on-property-of-organizations-of-the-cad.... Департамент добавляет, что за первые 10 месяцев 2016 года поступило 121 заявление на исключение объекта из перечня, и по 39 объектам решения были приняты в пользу собственников.

Отметим, что в качестве критериев включения объектов недвижимости в перечень были приняты следующие характеристики (п. 3-5 ст. 378.2 НК РФ):

- здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого включает размещение торговли / офисов / бытового обслуживания/ общественного питания;

- нежилое здание (площадью свыше 1 тыс. кв. м) либо нежилое помещение в жилом доме (если совокупная площадь нежилых помещений превышает 3 тыс. кв. м) фактически используется не менее чем на 20% общей площади для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания/ общественного питания, согласно акту Госинспекции по недвижимости;

- нежилое здание либо нежилое помещение, расположенное на пешеходных зонах, фактически используется не менее чем на 20% общей площади для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания, согласно акту Госинспекции по недвижимости, либо имеет соответствующее назначение в документах технического учета.

Добавим, что в Сервисе для поиска объектов недвижимого имущества, по которым налог на имущество исчисляется от кадастровой стоимости (http://depr.mos.ru/deyatelnost_departamenta/tax-policies/whether-your-organization-to-pay-property-t...), содержится не только предварительный проект перечня на 2017 год, но утвержденные перечни на 2014–2016 годы.

На сайте Департамента экономической политики и развития можно также ознакомиться с порядком налогообложения, ставками и льготами по налогу на имущество организаций, рассчитываемого от его кадастровой стоимости (http://depr.mos.ru/deyatelnost_departamenta/tax-policies/i-organization-tax-on-property-of-organizat....

Напомним, что согласно налоговому законодательству, налоговая база по налогу на имуществу организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества (п. 1 ст. 378.2 НК РФ):

Административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

Жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В остальных случаях для расчета налога используется среднегодовая стоимость имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Судебная практика

Суды удовлетворили требования «старого» директора об исключении данных о нем из ЕГРЮЛ

Компания была создана в марте 2010 года. Руководителем и учредителем компании являлась П. В декабре она продала 100% доли в уставном капитале компании К., а также приняла решение о назначении его директором с поручением внести изменения в ЕГРЮЛ. Однако по заявлению К. изменения были внесены только в части сведений об учредителе.

П. обратилась в инспекцию с заявлением об исключении из ЕГРЮЛ сведения о ней как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени компании. Инспекция отказала во внесении изменений, что явилось основанием для обращения в суд.

По мнению инспекции, законодательством не предусмотрена возможность внесения сведений о прекращении полномочий директора без внесения в ЕГРЮЛ сведений о вновь назначенном на эту должность лице. При этом бывший руководитель не вправе подать заявление по форме № Р14001, поскольку правом подписи такого заявления обладает только вновь избранный руководитель.

Суды трех инстанций удовлетворили требования истца, признав, что действующим законодательством не предусмотрен порядок исключения из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени компании, если оно фактически прекратило свои полномочия, однако не вправе подать заявление в ЕГРЮЛ в надлежащей форме. По мнению судов (Постановление кассации АС Уральского округа Ф09-9063/2016 от 07.10.2016), это не может являться основанием для отказа в удовлетворении ее требований. При этом К. с декабря 2010 года полномочий участника компании не реализует, каких-либо действий, связанных с назначением руководителя не предпринимает, данные об избрании нового директора до настоящего времени отсутствуют, а возможности обязать участника принять это решение либо признать незаконным его бездействие корпоративное законодательство не содержит.

Ранее при аналогичных обстоятельствах суды (АС Московского округа и АС Западно-Сибирского округа) отказывали в удовлетворении исков (№ А40-110104/2014 и № А45-19060/2014), указывая, что сведения о прежнем руководителе как о единоличном исполнительном органе будут содержаться в госреестре до момента внесения в него сведений о новом директоре. Кроме того, по делу № А40-195733/2015 кассация (АС Московского округа) отказала в удовлетворении требований истца, указав, что наличие в ЕГРЮЛ сведений о директоре после его увольнения не имеет правового значения и не нарушает его права. По делу № А57-2938/2015 кассация (АС Поволжского округа) пояснила, что инспекция правомерно отказала во внесении изменений в ЕГРЮЛ на основании заявления неуполномоченного лица. При отсутствии решения учредителей о назначении нового директора и внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ этот спор должен быть решен в суде.

(дело № А60-46635/2015)

Имеющаяся на момент вынесения решения о доначислении переплата не отменяет решение

В ходе выездной проверки ИФНС установила как занижение, так и завышение доходов, что привело к неполной уплате налога на прибыль. В результате инспекция доначислила компании налог на прибыль и пени.

Компания обратилась в суд, ссылаясь на наличие переплаты по налогу на прибыль и фактически отсутствие задолженности перед бюджетом, не оспаривая при этом основания доначислений.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, пояснив, что указание в решении на недоимку по налогу без учета переплаты, имеющейся на момент вынесения этого решения, не является нарушением прав налогоплательщика и не отменяет решение по проверке.

Наличие переплаты влияет только на привлечение налогоплательщика к ответственности и начисление пени, что учтено инспекцией при вынесении решения: пени начислены с учетом наличия переплаты, к ответственности компания не привлечена. Зачесть недоимку в счет переплаты инспекция вправе вне рамок налоговой проверки, в ходе исполнения решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности в порядке, установленном статьей 78 НК, указал суд (постановление кассации Ф09-9126/2016 от 12.10.2016).

(дело № А71-10683/2015)

Участие в реализации посредников, имеющих дело с «однодневками», ведет к доначислениям

ООО «У» реализовало товар как непосредственно в адрес покупателей ООО «Г», «П» и «Т», с которыми имело длительные хозяйственные связи, так и через посредников ООО «Б», «Р», «И» в адрес тех же покупателей.

По результатам выездной проверки инспекция установила, что фирмы-посредники располагаются по адресу местонахождения ООО «У», в карточках с образцами в банке указан один и тот же контактный телефон, адрес электронной почты. Посредники, реализуя приобретенный у налогоплательщика товар со значительной наценкой, налоги в бюджет уплачивали в минимальных размерах. Денежные средства от покупателей сначала поступали на счета посредников, а затем часть переводилась на счет налогоплательщика, а часть - на счета фирм-«однодневок». Также инспекция установила взаимозависимость налогоплательщика и посредников.

Инспекция решила, что налогоплательщиком получена необоснованная налоговая выгода в связи с поставкой товара посредникам, реализующим товар с наценкой, но не уплачивающим налоги. При расчете налогов ООО «У» за реальную стоимость, по которой реализован товар, инспекция приняла стоимость, по которой он продан посредниками в адрес покупателей, за минусом налогов, уплаченных посредниками в проверяемый период.

Суды трех инстанций согласились с выводами инспекции, указав, что в связи с наличием у налогоплательщика устойчивых взаимоотношений напрямую с покупателями необходимость в привлечении фирм-посредников отсутствовала.

В решении кассации (Ф05-14755/2016 от 05.10.2016) указано: «включение в цепочку реализации товара посредников, имеющих признаки фирм-«однодневок» и последующая реализация от данных фирм в адрес взаимозависимых лиц направлена на учет налогоплательщиком операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом».

(дело № А40-151286/2015)

Непредставление заявления об отказе от освобождения от НДС - не повод для отказа в вычетах

Компания занималась управлением и эксплуатацией жилого фонда. В 3 квартале 2014 компания собственными силами и с привлечением подрядчиков занималась ремонтом в многоквартирных домах. Со стоимости оказанных подрядчиками услуг были заявлены налоговые вычеты.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах НДС, доначислила налог, пени и штраф, указав на непредставление заявления об отказе от льготы (согласно пункту 5 статьи 149 НК) в виде освобождения от НДС операций, отраженных в подпункте 30 пункта 3 статьи 149 НК (не подлежат налогообложению операции по содержанию и ремонту общего имущества, выполняемые управляющими организациями, при условии приобретения услуг у третьих лиц).

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что фактически налогоплательщик льготой не пользовался - приобретая работы и услуги у своих контрагентов и реализуя услуги, он облагал обороты НДС, а выставленные поставщиками счета-фактуры с выделенной суммой налога оплачивал в полном объеме и относил налог к вычету. Доказательств намерения применить льготу материалы дела не содержат. Претензий к счетам-фактурам, реальности операций, принятию на учет указанных работ, услуг, у инспекции не имелось.

Суды (постановление кассации Ф05-14697/2016 от 10.10.2016) отметили, что спорная услуга для собственников жилых помещений оказывается управляющей компанией – налогоплательщиком (без указания на приобретение услуг у третьих лиц). При этом в единых расчетных документах данная услуга не разделена на составные части, из которых она состоит, а выставляется как комплексная услуга.

Апелляция отметила: «налогоплательщик вправе применять вычеты НДС, если им выставлены счета-фактуры по льготируемым товарам, работам, услугам и уплачен налог в бюджет. Это связано с тем, что отказ от льготы носит уведомительный характер».

(дело № А40-166034/2015)

Расторжение договора с подрядчиком и невозврат им аванса не приводит к отказу в вычете

30 мая 2012 года между ООО «Г» (заказчик) и ООО «С» (генеральный подрядчик) заключен договор подряда на строительство объекта общей стоимостью около 497 млн рублей. Заказчик перечислил подрядчику предоплату в сумме 320 млн рублей и получил авансовые счета-фактуры за 2, 3, 4 кварталы 2012 года. На основании счетов-фактур компания заявила вычет в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2014 года.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, сославшись на расторжение договора 1 июля 2013 года из-за неисполнения договора подрядчиком. Инспекция указала на подпункт 3 пункта 3 статьи 170 НК, согласно которому налогоплательщик, уплативший аванс и принявший НДС к вычету, должен восстановить сумму налога в случае расторжения договора.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав, что право на вычет у налогоплательщика возникло на основании пункта 1 статьи 171 НК, а обязанность восстановить НДС на момент вычета у налогоплательщика отсутствовала.

Суды пояснили, что статья 170 НК предусматривает обязанность по восстановлению НДС, принятого к вычету с суммы аванса, в случае если аванс был возвращен, а договор, на основании которого аванс был уплачен, был расторгнут или изменен. В данном случае, полученный аванс генподрядчиком возвращен не был.

Суды (постановление кассации Ф05-14000/2016 от 10.10.2016) отклонили довод инспекции о том, что налогоплательщик не предпринимал меры по возврату аванса, то есть нацеливался на получение необоснованной налоговой выгоды. Суды установили, что в момент расторжения договора подряда был заключен договор поручительства с ООО «Р», после чего истец взыскал через суд задолженность с поручителя. Затем генеральный подрядчик и поручитель признаны банкротами. Однако доказательств согласованности их действий с налогоплательщиком инспекция не привела.

(дело № А41-79981/2015)

Суды против уменьшения налоговой базы по НДС на сумму штрафов за низкое качество

Компания (подрядчик) заключила с заказчиками ряд договоров, которыми были предусмотрены штрафы на случай снижения качества оказанных услуг. Понижающие коэффициенты были установлены в твердой сумме либо в процентах от стоимости бурения скважин (в зависимости от вида нарушения). Работы были выполнены, однако в актах о приемке выполненных работ (КС-2) указано на нарушения. Компания уменьшила налоговую базу по НДС на сумму штрафов.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, указав, что реализация отражена не в полном объеме оказанных услуг.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что налоговая база по НДС определяется как стоимость товаров (работ, услуг) (пункт 1 статьи 154 НК). Штрафом является денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств (пункт 1 статьи 330 ГК).

В решении кассации (Ф09-9126/2016 от 12.10.2016) указано: «штрафные санкции, исчисленные в соответствии с оценкой качества выполненных работ подрядчика, нельзя отнести к элементу ценообразования».

(дело № А71-10683/2015)

Суды разрешили учесть амортизацию основного средства, приобретенного при УСН «доходы»

Во время применения УСН с объектом налогообложения «доходы» компания приобрела основные средства. С 2012 года компания перешла на общий режим налогообложения, ввела основные средства в эксплуатацию и с февраля 2012 года начала учитывать в расходах амортизацию по этим основным средствам.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, указав на неправомерность такого учета.

Суды трех инстанций признали недействительным решение инспекции, указав на пункт 3 статьи 346.16 НК – налогоплательщики, перешедшие с УСН на общий режим налогообложения, вправе уменьшить полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств. Речь идет о налогоплательщиках, применявших объект налогообложения «доходы минус расходы».

В решении кассации (Ф02-4779/2016 от 13.10.2016) указано: «учитывая что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, которые бы регулировали порядок определения в налоговом учете остаточной стоимости амортизируемого имущества, приобретенного во время применения УСН с объектом налогообложения «доходы», при переходе на общий режим налогообложения, рассматриваемая ситуация толкуется в пользу налогоплательщика, который не может быть ущемлен по сравнению с иными налогоплательщиками, которые при сходных обстоятельствах могут применять нормы об амортизации».

Ранее суды высказывали противоположную позицию, которой придерживался также и Минфин.

(дело № А19-11212/2015)

Суды признали договор о руководстве фирмой с ИП трудовым - доначисление взносов законно

Между компанией и предпринимателем был заключен договор по управлению фирмой, согласно условиям которого ИП должен руководить текущей деятельностью фирмы за ежемесячное вознаграждение.

По результатам выездной проверки ПФ указал на занижение базы для начисления взносов, включив в нее выплаты предпринимателю, доначислил взносы, пени и штраф.

По мнению компании, вознаграждение управляющему выплачивалось по гражданско-правовому договору и согласно пункту 2 части 3 статьи 9 федерального закона 212-ФЗ не включается в базу для начисления страховых взносов.

Суды трех инстанций признали законным решение фонда, разъяснив, что основными отличиями трудового договора от гражданско-правового являются: выполнение работы личным трудом и включение работника в деятельность фирмы, подчинение его внутреннему трудовому распорядку, выполнение работ определенного рода, а не разового задания и гарантии социальной защищенности.

В данном случае отношения сторон по договору имели длящийся характер (в договоре не определен срок окончания работ), должностные обязанности руководителя не отличались от должностных обязанностей генерального директора по трудовому договору, в предмете договора закреплена трудовая функция (руководство фирмой), установлена ежемесячная оплата (100 тысяч рублей), для руководителя созданы условия работы – рабочее место. То есть фактически спорные правоотношения носили трудовой характер, поэтому компания неправомерно занизила базу для исчисления взносов, указал суд (постановление кассации Ф03-3953/2016 от 01.09.2016).

(дело № А73-18840/2015)

ПФ не обязан составлять акт камеральной проверки для выставления требования об уплате недоимки

Пенсионный фонд не обязан составлять акт камеральной проверки, если не выявлено нарушений законодательства, но у страхователя есть недоимка. Для выставления требования на уплату недоимки достаточно составленной фондом справки. Такое решение приняли суды Дальневосточного округа.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным требования на уплату недоимки по страховым взносам, составленного на основании справки по итогам проведения камеральной проверки расчета РСВ-1. По мнению ООО, такое требование не соответствует закону, поскольку не был составлен акт камеральной проверки.

Суды не согласились с мнением ООО, указав следующее.

При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Таким документом в данном случае является справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В пункте 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» указано, что требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате страховых взносов или если нарушение требований, предъявляемых к его содержанию, является существенным.

Отклоняя довод о необходимости составления акта камеральной проверки, суды исходили из того, что акт составляется в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки (статья 38 Закона N 212-ФЗ), и он в дальнейшем является основанием для разрешения вопроса о привлечении к ответственности. А поскольку Пенсионным фондом таких нарушений в ходе проверки не выявлено, то последним правомерно составлена справка о выявлении недоимки.

АС Дальневосточного округа в постановлении от 23.09.2016 № Ф03-4456/2016 подтвердил решения нижестоящих судов и оставил кассационную жалобу ООО без удовлетворения.

(дело № А51-4179/2015)

Прочее

Росстат напомнил о порядке представления формы 1-Т (проф)

Сообщается, что в 2016 году выборочному федеральному статистическому обследованию о численности и потребности организаций в работниках по форме 1-Т (проф) будут подлежать порядка 68 тыс. организаций.

Обследованию подлежат организации (кроме субъектов малого предпринимательства) и их обособленные подразделения всех форм собственности со среднесписочной численностью работников 5 человек и выше, а также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций.

С 25 октября на сайте statreg.gks.ru будет размещен перечень респондентов (организаций), в отношении которых в отчетном году проводится указанное обследование.

Сообщается, что организация может представить отчет в территориальный орган государственной статистики по установленному им адресу, начиная с 1 ноября по 28 ноября 2016 года включительно.

В случае непредоставления формы в установленный срок органами государственной статистики могут быть применены штрафные санкции по статье 13.19 КоАП РФ за несвоевременное предоставление первичных статистических данных.

(Письмо Росстата от 10.10.2016 N 04-04-4/132-СМИ «О представлении формы 1-Т (проф)»)

НДС: можно ли принять к вычету по расходам на дополнительный сервис в поездах

Минфин РФ в своем письме сообщил, можно ли принять к вычету суммы НДС, выделенные отдельной строкой в железнодорожном билете командированного работника и предъявленные в отношении дополнительных сборов и сервисных услуг. В стоимость таких услуг включена плата за пользование постельными принадлежностями и услуги по предоставлению питания.

Ведомство напоминает, что по нормам пункта 7 статьи 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль. Данной нормой предусмотрены расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы на наем жилого помещения

При этом вычеты сумм НДС, предъявленных в отношении услуг по предоставлению питания, в данном положении не поименованы.

Таким образом, сумма НДС, предъявленная в отношении дополнительных сборов и сервисных услуг в случае, если стоимость этих сборов и услуг сформирована с учетом стоимости услуг по предоставлению питания, вычету не подлежит.

(Письмо Минфина России от 06.10.2016 г. № 03-07-11/58108)

ФНС России разъяснила порядок перевыставления счетов-фактур, полученных территориальными налоговыми органами от ФГУП «Гознак» при выдаче организациям специальных марок для маркировки табачной продукции

Специальные марки приобретаются производителями табачной продукции на условиях предварительной оплаты в территориальных налоговых органах.

Сообщается, что территориальные налоговые органы предоставляют государственную услугу по выдаче специальных марок. Данная услуга не является посреднической, в связи с чем обязанность по ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур у территориальных налоговых органов отсутствует.

Разъяснен порядок отражения показателей в счетах-фактурах, составляемых в адрес организаций, осуществляющих производство табачной продукции. Отмечено при этом, что в аналогичном порядке производится перевыставление территориальным налоговым органом счетов-фактур, выставленных ОАО «Гознак» при получении авансовых платежей от организаций.

(Письмо ФНС России от 17.10.2016 N СД-4-3/19628@ «О порядке составления счетов-фактур при выдаче специальных марок»)

При повторной реализации возвращенной покупателем алкогольной продукции у налогоплательщика-производителя возникает объект налогообложения акцизами при отсутствии права на вычет

Данный вывод ФНС России основан на положениях пункта 5 статьи 200 и пункта 14 статьи 187 НК РФ, согласно которым:

- не подлежат вычетам суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;

- налоговая база, исчисленная при реализации произведенной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, не уменьшается на объем указанной продукции, возвращенной покупателем.

(Письмо ФНС России от 12.10.2016 N СД-4-3/19330@ «По вопросу уплаты акциза»)

Как исчислить налоговую базу по налогу на прибыль организаций, если договор был заключен после выполнения работ?

В соответствии с НК РФ налогоплательщики налога на прибыль организаций исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета, подтверждением которых являются, в частности, надлежаще оформленные первичные учетные документы.

При этом обязательным реквизитом первичного документа являются подписи лиц, совершивших сделку.

В соответствии с ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Если договор был подписан сторонами после выполнения и завершения указанных работ, но в нем указано, что все условия договора применяются к отношениям, возникшим до заключения договора, это не является препятствием для подтверждения налогоплательщиком расходов надлежаще оформленными первичными документами, подтверждающими приемку выполненных работ.

(Письмо ФНС России от 6 октября 2016 г. № СД-4-3/18888 «О рассмотрении обращения»)

Минфин России сообщил о допустимости утверждения нормативов технологических потерь при первичной переработке минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, в составе нормативов потерь полезных ископаемых при добыче

Позиция Минфина России основана на письме Федерального агентства по недропользованию от 26.09.2016 N СА-04-28/11641.

Указано, в частности, что видом добытого полезного ископаемого признаются золотосодержащие полупродукты, в том числе концентраты (подпункт 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ).

Согласно ГОСТ Р 52793-2007 «Национальный стандарт...» концентрат, содержащий драгоценный металл, представляет собой продукт обогащения, пригодный для переработки, в котором содержание металла выше, чем в исходном сырье.

На основании изложенного сделан вывод о том, что первичная переработка минерального сырья с получением золотосодержащих концентратов входит в комплекс операций по добыче драгоценных металлов.

(Письмо ФНС России от 12.10.2016 N СД-4-3/19300@ «О доведении письма Минфина России»)

Рассмотрен вопрос о применении с 1 января 2017 года кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях исчисления налога на имущество организаций

Законодательством определены следующие особенности применения кадастровой стоимости недвижимого имущества для целей налогообложения в период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года:

в указанный период должна применяться наименьшая кадастровая стоимость, полученная с 1 января 2014 года или с 1 января года, в котором впервые кадастровая стоимость начала действовать для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года она отсутствовала или не применялась.

Таким образом:

- в отношении имущества иностранных организаций применяется кадастровая стоимость, полученная начиная с 1 января 2014 года;

- в отношении иных объектов имущества, указанных в статье 378.2 НК РФ, - на 1 января года, указанного в законе субъекта РФ, устанавливающем особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости (вне зависимости от даты включения конкретного объекта недвижимости в перечень объектов административно-делового и торгового назначения).

(Письмо ФНС России от 11.10.2016 N БС-4-11/19238@ «О направлении разъяснений Минфина России»)

Оплата медицинских услуг, произведенная по договору добровольного медицинского страхования в пользу застрахованных лиц, не облагается НДФЛ

Согласно НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ не учитываются доходы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью и (или) возмещения медицинских расходов застрахованного лица (исключение - оплата стоимости санаторно-курортных путевок).

Таким образом, оплата медицинских услуг, произведенная по договору добровольного медицинского страхования в пользу застрахованных лиц, являющихся работниками организации, на основании НК РФ не подлежит обложению НДФЛ.

При этом оплата стоимости санаторно-курортных путевок, производимая в пользу застрахованных лиц, являющихся работниками организации, в рамках договора добровольного медицинского страхования, заключенного работодателем со страховой компанией, подлежит обложению указанным налогом.

(Письмо ФНС России от 13 октября 2016 г. № БС-4-11/19482@ «О налоге на доходы физических лиц»)

ФНС рассказала, когда возникает НДФЛ с выплат по договорам страхования жизни

ФНС рассмотрела обращение по вопросу налогообложения страховых выплат по договорам страхования жизни.

При определении налоговой базы по НДФЛ не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни (за некоторыми исключениями) в случае выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события. Освобождение действует, если по условиям такого договора страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком, и если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных им страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную путем последовательного суммирования произведений сумм взносов на ставку рефинансирования.

В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.

В случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни (за исключением случаев досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон), и возврата физлицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями указанных договоров выплате при досрочном расторжении таких договоров, налогообложению подлежит полученный доход за вычетом сумм, внесённых налогоплательщиком страховых взносов.

Таким образом, в случаях досрочного расторжения вышеуказанных договоров добровольного страхования жизни налоговая база определяется страховой компанией как разница между полученной налогоплательщиком денежной (выкупной) суммой (включая страховые бонусы) и фактически уплаченными им суммами страховых взносов.

(Письмо ФНС России от 6 октября 2016 г. № БС-4-11/18902@)

В целях предоставления налогового вычета по НДФЛ право собственности на жилое помещение, зарегистрированное после 15 июля 2016 года, подтверждается выпиской из ЕГРП

Это связано с тем, что с указанной даты прекращается выдача свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. На основании положений статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с 15 июля 2016 года проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав (ЕГРП).

(Письмо ФНС России от 18.10.2016 N БС-4-11/19695@ «О налогообложении доходов физических лиц»)

О перечислении НДФЛ с доходов работников обособленного подразделения

Согласно НК РФ налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Особенности постановки на учет банков по месту нахождения их обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) НК РФ не предусмотрены.

В случае, если каждому обособленному подразделению организации присвоен отдельный КПП, платежное поручение с указанием соответствующего обособленного подразделения КПП на перечисление НДФЛ должно быть оформлено на каждое такое обособленное подразделение, в т. ч. когда постановка на учет нескольких обособленных подразделений осуществляется по месту нахождения одного из них.

(Письмо ФНС России от 14 октября 2016 г. № БС-4-11/19528@ «О рассмотрении обращения»)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.