Мониторинг изменений за период 21.03.16 - 27.03.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

ФНС России запускает на своем сайте обновленные сервисы "личных кабинетов налогоплательщика" для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц

В целях повышения качества услуг и совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками в промышленную эксплуатацию введено модернизированное программное обеспечение интерактивных сервисов "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (ЛК ФЛ), "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя" (ЛК ИП), "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" (ЛК ЮЛ) в части:

  • реализации требований Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в части, касающейся интерактивного сервиса ЛК ФЛ;
  • интеграции существующих интерактивных сервисов официального сайта ФНС России с сервисами ЛК ФЛ, ЛК ИП, ЛК ЮЛ;
  • перевода интерактивного сервиса ЛК ФЛ на данные транзакционного сегмента данных федерального хранилища данных (ТСД ФХД АИС "Налог-3") в рамках внедрения функционального блока 2;
  • реализации возможности подачи жалобы и получения решения (ответа) по жалобе через интерактивные сервисы ЛК ФЛ, ЛК ИП, ЛК ЮЛ;
  • реализации функционала "Налоговый калькулятор - Выбор режима налогообложения" в интерактивном сервисе ЛК ИП.

(Приказ ФНС России от 10.03.2016 N ММВ-7-6/125@ "О вводе в промышленную эксплуатацию модернизированного программного обеспечения интерактивных сервисов "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя", "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица")

Срок хранения паспортов сделок в кредитных организациях составляет 15 лет

Соответствующее дополнение внесено в Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558.

(Приказ Минкультуры России от 16.02.2016 N 403 "О внесении изменения в Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558", зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2016 N 41414)


Вернуться в начало


Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

С I квартала 2016 года подлежит применению обновленная форма 4-ФСС

В форму отчета (форма 4-ФСС) и порядок его заполнения внесен ряд поправок.

Изменения внесены в титульный лист, таблицы 2, 3, 5 раздела I, а также таблицу 6 раздела 2 расчета.

Так, например, на титульном листе добавлено поле "район" и исключены поля "работающих инвалидов" и "работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами". Данные поля теперь находятся перед таблицей 6 раздела 2 (данная таблица изложена в новой редакции и скорректированы требования по ее заполнению).

При этом установлено, что в указанных полях отражается списочная численность работающих инвалидов, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, рассчитанная в соответствии с формами федерального статистического наблюдения и указаниями по их заполнению на отчетную дату.

(Приказ ФСС РФ от 25.02.2016 N 54 "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 59 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения", зарегистрировано в Минюсте России 17.03.2016 N 41441)


Вернуться в начало


Правовые новости

Сведения в электронной форме о ЮЛ и ИП для внесения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства следует представлять в соответствии с рекомендуемым форматом

В России создается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (соответствующие поправки внесены Федеральным законом N 408-ФЗ от 29.12.2015). Ведение реестра будет осуществляться ФНС России.

В реестр включаются сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В целях реализации положений законодательства ФНС России разработан рекомендуемый формат представления сведений для их включения в реестр (версия формата 4.01, часть 231_02).

(Приказ ФНС России от 16.03.2016 N ММВ-7-6/145@ "Об утверждении Рекомендуемого формата представления сведений поставщиками для целей ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме")

Уточнен 1-й раздел Государственного реестра ККТ

Внесены изменения в сведения о поставщике моделей ККТ: "ШТРИХ-950К версия 01", "ШТРИХ-950ПТК", "ШТРИХ-КИОСК-ФР-К", "ШТРИХ-КОМБО-ФР-К версия 01", "ШТРИХ-М-ФР-К", "ШТРИХ-МИНИ-К версия 01", "ШТРИХ-МИНИ-К версия 02", "ШТРИХ-МИНИ-ФР-К версия 01", "ШТРИХ-ТАКСИ-К", "ШТРИХ-ФР-К версия 01", "ШТРИХ-LIGHT-ФР-К", "ШТРИХ-LightPOS-К", "ЭЛВЕС-ФР-К версия 01", "ШТРИХ-LIGHT-ПТК", "ШТРИХ-М-ПТК", "ШТРИХ-MOBILE-ПТК", "ШТРИХ-MPAY-К", "ШТРИХ-КОМБО-ПТК", "ШТРИХ-МИНИ-ПТК", "ШТРИХ-ФР-ПТК", "NCR-001K".

(Приказ ФНС России от 11 марта 2016 г. № ЕД-7-20/130@ "О внесении изменений в сведения о моделях контрольно-кассовой техники, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовой техники")

Увеличена значимость нестоимостных критериев оценки заявок и окончательных предложений участников закупки при определении исполнителя услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности организации

Аудиторские услуги включены в субпозицию, касающуюся оказания услуг по проведению экспертизы приложения к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085. Тем самым значимость нестоимостных критериев оценки заявок и окончательных предложений участников закупки, таких как квалификация и деловая репутация аудиторской организации (индивидуального аудитора), опыт работы в сфере аудита бухгалтерской отчетности, повышена до 70%, значимость стоимостных критериев снижена до 30%.

(Постановление Правительства РФ от 17.03.2016 N 202 "О внесении изменения в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")


Вернуться в начало


Законопроекты

НДС при страховании обязательств покупателя: Госдума одобрила поправки в НК РФ

Накануне депутаты Госдумы одобрили во втором (основном) чтении законопроект № 968427-6 с поправками в порядок исчисления налоговой базы по НДС.

Поправки в НК РФ касаются порядка включения в базу по НДС страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом.

Напомним, в настоящее время в базу по НДС включаются суммы полученных поставщиком таких страховых выплат, если страхуемые договорные обязательства предусматривают реализацию товаров, облагаемых НДС. Данные нормы содержит подпункт 4 пункта 1 статьи 162 НК РФ.

Конституционный суд РФ усмотрел в этом признаки двойного налогообложения и предписал властям внести поправки в НК РФ.

Налоговые льготы меценатам, жертвующим в пользу госучреждений, приняты в 1 чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 830457-6 о поправках в часть вторую Налогового кодекса, ранее внесенный группой депутатов и членов Совета Федерации.

В состав внереализационных расходов, учитываемых в целях налога на прибыль, предлагается включить нормируемые расходы в виде пожертвований, направленных организацией-жертвователем государственным и муниципальным учреждениям культуры, а также некоммерческой организации (фонду) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений. Данные расходы предлагается учитывать наравне с рекламными (или вместе с рекламными) в размере до 1% от выручки.

Профильный комитет ГД в своем заключении указывал, что при подготовке законопроекта ко второму чтению целесообразно рассмотреть вопрос о включении в состав внереализационных расходов суммы пожертвований, перечисленных организацией некоммерческой организации (фонду) не только на формирование, но и на пополнение целевого капитала в целях поддержки государственных и муниципальных учреждений культуры.

Кроме того, социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований, сейчас предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Данную норму предложено дополнить тезисом о том, что если получателями пожертвований являются государственные, муниципальные учреждения культуры, вычет может предоставляться в размере до 30% указанного дохода.

Калининградский бизнес освободили от НДС, уплачиваемого при растаможке товаров на РФ

Госдума приняла в третьем чтении, а Совфед одобрил законопроект № 1015358-6 о внесении изменений НК в части завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.

Согласно документу не будет уплачиваться исчисленный НДС при выпуске товаров для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры СТЗ. Это не будет касаться спецрежимников и случаев освобождения от НДС согласно главе 21 НК.

Согласно действующей редакции статьи 151 НК в общем случае НДС не уплачивается при помещении импортируемых товаров под процедуру СТЗ, но уплачивается в случае выпуска для внутреннего потребления. Однако до апреля текущего года для юрлиц, зарегистрированных в Калининградской области до 1 апреля 2006 года (то есть до момента, когда утратил силу прежний закон об ОЭЗ и вступил в силу новый), должны были продолжать действовать льготы по НДС при растаможке на Россию переработанных в ОЭЗ товаров, установленные прежним законом об ОЭЗ. Однако в 2011 году данные переходные положения утратили силу, а в 2013 году часть льгот была трансформирована в механизм компенсаций из федерального бюджета. При этом еще в период с 2006 по 2011 годы была установлена масса изъятий из льготного таможенного режима.

Согласно принятому закону если в течение 180 дней товар не будет использован в операциях, облагаемых НДС, налог, исчисленный при растаможке для внутреннего потребления и не уплаченный, придется уплатить, а затем в случае использования товаров в таких операциях, принять к вычету.

Новые нормы должны будут применяться к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 2016 года.

Налоговые долги с граждан будут взыскивать в течение 4 недель в приказном порядке

Госдума приняла во втором чтении законопроект № 887446-6 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства РФ и отдельные федеральные законы", внесенный Верховным судом. Проект ко второму чтению был отредактирован.

В данный кодекс вводится понятие судебного приказа. Это документ о взыскании с физлица обязательных платежей и санкций, выносимый мировым судьей единолично без судебного разбирательства и присутствия сторон. Приказ выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления со стороны взыскателя (например, со стороны налоговиков).

Копия заявления о вынесении судебного приказа, также как и требование о добровольной уплате налога или штрафа, должна быть предварительно направлена должнику заказным письмом с уведомлением о вручении. Документы, подтверждающие этот факт, должны прикладываться к заявлению взыскателя, подаваемому мировому судье. При отсутствии таких документов заявление о вынесении судебного приказа будет возвращаться взыскателю (судебный приказ не будет выноситься). Судья откажет в принятии заявления, если усмотрит, что требование об уплате не является бесспорным, а также в случае ряда других формальных нарушений со стороны взыскателя.

Судебный приказ является также и исполнительным документом (по аналогии с исполнительным листом), и по просьбе взыскателя суд будет направлять приказ приставам. Копия вынесенного приказа будет высылаться должнику в течение трех дней, а должник в течение 20 дней со дня направления ему этой копии сможет представить свои возражения. В первоначальной версии проекта должнику давалось всего лишь 15 дней - поправка внесена ко второму чтению. Если возражения поступили, судебный приказ отменяется. В этом случае взыскатель сможет обратиться в суд в порядке административного судопроизводства.

Таким образом, налоговые органы получат право в упрощенном порядке в течение 28 дней взыскивать налоговые долги с физлиц. В настоящее время это возможно только путем рассмотрения дела в суде общей юрисдикции.

Ко второму чтению проект также снабдили тезисами о возможности электронного документооборота с приставами, изменили срок вступления закона в силу после принятия - теперь это 30 дней после официального опубликования.

Повышенные штрафы и дисквалификацию для ошибающихся бухгалтеров одобрил СФ

Совет Федерации одобрил законопроект 890123-6, который вносит поправки в КоАП, увеличивая размеры штрафов за грубые нарушения в бухучете.

Новые штрафы окажутся в пределах от 5 до 10 тысяч рублей (сейчас - от 2 до 3 тысяч рублей). За повторное в течение календарного года нарушение предлагается установить штраф от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (сейчас наказание за повторное нарушение не предусмотрено). В первоначальной версии законопроекта предусматривалась дисквалификация от 1 до 3 лет, однако ко второму чтению данную норму подкорректировали.

Также расширится состав правонарушения. Сейчас установлен штраф за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухотчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, а будет - за грубые нарушения требований к бухучету, в том числе к отчетности. При этом слова "а равно порядка и сроков хранения учетных документов" из первого абзаца статьи 15.11 исчезнут - за нарушение порядка хранения штрафов не будет, а нарушение сроков хранения будет предусмотрено в расшифровке состава правонарушения.

К грубым нарушениям требований к бухучету будет отнесено:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета (этот пункт присутствует и сейчас);
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10% (сейчас это "искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%");
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета (этот и следующие пункты нынешней редакцией статьи 15.11 не предусмотрены);
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

Условия освобождения от ответственности остаются теми же, которые действуют сейчас.

Учитывая периодичность проведения контрольных мероприятий, в статью 4.5 КоАП также вносятся изменения, устанавливающие срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о бухучете, равный двум годам со дня совершения правонарушения (в настоящее время этот срок составляет три месяца).

Минфин готовит поправки в ПБУ для организаций с упрощенным бухучетом

Минфин готовит поправки в положения по бухгалтерскому учету для организаций, которые вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета. Соответствующий проект приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Так, в частности, согласно поправкам в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", организация, которая вправе применять упрощенные способы бухучета, сможет оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, могут включаться в состав расходов по обычной деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Микропредприятие, которое вправе применять упрощенные способы бухучета, сможет признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).

Кроме того, организация, которая вправе применять упрощенные способы бухучета, вправе признавать расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).

Согласно поправкам в ПБУ 6/01 "Учет основных средств", организация, которая вправе применять упрощенные способы бухучета, может определять первоначальную стоимость основных средств:

  • при их приобретении за плату – по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
  • при их сооружении (изготовлении) – в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.

При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, могут включаться в состав расходов по обычной деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.


Вернуться в начало


Судебная практика

Суд: целесообразность заключения договора займа налоговикам доказывать не надо

Компания заключила с иностранными фирмами, являющимися взаимозависимыми с ней, договоры займа в иностранной валюте. По условиям данных договоров проценты начисляются ежемесячно и уплачиваются одновременно с возвратом основной суммы займа. Дополнительными соглашениями к договорам сроки возврата займа продлены, по ряду договоров − неоднократно.

По результатам выездной проверки ИФНС сочла неправомерным учет в расходах процентов и отрицательных курсовых разниц по ним. Инспекция указала на взаимозависимость компаний, убыточность налогоплательщика, продление сроков возврата денежных средств, пришла к выводу об отсутствии реальных затрат и уменьшила убытки компании в целях исчисления налога на прибыль.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что спорные сделки реальны, не противоречат гражданскому законодательству и не оспорены. Кроме того, часть процентов по договорам займа учтена компанией при формировании первоначальной стоимости основных средств, созданных с использованием заемных средств. Спорные проценты включались компанией в состав внереализационных расходов для целей налогообложения в периоде их начисления в полном соответствии с нормами налогового законодательства и условиями заключенных договоров.

В решении кассации (Ф01-349/2016, Ф01-369/2016 от 17.03.2016) указано: "общество и его контрагенты не обязаны доказывать налоговому органу экономическую необходимость заключения договоров займа".

(дело № А43-31418/2014)

Как подтвердить обоснованность услуг управляющей компании в целях налога на прибыль

Между ООО "Ж" (управляемая компания) и управляющей компанией был заключен договор об оказании услуг по управлению и юридическому сопровождению деятельности, передаче полномочий единоличного исполнительного органа. Управляющая компания обязалась вести текущую деятельность управляемой, а также оказывать услуги по юридическому и консультационному сопровождению. Размер оплаты был зафиксирован в договоре.

По результатам выездной проверки ИФНС исключила расходы по услугам, оказанным управляющей компанией, доначислила налог на прибыль, пени и штраф. Инспекция сослалась на отсутствие утвержденных расценок на услуги, поименованные в договоре. В актах выполненных работ не указаны конкретные услуги, оказанные управляющей компанией, не ясно, кто конкретно из должностных лиц управляющей компании оказывал услуги, когда направлялись запросы и ответы на них; не раскрыты сроки, алгоритм расчета стоимости услуг. Кроме того, ООО "Ж" получило убытки, хотя именно управляющая компания утверждала договорные цены и тарифы на его услуги.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что передача функций единоличного исполнительного органа подтверждена выпиской из ЕГРЮЛ, а также приказом о назначении работника управляющей компании исполнительным директором налогоплательщика. Суды установили, что акты об оказании услуг содержат ссылки на договор, по которому эти услуги оказаны, периоды, дату составления документа, содержание хозяйственной операции и подписаны уполномоченными лицами. В отчетах описаны объем и виды выполненных работ.

Неполнота указания в отчетах вида и объема оказанных услуг компенсирована фактическими действиями исполнителя - в рамках проверки в инспекцию представлены договоры, подписанные от имени и в интересах налогоплательщика, приказы (об утверждении штатной численности, об организации документооборота, об утверждении форм документов при взаимодействии с контрагентами, проведении совещаний и семинаров, об организации решения вопросов юридического сопровождения хозяйственной деятельности), декларации и расчеты, бухгалтерская и статистическая отчетность налогоплательщика. Для качественного ведения учета сотрудники бухгалтерии консультировались со специалистами управляющей компании, что подтверждается электронной перепиской.

Также установлено, что в штате налогоплательщика не было сотрудников с должностными обязанностями, которые выполняла управляющая компания.

Суды (постановление кассации Ф08-1159/2016 от 18.03.2016) также отклонили довод инспекции о том, что только положительный финансовый результат и динамика его роста являются основанием для признания затрат по управлению, указав, что эффективность работы управляющей компании вправе оценивать общее собрание участников или акционеров фирмы.

(дело А53-3067/2015)

Ошибочное отражение вычета НДС не в той строке декларации - не повод для отказа

Компания приобрела нежилое помещение стоимостью 9 млн рублей. Договор купли-продажи предусматривал оплату 5 млн рублей до 1 мая 2013 года. Помещение было передано покупателю по акту приема-передачи, затем 28 февраля зарегистрировано право собственности на имущество, а 29 апреля налогоплательщик перечислил в адрес продавца 5 млн рублей, в том числе 763 тысячи рублей НДС. На основании полученного счета-фактуры фирма предъявила к вычету НДС в налоговой декларации за 2 квартал 2013 года.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, установив, что он отражен по строке 150 раздела 3 налоговой декларации (в которой надо отражать сумму налога при перечислении предоплаты). Учитывая это, инспекция сослалась на отсутствие в счете-фактуре даты и номера платежно-расчетного документа на уплату аванса, а также на отсутствие условия о предоплате в договоре купли-продажи.

Компания обратилась в суд, поясняя, что допустила ошибку при заполнении декларации – сумма налога была отражена не по той строке (надо было отразить в строке 130).

Суды трех инстанций удовлетворили требование компании, указав, что факт приобретения объекта недвижимости, оплата части его стоимости с учетом НДС и выставление налогоплательщику счета-фактуры, соответствующего требованиям статьи 169 НК, документально подтверждены.

В решении кассации (Ф07-2221/2016 от 17.03.2016) указано: "то обстоятельство, что Общество ошибочно отразило спорную сумму налога не по той строке налоговой декларации (строка 150 вместо строки 130), при наличии надлежащим образом оформленных документов, отвечающих признакам достоверности и подлинности, подтверждающих совершение хозяйственных операций и являющихся основанием для получения налогового вычета, не может служить основанием для отказа Обществу в возмещении налога из бюджета".

(дело № А42-3925/2015)

Суды против вычета НДС со стоимости купленных зданий, увеличенной после перехода прав

В январе 2014 года ООО "Н" (покупатель) и ООО "С" (продавец) заключили договор купли-продажи недвижимого имущества (здание, незавершенный строительством гараж-стоянка и гараж). Тогда же имущество было передано покупателю по актам приема-передачи.

Право собственности на недвижимость было зарегистрировано за покупателем в апреле 2014 года. Затем компании заключили дополнительные соглашения об увеличении цены имущества. С увеличенной стоимости ООО "Н" заявило вычет в уточненной налоговой декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки инспекция отказала в вычете, установив взаимозависимость участников сделки и признав допсоглашения формальными, поскольку они заключены после регистрации права собственности.

Компания обратилась в суд, полагая, что гражданским законодательством не предусмотрена регистрация договора купли-продажи недвижимости и допсоглашений к нему. Соглашения устанавливали только изменение цены сделки, а не изменение порядка перехода права собственности.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что допсоглашения не относятся к документам, на основании которых компания приобрела право собственности на имущество, поскольку они составлены после госрегистрации перехода права собственности и изменяют условия уже исполненных договоров купли-продажи имущества.

В решении кассации (Ф01-225/2016 от 11.03.2016) указано: "само увеличение цены недвижимого имущества после перехода права собственности на него новому собственнику не обусловлено разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера)".

(дело № А29-4589/2015)

Недочеты оформления командировочных удостоверений водителя не говорят о фиктивной сделке

Предприниматель приобретал кондитерские изделия у ООО "Г", учитывал стоимость товаров в расходах и заявлял вычеты в налоговой декларации по НДС.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДФЛ, НДС, пени и штрафы, признав сделки формальными. Инспекция установила в отношении контрагента следующие факты: ненахождение по адресу регистрации, отсутствие необходимых ресурсов, представление налоговой отчетности с недостоверными сведениями, подписание первичных документов неустановленными лицами. Кроме того, инспекция указывает на недостатки в оформлении командировочных удостоверений водителей, доставлявших товар (отсутствие отметки о времени прибытия и убытия, наличие признаков оттисков печатей), из чего, по мнению налоговиков, следует неподтвержденность доставки.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав на недоказанность инспекцией нереальности операций и отсутствие доказательств недобросовестности налогоплательщика. Суды установили, что на момент проведения сделок контрагент состоял на налоговом учете. Однако он не являлся производителем товара, поэтому ему не требовались значительные ресурсы для ведения деятельности.

Приобретенные кондитерские изделия приняты налогоплательщиком на учет, оплачены и в дальнейшем реализованы.

Суды отклонили довод инспекции о подписании документов неустановленными лицами, поскольку почерковедческая экспертиза инспекцией не проводилась.

В отношении командировочных удостоверений в решении кассации (Ф06-6526/2016 от 18.03.2016) указано: "недостатки в оформлении данных документов допущены лицами, фактически осуществлявшими перевозку, и не могут свидетельствовать об отсутствии поставки товаров".

(дело № А12-23365/2015)

Вентиляция - часть здания, а не самостоятельное ОС: ее ремонт учитывается в расходах

Компания привлекла подрядчика для выполнения работ по монтажу вытяжных крышек вентиляторов, системы вентиляции в цеху, лабораториях главного и производственного корпуса, компрессорной, электрощитовой, на складе. Компания учла затраты единовременно в косвенных расходах.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, налог на имущество, пени и штрафы, указав на неправомерность учета данных расходов. Инспекция сослалась на показания свидетелей, которые подтвердили улучшения в системе вентиляции, и заключение эксперта, согласно которому работы по монтажу системы вентиляции относятся к реконструкции, увеличивающей первоначальную стоимость ОС.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, разъяснив, что ремонт основных средств направлен на сохранение первоначальных характеристик основных средств, он не изменяет технологическое или служебное назначение ОС, не совершенствует производство и не повышает его технико-экономические показатели. Реконструкция в отличие от ремонта направлена на улучшение или создание новых основных средств.

Суды установили, что согласно дефектному акту система вентиляции не обеспечивала необходимого воздухообмена в помещениях из-за физического и морального износа агрегатов в связи с ее длительной эксплуатацией, а также в связи с установкой в производственных помещениях дополнительного оборудования. В результате проведенного ремонта функции системы вентиляции были восстановлены.

При этом суды (постановление кассации Ф07-2576/2016 от 16.03.2016) отклонили заключение эксперта, поскольку он исследовал проведенные работы как самостоятельный объект, в то время как объектом основных средств является здание со всеми приспособлениями (включая вентиляцию) и принадлежностями.

(дело № А05-4469/2015)

Суды против учета в расходах техперевооружения на 289 млн по объектам дешевле 40 тысяч

В 2011 году компания приобрела объекты сооружений стоимостью менее 40 тысяч рублей каждый, оприходовала их как МПЗ, ввела в эксплуатацию и списала их стоимость на затраты производства в том же периоде. В 2012 году компания провела модернизацию этих основных средств на сумму 289 млн рублей, и также списала эту стоимость единовременно.

По результатам камеральной проверки декларации по налогу на прибыль инспекция исключила стоимость технического перевооружения из расходов, доначислила налог на прибыль, пени и штраф. Инспекция указала на получение необоснованной налоговой выгоды от применения схемы дробления основных средств, поскольку спорные основные средства входят в инженерно-технический комплекс, имеющий общее управление, смонтированный на одном фундаменте, и в котором каждый предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Данные объекты представляют собой единое целое и предназначены для получения целевого продукта (производства нефтехимической продукции по одной непрерывной технологической линии).

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, установив, что работы по техническому перевооружению выполнялись не конкретно по каждому объекту основных средств, а по комплексу объектов. Акты о приемке выполненных работ (КС-2) оформлены также по комплексу объектов.

Суды указали на ПБУ 6/01 "Учет основных средств", согласно которому инвентарным объектом признается обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое. Отдельно можно учесть имущество, не требующее монтажа, которое используется отдельно от имущественного комплекса, и назначение которого не совпадает с функциональным предназначением всего комплекса.

Суды установили, что спорные основные средства относятся к пожароопасным и взрывоопасным и входят в единый комплекс, что подтверждается свидетельствами о госрегистрации прав на приобретенные основные средства, протоколами допросов сотрудников компании, технологическими регламентами, техническими условиями.

В решении кассации указано (Ф06-6503/2016 от 14.03.2016): "имущество, указанное обществом в перечне основных средств, стоимостью не более 40 000 рублей, по которым в проверяемом периоде произведено техническое перевооружение в сумме 288 938 305 рублей, … является не МПЗ, а основными средствами, и стоимость технического перевооружения основных средств должна увеличить их первоначальную стоимость".

(дело № А55-5602/2014)

ВС не признал дивидендами инофирмы проценты, выплаченные родственному займодавцу в РФ

Между ООО (заемщиком) и ЗАО (займодавцем) заключены договоры займа на 7,8 млрд рублей под 10% годовых за время фактического пользования заемными средствами. Срок возврата займа неоднократно продлевался.

Акционером ЗАО, владеющим 99,9995% акций, являлась иностранная фирма (Кипр), а ЗАО являлось участником ООО (90% уставного капитала).

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО налог на прибыль, пени и штраф, признав задолженность контролируемой на основании пункта 2 статьи 269 НК и исключив выплаченные проценты из расходов. Налогоплательщик вправе учесть в расходах не более рассчитанной в соответствии с этой нормой предельной суммы, которая в данном случае вследствие отрицательного значения собственного капитала (чистых активов) компании составила нулевую величину. Кроме того, инспекция указала на необходимость исчисления и удержания налоговым агентом налога с дивидендов, полученных иностранной компанией, посчитав таковыми проценты по контролируемой задолженности, выплаченные в адрес ЗАО.

Суд первой инстанции признал недействительным решение инспекции, указав, что применение пункта 2 статьи 269 НК привело бы к нарушению международного соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между РФ и Республикой Кипр. В отношении обязанности налогового агента суд первой инстанции также указал, что положения пункта 4 статьи 269 НК (налогообложение дивидендов, уплаченных иностранной фирме) являются недостаточно определенными и не возлагают обязанности налогового агента на российскую фирму, выплачивающую проценты другой российской фирме. Суд не установил скрытого распределения дивидендов под видом выплаты процентов.

Апелляция и окружной арбитражный суд отменили решение суда, указав на наличие предусмотренных пунктом 2 статьи 269 НК оснований для ограничения вычета при исчислении налога на прибыль процентов, начисленных по контролируемой задолженности. По мнению судов, обязанность налогового агента, предусмотренная пунктом 4 статьи 269 НК, возлагается на выплачивающих проценты лиц во всех без исключения случаях, когда соответствующая задолженность признается контролируемой.

В кассационной жалобе, поданной в ВС, компания оспаривала только выводы в части обязанности налогового агента.

Судья ВС (305-КГ15-14263 от 18.03.2016) удовлетворил требование компании. Действительно, последствием отнесения задолженности к контролируемой является то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 269 НК сумма процентов, признаваемая избыточной приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной фирме. Однако данная норма не определяет основания возникновения статуса налогового агента у российских фирм.

При этом объектом налогообложения для иностранных фирм в соответствии со статьей 247 НК являются доходы, полученные ими от источников в РФ, к которым в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 309 НК относятся дивиденды, выплачиваемые иностранной фирме - акционеру российской компании. Таким образом, обязанность по уплате налога с доходов иностранной фирмы возникает только при выплате дохода в ее пользу. Положения, которые бы относили к объекту налогообложения иностранных организаций не полученные ими дивиденды (включая приравненные к дивидендам платежи), в главе 25 НК отсутствуют.

Судья указал: "само же по себе перечисление денежных средств между российскими организациями, в капитале которых участвует одна иностранная организация, не свидетельствует о скрытом поступлении в ее пользу дивидендов".

(дело № А40-87775/2014)

ВС: факт применения ЕНВД не говорит о незаконной экономии на налогах путем "дробления"

Компания применяла УСН по сдаче имущества в аренду и ЕНВД по бытовых услугам, общественному питанию с физическим показателем "площадь помещения для временного размещения и проживания", равным 399 квадратных метров. При этом фирма использовала второй этаж в принадлежащей ей на праве собственности гостинице (5-этажное здание площадью почти 4 тысячи кв.м.). Другие помещения гостиницы компания сдавала в аренду ООО "Г", "П" и "А".

По результатам выездной налоговой проверки ООО "С" инспекция пришла к выводу об отсутствии права на ЕНВД, доначислила налоги по общей системе налогообложения, пени и штрафы. Налоговая сочла, что компания неправомерно дробила площадь гостиницы на более мелкие площади и формально сдавала их в аренду взаимозависимым лицам для сохранения права на ЕНВД. Все компании вели один вид деятельности, а гостиница имела общее название.

Суд первой инстанции согласился с выводами инспекции.

Апелляция и кассация отменили его решение, установив, что компании-арендаторы действовали самостоятельно, а также вели иную деятельность, в отношении которой применяли УСН, уплачивали налоги в полном объеме. Здание гостиницы было построено налогоплательщиком. На момент рассмотрения дела в суде компания вела строительство другой гостиницы. Деятельность от сдачи имущества в аренду является основной для компании.

Суды указали, что, во-первых, инспекцией не доказана согласованность действий компании с контрагентами. Во-вторых, инспекция не представила доказательств отсутствия деятельности в арендованных помещениях гостиницы. В-третьих, инспекция не доказала наличие умысла на незаконную минимизацию налогообложения путем манипулирования способами организации своей работы и применяемыми системами налогообложения.

В решении судьи ВС (310-КГ16-135 от 01.03.2016) указано: "сам по себе факт применения налогоплательщиком в проверенном налоговым органом периоде системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не может свидетельствовать о необоснованном получении им налоговой выгоды от экономии на налогах, предусмотренных общей системой налогообложения". В передаче дела в коллегию по экономическим спорам инспекции отказано.

(дело № А14-10472/2013)


Вернуться в начало


Прочее

О заполнении уточненной декларации по НДС

В случае представления налогоплательщиком уточненной декларации по НДС в графе 3 по строке 001 указывается признак актуальности сведений, отраженных в разделах 8 и (или) 9.

Разъяснено, что признак указывается в виде "0" либо "1".

Цифра "0" проставляется, если в ранее представленной декларации сведения по разделам 8 и (или) 9 не представлялись, либо в случае замены сведений, если выявлены ошибки в ранее поданных сведениях или неполнота отражения сведений.

Цифра "1" проставляется, если сведения, представленные налогоплательщиком ранее в налоговый орган, актуальны, достоверны, изменению не подлежат и в налоговый орган не представляются.

В случаях внесения изменений в книгу покупок и (или) книгу продаж по истечении налогового периода, за который представляется декларация, налогоплательщиками заполняется Приложение 1 к разделам 8 и (или) 9.

(Письмо ФНС России от 21 марта 2016 г. № СД-4-3/4581@ "О порядке заполнения налоговой декларации по НДС")

Суммы взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома учитываются в расходах налогоплательщика, применяющего УСН

Организация, которой на праве собственности принадлежит нежилое помещение, встроенное в многоквартирный дом, обязана нести расходы по содержанию общего имущества собственников в многоквартирном жилом доме.

Затраты на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома относятся к материальным расходам налогоплательщика.

Документально подтвердить произведенные затраты можно, в частности, счетом-квитанцией или иным документом, подтверждающим прием денежных средств.

(Письмо Минфина России от 29.02.2016 N 03-11-11/11209)

Минфин разъяснил, в каком случае деятельность по оформлению интерьера и дизайну помещений переводится на ПСН

Минфин ответил на вопрос о применении патентной системы налогообложения в отношении услуг по дизайну и оформлению интерьера помещений. В частности, чиновники разъяснили, что такие услуги переводятся на ПСН только в том случае, если речь идет об изменении интерьера жилых помещений. Если же ИП разрабатывает дизайн и оформляет интерьер нежилых помещений, то применять данный спецрежим нельзя.

Аргументы у авторов комментируемого письма следующие. Известно, что патентная система налогообложения может применяться в отношении услуг по оформлению интерьера жилых помещений и услуг художественного оформления (подп. 27 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). При этом неважно кому — юридическим или физическим лицам — оказываются такие услуги, так как никаких ограничений на этот счет в Налоговом кодексе не установлено.

В то же время Налоговый кодекс не предусматривает возможность применения ПСН в отношении услуг по дизайну и оформлению интерьера нежилых помещений. Поэтому в Минфине полагают, что соответствующая предпринимательская деятельность должна облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения.

(Письмо Минфина России от 24.02.16 № 03-11-12/10252)

Отдельные разъяснения по заполнению формы 6-НДФЛ

Приведены разъяснения ФНС России по вопросу заполнения расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ.

Отмечено, что раздел 1 расчета по указанной форме заполняется нарастающим итогом за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год. В разделе 2 отражаются те операции, которые произведены за последние 3 месяца этого отчетного периода.

Указано, как заполняется строка 100 раздела 2 "Дата фактического получения дохода". Уточняется, что такой датой признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполнение трудовых обязанностей. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При оплате отпусков и больничных листов суммы исчисленного и удержанного налога перечисляются не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Отмечено, что контрольными соотношениями показателей расчета по форме 6-НДФЛ (письмо ФНС России от 10.03.2016 N БС-4-11/3852@) не предусмотрено равенство показателей сумм исчисленного и удержанного налога (строки 040 и 070 раздела 1).

(Письмо ФНС России от 15 марта 2016 г. № БС-4-11/4222@ "О заполнении расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, по форме 6-НДФЛ")

Налоговый вычет при покупке квартиры по договору с ЖСК предоставляется после полной оплаты паевого взноса и оформления акта приема-передачи квартиры

Налогоплательщики имеют право на получение налогового вычета по НДФЛ в сумме фактических расходов на новое строительство или приобретение жилья (в том числе квартиры).

По общему правилу для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщики представляют в налоговые органы, в том числе договор о приобретении квартиры и документы, подтверждающие право собственности на нее.

На основании положений пункта 4 статьи 218 ГК РФ сообщается, что для приобретения права собственности на кооперативную квартиру должны быть соблюдены два условия:

  • член кооператива должен полностью внести паевой взнос;
  • ЖСК должен передать помещение члену кооператива.

(Письмо ФНС России от 14.03.2016 N БС-4-11/4127@ "О порядке предоставления имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц при покупке квартир по договору с жилищно-строительными кооперативами (ЖСК)")

Стандартный вычет на ребенка полагается и в том случае, когда студент находится в академическом отпуске в связи с призывом на военную службу

Если студенту очной формы обучения в возрасте до 24 лет предоставлен академический отпуск на время прохождения военной службы, то его родители вправе получать стандартный "детский" вычет по НДФЛ.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ стандартный вычет полагается, в частности, на каждого учащегося очной формы обучения в возрасте до 24 лет. Вычет предоставляется за период обучения ребенка в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

Приказом Минобразования и науки России от 13.06.13 № 455 утвержден Порядок предоставления академических отпусков (далее — Порядок). Академический отпуск предоставляется в связи с невозможностью обучаться по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам на период времени, не превышающий двух лет (п. 2 Порядка). Из пункта 5 Порядка следует, что решение о предоставлении академического отпуска принимается руководителем образовательного учреждения на основании заявления студента и соответствующего документа (например, повестки военного комиссариата) и оформляется приказом.

Таким образом, если студенту очной формы обучения в возрасте до 24 лет предоставлен академический отпуск на время прохождения военной службы, его родители могут получать стандартный "детский" вычет. Документами, подтверждающими право на вычет, являются справка из образовательного учреждения о форме обучения ребенка и копия приказа о предоставлении студенту академического отпуска.

(Письмо ФНС России от 10.03.16 № БС-4-11/3877)

Каков порядок налогообложения доходов, полученных гражданами Белоруссии, в связи с выполнением трудовых обязанностей в России?

Рассмотрен вопрос налогообложения доходов, полученных гражданами Белоруссии, в связи с выполнением трудовых обязанностей в России.

Сообщается, что распределение налоговых прав между государствами в отношении таких доходов осуществляется на основании Соглашения между Правительствами России и Белоруссии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество.

С учетом положений указанного Соглашения доходы налогового резидента Республики Беларусь от работы по найму в России могут облагаться налогом в России, если расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство, которое белорусский наниматель имеет в России. Это положение касается доходов в виде зарплаты, выплачиваемой постоянным представительством гражданам Белоруссии, направленным на работу в нашу страну.

При этом постоянное представительство белорусской организации в России, выплачивающее зарплату работникам - гражданам Республики Беларусь, по отношению к указанным лицам признается налоговым агентом. В связи с чем данное постоянное представительство обязано исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить соответствующую сумму НДФЛ.

В случае, если расходы по выплате заработной платы налоговым резидентам Республики Беларусь не несет постоянное представительство белорусской организации (т. е. белорусская организация не учитывает данные выплаты в качестве расходов постоянного представительства в России), то такие выплаты не облагаются НДФЛ в России.

(Письмо ФНС России от 15 марта 2016 г. № БС-4-11/4221 "О налогообложении доходов физических лиц")

ФСС РФ подготовлен обзор разъяснений по вопросам начисления страховых взносов на суммы отдельных выплат работникам

В информации рассмотрены вопросы, касающиеся начисления страховых взносов, в частности, на следующие выплаты:

  • денежные компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку, выплачиваемые государственным служащим (указано, что данные компенсации подлежат обложению страховыми взносами, в том числе взносами на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в общеустановленном порядке);
  • стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (сообщается, что суммы таких выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке);
  • оплата отпуска для санаторно-курортного лечения в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве (суммы оплаты указанного отпуска, предоставляемого сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, обложению страховыми взносами не подлежат);
  • стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно работников организаций, расположенных на территории Кемеровской области (данные суммы облагаются взносами, поскольку Кемеровская область не включена в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей);
  • отражаемые в течение года в учете кредитных организаций суммы обязательств по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска (не включаются в базу для начисления страховых взносов, поскольку не являются выплатами в пользу работника);
  • вознаграждение гражданину Республики Беларусь по договору подряда, выполняющему работы за пределами РФ (такие суммы не облагаются страховыми взносами);
  • компенсации работнику за использование в служебных целях личного транспортного средства, управляемого им по доверенности (согласно изложенной позиции суммы компенсации облагаются взносами, поскольку транспортное средство не принадлежит работнику на праве собственности, а управляется им по доверенности).

(Информационное письмо ФСС РФ от 14.03.2016 N 02-09-05/06-06-4615 <О направлении обзора ответов на вопросы по применению положений федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.1998 N 125-ФЗ>)

На сайте ПФР размещена новая форма отчетности по персонифицированному учету

С 1 апреля 2016 года страхователи обязаны ежемесячно в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, сообщать в ПФР о сотрудниках (включая лиц, которые работают по договору гражданско-правового характера) следующие сведения: ФИО, СНИЛС и ИНН.

Первую отчетность необходимо представить не позднее 10 мая 2016 года. Форма отчетности и формат ее направления в электронном виде доступны на сайте ПФР.

(Информация ПФ РФ "О введении новой формы отчетности в ПФР по персонифицированному учету")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.