Мониторинг изменения за период 26.09.16 - 02.10.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

С 1 апреля 2017 года вводится в действие новая форма уведомления на уплату физическими лицами налога на имущество, земельного, транспортного налога, а также НДФЛ

Обязанность по исчислению имущественных налогов с физических лиц (налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов) возлагается на налоговый орган.

Кроме того, начиная с налогового периода 2016 года налогоплательщик, получивший доход, с которого не был удержан НДФЛ, уплачивает налог на основании направленного ему налогового уведомления (п. 6 ст. 228 НК РФ).

В этой связи обновлена форма налогового уведомления, предусматривающая теперь также поля для расчета (перерасчета) НДФЛ, не удержанного налоговым агентом.

(Приказ ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@ «Об утверждении формы налогового уведомления», зарегистрировано в Минюсте России 28.09.2016 N 43850)

С 1 января 2017 года будут применяться обновленные формы документов, подтверждающих факт внесения записей в ЕГРЮЛ (форма N Р50007) и ЕГРИП (форма Р60009)

С указанной даты вступает в силу Приказ, которым утверждены формы:

  • «Листа записи Единого государственного реестра юридических лиц» по форме N Р50007;
  • «Листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей» по форме Р60009.

Указанные формы практически не изменились. Исключены поля для проставления печатей.

(Приказ ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы», зарегистрировано в Минюсте России 28.09.2016 N 43854)

Банком России подготовлены Методические рекомендации по бухгалтерскому учету операций страховщиков

Методические рекомендации содержат примеры бухгалтерского учета операций страховщиков, на которые распространяется Положение Банка России от 04.09.2015 N 491-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета».

Данные примеры являются условными, и при проведении классификации договоров страховщику рекомендуется руководствоваться внутренними документами, в том числе страховыми правилами, учетной политикой страховщика, условиями договоров страхования.

(«Методические рекомендации по бухгалтерскому учету операций страховщиков, связанных с осуществлением деятельности по страхованию, сострахованию, перестрахованию и обязательному медицинскому страхованию, на которые распространяется Положение Банка России от 4 сентября 2015 года N 491-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации», утв. Банком России 22.09.2016 N 29-МР)

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Обновлены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования

В частности, утверждены новые:

  • «Анкета застрахованного лица (АДВ-1)»;
  • «Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (АДИ-1)»;
  • «Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (АДИ-7)»;
  • «Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица (СЗВ-1)»;
  • «Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица (СЗВ-3)»;
  • «Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (СЗВ-4-1)»;
  • «Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (списочная форма) (СЗВ-4-2)»;
  • «Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СЗИ-5)»;
  • «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (СЗВ-6-1)»;
  • «Сведения о страховом стаже застрахованного лица для установления трудовой пенсии (СПВ-2)» и иные формы.

Актуализируется перечень документов, являющихся документами индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Постановлением также вводится новая Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, устанавливается, что бланк документа «Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования» (АДИ-7) является защищенной полиграфической продукцией уровня «В».

(Постановление Правления ПФ РФ от 01.06.2016 N 473п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению», зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2016 N 43797)

Обновлены формы заявлений об отказе от финансирования накопительной пенсии и об их отзыве

Заявление подлежит рассмотрению ПФР в срок до 1 марта года, следующего за годом его подачи.

При подаче застрахованным лицом в течение года более одного заявления об отказе и (или) заявления об отзыве заявления об отказе ПФР рассматривает и принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления с самой поздней датой поступления в ПФР. В случае подачи застрахованным лицом заявления об отказе позднее 31 декабря текущего года указанное заявление оставляется без рассмотрения.

Утратившими силу признаются Постановление Правления ПФ РФ от 31.01.2014 N 13п «Об утверждении формы заявления об отказе от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направлении на финансирование страховой части трудовой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса» и Постановление Правления ПФ РФ от 20.05.2014 N 126п «Об утверждении формы заявления об отзыве заявления об отказе от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направлении на финансирование страховой части трудовой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса».

(Постановление Правления ПФ РФ от 09.09.2016 N 849п «Об утверждении форм заявлений об отказе от финансирования накопительной пенсии и направлении на финансирование страховой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса и об отзыве заявления об отказе от финансирования накопительной пенсии и направлении на финансирование страховой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, Порядка их рассмотрения Пенсионным фондом Российской Федерации и принятия по ним решений», зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2016 N 43751)

ПФР актуализировал формы заявлений о смене пенсионного фонда

Постановлением утверждены новые формы заявлений:

  • о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании);
  • о переходе из ПФР в НПФ, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию;
  • о досрочном переходе из ПФР в НПФ, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию;
  • о переходе из НПФ в ПФР;
  • о досрочном переходе из НПФ в ПФР;
  • о переходе из одного НПФ в другой НПФ;
  • о досрочном переходе из одного НПФ в другой НПФ.

Кроме того, утверждены: форма уведомления застрахованного лица о замене выбранного им страховщика по обязательному пенсионному страхованию (инвестиционного портфеля (управляющей компании), указанного в заявлении застрахованного лица о переходе, и инструкция по заполнению такого уведомления; Порядок доведения до сведения застрахованных лиц форм заявлений застрахованных лиц о переходе и заявлений застрахованных лиц о досрочном переходе из ПФР в НПФ, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, из НПФ в ПФР, из одного НПФ в другой НПФ, уведомления застрахованного лица о замене выбранного им страховщика по обязательному пенсионному страхованию (инвестиционного портфеля (управляющей компании), указанного в заявлении застрахованного лица о переходе, а также инструкций по заполнению указанных форм заявлений и уведомления.

Утратившими силу признаются Постановление Правления ПФ РФ от 21.01.2015 N 9п «Об утверждении формы заявления застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании)»; Постановление Правления ПФ РФ от 12.05.2015 N 157п «Об утверждении инструкции по заполнению формы заявления застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании)»; Постановление Правления ПФ РФ от 12.05.2015 N 158п «Об утверждении форм заявлений и уведомления, инструкций по их заполнению, Порядка доведения до сведения застрахованных лиц указанных форм заявлений и инструкций по их заполнению».

(Постановление Правления ПФ РФ от 09.09.2016 N 850п «Об утверждении форм заявлений и уведомления, инструкций по их заполнению, Порядка доведения до сведения застрахованных лиц указанных форм заявлений, уведомления и инструкций по их заполнению», зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2016 N 43750)

Статистика

Утверждены новые формы федерального статистического наблюдения N 1-РЦ «Сведения о структуре розничной цены на отдельные виды товаров» и N 2-РЦ «Сведения о составе розничной цены и затратах организаций розничной торговли по продаже отдельных видов товаров»

Формы вводятся в действие:

  • 1-РЦ - с периодичностью 1 раз в год начиная с отчета за IV квартал 2016 года;
  • 2-РЦ - с периодичностью 1 раз в год начиная с отчета за декабрь 2016 года.

С введением указанного статистического инструментария признаются утратившими силу приложение N 11 «Форма федерального статистического наблюдения N 1-РЦ «Сведения о структуре розничной цены на отдельные виды товаров», приложение N 12 «Форма федерального статистического наблюдения N 2-РЦ «Сведения о составе розничной цены и затратах организаций розничной торговли по продаже отдельных видов товаров», утвержденные Приказом Росстата от 27.08.2014 N 535.

(Приказ Росстата от 22.09.2016 N 531 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за структурой розничной цены на отдельные виды товаров»)

Законопроекты

ФНС планирует обновить формы по налоговому мониторингу

ФНС разместила на портале проектов нормативно-правовых актов приказ об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга и приложения к нему.

Всего планируется утвердить 13 форм взамен действующих в настоящий момент.

Налоговый мониторинг - это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что, в свою очередь, освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) налогов и сборов. Такая форма взаимодействия доступна только крупнейшим налогоплательщикам.

Подготовлены требования к формату представления в ФНС России электронных копий бумажных документов

Проект приказа налогового ведомства должен решить проблему отсутствия формата документов, составленных на бумажном носителе и присланных в налоговую инспекцию в виде электронных образов документов. Речь идет об отсканированных копиях бумажных документов с сохранением реквизитов.

ФНС России предусмотрела для них следующие требования:

  • документы должны быть представлены в виде файла в формате tif, jpg, pdf или png с разрешением не менее 150 и не более 300 dpi (точек на дюйм) с использованием 256 градаций серого цвета;
  • cканирование должно производиться таким образом, чтобы обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех реквизитов, дат, виз, резолюций, иных надписей, печатей, штампов и отметок;
  • должно быть соответствие типу xlm-файла, установленного ФНС России.

В случае представления в налоговый орган электронных документов по ТКС они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Напомним, что электронный формат документов необходим для обмена информацией между хозяйствующими субъектами и налоговиками в личном кабинете налогоплательщика (п. 2 ст. 11.2 НК РФ). Также они могут быть присланы в налоговую инспекцию по системам ТКС. В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2–3 ст. 93 НК РФ).

Если документы (информация), истребуемые налоговой инспекцией, не могут быть представлены ей в установленный срок, то в налоговый орган необходимо направить уведомление. После чего налоговики имеют право продлить срок представления необходимых документов (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Форма и формат уведомления также были утверждены в нормативном акте ФНС России.

Отметим, что приказ вступит в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Минфин планирует ввести в действие в России 30 международных стандартов для аудиторов

Опубликован проект приказа Минфина, которым планируется ввести в действие на территории РФ следующие международные стандарты:

  • Международный стандарт контроля качества 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг»;
  • МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»;
  • МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действии при проведении аудита финансовой отчетности»;
  • МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»;
  • МСА 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»;
  • МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»;
  • МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»;
  • МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»;
  • МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»;
  • МСА 402 «Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации»;
  • МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»;
  • МСА 500 «Аудиторские доказательства»;
  • МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях»;
  • МСА 505 «Внешние подтверждения»;
  • МСА 520 «Аналитические процедуры»;
  • МСА 530 «Аудиторская выборка»;
  • МСА 550 «Связанные стороны»;
  • МСА 560 «События после отчетной даты»;
  • МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов»;
  • МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора»;
  • Международный отчет о практике аудита 1000 «Особенности аудита финансовых инструментов»;
  • Международный стандарт обзорных проверок 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов»;
  • Международный стандарт обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации»;
  • Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов»;
  • Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3400 «Проверка прогнозной финансовой информации»;
  • Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации»;
  • Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов»;
  • Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3420 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг»;
  • Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации»;
  • Международный стандарт сопутствующих услуг 4410 «Задания по компиляции».

Судебная практика

Требование об уплате налога, вынесенное вне камеральной или выездной проверки, незаконно

Инспекция вынесла предписание в отношении компании об устранении нарушений налогового законодательства, которым обязала последнюю в установленный срок уплатить авансовые платежи по земельному налогу за 3 квартал 2015 года. По мнению инспекции, полномочия по вынесению оспариваемого предписания предоставлены подпунктом 8 пункта 1 статьи 31 НК – устранение выявленных нарушений законодательства. Целью издания предписания явилось пресечение нарушения в виде неуплаты авансовых платежей по земельному налогу.

Суды трех инстанций признали предписание недействительным, указав на пункт 1 статьи 82 НК - налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, а также в других формах, предусмотренных НК. Оформления результатов налогового контроля предусматривает составление акта по установленной форме, рассмотрение материалов налогового контроля и вынесение решения с изложением обстоятельств правонарушения. В решении по результатам налоговой проверки указывается размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. В данном случае требования к оформлению результатов налогового контроля инспекцией не соблюдены.

В решении кассации (Ф03-4207/2016 от 21.09.2016) указано: «в установленном порядке выездная либо камеральная налоговая проверка в отношения заявителя не проводилась… проведение иных форм налогового контроля не предусматривает возможности вынесения по его результатам требования об уплате налога (авансового платежа)».

(дело № А04-556/2016)

Акт сверки - не единственный документ, свидетельствующий о возникновении переплат

Компания имела несколько обособленных подразделений, к моменту их закрытия обнаружила переплату по налогу на прибыль (акт сверки расчетов с инспекцией от 18 декабря 2014 года) и обратилась в ИФНС с заявлением о возврате переплаты. Инспекция отказала в возврате, указав на пропуск трехлетнего срока для возврата налога, ошибочно уплаченного в 2008-феврале 2012 года.

Компания оспорила решение инспекции в суде, полагая, что именно акт совместной сверки, подписанный сторонами, свидетельствует о надлежащем извещении об имеющейся переплате.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, установив, что переплата возникла по причине действий налогоплательщика, выразившихся в виде некорректного заполнения налоговых деклараций.

Суды проанализировали справки о состоянии расчетов по налогам, журнал выданных справок о состоянии расчетов, извещения об имеющейся переплате, акты совместной сверки расчетов и указали, что компания должна была узнать о переплате с момента уплаты налогов, поскольку сама их исчисляет и уплачивает.

В решении кассации (Ф04-3529/2016 от 07.09.2016) указано: «акт сверки не является единственным документом, свидетельствующим о возникновении у налогоплательщика переплаты, поскольку лишь отображает состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом».

(дело № А45-6464/2015)

Тяжелое финансовое положение фирмы не смягчает ответственность за неуплату налогов

По результатам камеральной проверки уточненной декларации по НДС инспекция привлекла компанию к ответственности в виде штрафа почти в 19 млн рублей за несвоевременную уплату налога.

Компания оспорила размер штрафа в суде, ссылаясь на наличие смягчающего обстоятельства - тяжелого финансового положения - и просила снизить размер штрафа в 10 раз. В обоснование компания представила справки банков об отсутствии денежных средств на счетах, справки из налоговой инспекции, ПФ, ФСС о состоянии расчетов, расшифровку кредиторской задолженности, а также судебные акты, по которым с фирмы взыскано 932 млн рублей.

Суды двух инстанций частично удовлетворили требования компании и снизили размер штрафа в 2 раза, указав на отсутствие умысла в действиях налогоплательщика.

Кассация отменила их решение, указав, что тяжелое материальное положение как обстоятельство, смягчающее ответственность, подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 112 НК предусмотрено только для физлиц. Компания является коммерческой фирмой, ведущей деятельность на свой риск. Доказательств социальной значимости или ведения деятельности в интересах государства, вызвавших тяжелое финансовое положение, компанией не представлено.

В решении кассации (Ф05-12813/2016 от 06.09.2016) указано: «тяжелое финансовое положение коммерческой организации – налогоплательщика, … не является смягчающим обстоятельством».

(дело № А41-100873/2015)

Суды против учета процентов по займу при распределении денежных средств внутри группы

ООО «В» учло в расходах проценты за пользование заемными денежными средствами, выплаченные в адрес ОАО и ООО «О». По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, установив, что компании взаимозависимы - входят в одну группу. Накануне получения займа ООО «В» перечислило выручку ООО «У», которое перечислило ее ОАО, а последнее выдало заем ООО «В». Далее эти денежные средства прошли через счета ряда фирм и вернулись в ОАО с назначением платежа «возврат переплаты». С этим же назначением платежа денежные средства прошли через счета других фирм. Затем они были повторно выданы в виде займа ООО «В». Аналогичная схема установлена и по контрагенту ООО «О».

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что взаимозависимыми лицами организована схема движения денежных средств, направленная на уменьшение налоговых обязательств компании путем включения в состав расходов процентов за пользование заемными средствами и получение, в связи с этим, необоснованной налоговой выгоды. Продажа, покупка и отгрузка товаров в ходе этих операций по согласованию сторон не происходила. В результате указанных операций сумма выданного займа вдвое превысила его источник.

Суды (постановление кассации Ф01-3777/2016 от 23.09.2016) также учли, что часть денежных средств, полученных по договорам займа под 9,2%, были переданы третьим лицам под 6,6%.

(дело № А28-14139/2014)

ВС взыскал налоги с лица, на которое переведен бизнес, при отсутствии взаимозависимости

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО «О» налоги, пени и штрафы на 423 млн рублей, а ввиду их неуплаты взыскала 21 млн рублей за счет денежных средств на счетах компании. Впоследствии инспекция обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с ООО «И» налоговой задолженности, числящейся за ООО «О», ссылаясь на положения подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК.

Суды двух инстанций удовлетворили требования инспекции, установив, что ООО «И» перезаключило договоры с покупателями и поставщиками ООО «О» по инициативе последнего, сотрудники ООО «О» были переведены в ООО «И».

Суд округа отменил решение судов, указав на самостоятельность ООО «И» в ведении деятельности и на отсутствие общего состава участников и руководителей вышеуказанных компаний, то есть на отсутствие взаимозависимости. По мнению суда, в данном случае имел место не перевод деятельности на другое лицо, а приобретение бизнеса самостоятельным юрлицом, созданным другими участниками.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС оставила в силе решение судов первой и апелляционной инстанций, указав, что используемое в пункте 2 статьи 45 НК понятие «иной зависимости» между налогоплательщиком и лицом, к которому предъявлено требование о взыскании задолженности, трактуется как наличие согласованности в действиях налогоплательщика и других лиц. В данном случае, это доказывает создание ООО «И» незадолго до окончания налоговой проверки ООО «О», тождественность контактных телефонов и информации на интернет-сайтах, переход работников из одной фирмы в другую, работа с одними контрагентами. Более того, ООО «И» поступала выручка от контрагентов, которые до вступления в силу решения инспекции являлись покупателями продукции ООО «О».

Получив бизнес, ООО «И» не перечисляло ООО «О» денежных средств, однако 100 млн рублей были перечислены в адрес физлица – участника ООО «О», при том, что им не производилось отчуждение доли в уставном капитале налогоплательщика.

В определении суда (305-КГ16-6003 от 16.09.2016) указано: «отсутствие признаков субъективной зависимости между данными организациями, в том числе, по указанным в пункте 2 статьи 105.1 Налогового кодекса критериям участия в капитале и (или) осуществления руководства деятельностью юридического лица, не исключает при изложенных обстоятельствах возможность применения пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса».

(дело № А40-77894/2015)

В печати контрагента на ТТН указан ИНН, принадлежащий другой фирме - сделка формальна

ООО «В» учло в расходах стоимость песчано-гравийной смеси, приобретенной у ООО «Э», и заявило вычет в налоговой декларации по НДС.

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что у ООО «Э» отсутствуют необходимые ресурсы, руководитель контрагента является учредителем и руководителем еще в 33 фирмах. Контрагент не имеет лицензий на пользование недрами.

Кроме того, ТТН датированы ранее, чем товарные накладные. В ТТН не заполнен товарный раздел, а именно: отсутствуют наименования и адреса грузоотправителя, грузополучателя, плательщика, наименование продукции, товара (груза), количество, цена; не заполнены графы: «номер», «дата составления», «отпуск разрешил», «груз к перевозке принял», «груз получил грузополучатель». Имеется несоответствие в количестве перевезенной песчано-гравийной смеси, указанном в товарных накладных, и ее количестве, указанном в ТТН. В ряде товарных накладных на оттисках печати контрагента указан ИНН, принадлежащий другой фирме.

Компания пыталась оспорить решение инспекции в суде, поясняя, что оттиски печати другой организации проставлены ошибочно.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф10-3350/2016 от 22.09.2016) поддержали выводы инспекции о формальности сделки. Суды учли, что работники налогоплательщика не подтвердили получение песчано-гравийной смеси от спорного контрагента. Суды также указали на отсутствие по расчетному счету контрагента оплаты за приобретение смеси и ее доставку покупателю, учитывая отсутствие собственных транспортных средств.

(дело № А62-7545/2015)

Суды разъяснили, чем вознаграждение за выполнение плана продаж отличается от скидки

Между ЗАО (дистрибьютор) и ООО (поставщик) было заключено дистрибьюторское соглашение. ЗАО получило вознаграждение за выполнение плана продаж за 2010, 2011, 2012 годы в общей сумме почти 22 млн рублей путем списания дебиторской задолженности и отразило его во внереализационных доходах.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании НДС, пени и штраф, полагая, что сумма вознаграждения должна быть учтена в налоговой базе по НДС.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что квалифицирующим признаком, отличающим поощрение в форме скидки, от поощрения в форме премии/вознаграждения (вне зависимости от наименования такого поощрения в договоре) является то, что при скидке изменяется цена товара, тогда как в случае выплаты премии/вознаграждения цена товара не изменяется. В данном случае инспекция не доказала изменение цены товаров, следовательно, указанное вознаграждение не может рассматриваться в качестве скидки.

Суды также установили, что ООО уточненные декларации по НДС в части вознаграждений не подавало и уменьшения налогооблагаемой базы по НДС не производило. НДС начислен с полной стоимости реализованного товара и полностью уплачен в бюджет, что в случае удовлетворения заявления привело бы к исчислению и уплате НДС с одной реализации дважды - и с поставщика, и с дистрибьютора, указали суды (постановление кассации Ф05-13901/2016 от 22.09.2016).

(дело № А41-95986/2015)

Оплата допотпуска, предусмотренная колдоговором, может учитываться в расходах

На основании отраслевого соглашения, трудового и коллективного договора компания оплачивала работникам дополнительные дни отпуска, учитывая выплаты в расходах на оплату труда.

По результатам выездной проверки ИФНС срезала эти расходы, доначислила налог на прибыль, пени и штраф. Инспекция указала на пункт 24 статьи 270 НК – не учитывается в расходах оплата дополнительных отпусков, предоставляемых согласно колдоговору.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что запрет на включение в состав расходов затрат на оплату дополнительных отпусков, предусмотрен в отношении отпусков, предоставляемых исключительно по коллективному договору. На дополнительные отпуска, предоставляемые на основании трудового договора или отраслевого соглашения, этот запрет не распространяется. При этом коллективные договоры не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными соглашениями (статья 135 ТК).

Суды (постановление кассации Ф05-10182/2016 от 10.08.2016) установили, что, в данном случае, оплата дополнительных отпусков была предусмотрена отраслевым соглашением, следовательно компания правомерно в коллективном договоре продублировала обязательства работодателя по оплате дополнительных отпусков.

(дело № А40-17590/2015)

Суды против изменения объекта налогообложения по УСН по истечении налогового периода

Предприниматель применял УСН с объектом налогообложения «доходы» с 2004 года. В июне 2014 года он представил в инспекцию декларацию по УСН за 2013 год, а в октябре 2014 года - заявление об изменении объекта налогообложения за 2013 год на «доходы минус расходы». В декларации по УСН он применил этот объект налогообложения и исчислил минимальный налог к уплате.

По результатам камеральной проверки декларации за 2013 год инспекция доначислила налог, пени и штраф.

Предприниматель обратился в суд, полагая, что, поскольку он является налогоплательщиком УСН, вопрос о правомерности использования того или иного объекта налогообложения носит заявительный и добровольный характер, не зависит от решения налоговой и не связан с ним.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф02-4143/2016 от 22.09.20016) признали законным решение инспекции, указав на пункт 2 статьи 346.14 НК - объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно с начала налогового периода при представлении соответствующего уведомления до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода (а тем более, после его окончания) налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

(дело № А58-5184/2015)

ИП без работников должен уменьшать налог по УСН так же, как другие налогоплательщики

ИП без работников должен соблюдать правила уменьшения налога по УСН на страховые взносы, установленные для других налогоплательщиков, иначе нарушается предусмотренный пунктом 1 статьи 3 НК РФ принцип всеобщности и равенства налогообложения, на котором основывается законодательство о налогах и сборах. Такой вывод сделал Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Налоговый орган посчитал неправомерным уменьшение предпринимателем налога по УСН за 2014 год на страховые взносы в виде фиксированного платежа, фактически уплаченных ИП в другом налоговом периоде (в январе 2015 года), то есть после окончания налогового периода, за который подана налоговая декларация. В результате камеральной проверки был доначислен налог и штраф. Предприниматель не согласился с мнением налоговиков, посчитав, что раз он уплатил взносы до даты подачи декларации, он имеет право уменьшить налог за 2014 год.

Суд первой инстанции согласился с мнением ИП, указав на то, что по смыслу нормы, содержащейся в абзаце третьем (фактически абзац шестой) пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ, законодатель не ограничивает право данной категории налогоплательщиков уменьшать сумму налога на сумму страховых взносов, уплаченных в фиксированном размере, только тем периодом, в котором данный фиксированный платеж был уплачен.

Однако апелляционная инстанция решение отменила и приняла новое постановление.

Как указано в абзаце шестом пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Апелляционный суд посчитал, что уплаченные страховые взносы в ПФР и ФОМС в фиксированном размере являются по сути своеобразным единственным видом расходов, на которые налогоплательщик - индивидуальный предприниматель, указанный в абзаце шестом пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ, вправе уменьшить исчисленный со своих доходов единый налог по УСН. А расходы учитываются при УСН кассовым методом.

ИП, выбравшие в качестве обложения единым налогом по УСН объект «доходы» и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам не могут быть поставлены в более привилегированное положение по сравнению как с ИП, выбравшими в качестве объекта обложения налогом по УСН «доходы» и производящими выплаты физическим лицам, так и с ИП, выбравшими в качестве объекта обложения налогом по УСН «доходы, уменьшенные на величину расходов», производящими либо не производящими выплаты физическим лицам (то есть с иными индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога по УСН).

Следовательно, тот факт, что в абзаце шестом пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ, в отличие от подпункта 1 пункта 3.1 названной статьи Кодекса, не содержится указания на то, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога за налоговый период на сумму страховых взносов, уплаченных в фиксированном размере именно в данном налоговом периоде, не свидетельствует о праве таких налогоплательщиков учитывать страховые взносы в виде фиксированных платежей, фактически уплаченные ими после окончания того налогового периода, за который они исчислены, то есть исчислять единый налог по УСН в ином порядке, установленном для остальных плательщиков этого налога.

Подаст ли ИП кассационную жалобу на это решение, неизвестно. В картотеке арбитражных судов жалоба пока не значится.

(дело №А52-149/2016)

Подарки не подлежат обложению страховыми взносами

Фирма выдала сотрудникам в честь праздника денежные средства и не включила их в базу для исчисления страховых взносов, с чем не согласились сотрудники Пенсионного фонда. Дело дошло до суда.

Суд решил, что, вручая сотрудникам подарки в денежном эквиваленте, компания не обусловливала передачу подарков встречным выполнением работниками каких-либо функций. Из приказов организации о выдаче ценных подарков не надо, что подарки выдаются в качестве поощрения за определенное качество, сложность, количество выполняемой работы. Исходя из дат принятия приказов о выдаче ценных подарков и пояснений компании основанием выдачи подарков являлось празднование Дня работников морского и речного флота, что также подтверждает факт безвозмездности передачи подарков.

ПФР не представил доказательств того, что выдача подарков производилась в соответствии с трудовым договором и расценивалась в качестве вознаграждения за труд либо в качестве выплат компенсационного или стимулирующего характера, говорится в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.

(дело №А19-19065/2015)

Прочее

ФНС России разъясняет, что ликвидационный баланс может быть представлен по форме бухгалтерского баланса

Ликвидационный баланс утверждается участниками (учредителями) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица после расчетов с кредиторами.

ФНС России напоминает, что полный список документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица содержится в статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункт 1.

(Информация ФНС России «О предоставлении документов при ликвидации юридического лица»)

Минфин напомнил, как принимается к вычету НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ или услуг, которые используются при международной перевозке товаров

Налогоплательщик, приобретающий товары (работы, услуги), которые будут использоваться для оказания услуг по международной перевозке товаров, вправе принять к вычету «входной» НДС. Но процедура вычета в этом случае несколько отличается от стандартной.

По общему правилу, «входной» НДС подлежит вычету в случае использования приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС. Делается это после принятия товаров (работ, услуг) на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. Соответствующие положения закреплены положениями пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ.

Услуги по международной перевозке товаров облагаются НДС по нулевой ставке (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Вычет «входного» НДС в случае использования товаров (работ, услуг) при оказании услуг, облагаемых по нулевой ставке, производится в особом порядке. Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ, в такой ситуации вычет налога производится на момент определения налоговой базы.

В пункте 9 статьи 167 НК РФ оговорено, что при оказании услуг по международной перевозке товаров моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет подтверждающих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ (контракт на поставку товара, таможенная декларация, копии транспортных документов и т.п.). Следовательно, НДС, предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), которые используются для оказания услуг по международной перевозке товаров, принимается к вычету не ранее последнего числа квартала, в котором собраны упомянутые документы.

(Письмо Минфина России от 12.09.16 № 03-07-08/53164)

Минфин рассказал, как учитываются технологические потери и естественная убыль

Минфин напомнил, что в состав материальных расходов включаются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли. Нормы утверждаются в порядке, установленном постановлением правительства от 12.11.2002 N 814.

Нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов, разрабатываются с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежат пересмотру по мере необходимости.

Также к материальным расходам в целях налогообложения приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

Учитывая технологические особенности собственного производственного цикла и процесса транспортировки, налогоплательщики могут определять нормативы образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве. Данные нормативы могут быть установлены, в частности, технологическими картами, сметами технологического процесса или иными аналогичными документами, являющимися внутренними документами, которые разрабатываются специалистами организации, контролирующими технологический процесс (например, технологами), и утверждаются уполномоченными лицами организации.

(Письмо Минфина России от 07.09.2016 г. № 03-03-05/52297)

Принятие к учету расходов на строительство объектов инфраструктуры зависит от порядка осуществления деятельности застройщика

В разъяснениях Минфина России приведены 3 варианта учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов застройщиков на строительство объектов инфраструктуры:

  • расходы застройщиков, осуществляющих строительство объектов инфраструктуры самостоятельно или с привлечением подрядных организаций, формируют расходы, связанные со строительством жилого фонда и нежилых помещений, которые учитываются по мере признания доходов от реализации объектов жилого фонда или нежилых помещений, в случае, если построенные объекты инфраструктуры в последующем подлежат передаче в государственную или муниципальную собственность, либо по их поручению (решению) специализированным эксплуатирующим организациям;
  • в случаях, когда создаваемые объекты инфраструктуры планируется эксплуатировать застройщиком самостоятельно либо предполагается передавать их на основании сделок в пользу третьих лиц, подобные расходы учитываются в установленном порядке в качестве амортизируемого имущества или готовой продукции соответственно;
  • если застройщик осуществляет деятельность в качестве технического заказчика (в соответствии с терминами Градостроительного кодекса РФ), то в этом случае сумма затрат, превышающая сумму денежных средств, полученных на целевое финансирование, не учитывается для целей налогообложения прибыли организаций на основании пункта 17 статьи 270 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 20.09.2016 N СД-4-3/17624 «О порядке учета расходов застройщиков, осуществляющих строительство объектов инфраструктуры»)

ФНС России сообщает значение коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), за август 2016 года для расчета НДПИ при добыче нефти

Средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья составил 43,69 доллара США за баррель.

Среднее значение курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого Банком России, за все дни августа 2016 года - 64,9293 рублей.

С учетом приведенных показателей значение коэффициента Кц для налогового периода - август 2016 года - 7,1372.

(Информация ФНС России «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за август 2016 года»)

Минфин разъяснил порядок применения имущественного налогового вычета при продаже квартиры, полученной по договору мены

При продаже квартиры, полученной по договору мены, физлицо может воспользоваться имущественным налоговым вычетом по НДФЛ, либо уменьшить полученный доход на стоимость квартиры, указанную в договоре мены.

По общему правилу, при продаже квартиры физлицо может уменьшить налогооблагаемый доход двумя способами — воспользоваться имущественным налоговым вычетом, либо уменьшить сумму доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этой квартиры (п. 2 ст. 220 НК РФ). При этом нужно учитывать, что если квартира находилась в собственности физлица менее минимального предельного срока владения (3 года или 5 лет в зависимости от ситуации, ст. 217.1 НК РФ), то максимальный размер имущественного налогового вычета составит 1 млн. рублей. Если же квартира находилась в собственности физлица свыше минимального предельного срока владения, то вся сумма, полученная от ее продажи, будет освобождена от НДФЛ.

Вместо получения имущественного налогового вычета физлицо вправе уменьшить сумму налогооблагаемых доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества. Это, как отмечают в Минфине, можно сделать и в том случае, когда квартира была приобретена по договору мены.

Известно, что к договору мены применяются правила о купле-продаже. Каждая из сторон договора мены признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (ст. 567 ГК РФ). Соответственно, при продаже квартиры, полученной по договору мены, налогоплательщик вправе уменьшить налогооблагаемые доходы на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с ее приобретением. При этом в расходы, связанные с приобретением квартиры, включается ее стоимость, указанная в договоре мены. Если же в договоре эта стоимость не прописана, то в расходы можно включить рыночную стоимость квартиры. Эту стоимость может определить оценщик.

(Письмо Минфина России от 29.08.16 № 03-04-05/50395)

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму НДФЛ на сумму уплаченного в налоговом периоде торгового сбора, а также на суммы фактически уплаченных авансовых платежей

При исчислении по итогам налогового периода суммы НДФЛ налогоплательщик в первую очередь вправе уменьшить ее на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде, и только затем на суммы фактически уплаченных авансовых платежей.

При этом отмечено, что возможность возврата суммы торгового сбора в части, превышающей исчисленную по итогам налогового периода сумму налога, Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.

(Письмо ФНС России от 21.09.2016 N БС-4-11/17680@ «О порядке учета уплаченных индивидуальным предпринимателем сумм торгового сбора при исчислении налога на доходы физических лиц»)

Как подтвердить резидентство, если загранпаспорт утерян?

Федеральная налоговая служба дала совет налоговым агентам, как подтвердить резидентство для расчета НДФЛ, если утерян загранпаспорт.

Перечень документов для подсчета дней пребывания на территории РФ Налоговым кодексом не установлен, отмечает ФНС. На этом основании для указанных целей могут использоваться любые документы, оформленные в соответствии с законодательством России и позволяющие установить количество календарных дней пребывания лица на территории Российской Федерации.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физического лица на территории Российской Федерации, являются, прежде всего, копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.

В случаях, когда упомянутые документы представить невозможно, в качестве таких документов выступают сведения из табеля учета рабочего времени, данные миграционных карт, документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(Письмо ФНС России № ОА-3-17/4086 от 06.09.2016 г.)

Росстатом разъяснен порядок предоставления статистической отчетности с нулевыми значениями

Сообщается, что ряд форм федерального статистического наблюдения (N 3-Ф, N 1-ПР, N П-6, N 2-наука и другие) согласно указаниям по их заполнению предоставляются в территориальные органы государственной статистики только при наличии наблюдаемого события (например, наличии задолженности по заработной плате, финансовых вложений и прочее). Предоставление «нулевых» отчетов за отчетный период по таким формам не требуется и отсутствие отчета квалифицируется как отсутствие явления у респондента.

По другим формам федерального статистического наблюдения, в указаниях по заполнению которых не содержатся требования по предоставлению данных исключительно при наличии наблюдаемого явления, и при отсутствии такого явления у респондента по факту его деятельности, Росстат считает возможным прием от респондентов в отчетном периоде официальных писем об отсутствии показателей в отчетном периоде по формам федерального статистического наблюдения вместо нулевых отчетов по ним.

(Письмо Росстата от 15.04.2016 N СЕ-01-3/2157-ТО «О предоставлении статистической отчетности с нулевыми значениями»)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.