Мониторинг изменений за период 17.07.17 - 23.07.17

Бухгалтерский учет и налогообложение 

Налогоплательщикам запрещено учитывать в целях налогообложения факты хозяйственной жизни, основной целью учета которых является неуплата или неполная уплата и (или) зачет (возврат) сумм налога

Согласно статье 54.1, внесенной в Налоговый кодекс РФ новым Федеральным законом, не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

При отсутствии указанных обстоятельств, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно следующих условий:

  • основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Определено, что подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

Указанные положения распространяются также на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Правила начала и окончания течения налогового периода, определенные в отношении организаций, распространены на индивидуальных предпринимателей

Установлено, в частности, что, если организация создана (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена) в период времени с 1 января по 30 ноября одного календарного года, первым налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) по 31 декабря этого календарного года.

Если организация создана (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена) в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, первым налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) по 31 декабря календарного года, следующего за годом создания организации (осуществления государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

Если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена и утратила силу) в течение календарного года, налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

Если организация создана (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена) в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года и прекращена путем ликвидации или реорганизации (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу) до конца календарного года, следующего за годом создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

Если организация создана (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена) не менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до конца квартала, в котором создана организация (осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

Если организация создана (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена) менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация (осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 18.07.2017 N 173-ФЗ «О внесении изменений в статью 55 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»)

Операции по передаче медицинских изделий по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом последующего выкупа освобождены от НДС

Изменениями, внесенными в статью 149 НК РФ, устанавливаются равные условия освобождения от налогообложения НДС операций, предусмотренных абзацем 4 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ по реализации медицинских изделий, и операций по передаче таких медицинских изделий по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом их выкупа, при обязательном представлении соответствующего регистрационного удостоверения.

Кроме того, океанариумы отнесены к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, операции по реализации входных билетов в которые освобождены от НДС в соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

(Федеральный закон от 18.07.2017 N 161-ФЗ «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Уточнен порядок налогового учета расходов на НИОКР

Внесен ряд поправок в статьи 251 и 262 НК РФ, согласно которым, в частности:

  • при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года включительно в ходе проведенной инвентаризации;
  • в составе расходов на оплату труда работников, участвующих в НИОКР, учитываются суммы страховых взносов;
  • в период по 31 декабря 2020 года включительно в расходах на НИОКР могут учитываться затраты на приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемых исключительно для НИОКР;
  • расходы на НИОКР могут учитываться не только в составе прочих расходов, но и в первоначальной стоимости амортизируемых нематериальных активов;
  • отчет о выполненных НИОКР может не представляться в налоговый орган, если он размещен в государственной информационной системе (сведения о размещении отчета необходимо представить по утвержденной ФНС России форме или формату).

(Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Расходы организации, связанные с обеспечением образовательного процесса работников, можно учесть при исчислении налога на прибыль

К расходам на обучение, признаваемым для целей налогообложения, отнесены затраты налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ.

Речь идет о затратах работодателя на содержание помещений и оборудования, используемого для обучения, оплату труда и иных расходах, осуществленных в рамках указанных договоров с образовательными организациями.

Расходы могут быть признаны при условии, что в соответствующем налоговом периоде хотя бы один из учащихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года.

Указанные положения применяется по 31 декабря 2022 года включительно.

(Федеральный закон от 18.07.2017 N 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров»)

Гостиничный бизнес в Дальневосточном федеральном округе освобожден от налога на прибыль

Организации, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО), вправе применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года при соблюдении ряда установленных условий.

Это, в частности: наличие в собственности гостиницы или иного средства размещения в ДФО; отсутствие обособленных подразделений за пределами округа; объем доходов от туристско-рекреационной деятельности составляет не менее 90 процентов; организация не совершает операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

Такие организации будут обязаны по окончании каждого налогового периода представлять сведения в налоговый орган о соответствии установленным требованиям.

Помимо этого, вносятся уточнения в статьи 284.3 и 284.3-1 НК РФ, предусматривающие определение доходов участниками региональных инвестиционных проектов без учета доходов в виде положительных курсовых разниц.

(Федеральный закон от 18.07.2017 N 168-ФЗ «О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности на территории Дальневосточного федерального округа»)

Перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета дополнен нормативными актами Банка России для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций

Предусматривается, в частности, что нормативными актами Банка России устанавливаются:

  • планы счетов бухгалтерского учета и порядок их применения;
  • порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, установлено, что Положения по бухгалтерскому учету, ранее утвержденные Минфином России, признаются федеральными стандартами. К ним не применяется требование законодательства о том, что отраслевые стандарты и указанные выше нормативные акты Банка России не должны противоречить федеральным стандартам.

(Федеральный закон от 18.07.2017 N 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Обновлены формы документов, применяемые ФСС РФ при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов

Утрачивают силу отдельные приложения к Приказу ФСС РФ от 11 января 2016 г. N 2, содержащие формы документов, ранее применяемые органами ФСС РФ при осуществлении администрирования страховых взносов на обязательное социальное страхование (данные полномочия с 1 января 2017 года переданы ФНС России).

За ФСС РФ сохранены полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В связи с этим ФСС РФ утверждены новые формы документов, используемые при выявлении недоимки и обеспечении исполнения обязанности по уплате страховых взносов (Приказ ФСС РФ от 21.06.2017 N 301).

(Приказ ФСС РФ от 21.06.2017 N 300 «О признании утратившими силу приложений NN 1 - 4 к Приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 11 января 2016 г. N 2 «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов», зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2017 N 47399)

ФСС РФ утверждены формы документов, применяемых при взыскании недоимки по страховым взносам на «травматизм»

Администрирование страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляют органы ФСС РФ.

В этой связи утверждены формы:

  • справки о выявлении недоимки у страхователя;
  • решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в банках (иных кредитных организациях);
  • постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя.

(Приказ ФСС РФ от 21.06.2017 N 301 «Об утверждении форм документов, применяемых при выявлении недоимки и обеспечении исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2017 N 47400)

Таможенное дело

В новой редакции изложены единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации контроля в пунктах пропуска

Требования предназначены для использования органами исполнительной власти государств - членов Евразийского экономического союза при проектировании, строительстве (реконструкции) и материально-техническом оснащении пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.03.2017 N 34 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии»)

Правительством РФ уточнен перечень документов, подтверждающих производство продукции в рамках соглашения о разделе продукции для целей освобождения от уплаты таможенной пошлины

Установлено, что при подаче временной таможенной декларации в случае вывоза продукции (минерального сырья) с территории РФ необходимо предоставлять подтверждение, выданное Минэнерго России совместно с Роснедрами, планируемых к добыче и вывозу с территории РФ объемов продукции (минерального сырья) в связи с исполнением СРП.

Подтверждение Минэнерго России фактических объемов продукции (минерального сырья), произведенной за отчетный месяц в соответствии с условиями СРП, должно представляться при подаче полной таможенной декларации в случае, если продукция (минеральное сырье) вывозится с территории РФ.

Ввоз товаров может осуществляться не только на территорию РФ, но и на иные территории, находящиеся под юрисдикцией РФ.

(Постановление Правительства РФ от 12.07.2017 N 826 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 25»)

Судебная практика

При неявке контрагента в налоговую нотариальное заявление сделку не подтверждает

ООО «П» заявило вычет по сделкам с ООО «В» и «С» (услуги по оторцовке продукции компании), представив в подтверждение договоры оказания услуг, акты приема передачи продукции на обработку, акты оказания услуг, акты сверки взаимных расчетов, счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения, товарно- транспортные накладные.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф, отказав в вычетах по сделкам с этими контрагентами. Инспекция установила, что для них оказание спорных услуг не характерно. Контрагенты не располагают активами, необходимыми для ведения деятельности, у них отсутствуют материальные, трудовые, имущественные ресурсы. Более того, они находятся в другом регионе РФ.

Компания оспорила решение в суде, представив нотариально заверенное заявление учредителя ООО «В» в подтверждение факта оказания услуг по оторцовке металлопродукции и поставке товара в адрес налогоплательщика. Суды заявление отклонили, признав его недопустимым доказательством, учитывая, что об ответственности за дачу ложных показаний он не предупрежден. Нотариус лишь удостоверила то обстоятельство, что подпись сделана определенным лицом, но не удостоверила факты, изложенные в документе. При этом в инспекцию для дачи показаний руководитель не явился.

Суды также учли противоречия в стоимости услуг, указанной в актах (разная стоимость за единицу измерения).

Судья ВС (308-КГ17-7398 от 03.07.2017) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А53-2636/2016)

Налоговая списала деньги со счета без требований и решений – суды отменили поручения

22 сентября 2016 года ИФНС на основании инкассовых поручений списала со счета компании денежные средства в сумме более 32 млн рублей. В назначение платежа указано «по решению о взыскании на основании статьи 46 НК».

Компания обратилась в инспекцию с заявлением о возврате незаконно списанных сумм. ИФНС отказала в возврате, УФНС оставило жалобу без рассмотрения, сославшись на подписание жалобы неуполномоченным лицом.

Компания обратилась в суд, поясняя, что ни требований об уплате налогов, ни решений о взыскании инспекция в ее адрес не направляла. Суды трех инстанций признали незаконными инкассовые поручения и обязали инспекцию вернуть денежные средства из бюджета.

Установлено, что у УФНС отсутствовали основания для оставления жалобы налогоплательщика без рассмотрения: почерковедческая экспертиза была проведена без отбора экспериментальных образцов. Директор пояснил, что различие подписей было вызвано травмой руки. Факт подписания и подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган он не отрицал.

Суды (постановление кассации Ф01-2430/2017 от 04.07.2017) также отклонили довод инспекции, о том, что налогоплательщик с заявлением о возврате спорных сумм не обращался. В дело представлен отказ инспекции в возврате.

(дело № А43-30411/2016)

Суды отменили решение по камералке, вынесенное без учета следующей уточненки

По итогам камеральной проверки уточненной декларации (корректировка № 2) по НДС за 3 квартал 2015 года налоговая составила акт 4 февраля 2016 года, а 14 марта вынесла решение о привлечении к ответственности, доначислении налога и пени. При этом 5 февраля компания представила уточненную декларацию (корректировка № 3), которая не была учтена при вынесении решения.

По мнению инспекции, окончанием налоговой проверки является дата составления акта проверки, после чего налоговый орган вправе вынести решение без учета дальнейших уточнений.

Суды трех инстанций отменили решении инспекции, указав на пункт 9.1 статьи 88 НК – если до окончания камеральной проверки представляется уточненная декларация, то проверка прекращается и начинается новая. При этом под «окончанием проверки» понимается не буквальное окончание проведения действий до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения. Не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая была уточнена налогоплательщиком.

Суды (постановление кассации Ф10-2497/2017 от 05.07.2017) признали доначисления компании необоснованными.

(дело № А54-3660/2016)

В случае «левых» документов по реальной сделке ИФНС должна применять расчетный метод

ООО «С» (подрядчик) и ОАО (заказчик) заключили договоры на выполнение работ, в рамках которых ООО «С» привлекло ООО «Э» (субподрядчика).

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф. В отношении субподрядчика инспекция установила «массового» учредителя и руководителя, отсутствие трудовых ресурсов (и, соответственно, оплаты труда), представление нулевой бухгалтерской отчетности и отсутствие имущества. Средства, полученные от налогоплательщика, обналичивались через ряд фирм.

Суд первой инстанции признал законным решение инспекции.

Апелляция отменила решение суда в части налога на прибыль, указав на недоказанность выполнения спорных работ собственными силами налогоплательщика. Суд разъяснил, что при установлении недостоверности представленных налогоплательщиком документов, реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и расходов подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам. Иной правовой подход влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль. Таким образом, установив факт выполнения спорных работ и признав документы недостоверными, инспекция должна была применить предусмотренный в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 НК расчетный метод.

Установлено, что силами своих работников налогоплательщик не мог выполнить спорные работы, о чем свидетельствуют показания свидетелей, табели учета рабочего времени. Кассация (Ф01-2518/2017, Ф01-2597/2017 от 04.07.2017) поддержала выводы апелляции.

(дело № А38-2800/2016)

Суды против передачи расходов по займу лицу, на приобретение которого он использован

ООО «С» (заемщик) получило от иностранной фирмы-1 (займодавца) денежные средства, которые направило на приобретение у физлиц – участников ООО «Р» доли в размере 60,1% в его уставном капитале. После сделки участниками ООО «Р» стали ООО «С» и иностранная компания-2.

На основании решения единственного участника ООО «С» реорганизовано в форме присоединения к ООО «Р», к которому перешли обязанности по договору займа. Затем участник бывшего ООО «С» реализовал свою долю иностранной фирме-2, после чего она стала основным участником ООО «Р».

По результатам выездной проверки ООО «Р» инспекция доначислила налог на прибыль, пени и штраф, признав выплаченные по займу проценты скрытыми дивидендами и исчислив с разницы налог с доходов, выплаченных иностранному лицу, по ставке 15%.

Компания оспорила решение в суде, указывая на получение выгоды от присоединения ООО «С», поскольку его активы были использованы в деятельности, направленной на получение дохода.

Суд первой инстанции отменил решение инспекции, указав на наличие в сделке деловой цели – получение контроля над активами ООО «Р».

Апелляция отменила его решение, установив, что все компании, включая иностранные, являются взаимозависимыми, что позволяет им в результате согласованных действий влиять на финансовую деятельность друг друга. Соглашение о выдаче займа не предусматривает графика погашения основного долга и обеспечение договора, что позволило ООО «С» не возвращать заем и проценты до присоединения к ООО «Р».

По мнению суда, договор займа был заключен с единственной целью – передачи обязательств по его исполнению к ООО «Р», за счет денежных средств которого иностранный холдинг возмещает свои затраты по покупке доли в уставном капитале самого ООО «Р». При этом у ООО «Р» образуются расходы, не связанные с доходами, поскольку фактически «собственником» расходов в виде финансовых вложений является иностранная фирма.

К тому же, с учетом соответствующего соглашения об ИДН оснований для применения пониженной налоговой ставки не имеется. Кассация (Ф09-2776/2017 от 16.06.2017) выводы апелляции поддержала.

(дело № А50-17405/2016)

Приобретение магазина до регистрации ИП не мешает учету при УСН дохода от его продажи

ФНС выпустила информацию о необходимости включать в налоговую базу по УСН доходы от реализации нежилого помещения, используемого физлицом в предпринимательской деятельности. Верховный суд поддержал позицию налогового органа в этом вопросе.

Инспекция в рамках камеральной проверки налоговой декларации ИП по УСН, установила, что ИП занизил налоговую базу, не включив в нее доход от реализации нежилого помещения. Это помещение на момент его продажи не было предназначено для использования его в личных, семейных и иных, не связанных с предпринимательскими, целях. В соответствии с договором аренды нежилого помещения предприниматель сдавал его в аренду ООО для размещения магазина.

По результатам проверки инспекция оштрафовала предпринимателя, а также доначислила ему налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, и пеню.

ИП, не согласившись с инспекцией, обратился в суд. Он ссылался на то, что нежилое помещение он приобрел как физлицо задолго до регистрации в качестве ИП. Кроме того, договор купли-продажи нежилого помещения был заключен без ссылки на его статус ИП, а деньги от продажи данного помещения не поступали на его расчетный счет или в кассу.

Суды трех инстанций признали правомерными выводы налогового органа. Они указали, что, хотя объект недвижимости был приобретен и затем продан предпринимателем как физлицом, но при этом использовался в предпринимательской деятельности и имел статус нежилого помещения, то и полученные доходы от его реализации необходимо включать в налоговую базу.

(дело N А70-7612/2016)

Суды постановили исчислить налог по УСН с коммунальных услуг, компенсируемых арендаторами

Предприниматель применял УСН с объектом обложения «доходы» и занимался сдачей в аренду нежилых помещений. Арендная плата состояла из двух частей: постоянной (аренда) и переменной (коммунальные услуги). Оплата комуслуг от арендаторов поступала отдельно от аренды и не включалась в налогооблагаемую базу по УСН.

По результатам выездной проверки ИФНС включила эти поступления в доходы, доначислила налог по УСН, пени и штраф, указав на отсутствие агентских договоров между предпринимателем и поставщиками коммунальных услуг.

Предприниматель обратился в суд, полагая, что затраты на оплату коммунальных услуг связаны с использованием имущества арендатором и не образуют экономическую выгоду для арендодателя.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, разъяснив, что доказательством того, что предприниматель в качестве агента реально оказывал посреднические услуги мог стать отчет агента, на необходимость которого указано в статье 1008 ГК, однако предпринимателем отчеты агента не представлены. Выполнение договорных обязательств посредником, помимо отчета, может подтверждаться составлением двустороннего акта, который также не представлен.

В решении кассации (Ф09-3869/2017 от 05.07.2017) указано: «оплачивая коммунальные и иные связанные с содержанием арендуемого помещения услуги, арендодатель исполняет собственную обязанность, возлагаемую на него договором аренды, по предоставлению арендатору имущества в состоянии, соответствующем его назначению, в связи с чем оплата этих услуг является затратами, необходимыми для осуществления предпринимателем деятельности, направленной на получение дохода от сдачи имущества в аренду».

(дело № А76-16850/2016)

Суды не поверили, что ИП, торгуя квартирами, старался сохранить средства, а не приумножить

Предприниматель применял УСН с объектом налогообложения «доходы» и занимался сдачей в аренду собственного недвижимого имущества.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила предпринимателю налог по УСН, пени и штраф (2,8 млн рублей), установив, что он продал в 2012-2014 годах 14 квартир, и включив доход от их продажи в налоговую базу по УСН.

Предприниматель обратился в суд, поясняя, что приобретал квартиры, поскольку в данный период на рынке недвижимости не было вариантов больших квартир в кирпичных домах, а также с целью сбережения личных денежных средств и обеспечения жильем своих детей.

Поэтому он вложился в долевое строительство несколько квартир маленькой площади в бюджетных районах города, чтобы сохранить деньги и в дальнейшем приобрести более достойное жилье. Продал права на квартиры он в связи с затягиванием сроков строительства на неопределенный срок и опасениями того, что дома будут недостроены. На вырученные средства ИП купил более ликвидные квартиры, которые затем продал физлицам.

Таким образом, его действия не были связаны с получением прибыли, пояснил ИП. Более того, квартиры проданы практически по цене покупки. В подтверждение этих доводов представлен договор на предмет перепланировки четырех квартир с целью их объединения в две, завещания детям квартир, купленных после реализации однокомнатных квартир.

Суды (постановление кассации Ф09-3869/2017 от 05.07.2017) признали законным решение инспекции, указав на систематическую продажу квартир. Установлено, что квартиры приобретались у зависимых лиц (компаний, в которых предприниматель являлся единственным участником и директором) и находились во владении непродолжительный период времени (не более 129 дней). Документов, подтверждающих использование квартир в личных целях, не представлено.

(дело № А76-16850/2016)

Более сложная комплектация детских товаров не мешает применению льготной ставки НДС

В октябре 2015 года компания ввезла на таможенную территорию РФ детские коляски, подав таможенную декларацию и исчислив НДС по ставке 10%, как это предусмотрено подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК. Однако инспектор таможни отказал в выпуске товара, потребовав, в частности, указать полную комплектацию колясок и изменить ставку на 18%.

Компания сведения изменила, однако, считая незаконными действия инспектора, обратилась в суд. Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска. Дело в том, что в данном случае были ввезены коляски, в комплект которых входят в качестве неотъемлемой части сумка для детских вещей, противомоскитная сетка, чехол для ног и корзина для вещей. Такая комплектация не подпадает под описание товара «коляски детские», как оно сформулировано в перечне кодов товаров, облагаемых по ставке 10%.

Компания обратилась в КС, оспаривая конституционность подпункта 2 пункта 2 статьи 164 НК. КС признал оспариваемые положения не противоречащими конституции, но и не позволяющими отказать налогоплательщику в исчислении налога по ставке 10% с детских колясок в комплектации, согласующейся с обычным использованием товара.

Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза установлена позиция товара «Коляски детские и их части», состоящая из «коляски детские» и «части» (корпусные детали для монтирования шасси, включая съемные корпуса колясок, которые могут использоваться как люльки, а также шасси, их части, колеса). При этом такие принадлежности, как сумка для детских вещей, противомоскитная сетка, чехол от дождя и ветра, корзина для вещей в товарной позиции «Коляски детские и их части» не обозначены. Следовательно, они должны классифицироваться вместе с колясками, если являются частью обычной комплектации.

Переход на исчисление данного налога по ставке 18%, в том числе на саму коляску, ограничивает права импортера и приобретателя этого товара, оплачивающего налог в цене товара, при отсутствии к тому объективных причин. Правоприменительные решения по делу компании подлежат пересмотру.

(Постановление КС РФ № 19-П от 10.07.2017)

Прочее

ФНС России разъяснен порядок направления в банк поручения налогового органа на списание необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика в электронном виде

Сообщается, что в случае если банком в соответствии с Приказом ФНС России от 29.11.2011 N ММВ-7-6/901@ направление вышеуказанных документов осуществляется в электронном виде на основании заключенного с Банком России соответствующего соглашения, то направление их на бумажном носителе допускается только в случае возникновения обстоятельств непреодолимого характера, не позволяющих направить документ в электронном виде, а также в случае неполучения подтверждения банка в электронном виде о приеме электронного документа.

Кроме того, направление электронных документов в филиалы банков, не заключившие соглашение с Банком России (в том числе не имеющие собственного БИК), осуществляется через головную организацию банка или уполномоченный филиал, заключивший соглашение, в соответствии со списком филиалов, которые будут вести обмен через данного участника.

Перечень документов, направляемых в электронном виде, определяется условиями заключения соглашения, которые отражаются в таблице участников обмена.

(Письмо ФНС России от 29.05.2017 N ГД-4-8/10100@ «В отношении электронного документооборота»)

ФНС России: данные о юридических лицах будут в открытом доступе три года

Сообщается, что сведения об организациях будут размещаться на сайте ФНС России по определенным блокам:

  • о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
  • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение;
  • о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками;
  • об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о среднесписочной численности работников организации за календарный год;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год;
  • об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.

Информация о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, о специальных налоговых режимах, а также об участии в консолидированной группе налогоплательщиков будет размещаться на сайте ФНС России ежемесячно, о среднесписочной численности работников организации, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов - ежегодно.

Первый раз наборы открытых данных ФНС России разместит 25 июля 2017 года. Туда войдет информация о налоговых правонарушениях, решения о привлечении к ответственности, которые вступили в силу со 2 июня 2016 по 30 июня 2017 года. Сведения об уплаченных суммах страховых взносов ФНС России разместит в феврале 2018 года.

(Информация ФНС России «О сроке размещения открытых данных о юридических лицах»)

Услуги по обработке фискальных данных, оказываемых пользователям ККТ, облагаются НДС

К таким услугам относятся действия, совершаемые оператором фискальных данных с применением технических средств при формировании и (или) использовании базы фискальных данных, включая их получение, проверку достоверности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов в виде фискальных документов, предоставление налоговым органам таких данных и доступа к ним.

Сообщается, что освобождение от налогообложения НДС в отношении услуг по обработке фискальных данных НК РФ не предусмотрено.

(Письмо ФНС России от 14.07.2017 N СД-4-3/13793@ «О порядке налогообложения НДС услуг по обработке фискальных данных»)

ФНС России даны разъяснения о подаче в налоговые органы иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, заявления о предоставлении адреса для направления документов по почте

В соответствии с Приказом ФНС России от 14.03.2017 N СА-7-12/218@, в составе компонентов АИС «Налог-3» действует программное обеспечение, автоматизирующее внесение в ЕГРН сведений заявления о предоставлении иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, адреса для направления документов по почте.

Согласно пункту 5 статьи 31 НК РФ указанные организации вправе предоставить налоговому органу заявление об адресе для направления по почте документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 24.12.2015 N ММВ-7-14/598@.

ФНС России сообщает, что в случае принятия налоговым органом заявления иностранной организации, состоящей на учете в этом или ином налоговом органе в связи с осуществлением деятельности на территории РФ, указанное заявление обработке не подлежит. Налоговому органу, принявшему заявление, необходимо письмом по указанному в нем контактному адресу информировать такую организацию о причинах отказа в обработке заявления.

В случае если иностранной организацией, не осуществляющей деятельность, взаимодействие с которой осуществляется по представленному в заявлении контактному адресу, представлено заявление о постановке на учет в связи с осуществлением деятельности в РФ, действие такого адреса прекращается.

При обнаружении факта использования контактного адреса при постановке иностранной организации на учет в связи с осуществлением ею деятельности в РФ налоговый орган информирует иностранную организацию (устно или письменно) о необходимом представлении иностранной организацией в налоговый орган заявления о прекращении использования контактного адреса.

Кроме того, сообщается, что действие пункта 5 статьи 31 НК РФ распространяется также на иностранные организации, состоящие на учете в налоговых органах только в связи с открытием счетов в банках на территории РФ.

(Письмо ФНС России от 15.05.2017 N ГД-4-14/8986@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего автоматизацию технологического процесса 103.01.07.00.0020 «Внесение в ЕГРН сведений заявления о предоставлении налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, адреса для направления документов по почте»)

ФНС России разъяснены вопросы учета в составе расходов по налогу на прибыль транспортного налога и платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам «большегрузами»

В налоговые органы направлены письма Минфина России, в которых сообщается в частности, следующее.

В состав расходов включаются все налоги и сборы, начисляемые организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах, по которым она является налогоплательщиком, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ. Под начисленными налогами и сборами следует понимать налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджет, отраженные в соответствующих декларациях.

Не учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль затраты организации в виде суммы платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам большегрузами, в размере, на который была уменьшена сумма транспортного налога. В расходах может быть учтена только та часть платы, которая не участвовала в уменьшении суммы транспортного налога.

(Письмо ФНС России от 19.07.2017 N СД-4-3/14037@ «Об учете в составе расходов по налогу на прибыль организаций сумм транспортного налога и платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами»)

Если возник вопрос по транспортному налогу.

Разъяснено, что вопрос об определении размеров ставок по транспортному налогу находится в компетенции законодательных (представительных) органов регионов.

Так, ставки могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 10 раз. Допускается дифференциация ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

(Письмо ФНС России от 11 июля 2017 г. № БС-2-21/867@ «О рассмотрении обращения»)

Льгота по налогу на имущество не применяется в отношении имущества на праве оперативного управления, переданного учреждению от его учредителя

Согласно НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении основных средств, принятых на учет с 1 января 2013 года, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет, в том числе в результате передачи имущества между взаимозависимыми лицами.

Учреждение и создавшая его коммерческая организация признаются взаимозависимыми лицами по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.

В этой связи указано, что в случае получения некоммерческим учреждением от создавшей его коммерческой организации движимого имущества на праве оперативного управления налоговая льгота, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 НК РФ, не применяется.

(Письмо ФНС России от 12.07.2017 N БС-4-21/13446@ «О применении налоговой льготы по налогу на имущество организаций по пункту 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении учреждения, созданного коммерческой организацией»)

Формируем чеки с признаком способа расчета «аванс»

ФНС России утверждены дополнительные реквизиты фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию. Так, предусмотрены соответствующие признаки способа расчета, в т. ч. «аванс» и «частичная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета».

При этом примеры формирования кассовых чеков с указанными признаками описаны в методических рекомендациях по описанию формирования кассовых чеков, размещенных на сайте ФНС России.

(Письмо ФНС России от 12 июля 2017 г. № ЕД-3-20/4723@ «О рассмотрении обращения»)

Пользователя ККТ нельзя штрафовать за вынужденное использование старой техники, если он заключил договор на поставку фискального накопителя

ФНС России напоминает о позиции Минфина России по вопросу привлечения к ответственности за неприменение ККТ после 1 июля 2017 г.

При неприменении ККТ, но при наличии обстоятельств, указывающих на то, что лицом были приняты все меры по соблюдению требований законодательства, оно не должно привлекаться к ответственности. В таких случаях может быть исследован заключенный пользователем договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) или до установленного предельного срока возможности его использования. Также отмечено следующее.

Если ККТ, не соответствующая новым правилам, снята с регистрационного учета в одностороннем порядке после 1 июля 2017 г., нет возможности соблюдать требования, однако имеются вышеупомянутые обстоятельства, такое устройство используется для выдачи покупателю (клиенту) документов на бумажном носителе, то ответственность также не наступает.

(Письмо ФНС России от 11 июля 2017 г. № ЕД-4-20/13440@ «О рассмотрении обращения»)

Не привлекаются к административной ответственности пользователи «устаревшей» ККТ, не снявшие ее с учета

С 1 июля 2017 года ККТ, не соответствующая новым требованиям, установленным Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ), подлежит снятию с регистрационного учета налоговым органом в одностороннем порядке без заявления пользователя.

При этом налоговые органы обязаны сообщить таким пользователям ККТ о необходимости представления после 01.07.2017 в налоговые органы показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков, снятых с такой ККТ.

Отмечено также, что в случае отсутствия возможности применения ККТ в соответствии с новым порядком пользователи снятой с учета ККТ не привлекаются к административной ответственности при наличии обстоятельств, указанных в письме Минфина России от 30.05.2017 N 03-01-15/33121.

(Письмо ФНС России от 20.06.2017 N ЕД-4-20/11671@ «О направлении информации»)

Работодатель-микропредприятие вправе самостоятельно скорректировать типовой трудовой договор с работником исходя из характера выполняемой им работы

Разъясняется, что с 1 января 2017 года вступили поправки в Трудовой кодекс РФ, устанавливающие особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям. Поправками, в частности, устанавливается, что работодатели-микропредприятия вправе не принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, а прописывать все необходимые условия в трудовом договоре, составленном по типовой форме, утверждаемой Правительством РФ.

Типовая форма трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям, утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858.

В примечаниях к типовому договору указано, какие пункты применяются (не применяются) к отдельным категориям работников. Минтруд России сообщает, что работодатели-микропредприятия вправе исключить из трудового договора пункты, указанные в примечаниях к типовой форме договора, а также пункты, заполнение которых не предусматривается в связи с характером работы.

(Письмо Минтруда России от 30.06.2017 N 14-1/В-591)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.