Мониторинг изменений за период 17.12.18 - 23.12.18


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 17.12.2018 - 23.12.2018 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Утверждена форма "Информации об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов", а также формат ее представления в электронном виде

Информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляется органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствующие управления ФНС России по субъектам РФ.
Уполномоченные органы направляют Информацию в электронной форме по установленному формату не позднее рабочего дня, следующего за днем официального опубликования закона субъекта РФ или нормативного правового акта представительного органа муниципального образования об установлении, изменении и прекращении действия соответственно региональных или местных налогов.
Формирование Информации в электронной форме осуществляется с использованием программно-технических средств отправителя, обработка - с использованием программно-технических средств получателя.
(Приказ ФНС России от 22.11.2018 N ММВ-7-21/652@ "Об утверждении формы и формата представления информации об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов, а также порядка направления указанной информации в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2018 N 53017)
Источник: КонсультантПлюс, 19.12.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/56085.html/

ФНС России утвержден план деятельности на 2019 год

В перечне мероприятий:
  • участие в работе по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе налогового администрирования, налогового контроля, а также в сфере контрольно-надзорных функций, в сфере применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц, банкротства, страховых взносов и валютного законодательства;
  • участие в работе по исключению обязанности налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения которых являются доходы и которые используют контрольно-кассовую технику, обеспечивающую передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных, при совершении всех операций, в том числе влияющих на исчисление суммы налога, представлять налоговую декларацию;
  • реализация мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров, совершенствования информационного взаимодействия налоговых и таможенных органов, а также создания условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты налоговых и таможенных платежей;
  • осуществление контроля за использованием специальных марок для маркировки табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации;
  • проведение проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • рассмотрение заявлений о заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения и проведение проверок исполнения налогоплательщиком ранее заключенных соглашений о ценообразовании.

("План деятельности ФНС России на 2019 год", утв. Минфином России 04.12.2018)
Источник: КонсультантПлюс, 19.12.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/56087.html/

СТАТИСТИКА

Росстатом обновлена месячная статистическая форма N 1-Т (трудоустройство), по которой подаются сведения о содействии занятости граждан

Форма заполняется государственными учреждениями службы занятости населения - по соответствующим муниципальным образованиям; региональными органами в области содействия занятости населения - в целом по субъекту РФ.
Сводный отчет указанные региональные органы представляют в территориальный орган Росстата. Срок предоставления - 7-го числа после отчетного периода.
Признается утратившим силу Приказ Росстата от 24.12.2013 N 494, которым была утверждена ранее действовавшая форма.
(Приказ Росстата от 14.12.2018 N 742 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-Т (трудоустройство) "Сведения о содействии занятости граждан" с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по труду и занятости федерального статистического наблюдения за деятельностью по содействию занятости населения")
Источник: КонсультантПлюс, 19.12.2018, http://www.consultant.ru/law/review/207172324.html

Уточнен порядок заполнения формы N 2-Т (трудоустройство), по которой подаются сведения о предоставлении госуслуг в области содействия занятости населения

Определено, в частности, что в целях заполнения формы под гражданами предпенсионного возраста понимаются граждане, у которых до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, осталось не более пяти лет (ранее - не более двух лет).
Изменения действуют с отчета за январь - март 2019 года.
(Приказ Росстата от 14.12.2018 N 743 "О внесении изменений в указания по заполнению формы N 2-Т (трудоустройство) "Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения" для организации Федеральной службой по труду и занятости федерального статистического наблюдения за предоставлением государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденной Приказом Росстата от 18 февраля 2016 г. N 71")
Источник: КонсультантПлюс, 18.12.2018, http://www.consultant.ru/law/review/207172243.html/

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Утверждены перечни товаров, в отношении которых не применяются некоторые таможенные процедуры

Речь идет о перечне товаров:
  • в отношении которых не применяется таможенная процедура таможенного склада;
  • в отношении которых не применяется таможенная процедура переработки на таможенной территории;
  • в отношении которых не применяется таможенная процедура беспошлинной торговли.

Кроме того, утвержден перечень категорий товаров, ранее вывезенных с таможенной территории ЕАЭС, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, с указанием сроков помещения таких товаров под таможенную процедуру реимпорта.
Также приводятся решения Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии, признанные утратившими силу.
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.12.2018 N 203 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур")
Источник: КонсультантПлюс, 17.12.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/56065.html/

Внесены уточнения в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары

Подпункт 34 пункта 15 указанной Инструкции, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, дополнен абзацем следующего содержания:
"Если декларант планирует восстановить тарифные преференции после выпуска товаров, в элементе 2 вместо кода в соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей указывается двузначный буквенный код "ПВ".
Настоящее Решение вступает в силу с даты вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии "Об установлении случаев и условий восстановления тарифных преференций", но не ранее чем по истечении 30 календарных дней с даты официального опубликования настоящего Решения.
(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.12.2018 N 204 "О внесении изменения в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары")
Источник: КонсультантПлюс, 17.12.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/56064.html/

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Резидентам разрешили совершать между собой валютные операции, связанные с исполнением и прекращением договоров репо

Настоящим Федеральным законом разрешается осуществление между резидентами валютных операций, связанных с исполнением и (или) прекращением договора репо, при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Кроме того, устанавливается, что операции с внешними ценными бумагами разрешаются также при условии проведения расчетов итога клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте".
Также Банку России предоставляется право устанавливать для кредитных организаций требования к размещению информации о курсах иностранных валют к валюте РФ и (или) кросс-курсах иностранных валют при совершении купли-продажи наличной иностранной валюты и чеков.
(Федеральный закон от 18.12.2018 N 474-ФЗ "О внесении изменений в статьи 9 и 11 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле")
Источник: КонсультантПлюс, 19.12.2018, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/56082.html/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суды разрешили учесть расходы по фиктивным сделкам, в отличие от вычетов

По результатам выездной проверки налоговая доначислила ООО налог на прибыль и НДС на общую сумму 4,5 млн рублей. Инспекция сочла подозрительными сделки с двумя фирмами-субподрядчиками, и потому не зачла расходы и отказала в вычетах.
Суды трёх инстанций удовлетворили требования ООО в отношении налога на прибыль. В спорный период оно по договору с металлургическим заводом выполняло некие работы, но суды усомнились, что истец выполнил весь объём своими силами, а контрагенты работали лишь на бумаге. Все работы были приняты заказчиком, а налоговая ничем не подкрепила своё заключение о том, что фирма в реальности понесла меньшие затраты, чем это отражено в сметах и платёжных документах.
Во всём же, что касается НДС, суды встали на сторону налоговиков. Так, ими было установлено, что в проверяемый период оба контрагента сдавали нулевую отчётность, подписанную по доверенности одним и тем же лицом. В декларациях обеих фирм по налогу на прибыль расходы приближены к сумме доходов, к тому же, у субподрядчиков не было признаков хоздеятельности, включая наёмных работников. Поступающие на расчётные счета деньги в одном случае выдавались по чеку руководителю, а в другом — на следующий день переводились на счёт частного лица с назначением "подотчётные средства". С точки зрения суда, налоговая права: эти юрлица замешаны в темных делишках и на дело не способны (постановление кассации от 01.11.2018 № Ф09-7124/2018).
Данное дело выглядит несколько нетипичным: проблемность контрагентов и фиктивность хозопераций с ними чаще выявляют не порознь, а "в одном флаконе". Налоговая обычно выигрывает и дела, где ей удаётся доказать выполнение якобы контрагентских работ собственными силами.
(дело № А60-2033/2018)
Источник: Audit-it.ru, 19.12.2018, https://www.audit-it.ru/news/account/973079.html

Суды разрешили вычеты, несмотря на ошибки в книгах покупок из-за сбоя 1С

Выездная проверка налоговой выявила в ООО расхождения между суммами НДС в книге покупок и счетах-фактурах (где фигурировали меньшие цифры). Инспекция усмотрела в этом намеренное занижение налоговой базы и вынесла решение о доначислении, штрафах и пенях. Фирма с решением не согласилась.
Суды трёх инстанций по эпизоду с книгой покупок вынесли решение в пользу истца. Суды установили, что расхождения, в которых налоговая увидела злой умысел, были вызваны некорректной работой "1С: Бухгалтерия". Софт ошибочно формировал записи по счёту 41 "Товары": входящие счета-фактуры заносились в систему без учёта скидок, предоставленных контрагентами (технический сбой документально подтверждён актом). Получив от налоговой акт проверки, фирма откорректировала книги покупок за проверяемый период и сдала их в инспекцию.
Суды пришли к выводу, что несоответствие, к которому придрались налоговики, "не повлияло на правильность формирования налогового вычета, отраженного в декларации по НДС", а сами расхождения носят "разовый и не системный характер". К тому же истец доказал реальность хозопераций по приобретению и реализации товаров. Суды также обратили внимание на то, что налоговая в рамках проверки не сопоставила спорные счета-фактуры (на сумму почти 6 миллионов рублей) с заявленными вычетами, обратив внимание лишь на их "нестыковку" с книгой покупок.
Инспекция попыталась обвинить фирму в попытке подогнать цифры под уже сданную декларацию. Суды, однако, решили, что это лишь предположение, а заявить вычеты по НДС полностью или в части — право налогоплательщика (постановление кассации от 08.08.2018 № Ф08-6112/2018).
Сбои софта суды нередко признают уважительной причиной — в одном из дел программа "1С" чуть было не "подставила" пользователя на 151 тыс рублей штрафа за некорректный персучёт, а в другом, где Windows приспичило обновиться в момент отсылки декларации в налоговую, речь шла уже о 2,8 млн.
(дело № А63-5953/2017)
Источник: Audit-it.ru, 18.12.2018, https://www.audit-it.ru/news/account/973174.html

ВС решит, можно ли учесть в расходах "древний" НДС, исключенный из вычетов

В результате выездной проверки ООО за 2013-2014 годы ИФНС обнаружила неожиданные убытки прошлых лет, учтённые в расходах. Ими оказались 7,6 млн рублей НДС за 2009-2012 годы, в вычете которого отказано из-за несоблюдения фирмой "правила 5%". Решение налоговой о доначислении налога на прибыль, штрафе и пенях фирма оспаривала в суде.
Суды трёх инстанций ей отказали, сделав вывод, что ООО не подтвердило факт искажения налоговой базы, поскольку не отразило тот НДС в расходах в "правильных" периодах.
Истец рассчитывал на применение нормы подпункта 1 пункта 2 статьи 265 НК, позволяющей отнести выявленные в текушем периоде убытки прошлых лет к внереализационным расходам. Суды не согласились, посчитав, что в 2009-2012 годах организация чистых убытков не получала: прибыль превышала спорные расходы.
Но почему же эти расходы "выплыли" только в 2013-2014 годах? – Дело в том, что отказ в вычетах фирма оспаривала в суде, и только после проигрыша решила предпринять "обходной манёвр" по учёту потерянного когда-то НДС в качестве расходов, раскидав сумму на два года — 2013 и 2014.
Суды указали, что, "даже если речь идёт об ошибке", то периоды ее совершения в данном случае определены (2009-2012 годы) — соответственно, за них и следует перерассчитать налог (как это предписывает абзац 2 части 1 статьи 54 НК).
Истцу также не удалось повернуть все так, как будто из-за отказа в вычетах у него автоматически образовалась переплата налога на прибыль. Фирма настаивала на том, что это якобы зафиксировано предыдущими решениями налоговой и судов (дело об оспаривании отказа в вычетах – № А63-12167/2012). Однако суды, как и ожидалось, не обнаружили там никаких выводов о переплате.
Тем не менее, не исключено, что доводы налогоплательщика будут всё же услышаны: ВС счел их заслуживающими внимания и передал кассационную жалобу фирмы на коллегию (определение от 06.12.2018 № 308-КГ18-14911).
(дело № А32-37022/2017)
Источник: Audit-it.ru, 17.12.2018, https://www.audit-it.ru/news/account/972873.html

Суды: расходы на мобильную связь не обязательно подтверждать детализацией

ИФНС нагрянула в ООО с выездной проверкой и обнаружила ряд нарушений, в том числе – учёт расходов на сотовую связь за 2012 и 2013 годы. Эти 32 тысячи рублей не связаны с финансово-хозяйственной деятельностью фирмы, решили проверяющие.
Но суды трёх инстанций поддержали налогоплательщика. ООО представило договор с оператором связи и акт выполненных работ. Поскольку единственным пользователем по этому договору был директор фирмы, необходимость в предоставлении требуемого в таких случаях приказа с перечнем должностей работников, использующих мобильную связь в служебных целях, отпала. Суд первой инстанции, рассматривая документы, подчеркнул, что налогоплательщик "не обязан доказывать эффективность произведенных расходов путем представления детализированных счетов операторов связи", с чем согласились и следующие суды.
Применив норму подпункта 25 пункта 1 статьи 264 НК, суды отнесли спорные затраты к "прочим расходам на производство и реализацию". Налоговая не доказала, что они никак не относятся к деятельности, нацеленной на доход (постановление кассации от 08.08.2018 № Ф08-6112/2018).
(дело № А63-5953/2017)
Источник: Audit-it.ru, 18.12.2018, https://www.audit-it.ru/news/account/973080.html

Слишком много работников: это может помочь снизить штраф за задержку СЗВ-М

ООО сдало в ПФ отчёт СЗВ-М на 427 застрахованных за ноябрь 2016 года с опозданием на 5 месяцев. Управление фонда впаяло фирме штраф – 213,5 тыс рублей. Страхователь платить не стал, и ПФ обратился в суд для взыскания задолженности.
Первая инстанция, рассмотрев дело, частично удовлетворила требования заявителя. Суд не нашёл оснований для исключения вины страхователя, однако установил смягчающие обстоятельства, позволившие снизить сумму штрафа до 100 тыс рублей.
Апелляционный суд счел и это несоразмерным тяжести и последствиям правонарушения, которое выявил не фонд, а сама фирма. Она же его и устранила, причём, до того, как об этом стало известно ПФ. В день представления отчётности за ноябрь фирма подала формы за 7 месяцев, 6 из которых — с опозданием. В ответ на это фонд "радостно" кинулся проверять ООО и в течение 9 дней вынес 6 решений о штрафах. Все штрафы, включая оспариваемый, были взысканы через суды с уменьшением сумм.
Тем не менее, из-за немалого количества работников счета страхователя к моменту рассмотрения последнего спора уже успели "похудеть" на 500 с лишним тысяч рублей. Суд счёл, что ещё один стотысячный штраф – это слишком, и взыскал в десять раз меньше, чем хотел ПФ. Кассация в окружном суде постановлением от 22.11.2018 № Ф10-4922/2018 оставила решение в силе.
Руководствуясь постановлением КС от 19.01.2016 № 2-П, которое предписывает учитывать специфику страхователя и конкретные обстоятельства дела при назначении штрафов, суды постоянно практикуют снижение сумм взысканий за опоздания с подачей СЗВ-М — например, учитывают болезнь ответственного за подачу сведений, а за незначительные задержки могут убрать из суммы не один, а целых два нуля.
(дело № А14-1736/2018)
Источник: Audit-it.ru, 20.12.2018, https://www.audit-it.ru/news/account/973521.html