Мониторинг изменений за период 02.08.08 - 08.08.08



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет и статистика

С 2009 г. продуктивный скот, буйволов, волов, яков и оленей нужно амортизировать.

В соответствии с действующей редакцией ст. 256 НК РФ продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени и другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота) включены в список имущества, не подлежащего амортизации. С 1 января 2009 г. вступит в действие новая редакция данной статьи, согласно которой все перечисленные животные будут исключены из этого списка, и, соответственно, по ним нужно будет начислять амортизацию. Такие изменения были введены для того, чтобы унифицировать бухгалтерский и налоговый учет. В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 перечисленные животные относятся к объектам основных средств. До 2006 г. (до вступления в силу Приказа Минфина России от 12.12.2005 N 147н) амортизация в бухучете по ним не начислялась, но это правило было исключено Приказом из п. 17 данного ПБУ, начиная с отчетности 2006 г., и стоимость таких объектов погашается путем начисления амортизации. Таким образом, в течение трех лет (с 2006 по 2008 г. включительно) между правилами ведения бухучета и налоговым законодательством прослеживается явное противоречие. И сейчас законодатель устранил это противоречие.

(Федеральный закон от 22.07.2008 № 135-ФЗ)

Минфин РФ разъяснил порядок заверения и сроки представления в налоговые органы упрощенцами и плательщиками ЕСХН книг учета доходов и расходов.

На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов указывается количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и скрепляется печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии). Также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью налогового органа до начала ее ведения.

На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов, которая велась в электронном виде и выведена по окончании налогового периода на бумажные носители, указывается количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и скрепляется печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии). Также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью налогового органа.

Организациями Книга учета доходов и расходов должна быть представлена не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

(Письмо Минфина РФ от 30.07.08 № 03-11-02/85)


Вернуться в начало


Налогообложение

Установлены новые ставки акцизов на 2009 - 2011 гг.

Сами ставки изменились следующим образом. По алкогольной продукции, по сравнению с ранее запланированными, увеличились ставки по этиловому спирту, по продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов и с долей спирта до 9 процентов включительно. Выросли также ставки акцизов по натуральным винам и пиву, однако чуть ниже ранее запланированных установлены ставки на шампанские, игристые и прочие шипучие вина (10,5 - в 2009 г. и 11,5 - в 2010 г.).

Изменились также ставки по табачной продукции. По сигариллам, сигаретам с фильтром, а также сигаретам без фильтра и папиросам ранее установленные значения увеличены уже с 2009 г., а по табаку и сигарам действуют ставки в редакции Закона от 16.05.2007 N 75-ФЗ, однако в 2011 г. повысятся и они.

Увеличились ставки, установленные на 2009 и 2010 гг. для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт. Также выросли ставки по прямогонному бензину, а ставка акциза по моторным маслам останется неизменной только до 2010 г. включительно - в 2011 г. она тоже будет повышена.

Существенные изменения ждут налогоплательщиков, которые реализуют автомобильный бензин и дизельное топливо. В редакции Закона от 22.07.2008 N 142-ФЗ эти подакцизные товары выделены в списке ставок в отдельную таблицу. Ставки, установленные в данный момент на 2009 и 2010 гг., не изменятся, зато с 2011 г. будет действовать совершенно иная система обложения данных видов топлива акцизами - ставка акцизов как по бензину, так и по дизельному топливу будет напрямую зависеть от их соответствия определенному классу. Классы топлива будут определяться в соответствии с техническим регламентом, который устанавливается Правительством РФ.

(Федеральный закон от 22.07.2008 № 142-ФЗ)

Скорректированы формы заявлений о постановке на учет (снятия с учета) российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории РФ.

Определено, что указанные заявления могут быть подписаны не только должностным лицом, имеющим право действовать от имени российской организации без доверенности (как было ранее), но и уполномоченным представителем организации. При этом в заявлении должны указываться реквизиты лица и представляться копия надлежащим образом оформленной доверенности на право подписания от имени организации заявления.

(Приказ ФНС РФ от 16 июля 2008 г. № ММ-3-6/314@)

При смене местонахождения обособленного подразделения организация должна в обязательном порядке пройти процедуру его закрытия и открытия.

Свой вывод Минфин РФ обосновал тем, что НК РФ не устанавливает порядка учета в ИФНС обособленных подразделений в связи с их переездом. Поэтому впредь до внесения каких-либо изменений в НК РФ налогоплательщикам при смене местонахождения обособленного подразделения не удастся ограничиваться просто уведомлением.

(Письмо Минфина России от 14.07.08 № 03-02-07/1-278)

НДС, возвращаемый налоговыми органами иностранных государств, нет необходимости зачислять на счета резидентов, открытые в банках за пределами территории РФ.

Федеральный закон от 10.12.03 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не содержит норм, препятствующих зачислению сумм налога на добавленную стоимость, возвращаемых налоговыми органами иностранных государств, в том числе стран Европейского союза, на банковские счета резидентов в уполномоченных банках.

(Письмо Минфина РФ от 08.07.08 г. № 07-02-06/17)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Установлен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время.

Правительство РФ в соответствии со ст. 154 ТК РФ установило минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 до 6 часов). С 7 августа 2008 г. эта величина составит 20 процентов от часовой тарифной ставки (оклада за час) за каждый час работы в ночное время.

(Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 554)

В Трудовой кодекс РФ внесены изменения.

Изменилась формулировка части первой ст. 121 ТК РФ: в старой редакции было указание на то, что время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность превышает 14 календарных дней в течение рабочего года, не включается в его трудовой стаж. Такая формулировка допускала неоднозначное толкование: если общее количество отгулов, взятых работником за свой счет, превысило 14 дней, они полностью не учитываются при расчете стажа или только в части превышения - начиная с 15-го? В новой редакции эта неясность устранена: теперь четко указано, что в стаже работы не учитываются отпуска за свой счет, превышающие 14 дней.

В соответствии с новой редакцией ст. 356 ТК РФ надзор и контроль за выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя (то есть за первые два дня болезни) теперь могут вести трудовые инспекции. Ранее данные полномочия были только у ФСС России и налоговых органов при проверке обоснованности признания расходов на такие выплаты. Изменения вступят в силу 10 августа 2008 г.

(Федеральный закон от 22.07.2008 № 157-ФЗ)

Правительство РФ постановило ввести с 1 декабря 2008 года новые системы оплаты труда для работников, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки.

Новая система оплаты труда вводится для работников федеральных бюджетных учреждений, федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Установлено, что Положение об установлении системы оплаты труда работников не распространяется на гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главного управления специальных программ Президента РФ, а также на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с данным Постановлением Правительства РФ.

(Постановление Правительства РФ № 583 от 05.08.2008 г.)

Налоговая инспекция обязана соблюдать принцип недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля.

В своем решении суд указал на то, что Налоговым кодексом РФ четко регламентированы сроки проведения налоговых проверок и взыскания налогов. Регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения выездных налоговых проверок, направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. То обстоятельство, что выездная налоговая проверка предпринимателя проводилась в течение 11 месяцев, свидетельствует о нарушении инспекцией принципа недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля. Убедительных доказательств обоснованности столь длительного срока проведения проверки инспекция не представила. Суд также указал на то, что налоговое администрирование не может носить дискриминационный характер, препятствующий предпринимательской деятельности налогоплательщика.

(Постановление ВАС РФ от 18 марта 2008 г. № 13084/07)

Указание стоимости выполненных работ в иностранной валюте (евро) в первичной учетной документации, а не в рублях, не может являться основанием для отказа в применении налогового вычета.

Решение налогового органа обосновано тем, что в ходе рассмотрения представленных к проверке документов установлены нарушения в порядке заполнения первичных документов требованиям законодательства о бухгалтерском учете. В ходе рассмотрения дела суды пришли к выводу о том, что указание стоимости выполненных работ в иностранной валюте (евро) в первичной учетной документации, а не в рублях, не может являться основанием для отказа в применении налогового вычета. Это обусловлено тем, что налоговый вычет применяется при удовлетворении требований статей 171, 172 НК РФ. Данные нормы в свою очередь не содержат требований о валюте заполнения первичных документов.

(Постановление ФАС Московского округа от 11 января 2008 г. № КА-А41/12903-07)

Налоговому агенту нельзя доначислить сумму НДФЛ, которая определена расчетным путем.

В ходе проверки инспекция пришла к выводу, что доход, фактически выплачиваемый работникам организации, превышает указанные ею суммы, в связи с чем произошло занижение НДФЛ, который был удержан и перечислен обществом как налоговым агентом. В качестве доказательства реальности данных обстоятельств суду были представлены свидетельские показания работников. При этом налог, подлежащий уплате налоговым агентом, налоговый орган определил расчетным путем.

Суд признал решение инспекции неправомерным по следующим основаниям. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем. При расчете НДФЛ организация являлась налоговым агентом, следовательно, доначисленный доход образуется у физических лиц, которым и должно производиться начисление. Применение положений пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ к налоговым агентам неправомерно.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2008 N Ф04-3901/2008(7296-А81-41))


Вернуться в начало


Финансы

Установлены нормативы обязательных резервов (резервных требований) Банка России.

Нормативы обязательных резервов начиная с 1 сентября 2008 года устанавливаются в следующем размере: по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте - 8,5 процента; по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - 5,5 процента; по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте - 6,0 процента.

Нормативы обязательных резервов применяются, начиная с регулирования обязательных резервов кредитных организаций за отчетный период с 1 августа по 1 сентября 2008 года. При регулировании обязательных резервов крупной кредитной организации с широкой сетью подразделений нормативы обязательных резервов, применяются начиная с регулирования за отчетный период с 1 июля по 1 августа 2008 года.

(Указание Центрального банка России от 1 августа 2008 г. № 2048-У)


Вернуться в начало


Прочее

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности дополнены некоторыми новыми правилами (стандартами), касающимися использования аудитором результатов работы эксперта, обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и контроля качества услуг в аудиторских организациях.

Суть введенных правил состоит в следующем. При использовании результатов работы эксперта аудиторская организация и (или) индивидуальный аудитор должны получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что такая работа отвечает целям аудита. Эксперт может быть привлечен аудируемым лицом, аудитором или их сотрудниками. Перед привлечением к работе эксперта проверяют на наличие профессионального аттестата, лицензии, а также опыта в той области, аудиторские доказательства в которой предполагает получить аудитор. Аудитор оценивает результаты работы эксперта с точки зрения получения аудиторских доказательств в отношении предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Результаты представляются в виде отчета. При этом аудиторское заключение не должно содержать ссылки на работу эксперта.

Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности проводится для предоставления аудитору возможности определить правильность ее составления. Обзорная проверка представляет собой совокупность обзорных процедур, касающихся, в частности, проверки денежных средств, дебиторской задолженности, материальных запасов, финансовых вложений, основных средств и амортизации, расходов будущих периодов, нематериальных активов, кредитов и займов и прочих хозяйственных операций.

Качество услуг в аудиторских организациях проверяется с целью установления соответствия фактически оказываемых услуг установленным требованиям по их оказанию. Система контроля качества услуг аудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношении обязанностей руководителя аудиторской организации по обеспечению качества оказываемых услуг, этических требований, кадровой работы, выполнения задания, мониторинга, принятия на обслуживание нового клиента или продолжения сотрудничества, документирования.

(Постановление Правительства № 557 от 22.07.2008 г.)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.

Свяжитесь
с нами!

Наверх
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства