Мониторинг изменений за период 08.09.08 - 12.09.08
Бухгалтерский учет и налогообложение
Налогообложение
Разъяснен порядок учета при налогообложении прибыли расходов организации на проведение стимулирующей лотереи.
Указанные расходы признаются в качестве рекламных и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом их сумма не должна превышать 1 процента выручки от реализации. Кроме того, такие расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, а именно, на момент составления протокола об утверждении победителя лотереи.
(Письмо Минфина РФ от 29 августа 2008 г. N 03-03-06/1/485)
Разъяснен порядок предоставления Минфином России письменных разъяснений налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
Письменные разъяснения даются гражданам и организациям только в связи с выполнением ими обязанностей, соответственно, налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. Информирование налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов по интересующим их вопросам осуществляется на безвозмездной основе.
В Минфине России не рассматриваются обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства РФ и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщается, что в настоящее время действует Административный регламент ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения.
(Письмо Минфина РФ от 27 августа 2008 г. N 03-02-07/1-358)
Разъяснен порядок исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате ЕСН обособленными подразделениями.
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности головной организации по уплате ЕСН, представлению налоговых расчетов и деклараций по месту своего нахождения.
Если филиал организации не удовлетворяет одному из вышеперечисленных условий, например, не имеет самостоятельного баланса, уплату ЕСН и представление отчетности осуществляет головная организация по месту своего учета.
(Письмо Минфина РФ от 28 августа 2008 г. N 03-04-06-02/99)
Переезд на Крайний север - без НДФЛ и ЕСН.
Единовременное пособие лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не облагаются НДФЛ и ЕСН на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
(Письмо Минфина РФ от 27/08/2008 № 03-04-06-02/96)
Разъяснен порядок расчета при совмещении УСН и ЕНВД.
Если по итогам отчетного периода доходы налогоплательщика на УСН превысили 20 млн. рублей, он считается утратившим право на применение данной системы налогообложения.
При применении данной нормы НК РФ, изложенной в статье 346.13 Кодекса, учитываются только доходы от деятельности, облагаемой налогом в рамках УСН. Если фирма применяет несколько режимов налогообложения, то доходы от видов деятельности, подпадающих под разные режимы налогообложения считаются отдельно.
(Письмо Минфина РФ от 26/08/2008 № 03-11-04/2/124)
ЕНВД объединяет обед и танцы.
Минфин сообщил, в каком случае необходимо включать площади обеденного зала и танцевального зала в общую площадь зала обслуживания посетителей кафе при исчислении ЕНВД.
Как сообщило ведомство, это необходимо делать в том случае, если согласно инвентаризационным или правоустанавливающим документам танцевальный зал кафе конструктивно не обособлен от обеденного зала.
(Письмо Минфина РФ от 08/07/2008 № 03-11-03/14)
Правовые новости
Судебная практика
Переписка по электронной почте заменит договор.
Вычесть НДС можно даже в том случае, если организация не заключала с поставщиком официальный договор, а все условия сделки обсуждались в ходе переписки по электронной почте. Претензии у налоговиков возникли из-за подозрения поставщика организации в недобросовестности.
Из материалов дела следует, что "поставщик не находится по юридическому адресу, не ведет финансово-хозяйственной деятельности, последняя "нулевая" бухгалтерская и налоговая отчетность представлена в налоговый орган по месту учета 01.04.2006, у налогоплательщика отсутствуют документы, подтверждающие факт транспортировки приобретенного товара".
В данном судебном разбирательстве представленные налоговым органом "аргументы" не убедили суд в недобросовестности налогоплательщика и получении им необоснованной налоговой выгоды, а выводы о том, что сделка, оформленная путем обмена документами в электронном виде, является незаключенной, признаны несостоятельными ввиду прямого указания в п. 2 ст. 434 ГК РФ на такую возможность.
(Постановление ФАС Уральского округа от 29 июля 2008 г. № Ф09-2818/08-С2)
Декларационный платеж не возвращают.
Предприниматель не смог вернуть ошибочно уплаченный декларационный платеж даже через суд.
Решением суда первой инстанции заявленные требования были удовлетворены, однако апелляция и кассация отменили данный документ.
Суды указали, что декларационный платеж не является налоговым платежом и его зачет или возврат невозможен в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. Кроме того, предприниматель не смог доказать то, что платёж был перечислен ошибочно.
Предприниматель сослался на ст. 1102 ГК РФ, заявив, что отношения, возникшие между ним и Минфином по поводу возврата спорной суммы, являются гражданско-правовыми.
Данный довод не был принят судами, так как исковые требования заявлены о возврате суммы, оплаченной по налоговому законодательству, к которому нормы гражданского законодательства не применяются.
(Постановление ФАС Уральского округа от 20/08/2008 № Ф09-5867/08-С3)
Штрафовать можно только по правилам.
ПФР не может оштрафовать организацию за несвоевременное представление сведений, необходимых для индивидуального учета, если при составлении протокола были нарушены правила привлечения налогоплательщика к ответственности.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
(Постановление ФАС Уральского округа от 20/08/2008 № Ф09-5786/08-С2)
Президиум ВАС о ЕСН и "чистой прибыли".
Неоправданные расходы на оплату труда не облагаются ЕСН.
В рассматриваемом споре налоговики утверждали, что любые выплаты за работы по гражданско-правовым договорам включаются в налоговые затраты. Причина - они поименованы в статье 255 НК РФ "Расходы на оплату труда". Следовательно, подобные выплаты облагаются и единым социальным налогом.
Как подчеркнул ВАС, в отношении любых затрат компании должно соблюдаться общее правило - такие расходы необходимо экономически обосновать. В противном случае их при налогообложении прибыли не учитывают. Поименованы они в НК РФ или нет, в данной ситуации не важно. Следовательно, с экономически не обоснованных выплат по гражданско-правовым договорам платить ЕСН не нужно.
(Постановление Президиума ВАС РФ от 15 июля 2008 г. № 2936/08)
УСН и затраты на бензин для машины сотрудника.
Общество на УСН может включить в состав расходов затраты на бензин для автомобиля сотрудника, если представит документы о том, что арендовало данный автомобиль, использовало его только в служебных целях, и топливо приобретало самостоятельно.
В противном случае автомобиль следует отнести к категории личного легкового автомобиля. Тогда списание затрат на бензин возможно только в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92.
(Постановление ФАС Уральского округа от 20/08/2008 № Ф09-5239/08-С3)
Прочее
Введены новые правила заключения трудового договора.
В раздел "Основные условия оплаты труда" примерного положения рекомендуется включать порядок применения и размеры минимальных окладов (ставок) работников.
Они определяются на основе отнесения занимаемых должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам. При этом минимальный оклад (ставка) работника не должна быть ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов) в соответствии с ЕТС. Кроме того, по решению руководителя учреждения персонально для каждого работника может быть установлен повышающий коэффициент к минимальному окладу (ставке). При этом учитываются профессиональная подготовка работника, сложность, важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении постановленных задач, стаж работы в учреждении и другие факторы.
Также приведены особенности установления компенсационных и стимулирующих выплат и определения порядка оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера. Даны рекомендации по организации разработки примерных положений в госорганах и учреждениях.
(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2008 г. N 425н)
Устанавливаются новые правила кассового обслуживания в учреждениях Банка России кредитных организаций и иных юридических лиц.
Устанавливаются правила кассового обслуживания в головных расчетно-кассовых центрах, расчетно-кассовых центрах, кассовых центрах, отделениях, операционных управлениях территориальных учреждений Банка России, Первом операционном управлении Банка России кредитных организаций, филиалов кредитных организаций, дополнительных офисов, кредитно-кассовых офисов, операционных офисов кредитных организаций, и иных юридических лиц, не являющихся кредитными организациями.
Принятие данного документа предусмотрено вступившим в силу с 1 сентября 2008 г. Положением Банка России от 24 апреля 2008 г. N 318-П.
Сомнительные денежные знаки Банка России, выявленные кассовыми работниками или принятые от клиента по заявлению на прием сомнительных денежных знаков, сдаются кредитной организацией, ее внутренним структурным подразделением (за исключением операционной кассы вне кассового узла, обменного пункта) на экспертизу в учреждение Банка России в порядке, предусмотренном принятым Указанием. Приводится форма заявления о направлении на экспертизу сомнительных денежных знаков в учреждение Банка России.
(Указание ЦБР от 27 августа 2008 г. N 2060-У "О кассовом обслуживании в учреждениях Банка России кредитных организаций и иных юридических лиц")
Минтранс России утвердил новые формы перевозочных документов.
Минтранс России утвердил формы перевозочных документов, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транспортом. В числе указанных документов: проездные документы; пригородные билеты; абонементные билеты; транспортная карта для проезда в пригородных поездах; перевозочный документ на багаж, грузобагаж, почту; квитанция для безналичных расчетов за перевозки; бланковый билет; багажная квитанция.
Некоторые из этих документов оформляются с помощью автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками - АСУ "Экспресс".
(Приказ Минтранса РФ от 5 августа 2008 г. N 120)
Утверждена программа приватизации федерального имущества на 2009 г.
Определены основные направления приватизации указанного имущества на 2010 и 2011 гг. В 2009-2011 г. продолжится создание интегрированных структур на основе АО, акции которых находятся в собственности РФ.
В этот период к продаже будут предложены акции АО, созданных при акционировании ФГУПов. Исключение составляют стратегические АО и АО, участвующие в формировании интегрированных структур.
В 2009 г. предполагается приватизировать 235 ФГУПов, среди которых - предприятия агропромышленного комплекса (17), дорожного хозяйства (147), строительного комплекса (1), геологии (50), связи (5) и т.д. Кроме того, будут предложены к продаже: пакеты акций, размер которых не превышает 50 % уставного капитала (за отдельными исключениями); пакеты акций АО топливно-энергетического, строительного и агропромышленного комплексов, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, геологии, водного транспорта и машиностроения (кроме стратегических АО); имущество казны РФ, не обеспечивающее государственных функций.
Также планируется приватизировать 3 доли в уставном капитале ООО и 18 объектов недвижимости.
Ожидается, что в федеральный бюджет от приватизации ежегодно будет поступать 12 млрд. руб.
(Распоряжение Правительства РФ от 1 сентября 2008 г. N 1272-р)
При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.