Мониторинг изменений за период 17.05.08 - 23.05.08
Бухгалтерский учет и налогообложение
Бухгалтерский учет и статистика
При заполнении счета-фактуры в адресах слова "Российская Федерация" можно не указывать.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 места нахождения организации-продавца и покупателя указываются в соответствии с учредительными документами. На этом основании Минфин России пришел к выводу, что в счете-фактуре должны быть отражены адреса продавца и покупателя в соответствии с учредительными документами, а не их фактические (почтовые) адреса. Поэтому счета-фактуры, в которых в адресах не указаны слова "Российская Федерация", не являются составленными с нарушениями НК РФ и Постановления.
(Постановление Минфина России от 31.03.2008 № 03-07-11/129)
Налогообложение
Утвержден новый порядок оформления расчетов без применения ККТ.
С 21 мая 2008 г. начинает действовать новое Положение о порядке осуществления наличных денежных расчетов, а также расчетов с помощью платежных карт без применения ККТ.
Как известно, если при расчетах наличными или банковскими картами не используется кассовый аппарат, продавец обязан выдать покупателю бланк строгой отчетности. Наиболее значительным новшеством здесь является то, что в соответствии с опубликованным Положением такие бланки можно не только изготавливать типографским способом, но и формировать с использованием автоматизированных систем. При этом автоматизированная система должна соответствовать определенным требованиям: иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком в течение не менее пяти лет, а также сохранять его уникальный номер и серию. По требованию налоговых органов организации и индивидуальные предприниматели обязаны представлять информацию из таких систем о выпуске документов. Следует отметить, что в Постановлении не конкретизировано, в каких случаях необходимо использовать бланки, изготовленные типографским способом, а когда допускается применение документов, сформированных с использованием автоматизированных систем. Из этого можно сделать вывод, что способ изготовления бланка строгой отчетности остается на усмотрение налогоплательщика.
Вне зависимости от способа выпуска бланка он должен содержать установленные Постановлением реквизиты. Реквизиты, перечисленные в ранее действовавшем Положении, которое утратило силу с принятием рассматриваемого Постановления Правительства РФ, несколько изменились. Теперь надо указывать не просто дату осуществления расчета: из формулировки, использованной в Постановлении (дата осуществления расчета и составления документа), следует, что эти события должны происходить одновременно. Кроме того, появилась возможность указывать иные реквизиты, характеризующие специфику оказываемых услуг, помимо обязательных. По новой форме не нужно указывать единицу измерения услуги, а также исключены графы, в которых содержались сведения об утверждении формы бланка и код бланка по классификатору. Упразднен отдельный бланк для осуществления наличных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования.
Что касается ранее установленных форм бланков, в Постановлении содержатся переходные положения, касающиеся срока их применения. Формы БСО, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171 (кроме случаев, когда такие формы утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти - такие бланки можно применять до момента утверждения формы), применяются до 31 декабря 2008 г., а бланки, утвержденные этим Постановлением, - до 21 мая 2008 г.
(Правительства РФ от 06.05.2008 № 359)
За неуплату налога на прибыль с доходов от сдачи в аренду имущества, которое находится в федеральной собственности, взыскивать пени с бюджетных учреждений нельзя.
В связи с отсутствием механизма налогообложения имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного бюджетным учреждениям в оперативное управление, такие учреждения до введения в действие такого механизма не могут самостоятельно уплачивать налог на прибыль в части доходов от сдачи указанного имущества в аренду. Минфин разъяснил, что у налоговых органов нет оснований для начисления пеней на недоимку по налогу на прибыль, образовавшуюся по причине отсутствия до настоящего времени такого механизма. Финансовое ведомство указывает, что если порядок уплаты налога законодательно не установлен, то это исключает вину и возможность привлечения бюджетных учреждений к ответственности.
(Письмо Минфина России от 29.04.2008 № 01-СШ/30)
Правовые новости
Судебная практика
Для отсрочки (рассрочки) уплаты налога и предоставления инвестиционного налогового кредита в качестве обеспечения обязательства можно использовать залог имущества.
ВАС России рассмотрел заявление о признании не соответствующим налоговому законодательству и недействующим п. 2.3 Приказа ФНС России от 21.11.2006 № САЭ-3-19/798@. По мнению налогоплательщика, факт, что в соответствии со спорным пунктом в качестве обеспечения обязательства для отсрочки, рассрочки или предоставления инвестиционного налогового кредита можно использовать только поручительство, нарушает его права.
Суд пришел к выводу, что наряду с поручительством налогоплательщики вправе использовать залог имущества, так как такой способ обеспечения обязательства предусмотрен ст.72, а также п.5 ст. 61 НК РФ. Хотя в спорном пункте Приказа ФНС России нет прямого указания на запрет применения залога, из самого текста Приказа, а также из отзывов ФНС России и Минфина России и выступлений их представителей в судебных заседаниях следует, что в такой форме ФНС реализует право выбора приемлемого способа обеспечения обязательств перед федеральным бюджетом. При этом возможность применения залога имущества в качестве способа обеспечения обязательств налогоплательщиков перед другими бюджетами Приказом не исключается. Суд же указал, что за ФНС России законодательно не закреплено право вводить в форме нормативного правового акта какие бы то ни было общие запреты или ограничения на применение установленного НК РФ способа обеспечения. Таким образом, спорный пункт Приказа был признан недействующим и противоречащим Налоговому кодексу. Поэтому при обращении за рассрочкой (отсрочкой) уплаты налога или инвестиционным налоговым кредитом налогоплательщики вправе прибегать не только к поручительству, но и к залогу собственного имущества.
(Постановление ВАС России от 21.01.2008 № 14430/07)
Финансы
Правила составления и представления в Банк России бухгалтерской и статистической отчетности кредитными организациями дополнены новыми положениями.
Данные положения устанавливают перечень документов, представляемых дополнительно в Банк России кредитными организациями при их реорганизации. Определены периоды и отчетные даты составления таких документов. Уточнено, что кредитные организации обязаны давать разъяснения по полученной от них информации на основании запросов Банка России и его территориальных учреждений (если иное не предусмотрено порядком составления и представления отчетности).
(Указание ЦБ РФ от 22.04.2008 № 1996-У)
Таможня
Ввоз нитей высокой прочности полиэфирных будет осуществляться по ставке таможенной пошлины, равной нулю.
С 16 мая 2008 года ставка ввозной таможенной пошлины на нити высокой прочности полиэфирные (код ТН ВЭД РФ 5402 20 000 0) в размере, равном нулю, утверждена сроком на 9 месяцев.
(Постановление Правительства РФ № 374 от 19.05.2008 г.)
Установлены временные ставки ввозных таможенных пошлин на сырье и комплектующие для производства оправ очков.
Сроком на 9 месяцев утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в размере, равном нулю, на сырье для производства оправ очков (код ТН ВЭД РФ 3920 73 900 0) и на комплектующие для производства оправ очков (код ТН ВЭД РФ 9003 90 000 0). Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
(Постановление Правительства РФ № 375 от 19.05.2008 г.)
Прочее
Вводятся в действие новые Методические указания о порядке проведения документальных выездных проверок органами ФСС.
Принятие документа обусловлено изменением нормативно-правового регулирования в сфере обязательного социального страхования. Согласно новому порядку назначения выездных проверок одновременно с проведением проверки по обязательному социальному страхованию (осуществляемой как и ранее в соответствии с квартальным планом) могут проводиться проверки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Составление планов проверок осуществляется с использованием аналитических возможностей единой интегрированной информационной системы Фонда "Соцстрах". Более подробно прописаны сроки проведения выездной проверки. Теперь такая проверка не может продолжаться более одного месяца (ранее - не более двух месяцев). Вместе с тем предусмотрено, что срок проверки может быть продлен до двух, а в исключительных случаях и до трех месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена и возобновлена, что оформляется соответствующими решениями руководителя (заместителя руководителя). Расширен перечень оснований для проведения повторной проверки страхователя (представление уточненной расчетной ведомости по средствам Фонда с измененными данными). С пяти до десяти дней продлен срок представления страхователем документов на основании требования проверяющего.
(Постановление ФСС РФ от 07.04.2008 г. № 81)
Первый раздел Государственного реестра контрольно-кассовой техники дополнен сведениями о новых моделях ККТ.
Кроме того, в первый раздел Государственного реестра включены сведения о реквизитах, печатаемых на кассовом чеке образцами следующих моделей контрольно-кассовой техники: "ПРИМ-07К версия 02", "ПРИМ-08ТК версия 02", "ПРИМ-09ТК версия 01", "ПРИМ-21К версия 01", "ПРИМ-21К версия 02", "ПРИМ-21К версия 03", "ПРИМ-88ТК версия 01", "ШТРИХ-МИНИ-ФР-К версия 01", "ШТРИХ-ФР-К версия 01", "ЭЛВЕС-ФР-К версия 01".
(Приказ Роспрома № 77 от 29.02.2008 г.)
Внесены изменения в первый раздел Государственного реестра контрольно-кассовой техники.
Для отдельных моделей ККТ в новой редакции изложены сведения о реквизитах, печатаемых образцом модели контрольно-кассовой техники на кассовом чеке. Кроме того, в реестр включены сведения о новых моделях контрольно-кассовой техники: "Контрольно-кассовая машина "PayVKP-80K", "Контрольно-кассовая машина "PayPPU-700K", "Контрольно-кассовая машина "PayСТS-2000K", "Программно-технический комплекс "MSTAR-TK", "Программно-технический комплекс "MSTAR-TK.1", "Программно-технический комплекс "MSTAR-TK.2".
(Приказ Роспрома № 157 16.04.2008 г.)
При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.