Мониторинг изменений за период 26.04.08 - 02.05.08



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет и статистика

Утверждены новые средние значения основных показателей по видам экономической деятельности.

До 15 апреля компании и ПБОЮЛ должны были подтвердить свой основной вид деятельности. В зависимости от него работники ФСС и рассчитают сумму взносов на обязательное соцстрахование и при необходимости подкорректируют ее в соответствии с вновь утвержденными средними значениями.

(Постановлением ФСС России от 02.04.08 № 76)

Утверждены формы документов, используемых в процессе лицензирования аудиторской деятельности.

Всего разработано 17 форм документов. В том числе: заявление о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности для юридического лица (форма N 1-ЛА), для индивидуального предпринимателя (форма N 2-ЛА); опись документов, представленных соискателем лицензии (форма N 3-ЛА). Справка о кадровом составе соискателя лицензии (форма 5-ЛА); заявление о предоставлении информации, содержащейся в реестре лицензий на осуществление аудиторской деятельности (форма N 12-ЛА); выписка из реестра лицензий (форма 17-ЛА).

(Приказ Минфина РФ № 38н от 07.04.2008 г.)

Разъяснен вопрос начисления амортизации на культурное наследие.

Как разъяснил Минфин РФ, организации, купившие здания и сооружения, являющиеся объектами культурного наследия, памятниками архитектуры и т. п. вправе начислять по ним амортизацию в общеустановленном порядке вне зависимости от даты получения разрешения на эксплуатацию от органов Росвязьохранкультуры.

(Письмо Минфина РФ от 26.03.08 № 03-03-06/1/205)


Вернуться в начало


Налогообложение

Приказ о поощрении подтверждает расходы по налогу на прибыль, даже если он не подписан работником.

Денежное поощрение работника оформляется приказом по формеТ-11а, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Именно этим приказом можно подтвердить расходы по налогу на прибыль на выплату премии сотруднику. Унифицированная форма № Т-11а является первичным документом для учета расходов на оплату труда, поэтому она должна быть заполнена в порядке, установленном Постановлением, включая обязательное заполнение графы 6 "С приказом (распоряжением) работник ознакомлен. Личная подпись работника". Однако московские налоговые органы указали, что к числу обязательных реквизитов первичных документов, принимаемых для целей налогообложения прибыли, относятся только реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Следовательно, приказ по форме № Т-11а, имеющий все реквизиты, перечисленные в этом пункте, при отсутствии записи об ознакомлении работников с приказом может быть принят в качестве документального подтверждения произведенных расходов в целях исчисления налога на прибыль.

(Письмо УФНС по г. Москве от 27.12.2007 № 20-12/124747)

О восстановлении стоимости основных средств у организаций - плательщиков УСН.

Нет необходимости восстанавливать стоимость основных средств, приобретенных и полностью списанных в расходы в период применения объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, если организация применяла УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", и изменила объект налогообложения на "доходы".

Если после указанного изменения объекта налогообложения налогоплательщик переходит на общий режим налогообложения, у него также отсутствует обязанность корректировать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на стоимость основных средств, приобретенных и полностью списанных в расходы в период применения УСН с объектом в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

(Письмо Минфина России от 19.03.08 № 03-11-04/2/54)

На суммы премий и вознаграждений, полученных покупателем товаров от продавца и не связанных с оплатой товаров, не распространяются требования подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, то есть указанные суммы не облагаются налогом на добавленную стоимость как суммы, связанные с оплатой товаров.

Во взаимоотношениях между продавцами товаров и их покупателями могут применяться различные премии и вознаграждения, выплачиваемые продавцами товаров их покупателям, не связанные с оказанием услуг и продвижению товаров. Указанные суммы не следует признавать выплатами, связанными с расчетами за поставляемые товары. например: за факт заключения с продавцом договора поставки, за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, за включение товарных позиций в ассортимент магазинов и т.п.

Плата продавцов товаров их покупателям за данные действия не связана с возникновением у покупателей обязанностей по передаче продавцам товаров, имущества (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора. Перечисленные выше операции, за которые выплачиваются премии и вознаграждения, осуществляются в рамках деятельности покупателя товаров (магазина) в области торговли и не связаны с деятельностью продавца товаров.

(Письмо УФНС РФ по г. Москве № 19-11/19244 от 29.02.2008 г.)

О необходимости начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на стоимость подарков и цветов сотрудникам организации.

По мнению Фонда социального страхования РФ страховые взносы на обязательное социальное страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаты на стоимость подарков и цветов должны начисляться.

(Письмо от 18 октября 2007 г. № 02-13/07-10008)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Если в счет-фактуру вносились изменения, право на вычет НДС появляется в периоде совершения операции, а не внесения исправлений.

По мнению ВАС РФ, НДС можно принять к вычету в периоде совершения операции. При этом ВАС согласился с выводами суда первой инстанции, указавшего, что суммы налоговых вычетов необходимо отражать в том налоговом периоде, в котором выполнены условия, дающие право на вычеты (производственное назначение приобретенного товара, фактическое наличие, оприходование). Таким образом, период внесения исправлений в счет-фактуру на применение вычета не влияет.

(Постановление Президиума ВАС России от 04.03.2008 г. № 14227/07)

При доначислении налоговым органом по результатам налоговой проверки налогов, подлежащих включению в состав прочих расходов на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, налогоплательщик вправе одновременно скорректировать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за тот период, за который были доначислены налоги.

Суд отклонил доводы инспекции о том, что налогоплательщик может в дальнейшем использовать право на оспаривание правомерности доначисления таких налогов, и в случае признания в судебном порядке незаконными доначисленных сумм налогов, учтенных в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, бюджет понесет необоснованные потери в виде неуплаченных сумм налога на прибыль. Как указал суд, размер налога на прибыль должен соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика, которые определяются на основании всех положений гл. 25 НК РФ, в том числе подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2008 г. по Делу А26-3723/2007)

По вопросу экономической обоснованности расходов на рекламу.

Суд признал экономически необоснованными расходы на рекламу налогоплательщика, основным видом деятельности которого является передача в субаренду площадей в торговом центре. Суд обосновал это тем, что реклама была направлена на продвижение известных производственных и торговых брендов (D & G, YvesSaintLaurent, PRADA, Paco Rabanne, Cristian Dior, GIVANCHI, CAVALLI). Из содержания рекламы не усматривалось ее связи с основной деятельностью налогоплательщика - сдачей в субаренду торговых площадей для организации розничной торговли, в рекламе отсутствует упоминание о деятельности налогоплательщик и его наименовании.

(Постановление ФАС Московского округа от 19.12.2008 г. по Делу № КА-А40/13055-07-П)

В Конституционный суд РФ оспорена конституционность п. 2. ст. 320, п. 4, 5 ст. 329, ст. 350, ст. 376 ТК РФ.

По мнению заявителя, п. 2. ст. 320, п. 4, 5 ст. 329, ст. 350, ст. 376 ТК РФ по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют таможенным органам в случае выявления нарушений условий пользования товарами, в отношении которых предоставлены таможенные льготы, требовать уплаты таможенных платежей только на основании акта специальной таможенной ревизии и не предусматривают, в отличие от установленного налоговым законодательством порядка, вынесения руководителем таможенного органа обоснованного и мотивированного решения по результатам проведенного таможенного контроля, а потому противоречат Конституции РФ.

КС РФ исходя из положений актов ТК РФ указал, что оспариваемые статьи ТК РФ, вопреки утверждению заявителя, не предполагают предъявления таможенными органами требований об уплате таможенных платежей по произвольной форме и основаниям, а потому не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы.

(Определение Конституционного суда РФ от 19.06.2007 № 403-О-О)

О списании банком на основании инкассовых поручений денежных средств со счета налогоплательщика - банкрота.

ВАС РФ рассмотрел ситуацию, при которой действия банка по списанию на основании инкассовых поручений налогового органа денежных средств с расчетного счета налогоплательщика-банкрота признаны необоснованными в связи с нарушением порядка очередности удовлетворения требований кредиторов и указанная сумма возвращена налогоплательщику за счет банка. В этом случае, по мнению ВАС РФ, банк вправе требовать спорную сумму из бюджета на основании норм о неосновательном обогащении.

(Определение ВАС РФ от 24.12.2007 № 16577/07)

По вопросу отличия трудовых отношений от гражданско-правовых отношений.

На основании ст. 56 ТК РФ и п. 1 ст. 702 ГК РФ суд пришел к выводу, что предмет как трудовых отношений, так и гражданско-правовых отношений существует в физической форме труда. Вместе с тем трудовые отношения имеют своим предметом не результат услуги, а сам процесс ее оказания, тогда как гражданско-правовые отношения по договору подряда охватывают именно результат деятельности подрядчика или определенный объем оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.05.2007 № Ф04-2632/2007(33808-А70-25) по делу № А70-6704/21-2006)

О признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы организации.

В апреле 2004 года ИФНС-1 зарегистрировала изменения, вносимые в учредительные документы организации в связи с изменением ее местонахождения. По мнению ИФНС-2 (где в связи с изменением местонахождения встала на учет организация), указанные изменения зарегистрированы неправомерно, поскольку согласно результатам осмотра, проведенного в ноябре 2006 года, по новому месту нахождения организация отсутствует.

Как указал суд, результаты проведенных в ноябре 2006 года мероприятий об отсутствии нахождения организации по своему юридическому адресу не свидетельствуют о недостоверности документов и сведений, представленных на регистрацию в апреле 2004 года. При таких обстоятельствах требование о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы организации, удовлетворению не подлежит.

(Постановление ФАС Уральского округа от 25.07.2007 по Делу № Ф09-5981/07-С4)


Вернуться в начало


Финансы

Повышена ставка рефинансирования Центрального банка РФ.

В целях сдерживания инфляции и снижения динамики денежной массы с 29 апреля 2008 года ставка рефинансирования (учетная ставка) Банка России повышена с 10,25% до 10,5% годовых.

Данная мера позволяет снизить возможности отечественных производителей в использовании банковских кредитов (из-за их высокой стоимости). В то же время она способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала - в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс национальной валюты.

(Указание ЦБР от 28 апреля 2008 г. № 1997-У)

О применении коммерческими банками Рекомендаций Банка России по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По мнению ЦБ РФ, полнота применения Рекомендаций должна определяться кредитной организацией самостоятельно в зависимости от особенностей ее организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня ее рисков, связанных с клиентами и их операциями, учитывая при этом требования Закона о противодействии.

Разработка и принятие Банком России единого нормативного акта, содержащего исчерпывающий перечень требований по содержанию правил внутреннего контроля, во-первых, выходит за рамки компетенции Банка России, определенной законом, а во-вторых, не будет отвечать требованиям Закона о противодействии, предъявляемым к организации внутреннего противолегализационного контроля в кредитных организациях.

(Письмо ЦБ РФ № 12-1-5/2601 от 2 ноября 2007 г.)


Вернуться в начало


Таможня

Снижены ставки таможенных пошлин на ввоз отдельных видов оборудования для медицинской промышленности.

С 5 процентов от таможенной стоимости до нуля снижены ставки таможенных пошлин на ввоз отдельных видов оборудования для медицинской промышленности (коды ТН ВЭД РФ 8422 30 000 1 и 8422 40 000 1). Ставки пошлин в указанных размерах утверждены сроком на 9 месяцев.

(Постановление Правительства РФ № 299 от 24.04.2008 г.)

Определены пункты пропуска отдельных видов транспортных средств, ввозимых через российско-финляндский участок государственной границы РФ.

Прибытие на территорию РФ моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 человек или более, включая водителя (код ТН ВЭД РФ 8702), и автомобилей, и прочих моторных транспортных средств, предназначенных главным образом для перевозки людей, включая автомобили-фургоны и гоночные автомобили (код ТН ВЭД РФ 8703), ввозимых автомобильным транспортом через российско-финляндский участок границы, допускается только в автомобильные пункты пропуска Брусничное - Нуямаа и Светогорск - Иматра. Действие Постановления не распространяется на транспортные средства, ввозимые физическими лицами для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Постановление вступает в силу по истечении одного месяца с даты его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ № 304 от 24.04.2008 г.)

О контроле таможенной стоимости пластиковой упаковки для компакт-дисков.

ФТС РФ, в частности, указало на то, что решение о заявленной декларантом таможенной стоимости пластиковой упаковки для компакт-дисков может быть принято только при наличии в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах достоверной, полной информации, позволяющей однозначно идентифицировать ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации товар. Оценка достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости должна осуществляться с использованием системы управления рисками путем ее сравнения с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией.

(Письмо ФТС РФ от 2 ноября 2007 г. № 01-06/41068)


Вернуться в начало


Прочее

Утверждены новые стандарты обслуживания налогоплательщиков.

В административном регламенте Минфина РФ содержатся правила по бесплатному информированию предпринимателей о порядке уплаты налогов и заполнению деклараций. Согласно требованиям регламента налоговики должны относиться ко всем внимательно, и быть вежливыми. Прием налогоплательщиков должен осуществляться ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, в течение рабочего дня без обеденного перерыва. Максимальное время ожидания в очереди не должно превышать 30 минут. Ответы на письменные обращения налогоплательщики должны получать в течение 30 календарных дней со дня их регистрации в инспекции.

(Приказ Минфина от 18.01.08 № 9н)

Принят Федеральный Закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" № 56 ФЗ от 30.04.2008 г.

Новый федеральный закон установил возможность и порядок добровольной уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также порядок софинансирования из средств федерального бюджета дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, будут вправе определять размер этих взносов, прекращать либо возобновлять их уплату, уплачивать указанные взносы самостоятельно через кредитные организации либо через работодателя.

(Федеральный закон № 56 ФЗ от 30.04.2008 г.)

Ответственность за утерю трудовой книжки в случае, если работнику под расписку на короткий срок выдается трудовая книжка, будет нести должностное лицо работодателя.

В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225, ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Как правило, работодатель своим приказом назначает специально уполномоченное лицо, которое несет ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек.

Работодатель обязан выдать работнику его трудовую книжку лишь в день увольнения (последний день работы) с внесенной в нее записью об увольнении. Ответственность за сохранность трудовой книжки работника в любом случае несет специально уполномоченное лицо.

(Письмо Роструда РФ № 656-6-0 от 18 марта 2008 г.)

Определен порядок государственного регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, в т.ч. порядок контроля по вопросам, связанным с установлением и применением тарифов.

Утвержденным Положением, в частности, установлено, что тарифы устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Основным методом государственного регулирования тарифов на услуги указанных субъектов определен метод экономически обоснованных затрат. Государственный контроль по вопросам, связанным с установлением и применением тарифов, осуществляется путем проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов регулирования в целях определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при установлении тарифов. Утверждены перечни конкретных услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

(Постановление Правительства РФ № 293 от 23.04.2008 г.)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.