Мониторинг изменений за период 29.12.08 - 16.01.09



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогообложение

Изменен порядок исчисления сумм налога на прибыль организаций, подлежащих перечислению в бюджеты РФ.

Напомним, что с 1 января 2009 года Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 до 20 процентов за счет уменьшения ставки, по которой налог зачисляется в федеральный бюджет - с 6,5 до 2,5 процента. При этом в бюджет субъекта ставка налога составляла 17,5 процентов. Теперь установлено, что в федеральный бюджет зачисляется сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 2 процента, соответственно, в бюджет субъекта РФ - по ставке 18 процентов.

(Федеральный закон от 30.12.2008 N 305-ФЗ)

Доведена информация о коэффициентах-дефляторах, применяемых в 2009 году для целей налогообложения.

Сообщено, что Приказами Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 N 395 и N 392 установлены на 2009 год: коэффициент-дефлятор в целях применения упрощенной системы налогообложения (УСН), в размере 1,538; коэффициент-дефлятор К1 в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД - в размере 1,148. Указано также, что коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по ЕНВД, установлен в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2009 года. Новый порядок расчета, установленный Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ, будет применяться при определении размера коэффициента-дефлятора К1 на 2010 год.

(Письмо ФНС РФ от 18.12.2008 N ШС-6-3/943@)

1 марта 2009 года вступит в силу Закон, предусматривающий освобождение от налогообложения сумм выплат, осуществляемых в рамках прямого возмещения убытков в соответствии с законодательством РФ об ОСАГО.

Налоговый кодекс РФ дополнен положением, на основании которого в налоговую базу по НДС не будут включаться денежные средства, полученные страховщиком по заключенному в соответствии с законодательством РФ об ОСАГО соглашению о прямом возмещении убытков от страховщика, которым была застрахована гражданская ответственность лица, причинившего вред. Кроме того, изменениями, внесенными в главу 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, такие денежные средства отнесены к доходам, не учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Одновременно суммы выплат потерпевшему лицу, осуществленные в порядке прямого возмещения убытков страховщиком, застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего, включены в состав расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. Помимо этого, в перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, включены затраты страховых организаций по оплате услуг специалистов, привлекаемых в рамках соглашения о прямом возмещении убытков.

(Федеральный закон от 25.12.2008 N 282-ФЗ)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Потери при сушке зерна не исключаются из состава затрат.

ФАС Западно-Сибирского округа опроверг утверждение налогового органа о том, что у общества не могут возникнуть технологические потери зерна при передаче его на хранение.

Здесь суд отметил, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Учитывая это, для целей налогообложения прибыли организаций при отнесении к материальным расходам технологических потерь важным является факт их экономической обоснованности и документального подтверждения.

Как следовало из представленных доказательств, а именно расчета стоимости списанной пшеницы, актов на подборку и сушку к актам зачистки и бухгалтерской справки, спорные суммы, списанные в пределах норм, являются подтвержденными.

Таким образом, суд пришел к выводу, что сушка и подработка зерна на элеваторах являются частью общего производственного процесса, в связи с чем, возникающие при этом потери, относятся к технологическим потерям и списываются при снижении влажности в пределах показателя, рассчитываемого по формуле, приведенной в подпункте "а" пункта 17 Порядка учета зерна и продуктов его переработки, утвержденного Приказом Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации от 08.04.2002 N 29, действие которого распространяется на юридических лиц, осуществляющих деятельность по закупке, хранению, переработке и реализации зерна и продуктов его переработки, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей.

При этом суд указал, что передача зерна на хранение, равно как и то, что при хранении зерно обезличено, не свидетельствует о смене собственника этого зерна.

Таким образом, заключил суд, у налогового органа не имелось правовых оснований для исключения названных потерь из состава затрат налогоплательщика и доначисления за соответствующий период налога на прибыль, пеней и штрафа.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 декабря 2008 г. N Ф04-7509/2008(16963-А46-37))

Переход лица в новую налоговую инспекцию влечет обязанность последней возместить все возникшие ранее суммы.

ФАС Московского округа указал на обязанность новой инспекции возместить заявителю суммы НДС, право на возврат которых возникло по месту прежней регистрации, а также начислить и уплатить проценты.

Здесь суд отметил, что статьей 176 НК РФ определен общий порядок возмещения налоговым органом из бюджета сумм налога на добавленную стоимость. Порядок же возмещения налога при переходе налогоплательщика в новую налоговую инспекцию и постановки его на налоговый учет в этом органе данной нормой не регламентирован. К тому же налоговое законодательство исходит из того, что совершение обязательных по закону действий в отношении налогоплательщика совершает налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика.

Поэтому, постановил суд, после перевода общества в другую налоговую инспекцию обязанность по возврату налога на добавленную стоимость, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, не изменилась и не прекратилась, и возлагается на инспекцию по новому месту налогового учета.

При этом, заметил суд, поданное заявление общества о возврате налога на добавленную стоимость, которое было подано в налоговый орган по прежнему месту учета, не может рассматриваться как не порождающее правовых последствий. Также не может служить основанием для того, чтобы рассматривать данное заявление общества как не порождающее соответствующих правовых последствий, и то обстоятельство, что Общество поставлено на налоговый учет в другой налоговый орган.

(Постановление ФАС Московского округа от 12 декабря 2008 г. N КА-А40/11748-08)

Наличие задолженности не препятствует возврату незаконно взысканного налога.

ФАС Восточно-Сибирского округа отклонил довод инспекции о невозможности произвести возврат денежных средств в связи с наличием у предприятия недоимки по налогу, в счет которой подлежит зачету спорная сумма налога.

При этом суд указал на следующие обстоятельства. Наличие задолженности по налогам не является основанием для отказа предприятию в возврате незаконно списанных денежных средств. Это правило, как отметил суд, следует из закона "О несостоятельности (банкротстве)", которым установлен специальный порядок удовлетворения требований кредиторов, в том числе и по обязательным платежам, согласно которому с несостоятельного должника взыскание может быть произведено во внеочередном порядке только текущих платежей, а налоговой инспекцией срок их взыскания пропущен.

Довод о том, что НК РФ не предусматривает в качестве основания прекращения обязанности по уплате налога нарушение порядка его взыскания, также не был принят суд как подтверждающий обоснованность отказа налоговой инспекцией в возврате спорной суммы. Здесь суд отметил, что налоговые органы вправе взыскивать задолженность по налогам, штрафам, пеням законными способами с соблюдением норм, установленных налоговым законодательством.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2008 г. N А33-5276/08-Ф02-5970/08)

Требовать согласования перечня поставщиков незаконно.

Тамбовское УФАС России за совершение концессионного соглашения, содержащего недопустимые условия, привлекло к ответственности ОАО "НК "Роснефть".

Как было установлено по результатам проведенной проверки, условия договорного соглашения, заключенное между руководством ОАО "НК "Роснефть" и ЗАО "Тамбовнефтепродукт", требовали от последнего согласования с Роснефтью перечня поставщиков нефтепродуктов, реализуемых на АЗС ОАО "НК Роснефть".

Таким образом, данное положение содержало в себе признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 11 закона о защите конкуренции, который вводит запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов. По результатам проверки ОАО "НК Роснефть" было привлечено к уплате штрафной санкции в размере 45 077 000 рублей.

Размер штрафа, как поясняют в УФАС, обусловлен положением статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно данной норме заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий влечет наложение административного штрафа величиной от 1 до 15 % размера суммарной выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение.


Вернуться в начало


Прочее

1 января 2009 года вступил в силу новый Закон, устанавливающий правовые основы регулирования аудиторской деятельности.

Принятый Закон разделяет понятия аудиторской деятельности и аудита. Устанавливается, что аудиторская деятельность включает в себя аудит и оказание сопутствующих аудиту услуг, перечень которых устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Для аудиторских организаций и аудиторов вводится обязательное членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СОА). Таким образом, устанавливается новая система регулирования аудиторской деятельности, в том числе за счет отмены ее лицензирования и введения механизмов самоконтроля на основе единых стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Законом урегулированы вопросы, связанные с приобретением (прекращением) статуса саморегулируемых организаций аудиторов (в том числе определены требования для включения организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов), а также определены права и обязанности таких организаций. Так, в частности, одним из условий для включения СОА в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов является обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена посредством формирования компенсационного фонда. Контроль за соблюдением членами СОА установленных требований осуществляют специализированные органы, созданные в саморегулируемой организации.

Законом устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в том числе к стажу работы в аудиторской организации, наличию безупречной деловой репутации, требования к уставному капиталу аудиторской организации).

Законом определены также меры дисциплинарного воздействия в отношении членов СОА, допустивших нарушение требований Закона, единых стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Перечень таких мер не ограничен, поскольку саморегулируемым организациям предоставлено право как устанавливать дополнительные требования к своим членам, так и предусматривать дополнительные меры дисциплинарного воздействия.

(Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности")

Аккредитация организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий будет проводиться Минрегионом РФ.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ Правительством РФ утверждены Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и Правила аккредитации организаций на право ее проведения. Утвержденным Положением предусмотрено, в частности, что негосударственная экспертиза проводится организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством РФ, по инициативе застройщика, заказчика либо лица, осуществляющего на основании договора с застройщиком подготовку проектной документации или инженерные изыскания.

(Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1070)

Средства материнского капитала могут быть использованы на улучшение жилищных условий супругом лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Согласно изменениям, внесенным в "Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", средства материнского капитала могут направляться, в том числе, на погашение кредита (займа) на приобретение (строительство) жилья также и в том в случае, если стороной кредитного договора является супруг лица, получившего сертификат, при наличии письменного заявления этого лица. Также средства материнского капитала могут быть направлены в качестве взноса (паевого взноса) в жилищный, жилищно-строительный, жилищный накопительный кооператив, членом которого является супруг лица, получившего сертификат. С учетом данного обстоятельства скорректирован перечень документов, предоставляемых в Пенсионный фонд РФ одновременно с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

(Постановление Правительства РФ от 13.01.2009 N 20)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.

Свяжитесь
с нами!

Наверх
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства