Мониторинг изменений за период 01.02.10 - 05.02.10



Налоги

Новая форма налоговой декларации по НДФЛ прошла регистрацию в Минюсте РФ.

Форма налоговой декларации 3-НДФЛ, а также Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 29.12.2009 № 145н. Отчитаться по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2009 года необходимо уже в соответствии с новой формой декларации. В ней учтены изменения налогового законодательства, касающиеся порядка налогообложения НДФЛ за указанный налоговый период (в том числе скорректирован порядок предоставления налоговых вычетов, расширен перечень не облагаемых НДФЛ доходов, налогоплательщики освобождены от обязанности указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами).

(Приказ Минфина РФ от 29.12.2009 № 145н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения)

Минфин внес изменения в декларацию по налогу на прибыль.

Минфин РФ своим Приказом № 135н от 16.12.2009 внес изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядок её заполнения.

Так, в частности, представленным документом приложения 1, 2, 3 и 5 к Листу 02 излагаются в новой редакции.

Кроме того, в новой редакции изложен Лист 03 Согласно приказу, изменения в форму декларации вступают в силу, начиная с представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период 2009 года.

Приказ зарегистрирован накануне в Минюсте - № 16120 от 28 января 2010 года.

(Приказ Минфина России от 16.12.2009 № 135н)

Утвержден порядок постановки на учет обособленных подразделений организаций.

Минфин РФ своим Приказом № 114н от 05.11.2009 утверждает порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества или транспортных средств.

Так, согласно документу, при осуществлении организацией деятельности в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения.

Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по установленной ФНС РФ.

Одновременно с подачей Заявления о постановке на учет представляются в одном экземпляре заверенные в установленном порядке копии следующих документов:

  • свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации;
  • выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о филиале (представительстве);
  • организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (положения об обособленном подразделении либо распоряжения (приказа) о его создании - при наличии таких документов) - для иных обособленных подразделений.

Представленный приказ был зарегистрирован накануне в Минюсте РФ - № 16121 от 28 января 2010 г.

(Приказ Минфина России от 05.11.2009 № 114н)

Минюст зарегистрировал порядок постановки на налоговый учет физических лиц.

Минфин РФ своим Приказом № 114н от 05.11.2009 утверждает порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах физических лиц - граждан РФ.

Представленный приказ был зарегистрирован накануне в Минюсте РФ - № 16121 от 28 января 2010 г.

Документ регулирует порядок постановки на учет в налоговом органе:

  • нотариуса, занимающегося частной практикой и адвоката;
  • физического лица по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и или транспортного средства;
  • физического лица, в отношении которого поступили сведения о факте регистрации по месту жительства, о регистрации факта рождения;
  • физического лица, в отношении которого поступили сведения об установлении в отношении него опеки (попечительства);
  • физического лица, в отношении которого оформлено право на наследство на недвижимое имущество и (или) транспортное средство;
  • физического лица, в отношении которого поступили сведения о первичной выдаче документа, удостоверяющего личность, или о его замене;
  • физического лица по месту жительства на основании заявления о постановке на учет; физических лиц при изменении места жительства

Документ также содержит порядок изменений в сведениях о физическом лице, содержащихся в ЕГРН, порядок снятия с учета в налоговых органах физических лиц, а также порядок выдачи Свидетельства физическому лицу.

(Приказ Минфина России от 05.11.2009 № 114н)

ФОМС напоминает плательщикам страховых взносов КБК и тарифные ставки.

Фонд обязательного медицинского страхования в своем информационном письме от 26 января 2010 года напоминает налогоплательщикам, что органами контроля за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование являются ПФ РФ и его территориальные органы.

Администрирование налогов, уплачиваемых плательщиками в 2010 году, применяющими специальные налоговые режимы, осуществляется территориальными органами Федеральной налоговой службы.

Порядок уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в 2010 году не изменился.

Также в документе ФОМС напоминает КБК для уплаты страховых взносов на ОМС:

  • 392 1 02 02100 08 0000 160 - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 392 1 02 02110 09 0000 160 - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Кроме того, в письме приводятся тарифные ставки для страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

(Информационное письмо ФОМС РФ от 26.01.2010)


Вернуться в начало


Правовые новости

Уточнен состав убытков, подлежащих возмещению по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Установлено, что размер расходов на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, который должно определить Правительство РФ. При этом на указанные комплектующие изделия не может начисляться износ свыше 80 процентов их стоимости.

(Федеральный закон от 01.02.2010 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств")

Импортеры алкоголя с 1 марта смогут получить генеральные лицензии.

Минпромторгом РФ подготовлен проект постановления Правительства РФ, согласно которому с 1 марта 2010 года участники внешнеторговой деятельности вправе осуществлять импорт алкогольной продукции на основании генеральных лицензий, передает пресс-служба министерства.

Введение этой нормы позволит существенно сократить количество разрешительных документов, необходимых для осуществления импорта алкогольной продукции.

Генеральные лицензии будут выдаваться на общий объем импортируемой продукции.

В отличие от разовой, генеральная лицензия выдается не под конкретный внешнеторговый контракт, а на любые контракты, предусматривающие импорт определенного вида продукции. При этом импортер не ограничен в выборе стран, из которых будут осуществляться поставки.

Вступил в силу новый закон о торговле.

Вступил в силу Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", подписанный Президентом в канун Нового года.

Федеральным законом определяются основные принципы торговой деятельности в РФ, полномочия Правительства РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере торговой деятельности.

Федеральным законом впервые предусмотрены условия участия некоммерческих объединений хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю, и объединений хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в формировании и реализации государственной политики в области торговли.

Законом установлен ряд антимонопольных мер, направленных на прекращение недобросовестной практики в сфере торговли продовольственными товарами.

(Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ)

Правительство дополнило положение о декларировании объемов производства алкоголя.

Правительство РФ своим Постановлением № 26 от 26 января 2010 года вносит изменения в Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В Постановлении уточняется, что организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации:

  • с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации;
  • по обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации (в случае, если указанное обособленное подразделение расположено в том же федеральном округе, в котором расположена организация) либо в территориальный орган по месту нахождения обособленного подразделения (в случае, если обособленное подразделение организации и организация расположены в разных федеральных округах).

Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной Службой формате

Кроме того, документом предписывается Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка в 2-месячный срок утвердить:

  • порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • формат и порядок представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

(Постановление Правительства РФ от 26.01.2010 №26)


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС разъяснил изменения в Законе об ООО.

ВАС РФ подготовил проект информационного письма "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона № 312-ФЗ от 30.12.2008 "О внесении изменений в часть первую ГК РФ и отдельные законодательные акты РФ", касающихся ООО.

Позитивным является факт, что с момента принятия Закона № 312-ФЗ прошло немногим более полугода, а ВАС РФ уже готовит проект информационного письма о его применении, который уже сейчас является ориентиром правоприменительной практики для многих судов, отмечает наш колумнист Дмитрий Дмитриев, управляющий партнер юридической компании "Правовой Департамент".

В своей статье "ВАС РФ об изменениях в Закон об ООО" автор останавливается на наиболее интересных пунктах данного проекта, которые имеют большое ценностное значение не только для юристов и судов, но для самого широкого круга лиц.

Вычет по НДС не зависит от периода исправления счета-фактуры.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 22 января 2010 г. по делу № А13-5320/2009 отклонил довод о том, что предъявление к вычету НДС по исправленным счетам-фактурам может быть осуществлено налогоплательщиком только в том налоговом периоде, в котором получены исправленные счета-фактуры.

ФАС указал, что право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным товарам обусловлено производственным назначением, фактическим наличием приобретенных товаров, их оприходованием и оплатой, в связи с чем суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполняются данные условия.

Налоговый период применения налоговых вычетов связан с выполнением только названных условий, определяющих право налогоплательщика на такие вычеты. Последующее исправление счетов-фактур не влияет на правомерность применения налогоплательщиком налоговых вычетов в том налоговом периоде, в котором выполнены предусмотренные законом условия.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2010 по делу № А13-5320/2009)

Зачет налога не производится за пределами срока на принудительное взыскание.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20 января 2010 г. по делу № А05-7690/2009 признал, что, поскольку на момент обращения ИП с заявлением о возврате излишне уплаченного ЕСН срок на принудительное взыскание пеней истек, инспекция неправомерно приняла решение о самостоятельном зачете за пределами указанного срока.

ФАС указал, что налоговому органу законодательством предоставлено право самостоятельно производить зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам, подлежащим уплате или взысканию.

Более того, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.

Между тем, нормы законодательства не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в положениях Налогового кодекса РФ.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2010 по делу № А05-7690/2009)

Инспекция обязана указывать точные реквизиты истребуемых документов.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 12 января 2010 г. по делу № А65-12966/2009 подтвердил, что, поскольку требования не содержат точных реквизитов истребуемых документов, позволяющих проверяемому однозначно их идентифицировать и своевременно предоставить на проверку, эти требования не могут соответствовать законодательству.

ФАС отметил, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу требования о представлении документов.

Данному праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

При этом требование должно содержать реквизиты и другие индивидуализирующие признаки документов с указанием периода, к которому они относятся, а также при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать данную сделку.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 12.01.2010 по делу № А65-12966/2009)

Сроки подачи ежемесячных деклараций законодательством не предусмотрены.

ФАС Московского округа в Постановлении от 22 января 2010 г. № КА-А41/14496-09 признал, что порядок и сроки подачи ежемесячных налоговых деклараций при превышении в каком-либо месяце текущего квартала суммы выручки от реализации товаров двух миллионов рублей в Налоговом кодексе РФ не предусмотрены.

ФАС указал, что законодательством установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный нормами о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Поскольку сроки представления уточненных налоговых деклараций Налоговым кодексом РФ не установлены, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по мотиву пропуска указанных сроков нельзя признать соответствующим положениям налогового законодательства.

(Постановление ФАС Московского округа от 22.01.2010 по делу № КА-А41/14496-09)

ФАС уточнил возможность оспаривания ненормативных актов.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 14 января 2010 г. по делу № А75-3636/2009 указал, что обязательным условием для отказа в удовлетворении требований о признании ненормативного акта недействительным является установление судом таких фактов, как соответствие акта закону и отсутствие нарушения им законных прав и заявителя.

ФАС отметил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов суд осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает их соответствие закону, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского от 14.01.2010 по делу № А75-3636/2009)

Пропуск срока подачи заявления в налоговый орган не препятствует возврату налога.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 14 января 2010 г. по делу N А75-3076/2009 пояснил, что законодательство не препятствует плательщику в случае пропуска трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган обратиться в суд с заявлением о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства.

ФАС указал, что налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов. Законодательством определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган.

В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.

Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского от 14.01.2010 по делу № А75-3076/2009)


Вернуться в начало


Прочее

Продлен срок приватизации квартир.

Президент Медведев подписал закон "О внесении изменений в закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", направленный на продление срока бесплатной передачи жилых помещений гражданам.

Документ продлевает срок безвозмездной передачи жилья в собственность граждан до 1 марта 2013 года.

По мнению парламентариев, необходимость данной нормы обусловлена тем, что в настоящее время число граждан, не успевших по разным причинам приватизировать свои жилые помещения, остается весьма значительным.

Кроме того, невозможность приватизировать в указанный срок очевидна и ввиду крайне длительных процедур сбора необходимых документов и недостатка времени и средств у простых граждан для получения необходимых справок в различных инстанциях.

Таможенные платежи включаются в расходы после реализации иномарки.

Минфин РФ в своем письме № 03-11-11/06 от 20.01.2010 разъясняет порядок учета таможенных платежей в расходах ИП, занимающегося ввозом в РФ и торговлей импортных автомобилей, при применении УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы".

В письме уточняется, что если налогоплательщик приобрел товары для последующей реализации, то расходы, связанные с приобретением указанных товаров, должны учитываться в составе расходов по мере реализации этих товаров при условии их фактической оплаты продавцу.

При этом налогоплательщики, применяющие УСН, вправе при определении налоговой базы учитывать в составе расходов суммы таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

(Письмо Минфина России от 20.01.2010 № 03-11-11/06)

Уточнен порядок налогового учета задолженности по векселю.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/10 от 20.01.2010 разъясняет порядок учета задолженности по приобретенному векселю, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства, для целей налогообложения прибыли организаций.

В письме отмечается, что налогоплательщик не вправе учесть убытки, связанные с приобретением ценных бумаг, в том числе, в виде безнадежной задолженности по векселю, в составе внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ. В соответствии со статьей 280 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется на дату реализации или иного выбытия ценных бумаг.

При этом, в случае вынесения судебным приставом исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания задолженности по векселю, реализации или иного выбытия векселя не происходит.

В связи с этим, основания для определения налоговой базы в порядке, предусмотренном статьей 280 НК РФ, в рассматриваемом случае также отсутствуют.

Учитывая изложенное, задолженность по приобретенному векселю, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства, не учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

Расходы, связанные с приобретением векселя, могут быть учтены при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке, в случае реализации, погашения или иного выбытия указанного векселя в порядке, установленном статьей 280 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 20.01.2010 № 03-03-06/1/10)

Доходы от зарубежного банковского вклада могут не декларироваться.

При расчете налоговой базы по доходам в виде процентов по вкладу в иностранной валюте в банке, находящемся за пределами РФ, необходимо принимать во внимание сумму процентов, рассчитанную исходя из условий договора, и сумму процентов, рассчитанную исходя из 9% годовых.

Процентные доходы по такому вкладу, не превышающие сумму процентов, рассчитанную исходя из 9% годовых, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на основании положений статьи 214.2 НК РФ.

Соответственно, обязанности по декларированию таких доходов у их получателя не возникает.

Такие разъяснения представил Минфин РФ в письме № 03-04-05/6-10 от 20.01.2010.

(Письмо Минфина России от 20.01.2010 № 03-04-05/6-10)

Минфин уточняет порядок амортизации неотделимых улучшений в арендуемый объект.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/2/7 от 21.01.2010 приводит разъяснения по вопросу амортизации неотделимых улучшений в арендованное здание, которые возмещению со стороны арендодателя не подлежат.

В 2009 году главой 25 НК РФ не была предусмотрена возможность установления срока полезного использования капитальных вложений в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, отличного от того, который определен для арендованных объектов ОС.

Вместе с тем, согласно закону от 25.11.2009 № 281-ФЗ, капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды, исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов ОС или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с классификацией ОС, утверждаемой Правительством РФ.

Учитывая изложенное, в отношении капитальных вложений в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных начиная с 1 января 2010 года, налогоплательщик вправе устанавливать самостоятельный срок полезного использования, отличный от принятого для арендованных объектов основных средств.

(Письмо Минфина России от 21.01.2010 № 03-03-06/2/7)

Упрощенец уплачивает авансовые платежи при наличии доходов.

Минфин РФ в своем письме № 03-11-06/2/5 от 21.01.2010 уточняет, сохраняется ли обязанность уплачивать авансовые платежи в случае, если по итогам работы за I, II и III кварталы доходы превысили расходы, и каковы последствия неуплаты авансовых платежей.

В письме уточняется, что пунктом 2 статьи 346.19 НК РФ установлено, что отчетными периодами для налогоплательщиков, применяющих УСН, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

При наличии доходов (превышении доходов над расходами) налогоплательщики обязаны уплачивать авансовые платежи за первый квартал, полугодие и девять месяцев.

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм авансовых платежей по налогу с налогоплательщика взыскивается пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Вместе с тем, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Указанный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, исчисленных за первый квартал, полугодие и девять месяцев, меньше суммы минимального налога, уплаченного за налоговый период в порядке, установленном пунктом 6 статьи 346.18 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 21.01.2010 № 03-11-06/2/5)

Налоговые агенты ведут учет доходов физлиц по самостоятельно разработанной форме.

Минфин РФ в своем письме № 03-04-08/4-6 от 21.01.2010 уточняет порядок ведения налоговыми агентами учета доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде.

В письме отмечается, что согласно статье 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, в том числе по каждому налогоплательщику.

При этом налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством финансов РФ, которая до настоящего времени министерством не утверждена.

Учитывая изложенное, налоговые агенты для учета доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, могут использовать самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год", утвержденной Приказом МНС РФ от 31.10.2003 N БГ-3-04/583.

(Письмо Минфина России от 21.01.2010 № 03-04-08/4-6)

Минфин уточняет порядок зачета переплаты по авансовым платежам налога при УСН.

Минфин РФ в своем письме № 03-11-06/2/4 от 19.01.2010 поясняет правомерность отказа МИФНС засчитывать в уплату минимального налога по УСН переплату по авансовым платежам налога, которая образовалась на лицевом счете предприятия на 01.01.09 г.

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, по итогам налогового периода могут уплачивать минимальный налог в порядке.

Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

При этом нормами НК РФ установлено, что ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Также следует иметь в виду, что до 1 января 2007 года зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществлялся при условии, что эта сумма направлялась в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

В 2007 году суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежали возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

С 1 января 2008 года зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Следует также иметь в виду, что на основании пункта 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

(Письмо Минфина России от 19.01.2010 № 03-11-06/2/4)

Минфин уточняет особенности уплаты пеней за просрочку авансовых платежей по налогу на прибыль.

Минфин РФ в письме № 03-03-06/1/9 от 19.01.2010 приводит разъяснения по вопросу начисления пеней на сумму авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, уплаченных не в полном объеме или с нарушением установленных сроков уплаты.

В письме отмечается, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.

Вместе с тем, согласно Постановлению Пленума ВАС РФ № 47 от 26.07.2007, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого отчетного периода.

(Письмо Минфина России от 19.01.2010 № 03-03-06/1/9)

Расходы на электронный авиабилет следует документально подтвердить.

При приобретении работником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме, - электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) для поездок на территории РФ и за рубеж подтверждающими документами являются в части:

  • произведенных расходов по оплате:
    • чек контрольно-кассовой техники;
    • слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;
    • подтверждение кредитного учреждения, в котором открыт работнику банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;
    • другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности;
  • факта произведенной перевозки:
    • распечатка электронного документа - электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Таким образом, организация-работодатель может учесть в составе расходов на оплату труда на основании пункта 7 статьи 255 НК РФ расходы на оплату проезда работника и лиц, находящихся у него на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно при наличии указанных документов.

Такие разъяснения представил Минфин РФ в письме № 03-03-07/2 от 18.01.2010.

(Письмо Минфина России от 18.01.2010 № 03-03-07/2)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.