Мониторинг изменений за период 01.03.10 - 05.03.10



Налоги

Как заполнять налоговую декларацию по НДС: советы от ФНС.

Письмом ФНС России от 24.02.10 № ШС-22-3/131 разъяснены тонкости заполнения налоговой декларации по НДС в связи со вступлением в 2010 году поправок в НК РФ.

Напомним, что теперь НДС не облагается:

  • передача имущества, составляющего государственную или муниципальную казну, в пользование некоммерческим организациям на ведение уставной деятельности;
  • реализация коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (при определенных условиях);
  • передача имущественных прав в рамках соглашений, заключенных с организаторами Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 году в Сочи (до 2017 года).

Коды, по которым эти операции должны отражаться в разделе 7 налоговой декларации по НДС, еще не определены, поэтому приведены коды, которые можно использовать для этого.

(Письмо ФНС России от 24.02.10 № ШС-22-3/131)

Чиновники не заплатят (Ведомости).

Возможности компаний взыскивать с налоговиков свои расходы на юристов ограничил Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО). Он отклонил иск астраханского Судостроительно-судоремонтного завода им. III Интернационала, который пытался получить из бюджета 70 000 руб., заплаченных аудиторскому центру "Аст-Абико" за подготовку возражений на акт проверки (текст решения есть у "Ведомостей"). Не помогло заводу даже то, что сами результаты проверки он успешно оспорил в суде. Акт — это еще не решение о привлечении к ответственности и права компании он не затрагивает, объяснил ФАС ПО.

Межрайонная инспекция ФНС № 5 по Астраханской области последовательно выносила однотипные решения об отказе в возмещении НДС — в целом на сумму около 8 млн руб., не обращая внимания на успешное оспаривание отказов в судах, рассказывает директор "Аст-Абико" Инна Воротникова: "Поэтому мы и порекомендовали клиенту взыскать с чиновников расходы на составление возражений". Однородной практики по таким спорам нет, говорит она, в других округах суды выносили решения и в пользу компаний. Компания изучает возможность обращения с жалобой в Высший арбитражный суд (ВАС), говорит финансовый директор ГК "Каспийская энергия" (в нее входит завод) Игорь Кулик.

Управление ФНС по Астраханской области не комментирует решение суда, в ответе и. о. руководителя Марины Чайкиной говорится лишь, что ранее подобной судебной практики в регионе не было.

ВАС призывает решать споры в досудебном порядке из-за перегруженности судов, а ФАС ПО фактически понуждает компании, не тратя денег на досудебные процедуры, сразу готовиться к процессу, удивляется партнер юркомпании "Налоговой помощи" Сергей Шаповалов. Даже средние компании вынуждены содержать штат юристов и еще нанимать внешних из-за постоянных споров с налоговиками, замечает председатель "Деловой России" Борис Титов.

Только в прошлом году суды наконец начали компенсировать издержки в спорах с налоговиками на сумму свыше 1 млн руб., раньше они боялись оценивать услуги адвокатов дороже 100 000 руб., вспоминает руководитель аналитической службы юркомпании "Пепеляев групп" Вадим Зарипов. Для отмены решения ФАС ПО есть основания, считает он: Конституционный суд еще в 2005 г. указал, что акт проверки — это документ, "которым возбуждается преследование за совершение налогового правонарушения", а Гражданский кодекс позволяет требовать возмещения любых убытков, связанных с оспариванием незаконных обвинений.

(Филипп Стеркин, Дмитрий Казьмин, Ведомости, 27.02.2010, 34 (2552))

Кто может задавать вопросы о доходах, полученных гражданином.

Информация о полученных доходах в разрезе конкретных налогоплательщиков составляет налоговую тайну и разглашению третьим лицам не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Поэтому, как разъяснено письмом Минфина и ФНС России от 25.05.09 № 3-5-04/643, налоговые органы могут передать указанные сведения о налогоплательщике правоохранительным органам и судебным органам по находящимся в производстве делам на основании исходящего от данных органов запроса.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

О представлении ИНН.

Минфин и ФНС России разъяснили порядок предоставления информации об идентификационном номере гражданина, о подтверждении факта ведения им предпринимательской деятельности и о полученных им доходах.

Как разъяснено письмом от 25.05.09 № 3-5-04/643, для получения вышеуказанных сведений о физическом лице запрос необходимо направлять в налоговый орган по месту жительства физического лица, либо в управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Данные сведения предоставляются за плату, если иное не установлено федеральным законом. Подтверждающий оплату документ предоставляется одновременно с запросом.

(Служба новостей TaxHelp.RU)


Вернуться в начало


Правовые новости

Установлены требования к оборудованию для работы во взрывоопасных средах.

Утвержденный Технический регламент устанавливает: требования к оборудованию с учетом опасности причинения вреда, выполнение которых обеспечивает безопасность его применения во взрывоопасных средах; группу оборудования для работы во взрывоопасных средах; классификацию взрывоопасных зон; уровень защиты от взрыва оборудования для работы во взрывоопасных средах (уровень взрывозащиты оборудования), виды его взрывозащиты; процедуру оценки соответствия. Технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования Постановления.

(Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 N 86 "Об утверждении технического регламента о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах")

Использовать "однодневки" для налоговой минимизации станет затруднительно.

Госдума усложняет процедуру регистрации и ликвидации юридических лиц.

Расширяется перечень оснований для отказа в регистрации, ужесточаются требования к регистрационным документам. И все это с целью не дать возможность использовать для налоговой "минимизации" фирмы-"однодневки".

(Служба новостей TaxHelp.RU)

Минфин представит изменения в закон об аудиторской деятельности.

Правительство РФ в рамках ближайшего Заседания рассмотрит проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", который предусматривает передачу некоторых функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов, а также устраняет ряд пробелов закона об аудиторской деятельности, передает пресс-служба Правительства РФ.

Законопроект, разработанный Минфином РФ, предусматривает, что каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.

При этом указанные правила саморегулируемая организация аудиторов принимает на основе правил независимости, одобренных советом по аудиторской деятельности, решение которого подготавливается его рабочим органом, выражающим интересы профессиональных участников рынка аудиторских услуг.

Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемые ею правила независимости дополнительные требования.

Такой механизм, с одной стороны, позволит в большей степени реализовать функции саморегулируемых организаций аудиторов по установлению стандартов деятельности своих членов.

С другой стороны, в интересах пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и других пользователей аудиторских услуг обеспечивается единство подходов к независимости аудиторов и аудиторских организаций при осуществлении ими аудиторской деятельности независимо от принадлежности аудиторов и аудиторских организаций к саморегулируемым организациям аудиторов.

Законопроектом предусматривается, что перечень вопросов квалификационного экзамена на получение аттестатов аудитора устанавливается единой аттестационной комиссией, создаваемой в соответствии с Федеральным законом совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов.

Кроме того, законопроектом предусмотрены следующие изменения:

  • уточняется круг организаций, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности которых проводится только аудиторскими организациями;
  • устанавливается, что федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для всех аудиторов и аудируемых лиц;
  • дополняется положениями, обеспечивающими полномочия саморегулируемых организаций аудиторов по выдаче квалификационных аттестатов аудиторов;
  • дополняется правом аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате аудиторской деятельности, что соответствует требованиям Гражданского кодекса;
  • законопроект устанавливает разделение полномочий по государственному регулированию аудиторской деятельности в части передачи от Минфина России права по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансовой бюджетной сфере. В настоящее время таким федеральным органом исполнительной власти является Росфиннадзор.

(Отдел новостей ИА "Клерк.Ру")

Утвержден статистический инструментарий по учёту пострадавшего от несчастного случая на производстве.

Вводится учетная форма N 59-НСП/у. Это извещение о пострадавшем от несчастного случая на производстве, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию.

Данная форма заполняется медицинской организацией на каждого пострадавшего.

Извещение направляется в государственную инспекцию труда того региона, в котором находится медицинская организация. Срок - не более суток.

В извещении указываются наименование, адрес и телефон медицинской организации; ФИО, пол, дата рождения, место работы пострадавшего; способ, дата, время обращения; дата и время несчастного случая. Необходимо отразить диагноз, краткую информацию об обстоятельствах несчастного случая.

Извещение хранится 45 лет.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 февраля 2010 г. Регистрационный № 16486.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 1045н "Об утверждении статистического инструментария по учёту пострадавшего от несчастного случая на производстве")


Вернуться в начало


Судебная практика

О льготе по транспортному налогу .

Передача сельскохозяйственной техники в аренду другим лицам для использования в производстве сельскохозяйственной продукции не лишает арендодателя права на применение льготы по транспортному налогу, предусмотренной подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, если он является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 октября 2009 г. по делу № А12-5777/2009)

Наличие покерных столов не подтверждает факт проведения азартных игр.

Решение налогового органа в части начисления налога на игорный бизнес признано недействительным, поскольку не доказан факт использования налогоплательщиком столов, предназначенных для проведения спортивных покерных турниров, для организации азартных игр.

(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2009 г. по делу № А46-22445/2008)

Срок на судебное обжалование продлевается.

Налогоплательщик обжаловал принятое инспекцией решение в вышестоящий налоговый орган. Не получив ответа вышестоящего налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд, заявив ходатайство о восстановлении трехмесячного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Суд указал: Если до обжалования решения налогового органа в арбитражный суд, налогоплательщик предварительно обратился в вышестоящий налоговый орган, то предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок не считается пропущенным и должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. Нормы АПК РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров.

(Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 ноября 2009 г. N Ф03-6040/2009)

Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается.

Суд отказал в удовлетворении требований о взыскании налогов, сборов, пени и налоговых санкций, так как спорный налог налоговый орган предложил уплатить администрации за счет собственных средств, что противоречит Налоговому кодексу РФ.

Требование инспекции о взыскании с администрации налога на доходы физических лиц за налогоплательщиков является неправомерным.

(Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 ноября 2009 г. № А69-1603/2009)

Отсутствуют доказательства проведения экспертизы подписи на доверенности, на основании которой подписывались первичные документы.

Поскольку налоговый орган не провел экспертизу подписи генерального директора, выдавшего доверенность третьему лицу на представление интересов компании, то невозможно сделать вывод о недействительности доверенности и об отсутствии права указанного третьего лица вести дела компании и подписывать первичные учетные документы.

(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2009 г. по делу № А46-11967/2009)

В каких случаях недоимка не препятствует ликвидации.

Общество обжаловало в арбитражном суде решение инспекции, которым отказано в государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией этой организации.

Согласно обстоятельств дела, в качестве основания для отказа в регистрации инспекцией было указано на непредставление определенных статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ необходимых документов для государственной регистрации, а именно: ликвидационного баланса, в связи с имеющимися сведениями о задолженности по обязательным платежам.

Однако судьи решили, что выводы налогового органа о недоимке носят предположительный характер, так как выездная налоговая проверка организации в связи с возбуждением процедуры ликвидации не назначалась, решение в установленном законом порядке не выносилось; выводы инспекции о наличии задолженности основаны на результатах предпроверочных мероприятий, что не является основанием для возникновения обязанности по уплате налога в соответствии со ст. ст. 44, 82, 88, 89, 101 НК РФ.

(Постановление ФАС ЗСО от 09.02.2010 № А27-10805/2009)

НДФЛ с отпускных удерживается в конце месяца, а не на дату выплаты.

Налоговый орган начислил обществу пени за просрочку уплаты НДФЛ с сумм оплаты отпуска, ссылаясь на то, что дата фактического получения работниками отпускных должна определяться в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ как день выплаты такого дохода, а не в последний день месяца, за который работнику был начислен доход, как это произведено обществом.

Суд посчитал, что начисление налоговому агенту пени является неправомерным. Выплата среднего заработка за время отпуска включается в систему оплаты труда работников, относится к заработной плате (ст. 114, 129, 136 Трудового кодекса РФ), в связи с чем дата фактического получения работниками суммы оплаты отпускных должна определяться в соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ в последний день месяца, за который работнику был начислен доход.

(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2009 г. по делу N А46-11967/2009)

Отсутствие экономической выгоды не влечет признания сделки мнимой.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19 февраля 2010 г. по делу N А46-4670/2009 пришел к выводу об отсутствии оснований для признания договора мнимой сделкой в связи с фактическим его исполнением.

Тот факт, что имущество было реализовано по небольшой цене, и данная сделка не принесла хозяйствующему субъекту экономической выгоды, не может служить основанием для признания спорного договора недействительной сделкой.

Кроме того, факт действия сторон по намерению зарегистрировать сделку исключает возможность признания ее мнимой, заключил ФАС.

(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2010 г. по делу N А46-4670/2009)

ФАС уточнил возможность возврата излишне уплаченных налогов.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 11 февраля 2010 г. по делу N А65-11889/2009 пояснил, что если у налогового органа отсутствуют данные о переплате в случае, когда плательщик не представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации по спорному налогу, то у налогового органа не возникает обязанности возвратить налог.

ФАС отметил, что сама по себе информация об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащаяся в базе данных, формируемой в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, недостаточна для вывода об излишней уплате налога и удовлетворения требования о возврате сумм из бюджета.

По крайней мере, здесь необходимы налоговые декларации, исполненные платежные поручения налогоплательщика, позволяющие установить вид, сумму налога и налоговый период, за который он уплачен, а также дату уплаты для целей исчисления срока на подачу заявления о возврате.

(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 февраля 2010 г. по делу N А65-11889/2009)

Сведения ведомственного учета сами по себе не нарушают прав плательщика.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 9 февраля 2010 г. по делу N А72-54/2009 пояснил, что наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

ФАС указал, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов.

Содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика. Включение в справку в качестве задолженности сумм налогов и пеней по налогам создает налогоплательщику препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности для участия в тендерах и получения кредитов, лицензий.

При этом наличие в документах внутриведомственного учета сведений о суммах недоимки само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика до тех пор, пока данные сведения не указываются в справках, получаемых налогоплательщиком для участия в различных экономических мероприятиях как тендеры и кредиты.

(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 февраля 2010 г. по делу N А72-54/2009)


Вернуться в начало


Финансы

В 2010 г. продолжится субсидирование российских кредитных организаций, предоставляющих гражданам льготные кредиты на покупку отечественных автомобилей.

Порядок предоставления субсидий останется тот же, что и в 2009 г., за некоторым исключением.

За предоставлением субсидий по кредитам, выданным в 2010 г., кредитная организация должна обратиться в Минпромторг России до 1 марта 2010 г.

Субсидии перечисляются на расчетные счета кредитных организаций в течение 30 дней (ранее - 14 дней) с даты представления в Министерство отчета по выданным кредитам.

В 2010-2013 гг. по кредитам, выданным в 2009-2010 гг., из федерального бюджета планируется выделить субсидии на общую сумму 2 млрд руб., 1,75 млрд руб., 1002 млн руб. и 500 млн руб. соответственно.

(Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2010 г. N 56 "О предоставлении в 2010 году из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009 - 2010 годах физическим лицам на приобретение автомобилей")


Вернуться в начало


Таможня

Установлены правила изготовления, приобретения, учета акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию РФ табачной продукции иностранного производства.

Изготовление акцизных марок осуществляется в соответствии с образцами, утвержденными ФТС РФ по согласованию с Минфином РФ. Акцизные марки приобретаются импортерами в уполномоченных таможенных органах, по месту государственной регистрации при условии подачи письменного заявления о приобретении акцизных марок по утвержденной ФТС РФ форме, предварительной оплаты акцизных марок. Акцизные марки выдаются уполномоченными таможенными органами при условии представления импортером обязательства об использовании марок в соответствии с их назначением. Маркировка акцизными марками ввозимой табачной продукции осуществляется до ее ввоза на таможенную территорию РФ. В приложении к Правилам приведены требования к образцам акцизных марок.

(Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 N 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию РФ табачной продукции")


Вернуться в начало


Прочее

О продлении сроков налоговой проверки.

Минфин разъяснил порядок применения статьи 101 НК РФ в части продления налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.

Письмом от 09.02.10 № 03-02-07/1-51 Минфин разъяснил, что налоговый орган вправе продлить срок рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на срок, не превышающий один месяц.

(Письмо Минфина РФ от 09.02.10 № 03-02-07/1-51)

Как учесть расходы на приобретение неисключительного бессрочного права.

Налогоплательщик-организация понесла расходы на приобретение у правообладателя неисключительного бессрочного права на использование, копирование, модификацию и изготовление производных из поставленных продуктов. В каком порядке подлежат отнесению на расходы для целей исчисления налога на прибыль указанные затраты?

Как следует из письма УФНС России по г. Москва от 13.10.09 № 16-12/107239, если на основании заключенных договоров организация приобретает неисключительные права, что препятствует их признанию нематериальными активами, подлежащими амортизации, то согласно ст. 264 НК РФ расходы, связанные с приобретением таких прав, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Если сделка не содержит условий о периоде возникновения расходов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

При отсутствии в условиях договора указания на срок, в течение которого могут быть использованы полученные неисключительные права, налогоплательщик вправе самостоятельно распределять расходы, осуществленные по такому договору, с установлением периода учета суммы расхода для налогообложения. При этом он должен закрепить в учетной политике срок, в течение которого расходы на приобретение неисключительного права будут равномерно учитываться для целей налогообложения прибыли.

При этом срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности.

(Письмо УФНС России по г. Москва от 13.10.09 № 16-12/107239)

Минфин: работников на "зарплатные комиссии" вызывать не будут.

Как следует из письма от 02.12.09 № 3-5-04/1774, вызывать работников "проблемных" организаций на заседания упомянутых комиссий ФНС России не планирует.

Работникам рекомендуют помнить о том, что зарплата "в конверте" лишает их пенсионных накоплений, а также то, что работник, получивший доход, с которого не был удержан работодателем (налоговым агентом) налог, обязан самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно произвести уплату налога.

(Письмо Минфин РФ от 02.12.09 № 3-5-04/1774)

Организация досрочно расторгла трудовой договор с генеральным директором.

Согласно трудовому договору генеральному директору выплачена компенсация в размере, превышающем трехкратный месячный заработок. Облагается ли НДФЛ указанная компенсация?

Как разъяснили московские налоговики в письме от 13.10.09 № 20-15/3/107151, компенсация за досрочное расторжение трудового договора с генеральным директором организации, выплачиваемая в соответствии с действующим трудовым законодательством, не подлежит обложению НДФЛ в размерах, определенных трудовым договором.

(Письмо УФНС России от 13.10.09 № 20-15/3/107151)

ФНС разъясняет порядок выставления счетов-фактур арендодателем.

В случае если арендодатель арендатору оказывает услуги по предоставлению в аренду помещений (исходя из стоимости определенного договором количества площади, предоставленной в аренду), а также услуги, например, по обслуживанию предоставленных в аренду помещений или эксплуатационные услуги (в том числе и на основании отдельного договора на оказание услуг по обслуживанию предоставленных в аренду помещений или эксплуатационных услуг), то исчисление арендодателем НДС, составление счетов-фактур и применение арендатором налоговых вычетов производится применительно к каждому виду услуг.

В том случае, если арендодатель арендатору помимо услуг по предоставлению в аренду помещений (исходя из стоимости определенного договором количества площади предоставленной в аренду) оказывает посреднические услуги по приобретению коммунальных услуг, включая услуги связи, а также услуги по охране и уборке помещений (в том числе и на основании отдельного договора на оказание посреднических услуг), то исчисление арендодателем НДС по оказанным арендатору посредническим услугам производится в соответствии с порядком, определенным статьей 156 Кодекса, а составление счетов-фактур по таким посредническим услугам – в соответствии с пунктом 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

При этом арендатор вправе применить налоговые вычеты по приобретенным коммунальным услугам в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС РФ в письме от 04.02.2010 № ШС-22-3/86)

Расходы на страхование ответственности экспедитора не уменьшают налог на прибыль.

Минфин РФ в письме № 03-03-06/1/71 от 16.02.2010 разъясняет порядок учета расходов в виде страховых взносов по договорам страхования гражданской ответственности экспедитора (оператора) транспортного терминала (склада).

В письме отмечается, что страхование гражданской ответственности экспедитора (оператора) транспортного терминала (склада) не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.

Таким образом, расходы в виде страховых взносов по договорам страхования вышеуказанной гражданской ответственности не могут учитываться в составе расходов организации для целей налогообложения прибыли организаций.

(Письмо Минфина РФ от 04.02.2010 № ШС-22-3/86)

Величина предельных процентов зависит от даты заключения допсоглашения.

Минфин РФ в письме № 03-03-06/1/74 от 16.02.2010 разъясняет порядок признания в налоговом учете с 01.01.2010 г. по 30.06.2010 г. расходов в виде процентов за пользование денежными средствами по кредитной линии, если договор об открытии кредитной линии заключен до 01.11.2010 г., а заявления (либо дополнительные соглашения на получения траншей) оформляются после 01.11.2010 г., денежные средства поступают также после 01.11.2010 г.

В письме отмечается, что на период с 1 января по 30 июня 2010 года включительно расходы в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г., принимаются равными ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях.

При оформлении договора об открытии кредитной линии до 01.11.2009, по которому заявления или дополнительные соглашения оформлены после 01.11.2009, расход в виде предельной величины процентов принимается исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях.

(Письмо Минфина РФ от 16.02.2010 № 03-03-06/1/74)

Бонус от поставщика можно учесть в рамках ЕНВД.

Минфин РФ в своем письме № 03-11-06/3/22 от 16.02.2010 поясняет учет дохода в виде скидки, премии, бонуса, полученной от поставщика товара за выполнение определенных условий договора, налогоплательщиком, осуществляющим розничную (на ЕНВД) и оптовую торговлю (на УСН).

При этом товары от данного поставщика используются только в деятельности, подлежащей налогообложению по ЕНВД.

В письме отмечается, что доход организации, применяющей одновременно ЕНВД в отношении розничной торговли и УСН в отношении оптовой торговли, полученный в виде премии (скидки, бонусов), предоставленной организацией-поставщиком за выполнение определенных условий договора поставки товаров в виде дополнительной партии товара, может быть признан частью дохода, полученного в связи с осуществлением деятельности в сфере розничной торговли, облагаемой ЕНВД, на основании соответствующего раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций.

(Письмо Минфина РФ от 16.02.2010 № 03-11-06/3/22)

Расходы в виде процентов на займу признаются на конец отчетного периода.

Минфин в своем письме № 03-03-06/1/77 от 18.02.2010 разъясняет порядок налогового учета расходов в виде процентов в 2009 году для организации, которая привлекла на срок более одного отчетного периода кредиты и займы, предусматривающие изменение процентной ставки в течение срока действия договоров.

В письме отмечается, что сумма расходов в виде начисленных по долговому обязательству процентов в 2009 году признавалась для целей налогообложения на дату окончания соответствующего отчетного периода.

При этом пунктом 1 статьи 269 Кодекса предусмотрено, что по долговым обязательствам в рублях, содержащим условие об изменении процентной ставки в течение срока действия долгового обязательства, в качестве показателя для определения предельного размера процентов применяется ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Таким образом, определение предельного размера и признание расхода в виде процентов в налоговом учете в 2009 году осуществлялось на конец соответствующего отчетного (налогового) периода.

При этом пересчет процентов, включенных в расходы в предыдущих отчетных периодах, при изменении ставки рефинансирования ЦБ РФ.

(Письмо Минфина РФ от 18.02.2010 № 03-03-06/1/77)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.