Мониторинг изменений за период 05.07.10 - 09.07.10



Налоги

ФНС утвердила форму, направляемую при отмене решения о возмещении НДС.

ФНС РФ свои приказом № ММВ-7?3/241@ от 20.05.2010 утвердила форму Решения об отмене решения о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в связи с представлением уточненной налоговой декларации по НДС.

(Приказ ФНС России от 20.05.2010 г. № ММВ-7?3/241@)


Вернуться в начало


Правовые новости

Государства - члены Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества договорились о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

В соответствии с принятым Договором, при единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме; при единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых/вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Ввоз и вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

В целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в пассажирской таможенной декларации должны быть дополнительно указаны следующие сведения: дата и место рождения физического лица, реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) на территории государства - члена Таможенного союза, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания на территории государства - члена Таможенного союза; сведения о денежных инструментах, за исключением дорожных чеков (вид денежного инструмента, наименование эмитента, дата выпуска и идентифицирующий номер при наличии); сведения об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их владельцах (в случаях перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, не являющихся собственностью декларанта), а также о предполагаемом использовании; сведения о маршруте и способе перевозки (о виде транспорта) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Договор временно применяется с даты подписания, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и подлежит ратификации.

(Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 г. № 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза")

Определен порядок лицензирования осуществляемой юридическими лицами торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, а также патронами.

В соответствии с утвержденными положениями, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении торговли оружием и патронами, в частности, являются: наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности; наличие в штате работников, ответственных за сохранность, учет и хранение оружия и патронов; соблюдение лицензиатом установленных требований, регламентирующих оборот оружия и патронов. Положениями устанавливается перечень грубых нарушений лицензионных требований и условий, определяется перечень документов, необходимых для получения соответствующей лицензии, регламентируется порядок принятия решения лицензирующим органом.

Лицензирование торговли оружием и торговли патронами к оружию осуществляется МВД РФ, лицензии предоставляются сроком на 5 лет с правом продления.

(Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 482 "Об утверждении Положения о лицензировании торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия и Положения о лицензировании торговли патронами к оружию")

Росалкогольрегулирование напомнило об административной ответственности за занижение установленной минимальной цены на алкогольную продукцию.

В соответствии с Приказом Росалкогольрегулирования от 2 июня 2010 года № 39н, с 1 июля 2010 года минимальная цена на водку, производимую на территории РФ, поставляемую организациями, осуществившими ее производство, установлена в размере 70 рублей за 0,5 литра готовой продукции, для организаций, осуществляющих закупку водки у иной организации, минимальная цена установлена в размере 77 рублей за 0,5 литра готовой продукции, включая продукцию, ввозимую на таможенную территорию РФ. При расчетах минимальных цен учтена ставка акциза на алкогольную продукцию, установленная Налоговым кодексом РФ на 2010 год, а также НДС.

Сообщено, что минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию, крепостью свыше 28 процентов, являются конечными минимальными ценами для реализации такой продукции, в том числе при проведении рекламных акций, выплате премий (в том числе при достижении покупателем определенного уровня товарооборота), маркетинговых (включая расчеты дисконтными картами) и иных мероприятий. Занижение указанной минимальной цены влечет административную ответственность по статье 14.6 "Нарушение порядка ценообразования" Кодекса РФ об административных правонарушениях.

(Информационное сообщение Росалкогольрегулирования "О минимальных ценах на водку, производимую на территории Российской Федерации")

Ростехнадзором разъяснены отдельные вопросы, касающиеся представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

В частности, сообщается, что при формировании отчетов с применением информационной системы Ростехнадзора (по адресу http://wr.gos№adzor.ru) дополнительное их представление на дискетах не требуется. Территориальные органы Ростехнадзора не вправе отказать в приеме отчетности. Документы, не соответствующие требованиям по своей комплектности и содержанию, не могут считаться Отчетностью, о чем сообщается заявителю в установленном порядке. В письме рассмотрены также вопросы правомерности передачи физическим лицам отходов V и I - IV класса опасности, определения территориальной единицы, в отношении которой составляется отчет, а также порядка взимания платы за размещение отходов с учетом представляемых отчетов.

(Письмо Ростехнадзора от 22.06.2010 г. № 00-07-12/3116 "Об отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства")

Установлены правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности.

Согласно принятому Закону юридическое лицо, внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций, имеет право на осуществление микрофинансовой деятельности в порядке, установленном данным Законом, по предоставлению микрозаймов (сумма такого займа не может превышать один миллион рублей). Закон устанавливает условия включения сведений о юридическом лице в реестр микрофинансовых организаций, определяет основания для отказа во внесении сведений в реестр и порядок исключения из него соответствующих сведений. Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются Правилами, утверждаемыми органом управления микрофинансовой организации, и должны быть доступны всем лицам для ознакомления. Заемщик вправе распоряжаться полученными денежными средствами в соответствии с условиями заключенного договора микрозайма. Займы предоставляются только в валюте РФ. Установлены и иные ограничения микрофинансовой деятельности, в том числе: микрофинансовая организация не вправе каким-либо способом обеспечивать исполнение обязательств своих учредителей, осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, применять к заемщику - физическому лицу штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма (при определенных Законом условиях). Микрофинансовые организации обязаны ежеквартально предоставлять в уполномоченный орган отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов. Закон вступит в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 02.07.2010 г. № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях")


Вернуться в начало


Судебная практика

Плательщик не обязан подавать вместе с декларацией подтверждающие документы.

ФАС Московского округа в Постановлении от 21 июня 2010 г. N КА-А40/6174-10 подтвердил, что налогоплательщик не обязан, а вправе приложить к подаваемой налоговой декларации документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета по НДС.

ФАС отметил, что обязанность по предоставлению таких документов возникает у налогоплательщика с момента получения требования налогового органа о представлении указанных документов.

Иное означало бы возложение на налогоплательщика не установленной законодательством о налогах и сборах обязанности и создавало бы неопределенность в правоприменении, что противоречит статье 57 Конституции РФ.

(Постановление ФАС Московского округа от 21.06.2010 г. № КА-А40/6174-10)

Бездействие налоговых органов не влияет на объем прав налогоплательщика.

ФАС Московского округа в Постановлении от 21 июня 2010 г. N КА-А41/6208-10 пояснил, что невыполнение одним органом возложенных на него обязанностей не может являться основанием для освобождения от выполнения соответствующей обязанности другим налоговым органом.

ФАС отметил, что налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней. Налогоплательщик имеет право подать заявление о возврате указанных сумм, при этом орган налогового контроля обязан вернуть излишне уплаченную или взысканную сумму налогов и пеней, за вычетом сумм подлежащих зачету.

Статья 78 НК РФ предусматривает возможность проведения зачета по видам налога, а не по уровням бюджета.

Поскольку налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, невыполнение одним органом возложенных на него обязанностей не может являться основанием для освобождения от выполнения соответствующей обязанности другим налоговым органом.

(Постановление ФАС Московского округа от 21.06.2010 г. № КА-А41/6208-10)

Плательщик привлекается к ответственности только при образовании задолженности.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 16 июня 2010 г. по делу N А56-79999/2009 подтвердил, что поскольку действия общества не повлекли возникновения задолженности перед соответствующим бюджетом, у налогового органа отсутствовали основания для привлечения налогоплательщика к ответственности.

ФАС указал, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога в результате совершения действий или бездействия. При этом состав правонарушения отсутствует, если занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты конкретного налога.

Поскольку неполная уплата налога за четвертый квартал полностью погашалась имевшейся переплатой в бюджет налога за первый квартал этого года, подтвержденной решением налогового органа до вынесения спорного акта, плательщик не может быть привлечен к ответственности за неуплату налога.

(Постановление ФАС Севро-Западного округа от 16.06.2010 г. № А56-79999/2009)

Ссылки на недостоверность счетов-фактур недостаточно для признания выгоды необоснованной.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 17 июня 2010 г. по делу N А44-1517/2008 пояснил, что вывод о недостоверности счетов-фактур не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной.

ФАС отметил, что при соблюдении контрагентом требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.

При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора.

О необоснованности получения налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком и так далее.

(Постановление ФАС Севро-Западного округа от 17.06.2010 г. № А44-1517/2008)


Вернуться в начало


Прочее

Подписаны поправки в УПК РФ.

Президент Медведев подписал закон, уточняющий порядок возмещения за счет средств федерального бюджета вреда, причиненного гражданину в результате уголовного преследования.

Закон устанавливает судебный порядок принятия решения о возмещении вреда.

Согласно документу, в течение сроков исковой давности со дня получения копий документов и извещения о порядке возмещения вреда реабилитированный будет вправе обратиться с требованием о возмещении имущественного вреда в суд, постановивший приговор, либо в суд по месту нахождения органа, вынесшего постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования.

(Отдел новостей ИА "Клерк.Ру")

Федеральная налоговая служба сообщила об обязанности заполнения налогоплательщиками строк 131-135 Приложения № 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Согласно Порядку заполнения налоговой декларации прочерк в указанных строках ставится только при отсутствии у налогоплательщика амортизируемого имущества, по которому начисляется амортизация. Также отмечено, что в силу положений пункта 3 статьи 259 НК РФ линейный метод амортизации применяется в обязательном порядке в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активом, входящих в 8-10 амортизационные группы. В отношении прочих объектов амортизируемого имущества применяется тот метод амортизации, который предусмотрен налогоплательщиком в учетной политике. Далее в письме ФНС РФ подробно объясняется, какие суммы начисленной амортизации, по каким строкам Приложения № 2 к Листу 02 налоговой декларации должны быть отражены.

(Письмо ФНС России от 23.06.2010 г. № ШС-37-3/4878@ "О порядке отражения в налоговой декларации сумм начисленной амортизации")

Минфин разъяснил: ИНН не является вторжением в частную жизнь.

Письмом Минфина России от 21.01.10 № 03-01-11/1-01 разъяснено, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные (п. 1 ст. 84 НК РФ).

Присвоение гражданину ИНН по своей сути не является вторжением в частную жизнь гражданина. Идентификационный номер налогоплательщика не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица.

Применение ИНН в документах вместо персональных данных физического лица не предусматривает замену имени номером, так как фамилия, имя и отчество присутствуют во всех документах независимо от того, указан или не указан в них ИНН.

Этот номер не может заменить человеку его имя, данное при рождении (крещении). ИНН подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета. НК РФ не препятствует изменению идентификационного номера в случаях, когда такая необходимость продиктована религиозными убеждениями налогоплательщика.

(Письмо Минфина России от 21.01.2010 г. № 03-01-11/1-01)

Как определить стоимость акций: советы от Минфина.

Письмом Минфина России от 18.06.10 № 03-03-06/1/420 разъяснено, что стоимость акций, полученных участником реорганизованного некоммерческого партнерства, определяется как остаточная стоимость имущества, определяемая по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество, при уплате вступительного взноса в такое партнерство.

Признанные в расходах вступительные взносы не могут быть повторно учтены при формировании стоимости акций, полученных при реорганизации данного партнерства в ЗАО.

(Письмо Минфина России от 18.06.2010 г. № 03-03-06/1/420)

Должен ли банк удерживать НДФЛ.

Обязан ли банк, не являющийся брокером, иным финансовым посредником по отношению к предъявителю векселя, при выплате дохода при погашении собственного векселя удерживать НДФЛ из доходов, выплаченных физлицам, в том числе индивидуальным предпринимателям?

Как разъяснил Минфин письмом от 21.06.10 № 03-04-06/2-131, в случае если организация не относится к лицам, указанным в статье 214.1 НК РФ, то она не является налоговым агентом и обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет суммы налога с доходов, полученных физическими лицами от погашения указанной организацией собственного векселя, у такой организации не возникает.

В этом случае исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода в соответствии со статьей 228 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 21.06.2010 г. № 03-04-06/2-131)

Выделившееся общество не учитывает убытки реорганизуемого ООО.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/428 от 24.06.2010 разъясняет, имеет ли право вновь созданное (выделившееся) общество уменьшать налоговую базу на сумму убытков, полученных ООО до момента реорганизации, в случае, если реорганизуемое ООО не прекратило своей деятельности.

В письме отмечается, что положениями статьи 252 НК РФ предусмотрено, что выделившаяся организация вправе учесть расходы, понесенные реорганизованной организацией, в порядке, предусмотренном указанной статьей, с учетом особенностей, установленных главой 25 НК РФ в отношении порядка налогового учета отдельных видов расходов и формы реорганизации организации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 283 НК РФ в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанной статьей, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

При реорганизации в форме выделения, реорганизуемая организация не прекращает деятельности, в связи с чем, убыток реорганизованного общества не может быть перенесен на будущее выделившимися организациями.

(Письмо Минфина России от 24.06.2010 г. № 03-03-06/1/428)

Минфин отвечает на вопросы налогоплательщиков в течение месяца.

Порядок рассмотрения обращений граждан, поступивших в Минфин, установлен разделом XI Регламента Министерства финансов РФ.

По общему правилу, письменные обращения граждан, относящиеся к компетенции Министерства, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 34.2 НК РФ Министерство финансов дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса.

Такие разъяснения приводит Минфин РФ в письме № 03-02-08/41 от 25.06.2010.

(Письмо Минфина России от 25.06.2010 г. № 03-02-08/41)

Минфин разъяснил порядок налогообложения операций РЕПО.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/2/116 от 15.06.2010 разъясняет порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям РЕПО.

В письме отмечается, что налоговая база по операции РЕПО, исполнение (прекращение) обязательств по которой производится зачетом встречных однородных требований (неттинга) по основаниям и в порядке, которые установлены генеральным соглашением (единым договором), правилами организатора торговли на рынке ценных бумаг, правилами фондовой биржи, правилами осуществления клиринговой деятельности, без подтверждения депозитарием (реестродержателем) движения ценных бумаг с учетом требований пункта 20 статьи 51.3 Федерального закона № 39-ФЗ, может определяться в порядке, предусмотренном статьей 282 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 15.06.2010 г. № 03-03-06/2/116)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.