Мониторинг изменений за период 08.02.10 - 12.02.10



Налоги

Установлена новая форма уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет по НДФЛ, связанный с приобретением недвижимости.

Это обусловлено внесением изменений в НК РФ, вступающих в силу с 1 января 2010 г.

Ранее физическое лицо могло получить налоговый вычет в сумме, потраченной на новое строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а также в сумме расходов на погашение процентов по займам (кредитам), полученным и израсходованным на те же цели.

Теперь налоговый вычет предоставляется и в случае, когда приобретается земельный участок (его доля) для индивидуального жилищного строительства или земельный участок (его доля), на котором расположен приобретаемый жилой дом.

Кроме того, налоговый вычет производится в сумме, израсходованной на погашение процентов по кредитам, полученным для рефинансирования (перекредитования) кредитов на строительство либо приобретение дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков или доли (долей) в них.

Данные изменения отражены в новой форме уведомления.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2009 г. N ММ-7-3/714@ "О форме уведомления")

Утверждены формы решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и формы требования об их возмещении.

С 1 января 2010 г. вступили в силу поправки к Закону об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Изменения предусматривают следующее.

Территориальный орган ФСС РФ, проверявший правильность расходов на выплату страхового обеспечения, в определенных случаях выносит решение о непринятии их к зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ. Речь идет о случаях, когда расходы произведены с нарушением законодательства, не подтверждены документами, осуществлены на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

В связи с этим установлена форма указанного выше решения (форма 28-ФСС).

Также определена форма требования о возмещении соответствующих расходов, не принятых к зачету (форма 29-ФСС).

Решение вместе с требованием направляется страхователю в течение 3 дней

Приказ вступает в силу в установленном порядке, но не ранее 1 января 2010 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2010 г. Регистрационный N 16103

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1014н "Об утверждении формы решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и формы требования об их возмещении")


Вернуться в начало


Правовые новости

Определен порядок погашения ипотечных сертификатов участия.

Напомним, что ипотечный сертификат участия - это именная ценная бумага, удостоверяющая долю ее владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, получать денежные средства во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также иные права.

Погашение происходит после истечения срока действия договора доверительного управления ипотечным покрытием и выплаты денежных средств за счет платежей, полученных по обязательствам, требования по которым составляют ипотечное покрытие.

Погашение производится путем внесения расходных записей по лицевым счетам в реестре владельцев сертификатов и по счетам депо.

Определено, как рассчитывается сумма денежных средств, подлежащая выплате владельцам сертификатов при их погашении. Учитываются средства, составляющие ипотечное покрытие на дату истечения срока действия договора, и средства, полученные от уступки требований, по которым не исполнены обязательства, и (или) ипотечных сертификатов участия, оставшихся в составе ипотечного покрытия по истечении срока действия договора.

Денежные средства выплачиваются после удержания вознаграждения управляющему, специализированному депозитарию и регистратору, а также расходов по доверительному управлению. Выплата производится пропорционально количеству принадлежащих сертификатов в порядке и сроки, определенные правилами доверительного управления ипотечным покрытием.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2009 г. N 09-58/пз-н "Об утверждении Положения о порядке погашения ипотечных сертификатов участия")

Установлены требования к проведению обязательной сертификации физлиц и юрлиц, выполняющих авиационные работы.

Также определен порядок проведения этой сертификации, включая процедуру выдачи сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи дубликата.

В числе сертификационных требований, помимо прочего, предусматривается: наличие у эксплуатанта воздушных судов, оборудованных для выполнения заявленных видов работ и имеющих сертификат летной годности; наличие авиаперсонала, имеющего свидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации этих судов при выполнении конкретных видов авиационных работ.

Для получения сертификата (либо для внесения изменения в него) в уполномоченный территориальный орган в области гражданской авиации направляется заявление.

Определен перечень сведений, указываемых в этом заявлении, а также прилагаемых к нему документов. Срок рассмотрения заявления - до 10 рабочих дней, а при внесении изменений в сертификат - до 5 рабочих дней.

Сертификат эксплуатанта выдается на 3 года.

К нему прикладывается спецификация, являющаяся его неотъемлемой частью. Копия сертификата, заявление и приложенные к нему документы хранятся в территориальном органе. Информация о выдаче сертификата в течение 3 рабочих дней направляется в уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложено ведение реестра выданных сертификатов.

При отказе в выдаче сертификата заявителю направляется уведомление с указанием причин. Отказ можно обжаловать.

Внесены соответствующие изменения в ранее разработанные Федеральные авиационные правила, определявшие сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. В силу изменений данные правила регулируют сертификационные требования к физлицам, юрлицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки (а не ко всем эксплуатантам коммерческой гражданской авиации).

(Приказ Минтранса РФ от 23 декабря 2009 г. N 249 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации")

Правила использования слов Российская Федерация", "Россия" и производных в фирменном наименовании.

Согласно ГК РФ использование в фирменном наименовании юридического лица слов "Российская Федерация", "Россия" или производных от них слов допускается по специальному разрешению. Установлен порядок его выдачи.

Разрешение выдается Минюстом России. Получить его могут крупнейшие налогоплательщики либо организации, которые имеют филиалы и (или) представительства на территории более половины субъектов Российской Федерации, а также хозяйствующие субъекты, имеющие долю на рынке определенного товара свыше 35% или занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара. Разрешение также может быть выдано организации, более 25% голосующих акций (уставного капитала) которой принадлежат Российской Федерации.

Приведен перечень документов, необходимых для получения разрешения. Они представляются в министерство учредителем юрлица.

В целях проверки представленных документов Минюст России вправе запросить необходимые сведения у госорганов и организаций. Ответ на запрос должен быть направлен в течение 10 рабочих дней.

Срок выдачи разрешения составляет 30 дней. Если организация перестает отвечать установленным требованиям, разрешение отзывается. В течение 3 месяцев с даты отзыва разрешения юрлицо обязано сменить свое фирменное наименование и внести соответствующие изменения в учредительные документы.

(Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52 "Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования")

Документы, необходимые для постановки недвижимости на кадастровый учет, могут подаваться в электронной форме.

Они подписываются электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП). Средства ЭЦП должны быть сертифицированы и соответствовать средствам, применяемым органом кадастрового учета. Информация о технических требованиях (к совместимости, сертификату ключа ЭЦП и т. д.) размещается на официальном сайте Росреестра.

Определено, чья ЭЦП должна стоять на представляемых документах. Так, межевой план земельного участка, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства должен быть подписан ЭЦП изготовившего их кадастрового инженера.

По выбору заявителя документы могут быть направлены через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через официальный сайт Росреестра. Также можно воспользоваться электронной почтой или веб-сервисом органа кадастрового учета.

Электронные документы представляются в виде файлов в формате XML. Соответствующие схемы размещаются на официальном сайте Росреестра и периодически актуализируются.

О получении документов орган кадастрового учета направляет электронную расписку.

(Приказ Министерства экономического развития РФ от 28 декабря 2009 г. N 555 "О порядке представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявления и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости")

Новый коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По общему правилу назначенная ежемесячная страховая выплата по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний перерасчету не подлежит. Одним из исключений является ее индексация, производимая с учетом уровня инфляции.

Установлено значение коэффициента, применяемого с 1 января 2010 г. для индексации выплат, назначенных до указанной даты. Оно равняется 1,1.

(Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. N 36 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")

Указано, каким образом следует индексировать размеры пособий для граждан, имеющих детей. Перечислены их виды.

С 1 января 2010 г. размеры пособий устанавливаются с коэффициентом 1,10.

При индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком данное пособие, исчисленное в процентном выражении (40%) от среднего заработка/дохода, с 1 января 2010 г. пересчитывается до минимального размера, проиндексированного на 1,10, если назначенное и выплачиваемое пособие не достигает проиндексированного минимального размера.

Разъяснены особенности индексации максимального размера ежемесячного пособия лицам, уволенным по определенным основаниям в период отпуска по уходу за ребенком.

Данное пособие, исчисленное в процентном выражении (40%) от среднего заработка (дохода) и выплачиваемое лицам в максимальном размере, установленном до индексации на коэффициент 1,10, с 1 января 2010 г. подлежит перерасчету в процентном выражении от среднего заработка (дохода), но не выше максимального размера пособия, проиндексированного на 1,10.

К ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленному из зарплаты застрахованного лица (40% среднего заработка/дохода), в том числе и в случае, если оно установлено в размере предельной суммы (13 833 руб.), коэффициент индексации не применяется.

Размер единовременного пособия при рождении ребенка индексируется на 1,10, если ребенок родился 1 января 2010 г. и позднее.

Таким образом, с 1 января 2010 г. необходимо проиндексировать пособия, размер которых установлен на 1 января 2009 г. с учетом коэффициента 1,13.

(Письмо Фонда социального страхования РФ от 10 декабря 2009 г. N 02-10/07-12722)

Внесены изменения в Административный регламент, регулирующий лицензирование фармацевтической деятельности.

Росздравнадзор лицензирует фармацевтическую деятельность, которую осуществляют организации оптовой торговли лекарствами и аптеки федеральных организаций здравоохранения.

Внесены изменения в Административный регламент, закрепляющий процедуру исполнения данной функции. Это связано, в частности, со вступлением в силу нового Закона о защите прав организаций и предпринимателей при проверках.

Уточнено, как проверяется соблюдение лицензионных требований и условий, какие меры принимаются при выявлении нарушений.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП) оповещаются о внеплановой выездной проверке не менее чем за сутки до ее начала. Иногда уведомление не требуется. Например, если из-за деятельности проверяемого причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан.

В некоторых случаях внеплановые проверки субъектов малого и среднего бизнеса нужно согласовывать с прокуратурой.

Определено, какие действия запрещается совершать должностным лицам Росздравнадзора при проверках. Так, нельзя предписывать или предлагать юридическим лицам и ИП провести мероприятия по контролю за их счет.

В Административный регламент включены 2 новые главы. Глава IV определяет формы и порядок контроля за совершением действий и принятием решений при исполнении государственной функции. Глава V посвящена обжалованию указанных действий (бездействия) и решений.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 августа 2009 г. N 604н "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по лицензированию фармацевтической деятельности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2006 г. N 897")


Вернуться в начало


Судебная практика

Оспаривались нормы, в силу которых АО-эмитент не освобождается от ответственности за действия регистратора, связанные с ведением и хранением реестра акционеров и повлекшие убытки для акционера.

Нормы оспаривались в редакции, действовавшей до 20.07.2009.

После этой даты нормы были уточнены. Сохранив положение об ответственности АО за ведение и хранение реестра, законодатель ввел механизм солидарной ответственности АО и регистратора за убытки, причиненные акционеру в результате утраты акций из-за ненадлежащего соблюдения порядка ведения и составления реестра.

По мнению заявителей, нормы неконституционны, поскольку позволяли привлекать к ответственности АО без его вины за действия регистратора.

КС РФ счел нормы конституционными и дал следующие разъяснения.

Оспариваемые нормы не могут расцениваться как несоразмерно ограничивающее право частной собственности. Именно АО выбирает регистратора и вырабатывает условия договора с ним. Соответственно, оно обязано проявить достаточную осмотрительность и заботливость, с тем чтобы заключить договор с таким лицом, деятельность которого позволит обеспечить имущественные интересы акционеров.

Привлечение эмитента к ответственности за вред, причиненный акционеру неправомерным списанием с его лицевого счета акций, не препятствовало АО во взыскании выплаченных акционеру сумм убытков в регрессном порядке с регистратора. Кроме того, АО вправе включать в договор с регистратором любые не противоречащие закону способы защиты своих интересов и интересов своих акционеров (в т. ч. меры контроля за деятельностью регистратора, положение о добровольном страховании регистратором риска неправомерного списания акций и т.д).

Оспариваемыми нормами обеспечивался баланс интересов акционера как инвестора, самого эмитента как лица, обязанного обеспечить ведение учета лиц, вложивших средства в его уставный капитал, и регистратора, непосредственно осуществляющего ведение и хранение реестра.

КС РФ подчеркнул, что не исключается дальнейшее совершенствование федеральным законодателем правового механизма регулирования отношений между акционером, эмитентом и регистратором (например, путем установления обязательного страхования ответственности лица, осуществляющего ведение и хранение реестра акционеров).

(Постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 2010 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 3 и пункта 4 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с жалобами открытых акционерных обществ "Газпром", "Газпром нефть", "Оренбургнефть" и Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО)")

Оспаривались нормы об основаниях пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

По мнению заявителя, нормы в их истолковании, которое дал ВАС РФ, являются неконституционными.

Исходя из смысла указанного толкования, судебные акты могут быть пересмотрены (как по вновь открывшимся обстоятельствам), если после их принятия практика применения соответствующих норм была определена ВАС РФ (в т. ч. в ином понимании). Такая практика может быть определена в постановлении Пленума или Президиума ВАС РФ, принятом и в порядке надзора при рассмотрении другого дела.

КС РФ счел, что нарушений Конституции РФ нет. Вместе с тем он отметил следующее.

Толкование было дано ВАС РФ в пределах его компетенции. Между тем если суд любой инстанции при рассмотрении дела придет к выводу о неконституционности закона, в т. ч. с учетом его толкования ВАС РФ, такой суд обязан обратиться с запросом в КС РФ.

Оспариваемые нормы с учетом толкования ВАС РФ не предполагают придание обратной силы его правовым позициям без учета характера спорных правоотношений. Это означает следующее.

Не имеет обратную силу позиция ВАС РФ, содержащая толкование, из-за которого ухудшается положение лица, привлеченного (привлекаемого) к административной ответственности, или положение налогоплательщиков. Исключается отмена окончательных судебных актов, определяющих права физических или юридических лиц в их отношениях с государством. В частности, речь идет о случаях, когда за лицами признается право на получение определенных благ. Однако это не касается ситуаций, когда акт вынесен при ненадлежащем отправлении правосудия.

Между тем не предполагается сохранение судебного акта в силе, если в результате нового толкования улучшается положение лиц, привлекаемых к публично-правовой ответственности, а также в исключительных случаях по делам, вытекающим из гражданских правоотношений, если этого требуют публичные интересы защиты неопределенного круга лиц или заведомо более слабой стороны в правоотношении.

Пересмотр судебного акта из-за позиции ВАС РФ возможен только при условии, что в соответствующем постановлении Пленума или Президиума ВАС РФ прямо указано на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы.

Наличие в определении ВАС РФ (об отказе в передаче дела в надзор) указания на возможность пересмотра акта по вновь открывшимся обстоятельствам не является обязательным требованием такого пересмотра. Окончательно такой вопрос должен решать суд, принявший оспариваемый судебный акт.

Федеральный законодатель должен внести в шестимесячный срок соответствующие изменения в законодательство.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 21 января 2010 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Берег", открытых акционерных обществ "Карболит", "Завод "Микропровод" и "Научно-производственное предприятие "Респиратор")

Срок на судебное обжалование продлевается.

Налогоплательщик обжаловал принятое инспекцией решение в вышестоящий налоговый орган. Не получив ответа вышестоящего налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд, заявив ходатайство о восстановлении трехмесячного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Суд указал: Если до обжалования решения налогового органа в арбитражный суд, налогоплательщик предварительно обратился в вышестоящий налоговый орган, то предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок не считается пропущенным и должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. Нормы АПК РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров.

(Постановление Федерального Арбитражного Суда Дальневосточного Округа от 23 ноября 2009 г. N Ф03-6040/2009)


Вернуться в начало


Финансы

В 2010 г. продолжится субсидирование российских кредитных организаций, предоставляющих гражданам льготные кредиты на покупку отечественных автомобилей.

Порядок предоставления субсидий останется тот же, что и в 2009 г., за некоторым исключением.

За предоставлением субсидий по кредитам, выданным в 2010 г., кредитная организация должна обратиться в Минпромторг России до 1 марта 2010 г.

Субсидии перечисляются на расчетные счета кредитных организаций в течение 30 дней (ранее - 14 дней) с даты представления в Министерство отчета по выданным кредитам.

В 2010-2013 гг. по кредитам, выданным в 2009-2010 гг., из федерального бюджета планируется выделить субсидии на общую сумму 2 млрд руб., 1,75 млрд руб., 1002 млн руб. и 500 млн руб. соответственно.

(Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2010 г. N 56 "О предоставлении в 2010 году из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009 - 2010 годах физическим лицам на приобретение автомобилей")


Вернуться в начало


Таможня

Утверждены формы документов о наложении (отмене) ареста на имущество плательщика в качестве способа обеспечения исполнения решения таможенного органа о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет иного имущества плательщика

Если плательщик таможенных платежей не уплатил их в установленные сроки и у таможенных органов есть достаточные основания полагать, что он примет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество, на такое имущество может быть наложен арест.

Решение о наложении ареста (как и о его отмене) принимается начальником таможенного органа или замещающим его лицом в виде постановления. При производстве ареста составляется соответствующий протокол.

Арест может быть частичным или полным. В первом случае плательщик с разрешения таможенного органа может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, во втором - только владеть и пользоваться.

Утверждены формы указанных постановлений, протокола и разрешений (для частичного и полного ареста).

(Приказ Федеральной таможенной службы от 25 декабря 2009 г. N 2391 "Об утверждении форм документов о наложении (отмене) ареста на имущество плательщика в качестве способа обеспечения исполнения решения таможенного органа о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет иного имущества плательщика")


Вернуться в начало


Прочее

Московские налоговики напомнили, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему в текущем налоговом периоде, вправе до его окончания применять также и упрощенную систему на основе патента (по видам деятельности, указанным в перечне, установленном в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ).

В таком случае, разъяснено письмом от 27.10.09 № 20-12/2/112126, необходимо подать соответствующее заявление на получение патента.

ПБОЮЛы, осуществляющие как один, так и несколько видов деятельности, при применении упрощенной системы вправе получить патент (патенты) до окончания налогового периода.

ПБОЮЛ-"упрощенец" только с одним видом деятельности и желающий до окончания налогового периода по этому же виду деятельности применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, не обязан сообщать в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения.

В данном случае индивидуальный предприниматель обязан подать заявление на получение патента.

(Письмо Минфина РФ от 27.10.09 № 20-12/2/112126)

Расходы на электронный авиабилет следует документально подтвердить.

При приобретении работником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме, - электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) для поездок на территории РФ и за рубеж подтверждающими документами являются в части:

  • произведенных расходов по оплате:
    • чек контрольно-кассовой техники;
    • слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;
    • подтверждение кредитного учреждения, в котором открыт работнику банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;
    • другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности;
  • факта произведенной перевозки:
    • распечатка электронного документа - электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Таким образом, организация-работодатель может учесть в составе расходов на оплату труда на основании пункта 7 статьи 255 НК РФ расходы на оплату проезда работника и лиц, находящихся у него на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно при наличии указанных документов.

Такие разъяснения представил Минфин РФ в письме № 03-03-07/2 от 18.01.2010.

(Письмо Минфина России от 18.01.2010 № 03-03-07/2)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.