Мониторинг изменений за период 16.07.10 - 23.07.10



Налоги и бухучёт

Сенаторы одобрили изменения в Налоговый Кодекс.

Сегодня Совет Федерации одобрил ряд существенных изменений в Налоговый кодекс РФ. Теперь заявление или декларацию в налоговый орган, а также счет-фактуру организации можно отправить по электронной почте.

Закон представил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету Вячеслав Новиков. Документ в ходе работы над ним претерпел значительные изменения, отметил докладчик, и далее подробно рассказал о сути вносимых изменений в первую и вторую части Налогового кодекса.

Законом, прежде всего, предполагается перейти к широкому использованию в налоговых правоотношениях электронного документооборота. Это касается взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, банками, регистрирующими органами пояснил докладчик. Теперь предоставляется право (или вменяется в обязанность в ряде случаев) направлять многие документы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы и порядок направления документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются ФНС России.

Важные изменения вносятся в части совершенствования порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Определяется перечень оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию: ликвидация организации; признание банкротом индивидуального предпринимателя; смерть физического лица или объявление его умершим; принятие  судом  акта  о  невозможности  взыскания  недоимки и другие.

Также Законом уточняются условия и порядок изменения срока уплаты налогов и сборов, пеней и штрафов. Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, а физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества.

В Законе дан перечень документов, которые должны быть представлены в налоговые органы для рассмотрения обращения об изменении срока уплаты налогов и сборов. Однако, по мнению бюджетного Комитета СФ, данный перечень документов слишком обширен. Часть информации, которую требуется предоставить в виде различных справок, налоговые органы способны получить по информационным каналам связи, считают сенаторы.

Уточняется Законом порядок предоставления инвестиционного налогового кредита. Увеличивается сумма инвестиционного налогового кредита с 30 % до 100 % стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого для проведения НИОКР или осуществления инвестиций в создание объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность.

Существенные изменения вносятся в порядок постановки на учет в налоговых органах и снятия с учета организаций (в том числе иностранных) и физических лиц. Эти изменения направлены на введение электронного документооборота, более четкую регламентацию процедуры постановки на учет (снятия с учета), а также улучшение обмена информацией между государственными органами.

Ряд новых положений направлен на усиление налогового контроля за деятельностью обособленных подразделений российских организаций.

Законом существенно усиливается ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах - по различным составам налоговых правонарушений размеры штрафов увеличиваются от 2 до 5 раз. В частности, в 5 раз увеличивается размер штрафа за дачу экспертом заведомо ложного заключения и неправомерное несообщение лицом необходимых сведений налоговому органу. Вводятся новые виды ответственности как налоговой, так и административной.

Предусмотрена возможность выставления счетов-фактур в электронном виде с электронной цифровой подписью руководителя организации.

Уточняется порядок предоставления стандартных и имущественных налоговых вычетов, а также налоговых вычетов при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами. Изменения, связанные с предоставлением имущественного налогового вычета, вступают в силу с 1 января 2011 года.

Законом уточняется порядок взыскания налога и возврата излишне удержанных сумм налога. В частности, устанавливается, что налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

После обсуждения ряда спорных, по мнению членов Совета Федерации, положений документа Закон был одобрен большинством голосов.

(klerk.ru)

Налога на роскошь не будет.

По крайней мере, в ближайшие три года.

Минфин разъяснил, что налог на роскошь не планируется вводить в ближайшие три года, сообщил глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

Подготовлены "водные" поправки в НК РФ.

Правительство подготовило законопроект, вносящий изменения в НК РФ и закон РФ "О недрах".

Так, для приведения налогообложения добычи подземных вод, используемых для непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки и розлива в тару) в соответствие с доходами, получаемыми в результате реализации указанной воды, законопроектом предусматривается, что ставка водного налога применяется с коэффициентом 10.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

Как заполняется налоговая декларация.

Минфин разъяснил порядок заполнения налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) по налогу на имущество организаций по имуществу, входящему в состав Единой системы газоснабжения, в отношении которого статьей 385.2 НК РФ установлены особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций.

Как разъяснено письмом Минфина России от 04.06.10 № 03-05-05-01/14, налоговая декларация (налоговый расчет по авансовому платежу) в отношении имущества ЕСГС также представляется по месту нахождения имущества ЕСГС в соответствующем субъекте РФ (п. 1 ст. 386 НК РФ).

В отношении имущества ЕСГС налоговая декларация (расчет) заполняется с учетом особенностей.

Поэтому при заполнении в отношении имущества ЕСГС (движимого и недвижимого) раздела 2 Декларации (расчета) по строке "код вида имущества" указывается отметка "1".

С 1 января 2010 г. в отношении имущества ЕСГС налоговая база определяется в целом по соответствующему субъекту РФ в общеустановленном порядке исходя из фактической остаточной стоимости объектов имущества ЕСГС, находящихся в соответствующем субъекте РФ.

Показатель "Доля балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации" в разделе 2 Декларации (расчета) не указывается.

(Письмо Минфина России от 04.06.10 № 03-05-05-01/14)

Отчетность страховых организаций.

Приказом ФНС России от 13.07.10 № ММВ-7-6/331 утверждены формы представления бухгалтерской отчетности страховых организаций в электронном виде (на основе XML) (версия 5).

(Приказ ФНС России от 13.07.10 № ММВ-7-6/331)

Надо ли регистрировать обособленное подразделение в ФСС.

ФСС России дала разъяснения по вопросу регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС России юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения.

Письмо ФСС России от 05.05.10 № 02-03-09/08-894п разъяснено, что обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, регистрировать в ФСС России по месту его нахождения не надо.

Обязанности страхователя в полном объеме исполняет головная организация по месту регистрации.

(Письмо ФСС России от 05.05.10 № 02-03-09/08-894п)

Работодатели будут сообщать в ФСС об аттестации рабочих мест и проведении медосмотров.

С предложением обязать работодателей-страхователей представлять информацию об аттестации рабочих мест по условиям труда и периодических медицинских осмотрах, проведенных в установленные сроки, выступило Минздравсоцразвития.

Соответствующий законопроект опубликован на сайте Минздравсоцразвития. В Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предлагается ввести положение, обязывающее страхователя предоставлять страховщику информацию об аттестации рабочих мест по условиям труда и периодических медицинских осмотрах, проведенных в сроки, установленные законодательством, а также сообщать обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

Порядок выдачи больничных планируется изменить.

Министр здравоохранения и социального развития Т. Голикова предлагает изменить порядок выдачи больничных листов. Лечащий врач будет выдавать больничный лист не более чем на пятнадцать дней, вопрос же о дальнейшем продлении бюллетеня будет принимать комиссия с участием чиновников ФСС России.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

Коэффициент, корректирующий налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за июнь 2010 года определен в размере 7,0434.

Величина данного коэффициента в мае 2010 года составляла 6,7509. Изменение величины коэффициента связано с изменением показателей, исходя из которых он рассчитан. Так, в июне месяце средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья установлен в размере 73,98 долл. США за баррель (в мае - 73,04). Изменилось также среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода. В июне данная величина составила 31,1687, в мае - 30,3582.

(Информационное письмо ФНС РФ от 21 июля 2010 г. "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за июнь 2010 года")

Определен порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по НДС и налогу на прибыль, числящихся за Росрезервом, его территориальными органами и учреждениями.

Речь идет о суммах, возникших по операциям, проведенным с материальными ценностями госрезерва в 2003-2009 гг.

Решение списать задолженность принимает налоговый орган, установивший ее размер на основании определенных документов. В их числе - заявление организации, копия выписки из ЕГРЮЛ, справка территориального органа Федерального казначейства о зачислении средств от указанных операций.

Руководитель налогового органа принимает решение в течение 30 дней с момента, когда получены документы.

Копии решения налоговый орган направляет в организацию системы госрезерва и в ФНС России.

Служба ежеквартально представляет в Минфин России обобщенную информацию о принятых решениях.

(Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 527 "О порядке списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, числящихся налоговыми органами за организациями системы государственного материального резерва по операциям, проведенным с материальными ценностями государственного материального резерва в 2003 - 2009 годах")

Уточнен перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России, освобожденного от ввозного НДС.

В него включены технологические линии по изготовлению цемента производительностью не только 5 000, но и 6 200 т клинкера в сутки, а также цементная помольная установка с двумя вертикальными валковыми мельницами (код ТН ВЭД ТС 8474 20 900 0).

(Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 523 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")

Утверждена форма требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Некоторые плательщики могут применять заявительный порядок возмещения НДС. В частности, те, кто представил банковскую гарантию. Она должна быть выдана кредитной организацией, отвечающей определенным требованиям.

Если возмещенный НДС превышает тот, что подлежит возврату, то плательщик должен перечислить в бюджет излишне полученные суммы.

Если плательщик, представивший гарантию, в течение 5 дней не перечислил указанные суммы (внес их не полностью), то налоговый орган не ранее дня, следующего за тем, когда истек срок, направляет в банк требование внести средства.

На основании этого утверждена форма требования уплатить денежную сумму по банковской гарантии. Его нужно выполнить в течение 5 дней с момента получения. Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 июля 2010 г. Регистрационный N 17772.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 7 июня 2010 г. N ММВ-7-8/268@ "Об утверждении формы требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии")


Вернуться в начало


Правовые новости

С 15 августа 2010 года вводятся в действие санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.

Установлены гигиенические требования, в частности: к участку и территории жилых зданий при их размещении; к жилым помещениям и помещениям общественного назначения, размещаемым в жилых зонах; к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений; к естественному и искусственному освещению и инсоляции; к уровням шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электрических, электромагнитных полей и ионизирующего излучения в помещениях.

Утвержденные санитарные правила не распространяются на условия проживания в зданиях и помещениях гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков.

(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10")

Даны разъяснения Министерства регионального развития РФ по Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Разъясняется, что свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией (далее - СРО) без ограничения срока и территории его действия. Таким образом, прекращение действия Приказа Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. N 274 не отменяет действие свидетельств о допуске, выданных в соответствии с данным Приказом.

Письмо принято в дополнение к ранее направленному письму Минрегиона России от 15.06.2010 N 24099-РП/08 о разъяснении порядка применения Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624), который вступит с 1 июля 2010 г. Для установления соответствия видов работ из перечней, утвержденных Приказами Минрегиона N 274 и N 624 по проектированию и инженерным изысканиям, предложено применять Таблицу соответствия видов работ, прилагаемую к письму.

СРО обязали определить сферу своей деятельности, без этого они не вправе утверждать требования к выдаче свидетельств и не вправе выдавать свидетельства на соответствующие виды работ. Включать в сферу своей деятельности виды строительных работ, отмеченных знаком "*", и видов работ, которые по своему содержанию применимы только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, определенных статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует только в случае, если членами СРО на общем собрании утверждены требования к выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, которые будут соответствовать Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 48 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность указанных объектов" и распространяться на всех членов СРО.

Таким образом, в случае, если членами СРО предполагается выполнение работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, а также на иных объектах, то СРО необходимо соответственно утвердить требования к выдаче свидетельств на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.

(Письмо Министерства регионального развития РФ от 13 июля 2010 г. №26873-КК/08)

В I квартале 2010 года величина прожиточного минимума выше, чем в IV квартале прошлого года.

В целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума на душу населения составит 5518 рублей (в IV квартале 2009 года - 5144 рубля), для трудоспособного населения - 5956 рублей (ранее - 5562 рубля), пенсионеров - 4395 рублей (ранее - 4091 рубль), детей - 5312 рублей (ранее - 4922 рубля).

В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

(Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 529 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за 1 квартал 2010 г.")

Опасные производственные объекты надо будет страховать.

Одобрен законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". Обязательному страхованию подлежат имущественные интересы владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возмещения причиненного юридическим и физическим лицам вреда.

Действие закона распространяется на объекты, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов или внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Страховая сумма по договору обязательного страхования составляет от 10 млн. до 6,5 млрд. руб. в зависимости от максимально возможного количества потерпевших.

Размеры страховых выплат по договору обязательного страхования составляют: 2 млн. руб. — семье в случае смерти кормильца, до 2 млн. руб. — при возмещении вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего.

До 500 тыс. руб. составят страховые выплаты в случае причинения вреда имуществу каждого потерпевшего — юридического лица.

(Служба новостей TaxHelp.RU)


Вернуться в начало


Таможня

Комиссией Таможенного союза определены товары, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура.

Установлено, в частности, что товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза и предназначенные для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов Таможенного союза за пределами таможенной территории Таможенного союза, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты вывозных таможенных пошлин, а также без применения мер нетарифного регулирования. Вооружение, военная техника, боеприпасы и иные материальные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза между воинскими частями (учреждениями, формированиями) государств - членов Таможенного союза, дислоцированными на территории Таможенного союза и за пределами этой территории, перемещаемые с целью поддержания их боевой готовности, создания благоприятных условий для выполнения ими поставленных задач, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения запретов и ограничений. Дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств и государств - членов Таможенного союза, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 329 "О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру")

От ввозной таможенной пошлины освобождены гражданские пассажирские самолеты с количеством пассажирских мест более чем на 50 человек, но не более чем на 300 человек.

Согласно Решению Комиссии Таможенного союза в перечень товаров, освобождаемых от ввозной таможенной пошлины, включены, в частности: гражданские пассажирские самолеты (код ТН ВЭД ТС 8802 40 002 2), ввозимые до 1 июля 2014 года в Республику Беларусь и Республику Казахстан, в целях их использования для международных или внутренних перевозок по территории государства, где осуществляется ввоз данного товара, и (или) между территориями государств - членов Таможенного союза; гражданские пассажирские самолеты (код ТН ВЭД ТС 8802 40 002 2), ввозимые в течение срока их эксплуатации в Республику Беларусь и Республику Казахстан после их ремонта или технического обслуживания за пределами таможенной территории Таможенного союза; авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов иностранного производства.

Также было принято решение о включении в Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов гражданских пассажирских самолетов (код ТН ВЭД ТС 8802 40 002 2), за исключением воздушных судов с максимальным количеством посадочных мест, указанным в схеме размещения пассажиров (LOPA), одобренным уполномоченным органом, ответственным за поддержание летной готовности воздушных судов, свыше 50 и менее 111 мест и свыше 160 мест и менее 219 мест, в случае заключения участниками внешнеэкономической деятельности государств - членов Таможенного союза договоров и помещения самолетов под процедуру временного ввоза до 31 декабря 2013 года и на срок, превышающий указанную дату не более чем на 5 лет.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 N 328 "О применении тарифных льгот, полного освобождения от таможенных пошлин, налогов, а также продлении сроков временного ввоза и применении отдельных таможенных процедур при ввозе гражданских пассажирских самолетов")

Убытие с территории РФ отдельных видов древесины и лесоматериалов может осуществляться только из определенных пунктов пропуска.

Указанные ограничения применяются в отношении товаров (коды ТН ВЭД ТС 4401, 4403, 4404, 4406), вывозимых автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. Данные требования не распространяются на названные товары в случае, если они: вывозятся из РФ в соответствии со специальной таможенной процедурой; предназначены для использования и демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях; необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания российских морских (речных) судов во время их пребывания за пределами территории РФ; убывают из РФ в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если такие товары ранее прибыли на территорию РФ, находились в месте прибытия либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от места прибытия, и не помещались под какую-либо таможенную процедуру. В приложении к данному Постановлению приводятся установленные автомобильные, железнодорожные, смешанные, морские и речные пункты пропуска. Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 521 "Об определении пунктов пропуска через государственную границу РФ для убытия с территории РФ отдельных видов товаров")

Скорректирован Единый таможенный тариф ТС.

Установлено, что при ввозе вольфрамовых и металлокерамических отходов и лома ставка пошлины составляет 0% (ранее - 5 и 15% соответственно). Решение вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования.

(Решение Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 327 "О корректировке ставки Единого таможенного тарифа таможенного союза в отношении отходов и лома вольфрамовых и отходов и лома металлокерамики")

Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ некоторые положения УК РФ и КоАП РФ, касающиеся ответственности за деяния, сопряженные с недекларированием или недостоверным декларированием товаров, перемещаемых физическим лицом через таможенную границу РФ и предназначенных для личного пользования.

Конституционный Суд РФ признал положения части первой статьи 188 УК РФ, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КоАП РФ в их взаимосвязи не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования позволяют при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу РФ и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории РФ и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов. Впредь до внесения федеральным законодателем необходимых изменений в действующее правовое регулирование при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу РФ и предназначенного для личного пользования, в целях определения в соответствии с положениями части первой статьи 188 УК РФ, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КоАП РФ наличия состава преступления или административного правонарушения, а также для исчисления размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость данного товара, а не его рыночная стоимость на территории РФ, при этом в стоимость товара для указанных целей не должна включаться та часть стоимости перемещаемого товара, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Конституционный Суд РФ признал часть 4 статьи 4.5 КоАП РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. Впредь до внесения федеральным законодателем необходимых изменений в действующее правовое регулирование давность привлечения к административной ответственности в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 4.5 КоАП РФ, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что при отсутствии прямого нормативного указания, какую именно цену товара, приобретенного для личного пользования, необходимо учитывать при перемещении через таможенную границу РФ, физические лица ориентируются на его фактическую стоимость в стране приобретения, тогда как для правоприменительных органов не исключается возможность использования рыночной или иной стоимости этого товара в РФ, которая может не совпадать с закупочной (таможенной) стоимостью товара. Кроме того, при исчислении стоимости однородный товар может оцениваться с применением различных методик, при том что в разных регионах России рыночная цена одного и того же товара неодинакова. Тем самым приобретатели товара лишаются возможности с достаточной четкостью предвидеть правовые последствия совершаемых ими действий, что при привлечении их к ответственности приводит к нарушению принципов справедливости и равенства.

Установив уголовную и административную ответственность за деяния, сопряженные с недекларированием или недостоверным декларированием перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, федеральный законодатель не предусмотрел ясные и недвусмысленные критерии определения объективной стороны соответствующих деяний, а именно такого существенного их признака, как размер, чем создал возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения положений части первой статьи 188 УК РФ, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КоАП РФ в их взаимосвязи, в том числе недопустимой подмены административной ответственности уголовной.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 188 Уголовного кодекса РФ, части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова")


Вернуться в начало


Финансы

В Краснодарском крае решено провести дополнительный эксперимент по обеспечению получателей средств федерального бюджета (клиентов) наличными деньгами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт.

С помощью карты клиент получает и вносит средства для выдачи зарплаты (денежного содержания, командировочных) своим работникам и оплаты текущих расходов. Установлена форма заявления на получение карты. Оно представляется в орган Федерального казначейства (ОФК). Последний ведет учет выданных карт в специальном журнале (приведен в приложении).

Клиенту также необходимо направить в ОФК заявку на получение наличных денежных средств, перечисляемых на карту. Закреплен порядок ее оформления. Первый экземпляр исполненной заявки прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета клиента, открытого в ОФК. Она остается в документах операционного дня ОФК по счетам N 40105, 40302 и 40503 соответственно. Второй экземпляр передается клиенту вместе с выпиской из его лицевого счета.

Клиент может получать и вносить средства через банкомат или пункт выдачи наличных денег.

ОФК заключает договор банковского счета. Банки отбираются по результатам открытого аукциона.

Средства вносятся клиентом через карту без взимания комиссии. Срок окончания эксперимента - 1 января 2013 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июля 2010 г. Регистрационный N 17809.

(Приказ Минфина РФ от 24 мая 2010 г. N 49н "О проведении эксперимента по обеспечению Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт")


Вернуться в начало


Судебная практика

Справка не заменит экспертизы.

Налоговый орган в качестве основания неправомерности применения обществом налогового вычета по НДС и по налогу на прибыль сослался на справку эксперта, составленную по результатам почерковедческого исследования, согласно которой счета-фактуры подписаны неустановленными лицами. Экспертиза налоговым органом не назначалась. Обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие пени и штрафы.

Справка, составленная по результатам почерковедческого исследования, проведенного в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", не может служить допустимым доказательством подписания первичных документов не руководителями контрагентов общества, а иными лицами. Данная справка может служить лишь основанием для проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля, предусмотренных гл. 14 НК РФ.

(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2010 г. по делу N А65-18987/2009)

Целевые пожертвования – это не доход.

В ходе проверки, ссылаясь на п. 2 ст. 251 и п. 2 ст. 321.1 НК РФ, налоговый орган счел, что суммы пожертвований, полученные лесничеством на основании договоров о пожертвовании с определением их целевого использования - для выплаты заработной платы, подлежат включению в состав его дохода при исчислении налога на прибыль, поскольку лесничество создано в целях осуществления государственных полномочий в сфере лесных отношений (вид уставной деятельности лесоводство), а не для получения заработной платы. Лесничеству доначислен налог на прибыль, а также пени и штраф за его неуплату.

Доначисление налога на прибыль является неправомерным. Некоммерческая организация может получать денежные средства от физических и юридических лиц в качестве пожертвований в соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ и не учитывать их при определении налоговой базы по налогу на прибыль в случае, если указанные денежные средства относятся к целевым поступлениям на его содержание и ведение уставной деятельности, а также при условии ведения отдельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Спорные средства были перечислены с определением их целевого использования - для выплаты заработной платы, то есть их направления на расходы по обеспечению лесничеством ведения уставной (административной и организационной) деятельности.

(Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 апреля 2010 г. по делу N А38-3376/2009)

Как отсрочить уплату налога.

Арбитражный суд может утвердить мировое соглашение, предусматривающее отсрочку по уплате налоговых платежей. Предусмотренный ст. 64 НК РФ порядок действует в случае, когда инициатором рассрочки платежей выступает налогоплательщик.

(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 марта 2010 г. по делу № А79-3431/2009)


Вернуться в начало


Прочее

НДС: как учесть в отношении имущества, полученному по соглашению об отступном.

Письмом Минфина России от 17.03.10 № 03-07-05/10 разъяснено, что НДС по имуществу, которое получено по соглашению об отступном и используется для осуществления банковской деятельности, учитывается в расходах по налогу на прибыль в момент ввода его в эксплуатацию.

Если такое имущество не используется в банковской деятельности, а предназначено для перепродажи, то НДС включается в расходы в момент реализации этого имущества.

(Письмо Минфина России от 17.03.10 № 03-07-05/10)

Налогоплательщик не может отказаться от своего налогового вычета.

Письмом Минфина России от 08.07.10 № 03-04-05/9-381 разъяснено, что при приобретении имущества в общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с данным подпунктом, распределяется между совладельцами в соответствии с их письменным заявлением.

Частным случаем такого согласованного решения совладельцев имущества (супругов) является распределение между ними имущественного налогового вычета в отношении 100% и 0%.

Возможность изменения порядка использования имущественного налогового вычета, согласованного между налогоплательщиками, включая передачу права на имущественный налоговый вычет другому налогоплательщику, а также отказ от его использования, подпункт 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ не предусмотрена.

(Письмо Минфина России от 08.07.10 № 03-04-05/9-381)

Какие льготы по земельному налогу имеют инвалиды.

Письмом Минфина России от 09.07.10 № 03-05-04-02/67 разъяснено, что после 1 января 2010 года (даты вступления в силу закона от 24.07.09 № 213-ФЗ) предусмотрено установление инвалидам пенсий, ежемесячных денежных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг, в зависимости от группы инвалидности, а не от степени ограничения способности к трудовой деятельности, как это было до 1 января 2010 года.

Таким образом, с 1 января 2010 г. федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы при установлении группы инвалидности не определяют степени ограничения способности к трудовой деятельности.

С 1 января 2010 года при применении инвалидами льготы по земельному налогу следует учитывать, что третья степень ограничения способности к трудовой деятельности соответствует I группе инвалидности.

(Письмо Минфина России от 09.07.10 № 03-05-04-02/67)

О предоставлении рассрочки по уплате НДФЛ сроком на три года.

Минфин указал на отсутствие полномочий у Правительства РФ полномочий для принятия решения о предоставлении организации - налоговому агенту рассрочки по уплате НДФЛ сроком на три года.

Письмом от 06.07.10 № 03-02-07/1-304 Минфин разъяснил, что предоставление налоговым агентам рассрочки по перечислению налогов в бюджетную систему РФ, в частности НДФЛ, глава 9 НК РФ не предусмотрено.

(Письмо Минфина РФ от 06.07.10 № 03-02-07/1-304)

Минфин разъяснил особенности получения имущественного вычета.

Письмом Минфина от 09.07.10 № 03-04-05/7-385 разъяснено, что имущественный вычет за 2010 год не распространяется на задолженность по зарплате за 2009 год, выплаченной в текущем году.

В 2010 году налогоплательщик - физическое лицо получил из налогового органа уведомление на получение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц по доходам за 2010 год.

У налогоплательщика была задолженность по заработной плате за сентябрь - декабрь 2009 год, которая была погашена организацией в 2010 год, и с этой суммы был удержан налог на доходы физических лиц, то есть имущественный налоговый вычет не применялся.

Минфин разъяснил, что при фактической выплате в 2010 году задолженности по заработной плате за сентябрь - декабрь 2009 года с нее была удержана сумма налога на доходы физических лиц, исчисленного в 2009 году по доходам за вышеуказанный период.

Поскольку физическим лицом было получено из налогового органа уведомление на получение имущественного налогового вычета по доходам за 2010 год, то неприменение имущественного налогового вычета к сумме задолженности по заработной плате за сентябрь - декабрь 2009 годы, полученной в 2010 году, правомерно.

(Письмо Минфина от 09.07.10 № 03-04-05/7-385)

ВАС России: налог на недострой не платят.

Налог на имущество с построенного здания следует уплачивать только после окончания всех работ (даже если объект уже был задействован в предпринимательской деятельности).

Это следует из определения ВАС России от 21.06.10 № ВАС-7237/10. Налогоплательщик оплатил строительство здания, принятое по акту в июне 2006 года.

В течение нескольких месяцев в здании велись строительно-монтажные работы, предусмотренные проектом, которые завершились в сентябре. Стоимость объекта увеличилась более чем на 100 000 000 руб.

Налоговые инспекторы, установив, что здание стали сдавать в аренду еще в 2005 году, посчитало, что налог на имущество следовало платить именно с этого периода.

Суд же указал, что работы, предусмотренные проектом строительства, были окончены в сентябре 2006 года, и именно тогда компания могла учесть здание как основное средство. А деньги компания получала по предварительным договорам аренды для компенсации платежей за коммунальные услуги.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

Минфин разъяснил, как учитывать средства, полученные на открытие своего дела.

Письмом Минфина от 25.05.10 № 03-11-11/149 разъяснен порядок учета бюджетных средств, полученных в рамках программы по борьбе с безработицей гражданами, которые открыли собственное дело в целях "упрощенки".

Разъяснено, что такие средства учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

В случае нарушения условий получения указанных выплат суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с названным пунктом ст. 346.17 Кодекса, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

Если расходы, предусмотренные условиями получения указанных сумм выплат, произведены полностью в течение первого (первых двух) налоговых периодов, то полученные выплаты и осуществленные за счет этих выплат расходы отражаются в налоговом учете в соответствующих налоговых периодах.

(Письмо Минфина от 25.05.10 № 03-11-11/149)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.