Мониторинг изменений за период 21.06.10 - 25.06.10



Налоги

Внесены изменения в форму справки к накладной на этиловый спирт.

Правительство РФ своим Постановлением № 444 от 16 июня 2010 г. вносит изменения в форму справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Так, в частности, в разделе "А" формы справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, позиция 3 излагается в новой редакции, а также раздел дополняется позицией 61.

(Постановление Правительства РФ от 16.06.2010 № 444)


Вернуться в начало


Правовые новости

Правительством РФ утверждены рекомендации по разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Рекомендации определяют единый подход к разработке правил внутреннего контроля (далее - Правила) организациями (за исключением кредитных организаций), осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе профессиональными участниками рынка ценных бумаг, страховыми организациями, лизинговыми компаниями, ломбардами).

В Рекомендациях указано, в частности, что в таких организациях должно быть сформировано структурное подразделение под руководством специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил (при наличии у организации филиалов в штате каждого из них должно быть назначено такое должностное лицо). Обязанности, возлагаемые на данное должностное лицо, должны быть отражены в правилах внутреннего контроля. Правила должны содержать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации.

Кроме того, в Правилах фиксируются также программы осуществления внутреннего контроля, в том числе: программа идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, и идентификации выгодоприобретателей, программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, программа документального фиксирования информации, программа соответствующей подготовки и обучения сотрудников организации. В целях реализации указанных программ организациям рекомендовано предусматривать анкетирование клиентов и выгодоприобретателей (фиксирование сведений о клиенте (выгодоприобретателе) и его деятельности), осуществление мониторинга операций (сделок) клиента, устанавливать критерии выявления и признаки необычных сделок (к таким признакам, например, могут быть отнесены: запутанный и необычный характер операции, не имеющей очевидного экономического смысла, неоднократное совершение сделок, характер которых дает основания полагать, что их целью является уклонение от процедур обязательного контроля).

Помимо этого, Рекомендации содержат перечень действий, которые организация может предпринять при выявлении в деятельности клиента необычной операции, определяют порядок принятия решения о признании операции (сделки) необычной, фиксирования соответствующей информации, проведения.

(Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2010 № 967-р "Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма")

Одобрены поправки в закон об аудиторской деятельности.

Совет Федерации одобрил поправки в закон "Об аудиторской деятельности", направленные на передачу функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов.

Документом предусматривается существенное сужение круга аудиторских организаций, подлежащих внешнему контролю со стороны государства. Из числа таких аудиторских организаций исключаются те, которые проводят аудит бухгалтерской отчетности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Также предусматривается, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет внешний контроль качества работы только аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации.

Кроме того, законодательство дополняется правом аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате аудиторской деятельности.

(Служба новостей "Клерк.ру")

Правительство РФ установило стоимость страхового года на 2010 год.

Правительство РФ свои Постановлением № 443 от 16.06.2010 утвердило стоимость страхового года на 2010 год в размере 10 392 рубля исходя из тарифа страховых взносов в ПФ РФ, установленного на 2010 год, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" на 1 января 2010 г.

(Постановление Правительства РФ от 16.06.2010 № 443)

Утвержден порядок отчетности организаций сферы оборота наркотических и психотропных средств.

Правительство РФ своим постановлением № 419 от 09.06.2010 утверждает правила представления юридическими лицами и ИП отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно документу, юрлица и ИП, осуществляющие в установленном порядке производство прекурсоров, внесенных в список IV перечня, а также реализацию и использование прекурсоров, внесенных в таблицы I и II списка IV перечня, представляют в территориальные органы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по месту нахождения юридического лица или по месту осуществления деятельности ИП:

  • квартальные отчеты о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного в список IV перечня, - не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января года;
  • отчет о деятельности за истекший календарный год (далее - годовой отчет) о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного в список IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля;
  • годовой отчет о количестве каждого реализованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля;
  • годовой отчет о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля.

Кроме того, документом утверждены Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

(Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 № 419)


Вернуться в начало


Судебная практика

Неуведомление об уступке права не влечет недействительности договора.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 24 мая 2010 г. по делу N А65-7731/06 указал, что нормами гражданского законодательства не предусмотрено, что при неуведомлении должника об уступке права требования, договор цессии считается незаключенным либо недействительным.

ФАС указал, что если должник письменно не был уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору.

Указанной нормой определены возможные негативные последствия неуведомления должника об уступке права требования, под которыми законодатель понимает исполнение должником обязательства первоначальному кредитору.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 24.05.2010 по делу № А65-7731/06)

ФАС уточнил требования, предъявляемые к акту налоговой проверки.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 25 мая 2010 г. по делу N А12-16921/2009 подтвердил, что отсутствие в акте проверки и в решении налогового органа ссылок на конкретные доказательства, подтверждающие содержащееся в них выводы, является существенным нарушением и нарушает право налогоплательщика на защиту.

ФАС указал, что описательная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

По каждому отраженному в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены, в том числе: вид нарушения законодательства о налогах и сборах, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому нарушение относится; ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 25.05.2010 по делу № А12-16921/2009)

Собственники квартир могут отказаться от договора управления в одностороннем порядке.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 25 мая 2010 г. по делу N А57-19793/2009 подтвердил, что управляющая компания обязана передать документацию на дом в результате отказа собственников квартир в одностороннем порядке от исполнения договора.

ФАС отметил, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 25.05.2010 по делу № А57-19793/2009)

Конкурсный управляющий вправе провести несколько инвентаризаций.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 26 мая 2010 г. по делу N А65-6407/2005 подтвердил, что суд пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений в действиях конкурсного управляющего в части проведения нескольких инвентаризаций имущества должника и проведения инвентаризации имущества должника после оценки.

ФАС отметил, что конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.

В свою очередь закон о банкротстве не содержит запрета на проведение нескольких инвентаризаций разнородного имущества должника, в том числе и в разный период времени.

При этом деятельность конкурсного управляющего направлена в первую очередь на поиск и возврат имущества, соответственно в случае обнаружения дополнительного имущества конкурсный управляющий обязан провести его инвентаризацию и оценку, для последующей реализации.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 26.05.2010 по делу № А65-6407/2005)

Вычет без счета-фактуры невозможен.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16 июня 2010 г. по делу N А70-1371/2008 признал, что наличие у общества статуса субъекта, который при определенных условиях вправе претендовать на вычет по осуществленным подрядными организациями строительным работам, не освобождает его от соблюдения общих условий реализации указанного права.

ФАС отметил, что при совершении операций в соответствии с договором простого товарищества, концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом на участника товарищества, концессионера или доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика.

Налоговый вычет по товарам, в том числе основным средствам и нематериальным активам, и по имущественным правам, предоставляется только участнику товарищества, концессионеру либо доверительному управляющему при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами этим лицам.

Следовательно, выводы о возможности применения налогового вычета по НДС без счетов-фактур являются необоснованными.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.2010 по делу № А70-1371/2008)

Досрочное погашение кредита не влечет взимания комиссии.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16 июня 2010 г. по делу N А75-12633/2009 признал, что требование банка о том, что при досрочном погашении кредита заемщик уплачивает кредитору комиссию, не соответствует закону и нарушает права потребителя.

ФАС пояснил, что должник вправе исполнить обязательство до срока, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или условиями обязательства либо не вытекает из его существа.

Законодательством предусмотрена возможность досрочного возврата суммы займа, предоставленного под проценты, при условии согласия займодавца. При этом законом право заемщика на досрочный возврат займа обусловлено только согласием займодавца и не связано с необходимостью уплаты комиссии.

Действия заемщика-потребителя по досрочному возвращению кредита не могут свидетельствовать о неисполнении или ненадлежащем исполнении соответствующего обязательства и, соответственно, не могут повлечь наступление последствий, в том числе возникновение права кредитора на предъявление дополнительных имущественных требований к должнику и обязательств должника по удовлетворению таких требований.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.2010 по делу № А75-12633/2009)


Вернуться в начало


Прочее

Запчасти, полученные при утилизации автомобилей, составляют внереализационный доход.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/392 от 08.06.2010 приводит особенности учета доходов и расходов при проведении утилизации автотранспортных средств в целях налогообложения прибыли.

По мнению Минфина, стоимость материалов, полученных в результате проведения утилизации, подлежит включению в состав внереализационных доходов.

Кроме того, учитывая, что расходы на создание и приобретение лома черных и цветных металлов, полученных в результате утилизации отсутствуют, доходы от его реализации в целях налогового учета могут быть уменьшены только на расходы, непосредственно связанные с реализацией данного имущества.

(Письмо Минфина России от 08.06.2010 № 03-03-06/1/392)

Налог на имущество организаций на здание начисляется с момента ввода в эксплуатацию.

Минфин РФ в письме № 03-05-05-01/75 от 08.06.2010 уточняет порядок налогообложении налогом на имущество организаций части объекта недвижимости, построенного по договору о долевом участии, фактически эксплуатируемой, права собственности на которую не оформлены в установленном порядке, а также правомерности отнесения на расходы по налогу на прибыль начисленной суммы налога на имущество.

В письме отмечается, что согласно позиции ВАС, факт отсутствия государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в связи с несвоевременной реализацией налогоплательщиком своего права на оформление указанного имущества в свою собственность, не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности учета и налогообложения названного имущества.

Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество организаций возникает у налогоплательщика в отношении законченных строительством объектов с начала ввода их в эксплуатацию, что соответствует также позиции судов.

Кроме того, к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке.

При этом налоговое законодательство не содержит положений, не позволяющих при налогообложении прибыли организаций учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, налог на имущество организаций.

(Письмо Минфина России от 08.06.2010 № 03-05-05-01/75)

Освобождение от уплаты транспортного налога не освобождает от подачи декларации.

УФНС по Иркутской области в письме №16-26/010459@ от 28.05.2010 разъясняет, возникает ли у организации обязанность по представлению налоговой декларации (расчета по авансовым платежам) по транспортному налогу в случае освобождения налогоплательщика от уплаты налога в связи с предоставлением законом субъекта РФ налоговых льгот.

Ведомство отмечает, что отражение налогоплательщиком в налоговой декларации сведений о налоговых льготах является необходимым условием для осуществления налоговыми органами функций налогового контроля.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание складывающуюся правоприменительную практику, освобождение налогоплательщика от уплаты транспортного налога в связи с предоставлением налоговой льготы не освобождает его от обязанности по представлению в налоговые органы налоговой декларации.

При этом налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу такими налогоплательщиками не представляются.

(Письмо УФНС по Иркутской области от 28.05.2010 №16-26/010459@)

Минфин рассказал об особенностях налогообложения операций по реализации доли в УК.

Если доля физического лица в УК ООО частично была внесена наличными, а частично получена по договору дарения, то при реализации части этой доли вычет по НДФЛ физлицо получит лишь пропорционально внесенных им денежных средств.

Такие разъяснения предоставил Минфин в своем письме № 03-04-05/2-303 от 01.06.2010.

Позиция ведомства основывается на том, что согласно абзацу второму подпункта 1 статьи 220 Кодекса установлено, что при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

При этом пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

(Письмо Минфина России от 01.06.2010 № 03-04-05/2-303)

Минфин уточнил порядок расчета НДФЛ с доходов сотрудника при прощении долга.

Минфин предоставил разъяснения по вопросам исчисления НДФЛ с расходов в пользу сотрудника, не связанных с его трудовой деятельностью. Позиция ведомства отражена в письме № 03-04-06/6-106 от 01.06.2010.

Согласно ей, оплата организациями в интересах налогоплательщика товаров, работ и услуг, а также получение налогоплательщиком товаров или услуг на безвозмездной основе, в том числе в виде бесплатной трудовой книжки, приводит к возникновению дохода в натуральной форме, подлежащего налогообложению НДФЛ.

При этом пункт 28 статьи 217 Кодекса содержит перечень оснований, по которым такой доход, не превышающий 4000 рублей, освобождается от налогообложения.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 Кодекса.

При прощении организацией долга клиенту с него снимается обязанность по возврату полученного займа. С этого момента у заемщика образуется экономическая выгода (доход) в виде суммы прощенного долга по договору займа, которая подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 13 процентов.

(Письмо Минфина России от 01.06.2010 № 03-04-06/6-106)

Минфин уточнил порядок налогообложения купли-продажи ценных бумаг.

Минфин в своем письме № 03-03-06/1/357 от 01.06.2010 приводит разъяснения по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

В письме отмечается, что с 1 января 2010 г. в целях налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 6 статьи 280 НК РФ по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, если иное не установлено данным пунктом.

В целях налогообложения прибыли предельное отклонение цен ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается в размере 20% в сторону повышения или понижения от расчетной цены ценной бумаги.

В случае реализации (приобретения) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная (максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.

Учитывая изложенное, в качестве расходов для целей налогообложения прибыли принимается расчетная цена акций, увеличенная на 20%, но не выше фактических затрат.

При реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене, превышающей цену, определенную исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, доход от реализации рассчитывается исходя из фактической цены продажи акции (статья 249 Кодекса).

(Письмо Минфина России от 01.06.2010 № 03-03-06/1/357)

Суммы возмещения работникам процентов по ипотечному кредиту не облагаются НДФЛ.

Минфин РФ в письме № 03-04-06/6-108 от 02.06.2010 приводит разъяснения по вопросу обложения НДФЛ сумм возмещения организацией расходов работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения

Суммы возмещения организацией расходов работников по уплате процентов по кредиту на приобретение или строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, освобождаются от обложения НДФЛ.

Кроме того, Минфин напоминает, что до 1 января 2010 года суммы, выплачиваемые организацией своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, не подлежали налогообложению ЕСН.

(Письмо Минфина России от 02.06.2010 № 03-04-06/6-108)

Перерасчет налога на прибыль осуществляется за период неправомерного завышения расходов.

Минфин РФ в своем письме № 03?03?06/1/334 от 20.05.2010 разъясняет порядок перерасчета налоговой базы и суммы налога на прибыль, если в ходе выездной налоговой проверки, а также при проведении дополнительных контрольных мероприятий установлено, что ООО неправомерно завышены расходы в целях исчисления налога на прибыль на стоимость ремонтных работ.

В письме отмечается, что налогоплательщик, обнаруживший в текущем налоговом (отчетном) периоде ошибку (искажение), относящуюся к прошлому налоговому (отчетному) периоду, вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлена ошибка (искажение), в двух случаях:

  1. в случае невозможности определения периода совершения ошибки (искажения);
  2. в случае когда допущенная ошибка (искажение) привела к излишней уплате налога.

Учитывая изложенное, при обнаружении неправомерно учтенного в прошлом отчетном (налоговом) периоде расхода, в связи с тем что дата совершения ошибки известна и данная ошибка привела к занижению суммы налога на прибыль организаций, налогоплательщик должен осуществить перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором была совершена указанная ошибка, то есть за период, в котором был неправомерно учтен указанный расход.

(Письмо Минфина России от 20.05.2010 № 03?03?06/1/334)

ИП, применяющий УСН, вправе предоставлять займы на постоянной основе.

Минфин РФ в своем письме № 03-11-10/67 от 01.06.2010 разъясняет, имеет ли право ИП, применяющий УСН, предоставлять займы на постоянной основе и нужно ли в этом случае заявлять для внесения в ЕГРИП какой-либо вид деятельности.

В письме отмечается, что операция по предоставлению займов в соответствии со статьей 5 Федерального закона №395-1 от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности" не отнесена к банковским операциям. Законодательство не устанавливает специальный состав субъектов договора займа, регулируемого статьями 807 - 818 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, предоставление займов не требует получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. При этом законодательство не определяет источники средств, которые могут быть использованы при предоставлении займов.

Исходя из этого, ИП, применяющий УСН, вправе предоставлять займы, как за счет полученной выручки от реализации товаров (работ, услуг), так и за счет других средств, принадлежащих ему на праве собственности.

(Письмо Минфина России от 01.06.2010 № 03-11-10/67)

Стоимость проезда до места командирования может облагаться НДФЛ.

Минфин РФ в письме № 03-04-06/6-111 от 10.06.2010 разъясняет порядок обложения НДФЛ сумм возмещения организацией расходов работника по проезду до места командировки и обратно в случае, если дата, указанная в проездном документе, не совпадает с датой начала (окончания) командировки.

В письме отмечается, что если работник убывает в командировку ранее даты, указанной в приказе о командировании (возвращается из командировки позднее установленной даты), оплата его проезда в некоторых случаях не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой.

В частности, если срок пребывания в месте командирования значительно превышает срок, установленный приказом о командировании (например, в случае, если сразу после окончания командировки работнику предоставляется отпуск, который он проводит в месте командирования), имеет место получение работником экономической выгоды, предусмотренной статьей 41 Кодекса, в виде оплаты организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы.

В этом случае оплата стоимости указанного билета подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Если же, например, работник остается в месте командирования используя выходные или нерабочие праздничные дни, оплата организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы, по нашему мнению, не приводит к возникновению у него экономической выгоды.

Аналогичный подход используется в случае выезда работника к месту командировки до даты ее начала.

(Письмо Минфина России от 10.06.2010 № 03-04-06/6-111)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.