Мониторинг изменений за период 25.01.10 - 29.01.10



Налоги и бухгалтерский учет

Новая форма декларации по НДФЛ.

В Минюст России на госрегистрацию поступил приказ Минфина России, в соответствии с которым утверждена новая форма декларации по НДФЛ (3-НДФЛ).

В связи с этим разъяснено, какую форму применять при подаче декларации за 2009 г.

До госрегистрации приказа, его официального опубликования и вступления в силу следует использовать действующую форму декларации, если это не препятствует определению налоговой базы и суммы НДФЛ с учетом изменений законодательства, относящихся к периоду 2009 г.

Плательщики, имеющие право на вычеты, которые не отражены в действующей форме декларации, либо размер которых изменился, смогут применять новую форму после госрегистрации и вступления в силу приказа.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 21 января 2010 г. N ММ-22-3/35@ "О декларации по налогу на доходы физических лиц")

Новая форма декларации по НДС.

20 января 2010 г. опубликован приказ Минфина России, утвердивший новую форму декларации по НДС.

В связи с этим ФНС России указывает, что эта дата признается последним днем приема деклараций за IV квартал 2009 г. по старой форме.

С 21 января 2010 г. при представлении первичной декларации за IV квартал 2009 г. или уточненной (даже если первичная была подана не позднее 20 января 2010 г. по старой форме) применяется только новая форма.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 20 января 2010 г. N МН-22-3/33@ "Об опубликовании приказа Минфина России от 15.10.2009 N 104н")

ФСС России будет принимать отчетность страхователей в электронном виде.

Фонд социального страхования РФ сообщил о технической готовности принимать отчеты от страхователей в электронном виде, как это требуется по новому законодательству в связи с переходом от ЕСН на уплату страховых взносов.

Страхователи могут выбрать удобную для себя форму подготовки отчетов – через портал Фонда http://fz122.fss.ru/, сообщает пресс-служба фонда.

Сейчас расширенные права доступа на портале Фонда получили более 25 тысяч страхователей с численностью работников более 100 человек. 13 тысяч из них уже имеют опыт сдачи отчетности в электронном виде. Ежедневно с начала нового года на портале Фонда регистрируются более одной тысячи страхователей, большинство из них - крупные.

(Служба новостей TaxHelp.RU)


Вернуться в начало


Правовые новости

Банки не смогут изменять условия кредитных договоров в одностороннем порядке.

Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон "О внесении изменений в статью 29 федерального закона \"О банках и банковской деятельности\"".

Установлено, в частности, что по кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, кредитная организация не может в одностороннем порядке:

  • сократить срок действия этого договора;
  • увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения;
  • увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Также кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и /или/ порядок их определения, процентные ставки по вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

Продлен срок бесплатной приватизации.

Он продлен до 1 марта 2013 года.

Согласно изменениям, которые вносятся в часть 2 статьи 2 и статью 20 Жилищного кодекса, до 1 марта 2013 года продлевается период для реализации прав граждан на приватизацию жилых помещений и на передачу приватизированных помещений в государственную или муниципальную собственность.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

С 30 января 2010 года повышаются размеры государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Федеральная налоговая служба напоминает о вступлении в силу изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ. Так, в частности, сообщается, что согласно новой редакции пункта 1 статьи 333.33 НК РФ с 30 января 2010 года государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

  • за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, - 4 000 рублей;
  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, - 800 рублей;
  • за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - 800 рублей;
  • за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - 160 рублей.

(Письмо ФНС РФ от 25.01.2010 N МН-22-6/50 "О повышении размеров государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")

С 29 января 2010 года изменяется размер государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческих организаций.

Размеры государственной пошлины изменяются в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса...". Так, в частности, согласно новой редакции статьи 333.33 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина за государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии будет взиматься в размере 2 000 рублей. В случае представления документов для государственной регистрации до 29.01.2010 государственная пошлина должна уплачиваться в прежних размерах.

(Информационное сообщение Минюста РФ "Изменение размера государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческих организаций")

Антимонопольное законодательство либерализуют.

ФАС России разработала и направила на согласование в Министерство экономического развития законопроект, направленный на либерализацию антимонопольного законодательства.

Как сообщает пресс-служба ФАС, согласно законопроекту, существование картельных сговоров в пределах одной группы лиц исключается, а уголовная ответственность за данные сговоры упраздняется. Также уголовная ответственность не будет распространяться на злоупотребления, которые не приведут к непосредственному ограничению конкуренции, а связаны, в частности, с ущемлением прав контрагентов.

Кроме того, значительно уточняются нормы об экстерриториальности применения антимонопольного законодательства.

(Отдел новостей ИА "Клерк.Ру")

Безопасность средств индивидуальной защиты будет регулироваться принятым техническим регламентом.

Утвержденный технический регламент устанавливает минимально необходимые требования, которые обеспечивают механическую, термическую, биологическую, химическую, электрическую и радиационную безопасность при обращении средств индивидуальной защиты. Объектами технического регулирования Регламента являются, в частности: средства индивидуальной защиты от механических факторов, от химических факторов, от высоких и (или) низких температур, от теплового воздействия электрической дуги и поражений электрическим током, одежда специальная сигнальная повышенной видимости. Действие Регламента не распространяется на: средства индивидуальной защиты военного назначения, разрабатываемые и изготавливаемые по государственному оборонному заказу; специально разработанные средства индивидуальной защиты для подразделений пожарной охраны и МЧС РФ, для использования в авиационной, космической технике и на подводных работах; для использования в медицинских целях и в микробиологии. Технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования данного Постановления.

(Постановление Правительства РФ от 24.12.2009 N 1213 "Об утверждении технического регламента о безопасности средств индивидуальной защиты")

По-новому урегулирован порядок представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Определены сроки ее направления.

В состав отчетности входят, в частности, ежедневный и ежемесячный отчеты организатора торговли на рынке ценных бумаг, информация об участии в судебных процессах, сообщения о сделках с нерезидентами, данные о разовых операциях, совершенных с 15 и более процентами ценных бумаг одного вида одного эмитента. Формы документов утверждены совместным постановлением ФКЦБ и Минфина России от 11 декабря 2001 г. N 33/109н.

Этим постановлением был урегулирован порядок и определены сроки представления отчетности.

Вводимым порядком отчетность представляется в территориальные органы ФСФР России по месту нахождения профессионального участника.

Отчетность представляется в бумажной и электронной форме на магнитных носителях или в форме электронного документа с ЭЦП посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через Интернет. Даты поступления отчетности зависят от способа направления. Электронная форма отчетности должна соответствовать бумажной.

Электронная форма отчетности (отчетность в виде электронного документа) заполняется с помощью программы, которая размещена на сайте Службы и находится в свободном доступе.

К отчетности прилагаются сопроводительное письмо и титульный лист. Если профессиональными участниками являются кредитные организации, необходимы их бухгалтерские балансы.

Страницы отчетности, представляемой в бумажном виде, нумеруются, документы сшиваются, скрепляются печатью профессионального участника. Необходима подпись лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, и контролера. Данные лица несут ответственность за достоверность, полноту и сроки представления отчетности.

Экземпляр бумажной формы отчетности и копии файлов электронной формы отчетности (электронного документа) хранятся у профессионального участника не менее 5 лет.

(Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 19 ноября 2009 г. N 09-49/пз-н "О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг")


Вернуться в начало


Финансы

О получении информации пользователем (субъектом) кредитной истории путем обращения в кредитную организацию.

Субъект (пользователь) кредитной истории вправе получить информацию о бюро кредитных историй (далее - БКИ), в котором хранится его кредитная история, либо об отсутствии такой информации. Для этого нужно обратиться с соответствующим письменным запросом в любую кредитную организацию (головной офис, филиал или дополнительный офис кредитной организации). Она, в свою очередь, направляет через территориальное учреждение ЦБР запрос в Центральный каталог кредитных историй (далее - ЦККИ).

Вносимыми изменениями установлено, что запрос в ЦККИ может направляться в виде электронного сообщения, содержащего как один запрос субъекта (пользователя) кредитной истории, так и несколько (пакетное электронное сообщение). Ответ на него ЦККИ направляет также в виде пакетного электронного сообщения.

Определены сроки информирования субъекта (пользователя) кредитной истории о БКИ, в котором хранится его кредитная история. Так, кредитные организации и их филиалы, имеющие прямой доступ (подключение) к автоматизированной системе "Центральный каталог кредитных историй", должны предоставить информацию не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения субъекта (пользователя) с запросом. Если он не явился в установленный срок, сведения о БКИ направляются ему по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в течение рабочего дня, следующего за днем окончания срока.

В информации должен быть, в том числе, указан телефон БКИ.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

(Указание ЦБР от 1 декабря 2009 г. N 2353-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 31 августа 2005 года N 1612-У "О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в кредитную организацию")

О получении информации пользователем (субъектом) кредитной истории путем обращения в Представительство Банка России в сети Интернет.

Субъект (пользователь) кредитной истории вправе получить информацию о бюро кредитных историй (далее - БКИ), в котором хранится его кредитная история. Для этого он может направить электронный запрос непосредственно в Центральный каталог кредитных историй. Чтобы его составить, необходимо иметь код (дополнительный код) субъекта кредитной истории.

Вносимыми изменениями установлено, что субъект кредитной истории вправе не формировать код или сформировать его как в период действия договора займа (кредита), так и после его окончания. Для этого нужно обратиться к займодавцу (кредитору), а также в любую кредитную организацию или в любое БКИ.

Код субъекта кредитной истории принимается займодавцем (кредитором). Проставляются подпись субъекта и дата. Делается запись "код сформировал(а)" или "код подтверждаю" либо иная запись аналогичного содержания. После этого займодавец (кредитор) выдает на руки субъекту кредитной истории его код на бумажном носителе.

В коде (дополнительном коде) субъекта не допускается сочетать русский и латинский алфавиты. Регистр букв не учитывается.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

(Указание ЦБР от 1 декабря 2009 г. N 2351-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 31 августа 2005 года N 1610-У "О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в Представительство Банка России в сети Интернет")

Об определении курсов некоторых валют.

С начала 2010 г. ЦБР прекратил ежемесячно определять официальные курсы 100 иностранных валют. 17 из них были включены в перечень иностранных валют, официальные курсы которых по отношению к рублю устанавливаются ежедневно (по рабочим дням). По прочим курс перестал устанавливаться вовсе.

В связи с этим приводятся рекомендации для случаев, когда возникает необходимость использования курса к рублю иностранной валюты, не включенной в указанный перечень на дату определения курса.

Курс такой иностранной валюты может быть определен с использованием ее курса к доллару США и установленного ЦБР курса доллара США по отношению к рублю. Курс доллара берется на дату определения курса иностранной валюты, курс иностранной валюты - на дату, предшествующую дате определения курса.

В качестве курса иностранной валюты к доллару США могут быть использованы котировки, опубликованные в газете "Financial Times" или представленные в информационных системах Reuters и Bloomberg (в т. ч. в их представительствах в сети Интернет).

Со дня подписания данного письма отменено письмо ЦБР об учете сумм, выраженных в иностранных валютах, курс которых к рублю официально не устанавливается Банком России.

(Письмо ЦБР от 14 января 2010 г. N 6-Т "Об определении курсов иностранных валют по отношению к рублю, официальные курсы которых не устанавливаются Банком России")


Вернуться в начало


Таможня

Определены особенности таможенного оформления товаров и транспортных средств (ТС), которые размещаются на складах временного хранения, расположенных вблизи государственной границы.

Речь идет о случаях, когда такое оформление проводится в органе, отличном от места доставки, с применением ГТД, поданной в электронной форме через Интернет (ЭГТД).

Должностное лицо таможенного органа, в который подается декларация, формирует электронный запрос о прибытии товаров в приграничный таможенный орган.

По этому запросу проверяется факт размещения товаров и ТС на приграничном СВХ.

Если их наличие подтверждено, в приграничный таможенный орган направляются ЭГТД с описью документов, необходимых для таможенного оформления. Должностное лицо указанного органа сверяет сведения ЭГТД с документами.

Отчет, отражающий результаты сверки, направляется внутреннему таможенному органу.

Определено, в какие сроки после получения отчета проверяются документы и сведения.

После завершения проверки ЭГТД должностное лицо внутреннего таможенного органа вносит в ЭГТД отметки, свидетельствующие о выпуске товаров.

Приказ вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 января 2010 г. Регистрационный N 16012.

(Приказ Федеральной таможенной службы от 10 декабря 2009 г. N 2233 "Об утверждении Порядка совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при декларировании и выпуске товаров и транспортных средств, размещаемых на складах временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации")

Изменениями в ТК РФ, вступившими в силу с 1 октября 2009 г., введен порядок приостановления операций по банковским счетам для исполнения решения о бесспорном взыскании таможенных платежей.

Ранее необходимо было руководствоваться нормами, предусмотренными в НК РФ.

В связи с этим заново утверждены формы решений о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов в банке и об отмене такого приостановления. Определен порядок их направления.

Решение направляется не позднее следующего рабочего дня после принятия заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передается представителю банка под расписку.

Моментом получения решения являются дата и время, указанные в уведомлении или в отметке о его принятии (в зависимости от способа направления в банк). Решение оформляется в двух экземплярах. Один направляется банку, второй остается в таможенном органе.

Форма решения о приостановлении операций по счетам в банке плательщика таможенных пошлин, налогов, утвержденная ГТК России, признана утратившей силу.

(Приказ Федеральной таможенной службы от 3 декабря 2009 г. N 2184 "Об утверждении формы решения о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке на бумажном носителе и порядка направления указанных решений таможенным органом в банк")

Вводится новая форма требования об уплате таможенных платежей.

Данное требование представляет собой извещение таможенного органа о сумме своевременно неуплаченных таможенных платежей, а также об обязанности уплатить ее (а также пени и (или) проценты) в срок, установленный этим требованием.

В новой форме, в отличие от ранее применяемой, отражается сумма пеней и процентов по каждому виду просроченного платежа с указанием периода просрочки. Ранее указывалась единая общая сумма пеней и процентов по всем платежам.

В новой форме отражены законодательные изменения в части направления требования, порядка принудительного взыскания задолженности, а также иные поправки к ТК РФ, принятые со времени введения прежней формы требования.

Задолженность вноситься не на счет таможенного органа (как предусматривалось ранее), а на счет Федерального казначейства.

Как и ранее, форма требования предусматривает отметку о ее вручении.

Прежняя форма аналогичного требования (введенная в 2003 г.) признается утратившей силу.

(Приказ Федеральной таможенной службы от 3 декабря 2009 г. N 2183 "Об утверждении формы требования об уплате таможенных платежей")

Введена новая форма решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.

В связи с изменениями норм таможенного законодательства (в части взыскания таможенных платежей за счет средств, находящихся на банковских счетах плательщика) вводится новая форма решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.

Указанное решение является основанием для направления таможней в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание средств со счетов плательщика и перечисление их на счет Федерального казначейства.

В новой форме, в отличие от ранее применяемой, отражается сумма пеней и процентов по каждому виду просроченного платежа с указанием периода просрочки. Ранее указывалась единая общая сумма пеней и процентов по всем платежам.

Прежняя форма аналогичного решения (введенная в 2003 г.) признается утратившей силу.

(Приказ Федеральной таможенной службы от 3 декабря 2009 г. N 2182 "Об утверждении формы решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке")


Вернуться в начало


Судебная практика

Индивидуальный предприниматель оспаривал конституционность распространения льготы по транспортному налогу только на организации.

Конституционный суд указал, что фактически требования заявителя сводятся к распространению налоговой льготы, предусмотренной в оспариваемых законоположениях, на индивидуальных предпринимателей. Разрешение этого вопроса относится к компетенции законодателя, который может исходить в том числе из необходимости снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Само по себе сужение круга налогоплательщиков, на которых распространяется налоговая льгота, - с учетом ограничительных критериев ее использования, - не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод налогоплательщиков.

(Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1551-О-О)

Бухгалтер в налоговом споре не лишний.

Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд с заявлением о взыскании с инспекции ФНС России судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела о признании недействительным решения по результатам выездной налоговой проверки.

Налоговый орган требовал уменьшить сумму возмещаемых расходов (стоимость авиаперелетов; расходы на проживание в гостинице в течение командировок и командировочные расходы на периоды командировок), поскольку налогоплательщик необоснованно направил для участия в судебных заседания двух своих представителей –юриста и работника бухгалтерии.

Суд указал, что участие в налоговых споров двух представителей налогоплательщика не приводит к необоснованным расходам, поскольку специфика налоговых споров напрямую связана с правильностью сведений, отраженных в бухгалтерской и налоговой отчетности, что требует участия квалифицированного бухгалтера. Что касается юриста, то, очевидно, что в юридическом споре он никак не может быть признан лишним.

(Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 января 2010 г. N КА-А40/11662-09)

Регистрация юрлиц носит исключительно уведомительный характер.

ФАС Западно-Сибирского округа указал, что государственная регистрация юридических лиц носит исключительно уведомительный характер.

ФАС отметил, что обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Законодательство не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также вносимых в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 января 2010 г. по делу N А45-9635/2009)

Предоставление займа в натуральной форме облагается НДС.

ФАС Западно-Сибирского округа пояснил, что операции по предоставлению займа в натуральной форме являются объектом обложения НДС.

ФАС указал, что реализация товаров, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав, признаются объектами обложения НДС. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров.

При осуществлении операций по реализации товаров, объект налогообложения возникает в случае перехода права собственности на передаваемые товары, при том, что передача права собственности должна осуществляться на возмездной или безвозмездной основе. Следовательно, операции по передаче товаров от займодавца заемщику подлежат обложением НДС, заключил ФАС.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 января 2010 г. по делу N А46-10994/2009)

Нарушение обязательств по договору не влечет двойной ответственности.

ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил, что на лицо, нарушившее обязательство, не может быть наложена двойная ответственность в виде пени и процентов за пользование чужими денежными средствами.

ФАС указал, что кредитор может применить за нарушение обязательств либо неустойку, если она предусмотрена законом или договором, либо проценты за пользование чужими денежными средствами.

За пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки в их уплате подлежат проценты на сумму этих средств, размер которых определяется ставкой рефинансирования. Правила, предусмотренные данной нормой, применяются, если размер процентов не установлен законом или договором.

Поскольку за просрочку денежного обязательства с ответчика была взыскана предусмотренная договором неустойка, суды правильно пришли к выводу о недопустимости двойной ответственности за одно нарушение.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 января 2010 г. по делу N А03-6956/2009)

О возмещении судебных расходов на представителя-работника.

Ссылка налогового органа на то, что расходы работников заявителя на участие при рассмотрении арбитражного дела, не могут быть возмещены по правилам ст. 110 АПК РФ является необоснованной, поскольку ст. 106 АПК РФ разделяет расходы, связанные с оплатой услуг представителя, и иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. К последним, как правильно указали суды, относятся расходы, связанные с проездом представителей общества из города нахождения налогоплательщика до г. Москвы и обратно для участия в судебных заседаниях; стоимость проживания в гостинице во время командировки; суточные.

(Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 января 2010 г. № КА-А40/11662-09)

Справки о результатах оперативного исследования – недопустимые доказательства.

Налоговый орган отказал "снял" налогоплательщику вычеты по НДС, поскольку представленные налогоплательщиком счета-фактуры были подписаны ненадлежащим лицом. Это обстоятельство было подтверждено справками экспертов-криминалистов МВД о результатах оперативного исследования. При этом инспекция не оспаривала реальности хозяйственных операций, совершенных между налогоплательщиком и его поставщиками, чьи счета-фактуры были признаны недостоверными.

Суд посчитал, что указанные справки не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств, поскольку они составлены по результатам почерковедческого исследования, проведенного на основании пункта 5 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.02.1999 N 18-О, результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем, то есть так, как это предписывается статьями 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации. В рассматриваемом случае - в порядке, установленном статьей 95 НК РФ. Инспекцией этот порядок при проведении выездной проверки налогоплательщика не соблюден.

(Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного Округа от 23 декабря 2009 г. по делу N А56-33508/2009)


Вернуться в начало


Прочее

Минфин разъяснил порядок заполнения счетов-фактур при реализации организацией товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения.

Как разъяснено письмом Минфина России от 14.01.10 № 03-07-09/01, обособленные подразделения организаций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются.

Поэтому в случае, если товары (работы, услуги) реализуются организацией через свои подразделения, счета-фактуры по отгруженным товарам (работам, услугам) могут выписываться этими подразделениями покупателям только от имени организации.

При этом при заполнении счетов-фактур по товарам (работам, услугам), реализованным подразделениями указанной организации, в строке 2б "ИНН/КПП продавца" указывается КПП соответствующего подразделения.

Соответственно, при приобретении товаров (работ, услуг) подразделениями организации по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП соответствующего подразделения.

(Письмо Минфина России от 14.01.10 № 03-07-09/01)

Счетная палата – ВАС России: ФАС Северо-Западного округа чрезмерно лоялен к налогоплательщикам.

По результатам проверки эффективности администрирования доходов в территориальных налоговых органах Санкт-Петербурга, Московской и Самарской областей в 2008 году и первом полугодии 2009 года Счетная палата проинформировала ВАС РФ о чрезмерной, по мнению аудиторов, лояльности арбитражных судов Санкт-Петербурга к налогоплательщикам.

На Северо-Западе суды слишком часто встают на сторону налогоплательщиков - в этом регионе налоговикам удается отсудить не более 50% от спорных сумм (впрочем, по данным самой ФНС, этот показатель немногим отличается от среднего по стране), сообщает Интерфакс.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

Выставить единый счет-фактуру не получится.

Письмом Минфина России от 31.12.09 № 03-07-11/340 разъяснен вопрос о порядке выставления счетов-фактур при приобретении товаров (работ, услуг) в рамках агентского договора.

Разъяснено, в частности, что статья 169 НК РФ, а также Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914) не предусматривают выставления единых счетов-фактур по работам (услугам), приобретенным покупателем в течение месяца.

(Письмо Минфина России от 31.12.09 № 03-07-11/340)

Минфин обосновывает размер госпошлины за иск о признании собственности.

По мнению Минфина РФ, при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления, содержащего требование о признании права собственности на долю в общем имуществе супругов, состоящего из садового земельного участка, государственная пошлина должна уплачиваться согласно пункту 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ - как при подаче искового заявления неимущественного характера.

(Письмо Минфина РФ № 03-05-06-03/64 от 31.12.2009)

Агентская торговля иностранной недвижимостью облагается НДС .

Местом осуществления деятельности организации, выполняющей работы или услуги, не предусмотренные подпунктами 1-4.1 пункта 1 статьи 148 НК, считается территория РФ в случае регистрации этой организации на территории России.

Поэтому услуги организации, осуществляющей реализацию объектов недвижимости, находящихся на территории иностранного государства, по агентскому договору, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

(Письмо Минфина №03-07-08/280 от 31.12.2009)

Приказом Минфина разъяснены некоторые вопросы начисления амортизации.

Разъяснено, в частности, что если основанное средство было выявлено при инвентаризации, то амортизационная премия по такому объекту не учитывается в расходах, поскольку нет расходов в виде капитальных вложений на его создание или приобретение.

(Приказ Минфина от 29.12.09 № 03-03-06/1/829)

Облагается ли налогом овердрафт.

В случае предоставления краткосрочного кредита клиенту банка при недостаточности или отсутствии на его банковском счете денежных средств (овердрафт), возврат которого происходит в течение одного операционного дня, дохода в виде материальной выгоды не возникает.

В таком случае, разъясняет УФНС России по г. Москве письмом от 22.06.09 № 20-14/3/075233, число дней распоряжения кредитом равно нулю (количество дней рассчитывается за период начиная со дня, следующего за днем предоставления кредита).

Доход в виде материальной выгоды, полученной налогоплательщиком от экономии на процентах при кредитовании банком расчетного счета клиента, фактический срок пользования которым составил менее одного дня, не подлежит налогообложению НДФЛ.

(Письмо УФНС России по г. Москве от 22.06.09 № 20-14/3/075233)

Эффективность оценивает налогоплательщик.

Напомнив, что налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата, Минфин письмом от 12.01.10 № 03-03-06/1/3 разъяснил, что:

  • налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность;
  • налоговый орган производит проверку экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.

(Письмо Минфина от 12.01.10 № 03-03-06/1/3)

Индивидуальные предприниматели подписывают счета-фактуры самостоятельно.

Индивидуальный предприниматель не вправе обязывать уполномоченных лиц подписывать счета-фактуры, разъяснил Минфин.

Как следует из письма Минфина России от 14.01.10 № 03-07-09/02, в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие право индивидуального предпринимателя возлагать обязанность подписывать счета-фактуры на уполномоченных им лиц.

(Письмо Минфина России от 14.01.10 № 03-07-09/02)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.