Мониторинг изменений за период 02.09.13 - 08.09.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

Правительством РФ конкретизирован перечень услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках, не подлежащих налогообложению НДС

Данная льгота предусмотрена подпунктом 12.2 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Льгота подлежит применению с 1 января 2013 года.

Перечень содержит 9 разделов, в которых перечислены, в частности:

  • услуги брокера, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются брокером в рамках лицензируемой деятельности;
  • услуги дилера, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются дилером в рамках лицензируемой деятельности;
  • услуги управляющего ценными бумагами, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются управляющим ценными бумагами в рамках лицензируемой деятельности и т.д.

(Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 N 761 "Об утверждении перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость")

В новой редакции изложены некоторые позиции, включенные в перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого не подлежит обложению НДС

Изменения касаются оборудования, классифицируемого кодами ТН ВЭД ТС 8419 89 989 9, 8474 20 000 0, 8479 82 000 0.

Кроме того, в указанный перечень включена новая позиция 8428 33 000 0 - "специализированный портовый углеперегрузочный комплекс максимальной производительностью 7 млн. тонн в год при условии работы 6000 часов в год, состоящий из вагоноопрокидывателя, трансбордера, складского оборудования, судопогрузочной машины, конвейерной системы, вспомогательного оборудования, общего электрооборудования, системы пылеудаления, системы аспирации.

(Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 N 772 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")

Определены правила возмещения НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым иностранными организаторами Олимпийских игр, иностранными маркетинговыми партнерами МОК для проведения Олимпиады в г. Сочи

Возмещение НДС производится на основании заявлений, поданных в налоговый орган с приложением пакета документов в соответствии с установленным перечнем (по общему правилу - договор, счета-фактуры, платежные документы или бланки строгой отчетности).

Также установлено, что для обоснованности возмещения НДС в отношении гостиничных услуг в налоговый орган одновременно с заявлением представляются, в частности: соглашение об организации размещения, заключенное организацией с Оргкомитетом, и договор об организации размещения гостей, заключенный Оргкомитетом с гостиницей; отчет об оказанных гостиничных услугах; платежные документы; счета-фактуры; акты сдачи-приемки услуг.

Документы могут быть представлены в налоговый орган не позднее чем через 3 года с наиболее поздней из следующих дат:

  • выставления счета-фактуры;
  • фактической оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При проведении налоговой проверки могут быть истребованы дополнительные документы по конкретной сделке как у ее участника, так и у иных лиц, располагающих соответствующими документами (информацией).

(Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 N 757 "О применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для целей организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи организациями, являющимися иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, а также филиалами, представительствами в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями")

ФНС утверждает электронный формат бухгалтерской отчетности для малого бизнеса

ФНС РФ своим приказом утвердило электронный формат бухгалтерской отчетности для малого бизнеса.

Документ утверждает формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме согласно приложению к настоящему приказу.

Документ вступает в силу для бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме за период 2013 года.

(Приказ ФНС России № ММВ-7-6/311@ от 03.09.2013)

С 9 сентября 2013 года вводятся в действие изменения, внесенные в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по ТКС с использованием ЭЦП

В новой редакции изложены таблицы 13.2, 13.3, 13.4 Приложения N 13 к Унифицированному формату, содержащего типы документов, используемых при документообороте по представлению в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских налогоплательщиков.

Это связано с тем, что с 9 сентября 2013 года подлежат применению новые форматы квитанции о приеме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также форматы сообщения (уведомления) о проставлении (об отказе от проставления) отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения).

Кроме того, поправками в Унифицированный формат скорректирован формат описания справки о доходах по форме 2-НДФЛ (раздел V приложения N 1 к Унифицированному формату).

(Приказ ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/310@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@")

Разработаны форматы документов и порядок обмена информацией в электронном виде между банками и налоговыми органами в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства РФ

Утверждены форматы электронных документов: запрос банка об уведомлении (неуведомлении) резидентом налогового органа об открытии счета (вклада) в банке за пределами РФ; справка о факте уведомления (неуведомления) налогового органа; квитанция о непринятии уполномоченным налоговым органом запроса банка.

Обеспечение требований информационной безопасности при обмене электронными документами осуществляется в порядке, аналогичном установленному Положением Банка России от 07.09.2007 N 311-П.

(Приказ ФНС России от 21.06.2013 N ММВ-7-6/211@ "Об утверждении Порядка обмена информацией между налоговыми органами и уполномоченными банками, государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" при передаче указанным банкам как агентам валютного контроля по их запросам информации, подтверждающей уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, в электронном виде", зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29453)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Ставки вывозных таможенных пошлин частично снижены

Постановлением Правительства частично снижены ставки вывозных таможенных пошлин. Документ разработан Минэкономразвития России.

Постановление направлено на приведение указанных ставок, действующих в России, в соответствие с ее международными обязательствами в рамках ВТО.

Ставки вывозных таможенных пошлин снижены в пределах от 10 до 25 процентных пунктов практически по всей номенклатуре облагаемых ими товаров.

Среди них, в частности, рыба (лосось, камбала, минтай, сельдь, путассу и др.), крабы, креветки, магнезия, вольфрамовые руды и концентраты, битумные смеси, шкуры и кожи, посеребренные и позолоченные металлы и ряд других товаров.

(Постановление Правительства РФ от 30 августа 2013 года № 754)


Вернуться в начало


Правовые новости

Утверждены типовые нормы бесплатной выдачи работникам угольной и сланцевой промышленности сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты

Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты применяются в отношении работников, осуществляющих:

  • подземные работы в действующих и строящихся угольных и сланцевых шахтах, дренажных шахтах разрезов, подземные работы по предупреждению и тушению пожаров, дегазации угольных пластов, разведочному и техническому бурению и осушению шахтных полей;
  • работы на поверхности действующих и строящихся угольных (сланцевых) шахт; поверхностные работы по предупреждению и тушению подземных пожаров, дегазации угольных пластов, бурению разведочных и технических скважин на шахтных полях действующих и строящихся шахт и осушению шахтных полей; работы на действующих и строящихся угольных разрезах, по добыче, переработке и транспортированию закладочных материалов и при производстве инертной пыли (на фабриках, в цехах и карьерах); работы на углеобогатительных, брикетных фабриках, обогатительных и брикетных установках, сортировках шахт и разрезов (центральных, групповых); работы на железнодорожном транспорте в действующих и строящихся шахтах, в разрезах, на обогатительных и брикетных фабриках и в других организациях угольной (сланцевой) промышленности;
  • работы на шахтах (рудниках) федерального государственного унитарного предприятия "Государственный трест "Арктикуголь".

(Приказ Минтруда России от 02.08.2013 N 341н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам действующих и строящихся шахт, разрезов и организаций угольной и сланцевой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29463)


Вернуться в начало


Судебная практика

Суд уточнил возможность возврата переплаченного налога

ФАС Московского округа подтвердил, что истечение трех лет со дня уплаты налога не препятствует возврату суммы излишне уплаченного налога.

ФАС отметил, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика либо возврату налогоплательщику. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

НК РФ не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, в любом случае действуют общие правила исчисления исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации; изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-134369/12-140-940 от 19.08.2013)

Плательщик вправе указывать в декларациях по НДС общую сумму реализации

ФАС Московского округа подтвердил, что налогоплательщик при оформлении возврата товара в декларациях по налогу на прибыль обоснованно уменьшал величину реализации на сумму возвращенного товара, а в декларациях по НДС указывал общую сумму реализации.

ФАС, поддерживая позицию судов относительно вопроса о доначислении по налогу на прибыль, учел расчет налоговой базы по налогу на прибыль за 2008 - 2010 годы и нормы статьи 313 Налогового кодекса Российской Федерации.

В спорной налоговой ситуации суды обоснованно учли, что налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Что касается вопроса по налогу на добавленную стоимость, то суды установили, что налогоплательщик при оформлении возврата товара в декларациях по налогу на прибыль уменьшал величину реализации по строе 010 на сумму возвращенного товара, а в декларациях по НДС указывал общую сумму реализации за отчетный период без уменьшения на суммы произведенного возврата с отнесением сумм НДС возвращенных товаров в состав налоговых вычетов по строе 130 раздела 3.

Указанный способ учета соответствует хозяйственной деятельности налогоплательщика, нарушений норм налогового законодательства нет и оснований для привлечения к ответственности не было.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-58597/12-107-328 от 14.08.2013)

Низкая стоимость товара не свидетельствует о недостоверности сделки и недобросовестности декларанта

ФАС Дальневосточного округа пояснил, что различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки, и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.

ФАС отметил, что под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки.

Доказательств недостоверности сведений в представленных заявителем документах материалы дела не содержат.

Отличие цены сделки от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, может являться признаком, свидетельствующим о недостоверности заявленных сведений в случае, если оно является значительным и, когда сравниваются цены на идентичные или однородные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03-4067/2013 от 21.08.2013)

Длительный срок проведения проверки свидетельствует о нарушении целей налогового администрирования

ФАС Северо-Кавказского округа подтвердил, что суд пришел к правильному выводу о том, что решение инспекции, вынесенное по итогам проверки, длившейся более 2,5 лет, надлежит признать незаконным.

ФАС отметил, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Предусмотренный указанной нормой срок на проведение камеральной налоговой проверки не является пресекательным, его нарушение не является безусловным основанием для признания незаконным решения, принятого по итогам такой камеральной налоговой проверки.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Инспекция нарушила принцип недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля. Убедительных доказательств обоснованности столь длительного срока проведения проверки инспекция не представила, что обоснованно учел суд первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта.

Длительный срок проведения проверки свидетельствует о нарушении инспекцией целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А53-33602/2012 от 27.08.2013)


Вернуться в начало


Прочее

В случае неявки лица на рассмотрение материалов налоговой проверки должностным лицом налогового органа подлежит установлению факт надлежащего (ненадлежащего) извещения этого лица о дате, времени и месте их рассмотрения

Если руководителем (заместителем руководителя) налогового органа будет установлен факт ненадлежащего извещения лица, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, а также в случае отсутствия информации о надлежащем его извещении должностное лицо принимает решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки. Аналогичные действия должны быть предприняты должностным лицом налогового органа в процессе процедуры рассмотрения материалов дела об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

Помимо рекомендаций, касающихся указанных процедур, в письме ФНС России содержатся указания по составлению протокола рассмотрения материалов налоговой проверки (приведена рекомендуемая форма протокола и определен перечень отражаемых в нем сведений).

Рекомендации ФНС России коснулись также вопросов проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и составления протокола ознакомления с результатами таких мероприятий.

(Письмо ФНС России от 07.08.2013 N СА-4-9/14460@ "Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов")

Инспекторы не вправе повторно запрашивать у налогоплательщика документы, ссылаясь на проверку его контрагентов

Налоговики по поручению другой инспекции, запросили у организации в рамках "встречной" проверки ряд документов. Можно ли не выполнять это требование, если запрошенные документы уже были представлены ранее в ходе проверки, проводимой инспекцией, в которой компания состоит на учете? Минфин России ответил утвердительно.

Напомним, инспекторы вправе истребовать у контрагента или у иных лиц документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). В случае неисполнения требования взыскивается штраф в размере 5 000 рублей (п.1 ст. 129.1 НК РФ "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу"). Вместе с тем, пункт 5 статьи 93 НК РФ запрещает инспекторам истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных проверок этого лица. Такое ограничение не применяется в двух случаях. Первый — когда документы ранее представлялись в виде подлинников и были возвращены проверяемому лицу. Второй — когда документы, представленные в инспекцию, были утрачены вследствие непреодолимой силы. По мнению авторов письма, указанное ограничение на повторное истребование документов у организации применимо и в случае их истребования в соответствии со статьей 93.1 НК РФ. Таким образом, организация вправе не представлять в рамках "встречной" проверки (т.е. по требованию налоговиков, получивших поручение от инспекции, проводящей проверку контрагентов) документы, которые ранее уже были представлены во время камеральной или выездной проверки самой организации.

Отметим, что позицию Минфина по данному вопросу нельзя назвать устойчивой. Так, в письмах финансового ведомства от 22.07.13 № 03-02-07/2/28610 и от 07.06.13 № 03-02-07/1/21191, где чиновники заявляли о необходимости восстанавливать утраченные документы, одним из аргументов для такого восстановления было указано то, что документы могут быть истребованы повторно в рамках "встречной" проверки для получения информации по контрагентам.

(Письмо Минфина России от 26.08.13 № 03-02-07/1/35025)

НДС с расходов на питание при проведении представительских мероприятий исчислять не нужно

Минфин России рассмотрел вопрос о том, нужно ли исчислять НДС с расходов, которые компания понесла на питание представителей других организаций при проведении представительских мероприятий.

Финансовое ведомство разъяснило, что из норм ст.146 и ст.39 НК РФ следует, что объект обложения НДС возникает в случае, если право собственности на товары, работы, услуги передается конкретным лицам. При проведении представительских мероприятий это условие не выполняется. Поэтому с расходов на питание, организованного для представителей других компаний, НДС исчислять не нужно.

(Письмо Минфина России от 21.08.2013 № 03-07-11/34248)

Минфин разъяснил, когда "упрощенщик" может учесть "входной" НДС по товарам, предназначенным для дальнейшей реализации

Индивидуальный предприниматель на УСН с объектом "доходы минус расходы" приобретает товары для дальнейшей перепродажи. В какой момент сумму "входного" НДС, уплаченного по данным товарам, можно учесть в расходах — в день оплаты товара или по мере его реализации?

Как известно, плательщики УСН с объектом "доходы минус расходы" вправе учитывать затраты на уплату налогов и сборов (подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). В подпункте 2 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ установлено, что расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются после их реализации. По мнению авторов письма, "входной" НДС учитывается в том же порядке, в котором списываются расходы по приобретению соответствующих товаров. Таким образом, суммы НДС, которые были уплачены "упрощенщиком" по товарам, приобретенным для дальнейшей перепродажи, учитываются по мере реализации таких товаров.

(Письмо Минфина России от 23.08.13 № 03-11-06/2/34691)

Для подтверждения расходов на проезд по электронному билету наличие выписки об оплате билета банковской картой необязательно

При приобретении электронного железнодорожного или авиабилета документами, подтверждающими расходы в целях налогообложения прибыли, являются, соответственно, контрольный купон электронного билета или маршрут/квитанция и посадочный талон. Представлять дополнительные документы, подтверждающие оплату билета, в том числе выписку из банка, не нужно.

Как известно, в случае приобретения авиабилета через интернет покупателю выдается маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок). При поездке железнодорожным транспортом таким документом является контрольный купон электронного проездного документа (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте). Они являются документами строгой отчетности и применяются для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Об этом сказано в пункте 2 приказа Минтранса России от 08.11.06 № 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" и пункте 2 приказа Минтранса России от 21.08.12 № 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте".

Таким образом, отметили авторы комментируемого письма, для признания в целях налогообложения прибыли расходов на проезд, документами, достаточными для подтверждения факта поездки, являются: распечатка маршрут/квитанции электронного документа, где указана стоимость перелета и посадочный талон (при перелете) или распечатанный контрольный купон (при проезде ж/д транспортом).

(Письмо Минфина России от 29.08.13 № 03-03-07/35554)

Минфин разъяснил порядок учета доходов при уплате неустойки должником

Если уплата неустойки (штрафов, пеней) осуществляется без соответствующего решения суда, на основании договора, то датой получения доходов кредитором является день признания этих сумм должником. Такие разъяснения дал Минфин России.

Основные положения, касающиеся уплаты санкций за нарушение договорных обязательств, даны в главе 23 Гражданского кодекса РФ. В частности, в пункте 1 статьи 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (ст. 331 ГК РФ).

Суммы неустойки включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в двух случаях. Первый — когда эти суммы признает должник. Второй — когда вступит в законную силу решение суда о взыскании спорных сумм (п. 3 ст. 250 НК РФ). Соответственно, датой получения дохода будет считаться день признания долга или вступления в законную силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При этом в Минфине считают, что обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности уплатить сумму неустойки, является фактическая уплата суммы кредитору либо письменное подтверждение, выражающее готовность должника заплатить ее.

Отметим, что согласно давней позиции ФНС России, выраженной в письме от 26.06.09 № 3-2-09/121, платежные поручения по оплате неустоек не могут свидетельствовать о признании должником неустойки. Таким документом может служить только письменное согласие организации оплатить долг.

(Письмо Минфина России от 26.08.13 № 03-03-06/2/34843)

При изменении площади участка недр сумма регулярного платежа за пользование недрами подлежит пересчету

По мнению ФНС России, при уменьшении площади лицензионного участка недр в течение квартала сумма регулярного платежа за пользование недрами должна быть рассчитана исходя из уменьшенной площади участка недр, начиная с квартала, следующего за кварталом изменения площади участка недр.

(Письмо ФНС России от 06.08.2013 N АС-4-3/14318@ "О регулярных платежах за пользование недрами")

Минфин разъяснил порядок учета денежных средств, поступивших "упрощенщику" от деятельности, в отношении которой ранее применялась "вмененка"

Должна ли организация на "упрощенке" учитывать в доходах денежные средства, поступившие от деятельности, в отношении которой в прошлом применялась система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход? По мнению Минфина России, ответ на этот вопрос зависит от того, в какой момент произошел переход права собственности на товары (работы, услуги).

Как известно, при определении налоговой базы по УСН учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы. Об этом сказано в пункте 1 статьи 346.15 Налогового кодекса. Реализацией товаров, работ или услуг признается, в частности, передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). При этом датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу "упрощенщика" (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Поэтому, как полагают в Минфине, в базу по УСН нужно включать только те доходы от реализации, которые поступили налогоплательщику в период применения "упрощенки" за товары (работы, услуги), реализованные (т.е. фактически переданные на возмездной основе) в период применения этого спецрежима. Если же переход права собственности на товары произошел в период применения ЕНВД, то доходы от реализации таких товаров, поступившие после начала использования упрощенной системы налогообложения, при определении налоговой базы по УСН не учитываются.

Также в финансовом ведомстве отметили, что расходы по приобретению товаров, произведенные в период применения "вмененки", налоговую базу по УСН не уменьшают.

(Письмо Минфина России от 21.08.13 № 03-11-06/2/34243)

ИП без работников уменьшает налог по УСН при совмещении с ПСН на всю сумму взносов

Индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников, совмещает два спецрежима: патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения (объект "доходы"). Может ли он уменьшить единый налог по УСН на всю сумму страховых взносов, уплаченных "за себя"? В Минфине России ответили утвердительно.

В пункте 3.1 статьи 346.21 НК РФ прямо сказано: предприниматели на УСН с объектом "доходы", не производящие выплаты физлицам, могут уменьшить единый налог на сумму фиксированных взносов. При этом, как отмечают авторы письма, для данных налогоплательщиков никакие ограничения по уменьшению сумм налога (авансовых платежей) не установлены. Таким образом, ИП без наемных работников вправе учесть всю сумму взносов, уплаченных "за себя", даже если в результате получится, что налог к уплате равен нулю.

А вот стоимость патента на сумму уплаченных страховых взносов уменьшить нельзя, независимо от того, есть у предпринимателя наемные работники или нет. Обоснование — глава 26.5 "Патентная система налогообложения" НК РФ не предусматривает возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов.

(Письмо Минфина России от 23.08.13 № 03-11-06/2/34685)

Имущественный вычет по-новому будет действовать при регистрации прав после 1 сентября 2014 года

Минфин России разъяснил порядок применения новых норм предоставления имущественного вычета по НДФЛ.

Напомним, что Федеральным законом от 23.07.13 № 212-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс, которые улучшают положение налогоплательщиков при получении ими имущественного налогового вычета по НДФЛ. Например, если при приобретении одной квартиры налогоплательщик использовал не весь вычет в сумме 2 млн. руб., он вправе использовать остаток при приобретении другой квартиры. Изменяется порядок распределения имущественного вычета между совладельцами при покупке недвижимости в общую долевую или общую совместную собственность. Со следующего года каждый из них вправе получить вычет в 2 млн. руб. (сейчас – 2 млн. руб. распределяется между ними пропорционально долям). Имущественный вычет по расходам на погашение процентов по целевым займам, как и сейчас, будет предоставляться только по одному объекту недвижимости, однако ограничение по его размеру составит 3 млн. руб.

Важный момент: поправки, внесенные в НК РФ, применяются к отношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после 1 января 2014 года. Минфин России в письме от 22.08.13 № 03-04-06/34485 разъяснил, что это означает. Новые положения НК РФ действуют в отношении налогоплательщиков, которые ранее не получали имущественный налоговый вычет и которые зарегистрировали право собственности на недвижимость начиная с 1 января 2014 года, говорится в письме.

(Письмо Минфина России от 22.08.13 № 03-04-06/34485)

Минфин напомнил порядок налогообложения НДФЛ заработной платы работника, отправленного работать за границу на длительный срок

Порядок налогообложения НДФЛ доходов работника, отправленного работать за границу на длительный срок, зависит от того, каким образом в трудовом договоре определено место его работы.

Если в соответствии с трудовым договором место работы сотрудника находится в Российской Федерации, то при выезде на работу за границу ему оформляется служебная командировка. Согласно положениям статьи 167 Трудового кодекса, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется, в частности, сохранение среднего заработка. Такие выплаты, как отмечают в Минфине, относятся к доходам от источников в РФ. Соответственно, сумма среднего заработка будет облагаться по ставке 13 процентов до тех пор, пока работник не перестанет быть налоговым резидентом РФ. Как только он этот статус утратит (т.е. проведет за рубежом более 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев), его доход будет облагаться НДФЛ по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Если же место работы сотрудника в соответствии с трудовым договором находится за границей, то поездка работника для выполнения трудовых обязанностей не требует оформления командировки. В этом случае вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей будет относиться к доходам от источников за пределами РФ. Такие доходы, следуя положениям статьи 224 НК РФ, облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов. Если же физлицо утратит статус налогового резидента, то полученные доходы не будут облагаться НДФЛ на территории РФ.

(Письмо Минфина России от 22.08.13 № 03-04-05/34436)

Минфин: физлицо вправе получить имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение квартиры, приобретенной по договору мены

В соответствии с договором мены гражданин обменял свою старую квартиру на две новых. Вправе ли налогоплательщик получить имущественный вычет по НДФЛ, который предоставляется при приобретении жилой недвижимости? По мнению Минфина России, такое право у физлица есть.

Как известно, при приобретении жилой недвижимости (в частности, квартиры, комнаты или доли (долей) в них), физическое лицо может воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме фактически произведенных расходов, но не более 2 млн. рублей. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса.

В Минфине напоминают, что к договору мены применяются правила о купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Это оговорено в статье 567 Гражданского кодекса.

На этом основании, как полагают авторы комментируемого письма, налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет на приобретение новой квартиры по договору мены.

(Письмо Минфина России от 22.09.13 № 03-04-05/34368)

С выплат, начисленных умершему работнику, удержание НДФЛ не производится

В обоснование своей позиции ФНС России указала, в частности, следующее:

  • обязанность по уплате НДФЛ прекращается со смертью физического лица;
  • на наследников возлагается обязанность по погашению задолженности умершего лица только по имущественным налогам (в пределах стоимости наследуемого имущества);
  • от налогообложения НДФЛ освобождены все доходы наследников (исключение составляют вознаграждения, выплачиваемые наследникам (правопреемникам) авторов произведений, изобретений и промышленных образцов).

(Письмо ФНС России от 30.08.2013 N БС-4-11/15797@ "По вопросу исполнения функций налогового агента по уплате налога на доходы физических лиц в случае смерти работника")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.