Мониторинг изменений за период 08.04.13 - 14.04.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

Принят ряд важных поправок в Налоговый кодекс РФ, касающихся исчисления НДС в случае изменения стоимости отгруженных товаров, а также проведения налоговых проверок в отношении контролируемых сделок

Согласно дополнению, внесенному в статью 154 НК РФ, поощрительные выплаты покупателю за объемы приобретенных товаров не изменяют их стоимость, если это прямо не предусмотрено условиями договора. Напомним, что в случае, когда цена договора изменяется, продавцу и покупателю необходимо скорректировать суммы НДС, соответственно уплаченные и принятые ими к вычету.

Кроме того, внесенными поправками предусматривается возможность выставления единого корректировочного счета-фактуры на составленные ранее несколько счетов-фактур при изменении стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Скорректированы положения НК РФ, устанавливающие размер госпошлины, взимаемой за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Также внесены уточнения, касающиеся проведения налоговых проверок в отношении контролируемых сделок, в частности:

  • срок принятия решения о проведении проверки в отношении сделок, доходы и расходы по которым признаются в 2012 году, продлен с 31 декабря 2013 года до 30 июня 2014 года включительно;
  • уведомление о контролируемых сделках за 2012 год должно быть направлено налогоплательщиком не позднее 20 ноября 2013 года;
  • документация относительно указанных сделок может быть истребована налоговыми органами не ранее 1 декабря 2013 года.

(Федеральный закон от 05.04.2013 N 39-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения")

Внесены изменения в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению НДС

Пересмотрен перечень технологического оборудования (в т. ч. комплектующих и запчастей к нему), аналоги которого не производятся в нашей стране и ввоз которого в Россию не облагается НДС.

Исключаются инкубаторы и брудеры (код ТН ВЭД ТС 8436 21 000 0).

В то же время добавляются линия для сборки и сварки судовых плоских секций и мостовых конструкций, линия для сборки и сварки микропанелей (код ТН ВЭД ТС 8515 31 000 0). Линия по производству формовочных смесей из холоднотвердеющих смесей для металлургического производства (код ТН ВЭД ТС 8474 80 908 0).

(Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 291 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")

Нормативный акт, устанавливающий перечень основных средств, в отношении которых применяется льготное налогообложение налогом на имущество организаций, приведен в соответствие с Налоговым кодексом РФ

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 утвержден перечень имущества, ранее освобождаемого от обложения налогом на имущество организаций на основании п. 11 ст. 381 Налогового кодекса РФ.

С 1 января 2013 года установленная данным пунктом льгота не распространяется на железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы и линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Теперь их налогообложение осуществляется по пониженным налоговым ставкам, устанавливаемым законами субъектов РФ в пределах максимальных значений, предусмотренных п. 3 ст. 380 НК РФ.

В этой связи из текста Постановления исключены слова, указывающие на освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций, поименованных в данном перечне объектов основных средств.

(Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 292 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 504")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Принят закон, устанавливающий ограничение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием

По общему правилу в этом случае пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка работника.

Согласно принятому дополнению максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратного максимального размера ежемесячной страховой выплаты, устанавливаемого законом о бюджете Фонда социального страхования. Так, согласно Федеральному закону от 03.12.2012 N 219-ФЗ максимальный размер ежемесячной страховой выплаты составляет: в 2013 году - 58970 руб., в 2014 году - 61920 руб. и в 2015 году - 65020 руб.

Внесенными поправками устанавливается также порядок определения размера пособия для случаев, когда исчисленный исходя из среднего заработка работника размер пособия превышает установленный максимальный размер.

(Федеральный закон от 05.04.2013 N 36-ФЗ "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")

Лица, ограниченные в родительских правах, лишены прав на льготы и некоторые государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей

Указанная категория граждан включена в перечень лиц, на которых не распространяются положения Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Исключением из этого правила являются случаи назначения и выплаты указанным лицам, а также лицам, лишенным родительских прав, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

(Федеральный закон от 05.04.2013 N 45-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Декларант может подавать обращения, представлять обязательства в таможенные органы как в письменной, так и в электронной формах

Согласно изменениям, вносимым в статью 219 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", декларанту предоставляется возможность подавать обращения, представлять обязательства в таможенные органы как в письменной, так и в электронной формах в случаях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением таможенному органу документов о соблюдении запретов и ограничений, установленных в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза, а таможенному органу в письменной или в электронной формах выдавать подтверждение получения обращения декларанта на представление документов.

Изменениями также предусмотрено, в частности, что таможенные органы будут отказывать в выдаче разрешения на представление лицензий, сертификатов, разрешений или иных документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, после выпуска товаров, только в случае, если декларант в течение одного года до обращения в таможенный орган привлекался к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

(Федеральный закон от 05.04.2013 N 48-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 220 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")


Вернуться в начало


Правовые новости

Внесены уточнения в порядок осуществления преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции

Установлено, что если цена размещения или порядок ее определения установлены решением, являющимся основанием для размещения акционерным обществом (в случае, если оно является кредитной организацией), владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является Российская Федерация, путем открытой подписки дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, с их оплатой деньгами, и информация, содержащаяся в уведомлении, раскрывается в соответствии с требованиями законодательства РФ о ценных бумагах, срок действия преимущественного права не может быть менее восьми рабочих дней с момента раскрытия такой информации.

(Федеральный закон от 05.04.2013 N 47-ФЗ "О внесении изменения в статью 41 Федерального закона "Об акционерных обществах")

Установлены особенности регулирования труда работников, работающих вне места расположения работодателя (дистанционные работники)

Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом определенных особенностей.

При взаимодействии дистанционного работника и работодателя путем обмена электронными документами используются усиленные квалифицированные электронные подписи.

Федеральным законом установлены особенности:

  • заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе;
  • организации и охраны труда дистанционных работников;
  • режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника;
  • прекращения трудового договора о дистанционной работе.

(Федеральный закон от 05.04.2013 N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")


Вернуться в начало


Законопроекты

Потери от краж в магазинах самообслуживания предлагается учитывать в расходах при исчислении налога на прибыль организаций

Законопроект, внесенный на рассмотрение в Госдуму, предусматривает возможность отнесения в состав внереализационных расходов (в размере, не превышающем 0,75 процента от выручки) выявленной по итогам инвентаризации недостачи товаров, возникающей при их розничной реализации через секции самообслуживания. Перечень такой продукции будет устанавливаться Правительством РФ.

Определены условия признания данных расходов для целей налогообложения.

Так, в частности, в целях недопущения злоупотребления данным правом при списании убытков на расходы законопроект предусматривает обязательное наличие у налогоплательщика аудиторского заключения о системе внутреннего контроля в области учета товарно-материальных ценностей. Также к условиям признания данных расходов для целей налогообложения отнесено наличие раздельного учета выручки от реализации товаров через секции самообслуживания и выручки от реализации товаров иными способами. При этом доля выручки от реализации через секции самообслуживания должна составлять не менее 70 процентов общего объема выручки в области розничной торговли товарами.

(Проект Федерального закона N 254686-6 "О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса РФ (в части отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами)")

Госдума одобрила в первом чтении поправки в порядок применения льгот по НДС при ввозе медицинских товаров

Госдума РФ одобрила в первом чтении законопроект о внесении изменения в статью 150 части второй Налогового кодекса РФ, уточняющий порядок применения освобождения от НДС при ввозе на территорию РФ медицинских товаров.

Законопроект позволяет Правительству РФ определить перечни медицинских товаров, а также сырья и комплектующих изделий для их производства, подлежащих освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, с указанием кодов ТН ВЭД ТС.

(Законопроект № 218743-6 "О внесении изменения в статью 150 части второй Налогового кодекса РФ")

Госдума одобрила в первом чтении поправки в порядок применения НДС в отношении страхования экспортных кредитов

Госдума РФ одобрила накануне правительственный законопроект о внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса РФ, закрепляющий особенности налогообложения организаций при осуществлении деятельности по страхованию экспортных кредитов.

Так, в частности, законопроектом предусматривается включение в перечень налогоплательщиков, не составляющих счета-фактуры по операциям, освобождаемым от НДС, а также в перечень налогоплательщиков, имеющих право уплачивать в бюджет налог по операциям, подлежащим налогообложению, по мере получения оплаты, организации, оказывающие освобождаемые от НДС услуги по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков без получения разрешения (лицензии).

Кроме того, предлагается не включать в базу по НДС получаемые страхователем страховые выплаты по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0% согласно пункту 1 статьи 164 Кодекса.

(Законопроект № 222782-6 "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса РФ")

Депутаты одобрили в первом чтении поправки в порядок применения имущественного вычета

Депутаты Госдумы РФ приняли в первом чтении законопроект о внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса РФ. Законопроект закрепляет порядок получения имущественного налогового вычета налогоплательщиками, являющимися родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами, попечителями), и осуществляющими новое строительство или приобретение за счет собственных средств имущества в собственность своих несовершеннолетних детей (подопечных в возрасте до 18 лет).

При этом в указанных случаях несовершеннолетние дети не теряют право на получение ими в дальнейшем имущественного налогового вычета, предусмотренного законодательством о налогах и сборах.

(Законопроект № 195397-6 "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса РФ")

Депутаты одобрили законопроект об обязательной досудебной процедуре обжалования актов налоговых органов

Госдума РФ одобрила накануне в первом чтении законопроект, в соответствии с которым вводится обязательная досудебная процедура обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Кроме того, законопроектом увеличивается до одного месяца срок подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

(Законопроект № 190725-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу пункта 53 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования")

Минтруд разработал форму справки о сумме заработной платы за 2 года

Минтруд РФ разработал проект ведомственного приказа, утверждающего форму справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы.

Текст документа размещен на сайте министерства.

Документ содержит форму справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ не начислялись.

Кроме того, приказ содержит порядок заполнения и выдачи данной справки.


Вернуться в начало


Судебная практика

По мнению Верховного Суда РФ, Минздравсоцразвития России, реализуя предоставленные ему полномочия по утверждению инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, вышло за пределы своей компетенции, поскольку изменило определенную законодателем дату введения в действие нового правового регулирования

Признан недействующим со дня вступления его в силу абзац второй подпункта "н" пункта 52 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 года N 987н, в части, предусматривающей для лиц 1966 года рождения и старше учет суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса начиная с 1 января 2010 г.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

(Решение Верховного Суда РФ от 05.03.2013 N АКПИ13-3 "О признании частично недействующим со дня его вступления в силу абзаца второго подпункта "н" пункта 52 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н")

ВАС: при перевыставлении комиссионером счета-фактуры комитенту указываются сведения о продавце, а не о посреднике

Высший арбитражный суд признал соответствующим Налоговому кодексу правило, согласно которому посредник (агент, комиссионер), приобретающий товары от своего имени, при перевыставлении счета-фактуры принципалу (комитенту) должен указать наименование продавца.

В суде оспаривалась норма абзаца третьего подпункта "в" пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137). Данная норма гласит: при выставлении счетов-фактур принципалу (комитенту) посредник (агент или комиссионер), приобретающий от своего имени товары, работы, услуги или имущественные права, указывает полное или сокращенное наименование продавца, являющегося юрлицом, либо фамилию, имя и отчество продавца - индивидуального предпринимателя. По мнению компании, обратившейся в суд, это положение противоречит статье 169 НК РФ, поскольку, в данной статье под налогоплательщиком подразумевается не только продавец, но и посредник. К тому же, как полагал заявитель, отсутствие в счетах-фактурах, выставляемых покупателю, сведений о посреднике (приобретающем товары для покупателя), может создать для покупателя препятствия к получению вычетов. Ведь, если налоговики направят запрос продавцу, указанному в счетах-фактурах, то он не подтвердит наличие хозяйственных отношений с покупателем.

Однако ВАС РФ, рассмотрев данное дело, не нашел оснований для признания оспоренной нормы недействительной. Суд исходил из следующих положений. Дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) продавец обязан предъявить покупателю соответствующие суммы НДС, которые продавец по итогам налогового периода перечисляет в бюджет (п. 1 ст. 168 НК РФ). Таким образом, несмотря на то, что покупатель уплачивает продавцу сумму НДС, ответственным за перечисление налога в бюджет признается продавец, то есть именно он является плательщиком налога. Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура – это документ, служащий основанием для принятия покупателем НДС к вычету. Если в счете-фактуре, направляемом посредником принципалу (комитенту), будут указаны сведения об агенте (комиссионере) вместо информации о продавце (на чем настаивает заявитель), то факт уплаты НДС продавцом установить будет невозможно. В этом случае у принципала (комитента) могут возникнуть проблемы с получением вычета НДС.

Кроме того, судьи указали, что независимо от наличия посредника товар (работа, услуга, имущественное право) приобретается за счет средств покупателя, к которому от продавца переходит право собственности. Оспариваемое положение фактически повторяет норму подпункта 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ, согласно которой в счете-фактуре указываются наименования, адреса и идентификационные номера продавца и покупателя. При этом обязательного отражения информации о посреднике не предусмотрено, заключается в решении ВАС РФ.

Со своей стороны отметим, что ни Налоговый кодекс, ни Правила заполнения счета-фактуры не запрещают указывать в счетах-фактурах дополнительную информацию. Минфин неоднократно подтверждал данный вывод (см., например, письмо от 21.06.12 № 03-07-15/66). Таким образом, при перевыставлении принципалу (комитенту) счетов-фактур по приобретенным от своего имени товарам, посредник может дополнительно указать сведения об агентском договоре или договоре комиссии, в соответствии с которым он действует.

(Решение ВАС РФ от 25.03.13 № 153/13)

Применение неверных разъяснений налоговиков - не повод для штрафа

Суд разъяснил, что при выполнении ошибочных разъяснений налоговиков у предприятия отсутствует вина, которая является неотъемлемой частью состава правонарушения, наряду с противоправностью и причинением ущерба.

При проведении камеральной проверки декларации по НДС налоговики отказали предприятию в зачете, возмещении налога, обвинили в неуплате и доначислили штраф по ст. 122 НК РФ (неуплата налога – 20%) и пеню.

Компания обжаловала данное решение в суде и полностью доказала свою невиновность.

Перед исчислением налога предприятие обратилось с письменным запросом в инспекцию об особенностях начисления и списания НДС по определенному виду деятельности – долевому строительству.

Судом установлено, что компания последовала изложенному в ответе налоговиков на ее запрос.

В соответствии с п. 2 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица, то есть умысла, неосторожности или преступной халатности.

Согласно п. 8 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, возникшей у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти.

Суд признал, что поскольку вины организации не усматривается, то и привлечение к ответственности, то есть назначение штрафа незаконно. Однако в отношении доначисления налога требования инспекторов признаны законными.

(Постановление ФАС Уральского округа по делу № А50-6800/2012)

Отказ в вычете по НДС не может основываться на предположениях о недобросовестности плательщика

ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил, что налогоплательщику не может быть отказано в вычете по НДС на основании предположений инспекции о его недобросовестности со ссылкой на установление факта недобросовестности его контрагентов.

ФАС отметил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и противоречивы.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Отсюда следует, что доводы налогового органа о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды должны основываться на совокупности доказательств, с бесспорностью подтверждающих наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А03-6083/2012 от 26.03.2013)


Вернуться в начало


Прочее

Взаимозависимым лицам следует представлять с уточненной декларацией по НДС пояснительную записку

ФНС РФ в своем письме разъяснила порядок представления уточненной налоговой декларации по НДС, в связи с осуществлением корректировки налоговой базы в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 НК РФ.

В письме отмечается, что одновременно с представлением уточненной налоговой декларации по НДС налогоплательщику рекомендуется направлять в налоговый орган пояснительную записку.

В пояснительной записке целесообразно сообщить информацию о том, что представление уточненной налоговой декларации по НДС связано с осуществлением корректировки в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 НК РФ, а также указать сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы НДС.

Так, в частности, указываются номер и дату договора, стоимость предмета сделки, указанную в договоре, сумму произведенной корректировки, сведения об участниках сделки, а именно: ИНН, наименование организации или индивидуального предпринимателя, не являющихся налогоплательщиками НДС или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика этого налога и иная значимая, по мнению налогоплательщика, информация.

Информация, отражаемая в пояснительной записке, необходима для разграничения предмета контроля между ФНС России и территориальными налоговыми органами, а также позволит сократить объем переписки между налогоплательщиками и налоговыми органами.

(Письмо ФНС России № ЕД-4-3/5938@ от 03.04.2013)

Минфин и ФНС признали: сумма неустойки в связи с несвоевременной оплатой товаров НДС не облагается

Суммы неустойки, которые по своей сути являются мерой ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные поставщиком от контрагента в связи с несвоевременной оплатой товаров, в налоговую базу по НДС не включаются. Наконец, с этим выводом Высшего арбитражного суда спустя пять лет согласился и Минфин России. В свою очередь ФНС России направила данные разъяснения своим подчиненным для использования в работе.

Напомним, до сих пор Минфин настаивал: штрафные санкции за несоблюдение контрагентом обязательств (в частности, несвоевременную оплату) являются суммами, связанными с оплатой товаров, работ, а потому облагаются НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Об этом чиновники финансового ведомства сообщали, в частности, в письмах от 17.08.12 № 03-07-11/311, от 18.05.12 № 03-07-11/146.

Между тем, суды по данному вопросу придерживаются противоположного мнения. Самый показательный пример — постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.08 № 11144/07. Высший арбитражный суд указал: сумма неустойки, которую продавец выставляет покупателю за нарушение условий договора (в рассматриваемом деле — за просрочку оплаты услуг) не облагается НДС. Ведь неустойкой признается определенная договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (ст. 330 ГК РФ). Следовательно, взыскание неустойки в гражданском законодательстве связано не с оплатой товаров (работ, услуг), а с неисполнением или ненадлежащим исполнением гражданско-правовых обязательств. Поскольку данные суммы не связаны с реализацией, они не должны включаться в налоговую базу по НДС. Теперь этой точки зрения придерживается и Минфин России. Как отметили авторы письма, в отношении сумм неустойки как ответственности за несвоевременную оплату товаров, полученных продавцом от покупателя, следует руководствоваться указанным постановлением Президиума ВАС.

В то же время чиновники сделали следующую оговорку. Если полученные продавцами от покупателей суммы по существу не являются неустойкой, обеспечивающей исполнение обязательств по договору, а фактически относятся к элементу ценообразования, то такие суммы увеличивают налоговую базу по НДС.

(Письмо Минфина России от 04.03.13 № 03-07-15/6333, Письмо ФНС России от 03.04.13 № ЕД-4-3/5875@)

Налогоплательщики УСН признают доходы от сделок РЕПО по факту реализации ценных бумаг по первой и второй части договора

В письме Минфина России, направленном в налоговые органы сообщается, что положения, устанавливающие особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами, предусмотренные статьей 282 НК РФ главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН, не применяются.

В этой связи указано, что в целях определения порядка налогообложения в отношении сделок РЕПО налогоплательщикам УСН следует применять общие подходы к определению понятия "реализация" и нормы гражданского законодательства.

Поскольку договор РЕПО состоит из двух связанных между собой договоров купли-продажи ценных бумаг, налогоплательщикам УСН доходы от операций по сделке РЕПО следует учитывать в следующем порядке:

  • продавцом по первой части РЕПО - по факту продажи ценных бумаг;
  • продавцом по второй части РЕПО - по факту их обратного выкупа.

Отмечено также, что налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы на приобретение ценных бумаг при соблюдении условий, предусмотренных статьей 346.17 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 25.03.2013 N ЕД-4-3/5036@ "О порядке учета операций по договорам РЕПО налогоплательщиками УСН")

Предприниматель, у которого есть наемные работники, не может уменьшить ЕНВД на сумму уплаченных за себя страховых взносов в фиксированном размере

Индивидуальный предприниматель, который применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, может уменьшить исчисленную сумму единого налога на сумму фиксированных взносов в ПФР и ФФОМС только в том случае, если у него нет наемных работников.

Порядок уменьшения ЕНВД на сумму взносов, платежей и пособий определен в статье 346.32 Налогового кодекса. В частности, пункт 2 данной статьи позволяет уменьшать единый налог на сумму:

  • страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам;
  • пособий по временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя;
  • платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя.

Что же касается фиксированных страховых взносов в ПФР и ФОМС, то их можно учесть только тем предпринимателям - "вмененщикам", которые не производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Об этом сказано в пункте 2.1 статьи 346.32 НК РФ. Соответственно, если у ИП есть наемные работники, то уменьшать ЕНВД на сумму уплаченных за себя страховых взносов в фиксированном размере он не вправе.

(Письмо Минфина России от 08.04.13 № 03-11-11/139)

Минфином России разъяснен порядок совмещения патентной системы налогообложения и иных налоговых режимов

Сообщается, что налогоплательщики, применяющие ПСН, не вправе применять иной режим налогообложения в отношении вида предпринимательской деятельности, который указан в патенте, за исключением видов деятельности, поименованных в подпунктах 10, 11, 19, 32, 33, 45 - 47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ (в том числе розничная торговля, услуги общественного питания, услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом).

Так, например, разъяснено, что в случае если получен патент на розничную торговлю через объект стационарной торговой сети (магазин) с площадью торгового зала не более 50 кв. метров, то в случае наличия у налогоплательщика иного магазина, площадь которого превышает 50 кв. метров, он вправе применять ЕНВД (если площадь этого магазина не превышает 150 кв. метров), а также УСН или общий режим налогообложения.

В письме также разъяснены некоторые вопросы, касающиеся сроков и порядка выдачи налогоплательщикам патентов на право применения ПСН.

(Письмо Минфина России от 05.04.2013 N 03-11-10/11254)

Применение ПСН в отношении услуг общепита, оказываемых в школе

Если помещение, предоставленное школой, согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам имеет зал обслуживания посетителей площадью не более 50 кв. м., то индивидуальный предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения в отношении услуг общественного питания, оплачиваемых из средств бюджета муниципального района по безналичному расчету.

Если помещение, в котором оказываются услуги общественного питания, согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам, не имеет зала обслуживания посетителей, то индивидуальный предприниматель применять патентную систему налогообложения в отношении таких услуг общественного питания не может.

(Письмо Минфина России от 05.04.2013 № 03-11-12/40)

При получении выигрышей от участия в лотереях и иных основанных на риске играх физические лица обязаны самостоятельно задекларировать полученный доход и уплатить в бюджет НДФЛ

ФНС России сообщает также, что распространители лотерейных билетов, действующие на основании агентского договора от имени и по поручению организатора лотереи, не признаются налоговыми агентами (напомним, что в соответствии со статьей 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате).

(Письмо ФНС России от 04.04.2013 N ЕД-4-3/6073@ "По вопросу уплаты налога на доходы физических лиц")

Суммы возмещения реального ущерба, причиненного физическому лицу вследствие продажи ему товара ненадлежащего качества, НДФЛ не облагаются

По решению суда организация перечислила физлицу денежные средства в счет возмещения убытков, полученных вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Облагаются ли эти денежные средства налогом на доходы физических лиц? Нет, не облагаются, считают в Минфине.

По общему правилу при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 210 НК РФ). Доходом же, согласно статье 41 НК РФ, признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. При этом все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах установленных норм) в базу по НДФЛ не включаются (п. 3 ст. 217 НК РФ).

В то же время известно, что в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Так гласит пункт 1 статьи 18 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей". Кроме того в пункте 1 статьи 15 Гражданского кодекса сказано, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Учитывая эти нормы законодательства, в Минфине делают вывод: суммы возмещаемого по решению суда реального ущерба, причиненного физическому лицу вследствие продажи ему товара ненадлежащего качества, не являются доходом налогоплательщика и НДФЛ не облагаются.

(Письмо Минфина России от 05.04.13 № 03-04-05/4-341)

Налоговым инспекциям сообщено об отсутствии правовых оснований для действий налоговых органов по приему и обработке сведений об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество физических лиц

Связано это с тем, что государственный технический учет объектов недвижимости с 1 января 2013 года не ведется. При этом действующим законодательством не установлены органы (организации), осуществляющие государственный технический учет и определение инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

(Письмо ФНС России от 01.04.2013 N БС-4-11/5665@ "О представлении сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости в 2013 году")

ФНС России напоминает, что срок подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2012 год истекает 30 апреля

Представить налоговую декларацию, в частности, обязаны лица, получившие доходы:

  • от продажи имущества, находившегося в их собственности менее 3-х лет;
  • от сдачи квартир, комнат и иного имущества в аренду;
  • в виде выигрышей в лотереи и тотализаторы;
  • полученные в порядке дарения.

Для граждан, представляющих налоговую декларацию за 2012 год только с целью получения налоговых вычетов по НДФЛ, установленный срок подачи декларации - 30 апреля 2013 года - не применяется. Такие декларации можно представить в любое время в течение всего года.

Форма налоговой декларации по НДФЛ в этом году не изменилась.

Для заполнения налоговой декларации рекомендуется использовать специальную компьютерную программу "Декларация 2012", которая находится в свободном доступе на сайте ФНС России (nalog.ru). Программа автоматически проверяет наличие реквизитов, обязательных к заполнению, а также формирует и выводит на печать на основании введенных данных только необходимые листы декларации.

Представление налоговой декларации после установленного срока (после 30 апреля 2013 года) является основанием для привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере не менее 1 000 рублей.

(Информация ФНС России от 11.04.2013)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.