Мониторинг изменений за период 09.09.13 - 15.09.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

Электронный документооборот между налоговиками и налогоплательщиками: коррективы в части заявления о ввозе товаров и формы 2-НДФЛ

Скорректирован унифицированный формат транспортного контейнера, применяемый при информационном взаимодействии с налоговыми органами по ТКС с использованием электронной подписи.

В первую очередь это обусловлено изменениями, произошедшими с 9 сентября 2013 г. в программных средствах, обеспечивающих прием от российских налогоплательщиков заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. В частности, изменены форматы используемых технологических документов.

В связи с этим внесены соответствующие коррективы в документооборот по представлению в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Кроме того, установлен новый формат описания справки о доходах по форме 2-НДФЛ (версия 03). В частности, расширен перечень структурных элементов логической модели файла обмена (приводится код не только того налогового органа, в котором абонент состоит на учете, но и того, где администрируется объект налогообложения).

Наконец, уточнены принципы формирования универсальных уникальных идентификаторов (UUID), применяемых для идентификации документооборотов, документов и для генерации имен файлов.

Изменения вводятся в действие с 9 сентября 2013 г.

(Приказ ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ММВ-7-6/310@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 09.11.2010 № ММВ-7-6/535@")

Бухгалтерская (финансовая) отчетность субъектов малого бизнеса в электронной форме: новый формат

Утвержден новый формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме (часть CXXXVI, версия 5.03).

Приказ вступает в силу для бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого бизнеса за период 2013 г. Прежний формат, утвержденный в начале 2013 г., утратил силу.

Дело в том, что руководитель экономического субъекта вправе (если иное не предусмотрено уставом) передать свои полномочия (в т. ч. на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности) на основе доверенности (без сообщения об этом органам управления экономическим субъектом).

(Приказ ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ММВ-7-6/311@ "Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме")

Бухгалтерская (финансовая) отчетность социально ориентированных НКО: новый электронный формат

Обновлен электронный формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций (часть CXLIII, версия 5.02).

Это обусловлено следующей позицией Минфина и ФНС России. Руководитель экономического субъекта вправе (если иное не предусмотрено уставом) передать свои полномочия, в т. ч. на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности, по доверенности. Причем об этом можно не сообщать органам управления субъектом.

Приказ вступает в силу для бухгалтерской (финансовой) отчетности за период 2013 г.

(Приказ ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ММВ-7-6/312@ "Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций в электронной форме")

Подача бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме: обновленный формат

Заново утвержден формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме.

В частности, это связано с письмом ФНС России о передаче полномочий руководителя экономического субъекта по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности иному лицу на основании доверенности.

В соответствии с ним руководитель вправе передать свои полномочия на основе доверенности без сообщения об этом органам управления экономическим субъектом (если иное не предусмотрено уставом).

Новый формат вступает в силу для отчетности за период 2013 г. Приказ об утверждении прежнего признан утратившим силу.

(Приказ ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ММВ-7-6/313@ "Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме" (не вступил в силу))

С 1 января 2014 года вносятся изменения в План счетов бухгалтерского учета кредитных организаций

Из Плана счетов исключены, в частности, балансовые счета NN 40310 и 40311, предназначенные для учета просроченной задолженности и просроченных процентов по кредитам, предоставленным в соответствии с заключенными межправительственными договорами с иностранными государствами.

В новой редакции изложены наименования некоторых счетов бухгалтерского учета. Так, например, в наименовании счета N 30232 "Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры" упоминаются также операторы по переводу денежных средств; наименование счета N 427 "Привлеченные средства Минфина России" изменено на "Привлеченные средства Федерального казначейства"; счет N 90902 "Распоряжения, не оплаченные в срок" теперь именуется "Распоряжения, не исполненные в срок".

С учетом изложенного скорректировано назначение указанных счетов.

Кроме того, в соответствии с требованиями нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" внесены изменения в некоторые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций. Так, в частности, вместо "Отчета о прибылях и убытках" кредитными организациями должен будет представляться "Отчет о финансовых результатах".

Указание Банка России, которым вносятся данные изменения, направлено на государственную регистрацию в Минюст России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 04.09.2013 N 3053-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации")

Бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитных организаций за 2013 год должна составляться в соответствии с новыми требованиями

На государственную регистрацию в Минюст России направлено Указание Банка России, устанавливающее порядок составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитными организациями.

Данный документ заменит собой порядок составления кредитными организациями годового отчета, утвержденный Указанием Банка России от 08.10.2008 N 2089-У.

Новый Порядок содержит всего пять разделов (отсутствует глава 4 "Составление годового отчета").

Установлено, что в состав годового отчета кредитной организации включаются:

Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах;

Приложения к ним (Отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов, Сведения об обязательных нормативах, Отчет о движении денежных средств);

Пояснительная информация о деятельности кредитной организации.

Основой для составления годовой отчетности являются: Баланс на 1 января по форме приложения 8 к Положению Банка России от 16.07.2012 N 385-П; Оборотная ведомость по счетам кредитной организации за отчетный год по форме приложения 7 к Положению N 385-П, а также сводная ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты по форме приложения 13 (в настоящее время в данном перечне упоминается также Отчет о прибылях и убытках).

Введено положение, согласно которому до подписания годовой отчетности главный бухгалтер кредитной организации обязан обеспечить, в частности, сверку всех отчетных данных с данными баланса на отчетную дату с учетом событий после отчетной даты, проверить полноту составления годовой отчетности, правильность заполнения и взаимоувязку всех форм отчетности.

Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 04.09.2013 N 3054-У "О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности")


Вернуться в начало


Правовые новости

Утверждены новые Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, регулирующие эмиссию акций, опционов эмитента, российских депозитарных расписок и облигаций юридических лиц

"Стандарты..." подробно регламентируют различные этапы процедуры эмиссии ценных бумаг, от принятия решения об их размещении до государственной регистрации отчета об итогах выпуска, а также, в частности, процедуры внесения изменений в решение о выпуске ценных бумаг или в проспект ценных бумаг, эмиссии акций при учреждении акционерного общества и эмиссии дополнительных акций, размещаемых среди акционеров, эмиссии акций, размещаемых путем конвертации при изменении номинальной стоимости, при изменении прав, при консолидации и дроблении, эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем подписки, эмиссии ценных бумаг при реорганизации юридических лиц, и т.д.

Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, признаны утратившими силу.

(Приказ ФСФР России от 04.07.2013 N 13-55/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 N 29800)


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума одобрила в первом чтении особенности налогового учета для кредитных кооперативов и МФО

Депутаты Госдумы РФ одобрили накануне в первом чтении законопроект, устанавливающий особенности определения доходов и расходов кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций для целей налогообложения.

Так, в частности, законопроектом предусмотрено для кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций право создания резервов по сомнительным долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов по займам, а также на возможные потери по займам.

Кроме того, законопроектом устанавливается ограничение на участие кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций в консолидированных группах налогоплательщиков.

(Законопроект № 302979-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и статью 5 Федерального закона "О кредитной кооперации")

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о госпошлинах за регистрацию прав на воздушные суда

Депутаты Госдумы одобрили накануне в первом чтении законопроект о внесении изменения в статью 333.33 части второй Налогового кодекса РФ в части установления государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда.

Как поясняют авторы законопроекта, принятие документа позволит применительно к государственным услугам по регистрации прав на воздушные суда ввести систему пошлин, аналогичную установленной для морских судов и судов внутреннего плавания, в соответствии с категорированием воздушных судов, закрепленным статьей 32 Воздушного кодекса РФ.

Законопроектом также предусматривается введение государственной пошлины за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними с повторной выдачей правообладателю свидетельства о регистрации права, что в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах отнесено к юридически значимому действию.

(Законопроект № 293332-6 "О внесении изменения в статью 333.33 части второй Налогового кодекса РФ в части установления государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда")

Госдума одобрила увеличение отдельных ставок сборов с охотников

Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект, увеличивающий ставки сборов за пользование отдельными объектами животного мира.

Законопроектом предполагается выделить камчатские популяции лося и снежного барана и увеличить по ним размеры ставок сбора за пользование объектами животного мира, в частности, по лосю – с 1 500 рублей до 6 000 рублей за лося камчатских популяций, по снежному барану – с 600 рублей до 3000 рублей за снежного барана камчатских популяций.

Увеличение ставок сбора продиктовано повышением коммерческой выгоды от использования указанных видов при соответствующем снижении уровня налоговой отдачи.

(Законопроект № 250378-6 "О внесении изменения в статью 333.3 части второй Налогового кодекса РФ")

Госдумой во втором чтении будет рассмотрен законопроект о ставках акцизов на 2014 - 2016 годы

Согласно законопроекту, в 2014 и 2015 годах будут сохранены ставки акцизов, предусмотренные в настоящее время. Исключение составят акцизы на бензин 4-го и 5-го класса:

  • акциз на бензин 4 класса в 2014 году установлен в размере 9916 рублей за тонну (вместо 9416 рублей, предусмотренных в настоящее время для данного периода), в 2015 году - 10858 рублей (вместо 10358);
  • акциз на бензин 5 класса в 2014 году установлен в размере 6450 рублей за тонну (вместо 5750), в 2015 году - 7750 рублей (вместо 6223).

Проиндексированы ставки акцизов на спиртосодержащую и алкогольную продукцию на 2016 год (к уровню 2015 года индексация составит 10 процентов).

Кроме того, законопроектом предусматривается значительное увеличение ставок акцизов на сигареты.

При подготовке документа ко второму чтению в текст законопроекта внесены поправки, касающиеся, в том числе, введения уплаты авансовых платежей акцизов производителями алкогольной продукции, осуществляющими закупку этилового спирта в государствах - членах Таможенного союза.

Согласно законопроекту, производители алкоголя будут обязаны предоставлять в налоговые органы извещение об уплате авансового платежа либо извещение об освобождении от его уплаты при условии предъявления банковской гарантии.

Кроме того, законопроект дополнен положениями, уточняющими порядок корректировки извещений об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа.

(Законопроект N 297819-6 "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ" (об индексации ставок акцизов) (текст ко второму чтению))


Вернуться в начало


Судебная практика

Плательщик вправе воспользоваться правом на вычет в более поздний налоговый период

ФАС Уральского округа указал, что налогоплательщик вправе воспользоваться правом на налоговый вычет в более поздний налоговый период по сравнению с периодом, в котором у него возникло это право.

ФАС указал, что единственным основанием для отказа в вычете явилось представление налогоплательщиком подтверждающих вычет документов в более позднем налоговом периоде, чем возникло право на их применение. При этом нарушения порядка оформления спорных счетов-фактур либо претензий относительно реальности соответствующих хозяйственных операций инспекцией не выявлено.

Между тем, НК РФ предусмотрена возможность возмещения налогоплательщиком сумм НДС в случае превышения налоговых вычетов, указанных в декларации, под суммами налога, исчисленными в связи с реализацией товара (работ, услуг), в пределах установленного этим пунктом срока - трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Удовлетворяя требования налогоплательщика в данной части, суды пришли к обоснованному выводу о неправомерности позиции инспекции.

(Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-8565/13 от 29.08.2013)

Несмотря на "забракованных" контрагентов, расходы удалось отстоять в суде

При проведении выездной проверки индивидуальному предпринимателю были предъявлены суммы к доплате по НДФЛ и ЕСН. Налоговики посчитали неправомерным включение в состав расходов затрат по сделкам со спорными поставщиками.

В ходе проверки было установлено, что у спорных контрагентов отсутствует персонал, активы, складские помещения и транспортные средства для выполнения условий поставки по договору. Налоговую отчетность данные фирмы представляли "нулевую". Исходя из анализа выписок по расчетным счетам поставщиков, был сделан вывод, что движение денежных средств носило "транзитный" характер. Деньги переводились на счета фирм-"однодневок", либо на счета физических лиц. Более того, налогоплательщиком представлены не все документы, подтверждающие факт доставки товаров от данных поставщиков.

Предприниматель решил отстаивать свою позицию в суде. Суды трех инстанций решили, что предприниматель не проявил осмотрительности при выборе данных контрагентов.

Вместе с тем, по мнению судов, ИФНС в ходе проверки не доказала, что товары, на приобретении которых у спорных поставщиков настаивает ИП, не были приобретены фактически. При таких обстоятельствах реальный размер понесенных затрат необходимо определить исходя из рыночных цен (согласно нормам НК). При этом обязанность доказать соответствие понесенных затрат рыночным ценам возлагается на налогоплательщика. В свою очередь, налоговый орган не лишен возможности опровергнуть представленный налогоплательщиком расчет (обосновать несоответствие таких цен рыночным и, как следствие, завышение соответствующих расходов).

В материалы дела ИП были представил прайс-листы компаний-поставщиков аналогичных товаров, действительно работающих на рынке. Также представлен анализ цен на данный вид товаров за год. Отклонения между ценами спорных контрагентов и ценами, указанными в представленных прайс-листах, незначительны.

Налоговый орган не сумел опровергнуть достоверность цен и не обосновал возможность применения иных цен при приобретении товаров. К тому же, налоговиками не исследовался вопрос об отсутствии спорного товара у предпринимателя.

Суды трех инстанций приняли сторону налогоплательщика и отменили решение ИФНС.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.2013 по делу № A33-7276/2012)

Для подтверждения расходов на ГСМ в путевых листах должны быть пункты назначения

Коллегия судей ВАС отказалась передавать на рассмотрение президиум дело, принятое не в пользу налогоплательщика, оставив в силе решение суда кассационной инстанции. Предметом спора стал отказ налогового органа принять в составе расходов на общей системе налогообложения стоимость ГСМ. Налоговики сочли эти расходы неподтвержденными, поскольку в путевых листах отсутствуют подробные описания мест следования автомобиля. Цена вопроса за два налоговых периода составила около 700 тысяч рублей.

Суд первой инстанции согласился с налоговиками. Однако апелляция решила, что путь следования автомобиля и адрес в маршруте не являются обязательными реквизитами путевых листов для организаций, не являющихся автотранспортными. Следовательно, нет оснований для непринятия спорных расходов. К тому же, путевые листы являются не единственным документом, подтверждающим использование данного автотранспортного средства в производственной деятельности.

Но кассация отменила решение предыдущей инстанции, оставив в силе решение первой и налоговиков. Судьи пришли к выводу, что целью составления путевого листа является, в том числе, подтверждение обоснованности расхода ГСМ. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции.

Путевые листы без указания маршрута или с абстрактными формулировками "по Самаре", "по Самарской области" (как в рассматриваемом деле) не раскрывают содержания хозоперации.

"Таким образом, путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о конкретном месте следования автомобиля с указанием наименования организации и адреса, не может подтверждать осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение ГСМ", - резюмировал суд.

(Определение ВАС № А55-23291/2012 от 30.08.2013)

ВАС: травма, полученная работником-"вахтовиком" в нерабочее время, признается несчастным случаем на производстве

По общему правилу, для квалификации несчастного случая на производстве как страхового случая имеет значение только то, что происшествие случилось в рабочее время и в связи с выполнением трудовых обязанностей (ст. 3 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Как быть, если несчастный случай произошел в нерабочее время? Признается ли он несчастным случаем на производстве? Чиновники ФСС на местах нередко отвечают на этот вопрос отрицательно. Пример тому — спор, участниками которого стали томская компания и контролеры местного подразделения Фонда соцстраха. Компания обратилась в ФСС за возмещением расходов на пособие работнику-"вахтовику", с которым произошел несчастный случай на территории вахтового поселка. Однако чиновники ответили отказом. Главный аргумент — травма была получена во время отдыха (между сменами). А раз так, то такой несчастный случай не признается страховым.

Суды первых трех инстанций признали решение Фонда правомерным. Арбитры исходили из того, что действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая должны быть обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности. А в данном случае несчастный случай произошел во время отдыхающей смены, а не во время выполнения работником своих трудовых обязанностей. Исполнение работником иных трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором, в период между сменами на территории жилого городка документально не подтверждено.

Однако коллегия ВАС с позицией нижестоящих судов не согласилась. Арбитры ВАС отменили, что суды не учли особенности трудовых отношений при вахтовом методе. В соответствии со статьей 297 Трудового кодекса вахтовый метод — это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. При этом вахтой считается общий период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха (ст. 299 ТК РФ). Само нахождение работника в вахтовом поселке в период междусменного отдыха прямо предусмотрено трудовым договором и является исполнением им иных трудовых обязанностей, обусловленных трудовым договором. Следовательно, в рассматриваемой ситуации травма квалифицируется в качестве несчастного случая на производстве.

(Определение ВАС РФ от 05.09.13 № ВАС-8775/13 о передаче дела в Президиум этого суда)


Вернуться в начало


Прочее

Федеральная налоговая служба разъяснила, как правильно указать номер ГТД в счете-фактуре

При реализации товаров, произведенных не в России, продавцы должны указать в счете-фактуре страну происхождения товара (графа 10) и номер таможенной декларации (графа 11).

Специалисты ФНС России напомнили, что номер грузовой таможенной декларации в счете-фактуре должен быть сформирован с учетом правил, изложенных в пункте 1 совместного приказа ГТК России № 543, МНС России № БГ-3-11/240 от 23.06.2000 "О формировании номера грузовой таможенной декларации после выпуска товаров". Так, номером ГТД следует считать регистрационный номер декларации, присваиваемый должностным лицом таможенного органа РФ при ее принятии (из графы 7 ГТД), с указанием через знак дроби "/" порядкового номера товара из графы 32 основного или добавочного листа ГТД либо из списка товаров (если при декларировании вместо добавочных листов использовался список товаров). В то же время надо учитывать, что согласно подпункту 1 пункта 43 "Инструкции о порядке заполнения декларации на товары", с 1 января 2011 года номер таможенной декларации указывается не в графе 7 ГТД, а в первой строке графы "А" основного и добавочного листов.

При этом чиновники ФНС отметили, что если ошибки в счете-фактуре не препятствуют идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в вычете по НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Напомним, что ранее специалисты налогового ведомства прямо заявляли, что если в графе 11 указан номер таможенной декларации при отсутствии порядкового номера товара из графы 32 основного или добавочного листа ГТД, такой счет-фактура считается составленным с нарушением. Такая позиция изложена в письмах ФНС России от 18.07.06 № 03-1-03/1334@ и Управления ФНС России по г. Москве от 04.07.07 № 19-11/063168. Поэтому при неполном указании номера ГТД инспекторы нередко снимали вычеты по НДС.

А вот в письме Минфина России от 18.02.11 № 03-07-09/06 выражено противоположное мнение. А именно — указание неполной информации о номере таможенной декларации в счете-фактуре не является основанием для отказа в вычете НДС, если при проверке можно идентифицировать продавца, покупателя товаров, их наименование, стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю..

Суды также по данному вопросу принимают сторону налогоплательщиков. Свою позицию арбитры аргументируют тем, что организация-покупатель не несет ответственности за отсутствие или неверное указание соответствующих данных в полученных счетах-фактурах. (См. например, определение ВАС РФ от 28.10.09 № ВАС-13733/09, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.03.13 № А56-34881/2012, ФАС Московского округа от 31.01.13 № А40-26457/12-99-124).

(Письмо ФНС России от 30.08.13 № АС-4-3/15798)

Затраты на услуги нотариуса можно учесть в прочих расходах

Компания вправе учесть выплаты за нотариальное оформление документов в прочих расходах. К такому выводу пришел Минфин России в своем недавнем письме.

Плата государственному или частному нотариусу за нотариальное оформление относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, разъяснили чиновники (пп.16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, к таким расходам относится оплата юридических, информационных, консультационных и других аналогичных услуг (пп.14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом, отметили в Минфине, расходы принимаются в пределах установленных тарифов, они должны быть экономически оправданы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы в виде платы нотариусу за оказание услуг правового и технического характера могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полном размере.

(Письмо Минфина России от 26.08.13 № 03-03-06/2/34843)

Минфин России сообщил о возможности перечисления на "зарплатные" карты сотрудников денежных средств для оплаты командировочных расходов

Соответствующий вывод сделан на основе анализа положений "Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства" (утв. Приказом Минфина России от 31.12.2010 N 199н), а также "Положения об эмиссии банковских карт..." (утв. Банком России от 24.12.2004 N 266-П).

Одновременно обращено внимание работодателей на необходимость закрепления в учетной политике организации положений, определяющих порядок расчетов с подотчетными лицами с использованием банковских карт.

(Письмо Минфина России N 02-03-10/37209, Казначейства России N 42-7.4-05/5.2-554 от 10.09.2013 "О правомерности перечисления денежных средств, выдаваемых под отчет, на банковские счета сотрудников организаций")

Для применения в целях налогообложения коэффициента 1,5 к расходам на НИОКР необходимо наличие отчета о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ)

Отчет должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов.

В случае непредставления в налоговые органы указанного отчета суммы расходов на НИОКР учитываются в составе прочих расходов в сумме фактических затрат без применения коэффициента 1,5.

Если выполнение НИОКР осуществляется в разных налоговых периодах, затраты на НИОКР включаются в состав расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены отдельные этапы работ.

Отмечено при этом, что в случае если выполнение отдельных этапов работ приходится на разные налоговые периоды, возможность признания расходов на НИОКР в целом по окончании всех этапов работ НК РФ не предусмотрена.

(Письмо ФНС России от 09.09.2013 N ЕД-4-3/16239@ "О направлении разъяснений Минфина России от 07.08.2013 N 03-03-10/31889")

По состоянию на 15 августа 2013 года подготовлен реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу httр://minsvyaz.ru/ru/directions/public_services/сrеdit_IТ/.

(Письмо ФНС России от 10.09.2013 N ЕД-4-3/16333@ "О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 15.08.2013) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ")

Минфин разъяснил, как арендодателю-"упрощенщику" с объектом "доходы минус расходы" учесть стоимость телефонной связи и интернета

Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", сдает в аренду помещение. В каком порядке следует учитывать стоимость телефонной связи и интернета? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто несет расходы

Минфин разъяснил, когда "упрощенщик" может учесть "входной" НДС по товарам, предназначенным для дальнейшей реализации

Если в соответствии с условиями договора аренды, арендатор возмещает арендодателю расходы на телефонную связь и интернет, то такие выплаты включаются в доход арендодателя. Объяснение простое. При определении налоговой базы по УСН учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. 346.15 НК РФ). Эти доходы определяются в том же порядке, что и при налогообложении прибыли, то есть в соответствии со статьями 249 и 250 Налогового кодекса. При этом "упрощенщики" не учитывают доходы, которые перечислены в статье 251 НК РФ.

В статье 249 НК РФ установлено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права. При этом возмещение стоимости расходов по оплате услуг связи (телефона, интернета), поступающей арендодателю от арендатора, в статье 251 Налогового кодекса не упомянуто. Поэтому, учитывая положения статьи 249 НК РФ, арендодатель - "упрощенщик" должен включить такие суммы в доходы.

Если же эти затраты возложены договором аренды на арендодателя, то стоимость связи он может учесть в расходах. Обоснование — подпункт 18 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ прямо позволяет плательщикам УСН списывать расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи.

(Письмо Минфина России от 04.09.13 № 03-11-11/36391)

Имущество, на которое не требуется государственная регистрация прав, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество

Минфин России вновь обратился к теме налогообложения налогом на имущество организаций движимого имущества, принятого на баланс в качестве основных средств после 1 января 2013 года. Такие объекты, как гласит подпункт 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ, налогом на имущество не облагаются. В комментируемом письме чиновники отметили, что к движимому имуществу можно отнести имущество организации, которое не требует государственной регистрации прав.

Движимое имущество, которое было приобретено после 1 января 2013 года для последующей передачи в аренду, налогом на имущество не облагается

Понятия движимого и недвижимого имущества даны в статье 130 Гражданского кодекса. Так к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Кроме того, к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Все, что не относится к недвижимым вещам, признается движимыми вещами. При этом, как отмечено в пункте 2 статьи 130 ГК РФ, регистрация прав на движимые вещи не требуется (кроме случаев, указанных в законе). Из этого в Минфине делают вывод, что положения подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ применяются в отношении имущества, не подлежащего государственной регистрации прав, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.

(Письмо Минфин России в письме от 03.09.13 № 03-05-05-01/36269)

Минфин разъяснил новый порядок уплаты транспортного налога по автотранспорту, зарегистрированному по месту нахождения филиала

Федеральный закон от 23.07.13 № 248-ФЗ, который внес ряд новшеств в Налоговый кодекс, изменил и порядок уплаты транспортного налога по тем транспортным средствам, которые зарегистрированы по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Закон № 248-ФЗ изменил формулировку подпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса, в котором установлено правило определения места нахождения транспортных средств. В прежней редакции данной нормы (действовала до 24 августа 2013 года) было сказано, что местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных транспортных средств) является место их государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества. С указанной даты местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных транспортных средств) признается место нахождения (жительства) собственника имущества.

Как известно, транспортный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Об этом сказано в пункте 1 статьи 363 Налогового кодекса. Учитывая изменения, внесенные в подпункт 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ Законом № 248-ФЗ, транспортный налог нужно платить по местонахождению головной организации, даже если автомобиль зарегистрирован в том регионе, где расположено обособленное подразделение.

Минфин отмечает, что новое правило распространяется только на те транспортные средства, которые были поставлены на учет, начиная с даты вступления в силу упомянутых выше изменений, т.е. с 24 августа 2013 года и позже. По транспортным средствам, которые были поставлены на учет до 24 августа этого года, порядок уплаты транспортного налога не меняется. Просто потому, что это не предусмотрено в Законе № 248-ФЗ.

Кстати, финансовое ведомство, по-видимому, признает новый порядок уплаты налога не совсем удачным. В ведомстве уже готовят новые поправки в подпункт 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ. Формулировку "место нахождения (жительства) собственника имущества" чиновники хотят изменить на "место нахождения организации (обособленного подразделения), место жительства физического лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства".

(Письмо Минфина России от 04.09.13 № 03-05-04-04/36435)

За месяц регистрации автомобиля транспортный налог начислят покупателю и продавцу

Минфин РФ напоминает, что определяющим фактором для исчисления суммы транспортного налога в отношении транспортного средства, которое в течение календарного года ставилось на регистрационный учет или снималось с этого учета, является количество полных месяцев в этом налоговом периоде, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано затем или иным налогоплательщиком.

В этой связи в случае смены в течение налогового периода собственника транспортного средства налог уплачивается отдельно каждым из этих собственников исходя из количества полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на каждого из них.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.

(Письмо Минфина России № 03-05-06-04/33827 от 19.08.2013)

Средства, выплаченные в качестве возмещения убытков, возникших в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, не подлежат налогообложению НДФЛ

Суммы возмещаемого по решению суда реального ущерба не являются доходом налогоплательщика и не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ.

Одновременно указано, что выплаченные потребителю по решению суда суммы упущенной выгоды являются доходом налогоплательщика и подлежат налогообложению НДФЛ в общем порядке.

(Письмо ФНС России от 27.08.2013 N БС-4-11/15526 "О порядке налогообложения возмещения убытков")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.