Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

С 1 января 2014 года составление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитными организациями будет регламентироваться новым порядком

Утвержденный Банком России порядок должен применяться начиная с составления годовой отчетности за 2013 год. Данный документ заменит собой порядок составления кредитными организациями годового отчета, утвержденный Указанием Банка России от 08.10.2008 N 2089-У.

Новый Порядок содержит всего пять разделов (отсутствует глава "Составление годового отчета").

Установлено, что в состав годового отчета кредитной организации включаются:

  • Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах;
  • Приложения к ним (Отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов, Сведения об обязательных нормативах, Отчет о движении денежных средств);
  • Пояснительная информация о деятельности кредитной организации.

Основой для составления годовой отчетности являются: Баланс на 1 января по форме приложения 8 к Положению Банка России от 16.07.2012 N 385-П; Оборотная ведомость по счетам кредитной организации за отчетный год по форме приложения 7 к Положению N 385-П, а также сводная ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты по форме приложения 13 (в настоящее время в данном перечне упоминается также Отчет о прибылях и убытках).

Введено положение, согласно которому до подписания годовой отчетности главный бухгалтер кредитной организации обязан обеспечить, в частности, сверку всех отчетных данных с данными баланса на отчетную дату с учетом событий после отчетной даты, проверить полноту составления годовой отчетности, правильность заполнения и взаимоувязку всех форм отчетности.

(Указание Банка России от 04.09.2013 N 3054-У "О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности", зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2013 N 30303)

Расширена сфера применения положения, устанавливающего порядок бухгалтерского учета кредитными организациями производных финансовых инструментов

Согласно дополнениям, действие новых положений распространяется также на договоры купли-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг, не являющихся производными финансовыми инструментами, предусматривающие передачу в собственность и оплату предмета договора не ранее третьего дня после заключения договора.

Скорректирован порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с прекращением признания производного финансового инструмента в бухгалтерском учете организаций по договорам, в результате которых производится покупка или продажа базисного (базового) актива. Также определен порядок учета сумм обязательств и требований на получение (уплату) денежных средств по договорам покупки или продажи базисного (базового) актива в виде иностранной валюты (счета N 47407, N 47408 "Расчеты по конверсионным операциям, производным финансовым инструментам и прочим договорам (сделкам), по которым расчеты и поставка осуществляются не ранее следующего дня после заключения договора (сделки)" - наименование указанных счетов скорректировано Указанием Банка России от 06.11.2013 N 3107-У).

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 года.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 06.11.2013 N 3106-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 4 июля 2011 года N 372-П "О порядке ведения бухгалтерского учета производных финансовых инструментов")

Скорректирован перечень счетов бухгалтерского учета кредитных организаций по учету требований и обязательств по производным финансовым инструментам

В новой редакции изложено наименование главы Г Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях - вместо срочных сделок в наименовании упоминаются договоры (сделки), по которым расчеты и поставка осуществляются не ранее следующего дня после заключения договора.

Значительно изменен и перечень счетов бухгалтерского учета, предусмотренных данной главой:

  • исключены счета N N 930 - 932 и 960 - 962 для учета требований и обязательств по наличным сделкам, 938 и 968 для учета нереализованных курсовых разниц (отрицательных и положительных);
  • включены счета N 937 и 967 для учета соответственно требований и обязательств по поставке прочих базисных активов, N N 939 - 941, 969 - 971 для учета требований и обязательств по прочим договорам (сделкам), по которым расчеты и поставка осуществляются не ранее следующего дня после заключения договора (сделки).

В отношении новых счетов бухгалтерского учета определены характеристики и их назначение.

Изменения вступят в силу с 1 января 2014 года.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 06.11.2013 N 3107-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации")

В Государственный реестр контрольно-кассовой техники включены новые модели

Первый раздел Государственного реестра контрольно-кассовой техники дополнен сведениями о новых моделях ККТ: "ОКА-102.04К" и "Меркурий-114.1К".

Кроме того, внесены изменения в сведения о моделях контрольно-кассовой техники: "ПРИМ-09ТК версия 01", "ПРИМ-07К версия 02", "ПРИМ-08ТК версия 02", "ПРИМ-88ТК версия 01", "АЗИМУТ-EPSON TM-U950 PK версия 02", "FPrint-88K", "FPrint-02K", "FPrint-5200K", "FPrint-03K", "ШТРИХ-LIGHT-ФР-К", "ШТРИХ-950К версия 01", "ШТРИХ-М-ФР-К", "ШТРИХ-МИНИ-ФР-K версия 01", "YARUS-TK", "ШТРИХ-ФР-К версия 01", "ПИРИТ ФР01К", "СП601-К", "СП402ФР-К", "СП101ФР-К", "ПРИМ-08ТК версия 04".

(Приказ ФНС России от 11.11.2013 № АС-7-2/488@)


Вернуться в начало


Законопроекты

Комитет Госдумы одобрил пакет законопроектов по пенсионной реформе

Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовал принять в первом чтении пакет правительственных законопроектов по пенсионной реформе. В частности, одобрены законопроекты "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии", а также комплекс сопутствующих документам поправок в законодательные акты РФ.

Основные изменения коснутся страховой пенсии. Суть изменений состоит в переходе от начисления пенсионного капитала в рублях и деления его на так называемый коэффициент дожития к системе, при которой права, которые образуются после перечисления страховых взносов в пенсионную систему, будут оцениваться в коэффициентах (баллах).

Баллы, которые человек наберет на протяжении своей трудовой деятельности, будут складываться и при выходе на пенсию умножаться на значение пенсионного коэффициента.

Стоимость одного балла в соответствующем году будет ежегодно устанавливаться правительством РФ, отмечается в пояснительных материалах.

Кроме того, предполагается, что будут увеличены требования к минимальному стажу для входа в пенсионную систему.

Так, в настоящее время размер минимального стажа составляет пять лет. В течение 10 лет он будет увеличен до 15 лет, то есть каждый год будет происходить увеличение минимального стажа на один год.

Также новая пенсионная формула будет содержать премиальные баллы, начисляемые в случае, если гражданин откладывает выход на пенсию на более позднее время. Таким образом, гражданин может увеличить свою пенсию почти в 1,5 раза. При этом пенсионный возраст остается неизменным: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Закон "О накопительной пенсии" предусматривает выделение накопительной части трудовой пенсии из состава трудовой пенсии по старости как "элемента, не имеющего солидарного характера по своей сути, и преобразование этой части пенсии в самостоятельный вид", отмечается в пояснительных материалах.

Госдума рассмотрит законопроект о сокращении сроков регистрации организаций и ИП во внебюджетных фондах

Депутаты Госдумы РФ рассмотрят во втором (основном) чтении правительственный законопроект, предусматривающий сокращение сроков регистрации юридических лиц и ИП в государственных внебюджетных фондах, а также обмен информацией между регистрирующим органом и государственными внебюджетными фондами.

Кроме того, предпринимателю предоставляется возможность получить такую информацию в электронном виде по адресу электронной почты, указанному при представлении документов в регистрирующий орган.

Вместе с тем, у предпринимателя сохраняется возможность получить бумажный экземпляр документов, подтверждающих факт регистрации, по соответствующему письменному заявлению.

Законопроектом также предусматривается сокращение сроков снятия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с регистрационного учета в государственных внебюджетных фондах.

(Законопроект № 249192-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ")

Госдума отклонила законопроект о повышенном НДФЛ для уклонившихся от армии

Госдума на очередном пленарном заседании отклонила проект закона о повышенном налоге на доходы физлиц для граждан, не прошедших военную службу.

Законопроектом, внесенным в Госдуму депутатом Александром Тарнаевым (КПРФ), предлагалось внести изменения в статью 224 Налогового кодекса РФ, согласно которым в отношении всех доходов физлиц мужского пола, получаемых ими до достижения возраста 45 лет, в случае если они не прошли военную службу и не были освобождены от исполнения воинской обязанности по основаниям, предусмотренным федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", налоговая ставка по НДФЛ устанавливается в размере 20%.

В настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 224 НК РФ для налогообложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая ставка в размере 13%.

В заключении профильного комитета (по бюджету и налогам) на законопроект отмечается, что предлагаемые изменения противоречат существующим подходам к налогообложению физических лиц, так как налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС растолковал норму о целевых поступлениях, не учитываемых в базе по налогу на прибыль

Организацией была получена бюджетная субсидия на возмещение затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию основных средств в размере 501 млн рублей. Данная сумма не была включена в состав доходов при исчислении базы по налогу на прибыль. Учет компенсированных из бюджета затрат велся обособленно. Амортизация по данным основным средствам в налоговом учете не начислялась. Однако налоговый орган доначислил 100 млн рублей налога и 14 млн рублей пени.

В судах возникло различное толкование п. 2. ст. 251 НК о целевом финансировании. Первая инстанция и кассация связывали отнесение к нему только средств, полученных некоммерческими организациями. Апелляция указала, что названной нормой возможность ее применения не ставится в зависимость от организационно-правовой формы лица, получившего целевые поступления из бюджета.

С этим согласился и ВАС: "Согласно буквальному толкованию положений пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса к целевым поступлениям относятся, во-первых, целевые поступления из бюджета и, во-вторых, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Таким образом, целевые поступления из бюджета не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль при условии соблюдения требований, предъявляемых к порядку отражения в учете данных поступлений, а также их расходования".

Президиум указал, что в данном случае организация выполнила все условия, установленные пунктом 2 статьи 251 НК: о расходовании средств общество отчиталось перед получением субсидии, денежные средства использованы по целевому назначению, велся раздельный учет доходов и расходов. Таким образом, доначисление в конечном итоге отменено.

(Постановление Президиума ВАС по делу № А55-12521/2012 от 30.07.2013)

Инспекция обязана контролировать действительный размер налоговых обязательств по НДС

ФАС Дальневосточного округа отклонил довод о том, что наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов по НДС, без отражения суммы налоговых вычетов в налоговой декларации, не является основанием для их получения.

ФАС указал, что инспекция при проведении выездной налоговой проверки пришла к выводу о неправомерном неисчислении ООО НДС в связи утратой права на применение УСНО и переходом на общий режим налогообложения. При этом при расчете налоговых обязательств, как установили суды и не оспаривает налоговый орган, последний исчислил НДС с реализации товаров без учета налоговых вычетов, между тем, при проведении выездной налоговой проверки инспекция обязана определить действительный размер налогового обязательства по НДС.

Признавая выводы налогового органа в данной части необоснованными, суды исходили из того, что в ходе налоговой проверки инспекция располагала документами представленными налогоплательщиком, подтверждающими размер налоговых вычетов по НДС.

Претензий к данным документам налоговым органом, как установили суды и не опровергает заявитель кассационной жалобы, ни в ходе налоговой проверки, ни при рассмотрении дела в суде не заявлено. Расчет размера заявленных вычетов, представленный обществом, налоговым органом признан не противоречащим требованиям налогового законодательства, арифметически верным, о чем, как указали суды, заявлено непосредственно в судебном заседании.

Из представленного расчета НДС, судами установлено, что сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, соответственно, у общества в спорном периоде отсутствует сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, в связи с чем начисление пени и штрафных санкций суды признали неправомерным.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03-4637/2013 от 30.10.2013)

Нельзя использовать амортизационную премию для имущества, полученного в качестве вклада в УК

Компания обратилась в суд с заявлением о признании недействительными решения инспекции, которым предложено уменьшить убыток 2008 года на 38 млн рублей и внести исправления в документы бухучета.

Основанием послужил вывод инспекции о необоснованном применении фирмой положений пункта 9 статьи 258 НК, предоставляющих налогоплательщикам право единовременного включения в состав расходов капвложений, не превышающих 10% первоначальной стоимости основных средств.

Из материалов дела следует, что налогоплательщиком от иностранной фирмы, являющейся его единственным учредителем, получено в качестве вклада в УК технологическое оборудование. По мнению налогоплательщика, глава 25 НК не содержит прямого запрета на применение амортизационной премии в отношении имущества, полученного в качестве вклада в УК.

Отказывая фирме, суды трех инстанций разъясняют, что в данном случае не понесено затрат в виде капитальных вложений в указанное оборудование. Следовательно, у компании отсутствовали основания для учета амортизационной премии.

Кроме того, судами принимается во внимание, что оспариваемым решением фирме только уменьшен убыток, и предложено внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учёта. Налог компании не доначислялся, решения о привлечении к налоговой ответственности не выносилось.

В решении кассации указано, что необходимым условием использования амортизационной премии является наличие затрат на приобретение объектов основных средств.

Доводы фирмы, что налоговики должны были откорректировать размер убытка с учетом сумм амортизации, не начисленных в спорном периоде в связи с единовременным отнесением в расходы 10% от стоимости имущества, отклонены судами. Исходя из положений статьи 81 НК, компании предоставляется право внести изменения в представленные налоговые декларации, изменив размер амортизации с учётом выявленных нарушений.

Настаивая на своем, компания подала надзорную жалобу. Однако коллегия судей ВАС согласилась с судами трех инстанций и в передаче дела в президиум ВАС отказала.

(Определение Президиума ВАС по делу № А40-122386/2012 от 28.10.2013)

При расчете средней численности для УСН сменный график не означает сокращенный режим работы

Если сокращенный режим работы не закреплен в трудовом договоре или штатном расписании, то пересчет численности пропорционально отработанному времени неправомерен, указали суды, соглашаясь с налоговиками. Суды признали законным решение налоговиков и по второму вопросу - обналичивание денежных средств, неустановленные подписи на документах и взаимозависимость лиц говорят о формальности сделок с контрагентом.

Инспекция провела выездную проверку фирмы, в ходе которой пришла к двум выводам: о неправомерном применении УСН в связи с превышением средней численности работников (100 человек) в первом квартале 2009 года и о формальном характере сделки по хозоперациям с ООО "С". Организации предложено доплатить НДС, налог на прибыль, ЕСН, НДФЛ, а также пени и штрафы.

Не согласившись с решением инспекции, она обратилась в суд. Согласно утверждениям ее представителей, для управленческого персонала был установлен восьмичасовой рабочий день, а в цехах – круглосуточный режим работы с семичасовой либо пятичасовой рабочей сменой. Это, по мнению компании, свидетельствует об установлении сокращенного режима для рабочих.

Суды трех инстанций разъясняют следующее. В соответствии с приказом Росстата от 12.11.2008 N 278 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения" лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.

На основании допросов уволившихся работников, выписок из трудовых книжек, приказов о принятии и увольнении, переводе на другую должность, расчетов пособий по больничным, табелей учета рабочего времени и расчетов оплаты труда, справок о доходах физлиц, информации из ФСС инспекция рассчитала среднюю численность работников за первый квартал 2009 года, которая составила 138 человек. При этом налоговики исходили из того, что все работники приняты на работу (согласно трудовым договорам и штатному расписанию) на условиях полного рабочего дня. Компания не сумела доказать обратного.

Ее довод о сменном графике работы судами трех инстанций не принят. В решении кассации указано: "установление ... для части сотрудников сменного режима работы не свидетельствует о сокращенном режиме работе для этих сотрудников". Следовательно, фирма в 1 квартале 2009 года потеряла право на применение УСН.

Не повезло налогоплательщику и со вторым эпизодом дела. Суды трех инстанций признали следующие факты достаточными для установления формальности сделки:

  • договор и акты сдачи услуг от имени ООО "С" подписаны работниками, которые в спорном периоде не являлись законными представителями ООО "С". Эти лица подтвердили формальность подписания договора и отрицали факт его исполнения;
  • акты сдачи услуг оформлялись в последнее число месяца каждого квартала с указанием одинаковых сумм (900 тысяч рублей) и не содержали расшифровки оказанной услуги по количеству и размерам;
  • компания перечисляла деньги ООО "С" в суммах, не соответствующих суммам, указанным в актах;
  • перечисленные денежные средства на следующий день обналичивались кассиром, которая одновременно была трудоустроена и в компании, и в ООО "С";
  • указанные денежные средства не отражены в бухгалтерской и налоговой отчетности ООО "С";
  • единственный учредитель фирмы в спорный период являлся учредителем и руководителем данного контрагента.

Суды пришли к выводу о взаимозависимости указанных юрлиц, направленности сделки на получение необоснованной налоговой выгоды, и признали решение налоговиков правомерным.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу № А11-2677/2012 от 24.07.2013)

ИП не может нести юридическую ответственность дважды за совершение одного и того же правонарушения

ФАС Дальневосточного округа подтвердил, что ИП за совершение одного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах не может быть дважды привлечен к ответственности.

ФАС отметил, что нарушение установленного законодательством Российской Федерации о страховых взносах срока представления в органы государственных внебюджетных фондов информации об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

Между тем, никто не может нести юридическую ответственность дважды за совершение одного и того же правонарушения. Таким образом, вывод судов об отсутствии у пенсионного фонда правовых оснований для вынесения в отношении этого же предпринимателя оспариваемого решения является правильным.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03-5013/2013 от 29.10.2013)


Вернуться в начало


Прочее

Налоговая инспекция не вправе списать переплату по налогам, которая числится свыше трех лет, если организация не обращалась с просьбой об этом

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате переплаты по налогу может быть подано в течение трех лет со дня уплаты соответствующей суммы.

ФНС России рассмотрела вопрос о том, может ли налоговая инспекция списать переплату по налогам, которая числится у налогоплательщика более трех лет.

Налоговое ведомство отметило, что Налоговый кодекс РФ не препятствует списанию суммы излишне уплаченного налога, по которой истек срок исковой давности. Однако это можно сделать при условии, что налогоплательщик был извещен об имеющейся переплате, а также у него отсутствует недоимка по другим налогам, сборам, пеням и штрафам, в уплату которой может быть направлена эта переплата. Кроме того, списать переплату по налогам, которая числится у организации, можно только в том случае, если организация обратилась в налоговую инспекцию с просьбой списать эту переплату. Если такая просьба не поступала, списание излишне уплаченных сумм неправомерно.

Также ФНС России указала, что в случае, когда налогоплательщик воспользовался своим правом и после истечения трех лет обратился в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы, списание этой суммы производится на основании решения суда об отказе в восстановлении срока давности возврата налога.

(Письмо ФНС России от 01.11.2013 № НД-4-8/19645@)

На основании анализа результатов рассмотрения налоговых споров ФНС России выявлены "схемы", направленные на получение необоснованной налоговой выгоды

По результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков, а также судебных актов арбитражных судов за 9 месяцев 2013 года выявлены "схемы", используемые налогоплательщиками для минимизации налогового бремени, в том числе предусматривающие:

  • увеличение стоимости товаров для искусственного завышения сумм налоговых вычетов по НДС и увеличения расходов по налогу на прибыль;
  • заключение договоров с организациями, не осуществляющими реальной финансово-хозяйственной деятельности;
  • дробление бизнеса с целью применения специального режима налогообложения в виде ЕНВД;
  • использование "подконтрольных" организаций в целях минимизации ЕСН;
  • совершение операций, не имеющих разумной деловой цели.

В информации ФНС России с учетом результатов рассмотрения в судах конкретных налоговых споров приведен также перечень обстоятельств, совокупность которых позволяет доказать факт получения налогоплательщиком необоснованной выгоды (взаимозависимость организации-импортера с проверяемым налогоплательщиком, создание налогоплательщиком организаций-посредников, перечисление оплаты товаров на счета организаций, не осуществляющих реальную финансово-хозяйственную деятельность, заключение договоров на оказание услуг с контрагентами, не имеющими возможности исполнения соответствующих обязательств по причине отсутствия необходимых материальных и трудовых ресурсов и др.).

(Письмо ФНС России от 31.10.2013 N СА-4-9/19592 "О направлении обзора практики рассмотрения жалоб налогоплательщиков и налоговых споров судами по вопросам необоснованной налоговой выгоды")

Налоговые органы не вправе отказывать налогоплательщикам в регистрации ККТ в зависимости от производителя ЭКЛЗ

ФНС России сообщает, что соответствующие основания для отказа в регистрации ККТ отсутствуют в Административном регламенте предоставления государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники.

В письме ФНС России сообщается также о полномочиях налоговых органов, связанных с регистрацией ККТ (налоговые органы уполномочены осуществлять проведение экспертизы образца модели ККТ на соответствие установленным требованиям и не уполномочены на решение вопроса об отнесении того или иного устройства к ЭКЛЗ, а также определения правомерности использования для проверки криптографического проверочного кода различных программных модулей).

(Письмо ФНС России от 05.11.2013 N АС-4-2/19831 "О регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники")

Гендиректор-дистанционный работник: это может грозить выводами о недостоверности юрадреса

ФНС высказала мнение, что заключение с генеральным директором трудового договора о дистанционной работе само по себе не влечет нарушения положений Гражданского кодекса и федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

При этом ФНС напоминает, что госрегистрация юрлица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. По данному адресу, указанному в ЕГРЮЛ, осуществляется связь с юридическим лицом.

При этом оно несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Регистрирующий орган вправе отказать в госрегистрации юрлица (как при создании, так и при внесении изменений в сведения о его адресе) при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений о его адресе, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юрлицом.

(Письмо ФНС России от 01.11.2013 № СА-4-7/19613@)

Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся применения пониженной ставки налога на прибыль в отношении дивидендов, выплачиваемых австрийской компании, купившей акции российской организации на вторичном рынке

На основании статьи 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении доходов в виде дивидендов может применяться пониженная ставка налога (в размере, не превышающем 5 процентов от общей суммы дивидендов), в случае если лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является компания (иная, чем товарищество), которая прямо владеет по меньшей мере 10 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, и участие в ней превышает 100 000 долл. США или эквивалентную сумму в любой другой валюте.

Согласно позиции Минфина России, доведенной до сведения налоговых органов письмом от 08.04.2013 N 03-08-13/11441, термин "участие в компании" в случае акционерного общества следует интерпретировать как участие в уставном капитале этого общества. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Таким образом, при решении вопроса о применении пониженной ставки налога в соответствии с положениями Конвенции, налогоплательщикам следует принимать во внимание номинальную стоимость доли в уставном капитале, которая должна составлять не менее 100 000 долл. США, независимо от фактически уплаченной суммы по договору купли-продажи акций на вторичном рынке, которая может превышать указанную сумму.

(Письмо ФНС России от 07.11.2013 N ЕД-4/3-19983@ "О формировании стоимости инвестиций (участия) в капитале компании при покупке акций на вторичном рынке")

ФНС России разъяснен порядок исчисления периода применения резидентами ОЭЗ Калининградской области льготных ставок по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций

Льготные налоговые ставки по указанным налогам применяются:

  • в размере 0 процентов в течение первых шести календарных лет;
  • налоговые ставки, уменьшенные на пятьдесят процентов, - с седьмого по двенадцатый календарный год включительно.

Льготные ставки должны применяться в налоговые периоды начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ. То есть календарный год, в котором организация включена в реестр резидентов ОЭЗ, является первым налоговым периодом применения льготных налоговых ставок.

(Письмо ФНС России от 24.07.2013 N ЕД-4-3/13538@ "О применении налоговых ставок резидентами ОЭЗ в Калининградской области")

Для целей исчисления земельного налога разъяснено понятие "земли обороны и безопасности"

С 1 января 2013 года включены в состав объектов налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

На основании положений Земельного кодекса РФ ограниченными в обороте и предоставленными для обеспечения обороны и безопасности признаются земли, которые используются для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ и других войск, формирований, органов, организаций и учреждений, осуществляющих функции, в том числе по защите целостности и неприкосновенности территории РФ, информационной и другим видам безопасности в ЗАТО.

Не могут быть отнесены к данной категории земли, предоставленные, в том числе, МЧС России, МВД России, Минобороны России, в случае использования земель для иных целей, а также для размещения объектов, не связанных с осуществлением профессиональной деятельности соответствующих ведомств.

(Письмо ФНС России от 28.10.2013 N БС-4-11/19332@ "О применении ставок земельного налога")

ФНС России разъяснены некоторые вопросы, связанные с определением места уплаты транспортного налога

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (ст. 363 НК РФ).

До внесения изменений в статью 83 НК РФ под местом нахождения ТС понималось место его государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества. После внесения изменений местом нахождения ТС признается только место нахождения (жительства) собственника имущества.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств.

Сообщается, что закон, внесший изменения в порядок определения места нахождения ТС, не содержит положений, предусматривающих изменения порядка учета в налоговых органах ранее поставленных на учет организаций по месту нахождения ТС.

Указано, что до внесения изменений в действующее законодательство в целях устранения возникшей неопределенности транспортный налог следует уплачивать по месту нахождения ТС, указанному в уведомлении о постановке на учет российской организации в налоговом органе.

(Письмо ФНС России от 07.11.2013 N БС-4-11/19977 "О транспортном налоге")

ФНС России сообщает, что при декларировании доходов за 2013 год следует использовать действующую форму налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц

Форма налоговой декларации по НДФЛ и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@.

Утверждение новой формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), а также внесение изменений в вышеуказанный приказ ФНС России в части декларирования доходов, полученных в 2013 году, не планируется.

(Письмо ФНС России от 05.11.2013 N БС-4-11/19803 "О проведении подготовительных мероприятий по изготовлению бланков деклараций по налогу на доходы физических лиц")

При выходе участника из общества выплаченная ему действительная стоимость доли подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях с полной суммы выплаченного дохода

Данный вывод содержится в письме Минфина России, направленном в налоговые органы для использования в работе. Финансовое ведомство и ранее придерживалось аналогичной точки зрения по вопросу налогообложения НДФЛ полученных налогоплательщиком доходов при его выходе из состава участников хозяйственного общества (письма Минфина России от 21.06.2013 N 03-04-05/23404, 15.06.2012 N 03-04-06/3-170).

(Письмо ФНС России от 08.11.2013 N БС-4-11/20000 "О налогообложении доходов физических лиц")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.