Мониторинг изменений за период 25.03.13 - 31.03.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

ФНС России уполномочена осуществлять федеральный государственный надзор в области организации и проведения азартных игр

Соответствующее дополнение внесено в Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года N 506.

(Постановление Правительства РФ от 20.03.2013 N 244 "О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе")

Разработаны форматы обновленных форм отчетности государственных (муниципальных) и автономных учреждений, которые должны применяться начиная с отчетности за 2012 год

Приказом Минфина России от 26.10.2012 N 139н были скорректированы требования к составлению некоторых форм отчетности, предусмотренных Инструкцией, регламентирующей порядок составления, представления годовой и квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

С учетом поправок, внесенных в формы отчетности, разработаны форматы их представления в электронном виде.

Текст документа содержит:

  • формат представления баланса государственного (муниципального) учреждения в электронной форме;
  • формат представления справки по консолидируемым расчетам учреждения в электронной форме;
  • формат представления справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года в электронной форме;
  • формат представления отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности в электронной форме;
  • формат представления отчета об обязательствах, принятых учреждением, в электронной форме;
  • формат представления отчета о финансовых результатах деятельности учреждения в электронной форме;
  • формат представления пояснительной записки к балансу учреждения в электронной форме;
  • формат представления разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения в электронной форме.

Новые форматы подлежат применению с отчетности за 2012 год.

(Приказ ФНС России от 21.03.2013 N ММВ-7-6/128@ "Об утверждении форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в электронной форме")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Регламентирован порядок выдачи Пенсионным фондом РФ государственного сертификата на материнский (семейный) капитал

Заявителями на получение такого сертификата являются лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц ПФР при предоставлении данной услуги. Установлен месячный срок рассмотрения ПФР заявления на получение капитала.

В приложении к документу приведена контактная информация территориальных органов ПФР по субъектам РФ, а также формы документов, используемых в процессе получения сертификата.

(Приказ Минтруда России от 29.10.2012 N 345н, "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал", Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2013 N 27615)

Правлением ПФР утвержден формат представления расчетов по страховым взносам в ПФР и ФФОМС (ТФОМС) плательщиками взносов, осуществляющими выплаты своим работникам (РСВ-1)

Утвержденный формат описывает требования к файлам передачи данных в электронном виде по начисленным и уплаченным страховым взносам во внебюджетные фонды за отчетные периоды:

  • с 01.01.2010 по 31.12.2011 (форма расчета утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 12.01.2009 N 894н);
  • с первого квартала 2012 года (форма расчета утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н);
  • с первого квартала 2013 года (форма расчета утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2013 N 639н).

(Распоряжение Правления ПФ РФ от 21.03.2013 N 97р)

Утвержден формат представления в электронном виде расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды самозанятыми лицами (форма РСВ-2)

В соответствии с утвержденным форматом представляются данные по начисленным и уплаченным страховым взносам:

  • физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, - индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными самозанятыми лицами (форма расчета утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н);
  • главами крестьянских (фермерских) хозяйств за отчетный период с I квартала 2013 года (форма расчета утверждена Приказом Минтруда России от 28.12.2012 N 638н).

(Распоряжение Правления ПФ РФ от 21.03.2013 N 95р)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Утверждены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты на апрель 2013 года

С 1 апреля 2013 года снижаются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе

В частности, ставка пошлины для нефти сырой (здесь и далее - ставка вывозной таможенной пошлины в долларах США за 1000 кг) составит 401,5 доллара США против 420,6 доллара США, установленных с 1 марта 2013 года.

Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов, легких и средних дистиллятов, газойлей, бензола, толуола, вазелина нефтяного будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 265 долларов США (сейчас - 277,6 доллара США).

Ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы составит 70,5 доллара США (в настоящее время - 131,4 доллара США).

На бензины товарные и прямогонный бензин ставка пошлины установлена в размере 361,4 доллара США (с 1 марта 2013 года - 378,6 доллара США).

(Постановление Правительства РФ от 27.03.2013 N 261 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

Определен перечень продукции, в отношении которой необходимо представлять документ об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)

Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к упаковке (укупорочным средствам) и связанные с ними требования к процессам хранения, транспортирования и утилизации.

Упаковка подразделяется по используемым материалам на следующие типы: металлическая; полимерная; бумажная и картонная; стеклянная; деревянная; из комбинированных материалов; из текстильных материалов; керамическая.

Средства укупорочные подразделяются по используемым материалам на: металлические, корковые, полимерные, комбинированные и из картона.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.03.2013 N 47 "Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)")

В Правила применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) включен дополнительный раздел "Проверка влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары"

Сведения о наличии взаимосвязи между продавцом и покупателем, а также о ее влиянии на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, заявляются декларантом (таможенным представителем) в декларации таможенной стоимости.

Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не является основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров.

В случае если в ходе проведения контроля таможенной стоимости ввозимых товаров таможенный орган не обнаружил признаков влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, то есть оснований для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров, то заявленная декларантом (таможенным представителем) таможенная стоимость ввозимых товаров при отсутствии иных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров должна быть принята без проведения дополнительной проверки, предусмотренной статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).

В случае если декларантом (таможенным представителем) не представлены ни документы и сведения, подтверждающие, что стоимость сделки близка к одной из проверочных величин, ни документы и сведения, отражающие сопутствующие продаже обстоятельства, в том числе дополнительно запрошенные таможенным органом, ни объяснение причин, по которым запрошенные документы и сведения не могут быть представлены, либо представленные документы и сведения не устраняют обнаруженные признаки влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, то таможенный орган в соответствии с пунктом 4 статьи 69 ТК ТС принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.03.2013 N 53 "О внесении изменений в Правила применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) и прекращении действия Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 г. N 1")


Вернуться в начало


Законопроекты

Ретробонус перестанет менять цену товара, а старые займы между зависимыми компаниями не будут контролируемыми

Госдума приняла в окончательном чтении и направила в Совет Федерации законопроект, вносящий поправки в НК. Этим законопроектом закреплена норма о том, то выплата ретробонуса (премий за выполнение условий договора и других подобных выплат) не изменяет цену товара. В качестве исключения предусмотрены случаи, когда уменьшение цены товара включено в условия договора. Противоречия в толковании законодательства порождали в ряде случаев неопределенность в исчислении НДС, а само по себе изменение цены товара - необходимость выставления корректировочных счетов-фактур, которые невозможно "отвязать" от исходных счетов-фактур, что приводило к неудобствам и трудоемкому пересчету НДС по каждой отгрузке.

Законопроект меняет период начисления НДС в случае выставления корректировочного счета-фактуры вследствие увеличения цены товара или его количества. Согласно действующей редакции п. 10 статьи 154 НК такое изменение цены/количества учитывается при определении налоговой базы за период, в котором осуществлена отгрузка этих товаров (выполнены работы, оказаны услуги), или выполнена передача имущественных прав. Новая редакция предусматривает отсрочку такого увеличения налоговой базы до момента, когда были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур.

Появится возможность составлять единый корректировочный счет-фактуру. С этой целью вводится норма: "налогоплательщик вправе составить единый корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этим налогоплательщиком ранее".

Реализована также давно находившаяся на рассмотрении ГД идея о том, чтобы займы и кредиты, договоры о которых заключены между взаимозависимыми лицами еще до вступления в силу раздела V.1 НК, перестали подпадать под его действие. Это относится также и к товарным и коммерческим кредитам, договорам поручительства, банковской гарантии. Исключение составят сделки, условия которых после дня вступления в силу раздела НК о взаимозависмых лицах были изменены.

До 20 ноября 2013 года продлен срок, в течение которого необходимо уведомить налоговиков о контролируемых сделках, совершенных за 2012 год. Соответственно, на полгода (до 30 июня 2014 года) продлен срок, в течение которого налоговики могут назначить проверку в отношении сделок между взаимозависимыми лицами, доходы (расходы) по которым относятся к периоду 2012 года. Документация по таким сделкам может быть истребована налоговиками не ранее 1 декабря 2013 года.

Положения, касающиеся НДС, вступят в силу не ранее чем через месяц после официального опубликования закона и не ранее 1-го числе нового налогового периода по НДС. Остальные изложенные нормы - со дня официального опубликования принятого закона.

(Законопроект № 79859-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения")

ФНС РФ разработала форму единого передаточного (отгрузочного) документа на основе счета-фактуры.

Ведомством предлагается объединить в одном документе функции первичного учетного документа и функции счета-фактуры, являющегося необходимой дополнительной формой для расчетов с бюджетом по НДС.

Проект документа размещен на форуме ФНС РФ для широкого обсуждения.

Кроме того, в предложении ФНС содержатся обоснования правомерности использования формы и порядок отражения содержащейся в документе информации в целях налогообложения НДС и по налогу на прибыль, передает пресс-служба ФНС.

Минтруд опубликовал свои предложения по переносу выходных дней в 2014 году

Минтруд России подготовил проект постановления Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2014 году".

Как отмечает министерство, документ призван обеспечить рациональное планирование рабочего времени в организациях и создать условия для полноценного отдыха и организации досуга россиян.

В связи с этим предлагается 4 и 5 января, которые приходятся на субботу и воскресенье, перенести на 2 мая и 13 июня соответственно. Кроме того, 23 февраля, которое попадает на воскресенье, планируется перенести на 3 ноября.

Таким образом, в случае одобрения проекта постановления Правительством РФ, в 2014 году россияне в связи с праздниками будут отдыхать:

  • с 1 по 8 января;
  • с 8 по 10 марта;
  • с 1 по 4 мая;
  • с 9 по 11 мая;
  • с 12 по 15 июня;
  • с 1 по 4 ноября.

Напомним, что перечень нерабочих праздничных дней, а также правила их переноса определены в ст. 112 ТК РФ.


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС РФ разобрал спор о дате представления в ПФР электронного отчета, где был указан старый регистрационный номер страхователя

Когда компания меняет юридический адрес, ей присваивается новый регистрационный номер страхователя. Если при этом организация сдает отчетность в ПФР через интернет, она должна заключить новое соглашение об обмене электронными документами. Но даже если компания не сделает это вовремя и отразит в отчете, отправленном в срок, свой старый регистрационный номер, ревизоры ПФР не справе привлекать страхователя к ответственности за несвоевременную подачу сведений. Такой вывод сделан Высшим Арбитражным Судом.

Суть конфликта такова. Ревизоры ПФР из Орловской области оштрафовали компанию за несвоевременное представление сведений персучета за 9 месяцев 2011 года по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Согласно этой норме, санкции составляют 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд. Между тем, организация отправила отчетность через интернет при помощи спецоператора почти за месяц до окончания срока — 20 октября. Этот факт подтверждается квитанцией о том, что отчет доставлен в Управление Пенсионного фонда. Правда, через несколько дней после отправки страхователь получил уведомление об ошибке. Оказалось, что при ее обработке на стороне ПФР произошла ошибка: страхователь с указанным номером не был найден в базе данных приемного модуля ПФР. Дело в том, что в связи с изменением организацией юридического адреса ей был присвоен новый номер, а потому нужно было заключить с УПФР новое соглашение об обмене электронными документами.

Но о такой необходимости в компании узнали лишь после того, как связались с Фондом, чтобы выяснить, почему не принята отчетность. В итоге соглашение было заключено 14 ноября 2011 года, после чего компания на следующий день (то есть в последний отчетный день) отправила отчет еще раз. И вновь неудачно: приемным модулем ПФР опять была сформирована квитанция об ошибке, поскольку новые данные о страхователе все еще не поступили в базу данных фонда. После этого организация еще дважды отправляла сведения. В итоге приняты они были лишь 25 ноября, то есть, как сочли чиновники, с нарушением срока.

Однако суды всех инстанций признали штраф неправомерным. Как указали арбитры, организация "сделала все необходимые действия, направленные на своевременное исполнение обязанностей страхователя по представлению сведений". Ведь страхователь 4 раза отправлял сведения, при этом первый раз — за месяц до окончания срока. А как отметил суд апелляционной инстанции, фактом доставки электронного документа является формирование принимающей стороной квитанции о доставке этого документа. Такое условие прописано в разделе 7 Технологии обмена документами по ТКС в системе электронного документооборота ПФР, а также в самом соглашении между ПФР и страхователем. Кроме того, информация о необходимости заключить новое соглашение в связи с присвоением нового регистрационного номера предварительно до страхователя не доводилась. То есть причиной несвоевременного принятия и обработки направленного в установленный срок (20.11.2011 и повторно 15.11.2011) отчета послужило то, что сотрудники ПФР не сообщили о необходимости заключить соглашение (постановление Девятнадцатого апелляционного суда от 09.10.12 № А48-1911/2012).

С выводом суда согласились арбитры ФАС Центрального округа и "тройка судей" ВАС РФ. Судьи указали, что поскольку первоначальные сведения поступили в фонд своевременно, то оснований для штрафа по статье 17 Закона № 27-ФЗ нет.

(Определения Высшего арбитражного суда от 04.03.13 № ВАС-1734/13 (об отказе в передаче дела в Президиум)).

Налогоплательщик должен проверять деловую репутацию своих контрагентов

ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил, что само по себе заключение сделки с организацией, имеющей идентификационный номер, банковский счет и юридический адрес, не является безусловным основанием для получения налогоплательщиком налоговой выгоды в виде налоговых вычетов или признания расходов обоснованными.

ФАС отметил, что суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям действующего законодательства, а должен оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.

Из материалов дела следовало, что представленные в обоснование совершения хозяйственных операций документы содержат неточности либо подписаны неуполномоченным лицом. Товарно-транспортные накладные в подтверждение оказания услуг по перевозке общество не представило.

При этом обществом не была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента. Так, общество не проверило наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала); не истребовало документы, подтверждающие деловую репутацию; не проверило нахождение контрагента по юридическому адресу.

Между тем, сам по себе факт оплаты по спорному договору с использованием расчетных счетов, оцененный в совокупности с иными доказательствами (в том числе о транзитном характере платежей), не опровергает факт представления обществом документов, содержащих недостоверные сведения. При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявленного обществом требования.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А27-13517/2012 от 20.03.2013)

Налогоплательщик не обязан контролировать соблюдение контрагентами требований закона

ФАС Волго-Вятского округа подтвердил, что в целях проявления осмотрительности налогоплательщику достаточно удостовериться в правоспособности контрагентов и их надлежащей государственной регистрации в качестве юридических лиц.

ФАС указал, что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Суды установили, что контрагенты общества зарегистрированы в установленном порядке в ЕГРЮЛ, поставлены на налоговый учет, на момент совершения рассматриваемых сделок имели действующие расчетные счета, сдавали бухгалтерскую и налоговую отчетность. При заключении договоров общество проявило должную осмотрительность, удостоверилось в правоспособности контрагентов и их надлежащей государственной регистрации в качестве юридических лиц. При этом у налогоплательщика отсутствуют полномочия по проверке деятельности контрагентов.

В рассмотренном случае инспекция не представила в материалы дела достаточных доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что спорные хозяйственные операции реально не были осуществлены, а общество должно было или могло знать о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в документах, оформленных от имени контрагентов. При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное обществом требование.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа № А11-2369/2012 от 04.03.2013)

Счет-фактура не является единственным документом для предоставления вычетов по НДС

ФАС Московского округа подтвердил, что суды обоснованно отказали в удовлетворении требований об истребовании у общества счетов-фактур по договору со ссылкой на невозможность получения налоговой выгоды.

ФАС отметил, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату НДС. Таким образом, основанием для вычетов может быть как счет-фактура, так и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм данного налога.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, под которой понимается налоговый вычет, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны.

Доказательств, подтверждающих факт обращения истца в налоговый орган для возмещения НДС и отказа налоговым органом в возмещении уплаченного налога в связи с отсутствием счетов-фактур, в материалы дела не представлено. При указанных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-57358/12-161-526 от 19.03.2013)

Отказ в вычете сам по себе не влечет возникновение у налогоплательщика убытков

ФАС Центрального округа признал, что отказ налогового органа в возмещении налога на добавленную стоимость сам по себе не влечет возникновения у налогоплательщика убытков, которые могут быть взысканы с инспекции.

ФАС указал, что налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий или бездействия, а равно неправомерных действий или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

Убытки, причиненные проверяемым лицам, их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу названных правовых норм при предъявлении требования о взыскании убытков подлежит доказыванию совокупность следующих обстоятельств: факт наличия и размер убытков у истца, факт противоправного поведения ответчика и причинно-следственная связь между этими обстоятельствами.

В свою очередь, судами установлено и материалами дела подтверждено, что при проведении спорных проверок, по результатам которых плательщику было отказано в вычете, налоговый орган действовал в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с НК РФ. При таких обстоятельствах оснований для взыскания причиненных убытков не имеется.

(Постановление ФАС Центрального округа № А35-7715/2011 от 12.03.2013)

ИП, самостоятельно уплачивающий взносы, не отвечает за непредоставление сведений в ПФР

ФАС Московского округа признал, что предприниматель, самостоятельно уплачивающий страховые взносы, не отвечает за непредоставление сведений индивидуального учета.

ФАС отметил, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена.

С 01.01.2012 обязанность по представлению физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений индивидуального учета в отношении себя отменена и на день рассмотрения дела взыскание санкций является неправомерным.

После 31.12.2011 решение о привлечении к ответственности за непредставление в Пенсионный фонд Российской Федерации упомянутыми лицами соответствующих сведений за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено в неисполненной части.

(Постановление ФАС Московского округа № А41-25555/12 от 19.03.2013)


Вернуться в начало


Прочее

Решение налогового органа о замене обеспечительных мер на поручительство третьего лица принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика

Налоговая инспекция вправе по просьбе налогоплательщика заменить обеспечительные меры для исполнения решения по результатам налоговой проверки на поручительство третьего лица (пункт 11 статьи 101 НК РФ).

Сообщается, что решение о такой замене и договор поручительства подписываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту учета налогоплательщика, а не соответствующего управления по субъекту РФ.

В приложении к письму приведена рекомендуемая форма договора поручительства.

(Письмо ФНС России от 21.03.2013 N АС-4-2/4829 "О поручительстве, предусмотренном пунктом 11 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации")

Срок подачи документов по запросу ИФНС во время проверки увеличен не будет

Минфин в своем письме ответил на предложение увеличить срок для представления документов, запрашиваемых налоговиками во время проведения проверки. Такое предложение поступило от налогоплательщика, главбух которого работает один день в неделю и не в состоянии уложиться в установленный НК для этих целей пятидневный срок.

Ведомство отметило, что в случае невозможности представить документы в срок каждый налогоплательщик имеет возможность ходатайствовать о продлении срока в своем конкретном случае.

Поэтому нет смысла продлевать общеустановленнный срок.

(Письмо Минфина России от 18.03.13 № 03-02-08/20)

Минфин рассказал об учете доходов в целях налогообложения в строительстве

Минфин по запросу строительной организации напомнил о нормах НК, регулирующих учет доходов в целях налога на прибыль, по производствам с длительным технологическим циклом - более одного налогового периода. Ведомство напомнило, что этот признак действует независимо от количества дней осуществления производства.

Если доходы относятся к нескольким налоговым периодам, нет четкой связи между доходами и расходами, то доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Вместе с тем, по производствам с длительным технологическим циклом, доход от реализации работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам). Это правило действует, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг).

В связи с необходимостью признать доходы на дату завершения налогового периода Минфин пришел к следующему выводу. Цена договора может быть распределена налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, одним из следующих способов: равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете.

При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется налогоплательщиком в общеустановленном порядке.

(Письмо Минфина России от 13 марта 2013 г. N 03-03-06/1/7506)

Нельзя уменьшить срок полезного использования имущества, приобретенного у физлица, не являющегося предпринимателем

При покупке основных средств у физического лица, не являющегося предпринимателем, уменьшить срок полезного использования этих ОС на период эксплуатации предыдущим собственником не получится.

Напомним, норма амортизации по бывшему в употреблении основному средству (при применении линейного метода) определяется с учетом срока эксплуатации ОС прежним собственником. То есть установленный предыдущим собственником срок полезного использования уменьшается на количество лет (месяцев), в течение которых имущество служило бывшему владельцу (п. 7 ст. 258 НК РФ). Но, по мнению Минфина, такое правило не применяется в том случае, если бывшие в употреблении основные средства приобретаются у физического лица, не являющегося предпринимателем. Ведь обычный гражданин не устанавливает срок полезного использования основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения. Таким образом, срок полезного использования ОС, которое куплено у физического лица, не имеющего статус ИП, устанавливается как для нового основного средства.

(Письмо Минфина России от 15.03.13 № 03-03-06/1/7939)

Участник военной ипотеки не лишен права на имущественный вычет

Минфин РФ разъяснил, может ли участник программы "Военная ипотека" получить налоговый вычет с суммы 2 000 000 рублей, которую взял в кредит в банке?

В письме отмечается, что имущественный вычет при приобретении жилья участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих может быть применен к общей сумме расходов на приобретение жилища, уменьшенных на сумму денежных средств, полученных из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 117-ФЗ.

(Письмо Минфина России № 03-04-05/9-235 от 15.03.2013)

Минфин напомнил порядок определения налогового статуса физлица

Для определения налогового статуса физического лица период его нахождения на территории России рассчитывается в течение 12 следующих подряд месяцев, а не календарного года. Данный 12-месячный период может начаться в одном году и продолжиться в другом.

В пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса определено, что налоговыми резидентами признаются лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом, как отметила ФНС, такие дни могут не следовать один за другим: 183 дня исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в России (письмо ФНС России от 22.08.12 № ЕД-4-3/13897@). В этом же письме отмечено, что налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть календарного года.

Так какой же период в целях налогообложения НДФЛ берется в расчет для определения налогового статуса физического лица: календарный год (с января по декабрь) или 12 следующих подряд месяцев? Как разъяснили чиновники Минфина, следует учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения работником дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде и продолжающийся в другом. То есть, если в период с 26.03.12 по 25.03.13 иностранный работник находился на территории России более 183 дней, то на 26.03.13 он имеет статус налогового резидента.

Но при этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), уточняется по итогам налогового периода.

(Письмо Минфина России от 20.03.13 № 03-04-05/6-250)

Минфином России сообщен состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой в налоговые органы организациями государственного сектора

Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, установлен состав форм бюджетной отчетности, представляемой органами государственной власти, иными органами и организациями, поименованными в пункте 1 названной Инструкции.

Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н установлен состав форм бухгалтерской (финансовой) отчетности для бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждений.

В связи с тем, что указанная отчетность в основном содержит информацию о выполнении организациями государственных функций, в налоговые органы бухгалтерскую (финансовую) отчетность следует представлять в сокращенном составе.

Так, например, сообщается, что получатели бюджетных средств представляют баланс (ф. 0503130) в соответствии с Приказом N 191н; бюджетные и автономные учреждения представляют баланс (ф. 0503730), а также некоторые иные формы отчетности (ф. 0503737, 0503721, 0503769, 0503779), утвержденные Приказом N 33н, формируемые с учетом приведенных рекомендаций.

(Письмо Минфина России от 28.03.2013 N 02-06-07/9937 "По вопросу о представлении в налоговые органы бухгалтерской (бюджетной) отчетности организаций сектора государственного управления")

Бюджетным учреждениям даны рекомендации по отражению в бухгалтерском учете операций по исполнению гражданско-правовых договоров с удержанием санкций, источником финансового обеспечения которых является субсидия

Все средства, поступающие бюджетному учреждению, в том числе предоставляемые из бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (целевые субсидии), являются поступлениями, составляющими доход бюджетного учреждения.

Сообщается также, что средства, полученные учреждением в результате применения к исполнителю договора (контракта) гражданско-правовой ответственности (неустойки, пени, возмещение ущерба), признаются доходами учреждения по приносящей доход деятельности.

При этом разъяснено, в частности, что операции с целевыми субсидиями учитываются на отдельном лицевом счете с кодом 21, открытом учреждению в органе Федерального казначейства. Сумма неустойки, отраженная на указанном лицевом счете с кодом 21, на основании заявки на кассовый расход (код формы 0531801) подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20. Такой перевод денежных средств отражается в бухгалтерском учете учреждения с оформлением бухгалтерской Справки (ф. 0504833).

В письме приведены бухгалтерские проводки, используемые для отражения операций по принятию и исполнению обязательств по гражданско-правовому договору, в том числе операций, связанных с предъявлением требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и их исполнением.

(Письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374)

Страховым организациям даны рекомендации по составлению консолидированной финансовой отчетности за 2012 год в соответствии с МСФО, действующими по состоянию на 01.01.2012

Методические рекомендации содержат разъяснения по общим вопросам составления отчетности, а также вопросам, связанным с признанием, классификацией, представлением в отчетности резервов страховщика, признанием доходов и расходов по страхованию, консолидации и учетом сделок по объединению бизнеса.

Сообщается, что статьи форм отчетности вводятся исходя из установленных соответствующими МСФО требований к раскрытию информации. По каждой представленной статье предусматривается разная степень ее детализации в зависимости от величины, характера и функции соответствующих сумм. Каждый существенный класс аналогичных статей в отчетности представляется отдельно. Существенность определяется качественными, а не количественными характеристиками.

В Методических рекомендациях приведены требования, в частности, к составу и формам финансовой отчетности, формированию учетной политики, корректировке существенных ошибок, приведены основные правила подготовки отчетности в соответствии с конкретными МСФО.

(Информационное письмо ФСФР России от 21.03.2013 N 13-ДП-12/9549 "О Методических рекомендациях по составлению страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности за 2012 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.