Мониторинг изменений за период 28.10.13 - 03.11.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

Регистрация корректировочных счетов-фактур в книге продаж должна осуществляться в налоговом периоде, в котором составлены документы, являющиеся основанием для их выставления

Вносятся изменения в постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС".

Делается это в связи со вступившими в силу с 1 июля поправками в НК, связанными с выставлением корректировочных счетов-фактур. Напомним, НДС по корректировочному счету-фактуре теперь доначисляется в периоде увеличения цены товара или его количества (то есть - в периоде составления документов, являющихся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур). Ранее доначисленный НДС учитывался в периоде отгрузки. Кроме того, в силу закона появилась возможность составлять единый корректировочный счет-фактуру по нескольким исходным счетам-фактурам.

Эти изменения учитываются в формах и правилах заполнения документов только сейчас. Упоминания о корректировочном счете-фактуре сопровождаются ссылкой на исходные счета-фактуры теперь во множественном числе. Корректировочный счет-фактура будет регистрироваться в книге продаж за налоговый период формирования документов, вызвавших необходимость корректировки. Соответственно уточняются правила заполнения дополнительного листа книги продаж.

(Постановление Правительства РФ от 24.10.2013 N 952 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137")

Для постановки на учет в налоговом органе иностранным организаторам Олимпийских зимних игр в Сочи необходимо направить в инспекцию уведомление в соответствии с утвержденной формой

Вводится в действие форма N 2014.1-Учет "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи".

В ней отражаются сведения об иностранной организации, о стране регистрации (инкорпорации), об обслуживающем банке в стране регистрации, о видах экономической деятельности, а также о ее обособленных подразделениях.

(Приказ ФНС России от 16.10.2013 N ММВ-7-14/448@ "Об утверждении формы уведомления о постановке на учет в налоговом органе организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи", зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30241)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Совету Евразийской экономической комиссии предоставлено право принимать при необходимости решения о введении пошлин в отношении товаров, импортируемых из соответствующего государства - участника Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года

Приложением 6 указанного Договора предусмотрено, что в случае если участие одной из Сторон в соглашении, предусмотренном пунктом 1 статьи 18, ведет к росту импорта из такой Стороны в таких объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства - участники Таможенного союза после проведения соответствующих консультаций Сторонами оставляют за собой право ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из такой первой Стороны в размере ставки режима наибольшего благоприятствования.

В этой связи Совету Евразийской экономической комиссии в случае наличия оснований, указанных в приложении 6 к Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, принимать при необходимости решения о введении пошлин в отношении товаров, импортируемых из соответствующего государства - участника Договора согласно указанному приложению к Договору.

Одностороннее применение Стороной пошлин в размере ставки режима наибольшего благоприятствования в отношении товаров, импортируемых из государства - участника Договора, в случае наличия оснований, указанных в приложении 6 к Договору, может осуществляться в целях обеспечения условий для развития отрасли экономики государства Стороны в порядке, предусмотренном Протоколом "Об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа" от 12 декабря 2008 года.

Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его принятия.

(Решение Высшего Евразийского экономического совета от 24.10.2013 N 48 "О мерах, предусмотренных приложением 6 к Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года")

Внесены уточнения в особенности заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар

Изменениями, в частности, установлено, что во втором подразделе графы 22 "Валюта и общая сумма по счету" указывается общая стоимость товара, полученная как сумма стоимостей, указанных в графе 42 всех заявлений на условный выпуск. Если декларируемый в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, товар ввезен в рамках нескольких договоров (контрактов), графа не заполняется.

При этом сведения о номере документа, подтверждающего соблюдение требований в области валютного контроля (паспорт сделки), под кодом 03031 не указываются.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Приказ ФТС России от 17.09.2013 N 1760 "О внесении изменений в Инструкцию об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар, утвержденную приказом ФТС России от 4 февраля 2011 г. N 206", зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2013 N 30247)


Вернуться в начало


Законопроекты

Норма об учете в расходах процентов в размере 1,8 ставки рефинансирования продлевается

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, предусматривающий продление срока действия до конца 2014 года абзаца третьего пункта 1.1 статьи 269 НК.

По действующим нормам, в расходы можно принять проценты, размер которых существенно не отклоняется от уровня процентов по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

Согласно общеустановленному правилу, при отсутствии таковых или по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (в том числе по обязательствам в условных единицах), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ, увеличенной в 1,1 раза, для рублевых заимствований или 15% - для валютных.

Однако начиная с 2010 года действует повышенная норма учета в расходах процентов по рублевым долговым обязательствам, действие которой периодически продлевается. Согласно действующей редакции, срок ее действия должен был окончиться 31 декабря 2013 года.

Соответственно, до конца следующего года продолжает действовать возможность учесть в расходах проценты в размере до 1,8 ставки рефинансирования ЦБ для рублевых обязательств и до 0,8 ставки рефинансирования по долговым обязательствам в иностранной валюте.

(Законопроект № 293332-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ")

Сенаторы одобрили поправки в порядок исчисления налога на имущество организаций

Накануне сенаторы в рамках очередного 339 заседания одобрили изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся налогообложения имущества организаций на основании кадастровой оценки недвижимости.

Законопроектом вводится в Налоговый кодекс РФ новая статья, предусматривающая, что налогом на имущество, рассчитанным на основе кадастровой стоимости недвижимости, будут облагаться административно-деловые центры и торговые центры; нежилые помещения для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства.

Кроме того, в соответствии с поправками, налоговая ставка не может превышать для Москвы в 2014 году – 1,5%, в 2015 году – 1,7%, в 2016 и последующие годы – 2%. Для других субъектов РФ ставка в 2014 году не должна превышать 1%, в 2015 году – 1,5%, в 2016 и последующие годы – 2%.

Сенаторы одобрили поправки в порядок исчислением и уплаты НДФЛ по ценным бумагам

Накануне сенаторы в рамках очередного 339 заседания одобрили закон "О внесении изменений в первую и вторую часть Налогового кодекса", направленный на уточнение ряда понятий и процедур, связанных с исчислением и уплатой НДФЛ по ценным бумагам и налоговой базы по налогу на прибыль организаций от долевого участия в других организациях.

Закон уточняет понятие, кто является налоговым агентом. В нем четко прописано, какие документы необходимо предъявлять в налоговые органы, каков порядок уплаты налогов и контроль за исполнением налогового законодательства.

Также законопроектом устанавливаются дифференцированные государственные пошлины за регистрацию прав на воздушные суда.

Совет Федерации одобрил законопроект, определяющий порядок учета доходов и расходов кредитных кооперативов и МФО

Накануне сенаторы в рамках очередного 339 заседания одобрили поправки в порядок определения доходов и расходов кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций в целях налогового учета.

Так, в частности, закон определяет порядок доходов и расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. При этом данным организациям предоставляется право создавать резервы по сомнительным долгам и на возможные потери по займам.

Согласно поправкам, микрофинансовые организации не вправе применять УСН. Кроме того, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации не могут быть участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

Сенаторы одобрили законопроект об упрощении бухгалтерской отчетности для малого бизнеса

Совет Федерации на очередном 339 заседании одобрил изменения в закон "О бухгалтерском учете".

Документ закрепляет возможность для всех субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций ведения бухгалтерской отчетности в упрощенном виде.

Так, в частности, такие права получают малые предприятия и некоммерческие организации, у которых поступления денежных средств и иного имущества за прошедший отчетный год не превысили трех миллионов рублей.

Кроме того, закон распространяется на организации, получившие статус участников проектов по осуществлению исследовательской деятельности в соответствии с законом "Об инновационном центре "Сколково".

ЦБ планирует освободить от кассовой книги большую часть малого бизнеса

ЦБ РФ разработал Указание "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".

Текст проекта документа размещен на сайте ЦБ РФ.

Документ предусматривает, что индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

Кроме того, если в соответствии с налоговым законодательством РФ ИП ведут учет доходов и расходов (учет доходов) в книге учета доходов и расходов (книге учета доходов), субъекты малого предпринимательства ведут учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов, кассовая книга ими не ведется.

Приложение к указанию содержит также новые формы кассовой книги, книги учета принятых и выданных наличных денег, приходных и расходных кассовых ордеров.

Согласно проекту, документ должен вступить в силу с 1 января 2014 года.

В 2014 году коэффициент К1 составит 1,672

Минэкономразвития РФ разработал проект ведомственного приказа "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год".

Текст документа размещен на сайте министерства.

Документ предполагает установить на 2014 год коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по ЕНВД, равный 1,672.


Вернуться в начало


Судебная практика

Регистрирующий орган не вправе аннулировать записи в ЕГРЮЛ

ФАС Московского округа пояснил, что в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.

ФАС указал, что ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о регистрации не предусматривают возможности какого-либо аннулирования или исключения записей из ЕГРЮЛ. Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

Кроме того, запись о внесении изменений в сведения, содержащаяся в ЕГРЮЛ, не является ненормативным правовым актом государственного органа, который может быть оспорен в арбитражном суде, поскольку такая запись производится на основании решения регистрирующего органа, которое непосредственно является самостоятельным ненормативным актом, могущим быть оспоренным в судебном порядке.

В связи с этим, при наличии соответствующих оснований, недействительным может быть признано решение регистрирующего органа о государственной регистрации изменений, а не сама запись (либо ее исключение), произведенная на основании такого решения.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-32129/13 от 18.10.2013)

При реализации на металлолом списанных основных средств восстанавливать НДС не надо

Организацией списаны объекты основных средств, выбывшие из эксплуатации в виду непригодности для дальнейшего использования, демонтированы и реализованы как лом (без НДС). Списание было произведено комиссией и оформлено соответствующими актами.

Инспекция по результатам выездной проверки доначислила НДС, а также пени и штраф, посчитав, что если приобретенные основные средства в дальнейшем используются для операций, не подлежащих налогообложению НДС, то НДС в недоамортизированной части подлежит восстановлению. Об этом, по мнению ИФНС, сказано в пункте 3 статьи 170 НК. При этом восстановление сумм налога должно производиться в том налоговом периоде, в котором лом был реализован.

Фирма обратилась в суд. Суды трех инстанций пришли к выводу, что оснований для применения подпункта пункта 3 статьи 170 НК у налоговиков не было. Перечень случаев, указанных в данной статье, при которых НДС подлежит восстановлению, является исчерпывающим. Операция по списанию основных средств ввиду непригодности и дальнейшая их реализация в качестве лома в указанный перечень не входит.

"Налоговое законодательство не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, списавшего с баланса основные средства по причине их непригодности к эксплуатации, восстановить суммы НДС в недоамортизируемой (неиспользованной) части", - указано в решении кассации.

Ссылки налоговиков на письма Минфина кассация также отклонила, поскольку они не могут изменять и дополнять законодательство.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 октября 2013 г. по делу N А27-21600/2012)

Арбитражный управляющий вправе работать на УСН

"Упрощенку" нельзя применять в случаях, предусмотренных статьей 346.12 НК РФ. Там не говорится о деятельности арбитражных управляющих. Значит, они вправе перейти на УСН. Таков вывод ВАС РФ.

Чиновники запрещают работать на спецрежиме (письмо Минфина России от 19.03.12 № 03-11-11/89 и др.). Поэтому доказывать его законность приходится в арбитраже. Ранее в арбитражных округах не было единого мнения. Известны решения и о допустимости "упрощенки" (см., в частности, постановления ФАС Московского округа от 28.06.13 № А40-149484/12-99-667 и ФАС Центрального округа от 14.08.13 № А09-5686/2012), и о неправомерности (пример – постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.13 № А26-10887/2012). Новое определение ВАС РФ увеличивает шансы на победу в суде.

(Определение ВАС РФ от 25.10.13 № ВАС-14570/13)

Не получив подтверждения от налоговиков, можно отказаться от УСН до начала применения

Организация получила уведомление от налоговиков о применении УСН только в марте, до этого момента не переходя на УСН и исчисляя налоги по общей системе. Инспекция, считая компанию перешедшей на УСН, предложила восстановить ранее принятые к вычету суммы НДС. Суд признал это незаконным.

Инспекцией по результатам проведенной камеральной проверки первичной декларации по НДС за IV квартал 2011 года доначислен НДС, а также пени и штраф, поскольку фирма, известив налоговый орган о переходе на УСН, не восстановила ранее принятые к вычету суммы НДС.

С заявлением о переходе на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" с начала 2012 года фирма обратилась 15 декабря 2011 года. Поскольку данное заявление было оставлено без ответа, 29 декабря 2011 года фирма направила ходатайство о предоставлении уведомления о возможности применения УСН. Обращение также было оставлено без ответа, поэтому фирма продолжала применять общий режим налогообложения и представила налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2011 года без указания на восстановление соответствующих сумм НДС.

Таким образом, фирма, не получив уведомления, не начала применять УСН, и в 2012 году уплачивала налоги по общей системе.

14 марта 2012 года от инспекции поступило информационное письмо о праве применения УСН. Компания поясняет, что после этого уплатила налог еще и по УСН во избежание начисления пени и штрафа, а затем направила в инспекцию отказ от УСН.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным.

Статьей 346.11 НК предусмотрено, что переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и ИП добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК. Смена режима налогообложения в данном случае носит уведомительный характер.

Кассация указывает, что у фирмы имеется право до начала применения УСН изменить свое решение и изъявить желание остаться на общем режиме налогообложения. Что и сделала организация, не получив вовремя уведомление.

Учитывая, что фирма в 2012 году отчитывалась и уплачивала налоги по общей системе налогообложения следовательно, она отказалась от УСН до начала ее применения.

(Постановление ФАС Уральского округа по делу А07-19998/2012 от 04.10.2013)

Представив учредительные документы и баланс контрагента, компания доказала осмотрительность

Строительная компания была привлечена в качестве подрядчика для проведения работ в административных зданиях МВД России по госконтрактам. Для выполнения этих работ компания привлекала субподрядчиков. При проведении выездной проверки налоговый орган посчитал, что налогоплательщик действовал без должной степени осмотрительности при выборе контрагентов, которых инспекция сочла "однодневками".

При этом она указывала, что эти организации не должным образом исполняют обязанности по представлению отчетности и уплате налогов в бюджет, а "отраженные в их налоговых декларациях показатели не соответствуют фактически полученным от компании денежным средствам за выполненные работы". Из тех данных бухгалтерской отчетности, которые представляли субподрядчики, сделан вывод, что у данных организаций нет необходимых производственных мощностей, а также необходимого количества работников.

По результатам выездной проверки компания была привлечена к ответственности, ей доначислили налог на прибыль и НДС, а также штрафы и пени на общую сумму около 32 миллионов рублей. Компания оспорила это в суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных требований истца. И, хотя апелляционный суд встал на сторону налогового органа, кассация все-таки подтвердила решение суда первой инстанции.

Кассационный суд удовлетворил требования истца по следующим основаниям. В материалах дела есть подтверждение, что ремонтные работы фактически выполнены, так как истцом были представлены первичные документы (договоры, акты, счета-фактуры). Истец за данные работы перечислил денежные средства спорным субподрядчикам.

Довод инспекции о неосмотрительности компании при выборе контрагентов суд счел несостоятельным. Заявитель представил истребованные у контрагентов копии уставов, свидетельств о регистрации, приказов о назначении генеральных директоров. По одному из спорных контрагентов истцом был запрошен в Росстате РФ бухгалтерский баланс, показатели которого свидетельствуют о реальной предпринимательской деятельности. Более того наличие строительных лицензий и (позднее) допусков СРО у спорных контрагентов позволило суду сделать вывод о том, что субподрядчики обладали квалифицированным персоналом и материально-технической базой.

В решении инспекции также был вывод о том, что цена работ по договору с одним из субподрядчиков была завышена. Такой вывод последовал из сравнения цен по работам, выполняемым по подобному по названию договору истца с третьей компанией. Однако инспекция не учла, что спецификации по двум сравниваемым договорам не соответствуют друг другу по перечню работ.

Кроме того, у налоговиков были претензии к ценам приобретаемых товаров у субподрядчиков. Инспекция полностью исключила расходы на спорные товары из состава учитываемых при расчете НДС и налога на прибыль. При этом факт приобретения данных товаров не оспаривается. Кассация указала, что инспекция имела возможность опровергнуть представленный налогоплательщиком расчет, обосновав несоответствие таких цен рыночным и завышение расходов. Однако в решении налоговиков такого обоснования нет.

Истец также указал суду, что налоговый орган нарушил положения п.3.1 ст. 100 НК РФ. Так, к акту налоговой проверки не были приложены все документы, подтверждающие факты нарушений. Например, копии выписок по расчетным счетам субподрядчиков были представлены не полностью, а лишь титульные и последние листы. Также не были приложены к акту бухгалтерская и налоговая отчетность по указанным контрагентам, полученная налоговым органом в ходе проверки. Кассационный суд согласился с тем, что налоговый орган не обеспечил возможность налогоплательщика ознакомиться со всеми материалами проверки и представить свои возражения.

Исходя из вышеизложенного, требования истца были удовлетворены в полном объеме.

(Постановление ФАС Московского округа по делу № А40-26883/2013 от 09.10.2013)

ПФ в суде не смог доказать, что бесплатное питание работников облагается взносами

Фирма оплачивала питание своих работников, заключив договор на оказание услуг с ИП. Управление ПФ по результатам выездной проверки за 2010 год доначислило страховые взносы, а также пени и штраф, посчитав, что оплата услуг питания неправомерно не включена в облагаемую базу по страховым взносам.

Спорные выплаты не были оговорены ни в трудовом договоре, ни в коллективном договоре. То есть работники питались бесплатно по инициативе работодателя.

Суды трех инстанций, удовлетворяя требования организации, исходили из того, что в соответствии со статьей 8 закона 212-ФЗ плательщики страховых взносов должны определять базу в отношении каждого работника. Учет выплат и сумм страховых взносов также ведется в отношении каждого работника (статья 15 ФЗ 212).

Из материалов дела следует, что ПФ установил сумму страховых взносов, определив размер дохода в натуральной форме, полученного каждым работником, исходя из общей стоимости предоставляемого питания, отраженной в актах выполненных услуг, и времени нахождения сотрудников на рабочих местах, информацию о котором фонд почерпнул из табелей учета рабочего времени, командировочных удостоверений. Экономическая выгода каждого конкретного лица точно установлена не была.

Кассация указывает, что факт присутствия работника на рабочем месте не свидетельствует о том, что он действительно получал питание в столовой с периодичностью 3 раза в день. К тому же, указание общего количества порций в актах не исключает возможного получения кем-либо двойных порций.

Таким образом, довод ПФ о правомерном расчете страховых взносов, исходя из данных табелей учета рабочего времени и как следствие об обязательном получении дохода конкретными физическими лицами, является несостоятельным. В передаче дела для пересмотра в порядке надзора в президиум ВАС отказано.

(Определение ВАС РФ № ВАС-11907/13 от 09.09.2013)


Вернуться в начало


Прочее

Уведомляем о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках, доходы и расходы по которым признаются в целях налогообложения прибыли в 2012 г., направляется в налоговый орган не позднее 20 ноября 2013 г.

Оно подается в бумажной или электронной форме (по выбору налогоплательщика). Если обнаружены неполнота сведений, неточности либо ошибки, можно представить уточненное уведомление.

Объем сформированного файла, содержащего уведомление, должен отвечать установленным требованиям. Если они не выполняются, налогоплательщику необходимо воспользоваться бесплатным программным обеспечением, размещенным на сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России. С его помощью некорректный файл делится на несколько файлов меньшего объема.

В Справочнике периодов применения форматов отражены сведения о файлах, содержащих XSD-схему файла обмена в электронной форме для уведомления (КНД 1110025). Также они опубликованы в разделе "Трансфертное ценообразование", подразделы "Документы" и "Уведомление о контролируемых сделках".

Непредставление уведомления или подача ложных сведений наказывается штрафом в размере 5 тыс. руб.

Если в ходе налоговой проверки обнаружен факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены налогоплательщиком, инспекция самостоятельно извещает об этом ФНС России.

Если в сделке между взаимозависимыми лицами применены цены, отличные от рыночных, и это повлекло занижение налогов (авансовых платежей), то необходимо иметь в виду следующее.

Плательщик вправе самостоятельно скорректировать налоговую базу и суммы соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговые периоды по ним.

Порядок таких корректировок по налогу на прибыль, НДС, НДПИ и НДФЛ разъяснен в отдельных письмах ФНС России.

(Письмо ФНС России от 29 октября 2013 г. № ОА-4-13/19348@ "О порядке, форме и сроке представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках за 2012 г.")

При аренде движимого имущества у иностранной организации, не имеющей представительства в России, НДС платит российская организация - арендатор

Минфин России в своем новом письме обратился к теме налогообложения НДС операций по аренде движимого имущества, находящегося за границей. Чиновники рассмотрели ситуацию, когда российская компания арендует оборудование у иностранной организации, не состоящей на налоговом учете в РФ. В ведомстве пришли к выводу, что такие операция являются объектом налогообложения, а сумму налога должен перечислить в бюджет налоговый агент, т.е. российская организация, арендующая имущество.

Как известно, объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса. Порядок определения места реализации товаров (работ, услуг) установлен в статье 148 НК РФ.

Если говорить об аренде движимого имущества, то место реализации таких услуг (за исключением случаев аренды автотранспортных средств) определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего услуги (ст. 148 НК РФ). В рассматриваемом случае арендатор — российская организация. Соответственно, местом реализации услуг по сдаче в аренду оборудования, находящегося за границей, оказываемых российской фирме иностранной организацией, не состоящей на учете в российских налоговых органах, признается территория Российской Федерации. Учитывая положения подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, такие операции облагаются НДС.

Далее чиновники обращаются к статье 161 НК РФ. В ней сказано, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, НДС исчисляет и платит налоговый агент, т.е. лицо, приобретающее данные услуги у иностранного лица. Поэтому при аренде движимого имущества у иностранной организации, не имеющей представительства в РФ, НДС платит российская организация, арендующая имущество.

(Письмо Минфина России от 21.10.13 № 03-07-08/43942)

ФНС России даны разъяснения по вопросам применения соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении доходов подразделений иностранных организаций, имеющих статус налогового резидента государства, отличного от государства резидентства головной организации

Заключение межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество осуществляется на основе Типового соглашения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 N 84. Согласно Типовому соглашению его положения применяются к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

В письме ФНС России сообщается, что при рассмотрении вопроса резидентства корпоративного образования необходимо обращаться к национальному законодательству того государства, где подразделение иностранной организации располагается и осуществляет налогооблагаемую деятельность.

Отмечено при этом, что в случае, если подразделение иностранной организации, которое находится вне территории страны постоянного местонахождения головной организации, будет располагать документом, подтверждающим его статус резидента государства, иного от государства резидентства головной организации, такое подразделение признается "лицом" для целей применения Соглашения об избежании двойного налогообложения с государством, которое подтвердило статус вышеуказанного подразделения как налогового резидента.

(Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18627)

Как начислять НДФЛ на дополнительную выплату при увольнении по соглашению сторон

Дополнительные выплаты, предусмотренные в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон, относятся к доходам, освобождаемым от налогообложения НДФЛ. Но только в пределах трех среднемесячных заработков работника (или шести среднемесячных заработков — для организаций Крайнего Севера). С суммы превышения надо удержать НДФЛ. Такие разъяснения дал Минфин.

Как известно, от НДФЛ освобождаются суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка. Для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, лимит повышен до шестикратного размера среднего месячного заработка. Эти правила установлены пунктом 3 статьи 217 НК РФ.

Распространяется ли эта норма на выплаты, предусмотренные при расторжении трудового договора по соглашению сторон? Такой вопрос был рассмотрен в комментируемом письме. Организация оплатила увольняющимся работникам отработанный период, а также произвела дополнительную выплату в размере четырех среднемесячных заработков на основании дополнительного соглашения о расторжении трудового договора по соглашению сторон. В компании сочли, что дополнительные выплаты, предусмотренные соглашением, не являются выходным пособием и не освобождены от НДФЛ, а потому с указанных сумм был удержан налог в полном объеме.

В Минфине полагают, что действие пункта 3 статьи 217 НК РФ распространяется на любые выплаты, производимые физическим лицам при их увольнении (компенсации, выходные пособия, среднемесячный заработок на период трудоустройства). В том числе на дополнительное выходное пособие, предусмотренное соглашением сторон о расторжении трудового договора. Соответственно, выплаты, которые в целом не превышают трехкратный (шестикратный) размер среднего месячного заработка увольняющегося работника освобождаются от НДФЛ. А с суммы превышения трехкратного (шестикратного) размера среднего месячного заработка нужно удержать НДФЛ в общем порядке.

(Письмо Минфина России от 25.10.13 № 03-04-06/45113)

Минфин разъяснил, как считать срок нахождения недвижимости в собственности в целях НДФЛ

Минфин разъяснил, как считать срок нахождения недвижимости в собственности в целях НДФЛ

В настоящее время освобождаются от налогообложения НДФЛ доходы от продажи недвижимости, находившейся в собственности не менее трех лет (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). Минфин России разъяснил, как считать срок нахождения недвижимости в собственности для применения данной нормы.

В ведомстве рассмотрели ситуацию, когда сначала в течение десяти лет квартирой владел отец, затем она была в собственности у сына, потом сын снова подарил квартиру отцу и отец ее через полгода продал. По мнению Минфина для целей освобождения от НДФЛ нужно определять срок нахождения в собственности за тот период, который непосредственно предшествовал продаже квартиры. Складывать периоды нахождения в собственности в таком случае нельзя.

(Письмо Минфина России от 24.10.13 № 03-04-05/44948)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.