Мониторинг изменений за период 01.12.14 - 07.12.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Принят закон, предусматривающий введение торгового сбора, а также ужесточающий порядок уплаты НДФЛ при продаже недвижимости

Закон устанавливает право муниципалитетов вводить на их территории торговый сбор, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими виды деятельности на данных территориях с использованием объектов осуществления торговли - торговых залов, складов, рынков и др. Сбор ежеквартальный, сумма к уплате определяется в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

На территории Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя торговый сбор может быть введен не ранее 1 июля 2015 года. На иных территориях торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

Кроме того, большая часть внесенных поправок касается особенности уплаты НДФЛ при продаже недвижимого имущества.

В настоящее время налог не уплачивается, если недвижимость была в собственности владельца три года. Теперь вводится понятие "минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества". По общему правилу этот срок составляет пять лет. Трехлетний срок сохраняется в отношении недвижимости, полученной по наследству, договору дарения от члена семьи, в порядке приватизации или ренты.

Кроме того, законом уточняется порядок применения вычетов по НДС и увеличивается срок представления декларации и уплаты налога.

(Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации")

Для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития предусмотрены налоговые преференции

Резидентом территорий ОСЭР может быть признана российская организация, получившая соответствующий статус и отвечающая установленным требованиям (в том числе организация не должна применять специальные налоговые режимы, а также не должна являться участником КГН, резидентом ОЭЗ или участником региональных инвестиционных проектов, а также не должна иметь обособленных подразделений за пределами территорий ОСЭР).

Для таких организаций поправками в Налоговый кодекс РФ предусматривается, в частности следующее:

  • применение института поручительства в целях обеспечения обязанности по уплате НДС;
  • при соблюдении установленных условий налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и возможность установления пониженной ставки налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ (не более 5 процентов в течение первых 5 налоговых периодов и не более 10 процентов в течение следующих 5 налоговых периодов);
  • применение понижающего коэффициента к ставке НДПИ.

(Федеральный закон от 29.11.2014 N 380-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации")

С 1 января 2015 года на территории СЭЗ Крымского федерального округа вводится льготный режим налогообложения

Законом, в частности, устанавливаются:

  • особенности определения налоговой базы по НДС, а также исчисления и уплаты акцизов налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на указанных территориях;
  • пониженная ставка по налогу на прибыль организаций (в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет - 0 процентов, в бюджеты Республики Крым и Севастополя - не более 13,5 процента);
  • освобождение участников СЭЗ от уплаты налога на имущество организаций (в течение 10 лет после принятия на учет имущества, приобретенного в целях ведения соответствующей деятельности) и земельного налога (сроком на 3 года);
  • право законодательных (представительных) органов уменьшать налоговые ставки по налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов (на период 2015 - 2016 годов налоговые ставки могут составлять 0 процентов, 2017 - 2021 годов - до 4 процентов).

(Федеральный закон от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя")

От уплаты госпошлины освобождена регистрация СМИ на территории Крыма, а также лицензирование теле- и радиовещания

Законом предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины:

  • за регистрацию средств массовой информации для распространения на территории Крыма и Севастополя, а также лицензирование телевизионного вещания, радиовещания на указанных территориях (в период с 1 января 2015 года по 1 апреля 2015 года);
  • за предоставление лицензии на оказание услуг связи на территории Республики Крым и Севастополя (в период с 1 января 2015 года по 1 мая 2015 года).

(Федеральный закон от 29.11.2014 N 381-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Сократится количество счетов-фактур, составляемых при совершении операций на основании договоров комиссии и агентских договоров

Поправки в "Правила составления счетов-фактур..." позволяют, в частности, при реализации (приобретении) товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента) двум и более покупателям (у двух и более продавцов) в счете-фактуре указывать данные из нескольких счетов-фактур, выставленных покупателям (полученных от продавцов). Соответствующая информация (наименования, место нахождения, ИНН, реквизиты платежных документов и пр.) указываются через знак ";".

Аналогичные правила установлены в отношении счетов-фактур, составляемых комитентом (принципалом).

Предусмотрена также возможность указывать в счетах-фактурах дополнительную информацию, в том числе реквизиты первичных учетных документов, при условии сохранения формы счета-фактуры.

(Постановление Правительства РФ от 29.11.2014 N 1279 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137")

Дополнен и уточнен перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не подлежит налогообложению НДС

В перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, включены следующие позиции:

  • код ТН ВЭД ТС 8424 20 000 0 "Оборудование для нанесения воска на кузов автомобиля";
  • код ТН ВЭД ТС 8424 89 000 9 "Оборудование для окраски кузовов автомобилей; оборудование для нанесения мастики на кузов автомобиля".

Некоторые позиции изложены в новой редакции. Это коснулось оборудования, классифицируемого кодами ТН ВЭД ТС: 8419 89 989 0, 8421 39 200 8, 8438 80 990 0, 8543 30 000 0.

Изменен код ТН ВЭД ТС технологических линий по производству цемента.

(Постановление Правительства РФ от 29.11.2014 N 1277 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")

Учет нефти, в том числе для целей налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, осуществляется в тоннах с точностью до третьего знака после запятой

Соответствующие изменения внесены в Правила учета нефти, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2014 г. N 451. Учет нефти включает в себя сбор, регистрацию, обобщение и документирование информации о количестве нефти.

(Постановление Правительства РФ от 27.11.2014 N 1255 "О внесении изменения в пункт 4 Правил учета нефти")

Расчетная цена реализации газа для целей начисления НДПИ за ноябрь 2014 года установлена в размере 15 623 рублей за тысячу кубических метров газа (без НДС)

Данная цена используется для определения расчетной цены газа горючего природного при его поставках за пределы территорий государств - участников СНГ при начислении налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

(Приказ ФСТ России от 18.11.2014 N 1985-э "Об установлении расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств", зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2014 N 34924)

В России расширена сфера применения международных стандартов аудиторской деятельности и ужесточены требования к саморегулируемым организациям аудиторов

Уточнено понятие и содержание аудиторской деятельности. Четче проведено разграничение аудита и иных видов проверок.

Установлены требования об обязательном аудите отчетности кредитной организации, банковской группы, банковского холдинга. Для заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации, годовой консолидированной финансовой отчетности банковской группы законом устанавливаются дополнительные требования.

Законодателем разъяснено, в каких случаях аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности) организаций может осуществляться только аудиторскими организациями.

Конкретизировано, какие лица имеют право обращаться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным. Провозглашается обязательность применения международных стандартов аудита и стандартов деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

Отмечается, что учредители или участники аудируемого лица обязаны рассмотреть всю информацию о случаях коррупционных правонарушений, поступивших от аудитора, и письменно проинформировать о результатах аудиторскую организацию или индивидуального аудитора не позднее чем через 90 дней со дня, следующего за днем получения соответствующей информации.

Увеличены требования к численному составу некоммерческой организации, необходимого для включения организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов отныне обязана сообщить о получении заявления о выходе из ее состава организации, включенной в план внешних проверок качества работы аудиторской организации.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.

(Федеральный закон от 01.12.2014 N 403-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

На территории РФ вводятся в действие два новых документа МСФО

Речь идет о Международных стандартах финансовой отчетности:

  • "Учет приобретений долей участия в совместных операциях (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 11)";
  • "Разъяснение допустимых методов амортизации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 16 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 38)".

Документы вступают в силу:

  • для добровольного применения - со дня их официального опубликования;
  • для обязательного применения - в сроки, определенные в этих документах.

(Приказ Минфина России от 30.10.2014 N 127н "О введении документов Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34895)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Уточнен порядок и сроки предоставления отчетности по вопросам обязательного социального страхования

Страхователь теперь будет обязан предоставлять ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования сведения о страховых взносах и страховом стаже.

Также изменились сроки предоставления соответствующей отчетности в фонд социального страхования.

Принято решение о сохранении на 2017 год прежних ставок страховых взносов для лиц, производящих выплаты физическим лицам.

Все указанные изменения вступают в силу с 1 января 2015 года.

(Федеральный закон от 01.12.2014 N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования")

На период 2015 - 2017 годов сохранен действующий порядок уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Согласно принятому закону в 2015 году и плановом периоде 2016 - 2017 годов размеры и порядок уплаты страховых тарифов на ОСС не изменится и будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".

Также сохранены действующие льготные тарифы для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп (в размере 60 процентов от установленного размера страховых тарифов).

(Федеральный закон от 01.12.2014 N 401-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов")

Трудовые мигранты должны быть застрахованы на случай временной нетрудоспособности

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов работодателями, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу указанных лиц тариф страховых взносов в ФСС РФ установлен в размере 1,8 процента.

(Федеральный закон от 01.12.2014 N 407-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")

Для участников СЭЗ Крымского федерального округа установлены пониженные тарифы страховых взносов

В отношении таких плательщиков тариф страховых взносов составит в ПФР - 6 процентов, в ФСС РФ - 1,5 процента, ФФОМС - 0,1 процента.

Пониженные тарифы действуют в течение 10 лет, начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем получения статуса участника свободной экономической зоны.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

(Федеральный закон от 29.11.2014 N 378-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Россия ратифицировала протокол, определяющий порядок электронного предоставления сертификатов о происхождении товара формы СТ-1 в рамках СНГ

Протоколом предусмотрено создание системы электронного представления сведений, содержащихся в выдаваемых сертификатах о происхождении товара формы СТ-1, которые передаются от уполномоченного органа государства-экспортера уполномоченному таможенному органу государства-импортера.

Протокол временно применяется через 60 дней с даты подписания и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

(Федеральный закон от 01.12.2014 N 388-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года")

Внесены уточнения в порядок расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти

Методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, а также расчетные коэффициенты в отношении отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 года N 276.

Внесенными изменениями уточняется порядок расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (включая ставки для сверхвязкой и восточносибирской нефти), а также расчетные коэффициенты в отношении отдельных категорий товаров, выработанных из нефти (за исключением сжиженных углеводородных газов) на период 2015 - 2017 годов.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

(Постановление Правительства РФ от 29.11.2014 N 1274 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276")


Вернуться в начало


Правовые новости

Президент предложил не менять в течение четырех лет действующую налоговую систему

Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию предложил зафиксировать и не менять в течение четырех лет действующую налоговую систему.

"Предприниматели справедливо говорят о необходимости стабильного законодательства и предсказуемых правил, включая налоги. Полностью с этим согласен. Предлагаю на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться, не менять их", - заявил глава государства.

"При этом необходимо реализовать уже принятые решения по облегчению налогового бремени, прежде всего для тех, кто только начинает свою работу. Как и договаривались, для малых предприятий, которые регистрируются впервые, будут предоставлены двухлетние налоговые каникулы. Также льготы получат производства, начинающиеся с нуля", - также отметил Президент РФ.

Ранее в ходе доклада глава государства отметил, что отношения бизнеса и государства должны строиться на философии общего дела.

С 1 января 2015 года МРОТ повышается с 5554 до 5965 рублей в месяц

Соответствующая поправка внесена в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда".

Напомним, что минимальный размер оплаты труда в сумме 5554 рублей в месяц был установлен Федеральным законом от 02.12.2013 N 336-ФЗ с 1 января 2014 года.

(Федеральный закон от 01.12.2014 N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда")

С 1 января 2015 года в Крыму и Севастополе начнет функционировать свободная экономическая зона

Подписан Закон, устанавливающий особый правовой режим и регулирующий отношения в связи с созданием в Республике Крым и городе Севастополе свободной экономической зоны (СЭЗ).

Особый правовой режим предусматривает особенности правового регулирования отношений в сферах привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, регулирования въезда и выезда иностранных граждан, а также осуществления деятельности в области морского транспорта.

СЭЗ создана сроком на 25 лет с возможностью продления и предусматривает особый режим осуществления предпринимательской деятельности и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Участники СЭЗ не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа РФ. Правительством РФ могут быть определены иные виды деятельности, осуществление которых в СЭЗ не допускается.

Особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ включает в себя:

  • особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками СЭЗ инвестиционных проектов;
  • особый режим налогообложения;
  • предоставление субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ, в том числе затрат на уплату таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов.

Также Федеральным законом определены:

  • порядок применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, совершения таможенных операций в отношении воздушных судов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории СЭЗ;
  • порядок совершения таможенных операций в отношении товаров Таможенного союза, перемещаемых воздушным транспортом;
  • особенности осуществления государственного контроля (надзора) на территории СЭЗ.

Положения, касающиеся порядка осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками СЭЗ инвестиционных проектов, начнет применяться с 1 января 2017 года.

(Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя")


Вернуться в начало


Судебная практика

Для работы с инспекцией в доверенности представителя должно быть оговорено это право

ЗАО приобрело лесопильный завод у ООО по рыночной стоимости. По результатам выездной проверки инспекция отказала ЗАО в вычетах НДС, указав на взаимозависимость компаний. По ее мнению, их действия направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. При этом акт проверки был вручен лицу, имеющему доверенность.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд признали решение инспекции недействительным, указав, что приобретение имущества соответствует уставным целям ЗАО и является долгосрочным вложением, а цена сделки соответствует рыночным ценам. При этом инспекция не привела однозначных доказательств направленности действий компании на получение налоговой выгоды.

Кроме того, суды признали, что инспекция нарушила существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки – не обеспечила проверяемое лицо возможностью участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через своего представителя. В данном случае - вручила акт проверки неуполномоченному лицу. Это нарушение является основанием для признания решения инспекции недействительным.

В доверенности на право представления интересов налогоплательщика должно быть специально оговорено право на представление интересов в отношениях с налоговыми органами (статьи 29 НК и 185 ГК). В данном случае доверенность не позволяла лицу представлять интересы компании в отношениях с ИФНС. Решение признано недействительным.

Судья ВС (302-КГ14-5025 от 01.12.2014) согласился с выводами судов и отказал в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(Определение ВС по делу А33-15707/2013)

Отсутствие контрагента по юридическому адресу не препятствует вычету по НДС

Арбитражный суд в своем решении пояснил, что отсутствие контрагента налогоплательщика по юридическому адресу и отсутствие у него персонала не свидетельствует о недобросовестности плательщика и не препятствует вычетам по НДС.

Суд отметил, что о недобросовестности налогоплательщиков может свидетельствовать ситуация, когда с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создаются схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств, что может привести к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков.

При рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами.

Суды обоснованно пришли к выводу о том, что факт приобретения товара документально обоснован, как и намерение использовать приобретенное оборудование для осуществления основного вида деятельности, что свидетельствует об обоснованности применения обществом налоговых вычетов.

(Дело № А35-8733/2013)

Подача порожнего транспорта к месту погрузки - в целях НДС часть международной перевозки

Компания занимается коммерческими перевозками грузов автомобильным транспортом, в том числе, международными перевозками.

По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция решила, что услуги по возврату заказчику порожнего транспортного средства и подача прицепов на загрузку не могут быть отнесены к международной перевозке, поскольку оказываются до или после перевозки товара. Налоговики изменили ставку НДС по данной операции с 0 на 18%.

Компания обратилась в суд, поясняя, что порожние полуприцепы возвращались заказчику и подавались под загрузку в рамках единого технологического цикла с целью оказания услуг по международной перевозке грузов, выручка от которой подлежит обложению НДС по ставке 0%.

Суды первой и апелляционной инстанции согласились с выводами инспекции, указав на статью 164 НК. По их мнению, возврат транспортного средства не относится к международной перевозке, которая состоит исключительно в движении товара, а не транспортных средств.

Кассация отменила их решение, разъяснив, что подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 НК предусматривает, что оказание услуг международной перевозки несколькими лицами не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в перевозке лицами. Следовательно, ставку 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги на отдельных этапах перевозки, в частности, на этапах, без которых она не могла быть произведена.

В данном случае услуги носят долгосрочный характер, подача транспортных средств к месту погрузки, как и возврат предоставленных ранее полуприцепов для повторной загрузки являются элементами комплекса перевозочных услуг, а не самостоятельным видом услуг. При этом истцу не заказывались услуги по движению автомобилей без груза (холостой пробег), а в цену услуги по перевозке включены как стоимость международной перевозки товаров, так и стоимость расходов на подачу (возврат) транспортных средств.

(Дело № А21-9765/2013)

При расторжении договора аванс превращается в долг, не включающий НДС

В 2007 году ООО (исполнитель) заключило договор с ФГУП (заказчик) по реконструкции зданий передающего радиоцентра и казармы. Однако в феврале 2011 года договор был расторгнут по взаимной договоренности.

В уточненной декларации по НДС исполнитель в связи с расторжением договора заявил право на вычет по НДС, исчисленный и уплаченный в бюджет при получении сумм предварительной оплаты.

По результатам камеральной проверки инспекция установила, что ООО, отразив в книге продаж реализацию на сумму 12 млн рублей, не включило ее в налоговую базу по НДС. Это привело к необоснованному занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. В результате инспекция отказала в возмещении налога.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 172 НК вычеты сумм налога, указанных в пункте 5 статьи 171 НК, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

В решении кассации указано: "при расторжении договоров в силу статьи 453 ГК РФ взаимоотношения Исполнителя … и Заказчика ... прекращаются, возникают новые отношения – Кредитор и Должник, а суммы авансовых платежей перестают быть авансом, они становятся долгом, который в своей структуре не содержит НДС, и не являются объектом налогообложения".

После расторжения договора заказчик провел проверку и установил сумму неотработанного аванса, а его сумма стала долгом, который компании погасили путем взаимозачета.

Следовательно, по мнению судов уплаченный ООО НДС подлежит вычету.

(Дело № А41-56220/2012)

Новый арендодатель применяет УСН - аренда по старому договору оплачивается без НДС

Между комитетом по управлению имуществом (арендодателем) и банком (арендатором) был заключен договор аренды нежилого помещения. Договором установлена фиксированная арендная плата в размере 582 тысячи рублей, оговорено, что к ней прибавляется НДС. При этом, выступая налоговым агентом, банк ежемесячно перечислял сумму НДС в бюджет.

Впоследствии помещение приобрело ООО, которое стало новым арендодателем. Договор аренды не перезаключался, а сведения о новом арендодателе были оформлены дополнительным соглашением. Банк оплачивал ежемесячно 582 тысячи рублей, на основании счетов ООО, выставленных без НДС.

ООО обратилось в суд, ссылаясь на невнесение банком в составе предусмотренных договором платежей сумм НДС. Суд первой инстанции, апелляция и окружной арбитражный суд удовлетворили требование компании, установив, что суммы налога не уплачивались банком ни ООО, ни в бюджет. По мнению судов, оплата цены сделки в полном объеме, включая ту ее часть, которую составляют суммы налога, является гражданско-правовой обязанностью арендатора перед арендодателем по договору аренды.

Коллегия судей ВС не согласилась с такими выводами и отменила решение судов, указав, что договором установлена ежемесячная плата, которая не включает НДС (налог исчисляется согласно договору отдельно "плюсом"). Причем предъявление суммы НДС следует из положений статьи 168 НК. В силу статьи 422 ГК это условие не может быть предметом соглашения сторон и являлось обязательным для первоначальных сторон договора.

ООО письменно проинформировало банк о том, что применяет УСН и не является плательщиком НДС. Счета на оплату арендных платежей формировались без учета НДС. Арендодатель НДС в бюджет не перечислял. Таким образом, суммы НДС, спустя три года рассчитанные компанией по ставке 18 %, были неправомерно предъявлены к взысканию с банка.

(Дело № А72-10017/2013)

Прием беременной на 3 месяца с окладом, увеличенным в 7,5 раз, повлек отказ в выплате пособия

На должность директора компании назначена сотрудница с окладом 35 тысяч рублей, которая спустя три месяца ушла в отпуск по беременности и родам. Компания обратилась в ФСС с заявлением о возмещении расходов (пособия по беременности и родам, пособия в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности, пособия по временной нетрудоспособности).

По результатам камеральной проверки фонд отказал в возмещении расходов на выплату страхового обеспечения, установив, что предыдущий директор имел оклад в 4,5 тысячи рублей.

Суд первой инстанции решил, что компанией соблюдены все необходимые условия для возмещения расходов. Также суд установил, что на указанную сотрудницу были возложены также дополнительные обязанности по организации и ведению бухгалтерского учета. По мнению суда, разница в оплате работников не может являться основанием для отказа в возмещении пособия по беременности и родам.

Апелляция и кассация отменили его решение, указав, что возмещение средств из ФСС является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств фонда влечет отказ в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

Суды указали на следующие обстоятельства, которые свидетельствуют о создании искусственной ситуации с целью получения средств в завышенном размере:

  • до наступления страхового случая сотрудница отработала 3 месяца, при этом 9 месяцев до этого нигде не работала и опыта руководящей работы не имела;
  • проанализировав налоговые декларации компании, суды не увидели экономической целесообразности (увеличение объема работы или наличия у сотрудницы особых профессиональных и деловых качеств) приема директора и установления оклада, превышающего в 7,5 раз оклад предыдущего генерального директора;
  • отсутствуют доказательства влияния деятельности сотрудницы на финансово-экономические или производственные результаты предпринимательской деятельности компании;
  • компания не доказала фактическое выполнение конкретных работ, которые могут быть выполнены только этим работником (с учетом ее профессиональных знаний и навыков).

(Дело № А20-4973/2013)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России разъяснен порядок заполнения налоговой декларации по НДС в случае предоставления органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества

Согласно действующему порядку по строке 020 декларации указывается наименование арендодателя, а по строке 030 отражается его ИНН.

Муниципальное образование реализует свои полномочия через органы местного самоуправления. Следовательно, если от имени муниципального образования арендодателем выступает орган местного самоуправления, то по строке 030 раздела 2 декларации по НДС указывается ИНН органа местного самоуправления.

(Письмо ФНС России от 28.11.2014 N ГД-4-3/24721@ "О порядке заполнения налоговой декларации по НДС")

По состоянию на 27 октября 2014 года подготовлен реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу http://minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=52.

(Письмо ФНС России от 20.11.2014 N ГД-4-3/23951@ "О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 27.10.2014) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ")

При несвоевременном представлении установленных сведений медицинская организация утрачивает право на применение нулевой ставки налога на прибыль

Пунктом 6 статьи 284.1 НК РФ установлено дополнительное требование к медицинским организациям, применяющим по налогу на прибыль организаций налоговую ставку 0 процентов: представлять по окончании каждого налогового периода сведения о доле доходов от осуществления медицинской деятельности в общей сумме доходов, штате организации и численности медперсонала.

Действует также ограничение права на повторное применение ставки 0 процентов в том случае, когда организация применяла налоговую ставку в размере 0 процентов, а потом перешла на применение налоговой ставки в размере 20 процентов.

Сообщается, что в случае несвоевременного представления указанных сведений по итогам налогового периода, в котором организация рассчитывала применить налоговую ставку 0 процентов, ограничения на повторное применение ставки 0 процентов не подлежат применению, поскольку в рассматриваемой ситуации сумма налога на прибыль организаций подлежит восстановлению и уплате в бюджет по ставке 20 процентов с первого числа этого налогового периода, а, следовательно, налоговая ставка 0 процентов такой организацией в этом налоговом периоде фактически не применялась.

(Письмо ФНС России от 02.12.2014 N ГД-4-3/24920@ "О применении положений статьи 284.1 НК РФ")

Если после командировки работник остается в отпуске, обратный билет в расходах не учесть

Минфин сменил своей позиции по поводу учета расходов на командировки, которые завершаются отпуском в месте командирования.

Если после выполнения служебного поручения работник из командировки не возвращается, а остается для проведения отпуска, то днем окончания командировки следует считать последний день перед отпуском. В этом случае организация-работодатель не должна оплачивать обратный билет сотрудника от места проведения отпуска. Поэтому сумму возмещения за билет нельзя учесть в расходах для целей налога на прибыль, поскольку данные расходы не подлежат возмещению.

Два года назад Минфин применял иной подход к оценке данной ситуации: организации все равно пришлось бы нести расходы на проезд сотрудника из командировки (или к месту командирования). Если руководитель подтверждает целесообразность таких расходов, то они могут быть включены при расчете базы по налогу на прибыль. "Вне зависимости от времени, проведенного в месте назначения, расходы на приобретение проездного документа для проезда работника из места командировки к месту постоянной работы могут учитываться в расходах, ... если задержка выезда командированного из места командировки (либо более ранний выезд работника к месту назначения) произошла с разрешения руководителя" (письмо было написано в ответ на запрос об отпуске в месте командирования).

Кроме того, недавно - в августе этого года - и ФНС озвучивала аналогичное мнение - при наличии разрешения руководителя на задержку в месте командирования расход на билет можно учесть.

Теперь этот подход Минфин оставляет только для случаев задержки в месте командирования на выходные. Ведомство указывает, что могут учитываться расходы на билет для проезда работника к месту командировки и обратно в выходные дни, предшествующие дню начала командировки, или следующие за датой окончания командировки. Такое же мнение насчет выходных высказывалось чиновниками и ранее.

Год назад Минфин пришел к выводу, что компенсация стоимости проезда может облагаться НДФЛ - это зависит от срока, на который откладывается возвращение из командировки. Также ведомство разъясняло, что возмещение работнику стоимости проезда в командировку из места проведения отпуска экономически обоснованно, а в обратной ситуации (в случае проезда из командировки в отпуск) - нет.

(Письмо Минфина России от 20.11.2014 № 03-03-06/1/58868)

Доходы резидентов Республики Беларусь в виде штрафов за несоблюдение условий договора поставки подлежат налогообложению в соответствии с российским законодательством

Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение об устранении двойного налогообложения от 21.04.1995, согласно которому виды доходов, не упомянутые в специальных статьях Соглашения, подлежат налогообложению в государстве источника возникновения доходов.

Поскольку штрафы за несоблюдение условий договора поставки не поименованы в Соглашении, соответствующие доходы, полученные резидентом Республики Беларусь от российской организации, подлежат налогообложению в России.

(Письмо ФНС России от 02.12.2014 N ГД-4-3/24870@ "О налогообложении доходов иностранных организаций в виде штрафов за несоблюдение договорных условий")

Доходы резидентов Республики Казахстан в виде штрафов за несоблюдение условий договора поставки подлежат налогообложению в Республике Казахстан

Между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан действует Конвенция об устранении двойного налогообложения от 18.10.1996, согласно которой виды доходов, не упомянутые в статьях Конвенции, подлежат налогообложению только в государстве резидента договаривающегося государства.

Поскольку штрафы за несоблюдение условий договора поставки не поименованы в статьях Конвенции, соответствующие доходы, полученные резидентом Республики Казахстан от российской организации, подлежат налогообложению в Республике Казахстан.

(Письмо ФНС России от 02.12.2014 N ГД-4-3/24869@ "О налогообложении доходов иностранных организаций в виде штрафов за несоблюдение договорных условий")

ФНС России разъяснила некоторые вопросы, касающиеся применения показателей, используемых при расчете цены реализации газа горючего природного, в целях исчисления НДПИ

Сообщается, что при определении расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств - участников СНГ следует руководствоваться данными, установленными в приказах ФСТ России от 09.07.2014 N 1141-э, от 18.08.2014 N 1281-э и от 16.09.2014 N 1441-э.

Установлена величина расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств - участников СНГ, равная 11 979 рублей за тысячу кубических метров. Величина понижающего коэффициента установлена приказом ФСТ России от 09.07.2014 N 1141-э в размере 0,5792.

Приведено также письмо ФСТ России, в котором разъясняется порядок определения расчетного периода, в течение которого должен применяться указанный выше понижающий коэффициент.

(Письмо ФНС России от 28.11.2014 N ГД-4-3/24685 "О порядке применения статьи 342.4 Налогового кодекса Российской Федерации")

С 1 января 2015 года размер государственной пошлины за принятие решений в отношении установленных тарифов и надбавок по разногласиям в сфере энергетики и коммунального комплекса составит 80 000 рублей

Соответствующее изменение внесено в пункт 124 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ. В настоящее время размер данной государственной пошлины составляет 50 000 руб.

(Письмо ФСТ России от 25.11.2014 N ЕП-12990/14 "Об изменении размера государственной пошлины за принятие решения о рассмотрении разногласий в отношении установленных тарифов в сфере энергетики и коммунального комплекса")

Как подтвердить расходы "разъездного" работника в целях освобождения их оплаты от взносов

Минтруд в своих недавних разъяснениях напомнил, что сотрудникам, постоянная работа которых происходит в пути или имеет разъездной характер, а также тем, кто трудится в полевых условиях или участвует в экспедициях, работодатель согласно статье 168.1 ТК возмещает связанные со служебными поездками расходы:

  • по проезду;
  • по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения таких расходов, а также перечень работ, профессий, должностей указанных работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Если перечисленными документами установлены положения о разъездном характер работы и компенсациях расходов, то указанные выплаты не облагаются страховыми взносами при документальном подтверждении таких расходов (билеты на проезд, гостиничные счета и т.д.).

В случае отсутствия подтверждающих расходы документов суммы выплат в пользу работников не могут признаваться компенсационными в связи с разъездным характером работы.

(Письмо Минтруда от 30.09.2014 № 17-4/В-462)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.