Мониторинг изменений за период 13.10.14 - 19.10.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Внесены уточнения в Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов

В частности, определено, что Протокол, в числе прочего, устанавливает форму заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и требования к формату обмена.

Также внесены изменения в форму заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и правила заполнения указанного заявления.

Предусмотрено, что Протокол о внесении изменений вступает в силу с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

("Протокол о внесении изменений в Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года", подписан в г. Москве 08.10.2014)

ФНС РФ внесла поправки в Государственный реестр ККТ

ФНС РФ ведомственным приказом исключила контрольно-кассовую технику "ОКА-102К версия 01" из первого раздела Государственного реестра ККТ.

При этом, согласно нормам законодательства, в случае исключения из госреестра применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

(Приказ ФНС России № ЕД-7-2/525@ от 08.10.2014)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу России, Беларуси и Казахстана

Договор о присоединении подписан в Минске 10 октября 2014 года и подлежит ратификации.

В приложениях к договору в частности определены:

  • международные договоры, входящие в право ЕАЭС, к которым Армения присоединяется;
  • условия и переходные положения, с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа ЕАЭС к отдельным видам товаров;
  • особенности перемещения товаров и транспортных средств с таможенной территории ЕАЭС и на нее через иные территории.

В рамках ЕАЭС обеспечивается проведение согласованной экономической политики, а также свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями ЕАЭС являются:

  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС;
  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

(Договор от 10.10.2014 "О присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года"

Определен порядок формирования и исполнения бюджета Евразийского экономического союза

Бюджет Союза утверждается на один финансовый год, который соответствует календарному и длится с 1 января по 31 декабря. Доходы бюджета формируются за счет долевых взносов государств - членов Союза. Валютой расчета бюджета Союза является российский рубль.

Решение вступает в силу с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

(Решение Высшего Евразийского экономического совета от 10.10.2014 N 78 "О Положении о бюджете Евразийского экономического союза")

Утверждена форма отчетности о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска)

Отчетность о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению иностранными товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), представляется в таможню, в регионе деятельности которой осуществлен условный выпуск временно ввезенных товаров, за исключением случаев, когда отдельными нормативными правовыми актами ФТС России контроль за использованием временно ввезенных товаров возложен на иной таможенный орган. В этом случае отчетность представляется в таможенный орган, на который возложен контроль за использованием временно ввезенных товаров.

В случае передачи временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу отчетность представляется в таможню лицом, пользующимся и (или) владеющим такими товарами.

(Приказ ФТС России от 13.08.2014 N 1534 "Об утверждении формы и порядка представления отчетности о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению иностранными товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)", зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2014 N 34270)


Вернуться в начало


Правовые новости

Уточнен порядок опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

С 1 января 2015 года нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти будут размещаться на официальном Интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в течение 10 дней после дня их государственной регистрации

Официальным опубликованием таких актов будет считаться либо первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, либо первое размещение на Портале pravo.gov.ru.

Минюст России после государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, будет направлять для размещения на Портале электронные копии таких актов с обязательным указанием сведений об их государственной регистрации.

С 1 января 2016 года на Портале будут размещаться нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации. Федеральные органы исполнительной власти в течение 10 дней со дня издания таких актов будут направлять их электронные копии для размещения на Портале в порядке, определяемом ФСО России.

(Указ Президента РФ от 14.10.2014 N 668 "О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти")


Вернуться в начало


Законопроекты

Правительство направит в Госдуму законопроект о налоговых каникулах для начинающих ИП

Правительство одобрило проект федерального закона "О внесении изменений в статью 346.20 и главу 26.5 Налогового кодекса РФ", который предусматривает возможность уплаты налога в связи с применением патентной системы налогообложения одновременно с регистрацией в качестве ИП по принципу "одного окна".

Кроме того, законопроектом предлагается возможность установления законами субъектов Федерации "налоговых каникул" в виде налоговой ставки в размере 0% для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, перешедших в течение двух лет со дня регистрации на УСН или ПСН.

В ближайшее время законопроект будет направлен в Госдуму РФ, передает правительственная пресс-служба.

Депутаты не пошли на отмену бухучета для организаций на УСН

Госдума отклонила законопроект № 502252-6, предлагающий отменить обязательность бухучета для организаций, выбравших упрощенную систему налогообложения.

Как отмечают авторы законопроекта, в зависимости от оборотов организаций, с 01 января 2013 года эти организации вынуждены нанимать бухгалтеров для оказания бухгалтерских услуг и дополнительно ко всем другим расходам платить в год от 5000 до 100 000 рублей.

При этом никаких оснований для введения такого усложнения отчётности для этих организаций не существует. При этом количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), которые являются налогоплательщиками, только за 2013 год сократилось более чем на миллион и этот процесс продолжается.

ФНС РФ разработала новую форму декларации 3-НДФЛ

ФНС РФ разработала проект ведомственного приказа "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)".

Текст документа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Документ содержит форму налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядок ее заполнения, а также электронный формат налоговой декларации.

Предполагается, что налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по новой форме будет представляться, начиная с налогового периода 2014 года.

ФНС разработала форму уведомления о подтверждении права на имущественные вычеты

ФНС разработала проект ведомственного приказа "О форме уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты".

Текст приказа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Разработка документа обусловлена внесением изменений в статью 220 главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом разработанная форма уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты позволяет в полной мере отразить в уведомлении все необходимые сведения.


Вернуться в начало


Судебная практика

КС не нашел ущемляющей права налогоплательщика неопределенности в статье 40 НК

Горно-обогатительный комбинат продавал в 2008 - 2009 годах на внутреннем и внешнем рынке железорудный концентрат (в том числе аффилированному лицу с отгрузкой китайским грузополучателям). Налоговым органом было выявлено занижение более чем на 20% цены продажи товара от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода. В связи с этим был доначислен налог на прибыль, предложено уплатить пени и штраф. Налоговый орган, определяя рыночную цену товара, производил сравнение цен реализации налогоплательщиком товара на внутреннем и на внешнем рынке с учетом идентичности товаров и сопоставимости их характеристик.

Арбитражные суды четырех инстанций оставили решение ИФНС в силе. Исходя из обстоятельств дела, суды признали невозможным применение для целей налогообложения иных методов расчета рыночной цены товара, в том числе из-за особенностей физических характеристик товара и территории его производства.

Тогда комбинат обратился в КС, оспаривая нормы статьи 40 НК, которыми руководствовались налоговики. По мнению заявителя, в этих нормах нет формальной определенности, а "истолкование, которое им придают в правоприменительной практике налоговые органы и суды, влечет их произвольное применение, в том числе отказ как от предписанных ими методов условного расчета цены сделки в качестве налоговой базы, так и от установленной законом их последовательности, и применение вместо этого методов, не предусмотренных налоговым законом". Это приводит к неравенству в налогообложении, обусловленному непредсказуемостью определения налоговой базы, а также к отступлению от презумпции добросовестности налогоплательщика, нарушает его права и создает условия к подавлению его экономической самостоятельности.

Однако КС выразил несогласие с таким толкованием оспариваемых норм, отказав в принятии к рассмотрению жалобы заявителя.

"Условие договора, касающееся цены товаров (работ, услуг), ... не является обязательным для государства и его казны, особенно когда оно приводит к неправомерному занижению налоговой базы, а взимаемый с налогоплательщика налог теряет в связи с этим справедливое экономическое обоснование. Выявление же в установленной Налоговым кодексом РФ процедуре обстоятельств, доказывающих такое занижение, опровергает презумпцию о правомерном применении налогоплательщиком цены сделки в целях налогообложения и влечет законные последствия в виде принудительного доначисления суммы налога, начисления пени и штрафа. ...Оспариваемые ... законоположения не допускают, вопреки утверждению заявителя, произвольного их применения налоговыми органами, устанавливают судебный контроль за действиями налоговых органов, а потому не дают оснований для вывода об их неопределенности", - указано в определении.

(Определение КС РФ от 18 сентября 2014 г. N 1822-О)

Бывший сотрудник фирмы стал директором контрагента - не значит, что сделка фиктивна

1 апреля 2010 года ООО "Э" (заказчик) заключило с ООО "П" (исполнитель) договор, согласно которому исполнитель обязуется предоставить заказчику во временное пользование офисную технику, произвести ее установку и отладку, а в дальнейшем осуществить техническое обслуживание и ремонт техники.

По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила ООО "Э" НДС, налог на прибыль, пени и штраф, посчитав, что действия фирмы направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Инспекция установила, что ООО "П" было зарегистрировано незадолго до заключения договора. Фактическая численность составляла 1 человек – П., который до этого работал в ООО "Э" начальником отдела информатизации и уволился незадолго до заключения договора, что налоговики сочли подозрительным. У ООО "П" не было материально-технической базы, необходимой для оказания услуг по договору.

Проведя оценку предложений по стоимости аналогичных услуг, инспекция установила превышение стоимости спорных услуг в 5 раз.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным. Суды отметили, что инспекция не вправе оценивать деятельность налогоплательщика с точки зрения целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Довод инспекции об отсутствии необходимости привлечения контрагента при наличии в штате собственных специалистов отклонен судами, поскольку как раз этот специалист и уволился, возглавив затем ООО "П".

В отношении завышения стоимости спорных услуг суды установили, что при расчете инспекция учла только услуги в отношении компьютеров. Ею не учтены 4 принтера, 3 телефона-факса, 1 многофункциональное устройство, 1 сканер, 1 телефонную станцию, 11 системных телефонов, 1 коммутатор. В результате установлено, что стоимость спорных услуг соответствует рыночным ценам.

Учитывая, что все первичные документы оформлены в соответствии с требованиями законодательства, обоснованность налоговых вычетов и правомерность отнесения затрат в состав расходов по налогу на прибыль подтверждены.

(Дело № А41-53020/2013)

Знакомя с материалами проверки, ИФНС вправе скрыть персональные данные свидетелей

По результатам выездной проверки в отношении компании ИФНС составила акт и вынесла решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Компания была приглашена на ознакомление с материалами проверки и получение решения по проверке. Представителю компании было предложено произвести видеосъемку материалов со скрытыми персональными данными физлиц. Данное обстоятельство повлекло отказ представителя от дальнейшего ознакомления с материалами проверки. Ему было предложено продолжить, однако, просмотрев часть материалов, он отказался знакомиться с ними дальше и сделал запись в протоколе о создании ему препятствий. Правом завершить ознакомление с материалами проверки компания не воспользовалась.

Возражения на акт проверки компания все же представила, и рассмотрение материалов проверки проведено в присутствии руководителя и представителя компании.

Компания обратилась в суд, полагая, что при проведении проверки и рассмотрении ее материалов ИФНС допустила грубые нарушения законодательства (отсутствие в акте проверки подписи оперуполномоченного УЭБиПК ГУ МВД, компания не ознакомлена с материалами проверки в полном объеме, в протоколе рассмотрения материалов не отражен факт того, что в ходе рассмотрения инспектор покидала помещение без объявления перерыва).

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требования компании, не установив процессуальных нарушений со стороны ИФНС, а также отсутствия возможности ознакомиться с материалами проверки. Доказательств обратного заявителем не представлено. При этом все документы подписаны директором компании без замечаний.

Истцом не указано, какие существенные нарушения были допущены налоговым органом и каким образом это повлияло на вынесенное по результатам рассмотрения акта проверки решение.

Отсутствие в акте проверки подписи старшего лейтенанта полиции, привлеченного к участию в проверке, не является основанием для признания незаконным решения ИФНС, так же, как и довод заявителя о том, что в ходе рассмотрения материалов проверки инспектор покидал помещение без объявления перерыва.

(Дело № А12-3521/2014)

Отказ дать сведения о неизвестном фирме контрагенте контрагента привел к штрафу

ИФНС 1 в связи с проводимой в отношении ООО "Э" камеральной проверкой налоговой декларации направила в ИФНС 2 поручение об истребовании документов у ООО "Г", в частности, книги продаж, книги покупок, договора, счета-фактуры, касающихся деятельности ООО "К". В поручении указано, что этот клиент ООО "Г" является поставщиком для ООО "Э" (ООО "Г" - ООО "К" - ООО "Э").

ООО "Г" сообщило, что не является контрагентом ООО "Э", не располагает документами и информацией о деятельности данной компании, в связи с чем оснований для предоставления запрошенных документов не усматривает.

Инспекция расценила данное письмо как противоправный отказ от предоставления документов, поскольку из информации, указанной в требовании, прослеживается "цепочка взаимодействия" указанных лиц с ООО "Г", и привлекла компанию к ответственности в виде штрафа (статья 129.1 НК) в размере 5 тысяч рублей.

Суды трех инстанций признали решение инспекции правомерным, указав, что в спорном требовании была указана вся необходимая информация, включая указанную "цепочку" и все данные, позволяющие идентифицировать информацию по конкретной сделке.

В решении кассации указано: "никаких оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена), положения статей 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ не содержат".

(Дело № А40-172004/2013)

Передача собственных векселей инвестору строительства лишила фирму права на вычет

В 2009-2010 годах ОАО "А" выполняло работы для ОАО "Р" на нескольких строительных объектах без заключения инвестиционного договора. В этом же периоде ОАО "А" заявило налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, предъявленным подрядными организациями в ходе проектирования и строительства объектов. При этом строительство ОАО "А" вело за счет денежных средств, полученных у ОАО "Р" по договорам купли-продажи векселей ОАО "А".

По результатам выездной проверки ОАО "А" налоговики отказали в возмещении НДС за 2009 – 2010 годы, указав, что в соответствии с приказами ОАО "Р" последнее в данных отношениях является инвестором, а ОАО "А" - заказчиком, так как денежные средства, полученные от ОАО "Р" в счет оплаты векселей, собственными денежными средствами не являются. ОАО "А", не являясь инвестором данного строительства, должно составить сводный счет-фактуру и передать его инвестору.

Суды трех инстанций, включая судью ВС, отказавшего в передаче дела в коллегию по экономическим спорам ВС, признали решение инспекции правомерным.

Суды учли положения ФЗ 39 от 25.02.1999 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", статьи 171 и 172 НК, в силу которых суммы налога, предъявленные заказчиком-застройщиком налогоплательщику-инвестору, принимаются к вычету у налогоплательщика-инвестора на основании счета-фактуры заказчика-застройщика, при условии принятия к учету результата инвестиционного проекта.

Довод ОАО "А" о том, что оно является одновременно застройщиком и инвестором, поскольку привлекло для строительства заемные средства путем передачи собственных векселей, отклонен судами. По их мнению, указанной сделкой ОАО "А" преследовало цель скрыть сложившиеся фактические финансовые отношения между ОАО "Р" и ОАО "А" – отношения между участниками (соответственно инвестором и заказчиком-застройщиком) инвестиционной программы.

(Дело № А25-2499/2012)

ВС согласен с учетом командировочных, когда указанная в документах гостиница не существует

Кроме того, ВС подтвердил, что дробление бизнеса при наличии общей бухгалтерии может свидетельствовать не о необоснованной налоговой выгоде, а об экономически оправданной оптимизации бизнес-процессов.

Судья ВС вынес определение, подтверждающее выводами арбитражных судов трех инстанций по нескольким эпизодам.

По первому эпизоду компания представила авансовые отчеты, кассовые чеки и счета по оплате гостиничных услуг командированными работниками, командировочные удостоверения работников. Однако налоговики выяснили, что указанные в документах гостиницы и автостоянки не существуют, и отказали компании в учете командировочных расходов. Суды же указали, что работники не имели возможности проверить правоспособность организаций в момент оказания спорных услуг, а сам факт их оказания не оспорен. Так что расходы на основании указанных документов могут быть учтены. ВС также счел, что реальность хозопераций под сомнение не поставлена, значит, налоговики не правы.

По второму эпизоду суды не разделили точку зрения ИФНС на факт дробления бизнеса. Сам истец занимался оптом, а для розничной торговли имелись взаимозависимые с ним лица на УСН и ЕНВД. Договоры с ними заключены на идентичных условиях, юрадреса совпадают, организации созданы с небольшими интервалами времени. "Налогоплательщик ... представил допустимые и относимые доказательства, которые свидетельствуют о направленности его действий на достижение экономического результата в ходе ведения реальной предпринимательской деятельности", - отметил ВС.

"Все организации обладают самостоятельными материально-техническими ресурсами, для осуществления своей деятельности используют собственные основные средства и персонал.

Ведение бухгалтерской и налоговой отчетности контрагентов обществом не может свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды, поскольку не опровергает экономическую обоснованность и реальность заключенных обществом с контрагентами договоров".

(Дело № А55-17026/2013)


Вернуться в начало


Прочее

Отменен приказ ФНС России N ММВ-7-12/22@ о рекомендуемой форме справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов

Приказом ФНС России от 21.07.2014 N ММА-7-8/378@ была утверждена новая форма справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, порядок ее заполнения и формат ее представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

(Приказ ФНС России от 07.10.2014 N ММВ-7-8/523@ "Об отмене Приказа Федеральной налоговой службы от 21 января 2013 года N ММВ-7-12/22@")

ФНС отменила свое старое письмо о штрафах за нарушения при подаче налоговых деклараций

ФНС сообщила об отмене своего письма четырехлетней давности от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@. Отменяемым письмом (в части, не отмененной ранее) ФНС уведомляла о новой на тот момент редакции статьи 119 НК, согласно которой "непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей".

Впоследствии это стало первым пунктом указанной статьи (добавлен второй), а законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ из описания состава правонарушения по этой статье было убрано слово "налогоплательщиком". То есть, указанные санкции могут применяться теперь и к налоговым агентам. Кроме того, уточнено, что 5% берется от неуплаченной в установленный срок суммы налога (а не от неуплаченной вообще на момент назначения санкций). В остальном содержание п. 1 статьи 119 НК со времен выпуска отменяемого письма осталось прежним.

В отменяемом письме было указано: "Если на дату вынесения решения о привлечении к ответственности сумма налога, подлежащая уплате (доплате) на основании этой декларации, внесена в бюджет, то санкция в данном случае составит в соответствии со статьей 119 Кодекса 1000 рублей.

При представлении налоговой декларации, сумма к уплате (доплате) по которой составляет 0 рублей, с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока санкция будет составлять также 1000 рублей.

Минимальную сумму санкции, установленную статьей 119 Кодекса (1000 рублей), нельзя уменьшить в связи с наличием установленных статьей 112 Кодекса смягчающих обстоятельств".

Отмена этих утверждений не обязательно должна означать смену позиции налоговиков. Не так давно выходило другое письмо ФНС, в котором служба обширно комментировала постановление пленума ВАС от 30.07.2013 № 57. В частности, чиновники отметили, что если "установлено отсутствие неуплаченной суммы налога", ответственность за опоздание с декларацией наступает в сумме той же 1 тысячи рублей. Судя по контексту, это касается и ситуации, когда декларация "нулевая".

В отмененном письме говорилось также о статье 119.1 НК, в соответствии с которой несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК, влечет взыскание штрафа 200 рублей.

"Ответственность, установленная статьей 119.1 НК, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации (расчета) соответствуют установленным, но нарушен способ представления налоговой декларации (расчета), указанный в статье 80 Кодекса. При этом, отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе. Применение одновременно ответственности, установленной статьей 119 и статьей 119.1 Кодекса, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления", - говорилось в отмененном письме.

(Письмо ФНС России от 30.09.2014 № СА-4-7/19945)

Подотчет можно выдавать и физлицу, с которым заключен гражданско-правовой договор

ЦБ, отвечая на вопрос о возможности выдачи наличных денег под отчет физлицам, указал следующее:

"В целях применения Указания Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" под работником юридического лица понимается лицо, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера".

(Письмо ЦБ России от 02.10.2014 № 29-Р-Р-6/7859)

Счета-фактуры, составленные с арифметическими ошибками, не могут являться основанием для принятия к вычету "входного" НДС

Налогоплательщики не вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные продавцами товаров работ или услуг, если в соответствующих счетах-фактурах неверно указаны стоимость товаров и сумма НДС, в том числе с арифметическими ошибками.

Как известно, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), принимаются к вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами (п. 1 ст. 169 НК РФ). Незначительные ошибки при составлении счетов-фактур допустимы. Если счет-фактура, позволяет идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, то такой документ признается "легитимным", и на его основании НДС можно заявить к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Соответственно, счета-фактуры, в которых неверно (в том числе с арифметическими ошибками) указаны стоимость товаров (работ, услуг) и сумма налога на добавленную стоимость, не могут являться основанием для принятия к вычету предъявленного НДС.

(Письмо Минфина России от 18.09.14 № 03-07-09/46708)

Разъяснен порядок налогообложения доходов за использование товарного знака, причитающихся китайской организации

Сообщается, в частности, что Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 27.05.1994 закреплено право налогообложения роялти за государством, в котором эти роялти возникают, но ограничивает это право предельным налогом, рассчитываемым по ставке, не превышающей ставку, размер которой определяют Договаривающиеся Государства, то есть 10 процентов.

Установленное ограничение возможности налогообложения роялти означает, что в государстве - источнике дохода (в данном случае в России) ограничивается право применять его национальное законодательство, то есть, в частности, ограничивается право применять ставку 20 процентов, при налогообложении доходов иностранной организации - резидента Китая в виде роялти, установленную законодательством РФ для реализации налогообложения доходов иностранных организаций у источника выплаты.

Исходя из изложенного, доходы за использование товарного знака, причитающиеся китайской организации, при предоставлении подтверждения о постоянном местонахождении, подлежат налогообложению в России по ставке 10 процентов, при этом налог исчисляется и удерживается российской организацией.

(Письмо ФНС России от 07.10.2014 N ГД-4-3/20576@ "О налогообложении доходов иностранной организации (резидента Китайской Народной Республики), получаемых по лицензионному договору")

Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении

В информации приводятся:

  • средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную за период с 1 по 30 сентября 2014 года;
  • средняя за налоговый период цена на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья за период с 1 по 30 сентября 2014 года;
  • средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок за период с 1 по 30 сентября 2014 года;
  • средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза за период с 1 по 30 сентября 2014 года.

(Информация Минэкономразвития России от 15.10.2014 "Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 30 сентября 2014 г.")

О представлении налоговыми агентами сведений о доходах физлиц в виде дивидендов

Даны разъяснения о представлении налоговыми агентами сведений о доходах физлиц в виде дивидендов.

НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предписывал налоговым агентам ежегодно представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физлиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему за этот период налогов.

С 01.01.2014 законодатель установил иной механизм подачи налоговыми агентами сведений о доходах физлиц от операций с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов. При этом состав данных, подлежащих представлению, не изменился.

Разъяснено, что сведения о доходах физлиц, предусмотренные НК РФ, представляются налоговыми агентами персонально по каждому получателю доходов.

(Письмо ФНС России от 6 октября 2014 г. № ГД-4-3/20447 "О рассмотрении обращения")

Разъяснены особенности применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники

Сообщается, в частности, что согласно пункту 1.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" кредитная организация не применяет контрольно-кассовую технику, за исключением случаев:

  • осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не отражаемых ежедневно в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами Банка России;
  • осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, установленного за пределами помещения этой кредитной организации;
  • осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не являющегося основным средством этой кредитной организации и не принадлежащего только ей на праве собственности.

В связи с этим кредитная организация обязана применять контрольно-кассовую технику только в указанных случаях, при которых наличные денежные расчеты осуществляются исключительно с применением платежного терминала.

(Письмо ФНС России от 10.10.2014 N ЕД-4-2/20822 "О направлении письма Минфина России")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.