Мониторинг изменений за период 16.06.14 - 22.06.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Заявление об утрате права на применение ПСН представляется по новой форме

Изменено наименование данного заявления - "Заявление об утрате права на применение патентной системы налогообложения и о переходе на общий режим налогообложения" (форма N 26.5-3).

Указано, что заявление подается в любой из налоговых органов, в которых ИП состоит на учете в качестве налогоплательщика, применяющего ПСН, и добавлена страница для отражения сведений об имеющихся патентах на право применения ПСН с неистекшим сроком действия.

(Приказ ФНС России от 23.04.2014 N ММВ-7-3/250@ "Об утверждении формы заявления об утрате права на применение патентной системы налогообложения и о переходе на общий режим налогообложения", зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014 N 32583)

Обновлены Методические рекомендации по ведению налоговыми органами информационного ресурса по зачетам и возвратам

Изменениями, внесенными в приказ ФНС России "О создании информационного ресурса", уточнены, в частности, требования к осуществлению контроля за соблюдением обязательных условий, установленных законодательством о налогах и сборах, необходимых для принятия налоговым органом решения о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей, а также детализирован перечень операций, проводимых налоговыми органами при обнаружении факта излишней уплаты (взыскания) сумм налогов, сборов и других обязательных платежей.

Так, например, установлено, что факт излишней уплаты (взыскания) устанавливается специалистом отдела по работе с налогоплательщиками. Список налогоплательщиков, имеющих суммы излишней уплаты (излишнего взыскания), формируется сотрудником отдела в течение десяти рабочих дней после наступления срока уплаты налога (сбора) и передается для согласования в отдел камеральных проверок, аналитический отдел и отдел ввода и обработки данных. В отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства передается список налогоплательщиков, имеющих подтвержденную переплату.

(Приказ ФНС России от 10.06.2014 N ММВ-7-8/317@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах приведена в соответствие с решением Верховного Суда РФ

Решением Верховного Суда РФ от 05.03.2013 N АКПИ13-3 абзац второй подпункта "н" пункта 52 Инструкции признан недействующим со дня вступления в силу в части, предусматривающей для лиц 1966 года рождения и старше учет суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса начиная с 1 января 2010 года.

В соответствии с решением приказом из текста абзаца второго подпункта "н" пункта 52 Инструкции исключены слова "с 1 января 2010 года".

Действие приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июня 2010 года.

(Приказ Минтруда России от 30.01.2014 N 61н "О внесении изменения в Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н", зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2014 N 32649)

Отозвать заявление об отказе от финансирования накопительной части трудовой пенсии можно, представив в ПФР соответствующее заявление по утвержденной форме

Заявление с просьбой аннулировать ранее поданное заявление об отказе от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направлении на финансирование страховой части трудовой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса необходимо до истечения года, в котором такое заявление было подано.

(Постановление Правления ПФ РФ от 20.05.2014 N 126п "Об утверждении формы заявления об отзыве заявления об отказе от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направлении на финансирование страховой части трудовой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса", зарегистрировано в Минюсте России 04.06.2014 N 32559)

Приведено в актуальное состояние постановление Правительства РФ, которым утвержден перечень сезонных отраслей промышленности для целей исчисления страхового стажа

Вносимыми поправками исключено упоминание Федерального закона "О трудовых пенсиях", положения которого (за исключением отдельных норм) утратят силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также уточнена применяемая терминология.

(Постановление Правительства РФ от 10.06.2014 N 538 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 498")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Таможенные органы не должны требовать представления паспорта сделки при подаче декларации на товары, таможенное декларирование которых может осуществляться в письменной форме

В данном случае в декларации на товары должен быть указан номер паспорта сделки.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Приказ ФТС России от 06.05.2014 N 836 "О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров", зарегистрировано в Минюсте России 11.06.2014 N 32663)


Вернуться в начало


Правовые новости

С 15 июня 2014 года уточняются форматы электронных деклараций об алкогольной продукции

Приказом уточнены формы 3, 5 - 7, 10 - 12, утвержденные Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198.

Формы дополнены указаниями на коды вида продукции для сидра, пуаре и медовухи.

(Приказ Росалкогольрегулирования от 11.06.2014 N 172 "О внесении изменений в формат представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденный приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 5 августа 2013 г. N 198")


Вернуться в начало


Законопроекты

Депутаты поддержали введение обязательной досудебной процедуры обжалования отказов в госрегистрации

Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект № 521444-6 "О внесении изменений в Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Законопроектом предусматривается введение обязательной досудебной процедуры обжалования решений об отказе в государственной регистрации в вышестоящем органе.

Авторы законопроекта уверены, что обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать заинтересованных лиц к разрешению внутри системы регистрирующих органов возникших конфликтов в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, данная норма позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширит возможности для заинтересованных лиц в реализации своих прав и законных интересов.

Госдума одобрила в первом чтении законопроект об индексации госпошлин

Депутаты Госдумы одобрили накануне в первом чтении правительственный законопроект № 543504-6 "О внесении изменений в главу 25-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который предусматривает индексацию государственных пошлин на уровень инфляции.

Необходимость индексации пошлин с учетом прогнозируемого периода обусловлена отсутствуем в РФ практики осуществления такой индексации ежегодно. Так, индексация размеров государственных пошлин не производилась с 2009 года, поясняют разработчики.

Согласно основным показателям базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2016 года показатель инфляции в России за период с 2009 года по 2015 год составит 61%. С учетом дифференцированного подхода средний коэффициент индексации государственных пошлин составил 1,57.

Совет Федерации одобрил поправки в порядок определения налоговой базы по договорам пенсионного обеспечения

Накануне Совет Федерации одобрил закон "О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ".

При определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемых с негосударственными пенсионными фондами, не будут учитываться суммы пенсий, выплачиваемых физическим лицам, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с уплатой налога на доходы физических лиц.

Правовые последствия закона состоят в том, что будет устранена несоразмерность налогообложения страховых и пенсионных выплат.

Госдума отказалась возвращать промежуточную отчетность

Депутаты Госдумы отклонили законопроект № 418158-6 "О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса РФ и статью 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете", который предусматривает установление для организаций обязанности по представлению в налоговые органы промежуточной бухгалтерской отчетности.

Разработчики документа отмечают, что отмена обязанности налогоплательщиков представлять в налоговые органы промежуточную бухгалтерскую отчетность с 1 января 2013 года негативным образом сказывается на работе банковского сектора и контролирующих органов.

Авторы законопроекта поясняют, что обязанность представления налогоплательщиками в налоговые органы промежуточной отчетности необходима для целей мониторинга контроля формирования бюджетных назначений, для расчета поступлений платежей в бюджетную систему на среднесрочную перспективу, а также для реализации материалов налоговых проверок и права на принятие налоговыми органами обеспечительных мер.

Кроме того, представление заемщиком бухгалтерской отчетности по итогам каждого квартала необходимо банкам для формирования кредитного досье и вынесения мотивированного суждения в отношении кредитного риска и размера резерва.

Вместе с тем, несмотря на доводы разработчиков закона, документ не нашел поддержки у большинства депутатов.

ФНС готовит новую декларацию по УСН

ФНС России разработала проект новой декларации по УСН. Планируется, что ее нужно будет применять, начиная с отчетности за 2014 год.

Основное отличие новой формы декларации от старой в том, что в ее новом бланке предусмотрены отдельные разделы для плательщиков на объекте доходы и для тех, кто учитывает расходы.

Еще одно изменение — в доработанной декларации появится специальный раздел для отчета о целевом использовании имущества, средств в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования.

Сейчас же "упрощенцы" отчитываются о целевом использовании, сдавая в ИФНС лист 07 декларации по налогу на прибыль, поскольку специальной формы такого отчета не предусмотрено. Кроме того, в новой форме декларации появится строка для отражения кодов ОКТМО, которые нужно писать взамен старых кодов ОКАТО.

Минтруд разработал формы решений и постановлений о взыскании страховых взносов в ФСС

Минтруд РФ разработал проект ведомственного приказа "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Текст документа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Документ содержит форму требования об уплате недоимки по страховым взносам (форму 28-ФСС РФ), форму решения о взыскании недоимки по страховым взносам (форму 29-ФСС РФ), а также форму постановления о взыскании недоимки по страховым взносам а обязательное социальное страхование (форму 30-ФСС РФ).


Вернуться в начало


Судебная практика

Подача уточненки до вынесения решения по камеральной проверке отменяет ее результаты

В собственности ИП находилось два земельных участка, кадастровая стоимость которых по состоянию на 1 января 2012 года составляла соответственно 222 и 125 млн рублей. Полагая, что она завышена, предприниматель обратился в суд для приравнивания ее к рыночной стоимости. Вступившими в законную силу решениями от 19.08.2012 и 18.10.2012 кадастровая стоимость участков установлена в размере рыночной – 29 и 15 млн рублей соответственно.

В феврале 2013 года предприниматель предоставил уточненную декларацию по земельному налогу (номер корректировки 1), в которой налог был исчислен исходя из рыночной стоимости за весь 2012 год. После составления акта по камеральной проверке, но до вынесения налоговиками решения ИП представил еще одну уточненку (номер корректировки 2).

Проверив декларацию с номером корректировки 1, ИФНС доначислила налог, указав, что новая кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2013. Решение вынесено уже после получения инспекцией второй уточненки.

ИП, не согласившись с решением инспекции, обратился в суд. Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным.

Согласно пункту 9.1 статьи 88 НК в случае, если до окончания камеральной проверки налогоплательщиком представлена уточненная декларация, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается, и начинается новая камеральная проверка - по уточненной декларации. При этом суды разъясняют, что камеральная налоговая проверка считается оконченной с момента принятия по ее результатам соответствующего решения.

Поскольку предприниматель вторую уточненку подал до принятия решения по результатам камералки предыдущей декларации, проверка декларации с номером корректировки 1 подлежала прекращению. Следовательно, решение по результатам данной проверки неправомерно.

Кроме того, суды отмечают, что при изменении в течение налогового периода кадастровой стоимости участка НК не препятствует исчислять налог исходя из новой кадастровой стоимости после вступления решения суда в законную силу. То есть новая налоговая база подлежала применению с 01.09.2012 и 01.11.2012 соответственно.

(Дело № А27-13253/2013)

Оспаривая возбуждение уголовного дела, не следует требовать в суде отмены решения ИФНС

Компания, ознакомившись с постановлением о возбуждении уголовного дела, принятого по результатам выездной налоговой проверки, обратилась в суд. Целью иска стало признание незаконным решения ИФНС о направлении материалов проверки руководителю следственного органа.

Одновременно с этим компания заявила ходатайство об истребовании обжалуемого решения налогового органа. Причем, самостоятельно в налоговый орган с заявлением о выдаче копии данного ненормативного акта истец не обращался.

Судом первой инстанции заявление было возвращено компании, так как в установленный судом срок ею не было представлено ни копии оспариваемого решения ИФНС, ни доказательств невозможности самостоятельно истребовать этот документ, ни доказательств его существования, что позволило суду усомниться в наличии предмета спора по делу. Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Истец обратился в кассационный суд, в жалобе указав на то, что согласно пункту 3 статьи 32 НК налоговый орган не направляет оспариваемое решение налогоплательщику, по этой причине оно не могло быть представлено с заявлением в суд.

Довод компании отклонен судом. Согласно пункту 3 статьи 32 НК, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, налогоплательщик не уплатил суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать наличие признаков преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Исходя из буквального содержания вышеприведенной нормы НК, налоговый орган никакого решения о направлении материалов налоговой проверки в следственные органы не выносит. Не предусмотрено принятия такого решения и иными нормами НК и ведомственными нормативными правовыми актами.

Из представленных заявителем в суд документов, в том числе, копии постановления о возбуждении уголовного дела также не следует, что направление материалов в следственные органы со стороны ИФНС сопровождалось оформлением какого-либо решения.

(Дело № А41-59961/2013)

"Общий источник происхождения" договоров и актов с рядом фирм - в расходах отказано

По результатам выездной налоговой проверки ООО "А" инспекция отказала в налоговых вычетах по НДС и исключила из состава расходов затраты по контрагентам ООО "И", "Л", "Т", "В", "С", "Н", привлеченным на основании договоров субподряда по строительству и ремонту различных объектов. Инспекция сочла невозможным осуществление указанными контрагентами спорных операций ввиду следующих обстоятельств:

  • отсутствие их по адресам государственной регистрации;
  • осуществлением деятельности от их имени неуполномоченных лиц;
  • отсутствием у данных контрагентов материальных, трудовых и технических ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности;
  • отсутствие лицензий на производство ремонтно-строительных работ;
  • подписание документов неуполномоченными лицами.

Суды трех инстанций признали решение инспекции правомерным, установив и проанализировав и другие обстоятельства:

  • договор ООО "А" с ООО "И" на субподрядные работы был заключен за день до заключения договора подряда;
  • договор субподряда с ООО "С" был заключен в ноябре 2009 года, а ООО "С" зарегистрировано в ЕГРЮЛ только в феврале 2010 года;
  • заключением эксперта установлено, что все представленные на экспертизу договоры субподряда и протоколы согласования договорной цены к ним, а также акты сдачи-приемки выполненных работ с указанием реквизитов спорных контрагентов имеют идентичное электронное форматирование между собой и общий источник происхождения;
  • оплата в адрес ООО "С" за выполнение работ была произведена ООО "А" в общем размере наличными денежными средствами, что подтверждено квитанциями к приходным кассовым ордерам и чеками ККТ. Однако ООО "С" зарегистрированной ККТ не имело.

В результате суды согласились с выводами инспекции о формальном характере спорных операций и направленности действий ООО "А" на получение необоснованной налоговой выгоды.

(Дело № А62-4247/2013)

Суд мог бы принять факсимиле на счетах-фактурах, если доказать обоюдное согласие

Между предпринимателем (покупатель) и ООО (продавец) был заключен договор на приобретение пшеницы и кукурузы. По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила ИП налоги, в частности НДС, НДФЛ, пени и штраф по операциям с ООО, указывая, в частности, на подписание счетов-фактур с использованием факсимиле.

Инспекцией также установлено, что ООО налоговую отчетность не представляет, налоги не уплачивает, по месту регистрации отсутствует. Авансовые отчеты и квитанции к приходно-кассовым ордерам также подписаны факсимиле вместо личных подписей должностных лиц.

Обращаясь в суд, предприниматель, среди прочего, пояснил, что не возражал против использования факсимиле.

Суд первой инстанции удовлетворил требования истца. Апелляция и кассация отменили это решение, посчитав не реальными хозяйственные операции предпринимателя с ООО.

Суды указывают на постановление ВАС от 27.09.2011 № 4134/11, в соответствии с которым документы бухгалтерского учета должны содержать личные подписи соответствующих лиц. Положениями статьи 169 НК не предусмотрена возможность факсимильного воспроизведения подписи при оформлении счета-фактуры.

В решении кассации указано: "суд первой инстанции необоснованно сослался на то, что использование клише во взаимоотношениях предпринимателя с ООО ... происходило с обоюдного согласия сторон, и факсимиле проставлялось в присутствии налогоплательщика бухгалтером, кассиром и директором ООО. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими доказательствами. Вместе с тем, какое-либо соглашение об использовании при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи в материалы дела не представлено".

Таким образом, можно предположить, что в случае наличия такого соглашения у ИП мог бы быть шанс выиграть дело в судах.

Ранее суды считали применение факсимиле на счетах-фактурах недопустимым ни при каких условиях. В качестве примеров можно привести дела: № А57-8362/2013, № А57-4665/2013, № А79-13124/2012, №А42-3909/2012, № А72-7108/2012.

Еще раньше - до конца сентября 2011 года (до выхода вышеуказанного постановления ВАС) - суды не видели ничего подозрительного в счетах-фактурах с факсимиле. Этому свидетельствуют, например, решения по делу N А55-17448/2010 (на отсутствие запрета на применение факсимиле в середине сентября 2011 года указывала коллегия судей ВАС).

(Дело № А32-2968/2012)

Доля вычетов в начисленном контрагентом НДС более 99% говорит о неосмотрительности

В проверяемом периоде между ООО "Н" (заказчик) и ООО "М" (поставщик) были заключены договоры, по которым последний обязуется передать заказчику товар в соответствии со спецификацией. Весь товар был поставлен, однако товарно-транспортная накладная (1-Т) оформлена не была.

По результатам выездной проверки ИНФС доначислила ООО "Н" налог на прибыль, НДС, а также пени и штраф, в частности по операциям с ООО "М", посчитав их формальными.

В бухгалтерской и налоговой отчетности ООО "М" за 2010 год при доходах от реализации более 100 млн рублей налоговая база по налогу на прибыль составила 125 тысяч рублей, то есть доля общих расходов в составе доходов составила 99,9%. В налоговых декларациях ООО "М" по НДС за 1-3 кварталы 2010 года доля вычетов в составе начисленного НДС также оказалась более 99%.

Кроме того, инспекцией установлен факт миграции ООО "М" и его последующее присоединение к ООО "А", которое относится к категории налогоплательщиков, не представляющих налоговую отчетность с момента постановки на налоговый учет. ООО "А" не представило по выставленному требованию документы, подтверждающие факт реализации товаров ООО "М" в адрес ООО "Н", отсутствует по юридическому адресу, его руководитель для допроса в инспекцию не явился.

Согласно информации, предоставленной банками, ООО "М" осуществляло хозяйственные операции с компаниями, которые согласно данным базы информационных ресурсов федерального уровня ИР "Однодневка" имеют различные признаки фирм-однодневок.

Суды трех инстанций, признавая решение инспекции действительным, разъясняют, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если компания при выборе контрагента не проявила должной осмотрительности. В частности, при вынесении решения суды учли ничтожно малые суммы налога на прибыль и НДС за 2010 год, начисленные контрагентом к уплате в бюджет.

Насчет документального оформления сделки суды также отклонили доводы ООО "Н". Истец считал, что товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) в данном случае не является обязательной для оформления сдачи-приемки товара, достаточным является оформление товарной накладной (форма ТОРГ-12). Суды указали на условия договоров (доставка товара продавцом, передача представителю ООО "Н" товара непосредственно водителем автотранспортного средства), и накладные ТОРГ-12 не приняты в качестве доказательств реальности поставки.

(Дело № А63-10678/2013)

Отсутствие акта окончания строительства - не основание для отказа инвестору в вычетах НДС

Между ООО "В" (первоначальный инвестор) и администрацией города был заключен контракт на возведение жилого микрорайона с полным комплексом социально-культурной и бытовой инфраструктуры. Строительные работы на объекте проводились в течение 2007 года за счет первоначального инвестора, а затем были остановлены из-за отсутствия денежных средств. Администрация привлекла новых инвесторов, в том числе ООО "А". Между ним и первоначальным инвестором были заключены договор уступки прав аренды земельного участка и соглашение о возмещении ранее произведенных первоначальным инвестором затрат на сумму 29,5 млн рублей, включая НДС – 4,5 млн рублей.

После получения прав и обязанностей инвестора и застройщика ООО "А" поручило ООО "Л" (подрядчик) выполнять работы по разработке проектной и рабочей документации, строительству котельной, а также связанных с ней внутриплощадочных сетей.

В период с января по сентябрь 2011 года ООО "Л" ежемесячно передавал ООО "А" отчеты о проделанной работе на объекте, понесенных затратах, а также перевыставлял ООО "А" все полученные от подрядчиков счета-фактуры, с передачей актов КС-2 о приемке выполненных работ, общая стоимость которых составила 60,6 млн рублей, включая НДС – 9,2 млн рублей. Эти затраты были отражены ООО "А" на счете счет 08.03 "капитальные вложения".

По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция отказала ООО "А" в налоговых вычетах по счетам-фактурам ООО "Л" и ООО "В". По ее мнению, по контрагенту ООО "В" отсутствуют доказательства передачи завершенного капитального строительства, а счета-фактуры, выставленные ООО "Л", неправомерно составлены на основании КС-2.

Суды трех инстанций в отношении контрагента ООО "В" указали на допсоглашение, по которому ООО "А" получило права и обязанности инвестора и застройщика, которое расценено как договор по передаче объекта незавершенного строительства с компенсацией затрат. Следовательно, счет-фактура является основанием для принятия к вычету НДС в размере 4,5 млн рублей.

В решении кассации указано: "отсутствие акта окончания строительства объекта... не может являться основанием для отказа в вычетах, поскольку в данном случае передавались затраты на капитальное строительство незаконченного объекта, которые подлежат приемке к вычету единовременно, а не после завершения самого строительства, с учетом изменения с 01.01.2006 положения ст. 171 НК РФ в части права на применение вычетов на суммы НДС по работам (услуг), связанным с капитальным строительством и по объектам незавершенного капитального строительства".

В отношении ООО "Л" инспекция сочла, что первичным документом, подтверждающим выполненные по договору подряда работы будет являться только акт о приемке законченного строительством объекта по форме КС-11. По ее мнению, КС-2 является промежуточным актом, и по нему нельзя заявлять налоговые вычеты. Однако и эти доводы суды отклонили.

Сдача работ, в том числе и отдельно выполненного этапа работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами (статья 753 ГК). Учитывая возможность приемки заказчиком каждого этапа строительных работ, с составлением КС-2, эта бумага и будет являться первичным документом для принятия к бухучету этапа работ и составления счета-фактуры. В данном случае ООО "Л" выставляло счета-фактуры на основании КС-2, следовательно ООО "А" правомерно предъявило к вычету НДС по данным актам и счетам-фактурам.

(Дело № А40-41496/2013)

Суды указали, как ИП распределить между спецрежимами матвыгоду от экономии на процентах

В проверяемый период предприниматель пользовался денежными средствами, полученными по договорам беспроцентного займа. ИП занимался розничной торговлей через торговую точку, облагаемой ЕНВД, и торговлей через магазин, облагаемой УСН. Заемные средства использовались исключительно в целях предпринимательской деятельности: оплачивались товары, реализуемые в дальнейшем, как в магазине, так и в торговой точке.

Раздельный учет расходов, подпадающих под ЕНВД и под УСН, как сообщил предприниматель налоговикам, он не вел.

Поэтому при проведении выездной проверки инспекторы рассчитали соотношение доли выручки по УСН и по ЕНВД, на основании этого соотношения установили долю заемных средств, приходящуюся на деятельность, облагаемую ЕНВД. Оставшаяся доля в соответствии с положениями пункта 3 статьи 346.11 НК (применение УСН не освобождает ИП от НДФЛ в отношении таких доходов) была обложена проверяющими НДФЛ по ставке 35%. Доначислено таким образом было налога на 1,5 миллиона рублей, кроме того, были начислены пени и штраф.

Предприниматель не согласился ни с размером доначисленного налога, ни с методикой расчета и обратился в суд. Однако отстоять свое мнение в суде ему не удалось ни в одной из трех инстанций.

Довод заявителя о наличии у него раздельного учета со ссылкой на книгу учета доходов и расходов по ЕНВД судами не принят. Ввиду непредставления этой книги в ходе выездной проверки на фоне показаний предпринимателя об отсутствии раздельного учета суды критически отнеслись к этому доказательству.

Также не принят судьями довод ИП о несоответствии сумм полученных займов и расходов, отраженных в декларации по УСН, по мнению ИП, свидетельствующий о неверном алгоритме распределения сумм материальной выгоды между видами деятельности, примененном налоговиками. Суды отметили, что нет оснований считать, что разница в суммах полученных займов и задекларированных расходов была использована не для предпринимательской деятельности, ведь заявителем не оспаривался тот факт, что полученные заемные средства использовались им исключительно для бизнеса.

(Дело № А34-3103/2013)


Вернуться в начало


Прочее

Для внесения изменений в договор о создании КГН необходимо представить документы, подтверждающие соблюдение установленных условий в отношении каждого ее участника

Соглашение об изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков принимается всеми участниками такой группы, включая вновь присоединяющихся участников и исключая участников, выходящих из группы.

Условия, которым должна удовлетворять каждая организация, являющаяся стороной действующего договора о создании КГН, установлены пунктами 2, 3 и 6 статьи 25.2 НК РФ.

Таким образом, для регистрации изменений в договор о создании КГН в налоговый орган должны быть представлены документы, подтверждающие выполнение указанных условий в отношении каждого участника, участвующего в принятии соглашения об изменении договора о создании КГН.

(Письмо ФНС России от 03.06.2014 N ГД-4-3/10527 "О направлении разъяснений Минфина России")

Организаторы азартных игр обязаны применять ККТ

Это связано с тем, что Федеральным законом от 23.07.2013 N 198-ФЗ было уточнено понятие деятельности по организации проведения азартных игр. Теперь данная деятельность определена, в частности, как оказание услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше.

Одновременно указано, что организаторами азартных игр при осуществлении расчетов не могут применяться бланки строгой отчетности (БСО), поскольку указанные услуги не поименованы в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93.

(Письмо ФНС России от 09.06.2014 N ЕД-4-2/11054 "Об использовании бланков строгой отчетности")

Сведения о банковских счетах юридических лиц, местом нахождения которых на момент присоединения к России являлись территории Крыма и Севастополя, следует направлять в налоговые органы Республики Крым

Это связано с тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 86 НК РФ российским коммерческим банкам и другим организациям, имеющим лицензию Центрального банка РФ, осуществляющим деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе через свои филиалы, необходимо сообщать об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов организациям, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным и состоящим на учете в налоговом органе в соответствии с российским законодательством, в налоговый орган по месту нахождения банка (филиала банка).

(Письмо ФНС России от 09.06.2014 N СА-4-14/11070 "Об исполнении банками обязанностей по сообщению в налоговые органы сведений о счетах")

Не облагаются НДС услуги российской организации по воздушной перевозке товаров с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства

Согласно разъяснениям ФНС России, если услуги оказывались на основании одной авиационной накладной и посадка на территории Российской Федерации осуществлялась без помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, услуги по воздушной перевозке товаров в рассматриваемом случае не являются объектом налогообложения НДС в РФ, поскольку местом реализации этих услуг Российская Федерация не является.

(Письмо ФНС России от 10.06.2014 N ГД-4-3/11237 "О применении НДС в отношении услуг по воздушной перевозке товаров")

Организация вправе использовать правило "пяти процентов" и при применении нулевой ставки НДС

Минфин России в своем недавнем письме обратился к теме применения правила "пяти процентов" теми организациями, которые наряду с операциями, облагаемыми НДС по ставке 0 процентов, осуществляют операции, не подлежащие налогообложению. Специалисты финансового ведомства разъяснили, что такие организации вправе применять упомянутое правило.

Правило "пяти процентов" закреплено в пункте 4 статьи 170 НК РФ. Установлено, что налогоплательщик, который совершает в одном налоговом периоде как облагаемые, так и необлагаемые НДС операции, должен вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам). Однако, если в общем объеме расходов на приобретение, производство и (или) реализацию за налоговый период доля расходов, связанных с освобожденными от НДС операциями, составляет не более пяти процентов, то раздельный учет можно не вести. При этом весь налог, предъявленный продавцами можно принимать вычету.

Как видно, в данной норме не уточняется, по какой налоговой ставке должны совершаться облагаемые НДС операции. Поэтому, как считают в Минфине, правило "пяти процентов" можно применять и том случае, когда наряду с необлагаемыми НДС операциями совершаются операции, которые облагаются НДС по нулевой ставке.

(Письме Минфин России 17.06.14 № 03-07-P3/28714)

Минфин разъяснил, как составить счет-фактуру, если цена отгруженных товаров изменилась до выставления счета-фактуры

Пункт 3 статьи 168 Налогового кодекса обязывает продавцов выставлять корректировочные счета-фактуры в случае изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг). Но если стоимость изменилась в течение пяти дней после отгрузки и до выставления счета-фактуры, продавец может выставить обычный счет-фактуру с учетом изменения стоимости.

Объяснение довольно простое. Счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ). В связи с этим не выставление счетов-фактур в течение 5-ти дневного срока не является нарушением налогового законодательства. Таким образом, в описанной ситуации продавец вправе выставить обычный счет-фактуру с учетом изменения цены (тарифа) или уточнения количества (объема) отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

(Письмо Минфина России от 18.06.14 № 03-07-РЗ/29089)

Разъяснен порядок возврата в налоговые органы сумм акцизов на топливо печное бытовое, уплаченных до 1 января 2014 года

В органы Федерального казначейства направлено письмо, содержащее подробное описание процедуры возврата сумм акцизов на печное топливо с указанием требований к оформлению необходимых документов и сроков документооборота.

Одновременно приведены уточнения, касающиеся формирования расчетного документа на перечисление указанных сумм на счет N 40101810500000001901 Межрегионального операционного управления Федерального казначейства в части отражения информации в реквизите "104" (указывается КБК 100 1 03 02280 01 0000 110, по которому осуществляется учет поступивших сумм уполномоченным органом) и реквизите "Назначение платежа" (указывается КБК 100 1 03 02290 01 0000 110, по которому осуществляется учет сумм возврата органом Федерального казначейства).

(Письмо Казначейства России от 06.06.2014 N 42-7.4-05/5.4-359 "О направлении совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 28.05.2014 N 02-08-05/25582/ N 42-7.4-05/5.4-327")

Дата учета в расходах страховых взносов определяется аналогично дате учета налогов

Минфин напомнил, что согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 272 НК датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления.

При определении момента признания в налоговом учете страховых взносов, ввиду того что они являются обязательными платежами, следует применять подпункт 1 пункта 7 статьи 272 НК.

Таким образом, датой осуществления расходов в виде страховых взносов во внебюджетные фонды признается дата их начисления.

(Письмо Минфина России от 09.06.14 № 03-03-РЗ/27643)

По состоянию на 30 апреля 2014 года подготовлен реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу http://minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=52.

(Письмо ФНС России от 03.06.2014 N ГД-4-3/10544 "О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 30.04.2014) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ")

Не являются налоговыми агентами физические лица и иностранные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ через постоянные представительства

Соответствующее разъяснение дано ФНС России при рассмотрении вопроса об исполнении функций налогового агента в случае выплаты иностранной организации доходов от источников в РФ.

(Письмо ФНС России от 11.06.2014 N ГД-4-3/11305@ "Об исполнении обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов от источников в Российской Федерации")

Налоговым органам предписано принимать справки о резидентстве в Республике Казахстан исключительно с проставленным на них апостилем

Данное решение Минфина России основано на принципах взаимности и связано с отказом налоговых органов Республики Казахстан в принятии справок, подтверждающих резидентство в Российской Федерации, без проставления апостиля. Предполагается, что вопросы урегулирования данных разногласий будут рассмотрены на очередном заседании Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Россией и Казахстаном.

(Письмо ФНС России от 03.06.2014 N ОА-4-17/10537 "О направлении письма Минфина России")

Минтруд России разъяснил порядок расчета "отпускных" с учетом применения нового коэффициента

Согласно поправкам в статью 139 Трудового кодекса РФ со 2 апреля 2014 года средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы начисленной заработной платы за последние 12 календарных месяцев на 12 и на среднемесячное число календарных дней - 29,3 (ранее на 29,4).

Разъясняется, что в случае, когда начало отпуска приходится на 1 апреля 2014 года, то за один день производится расчет отпускных сумм с применением среднемесячного числа календарных дней 29,4, за остальные дни - с применением среднемесячного числа календарных дней 29,3.

При этом отпускные суммы работник должен получить не позднее чем 28 марта 2014 года. В этой связи со 2 апреля 2014 года работнику должен быть произведен перерасчет отпускной суммы, выплату которой нужно произвести в последующий срок выплаты заработной платы, установленный в организации.

(Информация Минтруда России от 16.06.2014 "О необходимости перерасчета отпускных сумм с учетом изменения среднемесячного числа календарных дней")

ФСС РФ подготовлена информация о вступивших в силу с 1 января 2014 года изменениях в нормативно-правовом регулировании в сфере обязательного социального страхования

Сообщается, в частности, о внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах..." и Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании...":

  • до 2018 года включительно продлено действие пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, перечисленных в пунктах 8, 10, 11, 12, 14 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ;
  • скорректированы условия применения IT-компаниями пониженных тарифов страховых взносов (в том числе снижен порог средней (среднесписочной) численности работников таких организаций);
  • уточнен порядок администрирования уплаты страховых взносов в части взыскания недоимки, признания безнадежной к взысканию сумм задолженности, зачета и возврата переплаты (сообщается, в частности, о подготовленных к утверждению формах необходимых документов и даны рекомендации по применению действующих форм при проведении процедур взыскания недоимки по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний).

(Письмо ФСС РФ от 21.01.2014 N 17-03-11/08-672 "О направлении информации о вступивших в силу с 1 января 2014 года актах федерального законодательства, в соответствии с которыми внесены изменения в Федеральный закон N 212-ФЗ от 24.07.2009")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.