Мониторинг изменений за период 23.06.14 - 29.06.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Устранено двойное налогообложение НДФЛ страховых взносов по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни и по договорам негосударственного пенсионного страхования

Поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ, позволяют избежать двойного обложения налогом на доходы физических лиц:

  • страховых взносов по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, уплаченных работодателем за налогоплательщиков до 1 января 2008 года, и страховых выплат по данным договорам, произведенным после 1 января 2008 года;
  • пенсионных выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, по которым пенсионные взносы были внесены до 1 января 2005 года, и сумм пенсий по данным договорам, выплаченным после 1 января 2005 года.

(Федеральный закон от 23.06.2014 N 166-ФЗ "О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")

Освобождены от налога на прибыль организаций суммы вступительных и гарантийных взносов, уплаченных страховщиками в фонд гарантирования пенсионных накоплений

К числу не подлежащих налогообложению доходов, перечисленных в статье 251 НК РФ, отнесены также суммы возмещений, получаемых НПФ и ПФР в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц...".

Уточнен порядок определения прибыли (убытка), учитываемой в целях налогообложения при реорганизации НПФ, являющегося некоммерческой организацией. В том числе установлены правила определения стоимости получаемых акционерами акций реорганизуемого негосударственного пенсионного фонда - она признается равной стоимости (остаточной стоимости) имущества (имущественных прав), внесенного в виде взноса в совокупный вклад учредителей реорганизуемого НПФ, определенной по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество.

Установлен порядок исполнения в 2014 году обязанности по уплате налога с доходов в виде дивидендов с учетом изменений, касающихся функций налогового агента, при их выплате российским организациям.

Поправками, вносимыми в главу 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц", уточняется порядок налогообложения доходов от реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком в результате реорганизации организаций (в том числе НПФ), с учетом срока их нахождения в собственности налогоплательщика.

(Федеральный закон от 23.06.2014 N 167-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

В перечень оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС, включены газовые турбины FlexEnergy MT250, FlexEnergy MT333

Соответствующее дополнение внесено в позицию, классифицируемую кодом ТН ВЭД ТС 8502 39 200 Перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), утвержденного Правительством РФ в соответствии с подпунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса РФ.

(Постановление Правительства РФ от 21.06.2014 N 574 "О внесении изменения в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")

ФНС России утвердила форму заявления о внесении сведений в ЕГРЮЛ для юридических лиц, расположенных в Крыму

С 1 июля 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 124-ФЗ, который предоставляет юридическим лицам, имевшим в Крыму постоянно действующий исполнительный орган на день вхождения Крыма в состав России, возможность привести свои учредительные документы в соответствие с российским законодательством.

Для этого указанные юридические лица должны обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) в срок до 1 января 2015 года.

Приказом утверждены форма данного заявления (N Р18001), требования к ее оформлению, а также форма свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ (N Р57002).

(Приказ ФНС России от 09.06.2014 N ММВ-7-14/316@ "Об утверждении формы заявления о внесении сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, требований к его оформлению, а также формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц на основании такого заявления", зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 N 32738)

В отчетность кредитных организаций вносятся изменения

Указанием Банка России, вступающим в силу с 1 июля 2014 года (за исключением отдельных положений, для которых установлен более поздний срок вступления в силу), предусмотрены, в частности, следующие изменения:

  • перечень форм отчетности дополнен формами 0409122 "Расчет показателя краткосрочной ликвидности ("Базель III"); 0409126 "Данные о средневзвешенных значениях полной стоимости потребительских кредитов (займов)";
  • форма отчетности 0409134 "Расчет собственных средств (капитала)" утрачивает силу с 1 января 2015 года;
  • значительное количество отчетных форм скорректировано, и внесены изменения в порядки их заполнения. Это коснулось в том числе форм отчетности: 0409110 "Расшифровки отдельных показателей деятельности кредитной организации", 0409116 "Сведения о ценных бумагах, приобретенных кредитной организацией", 0409258 "Сведения о несанкционированных операциях, совершенных с использованием платежных карт", 0409260 "Информация о банкоматах и платежных терминалах...", 0409302 "Сведения о размещенных и привлеченных средствах", 0409701 "Отчет об операциях на валютных и денежных рынках", 0409805 "Расчет собственных средств (капитала) и значений обязательных нормативов банковской группы".

(Указание Банка России от 31.05.2014 N 3269-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 N 32765)


Вернуться в начало


Правовые новости

В Земельный кодекс РФ и в ряд законодательных актов внесены изменения, касающиеся вопросов возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки

В частности:

  • определяются особенности приобретения гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно;
  • предусматривается возможность использования гражданами и юридическими лицами земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков;
  • уточняются правовые нормы, определяющие понятие "земельный участок", устанавливающие порядок образования земельных участков, содержание вещных и иных прав на земельные участки, виды и условия сделок с земельными участками.

Отдельно регулируются отношения в области установления сервитутов, перераспределения земель, передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ.

Гражданский кодекс РФ дополнен статьей, предусматривающей отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, Лесной кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", ряд других федеральных законов приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Земельный кодекс РФ.

(Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Иностранные предприниматели и инвесторы смогут стать гражданами России в упрощенном порядке

В соответствии с законом в упрощенном порядке смогут получить гражданство России, в частности, иностранные граждане:

  • получившие в России после 1 июля 2002 года профессиональное образование и работающие в России в совокупности не менее 3 лет;
  • индивидуальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность в России не менее 3 лет с ежегодной выручкой в определенных Правительством РФ видах экономической деятельности в размере не менее 10 миллионов рублей;
  • инвесторы, чья доля вклада в уставном капитале российской организации, ведущей деятельность на территории России в определенных Правительством РФ видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов (при условии, что размер уставного капитала этой организации составляет не менее 100 миллионов рублей);
  • работающие в России не менее 3 лет по профессии, включенной в специальный перечень, утвержденный Минтрудом России.

Указанным категориям иностранных граждан не потребуется выполнять условие о сроке проживания, установленное пунктом "а" части первой статьи 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ.

Одновременно уточнен порядок приема в гражданство иностранных граждан, признанных носителями русского языка. Для упрощенного приема в гражданство им потребуется дать обязательство соблюдать российское законодательство, подтвердить наличие законного источника средств к существованию и отказаться от гражданства иностранного государства.

(Федеральный закон от 23.06.2014 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации")

Расширены требования к разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию преступных доходов

Изменениями в Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, в частности, установлено, что предусмотренные им требования к разработке правил внутреннего контроля будут распространяться на индивидуальных предпринимателей, которые:

  • являются страховыми брокерами;
  • осуществляют скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • оказывают посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В соответствии с Постановлением правила внутреннего контроля должны быть дополнены:

  • программой изучения клиента;
  • программой, регламентирующей порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;
  • программой, регламентирующей порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Программа идентификации должна предусматривать процедуры по определению принадлежности клиента к числу, в частности, лиц, замещающих государственные должности РФ, должности членов Совета директоров Банка России, должности федеральной государственной службы, назначение на которые осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ, и ряд других должностей, включенных в перечни, определяемые Президентом РФ.

Изменениями в Постановление Правительства РФ от 27.01.2014 N 58 ломбарды исключены из перечня организаций, подлежащих постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга. Поправки вызваны принятием Федерального закона от 21.12.2013 N 375-ФЗ, согласно которому полномочия по надзору за ломбардами и регулированию их деятельности предоставлены Банку России.

(Постановление Правительства РФ от 21.06.2014 N 577 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")


Вернуться в начало


Законопроекты

В ГД внесен законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ: с 500 млн в год - 28%

Один из депутатов Госдумы внес на рассмотрение законопроект № 550945-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ в части введения прогрессивной шкалы НДФЛ".

Прогрессивная шкала, согласно проекту, касается доходов, к которым не применяются профессиональные и имущественные налоговые вычеты, например, к доходам в виде дивидендов.

Такие доходы в зависимости от суммы, полученной за налоговый период, предлагается облагать по следующим ставкам:

  • до 5 миллионов рублей включительно – 13%;
  • от 5 до 50 миллионов рублей – 18%;
  • от 50 до 500 миллионов рублей – 23%;
  • свыше 500 миллионов рублей – 28%.

Обосновывая свое предложение, депутат приводит данные статистики, согласно которым число граждан, чей доход в год превышает 5 млн рублей, составляет не более 0,2% социально активного населения страны (лиц, занятых в экономике). При этом совокупный объем их доходов составляет почти 30% всех доходов граждан РФ.

Москва предоставит льготы оздоровительным организациям

Мосгордума рассмотрела законопроект "О внесении изменений в статью 2 Закона города Москвы от 24 ноября 2004 года № 74 "О земельном налоге".

Законопроектом предлагается установить для земельных участков на территории внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории Москвы в результате изменения ее границы, занятых санаторно-курортными организациями, а также федеральными учреждениями здравоохранения и федеральными учреждениями оздоровительного профиля пониженную ставку земельного налога в пределах, установленных Налоговым кодексом.

Для земельных участков, занятых санаторно-курортными организациями, а также федеральными учреждениями здравоохранения и федеральными учреждениями оздоровительного профиля в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ: в 2014 году - 0,25 процента от кадастровой стоимости земельного участка; в 2015 году - 0,3 процента; в 2016 году - 0,35 процента; в 2017 году - 0,4 процента; в 2018 году - 0,45 процента.

Помимо этого, для земельных участков, предназначенных для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, занятых организациями, у которых доля дохода от реализации продукции собственного производства в общем доходе от реализации товаров или услуг составляет не менее 70 процентов: в 2014 году - 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка; в 2015 году - 0,45 процента; в 2016 году - 0,65 процента; в 2017 году - 0,85 процента; в 2018 году - один процент.

ФНС разработала новую форму налоговой декларации по косвенным налогам

ФНС РФ разработала проект ведомственного приказа "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств – членов Таможенного союза в электронном виде и порядка ее заполнения".

Соответствующее уведомление опубликовано на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Ведомство напоминает, что Федеральным законом от 30.09.2013 № 269-ФЗ с 1 июля 2014 года для производителей алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции введена обязанность уплаты авансового платежа акциза до приобретения (закупки) используемого для ее производства этилового спирта, ввозимого в РФ с территорий государств-членов Таможенного союза.

С указанной даты при ввозе в РФ с территории государств – членов Таможенного союза в РФ этилового спирта, являющегося товаром Таможенного союза, налогообложение этилового спирта при условии представления в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-импортера извещения об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза производится по "нулевой" ставке акциза.

В связи с изменениями в порядке налогообложения подакцизных товаров, внесены изменения в форму налоговой декларации по косвенным налогам.

ФНС разработала форму сообщения об открытии индивидуального инвестиционного счета

ФНС РФ разработала проект ведомственного приказа "Об утверждении формы и формата сообщения налоговым агентом об открытии (закрытии) индивидуального инвестиционного счета, порядка ее заполнения и представления".

Соответствующее уведомление опубликовано на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Согласно пункту 15 статьи 226.1 НК РФ налоговый агент, являющийся источником дохода по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, обязан сообщить об открытии или о закрытии индивидуального инвестиционного счета в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней в электронной форме.

В этой связи приказ содержит форму сообщения налоговым агентом об открытии (закрытии) индивидуального инвестиционного счета, порядок ее заполнения и представления.


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС РФ разъяснил нормы НК, регламентирующие НДС

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил положения главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ. В частности, ВАС РФ уточнил порядок и возможность применения налоговых вычетов по НДС.

Отмечается, что НК РФ не содержит указания о том, что в данном случае право на вычет налога возникает исключительно при уплате цены приобретаемых товаров (работ, услуг), имущественных прав в денежной форме. Поэтому налогоплательщик не может быть лишен права на вычет налога в случаях, когда предварительная оплата товаров (работ, услуг), имущественных прав производится им в натуральной форме.

Аналогичным образом налогоплательщик, выступавший продавцом, не может быть лишен права на вычет суммы налога, ранее исчисленного и уплаченного в бюджет при получении авансовых платежей, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора, если возврат платежей производится контрагенту не в денежной форме.

При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается им самим с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации предпринимателя. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что ее требования считаются соблюденными и в случае, когда счет-фактура был составлен (подписан) лицом, которого налогоплательщик в установленном законом порядке уполномочил совершать от своего имени соответствующие финансово-хозяйственные операции, подлежащие оформлению счетами-фактурами.

(Постановление Пленума ВАС РФ № 33 от 30.05.2014)

Налогоплательщик участвовал в рассмотрении - к акту проверки документы можно не прилагать

Компания представила в ИФНС уточненную декларацию по НДС за 3 квартал 2011 года. Акт камеральной проверки составлен 12 марта 2013 года. Для вручения акта проверки представитель компании был вызван в инспекцию на 15 марта уведомлением, направленным 5 марта. Получив 15 марта уведомление, компания сообщила о невозможности явиться, не указав при этом, когда представитель сможет явиться за указанным актом. В результате акт и уведомление о рассмотрении возражений были направлены по почте 19 марта. Компания представила возражения на акт, а инспекция приняла решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Через два месяца - 21 мая - ИФНС вынесла решение о привлечении к ответственности и отказе в возмещении налога.

Компания обратилась в суд, ссылаясь на то, что инспекция не направила вместе с актом проверки документы, на основании которых пришла к выводу о нарушении законодательства о налогах и сборах.

Суды первой и апелляционной инстанции отменили решение инспекции, посчитав нарушенным порядок привлечения к налоговой ответственности. Кассация отменила решение судов и направила дело на новое рассмотрение, указав, что суды не выяснили, обладала ли компания ранее информацией, на которой основаны выводы инспекции о нарушении налогового законодательства.

При новом рассмотрении дела апелляция и кассация признали решение инспекции правомерным. В соответствии с постановлением ВАС от 08.11.2011 № 15726/10 право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами является его неотъемлемым правом, однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки самого по себе нарушения этого права недостаточно. Необходимо установить, повлияло ли отсутствие спорной информации на выводы инспекции.

Учитывая, что представитель компании не явился для получения акта проверки в связи с поздним получением уведомления, по мнению судов, инспекция правомерно спустя четыре дня направила указанный акт и уведомление о рассмотрении возражений по почте. Это не является нарушением прав налогоплательщика.

Уведомление о месте рассмотрения материалов проверки после проведения допмероприятий было вручено руководителю за месяц до рассмотрения. О недостаточности времени на подготовку возражений не заявлено, ходатайство об отложении рассмотрения материалов проверки от компании также не поступило.

Из протокола рассмотрения следует, что руководитель компании до принятия налоговым органом решения был ознакомлен с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, что удостоверено его подписью в протоколе. Так что, по мнению судов, инспекция обеспечила налогоплательщику информированность и право представлять свои интересы на всех стадиях.

(Дело № А32-25740/2012)

Суды не разрешили амортизировать в бухучете здания и сооружения с коэффициентом ускорения 3

По результатам выездной проверки налоговая инспекция доначислила компании налог на имущество. Основанием для этого послужило, как указали налоговики, занижение среднегодовой стоимости имущества в связи с применением коэффициента ускоренной амортизации, равного 3.

Не согласившись с доначислением, компания обратилась в суд. Спор вызван различным толкованием компанией и налоговым органом пункта 19 ПБУ 6/01 и пункта 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Компания начисляла амортизацию, применяя способ уменьшаемого остатка. В ПБУ 6/01 сказано, что годовая сумма амортизационных отчислений при способе уменьшаемого остатка определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.

В то же время пункт 54 Методических указаний, содержащий ту же норму, что и ПБУ 6/01, дополнен абзацем: "субъекты малого предпринимательства могут применять коэффициент ускорения равный двум, а по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, в соответствии с условиями договора финансовой аренды, не выше 3".

Из материалов дела следует, что компания применила коэффициент 3 при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка по основным средствам категории "Здания" и "Сооружения", которые не могут быть отнесены к движимому имуществу и не являются предметом лизинга.

Суды трех инстанций пришли к выводу, что действующим законодательством не предоставлено право организациям произвольно, по собственному усмотрению применять ускоренный коэффициент амортизации равный 3 к любым объектам основных средств.

Суды указали, что Методические рекомендации в связи с введением новой редакции пункта 19 ПБУ 6/01 не утратили силу. Как в новой редакции ПБУ 6/01, так и в прежней пункт 19 применяется во взаимосвязи с Методическими указаниями (пункт 54) и не изменяет условия, при которых наступает право организации на применение коэффициента ускорения 3.

Также была отклонена судами ссылка истца на заключение независимого регионального информационного центра сети КонсультантПлюс о том, что НК не содержит никаких ограничений в отношении применения повышающих коэффициентов при исчислении норм амортизации облагаемых налогом на имущество основных средств.

(Дело № А27-8854/2013)

Путевые листы, транспортные заявки, детализация в актах не нужны для принятия расходов

Суды не впечатлились таким аргументом со стороны налоговиков, как отсутствие в базе данных ГИБДД сведений о движении транспортных средств, указанных в акте по транспортно-экспедиционным услугам, через стационарные посты ДПС.

По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила ООО "А" НДС и налог на прибыль, пени и штраф по операциям с ИП (по проведению маркетинговых исследований рынка дверей межкомнатных), ООО "Т" (техническое сопровождение проекта) и ООО "З" (транспортно-экспедиционные услуги), сославшись на отсутствие в представленных первичных документах информации, раскрывающей конкретное содержание и суть оказанных услуг.

Кроме того, в базе данных ГИБДД отсутствуют сведения о движении транспортных средств, указанных в акте по транспортно-экспедиционным услугам, через стационарные посты ДПС.

При этом факт доставки товаров, оплаты транспортных услуг и принятия доставленного товара на учет налоговым органом не оспаривается.

Суды трех инстанций не согласились с выводами инспекции и отменили ее решение.

Сотрудники контрагентов подтвердили факт оказания услуг ООО "А".

Суды разъясняют, что НК не устанавливает перечня первичных документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных хозяйственных операций, и не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению. Расходы и их содержание могут подтверждаться договорами, актами, счетами, платежными и другими документами.

В решении кассации указано: "неотражение конкретных действий контрагентов при исполнении ими договоров в актах сдачи-приемки оказанных услуг не имеет значения для расчета оплаты услуг по договорам, поскольку их стоимость определяется исходя из конечного результата, какие-либо требования к содержанию акт сдачи-приемки услуг, являющегося документом, подтверждающим факт их оказания, нормами гражданского и налогового законодательства не установлены".

Кроме того, инспекция не представила доказательств согласованности и направленности действий компаний исключительно на создание условий для получения налоговой выгоды.

По мнению судов, отсутствие материалов видеофиксации со стороны ГИБДД факта прохождения транспортных средств по указанному маршруту не может являться бесспорным доказательством, опровергающим факт осуществления перевозки товара, поскольку налоговым органом не установлено, что стороны, участвовавшие в отношениях по перевозке, настаивали на следовании транспортных средств только по этому маршруту.

(Дело № А12-15913/2013)

Суды указали, как нельзя закрывать подотчет: выданные суммы признаны доходом физлица

Компания, занимающаяся перевозками, выдала в подотчет директору денежные средства на хозяйственные нужды в размере 12 млн рублей. В обоснование расходования компания представила авансовый отчет с приложением расчета расходов на дизельное топливо за 2009 - 2011 годы. Документы, подтверждающие приобретение, оплату ТМЦ и их оприходование в ходе выездной проверки не обнаружены, и ИФНС доначислила НДФЛ, пени и штраф.

Представители фирмы пояснили, что дизельное топливо для автомобилей приобреталось за наличный расчет на АЗС водителями. Ими было утрачено большое количество кассовых чеков, поэтому расчет расхода дизтоплива для списания подотчетной суммы был произведен директором по фактическому пробегу и по норме расходов.

Обращаясь в суд, организация указывает, что инспекцией не доказано использование спорных денежных средств на личные нужды директора.

Суд первой инстанции удовлетворил требования компании. Апелляция и кассация, отменяя его решение, указали на постановление президиума ВАС от 03.02.2009 № 11714/08, в соответствии с которым не являются объектом обложения НДФЛ денежные суммы, выданные работникам организации под отчет для приобретения ТМЦ, при условии, что работники документально подтвердили понесенные расходы, а ТМЦ приняты организацией на учет.

Работник организации, получивший денежные средства в подотчет, после покупки ГСМ обязан представить в бухгалтерию авансовый отчет (в спорный период - еще по унифицированной форме № АО-1 "Авансовый отчет"), к которому должны быть приложены документы, подтверждающие расходы (в частности, чеки контрольно- кассовой машины, товарные чеки и другие).

В рассматриваемом случае к авансовому отчету не приложено ни одного первичного документа о закупке топлива за наличный расчет. Оно в установленном порядке не оприходовано. По мнению судов, представленные компанией доказательства с бесспорностью не свидетельствуют о расходовании подотчетных денежных средств именно на производственные нужды.

Суды также указывают на постановления ВАС от 05.03.2013 № 14376/12 и 13510/12, согласно которым при отсутствии доказательств, подтверждающих расходование подотчетных денежных средств, полученных подотчетным лицом, а также оприходования организацией ТМЦ в установленном порядке, указанные денежные средства согласно статье 210 НК являются доходом подотчетного лица и включаются в налоговую базу по НДФЛ.

Следовательно, по мнению судов, спорная сумма правомерно расценена инспекцией как доход подотчетного лица.

(Дело № А26-5684/2013)

Суды пресекли схему с выводом недвижимости с баланса организации в адрес ИП

Компания по договору купли-продажи реализовала нежилое помещение индивидуальному предпринимателю, после чего он начал сдавать то же помещение в аренду компании-продавцу. При выездной проверке налоговая инспекция расценила эти сделки как направленные на получение необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль с использованием схемы "дробления бизнеса".

Экспертиза по оценке рыночной стоимости размера арендной платы помещения, назначенная инспекцией, показала, что арендная плата в течение двух из трех проверяемых лет существенно превышала рыночный уровень.

Поэтому налоговики исключили из налогооблагаемых расходов компании затраты в виде разницы между рыночной (оценочной) стоимостью услуг и стоимостью приобретения аналогичных услуг у индивидуального предпринимателя.

Компания не согласилась с таким решением и обратилась с иском в суд. Суд первой инстанции удовлетворил требования налогоплательщика. Однако в апелляции это решение было отменено - суд признал правоту налоговиков. Кассационный суд согласился с решением суда второй инстанции.

Из материалов дела следовало, что компания-продавец и ИП-покупатель нежилого помещения являлись взаимозависимыми лицами – ИП являлся мужем генерального директора компании и работал в должности заместителя гендиректора. Ранее ИП присутствовал в составе учредителей данной фирмы.

ИП рассчитался с компанией за приобретенное помещение денежными средствами, полученными им от заявителя в виде дивидендов, а также в уплату за аренду помещений, что свидетельствовало об искусственном документообороте и "замкнутом" движении денежных средств.

Перед приобретением офисного помещения ИП вышел из состава учредителей и реализовал акции по номинальной цене главному бухгалтеру. В этом суды также увидели признаки схемы "дробления бизнеса".

Довод заявителя о том, что при заключении сделок со спорным контрагентом им проявлена должная осмотрительность и осторожность, судами был отклонен. Компания не смогла обосновать критериев выбора ИП в качестве контрагента.

(Дело № А40-114483/2013)


Вернуться в начало


Прочее

Продавец может не оформлять корректировочный счет-фактуру, если еще не выставил покупателю счет-фактуру на отгрузку

Минфин России рассмотрел вопрос о том, может ли продавец не выставлять покупателю корректировочный счет-фактуру, если изменение цены или уточнение количества товаров произошло после их отгрузки, но до выставления покупателю счета-фактуры.

Финансовое ведомство разъяснило, что согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Из данной нормы следует, что невыставление счета-фактуры в течение указанного срока не является нарушением Налогового кодекса. Учитывая это, продавец имеет право выставить покупателю "обычный" счет-фактуру по отгруженным товарам с учетом изменения их цены или объема, если эта корректировка произведена не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товаров, и до нее покупателю не был выставлен счет-фактура с первоначальными данными.

(Письмо Минфина России от 18.06.2014 № 03-07-РЗ/29089)

Для целей налогообложения при определении доли доходов от осуществления медицинской деятельности в расчет могут включаться положительные курсовые разницы

При исчислении налога на прибыль организаций одним из условий применения медицинской организацией налоговой ставки 0 процентов является наличие за налоговый период доли доходов от осуществления медицинской деятельности (поименованной в утвержденном Правительством РФ Перечне) и выполнения НИОКР, не менее 90 процентов от общего объема доходов этой организации, учитываемых для целей налогообложения.

Сообщается, что при определении доли указанного дохода организациям следует включать в расчет положительные курсовые разницы, образовавшиеся от переоценки заемных валютных средств, используемых для обеспечения медицинской деятельности (НИОКР).

(Письмо ФНС России от 03.06.2014 N ГД-4-3/10510@ "О соблюдении медицинской организацией условий применения ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций")

Командировка "захватила" выходной: как обосновать расходы в целях налога на прибыль

Минфин высказал мнение, что при отнесении затрат на оплату проезда работника к месту командировки и обратно к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, необходимо принимать во внимание, что указанные затраты были бы понесены в любом случае вне зависимости от срока пребывания работника в месте назначения.

Расходы на билет для проезда к месту командировки и обратно в выходные дни (предшествующие дню начала командировки или следующие за датой ее окончания), могут учитываться в расходах. Для этого должны соблюдаться условия:

  • дата выбытия из места командировки к месту постоянной работы (дата отправления работника к месту командировки) совпадает с датой, на которую приобретен такой проездной билет
  • задержка выезда командированного из места командировки (либо более ранний выезд работника к месту назначения) произошла с разрешения руководителя.

Если работник с разрешения руководителя организации остается в месте командирования на выходные дни (или выезжает в командировку в предшествующие ей выходные дни) оплата организацией проезда к месту командировки и обратно не приводит к возникновению у работника экономической выгоды, облагаемой НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 20.06.2014 г. № 03-03-РЗ/29687)

Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, начисляемые на заработную плату, выплачиваемую за счет средств целевых поступлений, не учитываются в составе расходов по налогу на прибыль

Позиция Минфина России, доведенная до сведения налоговых органов, обоснована следующим.

Одним из источников формирования имущества некоммерческих организаций (в том числе Торгово-промышленной палаты РФ) являются вступительные и членские взносы, которые на основании статьи 251 НК РФ признаются целевыми поступлениями и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Исходя из объема таких поступлений некоммерческая организация планирует постатейно размеры расходов при составлении сметы (финансового плана). При этом в затраты закладываются суммы расходов на оплату труда и соответствующие им суммы страховых взносов, начисляемые на данные выплаты. То есть расходы на уплату взносов осуществляются за счет целевых поступлений и, следовательно, не должны учитываться при исчислении налога на прибыль.

(Письмо ФНС России от 16.06.2014 N ГД-18-3/783@ "О направлении разъяснений Минфина России по налогу на прибыль организаций")

По информации ФНС России, Конвенция между Правительствами РФ и Мальты об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы будет применяться с 1 января 2015 года

Данная Конвенция, согласно ноте МИД Мальты, вступает в силу 22 мая 2014 года.

Существующими российскими налогами, к которым применяется Конвенция, являются, в частности:

  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц.

(Письмо ФНС России от 17.06.2014 N ОА-4-17/11511 "О вступлении в силу Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы")

Величина коэффициента, корректирующего ставку НДПИ в отношении нефти, за май 2014 года несколько снижена и составляет 12,4078

В прошлых налоговых периодах величина данного коэффициента была выше: в апреле 2014 года - 12,5297, в марте - 12,7312.

Снижение величины коэффициента связано с изменением курса доллара США к рублю РФ. В мае среднее значение курса доллара к рублю составило 34,9308 (в прошлом месяце величина данного показателя была выше и составляла 35,6625, в марте - 36,2124).

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - уровень мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. В мае 2014 года данный показатель составил 107,71 долл. США за баррель (в апреле - 106,70).

(Письмо ФНС России от 17.06.2014 N ГД-4-3/11642@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за май 2014 года")

ФНС России полагает возможным применение корректирующего коэффициента при исчислении налога на имущество организаций

С 1 января 2014 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость. Налогоплательщики, имеющие в собственности такие объекты, должны исчислять налог на имущество в соответствии с новым порядком при условии вступления в силу в субъекте РФ соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта недвижимости в утвержденный перечень.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на указанные выше объекты, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу), по мнению ФНС России, должно осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

(Письмо ФНС России от 19.06.2014 N БС-4-11/11793@ "О налоге на имущество организаций")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.