Мониторинг изменений за период 24.11.14 - 30.11.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Принят закон о "налоговом маневре", а также об изменениях в порядке налогообложения НДС, акцизами и водным налогом

Закон предусматривает, в частности:

  • освобождение от НДС операций по реализации имущества (имущественных прав) лиц, признанных банкротами;
  • основания и порядок восстановления сумм НДС, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств;
  • дополнение перечня подакцизных товаров (включение в перечень бензола, параксилола или ортоксилола, а также авиационного керосина и природного газа);
  • ставки акцизов на период 2015 - 2017 годов, в том числе на новые подакцизные товары (в целях стабилизации ситуации на рынке алкогольной продукции в 2015 и 2016 годах сохранить размеры ставок акцизов, установленные в отношении крепкой и слабоалкогольной продукции на 2014 год);
  • увеличение налоговой ставки по налогу на прибыль с 9 до 13 процентов по доходам российских организаций в виде дивидендов;
  • индексацию ставок водного налога на установленные коэффициенты, а также увеличение ставок налога при изъятии ресурсов для водоснабжения населения;
  • "налоговый маневр", в рамках которого поэтапно сокращаются вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть и газовый конденсат;
  • приостановление до 1 января 2016 года действия договоров о создании консолидированных групп налогоплательщиков, зарегистрированных в течение 2014 года.

(Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Подписан закон, направленный на пресечение использования офшорных юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды

Закон устанавливает порядок налогообложения прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами.

Определены условия отнесения иностранной организации к контролируемой иностранной компании, критерии признания физических лиц и организаций контролирующими лицами, порядок налогообложения и основания освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании; ответственность за неуплату (неполную уплату) контролирующим лицом сумм налога с прибыли контролируемой иностранной компании (размер штрафа может составить 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей).

Вводится обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об участии в иностранных организациях (с учетом установленных особенностей), об учреждении иностранных структур без образования юридического лица (соответствующее понятие закреплено в статье 11 НК РФ), а также о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролируемыми лицами.

(Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)")

Авторам полезных моделей предоставлено право на применение профессионального налогового вычета по НДФЛ

Соответствующее дополнение внесено в статью 221 НК РФ.

Теперь наряду с авторами иных объектов патентных прав авторы полезных моделей при исчислении НДФЛ смогут воспользоваться профессиональным налоговым вычетом в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

(Федеральный закон от 24.11.2014 N 367-ФЗ "О внесении изменений в статью 221 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Порядок уплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа распространен на иностранцев, трудящихся по найму у организаций и ИП, а также занимающихся частной практикой

Аналогичный порядок уже действует для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основе патента у физических лиц.

Фиксированные авансовые платежи по налогу должны уплачиваться за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц. При этом платеж подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а теперь еще и на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта РФ.

Фиксированный авансовый платеж уплачивается до дня начала срока, на который выдается патент, а общая сумма налога для указанной выше категории иностранных работников исчисляется налоговыми агентами (работодателями) и подлежит уменьшению на сумму уплаченного фиксированного платежа.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДФЛ.

В отношении ранее выданных патентов до истечения срока их действия будет действовать прежний порядок уплаты НДФЛ.

(Федеральный закон от 24.11.2014 N 368-ФЗ "О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Положения Налогового кодекса РФ о земельном налоге приведены в соответствие с терминологией Земельного кодекса РФ

Слова "безвозмездного срочного пользования" заменены словами "безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования".

Закон вступает в силу с 1 марта 2015 года.

(Федеральный закон от 24.11.2014 N 369-ФЗ "О внесении изменения в статью 388 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

С 1 января 2015 года вводится новый формат "электронного" заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и правила его проверки

Приказ ФНС России, которым утверждены новые требования, заменит собой действующий в настоящее время аналогичный приказ от 30.08.2012 N ММВ-7-6/583@.

Правила контроля при приеме заявления содержат скорректированный перечень критериев, по которым осуществляется проверка (вместо разрядности ИНН и структуры КПП введена проверка разрядности идентификационных кодов налогоплательщиков - членов государств Евразийского экономического союза и корректность контрольного числа, а также проверка на отсутствие вирусов).

(Приказ ФНС России от 19.11.2014 N ММВ-7-6/590@ "Об утверждении формата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика")

Приказ ФНС России, которым утверждены формы сообщений в налоговые органы, приведен в соответствие с Налоговым кодексом РФ

Признаны утратившими силу положения Приказа от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ об утверждении формы, формата и порядка заполнения сообщений:

  • об открытии (закрытии) счета (лицевого счета), о возникновении права (прекращении права) использовать корпоративное электронное средство платежа (КЭСП) для переводов электронных денежных средств;
  • о реорганизации или ликвидации организации.

Это связано с тем, что поправками, внесенными в Налоговый кодекс РФ, исключены положения, которыми предусматривалась обязанность представлять соответствующую информацию в налоговые органы (Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ, Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ).

(Приказ ФНС России от 28.10.2014 N ММВ-7-14/556@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@", зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2014 N 34752)

С 1 января 2015 года Мальта будет исключена из Перечня офшорных зон

Соответствующее изменение внесено в "Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим...".

Поправки приняты в связи с ратификацией Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Мальта об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанной в Москве 24.04.2013.

Кроме того, согласно новой редакции пункта 28 Перечня, к оффшорным зонам отнесена территория Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть) (ранее - Нидерландские Антилы).

(Приказ Минфина России от 02.10.2014 N 111н "О внесении изменений в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н", зарегистрировано в Минюсте России 19.11.2014 N 34776)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Внесены изменения в процедуру принятия решения по классификации товаров

Изменениями, внесенными в Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации":

  • уточняются положения статьи 106 в части принятия решений по классификации товаров, в том числе в форме электронного документа, при выявлении неверного классификационного кода товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;
  • статья 107 дополнена нормами, касающимися, в частности:
  • наделения таможенных органов функцией по принятию решений по классификации товара;
  • полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по определению формата и структуры заявления о принятии решения по классификации товара в форме электронного документа, требований к заполнению заявления и документов, прилагаемых к нему, а также структуры и формата перечня компонентов товара, поставляемого в несобранном или разобранном виде, для обеспечения возможности направления заявителем в электронном виде заявления о принятии решения по классификации товара;
  • определения процедуры отказа в принятии решения по классификации товара и отклонения заявления о принятии решения по классификации товара;
  • сроков уведомления заявителя о принятых решениях по отказу и отклонению в рассмотрении заявления о принятии решения по классификации товара;
  • причин отказа и отклонения;
  • полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по определению формы решения об отказе в рассмотрении заявления о принятии решения по классификации товара и решения об отклонении заявления о принятии решения по классификации товара, а также формата и структуры этих решений в форме электронного документа;
  • введена новая статья 107.1, в которой определяются:
  • порядок принятия таможенными органами решения об изменении и прекращении действия решения по классификации товара;
  • условия внесения изменений в решения по классификации товара или прекращения действия решения по классификации товара;
  • требования к заявлению о внесении изменений в решение по классификации товара;
  • порядок и сроки рассмотрения заявления заявителей об изменении решений по классификации товаров;
  • сроки уведомления заявителя об изменении или прекращении действия решения по классификации товара.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 24.11.2014 N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации")

Высшим Евразийским экономическим советом установлены правила официального опубликования решений органов ЕАЭС

Высшим Евразийским экономическим советом установлены правила официального опубликования решений органов ЕАЭС (кроме решений Суда ЕАЭС), международных договоров в рамках ЕАЭС и международных договоров ЕАЭС с третьими государствами на сайте www.eaeunion.org.

Определено, что распоряжения органов Евразийского экономического союза и рекомендации Евразийской экономической комиссии будут публиковаться на сайте не позднее трех календарных дней со дня их принятия.

Официальное опубликование международных договоров и решений органов ЕАЭС осуществляется на русском языке.

Порядок опубликования таких документов вступает в силу с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

(Решение Высшего Евразийского экономического совета от 21.11.2014 N 90 "Об официальном опубликовании международных договоров в рамках Евразийского экономического союза, международных договоров Евразийского экономического союза, заключаемых с третьими государствами, их интеграционными объединениями и международными организациями, решений органов Евразийского экономического союза")


Вернуться в начало


Правовые новости

Утверждены коэффициенты к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2015 - 2017 годы

Нормативы платы устанавливаются за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления.

Установлено, что к нормативам платы, утвержденным в 2003 году постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления", применяются коэффициенты: 2,45 - в 2015 году, 2,56 - в 2016 году и 2,67 - в 2017 году.

К нормативам платы, установленным в 2005 году постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 "О внесении изменений в приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344" в отношении ряда позиций применяются коэффициенты: в 2015 году - 1,98, в 2016 году - 2,07, в 2017 году - 2,16.

Постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.

(Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219 "О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления")

В рамках формирования единого информационного адресного пространства в России утверждены правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, а также требования к их структуре

Определено, в частности, что адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям:

  • уникальность - один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства;
  • обязательность - каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с установленными правилами;
  • легитимность - правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.

Объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

Присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов РФ на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.

(Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов")


Вернуться в начало


Законопроекты

В первом чтении принята конфискация имущества юрлиц, помогающих другим в уклонении от налогов

Первое чтение в Госдуме прошел законопроект № 599584-6, внесенный ранее членами Совета Федерации. Проектом предлагается внести поправки в Уголовный кодекс, которые, по сути, связаны не столько с ужесточением наказаний за уклонение от уплаты налогов (как заявлялось об этом законопроекте в прессе), сколько с изменением квалифицирующих признаков этого преступления и с охватом наказанием юрлиц, в том числе банков, которые способствуют этому деянию.

Между внесением и первым чтением в законопроект уже внесена одна поправка, которая связана с принятием закона о контролируемых иностранных компаниях.

В остальном, напомним, состав преступления и способы наказания за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации без отягчающих обстоятельств изложены в части 1 статьи 199 УК, которую сенаторы оставляют без изменений. В настоящее время часть 2 данной статьи предусматривает более жесткие варианты наказания в двух случаях: совершение преступления "группой лиц по предварительному сговору" или "в особо крупном размере".

СФ предлагает часть 2 разбить на две: части 2 и 3. Часть 2 будет предусматривать указанное деяние, совершенное "группой лиц по предварительному сговору". Наказания в целом останутся теми же, но срок лишения свободы как один из вариантов наказания сенаторы предлагают даже уменьшить: сейчас статья предусматривает до 6 лет, СФ предлагает снизить до 4-х лет.

Часть 3 предлагается снабдить такими квалифицирующими преступление признаками:

  • в особо крупном размере;
  • организованной группой лиц;
  • с использованием юридических лиц, указанных в статье 173.1 УК, то есть, созданных незаконно через подставных лиц, в том числе группой лиц по сговору или лицом с использованием его служебного положения (с введением в заблуждение используемых подставных лиц - согласно ныне действующей формулировке. При этом напомним, что в начале октября на рассмотрении ГД появился еще один законопроект, который, среди прочего, корректирует указанную норму УК о регистрации юрлиц через подставных лиц. В случае его принятия таковыми будут считаться не только введенные в заблуждение, но и согласившиеся регистрировать юрлицо без заинтересованности в ведении им деятельности);
  • к первому чтению законопроекта часть 3 дополнена еще одним признаком преступления: "с сокрытием или искажением информации в отношении контролируемых иностранных компаний или контролируемых сделок".

От предлагаемой сенаторами редакции части 2 наказание по части 3 будет отличаться лишь возможным сроком лишения свободы - до 6 лет. И, по сути, наказание по части 3 статьи 199 УК предлагается сделать таким же, какое сейчас указано в части 2.

Крупный и особо крупный размер в целях этой статьи также останутся прежними, равно как и порядок освобождения от ответственности для лиц, совершивших преступление впервые.

Существенным можно назвать предлагаемое введение части 4 статьи 199 УК, предусматривающей возможность конфискации орудий, оборудования и иных средств совершения преступления, принадлежащих иным юрлицам, в том числе банкам. Это, по замыслу сенаторов, может применяться к имуществу, используемому в целях пособничества в уклонении от уплаты налогов с использованием организованной группы лиц или юрлиц, созданных незаконно через подставных лиц. Конфискация будет возможна, если учредители (участники) или исполнительные органы этих юрлиц знали или должны были знать об использовании возможностей и имущества этих юрлиц для совершения преступления.

Совет Федерации сохранил действующие ставки страховых взносов до 2017 года

Накануне сенаторы одобрили поправки в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования, в части продления действия пониженного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 2017 года включительно.

Так, в частности, закон предусматривает сохранение до 2017 года тарифов страховых взносов в размере 22% в ПФР, 2,9% в ФСС, 5,1% в ФФОМС в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов, а также в размере 10% в ПФР свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.

При этом нормы закона не затрагивают плательщиков страховых взносов, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов, передает пресс-служба Совета Федерации.

Сенаторы одобрили повышение МРОТ до 5 965 рублей

Сенаторы на очередном заседании Совета Федерации одобрили Федеральный закон "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".

Законом устанавливается с 1 января 2015 года минимальный размер оплаты труда в сумме 5 965 рублей в месяц, передает пресс-служба Совета Федерации.

Напомним, в настоящее время МРОТ составляет 5554 рубля в месяц.

Минфин планирует ввести в действие на территории РФ еще 4 документа МСФО

На общественное обсуждение вынесен проект приказа Минфина о введении документов Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории РФ.

Предлагается ввести в РФ:

  • документ МСФО (IFRS) 14 "Счета отложенных тарифных разниц";
  • документ МСФО "Пенсионные программы с установленными выплатами: Взносы работников (Поправки к МСФО (IAS) 19)";
  • документ МСФО "Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2010-2012 гг.";
  • документ МСФО "Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2011-2013 гг.".

Указанные документы будут вступать в силу на территории РФ: для добровольного применения – со дня их официального опубликования; для обязательного применения – в сроки, определенные в этих документах.

Мосгордума одобрила налоговые льготы для промышленных предприятий, общепита и спортивных объектов

Накануне Мосгордума приняла Закон "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций" и статью 1 Закона города Москвы от 7 мая 2014 года № 25 "О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций".

Документ устанавливает льготы по налогообложению для промышленных предприятий, общепита и спортивных объектов.

Так, в частности, Закон "О налоге на имущество организаций" дополняется положениями, предусматривающими применение налоговой ставки с коэффициентом 0,1 в отношении нежилых помещений, соответствующих ряду критериев.

Например, они должны быть расположены в зданиях, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость, либо использоваться для размещения объектов общественного питания.

Кроме того, организациям – собственникам спортивных объектов предоставляется льгота по налогу на имущество организаций в размере 90% от суммы исчисленного налога в отношении построенных или реконструированных после 1 января 2014 года спортивных сооружений.

При этом они должны располагать футбольным (ледовым) полем и оборудованными трибунами для зрителей с общим количеством мест не менее 12 тысяч, передает пресс-служба Мосгордумы.


Вернуться в начало


Судебная практика

ВС: непринятие предпринимателем мер для получения корреспонденции от УФНС не избавляет от его решения

По результатам выездной налоговой проверки инспекция привлекла ИП к ответственности, доначислила земельный налог и пени. Предприниматель обратился в УФНС, ссылаясь на существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки - необеспечение ему возможности участвовать в рассмотрении лично или через своего представителя, в соответствии с пунктом 2 статьи 140 НК.

УФНС отменило решение инспекции и вынесло новое решение, которым доначислила не только земельный налог и пени, но еще и штраф. При этом для обеспечения возможности предпринимателю участвовать в процессе рассмотрения жалобы и материалов налоговой проверки управление послало письмо по почте и по факсу, а также направило телефонограмму, однако от ее получения абонент отказался. Кроме того, предпринимателю была направлена телеграмма, для получения которой адресат не явился. Тогда УФНС сообщило ИП о дате и времени рассмотрения посредством смс-сообщения.

Обращаясь в суд, предприниматель ссылается на нарушение положений 101 НК - ненаправление и невручение заявителю акта проверки, а также неуведомление о времени и месте рассмотрения управлением материалов проверки.

Суды трех инстанций признали решение УФНС законным, отметив, что управлением было предпринято множество попыток различными способами уведомить ИП о времени и месте рассмотрения.

Судья ВС согласился с выводами судов, указав: "учитывая установленные в процессе рассмотрения спора фактические обстоятельства, непроявление предпринимателем заботливости и осмотрительности, непринятие им мер, направленных на получение уведомлений от налогового органа, судами сделан вывод об отсутствии со стороны управления нарушений положений статьи 101 Налогового кодекса при вынесении оспариваемого ненормативного акта".

(Дело № А27-19946/2013)

Неуказание номера кабинета в адресе при отправке требования сделало его недействительным

Компания представила в инспекцию расчет по налогу на имущество за 3 квартал 2011 года. В связи с неуплатой исчисленной суммы ИФНС направила требование об уплате налога и пени. Компания их не оплатила. Инспекция попыталась заблокировать единственный расчетный счет, однако задолженность перечислена не была ввиду его закрытия. Налоговики приняли решение о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика.

Все то же самое происходило и после представления в инспекцию расчетов по налогу на имущество еще за несколько периодов 2010-2012 годов. Уплаты налога не было; инспекция направляла требования; они не исполнялись; сведения об открытых счетах компании у налоговиков не было; принимались решения о взыскании за счет имущества.

Организация обратилась в суд с заявлением о признании недействительными решений инспекции о взыскании задолженности за счет имущества компании.

Суды трех инстанций указали на существенные нарушения процедуры принудительного взыскания налогов, пеней и налоговых санкций - требования об уплате налога по юридическому адресу истца не направлены.

В соответствии с пунктами 22, 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением правительства от 15.04.2005 № 221, на почтовых отправлениях отправителем указываются точные адреса отправителя и адресата, в том числе название улицы, номер дома, номер квартиры, чтобы исключить возможность различного его толкования, в противном случае отправитель несет риск в виде последствий недоставки корреспонденции адресату.

В данном случае суды установили, что по указанному в требованиях адресу располагается большой офисный центр, а требования и спорные решения направлены по адресу без указания номера офиса.

Учитывая, что инспекцией не представлено доказательств вручения требований лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт получения данного требования, суды, в том числе кассация, признали решения инспекции недействительными.

(Дела А71-1539/2014, А71-1540/2014, А71-1541/2014)

Контрагент фигурирует в уголовном деле по незаконной обналичке - сделка фиктивна

По результатам выездной проверки ООО "А" налоговики пришли к выводу о необоснованном включении в вычеты за 2009 год НДС за выполненные ООО "Б" строительно-монтажные работы, доначислили налог и пени.

Инспекция установила, что в отношении ООО "Б" возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных статьями 172, 173 УК, - незаконная банковская деятельность, сопряженная с лжепредпринимательством. Фактически ООО "Б" является фирмой-однодневкой, деятельность которой направлена на легализацию денежных средств, их обналичивание и транзит с целью уклонения от уплаты налогов в бюджеты различного уровня.

Поручение об истребовании документов, направленное ООО "Б", вернулось с отметкой "организация не значится", также контрагент не представляет отчетность, включая справки 2-НДФЛ, с момента постановки на налоговый учет. Руководитель и учредитель этой фирмы отрицает ее регистрацию и подписание документов.

Суд первой инстанции согласился с выводами инспекции и признал ее решение законным. При этом суд в качестве свидетелей допросил работников ООО "А", которые подтвердили реальность спорной операции. Однако к этим показаниям суд отнесся критически, поскольку с момента событий до допроса лиц прошло 5 лет.

Апелляция отменила решение суда, посчитав, что данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у ООО "А" права на применение налоговых вычетов по НДС с учетом документально подтвержденной реальности совершения спорных финансово-хозяйственных операций.

Кассация оставила в силе решение суда первой инстанции, указав на транзитный характер денежных средств ООО "Б". Так, анализ выписок по операциям на его расчетном счете показывает, что деньги переводились на счета недобросовестных юрлиц, затем - на банковскую карту, или снимались по чеку в кассе банка.

Учитывая, что приведенные доказательства опровергают реальность спорной операции, решение инспекции признано правомерным.

(Дело № А21-8491/2013)

Противоречивые письма Минфина помешали верно исчислить налог - штраф отменен

Компания исчислила земельный налог за 2010 и 2011 годы в отношении участка, принадлежащего ей на праве собственности, исходя из рыночной стоимости. При этом кадастровая стоимость земельного участка признана равной рыночной только решением суда 23 мая 2012 года.

По результатам выездной проверки инспекция доначислила компании земельный налог, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали недействительным решение инспекции в части штрафа, указав на подпункт 4 пункта 1 статьи 111 НК. В соответствии с указанной нормой обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

К таким обстоятельствам суды отнесли:

  • принятие компанией всех возможных мер для правильного исчисления и уплаты заявленного налога: первоначальное представление деклараций по земельному налогу за 2010 и 2011 годы произведено налогоплательщиком с учетом ранее принятых решений судов относительно возложения обязанности на орган кадастрового учета по исключению сведений о кадастровой стоимости, исполненное последним;
  • принятие деклараций по земельному налогу инспекцией без замечаний;
  • добросовестное заблуждение компании и налогового органа относительно исчисленной налоговой базы.

Суды также учли противоречивые разъяснения компетентных органов относительно порядка исчисления и уплаты земельного налога (насчет периода, с которого применяется стоимость земельного участка, определенная судом), что не способствовало, в том числе, правильному и своевременному исчислению налога налогоплательщиком. В судебных актах указано, что это письма Минфина от 13.09.2012 № 03-05-06-02/65, от 30.10.2012 № 03-05-05-02/111, от 16.11.2012 № 03-05-05-02/116, от 01.11.2012 № 03-05-05-02/112 и другие.

(Дело №А27-564/2014)

Идентичные по форме отчеты агентов помогли выявить необоснованную налоговую выгоду

ООО "А" являлось поставщиком широкого спектра средств защиты растений отечественных и зарубежных производителей, семян подсолнечника и кукурузы. Компания включила в состав расходов при исчислении налога на прибыль агентские вознаграждения в адрес ряда контрагентов и заявила по этим операциям налоговые вычеты по НДС.

По результатам выездной проверки инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, посчитав эти операции формальными. По ее мнению, поиск покупателей товара контрагенты не вели ввиду отсутствия у них технических и трудовых ресурсов. Документы от их имени подписаны неустановленными лицами, а их руководители отрицают причастность к деятельности компаний. Бухгалтерская и налоговая отчетность ими представлялась с минимальными показателями, а операции по расчетным счетам носили формальный характер.

В приложениях к агентским договорам оговорен размер вознаграждения в процентах от стоимости приобретенного покупателями товара (от 5 до 50%). При этом согласно штатному расписанию компания имела собственный отдел продаж с численностью 7-8 менеджеров по продаже. Из показаний покупателей и данных менеджеров следует, что именно сотрудники налогоплательщика, а не представители спорных контрагентов занимались поиском покупателей, заключали договоры на поставку и доставку продукции до потребителя. При этом вознаграждение штатных работников не превышало 100 тысяч рублей в год, а в адрес одного из контрагентов компания перечислила почти 8 млн рублей.

Кроме того, отчеты разных контрагентов идентичны в исполнении и представляют собой табличную форму с наименованием покупателя, номера и даты заключения договора с ним, наименование приобретенного товара, количества, цены приобретения и размера вознаграждения. При этом с большинством из указанных в качестве потенциальных покупателей лиц договорные отношения длились не один год и возникли задолго до возникновения отношений с агентами.

Суды трех инстанций согласились с выводами инспекции и признали ее решение правомерным, указав, что совокупность собранных по делу доказательств подтверждает тот факт, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, явилось получение дохода исключительно за счет налоговой выгоды.

Кассация также отметила, что истец не обосновал необходимость заключения договоров именно с вышеуказанными контрагентами.

(Дело № А12-799/2014)

Взысканные судами долги перед поставщиками подтвердили реальность сделок в целях НДС

ООО "А" занималось производством швейных изделий. Товар, необходимый для швейного производства, компании поставляли ООО "Т" и "В", а ООО "С" ремонтировало швейное оборудование.

По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция отказала ООО "А" в вычетах по операциям с указанными контрагентами, ссылаясь на отсутствие у них необходимых ресурсов.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с реальной предпринимательской или иной экономической деятельностью.

Судами установлено, что реальность отношений по поставке ТМЦ и выполнению работ спорными контрагентами установлена решениями суда по другим делам, по которым с ООО "А" взысканы задолженности в пользу спорных контрагентов.

Суды отклонили доводы инспекции о том, что контрагенты налогоплательщика не находятся по юрадресу, у них нет трудовых ресурсов, транспорта, основных средств. Для ведения торгово-закупочной деятельности отсутствует необходимость в наличии штата персонала и основных средств. К тому же, транспорт и прочие ОС могут быть арендованы или взяты в лизинг у третьих лиц, указали суды.

Инспекция фактически не установила и не подтвердила, что при заключении договоров со спорными поставщиками у ООО "А" отсутствовала деловая цель, а его действия были направлены исключительно на неправомерное возмещение из бюджета НДС.

Суды, в том числе кассация отметили, что на момент заключения спорных сделок контрагенты компании являлись действующими организациями, в связи с чем все совершенные с ними хозяйственные операции являлись реальными применительно ко времени их осуществления.

(Дело № А54-9231/2012)


Вернуться в начало


Прочее

Как покупателю исправить книгу покупок после внесения изменений в счет-фактуру

При обнаружении в счетах-фактурах ошибок, не препятствующих налоговым органам идентифицировать продавца, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, новые экземпляры счетов-фактур не составляются.

Если в счет-фактуру (в том числе корректировочный) внесены исправления (после окончания налогового периода), то записи из книги покупок по такому счету-фактуре аннулируются, и используются дополнительные листы книги покупок за тот налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений. Это касается в том числе счетов-фактур, составленных в электронном виде.

Аннулирующие записи вносятся в дополнительный лист книги покупок, составленный за тот налоговый период, в котором был ошибочно зарегистрирован счет-фактура. При аннулировании записей производятся действия, предусмотренные пунктами 2 и 6 раздела 4 Правил заполнения дополнительного листа книги покупок (постановление 1137).

Исправленные счета-фактуры (в том числе корректировочные) регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты с указанием положительных значений в графах 15 - 16 книги покупок (стоимость покупок с НДС и НДС или разница в этих показателях - для корректировочных счетов-фактур).

После внесения изменений в книгу покупок налогоплательщик обязан представить по месту своего учета уточненную налоговую декларацию за тот налоговый период, в котором были внесены соответствующие изменения в книгу покупок. При этом информирование налогового органа о внесенных в счет-фактуру исправлениях законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

В случае некорректной регистрации в книге покупок счета-фактуры, отвечающего всем установленным НК требованиям, покупателю следует внести исправления в книгу покупок, составленную за тот налоговый период, в котором были произведены некорректные записи по такому счету-фактуре.

(Письмо ФНС России от 05.11.14 № ГД-4-3/22685@)

Минфин: транспортную накладную надо составлять по унифицированной форме

Чтобы подтвердить в налоговом учете расходы на перевозку грузов автомобильным транспортом, необходимо наличие транспортной накладной, форма которой утверждена правительством РФ.

Согласно Федеральному закону от 06.12.11 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", формы первичных учетных документов утверждает руководитель компании по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Таким образом, компании могут использовать собственные формы "первички", при условии, что в них содержатся все обязательные реквизиты, установленные Законом № 402-ФЗ.

Однако в Минфине напоминают, что формы первичных документов, которые введены уполномоченными органами на основании других федеральных законов, по-прежнему обязательны для применения. К таковым относятся, в том числе, документы, подтверждающие перевозку грузов.

На основании пункта 2 статьи 785 Гражданского кодекса заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или ГК РФ). Форма транспортной накладной содержится в приложении № 4 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением правительства РФ от 15.04.11 № 272, принятым в соответствии с Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта). В пункте 6 данных Правил сказано: оформление транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению № 4, необходимо для подтверждения заключения договора перевозки груза.

Таким образом, использовать в работе самостоятельно разработанную форму транспортной накладной стороны договора не вправе. Чтобы подтвердить расходы на доставку товаров, грузоотправитель должен оформлять транспортную накладную по форме, утвержденной постановлением правительства РФ от 15.04.11 № 272.

(Письмо Минфина от 06.11.14 № 03-03-06/1/55918)

ФНС России разъяснила вопросы обложения НДФЛ сумм возмещаемых судебных расходов

Речь идет о доходах в виде возмещения судебных расходов, связанных с совершением в отношении налогоплательщика юридически значимых действий или оказанием юридических услуг представителем.

С учетом положений пункта 2 статьи 211 НК РФ, согласно которым, в частности, к доходам, облагаемым НДФЛ, относятся полученные от организаций и индивидуальных предпринимателей товары (выполненные работы, оказанные услуги), сделаны следующие выводы:

  • если стороной, возмещающей налогоплательщику судебные расходы, является организация или индивидуальный предприниматель, то соответствующее возмещение признается доходом налогоплательщика в натуральной форме, подлежащим обложению НДФЛ;
  • если стороной, возмещающей указанные расходы, являются физические лица, дохода в натуральной форме, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает.

При этом отмечено, что в случаях, если выводы контролирующих органов не согласуются с позицией ВАС РФ или Верховного Суда РФ, налоговые органы при реализации своих полномочий руководствуются соответствующими актами и письмами судов, начиная со дня размещения их на официальных сайтах судебных органов, либо со дня их официального опубликования в установленном порядке.

(Письмо ФНС России от 19.11.2014 N БС-4-11/23847 "О направлении писем Минфина России")

ФНС России разъяснила порядок обложения акцизами в пивоваренной отрасли, а также при реализации продукции в рамках Таможенного союза

В письме приведена информация о плательщиках акцизов в отношении пива и напитков, из него изготавливаемых, ставках акцизов на данную продукцию в 2014 - 2016 годах, порядке уплаты и представлении отчетности.

Кроме того, сообщается о порядке взимания акцизов при реализации продукции в государствах - членах Таможенного союза, в том числе приведены нормативные акты, регулирующие взимание акцизов, основополагающие принципы, применяющиеся при исчислении акцизов в отношении экспорта и импорта товаров, требования к документальному подтверждению факта импорта товара и уплаты акцизов по импортированным товарам.

В связи со значительными различиями в ставках акцизов на алкогольную продукцию в государствах - членах Таможенного союза сообщается о достигнутой договоренности по гармонизации размеров ставок акцизов к 2020 году.

(Письмо ФНС России от 14.11.2014 N ГД-4-3/23606 "Об акцизах на алкогольную продукцию")

Расходы на содержание профсоюза уменьшают налогооблагаемую прибыль

Минфин России высказался на тему учета расходов, направленных на содержание профсоюзной организации. Чиновники напомнили, что такие расходы можно учесть в целях налогообложения прибыли.

Разъяснения достаточно простые. Авторы письма обращают внимание на положения статьи 377 Трудового кодекса. Она обязывает работодателей безвозмездно предоставлять своим профсоюзным организациям помещение для проведения заседаний и хранения документации. А если численность работников организации превышает 100 человек, то профсоюз следует обеспечить как минимум одним оборудованным, отапливаемым, электрифицированным помещением, а также оргтехникой, средствами связи и необходимыми нормативными правовыми актами.

Специалисты финансового ведомства полагают, что упомянутые выше расходы можно признать обоснованными, так как соответствующие обязанности организации установлены законом. А это значит, что работодатели могут воспользоваться положениями подпункта 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ, и учесть данные расходы в составе прочих обоснованных расходов организации.

(Письмо Минфина России от 17.11.14 № 03-03-06/1/57901)

Налогоплательщикам ЕНВД в отношении услуг населению до 1 января 2016 года следует применять ОКУН

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).

В связи с введением в действие новых классификаторов (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2)) сообщается следующее.

Переходный период на применение указанных классификаторов продлен до 1 января 2016 года. До этой даты налогоплательщикам следует применять ОКУН.

(Письмо Минфина России от 12.09.2014 N 03-11-11/45760 "О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сфере оказания бытовых услуг")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.