Мониторинг изменений за период 29.12.14 - 11.01.15



Бухгалтерский учет и налогообложение

Подписан закон о "налоговых каникулах" для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах

Субъект РФ вправе в течение 2015 - 2021 годов устанавливать:

  • налоговую ставку в размере ноль процентов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в указанных сферах и применяющих УСН или ПСН (льготная ставка может применяться в течение двух налоговых периодов со дня регистрации ИП);
  • конкретные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться льготная ставка налога;
  • ограничения на применение указанной льготы в виде предельного размера доходов, средней численности работников и иных показателей.

В случае нарушения налогоплательщиком указанных условий он утрачивает право на применение нулевой ставки налога и обязан исчислить и уплатить в бюджет налоги по УСН или ПСН в соответствии с установленным порядком.

Кроме того, законопроектом уточняются сроки уплаты налога плательщиками, применяющими ПСН (в частности, срок уплаты полной суммы налога продлен до окончания срока действия патента).

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")

Между ФТС России и ФНС России будет осуществляться информационный обмен в электронной форме о ввозе и вывозе товаров

Подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по экспортным и импортным операциям станет проще. Некоторые сведения, в том числе по ввезенным товарам, будут передаваться в налоговое ведомство ФТС России в электронной форме (перечень таких сведений и порядок их передачи утверждается совместным приказом).

Скорректированы требования к документам, представляемым в налоговые органы в соответствии со ст. 165 НК РФ.

Вместо бумажных копий перевозочных, товаросопроводительных и иных документов могут представляться реестры данных документов в электронной форме. При этом налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры.

Установлен срок представления документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов, при реализации припасов.

Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 452-ФЗ "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Для организаций, занимающихся социальным обслуживанием граждан, установлены налоговые льготы

Освобождены от НДС услуги по социальному обслуживанию граждан, которые признаны нуждающимися в таком обслуживании, предоставляемые в организациях социального обслуживания.

По налогу на прибыль для таких организаций установлена налоговая ставка 0 процентов. Для применения льготной ставки налога необходимо соблюдение определенных условий (в т.ч. доходы от деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг не менее 90 процентов, штат организации - не менее 15 работников, отсутствие операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок).

Для применения льготы в налоговый орган представляется заявление (организациям, принявшим решение применять льготу с 1 января 2015 года, следует представить заявление в течение двух месяцев со дня опубликования перечня социальных услуг, освобождаемых от налогообложения, но не позднее 31 декабря 2015 года).

В течение всего периода пользования льготой необходимо подтверждать соответствие организации установленным условиям.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 года. Положения закона применяются по 1 января 2020 года.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 464-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")

От НДС освобождена реализация абонементов на спортивно-зрелищные мероприятия

Ранее освобождение от налогообложения НДС применялось только к реализации билетов организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия. Теперь к таким операциям отнесена также реализация абонементов.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 479-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организации вправе не учитывать стоимость прав на результаты интеллектуальной деятельности

В Налоговый кодекс РФ внесены дополнения, позволяющие не учитывать доходы в виде исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау, переданных исполнителю по договору о безвозмездном отчуждении.

Соответственно стоимость таких прав не включается в состав расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (исключение - стоимость исключительных прав, переданных исполнителю до 1 января 2015 года).

Новые положения НК РФ применяются с 1 января 2015 года.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 463-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Внесена техническая поправка в статью 328 НК РФ

Поправка внесена в отсылочную норму абзаца 6 пункта 7 статьи 328 Налогового кодекса РФ, содержащую опечатку. В тексте указанной нормы ссылка на "подпункты 1 - 4 настоящего пункта" заменена ссылкой на "абзацы 1 - 4 настоящего пункта".

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 478-ФЗ "О внесении изменения в статью 328 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Скорректирован порядок налогообложения НДФЛ доходов в виде процентов по вкладам физлиц в период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года

В указанный период при расчете сумм дохода, не подлежащих налогообложению НДФЛ в соответствии с абзацами 2 и 4 пункта 27 ст. 217 НК РФ, ставка рефинансирования ЦБ РФ увеличивается на десять процентных пунктов.

Кроме того, поправками в статью 74.1 НК РФ предусмотрена возможность предоставления банковских гарантий по уплате налоговых платежей кредитными организациями, в отношении которых Агентством по страхованию вкладов осуществляются мероприятия по финансовому оздоровлению.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 462-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 74.1 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Компенсационные выплаты "внутренним" трудовым мигрантам освобождены от НДФЛ

Закон принят в рамках проводимой работы по оказанию финансовой поддержки, предоставляемой работодателям, привлекающим трудовых мигрантов для работы в субъектах РФ, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов.

Поправками в Налоговый кодекс РФ предусматривается, в том числе:

  • освобождение от НДФЛ компенсаций работникам, выплачиваемых работодателем в соответствии с сертификатом на привлечение трудовых ресурсов (за исключением выплат на возмещение стоимости проживания);
  • порядок налогового учета средств финансовой поддержки, полученных работодателем (указанные средства предлагается учитывать в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов).

В случае нарушения условий получения средств финансовой поддержки, сумма полученных средств в полном объеме отражается в составе доходов того налогового периода, в котором допущено нарушение.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 465-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")

С 1 июля 2015 года изменяются размеры госпошлин при регистрации лекарственных препаратов

Уточняются виды юридически значимых действий, связанных с осуществлением государственной регистрации лекарственных препаратов, и устанавливаются размеры госпошлин за их совершение.

Так, например, за экспертизу документов для определения возможности рассматривать лекарственный препарат для медицинского применения при госрегистрации в качестве орфанного препарата будет взиматься госпошлина в размере 25 тыс. руб.

За проведение этической экспертизы и экспертизы документов лекарственного препарата для получения разрешения на проведение клинического исследования размер госпошлины теперь составит 110 тыс. рублей (ранее - 75 тыс. рублей).

В зависимости от необходимости проведения экспертизы дифференцирован размер госпошлины за внесение изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на лекарственный препарат.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 480-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.32.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Правительство РФ утвердило перечень племенной продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10 процентов

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 164 НК РФ льготная ставка НДС применяется при реализации, в частности, племенного крупного рогатого скота, их эмбрионов и спермы, племенных лошадей, овец, свиней.

Правительством РФ утверждены перечни кодов видов такой продукции в соответствии с ТН ВЭД ТС, Общероссийским классификатором продукции, а также в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

(Постановление Правительства РФ от 20.12.2014 N 1435 "Об утверждении перечней кодов видов продукции, облагаемой налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, перечисленных в подпункте 5 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации")

Утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций

В налоговой декларации учтены изменения налогового законодательства по вопросам исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, в том числе в части, касающейся налогообложения дивидендов, определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами. Изменение формы налоговой декларации обусловлено также введением обязанности по представлению сведений налоговыми агентами о доходах физлиц по операциям с ценными бумагами.

Декларация, в частности, дополнена новыми приложениями: приложение N 6б к листу 02 "Доходы и расходы участников консолидированной группы:", приложение N 2 к листу 07 "Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом...". Порядок заполнения налоговой декларации дополнен приложениями, содержащими коды доходов, коды вычетов и коды документов.

Помимо формы налоговой декларации приказом утвержден порядок ее заполнения и формат представления декларации в электронной форме.

(Приказ ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2014 N 35255)

Вводится в действие новая форма патента на право применения ПСН (форма N 26.5-П)

Новая форма дополнена полями для отражения сведений о территории действия патента (указывается наименование муниципального района, городского округа, города федерального значения или субъекта РФ). В приложении, являющемся неотъемлемой частью патента, указываются адреса места осуществления предпринимательской деятельности или, в случае осуществления соответствующего вида предпринимательской деятельности, - сведения о транспортных средствах или объектах недвижимости (объектах торговли, объектах организации общественного питания).

(Приказ ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/599@ "Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения", зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2014 N 35293)

Определен порядок заполнения формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы" для отчета за январь - март 2015 года

Утверждены также сроки ее подачи, разъяснены используемые термины.

Форма должна представляться в территориальный орган Росстата органами местного самоуправления, юридическими лицами (в т.ч. иностранными и находящимися в процессе банкротства организациями) любой организационно-правовой формы, осуществляющими управление многоквартирными домами (управляющие организации, ЖК, ЖСК, ТСЖ, и др.), оказывающими коммунальные услуги населению, бюджетофинансируемым организациям или осуществляющими начисление жилищно-коммунальных платежей. Разъяснено, какие организации не будут предоставлять сведения по названной форме.

Указано, что форма предоставляется по месту нахождения юридического лица (или его обособленного подразделения, при наличии).

Отдельно приведены указания по заполнению каждого из разделов Формы N 22-ЖКХ (сводная).

Предусматривается, что новые указания будут введены в действие с отчета за январь - март 2015 года.

Одновременно отменяется Приказ Росстата от 31.01.2013 N 41 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы".

(Приказ Росстата от 22.12.2014 N 719 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы")

План счетов бухгалтерского учета кредитных организаций дополнен новыми счетами

В Плане счетов выделен счет для учета вкладов участников в имущество общества с ограниченной ответственностью - счет 10621.

Кроме того, уточняется порядок бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией (уступкой) кредитной организацией прав требования по заключенным договорам на предоставление (размещение) денежных средств (кредитов, депозитов и прочих предоставленных или размещенных средств). Для этого введен счет 61214.

Следует учитывать, что в настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. При регистрации текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 22.12.2014 N 3501-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации")

Для кредитных организаций установлен порядок определения доходов и расходов, отражаемых в бухгалтерском учете

Утверждено Положение, которым Банк России устанавливает для кредитных организаций принципы и порядок определения доходов и расходов, отражаемых в бухгалтерском учете на счетах по учету финансового результата текущего года, и прочего совокупного дохода, отражаемого в бухгалтерском учете на счетах по учету добавочного капитала, за исключением эмиссионного дохода, в течение отчетного года.

Предусмотрено, что при применении настоящего Положения кредитные организации руководствуются Международными стандартами финансовой отчетности и Разъяснениями МСФО, принимаемыми Фондом МСФО, введенными в действие на территории РФ, и в соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" определяют особенности отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов, отражаемых на счетах по учету финансового результата, и прочего совокупного дохода, отражаемого на счетах по учету добавочного капитала в собственных стандартах экономического субъекта.

Положение подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу с 1 января 2016 года.

Следует иметь в виду, что в настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России и при регистрации текст документа может быть изменен.

("Положение о порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций", утв. Банком России 22.12.2014 N 446-П)

Скорректированы формы бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений и требования к ее представлению

Часть новых требований должна применяться при составлении отчетности за 2014 год, остальные - с отчетности 2015 года.

Так, в частности, в новой редакции изложена форма 0503738 и ее наименование, теперь это "Отчет об обязательствах учреждения", введена форма Сведений о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775).

Скорректирован порядок формирования показателей отдельных строк некоторых отчетных форм (в том числе Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), Справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725), Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) и др.).

Установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений государственного (муниципального) учреждения, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Также в частности, уточнено, что рассмотрению наблюдательным советом подлежит вся бухгалтерская отчетность автономного учреждения, подготовленная для представления учредителю.

(Приказ Минфина России от 29.12.2014 N 172н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Киргизия присоединяется к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС)

23 декабря 2014 года в Москве подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014. С даты вступления этого договора в силу Киргизия применяет единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, а также применяет на своей территории акты органов ЕАЭС, решения Высшего Евразийского экономического совета, решения Евразийской экономической комиссии.

В связи с присоединением Киргизии в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в отдельные международные договоры будут внесены изменения в соответствии с отдельным протоколом.

Применение Киргизией отдельных норм Договора о ЕАЭС и других международных договоров осуществляется в соответствии с условиями и переходными положениями, определяемыми еще одним отдельным протоколом, и с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа ЕАЭС в отношении товаров по перечню, предусмотренному этим протоколом.

Договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС подлежит ратификации и вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур, но не ранее даты вступления в силу последнего из вышеуказанных протоколов.

("Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года", подписан в г. Москве 23.12.2014)

Расширены полномочия Правительства РФ в отношении порядка замены иностранных товаров эквивалентными товарами

Ранее было предусмотрено, что Правительство РФ вправе определять порядок применения эквивалентной компенсации в отношении отдельных категорий товаров.

Согласно внесенным изменениям, теперь полномочия Правительства РФ по определению порядка замены иностранных товаров эквивалентными товарами (применения эквивалентной компенсации) отдельными категориями товаров не ограничиваются и могут применяться в отношении всех иностранных товаров.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 481-ФЗ "О внесении изменения в статью 251 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")

Расширен перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура

Установлено, что незарегистрированные лекарственные средства, кровь человеческая и ее компоненты, органы и (или) ткани человека, в том числе гемопоэтические стволовые клетки и (или) костный мозг, ввозимые (ввезенные) для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента и (или) проведения неродственной трансплантации, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов. Необходимым условием для этого является наличие заключения (разрешительного документа) либо лицензии на ввоз таких товаров, выданных уполномоченным государственным органом государства - члена Таможенного союза.

Решение вступает в силу по истечении 90 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2014 N 128 "О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза")


Вернуться в начало


Правовые новости

Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 тысяч рублей

Подписан Закон, направленный на повышение эффективности применения процедур банкротства.

В частности:

  • предусмотрено, что производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 тысяч рублей (ранее - 100 тыс. рублей);
  • уточнены требования к компенсационному фонду саморегулируемой организации арбитражных управляющих, порядок установления размера требований кредиторов в рамках процедуры внешнего управления;
  • установлен порядок создания и деятельности саморегулируемой организации операторов электронных площадок, порядок федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок;
  • уточнен порядок определения состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей;
  • усилена административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")

Подписан закон о банкротстве физических лиц

Уточнено, что дела о банкротстве юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, прекративших деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, но денежные обязательства по уплате обязательных платежей которых возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности, рассматриваются арбитражным судом. Дела о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судом общей юрисдикции.

Предусмотрено, что при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение. Установлен порядок реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества.

Гражданин обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем 500 тысяч рублей. Также должник вправе подать в суд или арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства в установленный срок.

Правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.

В деле о банкротстве гражданина обязательно участие финансового управляющего, который является арбитражным управляющим, утвержденным судом или арбитражным судом для участия в деле.

Также установлены в том числе:

  • критерии неплатежеспособности гражданина;
  • особенности рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом;
  • порядок представления проекта плана реструктуризации долгов гражданина, его содержание, перечень прилагаемых к нему документов (в течение срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина и 5 лет после завершения его исполнения гражданин, в отношении задолженности которого утвержден указанный план, не вправе скрывать факт осуществления им указанного плана при обращении за получением кредита, а равно и при приобретении товаров, предусматривающих отсрочку или рассрочку платежа);
  • порядок принятия судом решения о признании гражданина банкротом (в случае принятия такого решения суд вводит реализацию имущества гражданина и вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд из России);
  • особенности реализации имущества гражданина (в частности, драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает 100 тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах);
  • порядок удовлетворения требований кредиторов гражданина;
  • последствия признания гражданина банкротом (в частности, в течение 5 лет гражданин-банкрот не вправе принимать на себя обязательства по кредитам или займам без указания на факт банкротства);
  • особенности прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в связи с заключением мирового соглашения;
  • особенности рассмотрения дела о банкротстве гражданина в случае его смерти (в этом случае дело о банкротстве может быть возбуждено по заявлению конкурсного кредитора, уполномоченного органа или наследника).

В связи с принятием закона внесены поправки в том числе в Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Кодекс РФ об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Признаны утратившими силу отдельные положения некоторых законодательных актов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2015 года.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника")

Сумма возмещения по вкладам в банках увеличена в два раза - с 700 тыс. до 1400 тыс. рублей

В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов Банк России будет вправе предоставлять субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) Сбербанку России, в размере, не превышающем размера собственных средств (капитала) Сбербанка России на 1 января 2015 года.

Кроме того, Агентство по страхованию вкладов вправе осуществлять меры по повышению капитализации банков путем передачи ОФЗ и (или) путем оплаты такими облигациями субординированных облигационных займов банков при соблюдении установленных условий.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 451-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)")

Нотариусы смогут удостоверять решения органов управления юридического лица

Это лишь одно из изменений, с которыми теперь придется столкнуться нотариусам в России.

Реестр нотариусов ведет федеральный орган юстиции, сведения из которого являются открытыми.

Уточнены требования к гражданам, желающим стать нотариусами, механизм проведения квалификационного экзамена, который теперь должен обеспечивать возможность его проведения на удаленных автоматизированных рабочих местах. Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся в реестр нотариусов, а выписка из него становится подтверждением факта сдачи квалификационного экзамена, устанавливается срок действия квалификационного экзамена.

Устанавливаются меры поддержки нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях. Такая поддержка осуществляется по ходатайству нотариуса нотариальной палатой либо по ходатайству последней - Федеральной нотариальной палатой. Конкретизировано, что при достижении семидесятипятилетнего возраста сложение полномочий нотариуса происходит без решения суда, в специально разработанном порядке. В ряде случаев появляется возможность приостановить полномочия нотариуса в судебном порядке. Полномочия нотариуса после устранения препятствий восстанавливаются автоматически.

Уточняются и положения "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" о дисциплинарной и имущественной ответственности нотариуса. В частности, запрещается осуществлять нотариальные действия при отсутствии договора страхования гражданской ответственности нотариуса со страховой организацией, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой. Вводится понятие компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты, правила формирования фонда и выплаты из него возмещения. Законом уточняются понятия стажера нотариуса, помощника нотариуса и лиц, обеспечивающих деятельность нотариуса.

Указано, что замещать нотариуса может не только его помощник, но и иное лицо, удовлетворяющее требованиям к претенденту на должность нотариуса. Уточнены размеры нотариального тарифа. Вводится новая глава, посвященная удостоверению решения органа управления юридического лица.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением тех положений, для которых установлены иные сроки.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")


Вернуться в начало


Судебная практика

Признаны недействующими нормы пункта 5 "Положения о главных бухгалтерах", требующие наличия у главного бухгалтера высшего "специального" образования

Суд указал, что действующим Федеральным законом "О бухгалтерском учете", не установлены обязательные квалификационные требования к лицу, осуществляющему бухгалтерский учет.

Требование о наличии высшего образования установлено для тех бухгалтеров, на которых возложено ведение бухгалтерского учета в открытых акционерных обществах, страховых организациях и пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах. При этом закон не требует обязательного высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита.

Дополнительные требования к лицу, назначаемому главным бухгалтером, могут быть установлены только Федеральным законом (как это сделано, например, в Федеральном законе "О Центральном Банке (Банке России)", Федеральном законе "О банках и банковской деятельности").

В связи с этим, положения пункта 5 "Положения о главных бухгалтерах", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г. N 59, признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу, как противоречащие действующему федеральному законодательству.

(Решение Верховного Суда РФ от 22.10.2014 N АКПИ14-965 "О признании недействующим пункта 5 Положения о главных бухгалтерах, утв. Постановлением Совмина СССР от 24.01.1980 N 59")

Верховный суд: при перевозке товаров между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, нулевая ставка НДС не применяется

При оказании транспортно-экспедиционных услуг перевозчик вправе применить нулевую ставку НДС только в отношении международных перевозок, то есть когда товары перевозятся между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории РФ, а другой — за границей. Если же пункт назначения и пункт отправления находятся на территории РФ, то транспортно-экспедиционные услуги облагаются по ставке 18 процентов.

По мнению инспекторов, транспортная компания необоснованно применила нулевую ставку НДС в отношении услуг по перевозке товара. Транспортировка была осуществлена следующим образом. Организация получила импортный товар на шереметьевской таможне (он был ввезен другим перевозчиком), и доставила его автомобильным транспортом в Набережные Челны. То есть груз перемещался между двумя пунктами, расположенными на территории РФ. Контролеры заявили: перевозка груза между двумя пунктами, расположенными на территории РФ, не может быть признана международной, в отношении которой применяется нулевая ставка НДС. Поэтому в описанном случае транспортно-экспедиционные услуги должны облагаться по ставке 18 процентов. В итоге организации был доначислен НДС в размере 290 тыс. рублей.

Компания обратилась в суд. По мнению налогоплательщика, транспортировка импортного товара является частью международной перевозки. Поэтому такие услуги облагаются НДС по 0 процентов, независимо от местонахождения пунктов отправления и назначения.

Однако суды всех инстанций доводы компании отклонили. Обоснование такое. Нулевой ставкой НДС облагаются услуги по международной перевозке товаров (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом международной признается только та перевозка, при которой пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами России.

В данном случае один перевозчик ввез товар из иностранного государства в РФ на самолете, а другой перевозчик забрал этот груз и доставил его автомобильным транспортом покупателю по территории России. В такой ситуации международную перевозку осуществил только первый перевозчик, поскольку именно он пересек границу. Что касается транспортировки импортного груза по России (из московского аэропорта в Набережные Челны), то она частью международной перевозки не является. Соответственно, нулевая ставка НДС не применяется, и инспекторы правомерно доначислили НДС по ставке 18 процентов.

Отметим, что вывод суда согласуется с позицией Минфина России, выраженной в письмах от 03.04.14 № 03-07-РЗ/14918, от 11.03.13 № 03-07-08/7209, от 15.05.12 № 03-07-15/46.

(Определение Верховного суда от 22.12.14 № 305-КГ14-4881)

Суд решил, что техническая ошибка в счете-фактуре права на вычет НДС не лишает

Если ошибочное наименование покупателя в счете-фактуре не мешает идентифицировать участников сделки, то инспекторы не вправе отказывать в вычете НДС.

Налоговая инспекция отказала организации в применении налогового вычета по НДС. Причиной послужила техническая ошибка в счете-фактуре: в качестве покупателя был указан продавец. При этом грузополучатель был указан правильно. По мнению контролеров, счет-фактура с подобными дефектами не соответствует требованиям пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса. Прежде чем заявить вычет, компания должна была представить исправленный счет-фактуру.

Однако суд с позицией ИФНС не согласился. Арбитры сослались на пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса. В нем сказано: ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие идентификации продавца и покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), не являются основанием для отказа в вычете НДС. В рассматриваемой ситуации, несмотря на техническую ошибку, счет-фактура позволяет идентифицировать компанию в качестве покупателя и грузополучателя. К тому же у налогоплательщика не было возможности представить исправленный счет-фактуру, так как на момент обнаружения ошибки компания-продавец была ликвидирована. На этом основании суд признал за компанией право на вычет НДС.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.12.14 № А78-859/2014)

ИФНС пыталась доначислить налог на прибыль на основании счетов-фактур на предоплату

Компания на основании заключенных договоров производила отгрузку товаров покупателям, применяя метод начисления. При этом договорами была предусмотрена 100% предоплата, а в счетах-фактурах указывалось на ее поступление.

По результатам выездной проверки ИФНС решила, что в декларациях по налогу на прибыль за 2009-2010 годы указана сумма реализации меньше, чем в счетах-фактурах.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав на статью 271 НК, в соответствии с которой налогоплательщиками, применяющими метод начисления при исчислении налогооблагаемой прибыли, доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

Компанией и инспекцией проведены две сверки расчетов счетов-фактур с корреспондирующими накладными. Несмотря на незначительные расхождения в расчетах налоговая база, указанная в декларациях, больше, чем установленная в ходе сверки, в связи с чем, по мнению судов, основания для начисления налога на прибыль отсутствуют.

В решении кассации (Ф09-7702/2014 от 11.12.2014) указано: "счета – фактуры на авансовые платежи, по которым не подтверждена отгрузка товара, не могут служить доказательством реализации налогоплательщиком товара и, соответственно, возникновения у него подлежащего налогообложению дохода, так как отсутствуют сведения о конкретных поставках, документальное подтверждение получения товаров покупателями".

(Дело № А07-7661/2013)

Нарушение условий оплаты относительно договорных не делает сделку фиктивной

По результатам выездной проверки ИНФС доначислила ООО "А" налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав формальными операции с ООО "Ю" (оказание услуг по предоставлению информации о конкурсах, проводимых на поставку продуктов детского питания, питания беременным и кормящим матерям для государственных и муниципальных нужд; услуг по организационно-техническому и юридическому сопровождению, подготовке и участию ООО "А" в конкурсах). Результатом оказанных услуг явилось заключение ООО "А" ряда договоров.

Инспекция ссылается на подписание первичных документов от имени ООО "Ю" неустановленным лицом, отсутствие у этой фирмы сотрудников, кроме генерального директора, платежей, свойственных реальной хозяйственной деятельности, а также на перечисление денежных средств, поступивших от ООО "А", в течение одного дня на счета компаний с признаками "фирм-однодневок". Кроме того, налоговики нашли подозрительным нарушение условий оплаты за оказанные услуги.

Суды трех инстанций установили, что представленные ООО "А" документы (акты, счета-фактуры) оформлены в соответствии с действующим законодательством и содержат все необходимые реквизиты. Доказательств нарушения ООО "Ю" налоговых обязательств инспекция не представила.

Проанализировав банковскую выписку ООО "Ю", суды обнаружили наличие расходов, свойственных хозяйственной деятельности (приобретение услуг у сторонних организаций, уплата налогов, взносов, выплата заработной платы и прочее).

При этом нарушение истцом условий оплаты услуг, по мнению судов, не оспаривает ни реальность произведенных платежей, ни их соответствие стоимостному объему, указанному в актах оказанных услуг и счетах-фактурах.

По мнению судов, инспекция не учла отсутствие в штате ООО "А" сотрудников, которые могли бы выполнить спорные работы своими силами. При этом приобретение аналогичных услуг у других компаний инспекцией также не установлено, как и взаимозависимости сторон сделки.

Суды отмечают, что подписание первичных документов неустановленными лицами при недоказанности налоговым органом недобросовестности налогоплательщика не может свидетельствовать о получении им необоснованной налоговой выгоды. При этом, в данном случае, сделанный экспертом вывод носит вероятностный характер.

По мнению кассации (Ф05-15090/2014 от 26.12.2014), компанией проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента. Решение инспекции признано недействительным.

(Дело № А40-34578/2014)

Досрочный выход работницы из отпуска по уходу за ребенком незадолго до ухода в очередной декрет не является схемой

Компания доказала в суде, что досрочный выход работницы из отпуска по уходу за ребенком незадолго до ее ухода в очередной отпуск по беременности и родам связан с выполнением большого объема работы.

Контролеры из ФСС отказали компании в возмещении расходов по выплате пособия по беременности и родам. Основания таковы. Беременная женщина, прервав отпуск по уходу за первым ребенком, вышла на работу (на должность юриста) за 4 месяца до очередного декрета. При этом ее зарплата была повышена в 5 раз (с 4 тыс. до 20 тыс. рублей), и превышала зарплату директора. Дополнительным основанием для отказа в возмещении пособия послужила родственная связь беременной женщины с руководителем организации.

Однако суды всех инстанций, включая Верховный суд, признали решение ФСС неправомерным. Так, необходимость в юристе в "спорный" период в компании обосновали увеличением количества контрагентов и, как следствие, ростом объема правовой работы. Довод о том, что оклад сотрудницы превышал зарплату директора, арбитры также отклонили. Причина — директор, являясь одновременно учредителем организации, имеет возможность легально получать доход в виде прибыли от деятельности компании без установления себе высокой заработной платы. При этом суд обратил внимание чиновников на то, что оклад в размере 20 тыс. рублей не превышал средний региональный уровень зарплаты юристов. Что касается родственных связей между директором и юристом, то суд напомнил: действующим законодательством не установлено запретов на принятие на работу родственников. С учетом вышеизложенного суд признал отказ в возмещении пособия необоснованным.

(Определение Верховного суда от 24.12.14 № 302-КГ14-4563)


Вернуться в начало


Прочее

Участники КГН, зарегистрированных в 2014 году, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на прибыль в 2015 году

Это связано с тем, что согласно Федеральному закону от 24.11.2014 N 366-ФЗ зарегистрированные в течение 2014 года договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменения в договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), вступают в силу с 1 января 2016 года.

(Письмо ФНС России от 19.12.2014 N ГД-4-3/26345@ "О консолидированных группах налогоплательщиков")

ФНС России разъяснен порядок налогообложения НДС услуг по ремонту морского судна на территории Крыма

В налоговые инспекции направлено письмо Минфина России по вопросу обложения НДС услуг по ремонту морского судна, вывезенного на территорию Крыма до его принятия в состав РФ.

Указано, в частности, следующее: услуги по ремонту морского судна, оказанные хозяйствующим субъектом Республики Крым, облагаются по ставке НДС, предусмотренной "Положением об особенностях применения законодательства о налогах и сборах...", утв. Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. N 2010-6/14 (с учетом изменений), действующей на дату оказания услуг.

(Письмо ФНС России от 18.12.2014 N ГД-4-3/26234@ "О направлении письма Минфина России")

Представить декларацию по НДС и уплатить налог за IV квартал 2014 года необходимо не позднее 25 января 2015 года

Это связано с тем, что более поздние сроки представления декларации по НДС и уплаты данного налога предусмотрены Федеральным законом от 29.11.2014 N 328-ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2015 года.

Напомним, что согласно закону плательщики НДС, налоговые агенты, а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, теперь должны сдавать декларации по НДС и перечислять налог до 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

(Письмо Минфина России от 25.12.2014 N 03-07-15/67246 "По вопросу срока представления налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2014 года")

ФНС: покупатель вправе заявить к вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения

Если исполнитель услуг, освобожденных от налогообложения НДС, предъявил покупателю суммы "входного" налога, то покупатель вправе принять эти суммы к вычету.

В комментируемом письме рассматривается ситуация с приобретением услуг по обслуживанию воздушных судов в аэропортах. Однако письмо будет интересно гораздо большему количеству налогоплательщиков, так как в нем фактически идет речь обо всех видах услуг (а также о некоторых видах товаров и работ), которые освобождаются от НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 149 НК РФ.

В письме чиновники ссылаются на Постановление КС РФ от 03.06.14 № 17-П и Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.07 № 10627/06. В этих документах судьи определили действия покупателя и продавца в случае выставления покупателям счетов-фактур с выделением НДС теми продавцами, которые освобождены от обязанности по уплате этого налога или при реализации тех товаров (работ, услуг), операции с которыми не подлежат налогообложению НДС. Суды установили, что в таких случаях продавцы исчисляют и уплачивают НДС в бюджет, а покупатели оплачивают выставленные счета-фактуры и, отражают выделенные суммы НДС в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.

На этом основании в ФНС полагают, что суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса, налогоплательщик-покупатель вправе принять к вычету.

(Письмо ФНС России от 18.12.14 № ГД-4-3/26274)

Расходы на уплату страховых взносов по договору добровольного личного страхования учитываются при предоставлении социального налогового вычета

Указанные затраты налогоплательщика могут быть учтены в составе расходов, по которым предоставляется социальный налоговый вычет, в силу прямого указания на это в подпункте 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ. При этом отмечено, что вычет предоставляется независимо от того, оказывалась ли впоследствии медицинская услуга по такому договору или нет.

(Письмо ФНС России от 17.12.2014 N БС-4-11/26130 "О предоставлении социального налогового вычета")

Отчетность РСВ-1 ПФР в форме электронного документа сдается в более поздние сроки по сравнению с отчетностью на бумажном носителе

Форма отчетности РСВ-1 ПФР утверждена Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п.

Отчетность на бумажном носителе необходимо представлять ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, а в форме электронного документа - не позднее 20 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

В 2015 году последними датами сдачи отчетности в бумажном виде являются 16 февраля, 15 мая, 17 августа, 16 ноября, а при подаче отчетности в электронном виде - 24 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября.

Форма данного отчета предусматривает возможность отражения:

  • уплаты страховых взносов за периоды с 2014 года единым расчетным документом без выделения страховой и накопительной части;
  • задолженности по страховым взносам за периоды 2010 - 2013 годов;
  • особенности уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам проведения специальной оценки условий труда с 1 января 2014 года и аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года.

(Информация ПФ РФ от 05.01.2015 "Порядок представления отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в 2015 году")

В какой момент перечисляются взносы на травматизм и профзаболевания с отпускных

ФСС указал, что согласно установленному законом № 125-ФЗ порядку работодатели перечисляют взносы по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках средств на выплату зарплаты за истекший месяц.

Статьей 136 Трудового кодекса установлено, что оплата отпуска должна производиться не позднее чем за три дня до его начала.

Следовательно, страховые взносы, начисленные на сумму отпускных в ноябре, уплачиваются в срок, установленный для получения (перечисления) в банке средств на выплату заработной платы за ноябрь.

(Письмо ФСС от 16.12.2014 № 17-03-09/08-4428П)

ФНС России сообщила коды льгот по налогу на имущество организаций, необходимые для заполнения налоговой декларации

С 1 января 2015 года положениями НК РФ предусматривается освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций:

  • движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года, за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации ЮЛ, а также в результате их передачи между взаимозависимыми лицами;
  • объектов имущества, учитываемых на балансе организации - участника СЭЗ, созданного (приобретенного) для целей ведения деятельности на указанной территории.

Сообщается, что при заполнении декларации по строке 160 раздела 2 указываются следующие коды льгот:

  • в первом случае - 2010257;
  • во втором случае - 2010258.

(Письмо ФНС России от 12.12.2014 N БС-4-11/25774@ "О налоге на имущество организаций")

С 1 января 2015 года изменены требования к заполнению платежного поручения для перечисления налогов и сборов

Сокращено количество обязательных для заполнения реквизитов. С указанной даты не нужно заполнять реквизит "110" - тип платежа" при оформлении платежного поручения.

Вместо этого в 14 - 17 разрядах КБК будут отражаться коды подвидов доходов, позволяющие идентифицировать тип платежа:

  • 2100 - пени по соответствующему платежу;
  • 2200 - проценты по соответствующему платежу.

(Информация ФНС России "Об изменении порядка заполнения платежного поручения")

Организация - участник договора простого товарищества раскрывает в бухгалтерской отчетности информацию об участии в совместной деятельности

Товарищ, ведущий общие дела простого товарищества, представляет участникам договора информацию, необходимую им для формирования отчетной, налоговой и иной документации.

Раскрытие информации об участии в совместной деятельности осуществляется в пояснительной записке.

Относительно созданного (приобретенного) имущества в процессе совместной деятельности отмечено следующее: в отношении такого имущества исчисление и уплата налога на имущество организаций производятся участниками договора пропорционально стоимости их вклада в общее дело.

Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано сообщать каждому участнику договора сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей, а также иные сведения, сообщение которых предусмотрено статьей 378.2 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 30.12.2014 N ГД-4-3/27197@ "О представлении организацией, ведущей общие дела простого товарищества, бухгалтерской отчетности простого товарищества")

Подготовлены Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета организациями государственного сектора в связи с изменениями Единого плана счетов

Изменения в Единый план счетов и Инструкцию по его применению были внесены приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н (в том числе были введены новые счета бухгалтерского учета и скорректированы требования к порядку его ведения).

Новые положения приказа по общему правилу применяются при формировании остатков на 31 декабря 2014 года.

Учреждение вправе принять решение о переходе на применение новых положений как в целом (по всей совокупности новых положений), так и по отдельным положениям, исходя из условий проведения инвентаризации имущества с учетом организационно-технической готовности, но не позднее указанной выше даты.

(Письмо Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918 "О направлении Методических рекомендаций по переходу на новые положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.