Мониторинг изменений за период 31.03.14 - 06.04.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогоплательщики, применяющие УСН и ЕНВД, будут платить налог на имущество

Установлена обязанность указанных налогоплательщиков уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, налоговая база по которым определяется как ее кадастровая стоимость. Соответствующие поправки вносятся в статьи 346.11 и 346.26 НК.

Кроме того, физические лица, не получившие уведомление на уплату налога на имущество, обязаны сообщить в налоговые органы о наличии у них недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Соответствующее дополнение внесено в статью 23 Налогового кодекса РФ (сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов должно представляться в налоговый орган по месту жительства однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом).

За непредставление (несвоевременное представление) указанных сведений введена налоговая ответственность, предусматривающая взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

(Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Госдума ратифицировала конвенцию об избежании двойного налогообложения между Россией и Мальтой, подписанную 24 апреля 2013 года в Москве

Целью конвенции является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере.

Конвенция распространяется на налоги, взимаемые с общей суммы дохода или отдельных элементов дохода лиц, имеющих местожительство, постоянное местопребывание, место управления, место регистрации в России или на Мальте, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества и налоги на общую сумму заработной платы, выплачиваемой предприятиями.

В соответствии с конвенцией, налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства производится в другом договаривающемся государстве, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через расположенное в нем постоянное представительство.

Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного государства, резиденту другого государства, могут облагаться налогом как в этом другом государстве, так и в государстве, резидентом которого является компания, с учетом ряда условий.

Право взимать налоги с процентов предоставлено государству, резидентом которого является получатель дохода. Взимать такой налог может и государство-источник, однако в этом случае налог не может превышать 5 процентов от общей суммы процентов.

Прибыль, полученная предприятием договаривающегося государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом государстве.

Физические лица уплачивают налоги со всех своих доходов в той стране, в которой они находятся свыше 183 дней в течение двенадцатимесячного периода. Исключение сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, практикантов и стажеров.

Доходы от недвижимого имущества могут облагаться налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится.

Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном государстве и выплачиваемые резиденту другого государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.

(Федеральный закон от 02.04.2014 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы")

В форму акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам внесены поправки

В название и текст данного документа включено упоминание процентов, а также поля для отражения новых кодов ОКТМО, введенных в бюджетный процесс с 1 января 2014 года (при этом уточнено, что за период до 31.12.2013 года указывается код ОКАТО, а с 01.01.2014 года - ОКТМО).

(Приказ ФНС России от 23.01.2014 N ММВ-7-6/19@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@", зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2014 N 31725)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Срок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во внебюджетных фондах сокращен до трех дней

Срок снятия с учета во внебюджетных фондах также будет сокращен с пяти до трех дней.

Кроме того, согласно закону, информацию о своей регистрации индивидуальные предприниматели смогут получать через Интернет, получая ее на адрес электронной почты, указанный при представлении документов, а также через единый портал государственных услуг.

(Федеральный закон от 02.04.2014 N 59-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")


Вернуться в начало


Правовые новости

Внесены поправки в порядок расчета среднего дневного заработка для оплаты отпусков

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон, который вносит поправки в условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов госкомпаний.

Кроме того, документ вносит поправки в статью 139 ТК РФ, устанавливающую порядок исчисления средней заработной платы.

Так, в частности, средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней). До настоящего времени среднемесячное число календарных дней составляло 29,4. Данная поправка уже вступила в силу.

(Федеральный закон № 55-ФЗ от 02.04.2014 "О внесении изменений в статью 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс РФ")

Госдума ратифицировала протокол о применении договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, подписанный 31 мая 2013 года в Минске

Протокол был разработан в целях более активного подключения Узбекистана к сотрудничеству в рамках СНГ, а также осуществления унификации торговых режимов государств - участников Таможенного союза с Узбекистаном.

Протоколом, помимо неприменения импортных пошлин во взаимной торговле между странами Таможенного союза и Узбекистаном, предусматривается, что положения договора применяются в отношениях между его сторонами и Узбекистаном с учетом ряда условий.

В частности, на период до 31 декабря 2020 года или до присоединения Узбекистана к ВТО (в зависимости от того, какая из этих дат наступит ранее) Узбекистан и стороны договора освобождаются от обязательств по предоставлению во взаимной торговле национального режима в соответствии со статьей III Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года (ГАТТ 1947). Также предусматривается сохранение порядка разрешения спорных вопросов на основе двусторонних переговоров.

При определении страны происхождения товаров между сторонами договора и Узбекистаном применяются правила от 24 сентября 1993 года. При этом возможно, при согласии сторон, применение иных договоров по правилам происхождения.

(Федеральный закон от 02.04.2014 N 48-ФЗ "О ратификации Протокола о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его сторонами и Республикой Узбекистан")

Постановка на учет международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов на ОПС осуществляется Отделением ПФР по г. Москве и Московской области

Международная организация, расположенная за пределами РФ, признается плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в случае, если международным договором предусмотрено пенсионное обеспечение граждан РФ, работающих в такой организации, в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Такая организация подлежит постановке на учет в качестве страхователя и обязана осуществлять отчисления на указанные цели в Пенсионный фонд РФ.

(Постановление Правительства РФ от 29.03.2014 N 248 "Об особенностях постановки на учет в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации международных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации")


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума РФ одобрила поправки в порядок налогового учета

Госдума одобрила накануне законопроект № 375042-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", направленный на упрощение налогового учета, а также сближение правил исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций и правил определения финансового результата в бухгалтерском учете.

Так, в частности, законопроектом уточняются в целях налогообложения прибыли организаций методы списания в расходы стоимости материально-производственных запасов.

Законопроект также предусматривается возможность списания в налоговом учете стоимости малоценного имущества в течение более одного отчетного периода в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;

Кроме того, документом вносятся изменения в порядок учета убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа и в порядок учета суммовых разниц по доходам и расходам, выраженным в иностранной валюте.

ФНС разработала новую форму декларации по УСН

ФНС разработала проект ведомственного приказа "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме".

Текст соответствующего уведомления опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Ведомство поясняет, что с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ, которым, в частности, изменен порядок представления налоговой декларации по УСН налогоплательщиками, прекратившими предпринимательскую деятельность, в отношении которой им применялась УСН, и утратившими право применять УСН в течение налогового периода.

Однако в соответствии с действующим порядком заполнения налоговой декларации по УСН код налогового периода может принимать только два значения: 34 (календарный год) и 50 (последний налоговый период при реорганизации/ликвидации организации или прекращении деятельности в качестве ИП, при переходе на иной режим налогообложения).

Кроме того, указанным законом для налогоплательщиков УСН, применяющих объект налогообложения в виде доходов, уточнен порядок уменьшения налога (авансовых платежей по налогу) на суммы страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, и платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования.

Также принято решение о переходе с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе, вместо применяемых в настоящее время кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО), кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО). В этой связи возникла необходимость адаптировать форму налоговой декларации по УСН к указанным изменениям.

ФНС разработала новую форму декларации по ЕСХН

ФНС разработала проект ведомственного приказа "Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу в электронной форме".

Текст соответствующего уведомления опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

В ведомстве поясняют, что с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ, которым, в частности, изменен порядок представления налоговой декларации по ЕСХН налогоплательщиками, прекратившими предпринимательскую деятельность, в отношении которой им применялась ЕСХН. Однако в соответствии с действующим порядком заполнения налоговой декларации по ЕСХН код налогового периода может принимать только два значения: 34 (календарный год) и 50 (последний налоговый период при реорганизации/ликвидации организации или прекращении деятельности в качестве ИП, при переходе на иной режим налогообложения).

Кроме того, принято решение о переходе с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе, вместо применяемых в настоящее время кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО), кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО). В этой связи возникла необходимость адаптировать форму налоговой декларации по ЕСХН к указанным изменениям.

ФНС готовит поправки в декларацию по транспортному налогу

ФНС разработала проект ведомственного приказа "О внесении изменений в приказ ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения".

Текст соответствующего уведомления опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Поправки в декларацию связаны с введением в действие с 1 января 2014 года повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб.

Минтруд разработал новую форму РСВ-2 ПФР

Минтруд разработал проект ведомственного приказа "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств".

Текст проекта приказа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Документ утверждает новую форму расчета РСВ-2 ПФР. Предполагается, что новая форма будет применяться, начиная с представления отчетности за 2014 год.

Госдума отказалась запрещать иностранным фирмам проводить обязательный аудит госкомпаний

Накануне депутаты Госдумы отклонили законопроект № 387383-6 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", в части уточнения аудиторских организаций, имеющих право проводить обязательный аудит.

Законопроект предусматривал, что обязательный аудит бухотчетности организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также аудит отчетности госкорпорации, госкомпании, ГУП или МУП проводится аудиторской организацией, в уставном капитале которой отсутствуют иностранные юридические или физические лица.

За документ проголосовал 141 депутат.


Вернуться в начало


Судебная практика

Суд признал правомерным запрет инспекции на фотографирование материалов налоговой проверки

Компании не могут фотографировать материалы проверки, поскольку это является нарушением налоговой тайны. Правомерность такого подхода подтвердил ФАС Западно-Сибирского округа.

Компания обратилась в инспекцию с просьбой предоставить ей помещение для проведения фотосъемки материалов проверки. Налоговики ответили, что при ознакомлении с материалами ревизии фотосъемка запрещена. При этом инспекторы направили налогоплательщику копию акта выездной проверки с приложениями на 280 листах. Организация обратилась в налоговое управление с жалобой на действия начальника инспекции, и попросила обязать инспекторов выдать материалы проверки для их фотографирования. Однако в УФНС также ответили отказом. Налогоплательщик обратился в суд, но проиграл во всех инстанциях.

Принимая решение в пользу инспекции, суды указали на следующее. Налоговый орган обязан предоставить проверяемому налогоплательщику копии акта проверки и документы, подтверждающие выявленные нарушения. В то же время обязанность инспекции предоставлять копии всех материалов проверки действующим законодательством прямо не предусмотрена. Кроме того, отметил суд, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 102 НК РФ любые полученные налоговым органом (равно как и органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда, таможенным органом) сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну. Исходя из норм действующего законодательства, налогоплательщик вправе ознакомиться с материалами проверки только в той мере, в которой это не нарушает права и законные интересы третьих лиц, решил суд. Поскольку инспекторы дали налогоплательщику возможность ознакомиться с материалами проверки, направив ему их копии, суд не усмотрел нарушений прав компании в связи с отказом в фотосъемке документов.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.14 № А75-3926/2013)

ВАС: затраты на оплату труда во время командировки, целью которой было участие в корпоративных мероприятиях, налог на прибыль не уменьшают

Средний заработок, выплаченный работникам за время командировок, в которые они были направлены для участия в корпоративных мероприятиях, в расходах при налогообложении прибыли не учитывается. Правомерность такого подхода подтвердил Высший арбитражный суд.

По мнению налоговиков, предприятие завысило суммы расходов, поскольку неправомерно включило в них средний заработок работников, направленных в командировки для участия в корпоративных мероприятиях холдинга (на спортивные соревнования, конкурсы художественной самодеятельности, участие в новогоднем празднике). Инспекторы заявили, что выплаты, связанные с участием работников в корпоративных мероприятиях, являются экономически необоснованными, не направлены на получение компанией дохода, а потому не могут уменьшать базу по налогу на прибыль. В итоге проверяющие исключили из расходов средний заработок за время спорных командировок и доначислили налог на прибыль.

Организация с доначислениями не согласилась и обратилась в суд. В свою защиту налогоплательщик заявил, что участие в подобных корпоративных мероприятиях дало положительный эффект и повысило производительность труда. Следовательно, выплаты включаются в состав расходов как экономически обоснованные.

Однако судей этот довод не убедил. Ведь, как указал сам налогоплательщик, данные мероприятия проводились в целях укрепления духа, улучшения морально-психологического климата и налаживания внутрикорпоративных связей внутри всего холдинга, а не с целью получения дохода. Регламенты проведения соревнований, социальные отчеты, на которые компания ссылается в подтверждение своей позиции, не подтверждают связь произведенных спорных расходов с доходами. Ссылки предприятия на увеличение объема производства и выручки суд также не принял. Причина — нет доказательств того, что увеличение дохода произошло в связи с проведением корпоративных мероприятий и связано с действиями конкретных работников, направленных в соответствующие командировки. На этом основании суд признал доначисление налога на прибыль правомерным.

(Определение ВАС РФ от 26.03.14 № ВАС-2788/14)

Расходы по продвижению чужого логотипа суды признали экономически обоснованными

По результатам выездной налоговой проверки предпринимателя инспекция исключила из состава расходов при исчислении НДФЛ затраты на рекламу товара - на производство рекламных материалов (печатной продукции и баннеров) и их распространение. В материалах использовались логотипы третьих лиц, которые своих расходов на рекламу не несли.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции. Информация, признаваемая рекламой, должна соответствовать следующим требованиям: предназначаться для неопределенного круга лиц; привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования и способствовать продвижению товара на рынке.

В рассматриваемом случае макеты рекламной продукции содержат логотипы других лиц. Так что формально данные рекламные расходы не могут быть отнесены непосредственно к деятельности истца. Однако ИП взял на себя обязательство не по рекламированию товара, проданного в рамках какого-либо мероприятия, а по распространению рекламы товаров третьих лиц, которые он продает.

В рассматриваемом случае рекламные мероприятия предусмотрены договорами на поставку товара, заключенными с третьими лицами, в качестве дополнительных услуг, что не противоречит законодательству. Фактически предприниматель оказывал рекламные услуги.

Следовательно, данные расходы непосредственно связаны с осуществлением деятельности ИП, направленной на получение дохода, экономически обоснованы, и могут быть отнесены к расходам при исчислении НДФЛ.

(Дело А74-2652/2013)

Компенсацию за разъездной характер работы не обязательно подтверждать проездными документами

Налоговики проверили правильность расчетов компанией "зарплатных" налогов и увеличили базу по НДФЛ и ЕСН на суммы компенсаций работникам за разъездной характер работы. Суды не согласились с мнением ИФНС о том, что эти выплаты не призваны возмещать конкретные затраты при выполнении трудовых обязанностей. По второму эпизоду дела оснований от освобождения или снижения штрафа за несвоевременную уплату налога на имущество суды не усмотрели.

По результатам выездной проверки компании были доначислены НДФЛ, ЕСН и пени по этим налогам. Налоговики увеличили объект обложения "зарплатными" налогами на суммы компенсаций работникам за разъездной характер работы, поскольку эти суммы были фиксированными, рассчитанными пропорционально отработанному времени, и выплаты производились регулярно. Главным аргументом инспекторов было то, что компания не подтвердила расходы работников проездными документами. Не согласившись с таким решением, фирма подала иск в суд.

Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону налогоплательщика. Кассационная жалоба ни ответчиком, ни заявителем подана не была. Решение апелляции вступило в законную силу.

На судебном заседании компания пояснила, что в трудовые обязанности ряда работников входило выполнение работ на объектах газового хозяйства, расположенных за пределами места нахождения организации. Это подтверждено должностными и производственными инструкциями. Проездные документы имелись не всегда, так как объекты газового хозяйства зачастую находились вне маршрутов движения общественного транспорта, и работники были вынуждены пользоваться попутным транспортом.

Также фирма предъявила суду ряд локальных актов: приказ руководителя о размере и порядке возмещения транспортных расходов работников, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, методику расчета суммы возмещения транспортных расходов.

Согласно данной методике руководители структурных подразделений компании рассчитывают конкретные суммы возмещения транспортных расходов каждому "разъезднику". Расчет производился на основании графиков обхода и заявок на ремонт объектов газового хозяйства с учетом количества переездов по каждому маршруту. Стоимость проезда соответствовала установленным тарифам общественного автотранспорта. Подтверждением фактически произведенных затрат на использование транспорта служили маршрутные карты и графики техобслуживания, заявки на ремонт и технический надзор за объектами газового хозяйства. Регулярность же таких выплат компанией своим работникам связана с регулярными (ежемесячными) обходами и ремонтами объектов.

Принимая решение в пользу налогоплательщика, суды опирались на нормы статьи 164 ТК и пункта 3 статьи 217 НК, с учетом которых спорные выплаты не облагаются ЕСН и НДФЛ.

По второй части иска, касающейся вопроса начисления штрафа за несвоевременную уплату налога на имущество, суды согласились с мнением налоговиков. При начислении штрафа ИФНС учла смягчающие обстоятельства (высокая срочность и социальная важность объекта основных средств, общая добросовестность налогоплательщика). Суды отказались освободить компанию от штрафа, так как уточненная налоговая декларация была сдана, а недостающая сумма налога - уплачена уже после того момента, когда компании стало известно о назначении выездной проверки. Возможности дополнительного снижения штрафа суды также не усмотрели.

(Дело № А43-10124/2013)

Суды: вычет по НДС в связи с услугами, включающими простой спецтехники, правомерен

По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекцией уменьшена сумма НДС, заявленная компанией к возмещению. Инспекция не нашла оснований для включения в вычеты НДС за простой спецтехники, поскольку компанией не доказана связь указанного простоя с операциями по реализации товаров (работ, услуг). Инспекция полагает, что простой спецтехники в спорной ситуации не является необходимой частью технологического процесса, следовательно, нельзя считать, что техника находилась именно на технологическом дежурстве в ожидании начала работ, а не простаивала беспричинно.

Суд первой инстанции согласился с позицией инспекции. Отменяя решение суда, апелляция и кассация указали на условия договора и разъясняют следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК к объектам налогообложения при исчислении НДС отнесена, в частности, реализация товаров (работ, услуг). Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (пункт 5 статьи 38 НК).

В соответствии с заключенным договором под технологическим дежурством на объекте понимается простой полностью подготовленной техники с экипажем, связанный с отсутствием фронта работ, вызванный особенностями технологического процесса. При этом работа спецтехники начинается немедленно по получению соответствующего указания от уполномоченного представителя заказчика. Следовательно, простой спецтехники является частью оказанной услуги в предоставлении подготовленной спецтехники в ожидании выполнения работы.

Учитывая, что счета-фактуры оформлены в соответствии со статьей 16 НК, услуги оплачены, доказательств отсутствия связи оплаты с технологией работ по договору инспекцией не представлено, суды признали правомерным вычет по спорным счетам-фактурам.

Суды также ссылаются на правовую позицию ВАС от 06.04.2010 № 17036/09, согласно которой действия налогоплательщика предполагаются экономически оправданными и законными, если иное не доказано налоговым органом. При этом НК не позволяет инспекции оценивать сделки с позиции экономической целесообразности. Только налогоплательщик вправе единолично определять ее эффективность и целесообразность.

(Дело № А67-1729/2013)

Разовые премии работникам облагаются страховыми взносами, решили суды

В проверяемый период компания на основании приказов о поощрении работников осуществила выплату разовых премий, связанных с выполнением трудовых обязанностей. По результатам проверки ПФ доначислил компании на данные выплаты страховые взносы, пени и штраф. Компания пробовала оспорить решение фонда в суде.

Суды трех инстанций признали правомерным решение фонда. В соответствии с ТК премии связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и имеют стимулирующий характер, поэтому являются элементами оплаты труда, получаемой в рамках трудовых отношений.

Учитывая, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в рамках трудовых отношений в пользу физических лиц, спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами. Данный вывод согласуется с позицией ВАС от 25.06.2013 № 215/13.

При этом суд первой инстанции, установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств (формальный характер состава правонарушения и то, что оно совершено впервые) снизил размер штрафов в два раза, так как штрафы должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

(Дело № А55-5937/2013)


Вернуться в начало


Прочее

Как применять вычет по НДС, если произведен взаимозачет по предоплате

В своем недавнем письме Минфин рассказал о применении вычетов по НДС в различных ситуациях.

Абзац 2 пункта 5 статьи 171 НК устанавливает, что вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм предоплаты в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей. Если же произошел зачет суммы предоплаты по расторгнутому договору в счет поставки товаров по новому договору, то есть без возврата денежных средств указанная норма не применяется.

Вместе с тем суммы НДС, исчисленные с предоплаты, подлежат вычету с даты отгрузки (п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК). Так что НДС с предоплаты, зачтенной в счет нового договора, принимается к вычету при фактической отгрузке товаров по новому договору.

При заключении соглашения о новации обязательства по поставке предварительно оплаченных товаров в заем прекращается обязательство продавца по договору поставки и возникает обязательство заемщика по договору займа. Поскольку при этом предоплата продавцом не возвращается, вышеупомянутый абзац 2 пункта 5 статьи 171 НК в данном случае также не применяется.

Если налогоплательщики взаимно обменялись предоплатами, то согласно ГК обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

Взаимозачет в отношении сумм предоплаты, полученных взаимно, признается прекращением обязательства по возврату указанных сумм оплаты. Поэтому суммы предварительной оплаты, в отношении которых осуществлен взаимозачет, по мнению Минфина, следует считать возвращенными.

Исходя из этого суммы НДС, исчисленного и уплаченного в бюджет продавцами по полученным друг от друга суммам предоплаты, подлежат вычетам при заключении соглашения о взаимозачете (таким образом, при этом применяется абзац 2 пункта 5 статьи 171 НК). Если при этом НДС уже был принят покупателями к вычету, то его необходимо восстановить.

(Письмо Минфина России от 01.04.2014 № 03-07-РЗ/14444)

ФНС России даны разъяснения по вопросам уплаты утилизационного сбора, в том числе при достройке транспортных средств на базовом транспортном средстве (шасси)

Сообщается, в частности, что сумма ранее уплаченного утилизационного сбора (УС) при ввозе на территорию РФ транспортного средства, на базе которого впоследствии была осуществлена достройка, может быть определена по копии паспорта ТС (шасси) с отметкой ФТС России об уплате сбора и копии одобрения типа ТС (шасси).

Однократное представление копии одобрения типа ТС (шасси) (далее - ОТТС, ОТШ) целесообразно, если представленные сведения распространены на неограниченное количество ТС (шасси), изготовленных и выпущенных в обращение в период действия ОТТС, ОТШ.

Отмечено также, что ОТТС, ОТШ является документом, достаточным для подтверждения соответствия ТС (шасси) требованиям Технического регламента. Дополнительного представления сертификата соответствия в этом случае не требуется.

Также, в частности, разъяснено, что ТС, не относящиеся к колесным транспортным средствам (не имеющие ОТТС) - комбайны, самоходные машины и др., - не предназначены для использования на дорогах общего пользования, и, следовательно, не являются объектом уплаты утилизационного сбора.

Помимо этого, не уплачивается УС в отношении ТС, производимых в РФ, на которые не выдаются ПТС и которые реализуются на экспорт.

(Письмо ФНС России от 31.03.2014 N ГД-4-3/5751@ "По вопросам уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси)")

Организации ЖКХ при переходе с общего режима налогообложения на упрощенный устанавливают тарифы в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для населения без НДС

Согласно российскому налоговому законодательству при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения организации ЖКХ должны включать в них НДС, если они платят налоги по общей системе налогообложения, и не включать НДС, в случае если применяют упрощенную систему налогообложения.

ФСТ России сообщает, что в случае изменения организацией ЖКХ в течение периода регулирования режима налогообложения и представления соответствующих документов в региональный орган регулирования тарифов такие органы должны принимать нормативные акты по оформлению действующих решений по установлению тарифов с учетом отражения для категории потребителей "население" тарифов как с НДС, так и без НДС, без изменения иных ранее учтенных при установлении тарифов показателей (за исключением прямо связанных с изменением системы налогообложения величин расходов).

ФСТ России отмечает, что выделение в действующих решениях категории потребителей "население" и отражение для этой категории установленных тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с включением (исключением) НДС не является пересмотром действующих тарифов, а является их правильным оформлением в соответствии с требованиями налогового законодательства.

(Информационное письмо ФСТ России от 31.03.2014 N СН-3517/5 "По вопросу установления тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями налогового законодательства")

Минфин пересмотрел свою позицию: разрешил в целях ЕНВД не учитывать машины в ремонте

Если автомобиль отправлен на ремонт и, соответственно, в число эксплуатируемых транспортных средств не включается, то при расчете ЕНВД такое транспортное средство учитывать не нужно. Об этом заявил Минфин России в одном из своих последних писем, тем самым изменив свою позицию по данному вопросу.

По общему правилу автоперевозка пассажиров или грузов переводится на ЕНВД, если количество транспортных средств, предназначенных для этих услуг, не превышает 20 единиц (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Нужно ли при подсчете этого показателя учитывать машины, которые находятся в ремонте, и не могут использоваться для оказания услуг? До сих пор на этот вопрос Минфин отвечал утвердительно: да, нужно.

Чиновники заявляли, что не имеет значения, в рабочем состоянии находятся автомобили или нет. Учитывать следует все автотранспортные средства, находящиеся на балансе у налогоплательщика и предназначенные для оказания автотранспортных услуг, независимо от эксплуатационного состояния машин. То есть как те, которые используются в деятельности, так и те, которые находятся в ремонте в течение налогового периода (см. письма от 03.06.13 № 03-11-11/20192, от 04.10.11 № 03-11-06/3/108, от 02.02.10 № 03-11-11/24).

Однако теперь специалисты финансового ведомства считают иначе. Чиновники отмечают, что при исчислении ЕНВД в отношении деятельности по перевозке грузов используется физический показатель "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов" (ст. 346.29 НК РФ). Согласно пункту 20 Методических указаний по бухучету основных средств, по степени использования эти ОС подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте и другие. Исходя из этого, в Минфине пришли к выводу: машины, находящиеся в ремонте, при исчислении единого налога в число эксплуатируемых транспортных средств не включаются. При этом изменение величины физического показателя (то есть уменьшение или увеличение количества машин, используемых для перевозки пассажиров и грузов) при расчете налога нужно учитывать с начала того месяца, в котором произошло такое изменение. Например, если автомобиль отправлен в ремонт 15 апреля, то при расчете "вмененного" налога изменение величины физического показателя учитывается с 1 апреля.

С тем, что транспортные средства, находящиеся в ремонте, не должны учитываться при расчете налога, согласны и некоторые суды. Арбитры обосновывают свою позицию тем, что транспортные средства должны не только быть предназначены для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов и находиться на балансе налогоплательщика, но и быть рабочими (на ходу) и способными реально приносить потенциально возможный доход (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.09.09 № А31-5652/2008).

(Письмо Минфина России от 17.03.14 № 03-11-11/11347)

Транспортный налог по дорогим автомобилям: как учесть повышающий коэффициент

ФНС напомнила об изменениях в исчислении транспортного налога, установленных федеральным законом 214-ФЗ от 23.07.2013. В настоящее время служба вносит изменения в форму декларации по транспортному налогу.

Сумма данного налога, подлежащая уплате в бюджет организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. При этом организации исчисляют авансовые платежи в размере одной четвертой произведения налоговой базы и налоговой ставки. Исходя из этого, повышающий коэффициент необходимо применять к сумме налога при уплате транспортного налога за налоговый период, указала ФНС.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

(Письмо ФНС России от 24.03.14 № БС-4-11/5316)

ФНС России разработала порядок сопоставления сведений об объектах недвижимости, содержащихся в базах территориальных налоговых органов, со сведениями ЕГРП и государственного кадастра недвижимости

Такое сопоставление сведений проводится территориальными органами Росреестра в отношении объектов недвижимости, права на которые, согласно базам данных налоговых органов, возникли до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также в отношении объектов, сведения о государственной регистрации которых в базах налоговых органов отсутствуют.

Налоговым органам было поручено не позднее 28 марта 2014 года сформировать и передать в территориальные органы Росреестра исходный список объектов недвижимости для сопоставления.

Отчеты о ходе проведения работ по сопоставлению сведений об объектах недвижимости должны быть представлены в ФНС России не позднее 28 апреля 2014 года. Форма отчета будет доведена до УФНС России по субъектам РФ дополнительно.

(Письмо ФНС России от 24.03.2014 N БС-4-11/5295 "О доведении Порядка сопоставления сведений об объектах недвижимости")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.