Мониторинг изменений за период 07.09.15 - 13.09.15

Бухгалтерский учет и налогообложение

В новой редакции изложены некоторые позиции, включенные в перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению НДС

Изменения касаются, в частности, позиций, классифицируемых кодами 8419 89 989 0, 8421 29 000 9, 8421 39 200 9, 8479 82 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Кроме того, указанный перечень дополнен следующими позициями: 8417 10 000 0 "Оборудование для термической обработки производителя FIB BELGIUM S.A."; 8428 90 900 0 "Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения".

Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России, ввоз которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 года N 372.

Освобождение от взимания НДС позволяет сократить отвлечение оборотных средств предприятий, занимающихся инвестиционными проектами, направленными на создание новых производств, и инвестиций в российскую экономику.

(Постановление Правительства РФ от 03.09.2015 N 931 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")

ФНС обещает обслуживать налогоплательщиков по международным стандартам

ФНС РФ утвердила Политику в области качества и реализации государственных функций на 2015-2018 годы.

Документ разработан в рамках внедрения международных стандартов серии ISO 9000 и устанавливает принципы и цели управления качеством деятельности ФНС.

Как сообщает пресс-служба ФНС РФ, внедрение данных стандартов позволит ведомству выйти на качественно новый уровень предоставления госуслуг и реализации государственных функций, а также оптимизировать процессы и ресурсы службы.

До 2018 года ведомство планирует создать систему управления качеством предоставления госуслуг, в том числе за счет повышения мотивации сотрудников в области качества и мониторинга удовлетворенности налогоплательщиков.

(Приказ ФНС России № ММВ-7-17/371@ от 31.08.2015)

Консультирование налогоплательщиков по номеру 8-800-222-22-22 будет осуществляться через Единый Контакт-центр ФНС России

По указанному номеру осуществляется бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов.

Порядок оказания услуги по бесплатному информированию, установленный в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 30.04.2015 N СА-7-17/180@, изложен в новой редакции, в соответствии с которой услуга предоставляется через Единый Контакт-центр ФНС России.

Среди прочего также установлено, что ответ предоставляется налогоплательщику с учетом неразглашения сведений, составляющих налоговую тайну.

Кроме того определено, что ответственное должностное лицо ИФНС при предоставлении ответа через ПО "ЕКЦ ФНС России" указывает в поле "Ответ" свою фамилию и инициалы после изложения предоставленного ответа.

(Приказ ФНС России от 03.09.2015 N ММВ-7-17/375@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.04.2015 N СА-7-17/180@")

В План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях включен счет N 40825 "Отдельный счет исполнителя государственного оборонного заказа"

На счете открываются отдельные счета индивидуальному предпринимателю - исполнителю государственного оборонного заказа для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу. Счет пассивный.

В аналитическом учете ведутся счета по каждому исполнителю, а также по каждому контракту.

Указание вступает в силу со дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 03.09.2015 N 3775-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации")

С 1 января 2017 года вводится План счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций

Бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации.

Учет имущества других юридических лиц, находящегося у некредитной финансовой организации, осуществляется обособленно от имущества, принадлежащего ей на праве собственности.

Приведена характеристика счетов с выделением особенностей учета по отдельным счетам первого и второго порядка.

Положение вступает в силу с 1 января 2017 года.

Микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами применяется с 1 января 2018 года, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами с 1 января 2019 года.

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

("Положение о Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения", утв. Банком России 02.09.2015 N 486-П)

ЦБ также утвердил ряд положений по бухучету некредитных финансовых организаций

Положением от 02.09.2015 N 487-П ЦБ утвердил отраслевой стандарт бухучета доходов, расходов и прочего совокупного дохода НФО.

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета производных финансовых инструментов НФО будет применяться согласно положению ЦБ от той же даты N 488-П.

4 сентября утверждено положение Банка России N 489-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам некредитными финансовыми организациями".

Положением от 04.09.2015 N 490-П утвержден отраслевой стандарт бухучета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов НФО.

И, наконец, "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории РФ" установлен положением ЦБ от 04.09.2015 N 491-П.

Все перечисленные документы пока что находятся на регистрации в Минюсте и еще могут претерпеть изменения. В силу указанные нормативные акты должны вступить с 1 января 2017 года, а для некоторых видов НФО предусмотрен более поздний срок начала применения плана счетов и отраслевых стандартов.


Вернуться в начало


Правовые новости

Размещенная в Интернете информация для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должна быть доступна круглосуточно и без взимания платы

В соответствии с законом о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Интернете размещается, в частности, следующая информация:

  • о реализации федеральных, региональных и муниципальных государственных программ РФ;
  • о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;
  • о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
  • об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
  • о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, об условиях и о порядке оказания ими поддержки;
  • о государственном и муниципальном имуществе, свободном от прав третьих лиц и включенном в соответствующие перечни;
  • об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная информация размещается на сайтах уполномоченных федеральных, региональных и местных органов власти и (или) на созданных ими сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Установлено, что данная информация должна быть круглосуточно доступна пользователям для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической обработки без взимания платы и иных ограничений.

Информация подлежит обновлению в срок не более 3 рабочих дней со дня ее изменения.

(Приказ Минэкономразвития России от 27.07.2015 N 505 "Об утверждении требований к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2015 N 38764)


Вернуться в начало


Законопроекты

В новой редакции налоговой декларации по налогу на прибыль будут учтены изменения налогового законодательства, в том числе связанные с введением торгового сбора и уточнением порядка внесения симметричных корректировок

Подготовлен проект изменений в форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденную Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@.

Необходимость поправок обусловлена, в частности:

  • введением торгового сбора (при этом предусмотрено право налогоплательщика на сумму уплаченного торгового сбора уменьшить налог на прибыль организаций);
  • уточнением порядка проведения самостоятельной корректировки налоговой базы и суммы налога (убытков) в случае применения в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам;
  • изменением налоговой ставки для исчисления налога с доходов в виде дивидендов;
  • введением пониженных ставок налога для организаций - участников СЭЗ на территориях Республики Крым и Севастополя, для организаций - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, а также организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Так, согласно проекту:

  • отдельные части декларации будут изложены в новой редакции, в том числе: Лист 02 "Расчет налога", приложение N 1 к Листу 02 "Доходы от реализации и внереализационные доходы", приложение N 3 к Листу 02 "Расчет суммы расходов по операциям, финансовые результаты по которым учитываются при налогообложении прибыли с учетом положений статей...", приложение N 5 к Листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей...";
  • декларация дополняется Листом 08 "Доходы и расходы налогоплательщика, совершившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку";
  • исключается Лист 05 "Расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям, финансовые результаты которых учитываются в особом порядке...".

С учетом данных изменений вносятся также поправки в формат представления декларации в электронной форме и порядок ее заполнения.

В форму декларации по НДС внесут изменения

ФНС готовится внести изменения в декларацию по НДС. Уведомление о разработке поправок в приказ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ опубликовано на Едином портале для размещения НПА.

В ведомстве поясняют, что поправки направлены на приведение порядка заполнения налоговой декларации в соответствие с изменениями, внесенными Федеральными законами от 24.11.2014 № 366-ФЗ, от 29.11.2014 № 382-ФЗ, от 29.12.2014 № 464-ФЗ, от 29.12.2014 № 479-ФЗ, от 06.04.2015 № 83-ФЗ в главу 21 НК РФ.

Текст самого проекта приказа пока не опубликован.


Вернуться в начало


Судебная практика

Пропуск месячного срока на госрегистрацию изменений - не повод для отказа в ней

14 июля 2014 года директор ООО "Ю" (управляющей компании ООО "Е") обратился в регистрирующий орган для внесения изменений в сведения об ООО "Е", содержащиеся в ЕГРЮЛ. Директор представил заявление о выходе из состава участников ООО "Е" третьей фирмы - ООО "С" - от 1 октября 2012 года, и заявление о прекращении полномочий директора ООО "Е" и возложении его полномочий на ООО "Ю".

Инспекция отказала в регистрации изменений со ссылкой на отсутствие заявления о госрегистрации, соответствующего требованиям законодательства.

Суды двух инстанций признали решение инспекции недействительным, указав на подпункт 2 пункта 7 статьи 23 закона об ООО, в соответствии с которым в случае выхода участника из компании его доля переходит к последней с даты получения заявления участника о выходе. При этом регистрирующий орган должен быть об этом извещен в течение месяца со дня перехода доли.

В соответствии с пунктом 1.4 статьи 9 закона о госрегистрации 129-ФЗ заявителями при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале, являются участники компании. В данном случае после выхода ООО "С" доля перешла к ООО "Е". Таким образом, требования по оформлению заявления суды признали соблюденными.

Суды сочли несущественным довод инспекции о том, что на момент подачи заявления ООО "С" было присоединено к третьему лицу. Суды установили, что прекращение деятельности ООО "С" зарегистрировано 8 февраля 2013 года - после выхода из состава участников ООО "Е", которое состоялось 1 октября 2012 года независимо от совершения (несовершения) регистрационных действий.

Суды (постановление апелляции 11АП-17188/2014 от 19.12.2014) пояснили, что нарушение месячного срока представления в регистрирующий орган соответствующих документов не является основанием для отказа в госрегистрации изменений в сведения о юрлице. Подобные обстоятельства не поименованы среди оснований для отказа, предусмотренных в статье 23 закона 129-ФЗ.

Данное дело упомянуто в письме ФНС от 1 июля 2015 г. N СА-4-14/11453 - в обзоре судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов.

(дело № А65-18512/2014)

Сомнительная деятельность директора контрагента не говорит о фиктивности сделки

В октябре 2010 года ООО "К" по договору реализовало ООО "Т" исключительные права на использование телепрограммы.

По результатам выездной проверки ООО "Т" инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, решив, что сделка направлена на получение необоснованной налоговой выгоды.

Инспекция установила, что ООО "К" снято с учета в июле 2011 года в связи с реорганизацией при слиянии с ООО "Б", которое по юрадресу не располагается, документы по встречной проверке не предоставило.

Генеральный директор ООО "К" находится под стражей по обвинению в заключении фиктивных сделок. Денежные средства с расчетного счета ООО "К" перечислялись в адрес ООО "С", которое на дату проведения контрольных мероприятий снято с налогового учета в связи с исключением из ЕГРЮЛ по решению регистрирующих органов.

Суды трех инстанций установили, что компанией представлены все необходимые первичные документы, подтверждающие факт исполнения договора. При этом документы подписаны уполномоченным лицом, получение исключительных прав, их использование в деятельности, направленной на получение дохода, а также перечисление денежных средств инспекцией не оспаривается.

Суды разъяснили, что непредставление документов в рамках встречной проверки ООО "Б" не может свидетельствовать об отсутствии финансово-хозяйственных операций между ООО "К" и налогоплательщиком до реорганизации ООО "К". Факт нахождения генерального директора ООО "К" под стражей по обвинению в заключении фиктивных сделок также не свидетельствует, что спорные сделки будут являться предметом судебного разбирательства в уголовном судопроизводстве с участием директора ООО "К".

Таким образом, инспекция не привела доказательств нереальности спорных операций, поэтому суды (постановление кассации Ф05-9840/2015 от 04.08.2015) отменили решение ИФНС.

(дело № А40-109852/2014)

По истечении трех лет налоговики вправе доначислить налог и пени, но не штраф

26 декабря 2012 года ИФНС приняла решение о проведении выездной проверки за 2009-2011 годы в отношении компании, по результатам которой доначислила компании налоги и пени.

Компания оспорила решение инспекции по итогам проверки в суде, ссылаясь на положения статьи 113 НК, которая устанавливает 3-летний срок давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Суд первой инстанции удовлетворил требование компании, указав на существенные процессуальные нарушения - несоответствие подписей должностного лица в протоколе рассмотрения материалов проверки и вынесенном по результатам этого рассмотрения решении.

Апелляция отменила его решение, признав это нарушение неподтвержденным. Суд учел, что материалы проверки рассматривались с участием представителя компании, возражения компании были рассмотрены, следовательно, нарушения права на подачу возражений не допущено. Суд отметил, что все свои возражения компания могла заявить как в управление ФНС в апелляционной жалобе, так и в суд.

В отношении срока давности суд указал на пункт 4 статьи 89 НК, в соответствии с которым в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Таким образом, инспекция вправе на основании решения о проведении проверки от 26 декабря 2012 года проверить деятельность компании за 2009-2011 годы и, если это необходимо, доначислить налоги и пени. Суд отклонил ссылку истца на статью 113 НК, поскольку указанная норма не исключает возможность взыскания налогов и пеней в случаях установления в результате проверки их неправильного исчисления налогоплательщиком.

Кассация (Ф02-3887/2015 от 31.07.2015) оставила в силе решение апелляции.

(дело № А58-4038/2014)

Когда сумма по счету-фактуре, выставленному третьим лицом, может быть учтена в доходах

ЗАО являлось субподрядчиком по договору подряда, заключенному между ООО (подрядчиком) и госзаказчиком.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ЗАО налог на прибыль, пени и штраф, установив, что платежным поручением на счет ЗАО перечислены денежные средства от заказчика по договору уступки права требования, в счет частичной оплаты по счету-фактуре, выставленном ООО. Из содержания упомянутого договора цессии следует, что первоначальный кредитор уступил новому кредитору долг по госконтракту в размере 3 млн рублей (с учетом НДС). При этом ЗАО как новый кредитор в качестве оплаты за уступленное ему право произвело зачет задолженности первоначального кредитора перед ним на сумму 3 млн рублей (также с учетом НДС).

Компания обратилась в суд, ссылаясь на неправомерность включения в доходы суммы по счету-фактуре, не имеющему к компании какого-либо отношения.

Суд первой инстанции признал решение инспекции недействительным, указав на отсутствие по данной сделке объекта налогообложения.

Апелляция и кассация отменили его решение, указав, что основанием для отнесения спорного счета-фактуры к доходам явилось заключение договора цессии, а также частичное перечисление денежных средств заказчиком с указанием на спорный счет-фактуру.

Таким образом, довод кассационной жалобы о том, что указанный счет-фактура не имеет к ЗАО какого-либо отношения, суды (постановление кассации Ф02-3887/2015 от 31.07.2015) отклонили как несостоятельный.

(дело № А58-4038/2014)

Нельзя получить вычет НДС по оборудованию, приобретенному во время УСН "доходы"

Компания с 2011 года применяла УСН с объектом налогообложения "доходы". В 2011 – 2012 году она приобрела и ввела в эксплуатацию оборудование.

С января 2013 года компания перешла на общий режим налогообложения. В декларации за 1 квартал 2013 года сумма НДС, уплаченного в 2011, 2012 годах, оказалась учтена в качестве налоговых вычетов с исчислением налога к возмещению из бюджета.

По результатам камеральной проверки инспекция установила, что в момент приобретения оборудования компания применяла УСН "доходы", и отказала в возмещении НДС.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав, что компании на УСН не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ.

Ссылка компании на пункт 6 статьи 346.25 НК, как на норму, предусматривающую право на применение вычета, суды (постановление кассации Ф06-24102/2015 от 11.06.2015) отклонили. Суды разъяснили, что налогоплательщики, применявшие УСН, при переходе на общий режим налогообложения принимают к вычету суммы НДС только в случае, когда указанные суммы налога не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при УСН. Следовательно, данная норма действует в случае, когда субъекты, применявшие УСН, имели возможность отнести суммы налога к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, то есть применяли объект налогообложения "доходы минус расходы".

(дело № А55-24068/2014)

Спор о качестве работ не изменяет порядок учета доходов при методе начисления

В 2010 году между ЗАО (генеральным подрядчиком), применяющим метод начисления, и ООО (заказчиком) был заключен договор подряда. По договору стоимость работ должна быть определена по факту их выполнения в соответствии с актами приемки выполненных работ формы КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат КС-3. Работы должны были оплачиваться через 10 дней после подписания акта приемки каждого этапа.

Однако несколько актов заказчиком подписаны не были, соответствующие работы оплачены не были, и в 2011 году генподрядчик обратился в суд с иском о взыскании задолженности. При этом указанные доходы не были учтены при исчислении налога на прибыль. Вступившим в силу решением суда от 2012 года иск ЗАО был удовлетворен. Доход по актам выполненных работ, подписанным в одностороннем порядке, был учтен компанией в 2012 году после вступления в силу решения суда.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ЗАО налог на прибыль, пени и штраф, указав, что этот доход должен быть отражен в 2010 году.

Суд первой инстанции согласился с выводами компании.

Апелляция отменила его решение, пояснив, что работы налогоплательщиком были выполнены и акты подписаны в 2010 году, что свидетельствует о признании самим налогоплательщиком факта выполнения данных работ.

Кассация (Ф02-3887/2015 от 31.07.2015) согласилась с выводами апелляции, отметив: "наличие спора о качестве работ, вступление судебных актов в силу в 2012 году и получение оплаты в 2012 году не изменяет порядок принятия доходов, установленный статьей 271 Налогового кодекса".

(дело № А58-4038/2014)

Чем техническое перевооружение отличается от капремонта в налоговых целях

Компании на праве собственности принадлежало недвижимое имущество ? железнодорожные подъездные пути необщего пользования, которые находились в состоянии, не пригодном для эксплуатации. Для приведения их в надлежащее состояние компания заключила с подрядчиком договор на выполнение ремонтных работ, включая полный демонтаж железнодорожного полотна и стрелочных переводов, укладку рельс и шпал. В подтверждение выполнения работ были представлены договоры, локальные сметные расчеты, акты о приемке выполненных работ и счета-фактуры.

Указанные затраты были единовременно списаны компанией при расчете налога на прибыль. По мнению компании, указанные работы являются капитальным ремонтом и проводились с целью восстановления прежних функций основных средств, после проведения работ служебное назначение и технико-экономические показатели основных средств остались прежними.

По результатам выездной проверки ИФНС классифицировала работы как техническое перевооружение, доначислила налог на прибыль, налог на имущество, пени и штрафы.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав, что спорые работы фактически привели к созданию нового объекта с повышенными качественными характеристиками и технико-экономическими показателями.

Согласно пункту 5 статьи 270 НК при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по техническому перевооружению. К нему относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным (пункт 2 статьи 257 НК).

В силу пункта 27 ПБУ 6/01 затраты на модернизацию и реконструкцию объекта ОС после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если улучшены показатели его функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.). При этом срок использования по этим объектам пересматривается.

По мнению судов (постановление кассации Ф01-2902/2015 от 04.08.2015), результатом данных работ стало строительство нового железнодорожного полотна на месте морально устаревшего, физически изношенного и не пригодного для эксплуатации, увеличился срок эксплуатации, пропускная способность и период будущего извлечения экономических выгод от использования объекта. Таким образом, спорные расходы увеличивают первоначальную стоимость, что делает правомерным доначисление как налога на прибыль, так и налога на имущество.

(дело № А43-20916/2014)


Вернуться в начало


Прочее

При некоторых условиях можно не хранить бумажную контрольную ленту ККТ

ФНС указала, что контрольная лента - это первичный учетный документ, формируемый ККТ на бумажном или электронном носителе. Это установлено положением о регистрации и применении ККТ (Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 470).

Документация по ККТ, включая использованные контрольные ленты, а также программно-аппаратные средства, обеспечивающие энергозависимое хранение информации, должны храниться не менее 5 лет. ФНС пришла к выводу, что допускается хранение контрольной ленты на электронном носителе (ЭКЛЗ) при условии обеспечения по запросу налоговиков ряда отчетов (по закрытиям смен в заданном диапазоне дат или номеров смен; итогов активизации; итоги смены по номеру смены; документ по номеру КПК; контрольная лента по номеру смены).

(Письмо ФНС России от 24.08.2015 № АС-4-2/14893)

БСО "Квитанция": Минфин разрешил применять "старую" форму

Минфин напоминает, что состав реквизитов формы "Квитанция" (код по ОКУД 0504510) дополнен уникальным идентификатором начисления (УИН) и иными реквизитами идентификации дохода и его плательщика.

Соответствующие изменения внесены приказом от 30.03.2015 № 52н.

Вместе с тем, поскольку данная форма является бланком строгой отчетности, тиражирование которого на платной основе осуществляет типография, у организаций могут оставаться запасы отпечатанной формы в прежней редакции.

В целях оптимизации расходования бюджетных средств организациями государственного сектора, Минфин считает возможным установить переходный период для применения новой формы "Квитанции".

До 1 апреля 2016 года организации вправе воспользоваться прежней формой "Квитанции" при условии ее дополнения необходимыми реквизитами, предусмотренными приказом № 52н.

(Письмо Минфина России № 02-06-10/48743 от 24.08.2015)

Авансовый отчет по командировочным расходам можно подписывать электронной подписью

По мнению специалистов Минфина России, для удостоверения авансового отчета по командировочным расходам можно использовать простую и (или) усиленную неквалифицированную электронные подписи.

Чиновники приводят следующие аргументы. Как известно, каждый факт хозяйственной жизни организации должен быть оформлен первичным учетным документом. Таковы требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон № 402-ФЗ). При этом первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (п. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

В то же время известно, что информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Об этом сказано в статье 6 Федерального закона от 06.04.11 № 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Поэтому, как полагают в Минфине, при оформлении первичных учетных документов стороны могут организовать электронный документооборот, применяя простую и (или) усиленную неквалифицированную электронные подписи. Однако электронную подпись в таком случае должны использовать все стороны документооборота.

(Письмо Минфина России от 20.08.15 № 03-03-06/2/48232)

Внесение в счет-фактуру дополнительных сведений не является основанием для отказа в вычете НДС

Указание дополнительной информации об отгруженных товарах, в том числе номеров транспортных накладных, не является нарушением порядка заполнения счета-фактуры, а потому не препятствует получению вычета НДС.

Правила заполнения счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137. Пунктом 2 раздела 2 Правил установлено, что в графе 1 счета-фактуры указывается наименование поставленных (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. При этом ни Налоговый кодекс, ни Правила не запрещают вносить в счета-фактуры дополнительные сведения. В связи с этим в счетах-фактурах, выставленных продавцом при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), можно указать дополнительные сведения, в том числе номера транспортных накладных, отметили авторы письма.

Такая же позиция выражена в письмах Минфина России от 09.02.12 № 03-07-15/17 и ФНС России от 26.01.12 № ЕД-4-3/1193.

(Письмо Минфина России от 26.08.15 № 03-07-11/49125)

Как начисляются проценты при неправомерном заявительном возмещении НДС

ФНС напомнила о последствиях возмещения НДС в заявительном порядке, признанного налоговиками неправомерным по итогам камеральной проверки.

На такие суммы НДС, подлежащие возврату налогоплательщиком в бюджет, начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования ЦБ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами, которые подлежат уплате в бюджет по требованию налогового органа. При этом указанные проценты начисляются со дня фактического получения налогоплательщиком средств или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Проценты начисляются до дня исполнения налогоплательщиком требования налогового органа о возврате соответствующей суммы налога.

(Письмо ФНС России от 25.08.15 № СА-4-7/14929)

Услуги третейских судов не освобождены от НДС и налога на прибыль

Услуги, оказываемые третейскими судами, подлежат обложению НДС. Финансовое ведомство отмечает, что средства, полученные юрлицами, в составе которых образованы постоянно действующие третейские суды, за разрешение споров являются выручкой от реализации услуг, оказываемых третейскими судами на платной основе.

Соответственно, прибыль, полученная от указанной деятельности, учитывается при определении базы по налогу на прибыль.

(Письмо Минфина России от 27 августа 2015 г. № 03-07-11/49363)

Счет-фактура при экспорте в Казахстан: в какой срок следует выставлять

Минфин уточняет порядок выставления счетов-фактур при экспорте товаров в Республику Казахстан. Ведомство отмечает, что при реализации товаров в Республику Казахстан счет-фактура выставляется не позднее 5 дней со дня отгрузки товаров независимо от даты фактического получения товаров казахстанским покупателем.

Датой отгрузки в данном случае признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского документа, оформленного на покупателя или первого перевозчика, либо дата выписки иного обязательного документа.

(Письмо Минфина России № 03-07-13/1/48714 от 24 августа 2015 г)

Минфин: неверное указание в счете-фактуре наименования товара является основанием для отказа в вычете НДС

Если в счете-фактуре указано неверное наименование товара, налогоплательщик не вправе получить вычет по НДС.

Объяснение довольно простое. Пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса гласит: счета-фактуры являются основанием для принятия к вычету сумм НДС, предъявленных покупателю продавцом, при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 указанной статьи. Пунктом 5 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что в счете-фактуре, среди прочего, указывается наименование поставляемых товаров. Следовательно, если название товара в счете-фактуре обозначено неверно, то инспекторы вправе отказать в вычете НДС.

(Письмо Минфина России от 14.08.15 № 03-03-06/1/47252)

Минфин России изложил свою позицию по вопросу определения стоимости доли, полученной в форме преобразования АО в ООО

Сообщается, в частности, что положений, предусматривающих порядок определения стоимости доли, полученной в рамках реорганизации в форме преобразования акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, глава 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" не содержит. По мнению Минфина России, стоимость доли, полученной в рамках реорганизации в форме преобразования АО в ООО, следует признавать равной стоимости конвертированных акций реорганизуемого акционерного общества по данным налогового учета акционера на дату завершения реорганизации.

(Письмо ФНС России от 04.09.2015 N ГД-4-3/15620 "Об определении стоимости доли в уставном капитале, полученной в результате конвертации акций при реорганизации в форме преобразования акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью")

Срок на подачу заявления о возврате переплаты по налогу на прибыль организаций исчисляется с даты представления налоговой декларации, а не с момента перечисления авансовых платежей

Сообщается, в частности, что в случае, если налогоплательщик не заявил о возврате излишне уплаченного авансового платежа, данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода. Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам года.

В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 17750/10, основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год.

Таким образом, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль могло быть подано налогоплательщиком в течение трех лет с даты представления декларации.

(Информация ФНС России "О порядке исчисления срока на возврат излишне уплаченного налога")

Декларация по налогу на прибыль: особенности представления льготниками

ФНС РФ приводит порядок представления деклараций по налогу на прибыль организацией, получившей статус участника проекта "Сколково".

Участники проекта вправе использовать право на освобождение от налога на прибыль с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта. С этой даты организация налог на прибыль не исчисляет и налоговые декларации не представляет, кроме случаев исполнения обязанностей налогового агента.

В случае если организация воспользовалась правом на освобождение от обязанностей налогоплательщика с 1 июля 2014 года, она не должна представлять декларации, начиная с отчетного периода - 9 месяцев 2014 года.

Налоговая декларация за полугодие 2014 года должна быть представлена организацией в налоговый орган в общеустановленном порядке с указанием в Титульном листе (Листе 01) по реквизиту "по месту нахождения (учета)" кода "214".

(Письмо ФНС России № ГД-4-3/14742@ от 20.08.2015)

Ремонт и техобслуживание машин: можно ли применять ПСН

Минфин РФ уточнил порядок применения ПСН в отношении услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин по заказам физических и юридических лиц.

В письме ведомства на данную тему отмечается, что на применение ПСН вправе перейти ИП, осуществляющие деятельность по техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования.

При этом в главе 26.2 НК РФ не установлено ограничений в части оказания данных услуг по заказам как физических, так и юридических лиц.

(Письмо Минфина России № 03-11-10/47335 от 14 августа 2015 г.)

Даны разъяснения о порядке определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, приобретенных во время применения ПСН, в целях включения их стоимости в состав расходов, учитываемых при применении УСН

Сообщается, в частности, что определение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов при переходе индивидуальных предпринимателей на УСН с патентной системы налогообложения, в целях включения данной остаточной стоимости в состав расходов, учитываемых при применении УСН, главой 26.2 НК РФ не предусмотрено.

Исходя из этого индивидуальные предприниматели при переходе на УСН с патентной системы налогообложения на дату такого перехода остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретенных в период применения патентной системы налогообложения, не определяют и, соответственно, в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитывают.

(Письмо ФНС России от 03.09.2015 N ГД-4-3/15507 "О направлении письма Минфина России")

Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся порядка определения остаточной стоимости основных средств, полученных организацией (концессионером) от собственника (концедента) по концессионному соглашению для осуществления уставной деятельности

Сообщается, в частности, следующее.

Пунктом 16 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрено, что объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объектов и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объектов и имущества.

Учитывая изложенное, остаточная стоимость основных средств организации (концессионера), полученных от собственника (концедента) по концессионному соглашению для осуществления уставной деятельности, учитывается в целях применения ограничения, предусмотренного подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.

Поэтому в случае если остаточная стоимость основных средств, полученных организацией (концессионером) от собственника (концедента) по концессионному соглашению, превышает 100 млн. рублей, данная организация (концессионер) не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

(Письмо ФНС России от 03.09.2015 N ГД-4-3/15508 "О направлении письма Минфина России")

Разъяснен порядок налогообложения доходов граждан Киргизии в связи со вступлением в силу 12.08.2015 Договора о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе

Сообщается, что доходы граждан Киргизской Республики, полученные с 12 августа 2015 года в связи с работой по найму в Российской Федерации, облагаются налогом с применением налоговой ставки 13 процентов независимо от наличия статуса налогового резидента РФ, если иное не предусмотрено соответствующим соглашением об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы.

В отношении доходов от работы по найму граждан Киргизской Республики, являющихся налоговыми резидентами этого государства, полученных до 12 августа 2015 года, применяется общий порядок налогообложения, предусмотренный Налоговым кодексом РФ, а также соответствующие положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы.

(Письмо ФНС России от 27.08.2015 N ЗН-4-11/15078 "О налогообложении доходов физических лиц")

Научные гранты: уплачивать НДФЛ или нет

Минфин РФ в своем недавнем письме уточняет, освобождены ли от НДФЛ гранты на проведение научных исследований по договору, заключенному с Российским фондом фундаментальных исследований или Российским научным фондом.

Ведомство отмечает, что доходы физлиц - грантополучателей в виде гранта на научные исследования, полученные по договору с Российским фондом фундаментальных исследований или Российским научным фондом, освобождены от НДФЛ. Данная норма предусмотрена пунктом 6 статьи 217 НК РФ.

В письме уточняется, что Российский фонд фундаментальных исследований и Российский научный фонд включены в правительственный перечень организаций, чьи научные гранты не подлежат обложению НДФЛ.

Доходы физических лиц, не являющихся грантополучателями, подлежат налогообложению в установленном порядке.

(Письмо Минфина России № 03-04-06/46982 от 14.08.2015)

ФСС РФ рекомендована форма отчета по использованию работодателями средств на финансовое обеспечение в 2015 году предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний

Региональным отделениям Фонда на этапе принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер необходимо контролировать сумму начисленных работодателями страховых взносов и произведенных ими расходов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (сумма, разрешенная страхователю на обеспечение предупредительных мер в текущем финансовом году, не должна превышать сумму подлежащих перечислению страховых взносов за вычетом произведенных им расходов по данному виду страхования).

Сообщается при этом, что страхователям для подтверждения расходов следует представлять сводную ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда, а также сведения по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (по форме согласно приложению к письму).

Помимо этого отделениям ФСС РФ рекомендовано проводить проверку на предмет качества приобретенных работодателями средств индивидуальной защиты (соответствие приобретенных СИЗ и продукции, указанной в сертификате соответствия).

(Письмо ФСС РФ от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779 "О финансовом обеспечении предупредительных мер")

ФСС России подготовлена информация по вопросу выплаты пособия по временной нетрудоспособности, не полученного застрахованным лицом при жизни в связи с его смертью

В письме приводятся нормы законодательства, которыми, в частности, могут руководствоваться при рассмотрении вопросов, связанных с выплатой указанного пособия, проживавшие совместно с умершим члены его семьи, а также его нетрудоспособные иждивенцы независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

(Письмо ФСС РФ от 08.07.2015 N 02-09-11/15-11127 "По вопросу выплаты пособия по временной нетрудоспособности, не полученного застрахованным лицом при жизни")

ФСС России обратил внимание на неправомерность произведенных в I полугодии 2015 года расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности работающим иностранным гражданам, временно пребывающим в РФ

Сообщается, в частности, что с 01.01.2015 года иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") включены в число застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и с сумм выплат, начисленных в их пользу, должны уплачиваться страховые взносы в Фонд по тарифу 1,8%.

Право на получение страхового обеспечения данная категория застрахованных лиц приобретает при условии уплаты за них страховых взносов не менее чем за шесть месяцев до наступления страхового случая, то есть фактически право на получение пособия по временной нетрудоспособности рассматриваемой категории застрахованных лиц может быть приобретено не ранее чем с 01.07.2015.

Вместе с тем в отчетности региональных отделений Фонда за I квартал 2015 года и I полугодие 2015 года отражены данные по расходам на выплату пособия по временной нетрудоспособности, числу случаев и числу оплаченных дней данной категории застрахованных лиц (форма 0503127) (специализированный) "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета", таблица 19 "Показатели расходов по пособиям").

В связи с этим обращается внимание на неправомерность произведенных в I полугодии 2015 года расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности работающим иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации.

Сообщается, что территориальные органы страховщика имеют право не принимать к зачету расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, если они произведены: на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов; с нарушением законодательства РФ о социальном страховании; без подтверждающих документов.

(Письмо ФСС РФ от 04.09.2015 N 02-09-11/15-15838 "О порядке выплаты пособий по временной нетрудоспособности работающим иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.