Мониторинг изменений за период 08.06.15 - 14.06.15

Бухгалтерский учет и налогообложение

Подписан закон, содержащий поправки в НК РФ, касающиеся налогообложения КИК, симметричных корректировок при налогообложении контролируемых сделок, а также налоговых последствий амнистии капиталов ФЛ

Законом, вносящим изменения в Налоговый кодекс РФ, в частности:

  • скорректировано понятие контролируемой иностранной компании, включая иностранную структуру без образования юридического лица, а также более подробно сформулировано определение контролирующего лица иностранной организации.

Определено, например, что налогоплательщик не признается контролирующим КИК, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое или косвенное участие в российской публичной компании. Учредитель иностранной структуры без образования юрлица может не признаваться контролирующим лицом при одновременном соблюдении нескольких условий (в том числе если такое лицо не вправе получать прибыль и распоряжаться ею).

Уточнены условия освобождения доходов КИК от налогообложения в РФ (в частности, такое освобождение установлено в отношении активной иностранной компании; активной иностранной холдинговой компании; активной иностранной субхолдинговой компании).

Законом предоставляется возможность самостоятельного осуществления другой стороной контролируемой сделки симметричных корректировок и устанавливается порядок их проведения.

Закон также содержит положения, посвященные налоговым последствиям добровольного декларирования физическими лицами капиталов, предусматривающие, в частности:

  • освобождение от налогообложения доходов при передаче имущества от номинального владельца фактическому;
  • исключение возможности взыскания налога, если декларантом была допущена неуплата (неполная уплата) налогов при приобретении, использовании или распоряжении задекларированными имуществом и счетами;
  • установление режима налоговой тайны в отношении факта представления специальной декларации и сведений, содержащихся в ней.

Уточнены условия освобождения от уплаты акциза при совершении экспортных операций (некоторым организациям предоставлено право на освобождение от уплаты акциза без представления банковской гарантии).

Кроме того, в новой редакции изложена статья НК РФ, посвященная признанию организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ.

(Федеральный закон от 08.06.2015 N 150-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)")

Принят закон об "амнистии капиталов" физических лиц

Закон устанавливает правовые основания добровольного декларирования физическими лицами:

  • имущества (земельных участков, недвижимости, ценных бумаг и т.д.), собственниками или фактическими владельцами которого они являются;
  • контролируемых иностранных компаний, в отношении которых декларанты являются контролирующими лицами;
  • счетов (вкладов) в банках, в том числе расположенных за рубежом.

В период действия программы добровольного декларирования предоставляется возможность, в частности:

  • представить (однократно) специальную декларацию, содержащую соответствующие сведения об имуществе и капитале;
  • раскрыть информацию об источниках их приобретения (формирования);
  • оформить в свою собственность имущество, переданное ранее номинальным владельцам (таким владельцем признается лицо, осуществляющее права собственника в интересах и (или) по поручению иного физического лица).

Согласно закону такое декларирование не повлечет обязанности лица уплатить какие-либо налоги или сборы. Кроме того, такое лицо будет освобождено от уголовной, административной и налоговой ответственности в пределах, определяемых законом.

В связи с этим соответствующие изменения вносятся в ряд законодательных актов, в том числе УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов ...".

Определена форма специальной налоговой декларации и требования к ее заполнению.

(Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Скорректирован порядок налогообложения НДФЛ некоторых видов доходов

В главу 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ внесены поправки, предусматривающие:

  • освобождение от НДФЛ доходов налоговых резидентов иностранных государств, полученных ими в качестве членов жюри XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского;
  • возможность получения налогового вычета в случае получения дохода при выходе участника из состава общества, при передаче имущества ликвидируемого общества, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества;
  • новую редакцию положений, посвященных устранению двойного налогообложения (конкретизирован порядок зачета в РФ сумм налога, уплаченного в иностранном государстве).

(Федеральный закон от 08.06.2015 N 146-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Утверждена новая форма налоговой декларации по НДПИ

Установлены порядок ее заполнения и формат представления декларации в электронном виде.

Необходимость обновления формы декларации обусловлена значительным количеством изменений в порядке исчисления НДПИ (в том числе изменился порядок расчета ставки НДПИ в отношении нефти и газового конденсата).

Одновременно утрачивает силу действующая в настоящее время форма декларации, утвержденная приказом ФНС России от 16.12.2011 N ММВ-7-3/928@.

(Приказ ФНС России от 14.05.2015 N ММВ-7-3/197@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 04.06.2015 N 37541)

Дополнен и уточнен План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях

В План счетов включены дополнительные счета бухгалтерского учета, в том числе:

  • счет N 10614 "Безвозмездное финансирование, предоставленное кредитной организации акционерами (участниками)";
  • счет N 111 "Дивиденды (распределение части прибыли между участниками)";
  • счет N 30238 "Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России при невыполнении обязанности по усреднению";

N 40506 "Отдельный счет головного исполнителя, исполнителя государственного оборонного заказа".

Также введены новые балансовые счета для учета операций индивидуальных предпринимателей.

Помимо этого, скорректированы наименования некоторых счетов и их назначение (например, счета N 10208, N 10502, N 45410).

В целях приведения Положения N 385-П в соответствие с изменениями, внесенными в ГК РФ, из наименований и характеристик счетов исключено упоминание обществ с дополнительной ответственностью.

Указание вступает в силу с 1 июля 2015 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 04.06.2015 N 3659-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации")

Вводятся единые правила применения и заполнения форм первичных учетных документов и формирования регистров бухгалтерского учета в госсекторе

Для применения органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями утверждены:

  • формы первичных учетных документов и перечень унифицированных форм таких документов;
  • формы и перечень регистров бухгалтерского учета;
  • методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета.

Удаление субъектами учета отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных настоящим приказом, не допускается.

Форматы регистров бухгалтерского учета носят рекомендательный характер и, при необходимости, могут быть изменены.

(Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению", зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2015 N 37519)


Вернуться в начало


Правовые новости

Период суммированного учета рабочего времени лиц, занятых на вредных или опасных работах, может быть увеличен отраслевым соглашением или коллективным договором, но не более чем до 1 года

Ранее максимальный период суммированного учета для данных категорий работников, установленный Трудовым кодексом РФ, составлял три месяца.

В соответствии с ТК РФ, когда по условиям работы (в целом или при выполнении отдельных видов работ) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.

Закон вступает в силу с 1 июля 2015 года.

(Федеральный закон от 08.06.2015 N 152-ФЗ "О внесении изменений в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации")

Утверждены три новых стандарта оценки - ФСО 8, ФСО 9 и ФСО 10

Приказом от 1 июня 2015 г. N 326 Минэкономразвития утвердило Федеральный стандарт оценки "Оценка бизнеса (ФСО N 8)", приказом N 327 от той же даты - стандарт "Оценка для целей залога (ФСО N 9)", приказом N 328 - стандарт оценки "Оценка стоимости машин и оборудования (ФСО N 10)".

Все три стандарта вступят в силу в тот же день, когда начнут действовать три приказа от 20 мая 2015 года, которыми утверждены ФСО с первого по третий. Они, в свою очередь, ждут отмены ведомством соответствующих действующих приказов по ФСО 1, ФСО 2, ФСО 3.

Участникам эксперимента по апробации новой системы применения ККТ предоставлено право после 1 февраля 2015 года применять используемую в эксперименте технику

С 1 августа 2014 года до 1 февраля 2015 года проводился эксперимент, предусматривающий передачу в электронном виде в адрес налоговых органов информации о проводимых наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных карт.

Эксперимент проводился на территории Республики Татарстан, Калужской области, Московской области и Москвы.

Такая система направлена на снижение административной нагрузки за счет упрощения регистрации (перерегистрации) ККТ, а также на предоставление возможности использования при расчетах современных электронных устройств.

Возврат с 1 февраля 2015 года к действующему порядку применения ККТ потребует от участников эксперимента, применяющих инновационную ККТ, расходов на покупку новой техники.

В этой связи участникам эксперимента предоставлено право и далее применять используемую в ходе эксперимента технику.

(Постановление Правительства РФ от 03.06.2015 N 543 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 470")


Вернуться в начало


Законопроекты

ФНС готовит форму заявления о праве на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных платежей

ФНС готовит проект ведомственного приказа "Об утверждении формы заявления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей, порядка ее заполнения и формата представления в электронном виде".

Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Напомним, документ используется при налогообложении доходов иностранных работников от осуществления трудовой деятельности по найму в России на основании патента.

Документ распространяется на налоговых агентов, определяемых в соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ и намеренных реализовать право физических лиц на уменьшение общей суммы НДФЛ на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных ими за период действия (продления) патента в соответствующем налоговом периоде.

ФНС РФ разработала новую форму заявления на получение патента

ФНС РФ разработала проект ведомственного приказа "Об утверждении формы заявления на получение патента".

Текст проекта приказа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Документ утверждает форму № 26.5-1 "Заявление на получение патента", а также упраздняет приказ от 18.11.2014 № ММВ-7-3/589@ "Об утверждении формы заявления на получение патента".

В ФНС поясняют, что внесение изменений в форму заявления на получение патента направлено на обеспечение реализации индивидуальными предпринимателями их права на применение налоговой ставки в размере 0%.

ФНС готовит форму свидетельства о постановке на учет плательщика торгового сбора

ФНС РФ завершает подготовку проекта ведомственного приказа "Об утверждении формы свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора".

Текст документа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

В настоящее время завершена процедура общественного обсуждения проекта приказа.

Новый приказ ФНС обеспечит возможность выдачи свидетельства, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в соответствии со статьей 416 НК РФ.


Вернуться в начало


Судебная практика

УФНС нарушило срок рассмотрения жалобы - из-за этого решение не признать незаконным

По результатам выездной проверки ЗАО налоговая инспекция доначислила налоги, пени и штрафы. УФНС отменило решение инспекции и приняло новое решение о доначислениях.

Управление установило, что компания не зарегистрировала приобретенные транспортные средства в органах Гостехнадзора и не уплатила транспортный налог. Компании также доначислен НДФЛ, поскольку она при выплате дохода физлицу за арендованную квартиру налог не удержала. Доначисление НДС связано с отказом в вычетах по договору перевозки грузов с ООО. За ООО транспортные средства не зарегистрированы, собственниками автомобилей, указанных в ТТН, являются предприниматели и иные юрлица, которые не подтвердили взаимоотношения с ЗАО. ООО обладает признаками "номинальной" структуры: отсутствует по адресу регистрации, не имеет материальных и трудовых ресурсов для ведения деятельности; к тому же, документы подписаны неустановленным лицом.

Компания обратилась в суд. Истец посчитал, что доначисление транспортного налога необоснованно, поскольку спорные транспортные средства приобретались для использования только на территории завода и не участвовали в дорожном движении. Относительно НДФЛ компания полагала, что не является налоговым агентом, поскольку с дохода от аренды физлицо должно было отчитаться самостоятельно. Компания также указала, что оспариваемое решение принято УФНС с нарушением срока рассмотрения жалобы.

Суды трех инстанций признали решение управления законным.

Суды разъяснили, что транспортные средства, имеющие паспорта самоходной машины, подлежат госрегистрации и признаются объектами обложения транспортным налогом. В перечень транспортных средств, не признаваемых объектом налогообложения, не входит специальная техника, используемая на ограниченной производственной территории. Уклонение налогоплательщика от госрегистрации ТС не освобождает его от уплаты транспортного налога.

Суды согласились с налоговиками также и в части признания истца налоговым агентом по НДФЛ.

Проанализировав представленные доказательства в пользу доначисления НДС, суды сочли их свидетельствующими не только о недостоверности представленных документов, но и о фактическом невыполнении работ ООО.

Не удалось оспорить решение УФНС и по процессуальным мотивам - довод компании о нарушении сроков рассмотрения управлением апелляционной жалобы суды также отклонили. В решении кассации (Ф09-2701/2015 от 20.05.2015) указано: "формальный двухдневный пропуск установленного срока не может влечь недействительность принятого по результатам такого рассмотрения решения, поскольку нормами Кодекса, регулирующими порядок рассмотрения жалоб налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, такие последствия в случае несоблюдения срока рассмотрения поданной жалобы не предусмотрены".

(дело № А76-10273/2014)

Пустые бланки с печатью контрагента и удаленные с ПК его шаблоны не говорят о фиктивности

Между ООО "А" (покупатель) и ООО "С" (поставщик) был заключен договор на поставку строительных материалов. После исполнения договора ООО "А" учло расходы и заявило вычет в налоговой декларации по НДС.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО "А" налог на прибыль, пени и штраф. В ходе допроса директора ООО "С" инспекция установила, что он является номинальным руководителем, сделку с ООО "А" не заключал, документы не подписывал. Склады для хранения продукции у ООО "С" отсутствовали, численность компании – 1 человек, после сделки ООО "С" ликвидировано.

В результате проведенной выемки документов и системных блоков инспекция установила, что от имени ООО "С" документы изготавливались должностными лицами налогоплательщика (причем, эксперты МВД нашли удаленные с жесткого диска файлы бланков контрагента). Также были обнаружены пустые бланки с печатью ООО "С". Работник налогоплательщика в ходе допроса пояснил, что фактически материалы закупались на рынках.

Суд первой инстанции признал необоснованными выводы инспекции. Апелляция отменила его решение.

Окружной арбитражный суд оставил в силе решение суда первой инстанции. Суд указал, что инспекция не полностью воспроизвела показания руководителя ООО "С", который фактически подтвердил, что спорные документы подписывал по распоряжению владельца компании. Ссылаясь на допрос свидетеля - водителя налогоплательщика - инспекция также не учла, что он закупал только инструменты, а закупкой стройматериалов занималось другое лицо. Кроме того, ООО "С" до момента ликвидации представляло отчетность (в частности, декларации по НДС), которая не относится к категории "нулевой".

Изъятая бумага формата А4 с печатью ООО "С", по мнению суда, не влечет никаких юридических последствий, пока не будет доказана вина налогоплательщика, в том числе налоговое правонарушение с использованием указанной бумаги. В решении инспекции указано на возможность изготовления первичных документов от имени ООО "С". Однако в нарушение пункта 6 статьи 108 НК инспекция не доказала факт налогового правонарушения.

Судья ВС (№ 305-КГ15-5093 от 05.06.2015) согласился с выводами суда первой инстанции и окружного арбитражного суда и отказал инспекции в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А40-33177/2014)

Что должно быть в договоре, чтобы возместить часть НДС по международной перевозке

ООО "С" (клиент) и ООО "Г" (экспедитор) заключили договор транспортной экспедиции, по условиям которого экспедитор организует выполнение услуг, связанных с перевозкой груза в международном и внутреннем сообщениях. Клиент выплачивает экспедитору вознаграждение, а также компенсирует расходы, связанные с исполнением поручения клиента.

ООО "Г" оказало услуги с привлечением ОАО, которое выставило в адрес ООО "Г" счета-фактуры с НДС по ставке 18%.

В свою очередь, ООО "Г" выставило в адрес ООО "С" счет-фактуру на оплату экспедиторского вознаграждения на сумму 248 тысяч рублей, в том числе НДС 38 тысяч рублей, а ООО "Г" заявило вычет в налоговой декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала компании в налоговом вычете, решив, что экспедиторские услуги касаются международной перевозки, соответственно, облагаются НДС по ставке 0%.

ООО "С" обратилось в суд, полагая, что квалифицирующим признаком, влияющим на ставку налогообложения, является форма владения железнодорожным подвижным составом. Он не принадлежит ООО "Г" ни на праве собственности, ни на праве аренды. По мнению налогоплательщика, подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК установлен закрытый перечень транспортно-экспедиционных услуг, налогообложение которых производится по ставке 0%. Услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для международных перевозок не поименованы в указанной норме в качестве транспортно-экспедиционных. Значит, оснований для налогообложения оказанных услуг по ставке 0% не имеется.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф09-2566/2015 от 13.05.2015) признали решение инспекции законным, разъяснив, что вышеуказанный подпункт распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор либо заказчик услуг, либо иное лицо.

Если в рамках договора транспортной экспедиции помимо вышеуказанных услуг оказываются также услуги, подлежащие налогообложению НДС на основании пункта 3 статьи 164 НК по ставке 18%, то вознаграждение экспедитора в части таких услуг облагается налогом по ставке 18%. Эти услуги должны быть поименованы в договоре транспортной экспедиции.

В данном случае, в договоре отсутствует перечень услуг, по которым должна применяться налоговая ставка 18%, следовательно, применяется ставка 0%. Основания для налогового вычета у компании отсутствовали.

(дело № А60-34868/2014)

Обобщенный перечень выполненных работ в КС-2 и КС-3 не препятствует вычету

МУП (заказчик) заключило договор на выполнение комплекса ремонтно-эксплуатационных работ с ОАО (подрядчик). По результатам выполнения работ МУП заявило вычет в налоговой декларации по НДС. В подтверждение выполнения работ предприятие представило договор с приложением, в котором определен перечень оказываемых услуг по ремонтно-эксплуатационному и производственно-хозяйственному обслуживанию, счета-фактуры, КС-2, КС-3 и платежные поручения.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах, сославшись, что счета-фактуры, справки о стоимости оказанных услуг (КС-3) и акты выполненных работ (КС-2) содержат обобщенный перечень выполненных работ. Кроме того, первичные документы подписаны неуполномоченными лицами как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, посчитав недоказанным "искусственное" создание условий для необоснованного уменьшения подлежащего уплате в бюджет налога.

Суды посчитали, что акты сдачи-приемки работ содержат все необходимые реквизиты и описывают содержание хозяйственных операций, позволяют судить о производственном характере расходов. Содержание актов соответствует описанию выполняемых работ, имеющемуся в договоре.

При этом инспекция не установила факты невыполнения работ, неоказания услуг или "задвоения" стоимости работ.

Суды (постановление кассации Ф04-19781/2015 от 05.06.2015) учли, что налогоплательщик признан банкротом, с его стороны документы правомерно подписаны конкурсным управляющим. Контрагент компании является действующей организацией, зарегистрированной в установленном порядке и крупнейшей в данном регионе коммунальной корпорацией. Документы с его стороны подписаны уполномоченным лицом – исполняющим обязанности директора филиала.

(дело № А81-4402/2014)


Вернуться в начало


Прочее

Обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль переходят к новому ответственному участнику КГН со следующего налогового периода

То есть в случае если изменения в договор, касающиеся замены ответственного участника КГН, внесены и зарегистрированы налоговым органом в 2014 году, то с 1 января 2015 года у нового ответственного участника КГН возникают в том числе обязанности:

  • по исчислению и уплате налога на прибыль организаций за 2014 год;
  • ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале 2015 года;
  • по уточнению сумм налога (авансовых платежей), подлежащих уплате по КГН в истекших налоговых (отчетных) периодах.

При этом отмечено, что за налоговые правонарушения в периоде, когда плательщиком налога по КГН являлся иной участник, к налоговой ответственности может быть привлечен участник КГН, являющийся ответственным на дату вынесения соответствующего решения налогового органа.

(Письмо ФНС России от 04.06.2015 N ГД-4-3/9638@ "По вопросу администрирования консолидированных групп налогоплательщиков в случае замены ответственного участника группы")

Проценты от размещения временно свободных денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах (фонда капитального ремонта) облагаются налогом на прибыль

Фонд капитального ремонта формируется собственниками жилых помещений на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.

Сообщается, что суммы взносов на капитальный ремонт и проценты, уплаченные собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате таких взносов, имеют целевое назначение, определенное федеральным законом, исключающим их использование владельцем счета (региональным оператором) по своему усмотрению.

В этой связи указанные средства не рассматриваются в качестве дохода регионального оператора и, следовательно, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

В то же время проценты от размещения временно свободных денежных средств фонда, находящиеся на счете регионального оператора, отличного от специального счета, подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 04.06.2015 N ГД-4-3/9639@ "По вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций процентов, начисленных банком за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете или счете регионального оператора")

Расходы организации в виде ежемесячных взносов на капремонт в многоквартирном доме уменьшают налогооблагаемую прибыль

Взносы на капремонт общего имущества в многоквартирном доме относятся к обязательным платежам, а потому являются для организации экономически обоснованными. Соответственно, их можно учесть как прочие расходы, связанные с производством или реализацией.

По общему правилу, расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (п. 1 ст. 252 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 169 Жилищного кодекса, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества. В Минфине заявляют: поскольку обязанность по уплате ежемесячных взносов на капремонт установлена законом, то такие расходы нельзя рассматривать в качестве необоснованных. В этой связи затраты в виде ежемесячных взносов на капремонт, указанных в статье 169 ЖК РФ, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 07.05.15 № 03-03-06/1/26483)

О налогообложении имущества торгово-офисного назначения

Действующая редакция НК РФ предусматривает, что база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

Речь идет, в частности, об административно-деловых и торговых центрах и о помещениях в них. О нежилых помещениях, где оборудуются офисы, объекты торговли, общепита и бытового обслуживания.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом региона соответствующего акта и включения объекта в специальный перечень.

Рассмотренные положения введены в действие с 1 января 2014 г. Таким образом, с этой даты плательщики, имеющие на балансе упомянутые объекты, должны облагать их по кадастровой стоимости в случае вступления в силу в регионе указанного акта и включения их в перечень.

Разъяснены особенности применения норм НК РФ для лиц, применяющих ЕНВД и УСН.

Также сообщается, что налогообложение имущества торгово-офисного назначения на основе кадастровой стоимости введено в 2015 г. в 28 регионах, в которых приняты особенности определения налоговой базы, а также утверждены соответствующие перечни.

(Письмо ФНС России от 29 мая 2015 г. № ГД-2-3/647@ "О направлении информации")

Фонд содействия развитию жилищного строительства с 1 января 2015 года не является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, право собственности на которые прекращено

С указанной даты прекращено право собственности Фонда на переданное ему в качестве имущественного взноса Российской Федерации земельные участки, которые в силу Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ перешли в собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципальную собственность.

(Письмо ФНС России от 05.06.2015 N БС-4-11/9763@ "О налогообложении земельных участков")

Если патент мигранту не продлили, он может обратиться за возвратом стоимости патента

ФНС напомнила, что трудовыми мигрантами фиксированные авансовые платежи по НДФЛ уплачиваются за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц с учетом их индексации на коэффициент-дефлятор и на региональный коэффициент.

Если региональный коэффициент на очередной календарный год законом субъекта РФ не установлен, его значение принимается равным 1. Коэффициент-дефлятор устанавливается приказом Минэкономразвития на очередной календарный год. Размер коэффициента-дефлятора на 2015 год равен 1,307.

Если срок действия патента не был продлен, перечисленные иностранным гражданином денежные средства могут быть идентифицированы как излишне уплаченные суммы налога. В таком случае иностранный гражданин вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченные суммы налога в порядке, предусмотренном статьей 78 НК.

Аналогичные разъяснения чиновники давали и ранее.

(Письмо ФНС России от 1 июня 2015 г. № БС-2-11/653@)

Как получить "детские" вычеты, если в отдельные месяцы года не выплачивалась зарплата

ФНС в своем недавнем письме рассказала о стандартном вычете на детей, когда в отдельные месяцы года работодатель не выплачивал налогоплательщику доход, облагаемый НДФЛ, но трудовые отношения при этом не прерывались. По мнению ФНС, в этом случае стандартные налоговые вычеты предоставляются за каждый месяц налогового периода, включая те месяцы, в которых не было выплат дохода.

При этом в постановлении президиума ВАС от 14.07.2009 № 4431/09 отмечено, что НК не содержит норм, запрещающих предоставлении стандартного вычета за те месяцы, в которых у работников отсутствовал доход, подлежащий обложению НДФЛ.

Если в течение налогового периода стандартные вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, то по окончании года ИФНС должна перерассчитать налоговую базу с учетом предоставления стандартных вычетов в предусмотренных НК размерах. Для этого необходима налоговая декларация и документы, подтверждающие право на такие вычеты.

Программное обеспечение по заполнению налоговой декларации по НДФЛ, размещенное на сайте ФНС, позволяет учесть при расчете суммы стандартных вычетов только те месяцы, в которых налогоплательщиком отражены полученные им доходы.

Поэтому при использовании этого ПО при вводе информации о суммах выплаченного дохода в месяцах, в которых выплат не было, а трудовые отношения не прерывались, следует указывать "нулевые" значения дохода по коду 2000 "Вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей; денежное содержание и иные налогооблагаемые выплаты военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц (кроме выплат по договорам гражданско-правового характера)".

(Письмо ФНС России от 29 мая 2015 г. № БС-19-11/112)

При решении вопроса о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов следует учитывать коэффициент платежеспособности плательщика страховых взносов

Сообщается, что коэффициент платежеспособности плательщика Кпл (коэффициент оборачиваемости денежных потоков) может применяться в качестве одного из критериев для оценки наличия оснований полагать, что возможность уплаты страховых взносов в установленные сроки может возникнуть в течение периода, на который плательщику предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (при условии, что значение Кпл не менее 1).

Для расчета коэффициента Кпл определяются показатели (согласно приведенному перечню) по всем открытым счетам плательщика страховых взносов в банках.

Для определения коэффициента приведены таблицы "Информация о счетах плательщика страховых взносов в банках" и "Определение коэффициента платежеспособности".

Сообщается также о возможности использования сравнительных данных суммы задолженности, образовавшейся в связи с обстоятельствами, являющимися основаниями для предоставления плательщику отсрочки (рассрочки), и общей суммы задолженности плательщика по страховым взносам.

Соотношение указанных сумм задолженности, составляющее не менее 70 процентов, может рассматриваться как наличие оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные законом сроки может возникнуть в случае предоставления ему отсрочки (рассрочки).

(Письмо ПФ РФ от 20.04.2015 N НП-30-26/4958 "О некоторых вопросах по предоставлению плательщикам страховых взносов отсрочек (рассрочек)")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.