Мониторинг изменений за период 13.07.15 - 19.07.15

Бухгалтерский учет и налогообложение

Подписан закон, предоставляющий субъектам РФ право устанавливать дополнительные льготы налогоплательщикам, применяющим УСН, ЕНВД, ПСН

Так, в частности, законами субъектов РФ (нормативными актами муниципальных образований) могут предусматриваться:

  • по УСН налоговые ставки от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков;
  • по ЕНВД налоговые ставки от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  • по ПСН налоговая ставка 0 процентов для впервые зарегистрированных ИП, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг.

Кроме того, дополнен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН.

Перечень дополняется, в частности, такими видами деятельности, как сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей; производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий; товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство; деятельность по письменному и устному переводу; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

(Федеральный закон от 13.07.2015 N 232-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")

Для резидентов свободного порта Владивосток устанавливается льготный налоговый режим

Налоговый кодекс РФ дополняется новыми положениями, предусматривающими, в частности:

  • критерии для получения статуса резидента свободного порта Владивосток (организация зарегистрирована на территории свободного порта Владивосток, не применяет специальные налоговые режимы, не является участником КГН и пр.);
  • пониженную ставку налога на прибыль и условия ее применения (в течение первых 5 лет в размере 0 процентов - в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет; в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ: в течение первых 5 лет - в размере не выше 5 процентов, в следующие пять лет - не менее 10 процентов);
  • заявительный порядок возмещения НДС при наличии договора поручительства управляющей компании, предусматривающего обязательство уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне им полученные.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года. Положения закона в отношении заявительного порядка возмещения НДС применяются за налоговые периоды начиная с 1 октября 2015 года.

(Федеральный закон от 13.07.2015 N 214-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток")

Применение ККТ, передающей данные налоговикам в электронном виде: определена уполномоченная организация

Правительством РФ было решено провести эксперимент по применению ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт, обеспечивающей передачу налоговым органам в электронном виде информации о таких расчетах.

Эксперимент проводился в Татарстане, Калужской, Московской областях и Москве с 1 августа 2014 г. по 1 февраля 2015 г. Установлены требования к соответствующей ККТ (Постановление от 14 июля 2014 г. N 657).

До 31 декабря 2015 г. включительно участвовавшим в эксперименте организациям и ИП разрешено регистрировать и применять ККТ, которая соответствует требованиям, указанным в постановлении.

Это распространяется на правоотношения, возникшие с 1 февраля 2015 г.

Чтобы обеспечить возможность применения такой ККТ, ФНС России поручено определить уполномоченные организации, обеспечивающие передачу налоговым органам информации о наличных денежных расчетах и (или) с использованием платежных карт.

Согласно документу такой организацией является ФГУП ГНИВЦ ФНС России.

Приказ Службы от 1 августа 2014 г. N ММВ-7-6/407@ признан утратившим силу.

(Приказ ФНС России от 13 июля 2015 г. № ММВ-7-6/275@ "Об определении уполномоченной организации, обеспечивающей передачу налоговым органам информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Россией ратифицирован Договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС от 23 декабря 2014 года

Кроме того, ратифицированы:

  • Протокол от 08.05.2015 о внесении изменений в Договор о ЕАЭС и отдельные международные договоры, в связи с присоединением Киргизии к ЕАЭС;
  • Протокол от 08.05.2015 об условиях и переходных положениях по применению Киргизией Договора о ЕАЭС и отдельных международных договоров и актов органов ЕАЭС в связи с ее присоединением к ЕАЭС;
  • Протокол от 08.05.2015 о присоединении Армении к подписанному 23.12.2014 Договору о присоединении Киргизии к ЕАЭС.

Переходные положения по применению Киргизией права ЕАЭС касаются, в том числе, особенностей совершения таможенных операций, особенностей перевозки товаров под таможенным контролем, статуса товаров и таможенных процедур, а также таможенных платежей, таможенного контроля и иных особенностей.

(Федеральный закон от 13.07.2015 N 219-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о присоединении Республики Армения к подписанному 23 декабря 2014 года Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года")


Вернуться в начало


Правовые новости

Принят закон, направленный на снижение административного давления на малый бизнес

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

В числе исключений - лица, осуществляющие виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности).

Кроме того, под действие моратория не подпадут ЮЛ и ИП, привлекавшиеся, в частности к административной ответственности за грубые правонарушения, или лишенные лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее трех лет.

Вводится понятие риск-ориентированного подхода организации и осуществления государственного контроля (надзора).

Данный метод предусматривает выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю отнесением деятельности ЮЛ, ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения деятельности и производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ, если такие критерии не установлены федеральным законом.

ЮЛ и ИП предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.

(Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля")

Предельные значения выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства увеличены вдвое

Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 года N 101 с 1 января 2013 года были установлены следующие предельные значения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: микропредприятия - 60 млн. рублей, малые предприятия - 400 млн. рублей, средние предприятия - 1 млрд. рублей.

Настоящим Постановлением предельные значения выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства увеличены в два раза: микропредприятия - 120 млн. рублей, малые предприятия - 800 млн. рублей, средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 года N 101 признано утратившим силу.

(Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства")

Создается единая федеральная система государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости

Определены, в частности:

  • состав и правила ведения ЕГРН;
  • требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, к межевому плану, акту обследования, техническому плану;
  • порядок и особенности осуществления, а также основания отказа в осуществлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав;
  • порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН;
  • права и обязанности государственного регистратора прав;
  • особенности подготовки тех. плана здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства;
  • ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении ЕГРН, предоставлении из него сведений.

(Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости")


Вернуться в начало


Судебная практика

Что должны доказать налоговики, вменяя выручку одного налогоплательщика другому

ООО "Т" занималось продажей автомобилей во Владимирской области. По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф.

В ходе проверки инспекция установила схему реализации автомобилей: ООО "Т" - физлица - фирмы-"однодневки" (ООО "К", "Ф" и "В") - автосалон в Москве ООО "С" - конечные покупатели. При этом упомянутые физлица не подтвердили приобретение автомобилей.

ООО "С" реализовывало автомобили конечным покупателям с наценкой. Инспекция решила, что, добиваясь роста продаж, проверяемый налогоплательщик не получал доходов в виде дополнительной наценки, которая получена ООО "С". В результате доход в виде этой наценки был вменен инспекцией ООО "Т".

Суды трех инстанций решили, что инспекция не привела достаточных и безусловных доказательств причастности компании к реализации товара конечным покупателям с использованием схемы по привлечению фирм-однодневок.

Суды установили, что ООО "С" является самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, зарегистрированным в установленном порядке, его налоговая отчетность в ходе проверки налоговым органом не оценивалась.

Суды (постановление кассации Ф01-2415/2015 от 08.07.2015) отметили, что инспекция не установила взаимозависимости налогоплательщика и фирм-"однодневок" и согласованности действий между ними, не доказала наличие денежных расчетов между ООО "Т" и ООО "С", а также передачу товара через цепочку транзитных собственников.

(дело № А11-4673/2014)

Отсутствие кладовщика не влечет восстановление НДС по складским помещениям

Компания приобрела имущество (здание и земельный участок) и приняла НДС к вычету. Объекты были введены в эксплуатацию, учитывались в качестве основных средств, использовались под склады и амортизировались. Впоследствии склады были ликвидированы.

По результатам выездной проверки ИФНС решила, что это имущество не использовалось в предпринимательской деятельности, и компания должна восстановить НДС, ранее принятый к вычету. По мнению налогового органа, приобретение указанных объектов обусловлено только лишь целью приобретения земельного участка, на котором они расположены, их использование не предполагалось. При этом инспекция ссылается на показания директора компании, который подтвердил, что объекты приобретались для целей расширения бизнеса и находились в разрушенном, неликвидном состоянии, а без данных объектов невозможно было приобрести земельный участок.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав, что факт использования спорных объектов недвижимости в качестве склада подтверждается показаниями свидетелей (работников налогоплательщика). Кроме того, до приобретения спорных объектов они сдавались в аренду под склад, что также указывает на возможное их использование в предпринимательской деятельности. При этом отсутствие указанного договора в материалах дела не свидетельствует о невозможности их использования компанией.

Довод инспекции об отсутствии у налогоплательщика складского учета не свидетельствует о неиспользовании объектов в качестве складов. Суды (постановление кассации Ф01-2415/2015 от 08.07.2015) также приняли в качестве аргумента пояснения компании, что работника-кладовщика, постоянно присутствующего на складе, не имелось, поскольку склады не отапливались.

(дело № А11-4673/2014)

Чем можно обосновать сужение перечня прямых расходов в учетной политике

По результатам выездной проверки ИФНС решила, что компанией неправомерно при отсутствии экономического обоснования сужен перечень прямых расходов. В целях налогообложения прибыли исключена из состава прямых расходов (в 2010 году изменена учетная политика) зарплата персонала, участвующего в процессе производства, и страховые взносы с этих выплат. В результате инспекция доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным.

Сумма косвенных расходов на производство и реализацию в полном объеме относится к расходам текущего отчетного периода. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены (статья 318 НК). При этом налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов. Глава 25 НК не содержит положений, непосредственно ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным, не предусмотрен расчет по спорной ситуации, указали суды.

Суды (постановление кассации Ф09-4380/2015 от 10.07.2015) отметили, что налоговое законодательство не использует понятие "экономическая целесообразность" и не регулирует порядок ведения налогоплательщиками финансово-хозяйственной деятельности.

В свою очередь компания представила доказательства, препятствующие однозначному отнесению рассматриваемых затрат в состав прямых расходов: многоэтапность технологического цикла изготовления готовой продукции, изменение плана производства продукции в 2009 и 2010 годах, остановка отдельных агрегатов и установок, проведение ремонтных работ, внутренние перемещения и изменения режима работы персонала, участие в процессе производства сотрудников различных внутренних подразделений, временная остановка деятельности цехов.

(дело № А50-18159/2014)

Суды разъяснили, когда можно учесть расходы при расторжении договора

В июне 2008 года компания (продавец) заключила договор продажи квартиры физлицу и учла выручку от реализации прочего имущества. В июле 2010 года было заключено соглашение о расторжении договора купли-продажи квартиры, и компания учла в 2010 году возникшие внереализационные расходы.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, решив, что внереализационные расходы следует учитывать как убытки прошлых налоговых периодов на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 265 НК во внереализационных расходах 2008 года.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, разъяснив, что расторжение договора купли-продажи следует рассматривать как самостоятельную хозяйственную операцию, а связанные с таким расторжением доходы и расходы подлежат отражению в периоде, в котором договор считается прекращенным.

Расторжение договора купли-продажи следует отражать в налоговом учете в виде внереализационных расходов и доходов в соответствии с пунктом 10 статьи 250 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 265 НК. При этом имущество, возвращенное покупателем, принимается к учету у продавца по стоимости, по которой оно учитывалось на дату реализации.

Наряду с этим, подпунктом 20 пункта 1 статьи 265 предусмотрено включение в состав внереализационных расходов иных обоснованных расходов налогоплательщика, к которым суды (постановление кассации Ф09-4380/2015 от 10.07.2015) и отнесли расходы в виде возвращенной стоимости квартиры.

(дело № А50-18159/2014)

Компенсация 6 дней отпуска для переезда на новое место работы взносами не облагается

Компания оплачивала работникам шестидневный отпуск при переезде из Москвы на работу в Санкт-Петербург для обустройства на новом месте жительства. Это было предусмотрено допсоглашениями к трудовым договорам с работниками в качестве компенсации.

По результатам выездной проверки ФСС доначислил компании страховые взносы, пени и штраф, решив, что указанные выплаты являются не компенсацией, а гарантированной оплатой, связанной с выполнением работниками трудовой функции, что исключает освобождение от уплаты взносов.

Суды трех инстанций признали решение фонда недействительным, решив, что переезд компании из Москвы в Санкт-Петербург повлек за собой изменение такого существенного условия трудовых договоров как "место работы", но не затронул саму трудовую функцию (права и обязанности) работников, поскольку такой трудовой обязанности, как переезд на работу в другую местность, трудовое законодательство не устанавливает. Компенсируемые работодателем затраты работника включают в себя как минимум затраты времени, необходимого на обустройство на новом месте жительства и на отдых, необходимый работнику вследствие переезда и обустройства.

Эта компенсация предусмотрена постановлением Совета Министров СССР от 15.07.1981 № 677 "О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность", предусматривающей выплату компенсаций для сбора в дорогу и устройства на новом месте жительства, но не более 6 дней, и действительна в настоящее время.

В решении кассации (Ф07-3134/2015 от 02.06.2015) указано: "особый характер предоставляемого работникам отпуска и его компенсационной природы не связан с режимом работы сотрудников общества и не предусматривает сохранение за работником среднего заработка при предоставлении отпуска, связанного с переездом и обустройством".

Следовательно, предоставление и оплата 6-дневного отпуска для переезда к новому месту работы и обустройства на новом месте жительства носит характер компенсационной выплаты, и не облагается взносами.

(дело № А56-47453/2014)

Суд решил, что оплата санаторно-курортных путевок для работников страховыми взносами не облагается

Организации и предприниматели не должны включать в базу для начисления страховых взносов стоимость санаторно-курортных путевок для своих работников. Такой вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.

На основании коллективного договора организация компенсировала работникам стоимость путевок на санаторно-курортное лечение. При этом страховые взносы на стоимость путевок не начислялись, поскольку, по мнению работодателя, такие выплаты не входят в систему оплаты труда. Однако проверяющие из ПФР заявили, что спорные выплаты произведены в рамках трудовых отношений, а значит, включаются в базу для начисления взносов. Так как это сделано не было, инспекторы оштрафовали работодателя на основании статьи 47 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ.

Суды трех инстанций поддержали организацию. Арбитры напомнили, что объектом обложения страховыми взносами являются выплаты, произведенные работнику за определенный трудовой результат. Основанные на коллективном договоре выплаты социального характера, которые не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и не являются стимулирующими, нельзя считать формой оплаты труда работников (вознаграждением за труд). Таким образом, организация правомерно не включала стоимость путевок в базу для начисления взносов.

Аналогичный вывод следует из определения Высшего арбитражного суда от 29.07.14 № ВАС-9218/14. Однако в Минтруде России считают, что взносы не начисляются только на стоимость путевок для детей сотрудников (письмо от 18.02.14 № 17-3/ООГ-82).

(дело № А75-9778/2014)


Вернуться в начало


Прочее

При предоставлении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде с электронной подписью нет необходимости представлять его на бумажном носителе

ФНС России напоминает о действующем с 1 января 2015 года порядке представления налогоплательщиками заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронной форме.

Согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) импортер товаров из государств ЕАЭС одновременно с налоговой декларацией обязан представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов:

  • на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  • либо в электронном виде с электронной подписью, без необходимости представлять его на бумажном носителе.

В последнем случае заявление предоставляется через оператора электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи налогоплательщика. При этом по результатам проверки заявления налогоплательщику незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.

В соответствии с Правилами заполнения заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов) налогоплательщик направляет на бумажном носителе или в электронном виде налогоплательщику-экспортеру копии составленного им заявления и сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов. При этом у налогоплательщика отсутствует необходимость обращения в налоговый орган с целью получения заявления с проставленными отметками налогового органа для его последующего направления экспортеру.

(Письмо ФНС России от 01.07.2015 N ЗН-4-17/11507@ "Об электронном документообороте")

Расходы НКО, произведенные за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются

Общехозяйственные расходы, связанные как с деятельностью, осуществляемой в рамках целевого финансирования, так и с предпринимательской деятельностью, не могут быть в полном объеме учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определяемой в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

При этом общехозяйственные расходы (в случае, если их нельзя непосредственно отнести на затраты по конкретному виду деятельности) распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика в соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

(Письмо ФНС России от 09.07.2015 N ЕД-4-3/11983 "О направлении разъяснений по учету расходов НКО")

Налогоплательщики смогут проверить правильность заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, применив опубликованные "контрольные соотношения"

ФНС России доведены "контрольные соотношения" к налоговой декларации по данному налогу (утв. Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@), используемые при проведении налогового контроля за правильностью и достоверностью заполнения налоговой отчетности.

Налогоплательщики, применяя соответствующие логические формулы, смогут самостоятельно исправить допущенные ошибки до предоставления отчетности в налоговые органы.

(Письмо ФНС России от 14.07.2015 N ЕД-4-3/12317@ "О контрольных соотношениях показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций")

Налоговая декларация по налогу на прибыль по реорганизованной организации за последний налоговый период представляется организацией-правопреемником в налоговый орган по месту ее учета

То есть декларации (включая декларации по обособленным подразделениям) представляются в налоговый орган по месту нахождения организации-правопреемника или в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Порядок составления налоговых деклараций организацией-правопреемником изложен в пункте 2.7 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@.

(Письмо ФНС России от 25.06.2015 N ГД-4-3/11051@ "О представлении налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций при реорганизации организации")

Налогооблагаемый процентный доход по ОФЗ с индексируемым номиналом складывается из купонного дохода, а также дохода от индексации номинала облигации

Доход от индексации номинала учитывается при исчислении налога на прибыль ежемесячно и исчисляется как разность между номинальной стоимостью облигации на последнюю дату календарного месяца (или дату выбытия облигации, если это произошло до окончания календарного месяца) и номинальной стоимостью на последнюю дату предшествующего календарного месяца (или дату приобретения облигации, если такое приобретение произошло после окончания предшествующего календарного месяца).

Процентный доход по облигациям (включающий в себя как доход, определяемый исходя из фиксированной процентной ставки, так и доход от индексации номинала) подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций по ставке 15 процентов.

Удержание налога на прибыль с указанного дохода, выплачиваемого иностранным организациям, не осуществляющим деятельность через постоянное представительство в РФ, не производится.

В части налогообложения НДФЛ сообщается следующее: доход по указанным облигациям освобождается от налогообложения на основании пункта 25 статьи 217 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 14.07.2015 N 03-03-10/40395 "О порядке исчисления налогов в связи с получением доходов по облигациям федеральных займов с индексируемым номиналом")

Создано программное обеспечение, которое поможет узнать о физлицах, являющихся руководителями или учредителями нескольких организаций

Решено ввести в промышленную эксплуатацию программное обеспечение, реализующее формирование и предоставление заинтересованным лицам сведений о физлицах, являющихся руководителями или учредителями нескольких организаций.

Цель - расширить функциональные возможности сервиса "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" на официальном сайте ФНС России, усовершенствовать информационное взаимодействие налоговых органов с плательщиками с использованием Интернета.

ФКУ "Налог-Сервис" поручено еженедельно формировать сведения об упомянутых физлицах на основе данных ЕГРЮЛ и ЕГРН, содержащихся в аналитическом сегменте АИС "Налог-3", и размещать их на сайте Службы. Обеспечить доступ инспекций к информации.

(Приказ ФНС России от 1 июля 2015 г. N ММВ-7-6/261@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего формирование и предоставление сведений о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями нескольких юридических лиц")

Лица, планирующие применять патентную систему налогообложения, могут рассчитать стоимость патента на сайте patent.nalog.ru

Для расчета необходимо указать территорию и вид предпринимательской деятельности, а также период использования патента и среднюю численность наемных работников.

По результатам расчета можно увидеть предполагаемую к уплате сумму налога и сроки его уплаты.

(Информация ФНС России от 10.07.2015 "На сайте ФНС России теперь можно онлайн рассчитать стоимость патента")

В отношении транспортного средства не определена дифференцированная ставка налога, но есть повышающий коэффициент: как правильно заполнить декларацию?

Если в отношении транспортного средства (ТС) одновременно определены дифференцированная ставка налога и повышающий коэффициент, то по строке 100 раздела 2 "Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству" декларации указывается количество лет, прошедших с года выпуска ТС.

Если действует только повышающий коэффициент, то строка 100 не заполняется.

(Письмо ФНС России от 23 июня 2015 г. № БС-4-11/10862 "О порядке заполнения налоговой декларации по транспортному налогу")

Налогоплательщики смогут рассчитать размер транспортного налога с помощью специального сервиса на сайте nalog.ru

Интерактивный сервис "Калькулятор транспортного налога" на сайте ФНС России, обеспечивающий возможность расчета суммы транспортного налога, введен в эксплуатацию.

Региональным управлениям ФНС России поручено в месячный срок обеспечить загрузку информации для расчета суммы транспортного налога, а также организовать контроль за актуальностью загруженной информации на постоянной основе.

(Приказ ФНС России от 13.07.2015 N ММВ-7-6/277@ "О вводе в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения интерактивного сервиса "Калькулятор транспортного налога" на официальном сайте ФНС России")

Уведомление на уплату физлицами имущественных налогов в сумме менее 100 рублей налогоплательщику не направляется

Данное правило применимо независимо от способа направления уведомления (лично под расписку, заказным письмом, в электронной форме, через личный кабинет).

Исключение предусмотрено пунктом 4 статьи 52 НК РФ: такое уведомление должно быть направлено в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность его направления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 52 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 10.07.2015 N БС-4-11/12099@ "О направлении налоговых уведомлений с суммой менее 100 рублей")

Социальный вычет по НДФЛ предоставляется по расходам на лекарственные препараты, включенные в Перечень

Перечень таких лекарственных средств утвержден постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201.

Социальный налоговый вычет предоставляется в сумме фактически произведенных расходов, связанных с приобретением соответствующих лекарственных препаратов.

При этом отмечено, что социальный налоговый вычет может быть предоставлен также на лекарственные средства, непосредственно не включенные в указанный Перечень, но в составе которых присутствует лекарственное средство, поименованное в Перечне.

(Письмо ФНС России от 01.07.2015 N БС-4-11/11454@ "О предоставлении социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц")

ФНС: с положительной разницы, которая возникает при расчетах в рублях по валютному займу, НДФЛ не начисляется

Положительная разница, которая образуется у физлица-заимодавца в связи с ростом курса иностранной валюты к рублю при возврате ему в рублях суммы займа, выраженной в иностранной валюте, но выданной в рублях, не облагается НДФЛ. Такой вывод следует из разъяснений ФНС России.

Речь идет о следующей ситуации. Организация или предприниматель получает заем от физического лица. Сумма займа в договоре указывается в иностранной валюте, а все расчеты происходят в рублях по курсу, установленному ЦБ РФ на дату выдачи и на дату возврата займа. На момент возврата займа курс иностранной валюты вырос. Соответственно, организация должна вернуть в рублевом эквиваленте больше, чем получила. Нужно ли удержать НДФЛ с разницы, которая образовалась в результате роста курса иностранной валюты к рублю при возврате займа?

Напомним, что Минфин на это вопрос отвечал утвердительно. По мнению чиновников, в рассматриваемой ситуации иностранная валюта не является предметом договора займа и денежного обязательства в иностранной валюте у заемщика не возникает. Заем выдается и возвращается в рублях. При этом возвращается сумма, превышающая сумму займа. Поэтому сумма превышения является экономической выгодой физлица-заимодавца и, соответственно, облагается НДФЛ в общем порядке (письмо от 27.03.15 № 03-04-06/16965).

Однако у судов по данному вопросу мнение иное. Так, Президиум ВАС РФ указал: при возврате в рублях суммы займа, выраженного в иностранной валюте, у заимодавцев-физических лиц не возникает экономической выгоды. Ведь фактически заемщик возвращает ту сумму займа, на которую можно приобрести только определенную договором займа сумму иностранной валюты по курсу на дату возврата. Таким образом, возникающая у физических лиц положительная разница не формирует экономической выгоды, признаваемой доходом для целей исчисления НДФЛ (постановление от 06.11.12 № 7423/12).

В свою очередь Федеральная налоговая служба напоминает: в случае, если письменные разъяснения Минфина не согласуются с позицией Высшего арбитражного суда или Верховного суда, налоговые инспекторы должны ориентироваться на решения, постановления, информационные письма судов (при условии, если данные судебные акты и письма официально опубликованы или размещены на сайтах судов в интернете).

Из этого пояснения следует, что удерживать НДФЛ с разницы, которая возникает в результате роста курса иностранной валюты к рублю при возврате займа, не нужно.

(Письмо ФНС России от 03.07.15 № БС-4-11/11646)

Даны разъяснения по вопросу возврата сумм НДФЛ, удержанных с выплат по договору добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенному до 1 января 2008 года

Удержанные с доходов налогоплательщиков суммы НДФЛ по указанным договорам, страховые взносы по которым до этой даты были уплачены за счет средств работодателей не в полном объеме, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату.

Возврат осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ. Проценты на суммы излишне уплаченного налога начисляются со дня, следующего за днем удержания, по день фактического возврата.

Обращено внимание на то, что суммы процентов, полученные физическими лицами в соответствии с установленными требованиями, не должны учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ, поскольку их получение не приводит к возникновению экономической выгоды у налогоплательщиков, а связано с компенсацией затрат, связанных с излишним удержанием налога налоговым агентом.

(Письмо ФНС России от 01.07.2015 N БС-4-11/11486@ "О возврате налога на доходы физических лиц")

Организация должна вести персонифицированный учет выигрышей и призов, выданных физлицам

При вручении физлицам призов стоимостью до 4000 рублей организации и предприниматели не признаются налоговыми агентами, а поэтому не должны представлять в инспекцию справки по форме 2-НДФЛ. Однако это не освобождает их от обязанности вести персонифицированный учет доходов в виде призов и выигрышей, выданных физлицам.

Напомним, что в соответствии с пунктом 28 статьи 217 НК РФ доходы граждан, полученные ими от организаций и предпринимателей по различным основаниям в натуральной или в денежной форме, размер которых не превышает 4 000 рублей за налоговый период (год), освобождаются от НДФЛ. Речь, в частности, идет о подарках, призах, выигрышах и т п.

Таким образом, при выдаче физическим лицам призов или выигрышей стоимостью не более 4 000 руб., организация не обязана исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет. Вместе с тем, она должна вести персонифицированный учет доходов физических лиц, получивших указанные выигрыши и призы. В случае, если стоимость призов, переданных одному и тому же гражданину в налоговом периоде превысит установленный лимит, организация будет признана налоговым агентом. А значит, она должна будет исполнить обязанности, предусмотренные статьями 226 и 230 НК РФ, в том числе, по представлению справок 2-НДФЛ. Напомним также, что со следующего года у налоговых агентов по НДФЛ появится новая обязанность.

(Письмо ФНС России от 02.07.15 № БС-4-11/11559)

Минфин России проинформировал о нововведениях в отношении проведения обязательного аудита

Сообщается, что с 1 июля 2015 года предусмотрена обязанность акционерного общества привлекать для ежегодного аудита аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с таким обществом или его акционерами.

Необходимость проведения обязательного аудита установлена в отношении отчетности СРО в сфере финансовых рынков, а также отчетности Роскосмоса.

Правительство РФ наделено новыми полномочиями в сфере закупок аудиторских и консультационных услуг (вправе устанавливать дополнительные требования к участникам таких закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также вправе устанавливать особенности осуществления закупок данных услуг отдельными заказчиками (в том числе субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и пр., ГУП, МУП, госкомпаниями)).

(Информационное сообщение Минфина России от 15.07.2015 "Об изменениях, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.