Мониторинг изменений за период 15.06.15 - 21.06.15

Бухгалтерский учет и налогообложение

Россия и Китай договорились о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения

Согласно подписанному в Москве протоколу в новой редакции излагаются положения, посвященные налогообложению процентов.

Устанавливается, в частности, что выплачиваемые проценты подлежат налогообложению только в государстве, резидентом которого является их получатель (согласно действующей редакции такой доход может облагаться налогом как в одном, так и в другом договаривающемся государстве).

Исключением из этого правила установлен случай, когда лицо, имеющее фактическое право на проценты, осуществляет предпринимательскую деятельность в государстве, в котором возникают проценты, через находящееся там постоянное представительство или оказывает услуги через расположенную там постоянную базу, и долговое требование фактически связано с таким постоянным представительством или постоянной базой.

("Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы", подписан в г. Москве 08.05.2015)

Безнадежной к взысканию признается задолженность, если судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа

Соответствующие изменения внесены в порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, а также в перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию указанных сумм.

Текст приказа приведен в соответствие с пп. 4.1 п. 1 ст.59 НК РФ.

(Приказ ФНС России от 19.05.2015 N ММВ-7-8/200@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@", зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2015 N 37669)

На территории РФ введен в действие документ "Метод долевого участия в отдельной финансовой отчетности (Поправки к МСФО (IAS) 27)"

Отдельная финансовая отчетность - составляемая предприятием финансовая отчетность, в которой предприятие может по собственному выбору с соблюдением требований настоящего стандарта учитывать свои инвестиции в дочерние, совместные и ассоциированные предприятия либо по фактической стоимости, либо в соответствии с МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты", либо с использованием метода долевого участия, как описано в МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия".

(Метод долевого участия в отдельной финансовой отчетности (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности IAS 27, введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 19.05.2015 N 79н))

Правительством РФ установлены правила признания на территории РФ международных стандартов аудита

Документ распространяется на следующие документы, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров:

  • международные стандарты контроля качества;
  • международные стандарты аудита финансовой информации;
  • международные отчеты о практике аудита финансовой информации;
  • международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок;
  • международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность, отличных от аудита и обзорных проверок финансовой информации;
  • международные стандарты сопутствующих аудиту услуг;
  • иные документы, определенные Международной федерацией бухгалтеров в качестве неотъемлемой части международных стандартов аудита.

Процесс признания каждого из таких документов состоит из следующих стадий:

  • официальное получение документа от Международной федерации бухгалтеров;
  • экспертиза его применимости в России;
  • принятие решения о введении документа в действие на территории РФ;
  • опубликование документа.

Официальное получение от Международной федерации бухгалтеров перевода на русский язык каждого документа, содержащего международные стандарты аудита, обеспечивается Минфином России.

Решение о введении документа в действие в РФ принимается Минфином России на основе заключений, по итогам вышеуказанной экспертизы. Предусмотрена возможность введения документа в действие с изъятием отдельных положений, применимость которых в России не может быть подтверждена.

Стандарт, признанный подлежащим применению в РФ, вступает в силу в определенные в нем сроки, с учетом положений статьи 23 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Если такой срок стандартом не определен, то он вступает в силу со дня его официального опубликования.

Информация о международных стандартах аудита и сведения об этапе их признания размещается на сайте Минфина России.

(Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 "Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

На 2016 год определены значения основных показателей по видам экономической деятельности для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование

Скидка или надбавка устанавливается, если все установленные показатели деятельности страхователя меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.

Значения основных показателей по видам экономической деятельности утверждаются ежегодно. Такими показателями являются:

  • отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
  • количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
  • количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай (исключая случаи со смертельным исходом).

(Постановление ФСС РФ от 26.05.2015 N 72 "Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2016 год", зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2015 N 37612)


Вернуться в начало


Правовые новости

Ключевая ставка Банка России снижена с 12,50% до 11,50% годовых

Сообщается, что Банк России принял решение снизить ключевую ставку, учитывая дальнейшее ослабление инфляционных рисков при сохранении рисков существенного охлаждения экономики. В условиях значительного сокращения потребительского спроса и наблюдавшегося в феврале - мае укрепления рубля замедление роста потребительских цен продолжилось. По прогнозу Банка России, под влиянием указанных факторов годовая инфляция в июне 2016 года составит менее 7% и достигнет целевого уровня 4% в 2017 году. Банк России будет готов продолжить снижение ключевой ставки по мере дальнейшего замедления роста потребительских цен в соответствии с прогнозом, но при этом потенциал смягчения денежно-кредитной политики в ближайшие месяцы ограничен инфляционными рисками.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 31 июля 2015 года.

В документе приводятся новые процентные ставки по основным операциям Банка России.

(Информация Банка России "О ключевой ставке Банка России")

Утверждена концепция, направленная на повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права

Целями утвержденной концепции являются:

  • обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования трудовых отношений, основанное на сотрудничестве работников, работодателей и федеральной инспекции труда;
  • повышение эффективности государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить определенность, прозрачность и открытость федерального надзора в сфере труда;
  • формирование и пропаганда системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства;
  • создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников;
  • внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда;
  • развитие потенциала федеральной инспекции труда при осуществлении федерального надзора в сфере труда;
  • оптимизация процессов взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями.

Ожидаемым результатом реализации концепции является обеспечение к 2020 году создания условий для снижения случаев нарушения трудового законодательства, повышения эффективности федерального надзора в сфере труда, улучшения условий труда работников и формирования заинтересованности работодателей в соблюдении трудового законодательства.

(Распоряжение Правительства РФ от 05.06.2015 N 1028-р "Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы)")


Вернуться в начало


Законопроекты

ФНС готовит форму уведомления иностранной фирмы о признании налоговым резидентом РФ

ФНС разрабатывает новую форму уведомления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом РФ.

Сообщение об этом опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.

Ведомство поясняет, что новое уведомление разрабатывается в целях реализации законодательства о контролируемых иностранных компаниях (Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ).

Представив данное уведомление, иностранные фирмы, работающие в РФ через обособленные подразделения, будут признаваться российскими налоговыми резидентами при уплате налога на прибыль.

Правительство определилось с расстановкой нерабочих дней в 2016 году

Правительство определилось с расстановкой нерабочих дней в 2016 году.

Единый портал вынес на обсуждение проект постановления правительства РФ "О переносе выходных дней в 2016 году".

Планируется перенести в следующем году следующие выходные дни:

  • с субботы 2 января на вторник 3 мая;
  • с воскресенья 3 января на понедельник 7 марта;
  • с субботы 20 февраля на понедельник 22 февраля.

Таким образом, в новогодние каникулы россияне будут отдыхать 10 дней - с 1 по 10 января, поскольку 9 и 10 января выпадают на субботу и воскресенье.

Третья рабочая неделя февраля будет пролонгированной - шестидневной - с 15 по 20 февраля. Зато потом ожидается три дня отдыха - 21 (воскресенье), 22 (за счет переноса) и 23 февраля (вторник) - праздничный нерабочий день.

Кстати, 2016 год будет високосным - в феврале 29 дней.

Перенос выходного с 3 января на 7 марта приведет к тому, что в марте появится 4 выходных подряд: 5 и 6 марта - суббота и воскресенье, 7 перенесенный выходной и 8 марта (вторник) - выходной праздничный день.

1 мая в 2016 году выпадает на воскресенье, соответственно, праздничный день переносится на понедельник 2 мая, а вторник 3 мая будет перенесенным выходным (с субботы 2 января), в итоге получится 4 выходных подряд (с учетом субботы 30 апреля).


Вернуться в начало


Судебная практика

Суды разъяснили, с какого момента обособленное подразделение считается созданным

Основным видом деятельности ООО "С" являлась организация перевозок грузов и деятельность автомобильного грузового транспорта. ООО "Т" и ООО "А" (заказчики) и ООО "С" (исполнитель) заключили договор на выполнение работ автотранспортной, специальной и строительно-монтажной техникой.

В обязанности исполнителя входило своевременное предоставление заявленной заказчиком техники в технически исправном и действующем состоянии и предоставление для управления и технической эксплуатации техники квалифицированного экипажа. В свою очередь, заказчик обязан использовать технику по прямому назначению, обеспечивать экипаж специальной одеждой, обувью и другими СИЗ, трехразовым комплексным горячим питанием, временным жильем, общежитием, расположенные на территории заказчика на период выполнения работ.

По результатам выездной проверки ИФНС, в том числе, привлекла ООО "С" к ответственности в виде штрафа по статье 116 НК за непостановку на налоговый учет, решив, что было создано обособленное структурное подразделение.

Суды трех инстанций признали недействительным решение налоговиков, указав, что существенным обстоятельством для установления факта налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 116 НК, является момент создания обособленного подразделения. Таким моментом следует считать момент оборудования стационарных рабочих мест по месту нахождения подразделения.

Несмотря на то, что понятие признака территориальной обособленности в законодательстве не закреплено, под ней обычно понимают ведение деятельности по адресу, отличному от того, который указан в учредительных документах организации и ЕГРЮЛ.

Таким образом, признание обособленного подразделения таковым возможно при одновременном соблюдении ряда условий:

  • наличии территориальной обособленности;
  • наличие стационарных рабочих мест (созданных на срок не менее 1 месяца), оборудованных вне места регистрации компании;
  • ведения деятельности через это подразделение сотрудниками компании.

При этом под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается не только создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей и контроль работодателя над созданным рабочим местом. Доказательствами этого могут являться договоры аренды помещений; трудовые договоры, в которых рабочим местом работника значится место нахождения обособленного подразделения; наличие табеля учета рабочего времени сотрудников в обособленном подразделении.

В рассматриваемом случае все условия для работы командированных сотрудников (ООО "С") обеспечивал не исполнитель, а заказчики, следовательно, именно заказчику подконтрольны эти рабочие места. А поскольку сам налогоплательщик не создавал стационарных рабочих мест в месте командировки, то у него там не образовалось обособленное подразделение.

В решении кассации (Ф04-20325/2015 от 11.06.2015) указано: "нахождение работников исполнителя на объекте заказчиков в течение длительного периода не является созданием стационарных рабочих мест вне местонахождения исполнителя".

Мы уже не впервые сообщаем о подобных претензиях налоговых органов и аналогичных судебных решениях. В решениях по делу № А05-11564/2014 суды трех инстанций также указали, что заключение договора подряда и направление сотрудников в командировку сроком более месяца не свидетельствует о создании обособленного подразделения, поскольку при строительстве объекта отсутствовало принадлежащее компании имущество или оборудование, арендные и коммунальные платежи не производились.

Из материалов еще одного дела № А64-5181/2013 следует, что инспекция также сочла созданием обособленного подразделения направление сотрудников компании на территорию заказчика в течение длительного периода времени. Однако суды разъяснили, что сотрудники доставлялись на территорию заказчика транспортом налогоплательщика, который оплачивал их проживание, а работы проводились под контролем заказчика, что не соответствует понятию стационарного рабочего места, подконтрольного исполнителю.

(дело № А81-4793/2014)

Неверное определение налоговиками кода ОКОФ не привело к отмене доначислений

По результатам выездной проверки ИФНС решила, что компания неверно отнесла имеющиеся в ее собственности основные средства (тягачи седельные) к 4 амортизационной группе со сроком полезного использования 61 месяц. Инспекция отнесла их к 5 амортизационной группе со сроком полезного использования от 7 до 10 лет с установленным минимально возможным сроком полезного использования таких автомобилей - 85 месяцев.

Суды трех инстанций проанализировали паспорта транспортных средств, ответ их поставщика о допустимой массе на седло рассматриваемых автомобилей-тягачей, и с учетом классификации основных средств, указали на неверное определение нагрузки на седельно-сцепное устройство автомобилей-тягачей, что в свою очередь привело к неверной классификации налоговиками таких транспортных средств по коду ОКОФ 15 3410216. Спорные автомобили являются тягачами с нагрузкой на ССУ - 15 тонн, что соответствует ОКОФ 15 3410215 (автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 тонн до 18 тонн). Однако правильный код также относится к 5 амортизационной группе, как и код, определенный инспекцией неверно.

В решении кассации (Ф04-19881/2015 от 11.06.2015) указано: "неверность определения кода ОКОФ в отношении рассматриваемых автомобилей не повлекла нарушение законных прав и интересов Общества в виде необоснованного доначисления налоговых обязательств, так как Инспекция транспортные средства также отнесла к пятой амортизационной группе".

(дело № А27-13553/2014)

Не запрещено назначать повторную выездную проверку через несколько лет после уточненки

Не запрещено назначать повторную выездную проверку через несколько лет после уточненки.

Инспекция провела в отношении компании выездную налоговую проверку за 2009-2011 годы. После проверки компания подала уточненные налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль, заявив дополнительные вычеты и увеличив расходы. Инспекция, в свою очередь, приняла решение о проведении повторной выездной проверки и направила компании уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Компания обратилась в суд указав, что правильность исчисления налогов проверена как в ходе предыдущей выездной проверки, так и в ходе камеральных проверок уточненный деклараций. Кроме того, повторная выездная проверка назначена спустя несколько лет после подачи уточненных деклараций.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, указав, что проведение камеральных проверок уточненных налоговых деклараций и принятие по ним решений не препятствует инспекции в порядке пункта 10 статьи 89 НК назначить и провести повторную выездную проверку. В этом случае инспекция не связана трехлетним ограничительным сроком при установлении периода проведения повторной ВНП, поскольку иное бы означало наличие у налогоплательщика неконтролируемого права снижать налоговые обязательства вплоть до нуля путем подачи уточненки на пределе окончания трехлетнего срока для проведения проверки.

В решении кассации (Ф03-2384/2015 от 15.06.2015) указано: "выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля".

(дело № А51-213/2015)

Проблемность контрагентов не препятствует получению вычета по НДС

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пояснил, что наличие у контрагента налогоплательщика отдельных признаков фирмы-однодневки (не позволяющих отнести организацию к фирме-однодневке) не может являться основанием для отказа в принятии вычетов по НДС.

Суды установили, что инспекция не доказала получение обществом необоснованной налоговой выгоды. Доводы инспекции по контрагенту отклонены по аналогичным причинам. Представленные налоговым органом доказательства не опровергают вывод судов о вступлении общества в хозяйственные отношения с перепродавцами, лишь формально обладающими признаками фирм-однодневок.

У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода судов об отсутствии получения обществом необоснованной налоговой выгоды.

(дело № А63-6835/2014)

При переходе на общий режим с УСН "доходы" нет права на вычет неучтенного НДС

В 2007-2009 годах компания применяя УСН с объектом обложения "доходы", вела строительство объекта (11-этажного гостинично-туристического комплекса) с привлечением подрядчиков. Основная часть строительных, отделочных и сантехнических материалов, оборудования закупались силами заказчика и передавались подрядчику по требованию - накладной. 29 июля 2009 года объект был введен в эксплуатацию и принят к учету в качестве основного средства.

Поскольку остаточная стоимость основных средств компании превысила установленный подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 НК лимит (100 млн рублей), то с 1 июля 2009 года компания утратила право применять УСН и перешла на ОСН.

В 1 и 2 кварталах 2009 года по товарам и работам, полученным в период с 1 января 2008 года по 30 июня 2009 года, компания заявила налоговый вычет по НДС.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычете, доначислила НДС, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав на пункт 6 статьи 346.25 НК. В соответствии с ним компании, применявшие УСН, при переходе на ОСН выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на ОСН для плательщиков НДС.

Однако суды отметили, при переходе с УСН на ОСН налогоплательщик имеет право на вычеты НДС в размере расходов, которые не только не были использованы лицом для уменьшения налоговой базы, но еще должны быть вычитаемыми из налоговой базы, то есть налогоплательщик должен был применять УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". При этом объект налогообложения налогоплательщики выбирают самостоятельно - решают, когда и каким образом выгоднее распорядиться принадлежащим правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий.

В данном случае, компания в качестве объекта налогообложения при УСН в свое время выбрала "доходы" - налог исчислялся без учета расходов (в том числе без учета НДС в составе стоимости приобретенных товаров, работ, услуг), следовательно, при переходе в дальнейшем ОСН у компании не возникло право на вычет данного НДС.

Суды (постановление кассации (Ф10-1648/2015 от 11.06.2015) пояснили, что в рассматриваемом случае суммы НДС, предъявленные подрядчиками в ходе строительства объекта, а также суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения такого строительства, подлежат включению в первоначальную стоимость завершенного строительством объекта недвижимости.

(дело № А54-3621/2014)

Правомерность включения сомнительного долга в резерв должна быть подтверждена

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, указав на неправомерность включения в состав резерва по сомнительным долгам задолженности по договору продажи имущества со стороны контрагента. Инспекция сочла неподтвержденной дату образования задолженности – 15 мая 2009 года и, как следствие, неисполненными требования пункта 4 статьи 266 НК о возможности включения в резерв по сомнительным долгам всей суммы задолженности на 30 июня 2011 года со сроком возникновения свыше 90 календарных дней.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав, что обязанность подтверждения обоснованности внереализационных расходов возложена на налогоплательщика, а действия последнего в рассматриваемом случае не подтверждают наличие задолженности с заявленным сроком возникновения.

Суды (постановление кассации Ф02-2869/2015 от 16.06.2015) не приняли в качестве доказательства возникновения задолженности представленный налогоплательщиком договор с иными реквизитами, иным предметом договора (о передаче векселей, а не о продаже имущества) и иной суммой. Кроме того, в представленном договоре указаны сроки оплаты векселей "по предъявлению, но не ранее 15.02.2011", что также не подтверждает заявленный налогоплательщиком срок возникновения его дебиторской задолженности.

(дело № А78-9526/2014)

Суды против возврата НДФЛ за период до подачи заявления на имущественный вычет

В 2011 году компания – налоговый агент предоставила имущественный налоговый вычет двум работникам за период ранее даты получения от них заявлений о предоставлении налогового вычета.

По результатам выездной проверки ИНФС предложила компании удержать неудержанный налог и перечислить его в бюджет или письменно сообщить о невозможности удержать налог.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав, что в случае обращения к работодателю за предоставлением имущественного налогового вычета не с первого месяца текущего налогового периода вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением.

Суды разъяснили, что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика (часть 1 статьи 231 НК). Однако до подачи работником-налогоплательщиком заявления о вычете сумма НДФЛ не может быть квалифицирована как излишне удержанная, следовательно, основания для применения положений статьи 231 НК отсутствуют.

При этом освобождение от уплаты налога является льготой, а в соответствии со статьей 21 НК налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при соблюдении порядка, процедуры и условия ее применения.

В решении кассации (Ф04-19881/2015 от 11.06.2015) указано: "наделив налогоплательщиков правом выбора способа получения имущественного налогового вычета, т.е. адресной льготы при уплате НДФЛ, нормами НК РФ не закреплено положений о подмене налоговыми агентами функций налоговых органов по возврату законно удержанных налоговыми агентами и перечисленных в бюджет сумм налога (фактически за счет сумм НДФЛ, удержанных с дохода других налогоплательщиков и подлежащих перечислению в бюджет)".

В аналогичном деле А45-5719/2014 апелляция и кассация также разъяснили, что в случае обращения налогоплательщика к работодателю за предоставлением имущественного налогового вычета не в первом месяце налогового периода он предоставляется начиная с месяца подачи заявления.

Минфин в своих письмах традиционно выражал такой же подход: вычет предоставляется с месяца подачи заявления (к примеру, письма от 20.06.2013 № 03-04-05/23258, от 22.08.14 № 03-04-06/42092, от 15.07.2014 № 03-04-05/34402). Суды (АС Западно-Сибирского округа) также соглашались с фискалами (дело № А45-23287/2013), и ВС в конце декабря отказался пересматривать этот спор, присоединившись к мнению налоговиков. Однако по делу А56-1600/2014 ВС не возразил прямо противоположной позиции АС Северо-Западного округа. При таком отсутствии единообразия у налоговых агентов остается шанс на решение по такому вопросу в их пользу, однако исходя из статистического количественного перевеса неблагоприятных решений все же лучше не рисковать.

(дело № А27-13553/2014)

ВС: уплата страховых взносов директором наличными - не повод для штрафа

Руководитель компании перечислил страховые взносы на основании платежных квитанций формы ПД-4.

По результатам камеральной проверки УПФ решило, что уплата взносов произведена ненадлежащим лицом и ненадлежащим образом, выставило требование об уплате задолженности, а затем вынесло постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика.

Суды первой, апелляционной инстанций и окружной арбитражный суд признали требование и постановление недействительными, указав, что директор компании действовал как ее законный представитель. Суды указали на статью 5.1 закона 212-ФЗ, в соответствии с которой действия законных представителей плательщика страховых взносов признаются действиями этого плательщика.

В данном случае, из представленных платежных документов можно однозначно идентифицировать плательщика взносов и поступивший платеж: в качестве плательщика указаны фамилия и инициалы директора компании, указан юридический адрес и ИНН, реквизиты органа ПФ, наименование платежа, а также регистрационный номер плательщика. При этом взносы уплачены за счет средств компании, что подтверждено расходными кассовыми ордерами, по которым законный представитель получил денежные средства.

Суды также учли, что расчетный счет компании в банке заблокирован по решению налогового органа в связи с рассмотрением в судах ряда дел.

Судья ВС (308-КГ15-4927 от 04.06.2015) согласился с выводами судов, отметив: "факт уплаты указанных платежей за счет наличных денежных средств не может свидетельствовать о невыполнении обществом обязанности по уплате страховых взносов".

Управлению отказано в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело А32-40589/2013)

В случае утраты больничного листка факт болезни или несчастного случая можно подтвердить справкой из медучреждения

Если работодатель, оплативший больничный, впоследствии утратил бюллетень, ему следует обратиться в медучреждение с просьбой выдать справку, подтверждающую факт наступления страхового случая. При наличии такого документа отказ в принятии к зачету расходов на выплату пособия можно будет оспорить в суде.

Проверяющие из ФСС сняли расходы на выплату пособий "по травматизму", так как на момент проверки листки нетрудоспособности были утрачены. В подтверждение выдачи и закрытия больничных листов организация представила справку из медучреждения, в которой были указаны номера бюллетеней, а также даты их выдачи, продления и выписки граждан на работу. (Копии корешков листков нетрудоспособности больница предоставить не смогла, так как они были уничтожены в связи с истечением срока их хранения).

Чиновники справку не приняли, заявив, что она не является финансовым документом, на основании которого могут производиться расходы по государственному соцстрахованию. В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности обязательно наличие листка нетрудоспособности.

Организация обратилась в суд и выиграла в трех инстанциях. Как указали арбитры, утрата оригиналов листков временной нетрудоспособности сама по себе не может являться основанием для непринятия к зачету расходов. Действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача бюллетеней взамен утраченных. Поэтому правомерность произведенных расходов можно подтвердить иными документами, что и было сделано страхователем. Так, помимо справки из медучреждения, организация представила расчеты пособий, а также акты о несчастном случае на производстве. Эти документы достоверно подтверждают как факт наступления страхового случая, так и то, что утраченные листки нетрудоспособности действительно выдавались лечебными учреждениями. Кроме того, из письма медучреждения следует, что в рамках плановой проверки фонду были предоставлены медицинские карты стационарных и амбулаторных больных, подтверждающие факт выдачи листков нетрудоспособности. Таким образом, сославшись на отсутствие оригиналов больничных листов, ФСС неправомерно отказал страхователю в признании расходов.

(Постановление АС Северо-Западного округа от 28.05.15 № А13-7200/2014)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России даны разъяснения по вопросу корректировки размера ранее заявленных покупателем налоговых вычетов по НДС при получении премий за достижение определенного объема закупок товаров

В связи с противоречивой правоприменительной практикой при рассмотрении в судах налоговых споров о квалификации премии в качестве торговой скидки сообщается следующее:

При получении покупателем от продавцов премий (бонусов) за приобретение определенного объема товаров в период до 01.07.2013, когда по условиям договора стоимость отгруженных товаров на сумму предоставляемой премии (бонуса) не изменяется, либо при отсутствии таких условий в договоре, обязанность по корректировке налоговых вычетов у покупателя не возникает и право на корректировку налоговой базы по НДС и суммы налога у продавца отсутствует.

Если в указанных случаях стороны договора самостоятельно уточнили свои налоговые обязательства, то указанные налогоплательщики перерасчеты с бюджетом вправе не производить.

(Письмо ФНС России от 09.06.2015 N ГД-4-3/9996@ "О разъяснении исчисления сумм налога на добавленную стоимость при выплате поставщиком премии за приобретение определенного объема товаров и выполнение других согласованных сторонами условий договора")

О вычетах по НДС в различных ситуациях

В силу НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг) для облагаемых операций. Речь также идет о товарах (работах, услугах) для перепродажи.

Вычеты производятся на основании счетов-фактур после принятия товаров (работ, услуг) на учет.

Например, в данном порядке подлежит вычету НДС, предъявленный в отношении работ по восстановлению здания. При этом неважно, что их стоимость компенсирует страховая компания.

Рассмотрен вопрос о восстановлении НДС, принятого к вычету, если имущество выбыло по причине аварии. Здесь нужно руководствоваться решением ВАС РФ от 23 октября N 10652/06. Утрата имущества из-за чрезвычайной ситуации не относится к случаям, при которых необходимо восстанавливать налог.

Возник вопрос о применении вычетов при увеличении стоимости работ.

В силу НК РФ при изменении стоимости работ продавец выставляет корректировочный счет-фактуру не позднее 5 календарных дней с даты оформления договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на уточнение стоимости.

При этом Кодекс не ограничивает период времени, за который могут быть пересчитана стоимость и выставлены корректировочные счета-фактуры.

Вычетам у покупателя подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости работ до и после увеличения, но не позднее 3 лет с момента оформления корректировочного счета-фактуры.

Таким образом, при увеличении стоимости выполненных работ покупатель имеет право на вычет упомянутых сумм налога при соблюдении указанных условий независимо от периода выполнения работ.

Относительно применения НДС по товарам, работам, услугам, приобретаемым для операций, не признаваемых объектами обложения, указано следующее. Суммы налога вычетам не подлежат. Они учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг).

(Письмо ФНС России от 17 июня 2015 г. № ГД-4-3/10451@ "О налоге на добавленную стоимость")

Заполнение книги продаж: если счета-фактуры выставлены субъектам, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством на момент совершения операций...

Разъяснен порядок отражения в книге продаж кодов видов операций при регистрации счета-фактуры, выставленного при реализации товаров (работ, услуг) в адрес организаций, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством на момент совершения данных операций.

Так, указано, что при отгрузке (передаче) товаров (работ, услуг) применяется код вида операции со значением 01, который отражается в графе 2 книги при регистрации счета-фактуры, выставленного в адрес юрлиц и ИП.

Код 26 применяется при отгрузке товаров (работ, услуг) в адрес отдельных категорий лиц, в т. ч. физических.

(Письмо ФНС России от 8 июня 2015 г. № ГД-4-3/9935@ "О порядке отражения кодов видов операций в книге продаж")

НДС при организации интернет-игр: нюансы

Рассмотрен вопрос о применении НДС при получении организатором сетевой многопользовательской компьютерной онлайн-игры денежных средств от физлиц (пользователей) за предоставление дополнительных возможностей в игре (дополнительного функционала).

В силу НК РФ не облагаются НДС операции по реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.

Минфин России считает, что вопросы отнесения средств, получаемых при реализации дополнительного функционала онлайн-игр в сети интернет, к платежам, взимаемым за оказание дополнительных услуг либо за право на использование программ для ЭВМ по лицензионному договору, следует решать с учетом каждой конкретной хозяйственной ситуации в ходе налогового контроля.

(Письмо ФНС России от 5 июня 2015 г. № ГД-4-3/9734@ "О применении НДС при организации интернет игр")

Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 31 мая 2015 года

В информации приводятся:

  • средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
  • средняя за налоговый период цена на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
  • средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.

(Информация Минэкономразвития России от 15.06.2015 "Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 31 мая 2015 г.")

ФНС России сообщила о неприменении письма, содержащего разъяснения о пересчете НДПИ, в случае несвоевременного утверждения нормативов потерь полезных ископаемых

Речь идет о письме ФНС России от 21.08.2013 N АС-4-3/15165 "О налоге на добычу полезных ископаемых".

Отмена письма связана с тем, что изложенная в ней позиция противоречит сложившейся судебной практике. Так, в частности, судами сделан вывод о том, что в случае если нормативы потерь полезных ископаемых, облагаемых по ставке НДПИ 0 процентов, утверждены позднее установленного срока в размере, который меньше, чем был установлен ранее, то за месяцы с начала года налогоплательщики не обязаны пересчитывать налог.

В этой связи ФНС России указывает на необходимость руководствоваться в работе в том числе определением ВАС РФ от 10.04.2014 N ВАС-898/14, определением ВАС РФ от 30.05.2014 N ВАС-6969/14, а также судебными актами по делам N А40-15522/14, N А40-37361/14, N А40-8044/14.

(Письмо ФНС России от 11.06.2015 N ГД-4-3/10174 "О налоге на добычу полезных ископаемых")

С 1 июля 2015 года в Москве вводится обязанность уплаты торгового сбора, в связи с чем его плательщикам необходимо встать на учет в налоговом органе

Законом города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" с 01.07.2015 на территории города вводится торговый сбор.

Освобождаются от уплаты сбора индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, и налогоплательщики, применяющие ЕСХН.

Иные организации и индивидуальные предприниматели, до 01.07.2015 фактически использующие объекты имущества для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, обязаны направить в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в срок не позднее 07.07.2015.

Согласно общему правилу уведомление о постановке на учет представляется в налоговый орган не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.

Постановка на учет осуществляется в налоговом органе:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.

Рекомендуемые формы уведомлений о постановке на учет (снятия с учета), форматы и порядок заполнения указанных уведомлений, а также рекомендуемая форма свидетельства о постановке на учет доведены письмом ФНС России от 10.06.2015 N ГД-4-3/10036@.

(Письмо ФНС России от 17.06.2015 N ГД-4-3/10382@ "О постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора")

ФНС России рекомендовала к применению необходимые формы документов по торговому сбору

С 1 июля 2015 года на территориях городов федерального значения может быть введена обязанность уплаты торгового сбора (на территории Москвы торговый сбор введен Законом от 17.12.2014 N 62).

ФНС России разработаны рекомендуемые формы документов, порядок их заполнения и форматы представления в электронном виде:

  • ТС-1 "Уведомление о постановке на учет:";
  • ТС-2 "Уведомление о снятии с учета:";
  • ТС "Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора".

До утверждения форм документов в установленном порядке налоговые органы не вправе отказывать в приеме составленных в произвольной форме уведомлений, содержащих все необходимые сведения.

(Письмо ФНС России от 10.06.2015 N ГД-4-3/10036@ "О рекомендуемых формах уведомлений по торговому сбору")

Начать применение новых форм первичных учетных документов в госсекторе учреждения вправе с учетом их нормативной и организационно-технической готовности

Единые правила применения и заполнения форм первичных учетных документов и формирования регистров бухгалтерского учета в госсекторе вводятся Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н.

Поскольку данный документ применяется при формировании учетной политики, начиная с 2015 года, Минфином России указано, что применение новых форм осуществляется учреждением с момента внесения изменений в акты, принятые в рамках формирования учетной политики на 2015 год, с учетом его организационно-технической готовности.

(Письмо Минфина России от 10.06.2015 N 02-07-07/33768 <О разъяснении применения положений Приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н>)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.