Мониторинг изменений за период 17.08.15 - 23.08.15

Бухгалтерский учет и налогообложение

Обновлены требования к направлению по ТКС документов, используемых налоговыми органами при проведении налогового контроля

Речь идет о таких документах, как:

  • требования о представлении пояснений;
  • уведомления о контролируемых иностранных компаниях;
  • уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
  • налогового уведомления;
  • решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и переводов его электронных денежных средств;
  • решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и переводов его электронных денежных средств;
  • решения о проведении выездной налоговой проверки и др.

Участники информационного обмена обеспечивают хранение всех отправленных и принятых документов и технологических электронных документов (за исключением извещения о получении электронного документа) с КЭП и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.

Проверка поступления документов и технологических электронных документов должна осуществляться не реже одного раза в сутки.

(Приказ ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@ "Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений Приказа Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@", зарегистрировано в Минюсте России 12.08.2015 N 38482)

На регистрацию в Минюст России направлен приказ Минфина России, вносящий изменения в Инструкцию по применению Единого плана счетов организаций госсектора

Внесение поправок обусловлено изменениями в Бюджетном кодексе РФ в части структуры бюджетной классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.

Согласно приказу новые положения должны применяться при формировании объектов учета в 2015 году, за исключением отдельных положений, для которых установлен более поздний срок.

При этом переход в 2015 году на применение учетной политики с учетом новых требований должен осуществляться по мере организационно-технической готовности, но не позднее 1 октября 2015 года.

(Приказ Минфина России от 06.08.2015 N 124н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению")

Готова новая порция новых статистических отчетов для предприятий

Росстат утвердил 15 новых форм отчетности, в том числе:

  • N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (годовая, вводимая с отчета за 2015 год)
  • N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате" (годовая с отчета за 2015 год)
  • N 57-Т "Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям" (квартальная с отчета за январь - март 2016 года)
  • N 1-ПР "Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов" (месячная с отчета за январь 2016 года)
  • N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия" (периодическая 1 раз в 2 года за нечетные года с отчета за 2015 год).

Соответствующие действующие формы отменяются. Кроме того, обновлены формы отчетов для образовательных и научных учреждений.

Напомним, что предыдущая серьезная порция обновленных отчетов была утверждена приказом Росстата от 15 июля 2015 г. N 320.

(Приказ Росстата от 3 августа 2015 г. N 357)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

В порядок заполнения формы расчета 4-ФСС внесены уточнения

Часть поправок связана с отменой обязанности организаций иметь печать (так, например, исправления в расчете теперь заверяются печатью только при ее наличии).

Также, в частности, скорректирован порядок отражения сумм страховых взносов, начисленных органом ФСС РФ, в таблице 7 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве...".

(Приказ ФСС РФ от 20.07.2015 N 304 "О внесении изменений в приложение N 2 к Приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 59 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения", зарегистрировано в Минюсте России 12.08.2015 N 38480)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Расширен список стран, в отношении которых введен запрет ввоза сельхозпродукции в Россию

В этот список дополнительно включены Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн.

В отношении Украины указанный запрет применяется со дня вступления в силу положения о введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых в РФ, в размере ставок Единого таможенного тарифа ТС (в соответствии с режимом наиболее благоприятствуемой нации), но не позднее 1 января 2016 года.

Решение направлено на распространение специальных ответных экономических мер на отдельные страны с учетом степени их вовлеченности в санкционный режим против России.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 13.08.2015 N 842 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 и от 31 июля 2015 г. N 774")

Установлен порядок определения таможенной стоимости вывозимых из России товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 131 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные сборы не взимаются в отношении товаров (за исключением товаров для личного пользования), ввозимых в РФ или вывозимых из РФ в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу Банка России, действующему на момент регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Определено, что таможенная стоимость также используется в целях применения пункта 6 части 1 статьи 131 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в отношении товаров, вывозимых из РФ.

Установлено, что при вывозе из РФ таких товаров в качестве таможенной стоимости при таможенном декларировании используется стоимость, приведенная в коммерческих или иных документах, относящихся к ним.

(Постановление Правительства РФ от 12.08.2015 N 833 "О внесении изменений в Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации")


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 января 2016 года вводится в действие новый Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008)

С той же даты утрачивает силу Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94.

Объектами классификации являются основные фонды - производственные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг.

Классификатор предназначен для обеспечения информационной поддержки в решении следующих задач:

  • переход на классификацию основных фондов, принятую в международной практике на основе СНС 2008;
  • проведение работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов;
  • реализация комплекса учетных функций по основным фондам;
  • осуществление международных сопоставлений по составу основных фондов;
  • расчет экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и другие;
  • расчет рекомендательных нормативов проведения капитальных ремонтов основных фондов.

("ОК 013-2014. Общероссийский классификатор основных фондов")


Вернуться в начало


Судебная практика

Что должно быть указано в доверенности при подаче жалобы в УФНС

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налоги, пени и штрафы. Компания обратилась в УФНС с апелляционной жалобой, которая была оставлена без рассмотрения.

Суды трех инстанций признали действия управления законными, установив, что представленная с апелляционной жалобой в управление ксерокопия доверенности не является документом, подтверждающим полномочия представителя на подписание жалобы. Суды разъяснили, что в случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя (пункт 4 статьи 139.2 НК).

Суды установили, что жалоба подписана Ц.. К жалобе приложена ксерокопия нотариально удостоверенной доверенности на это лицо. Однако этой доверенностью не предусмотрены полномочия представлять интересы компании в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в частности, в ограниченном перечне полномочий не указана подача и подписание жалоб в вышестоящие налоговые органы.

Требования компании суды (постановление кассации Ф07-4047/2015 от 12.08.2015) оставили без рассмотрения, посчитав несоблюденным досудебный порядок обжалования решения налогового органа. Суды напомнили, что Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ с января 2014 года введен обязательный досудебный порядок обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

(дело № А56-34258/2014)

Чем предпринимательская деятельность отличается от личных нужд ИП

ИП приобрел полуприцеп с бортовой платформой, который затем продал третьему лицу. Он подал в ИФНС налоговую декларацию по НДФЛ по факту получения дохода от продажи транспортного средства и полуприцепа, а также с заявлением о предоставлении имущественного вычета.

По результатам камеральной проверки инспекция отказала в этом.

Суды двух инстанций признали ее решение недействительным, указав, что спорная сделка не связана с предпринимательской деятельностью.

Кассация решила, что судами не полностью выяснены обстоятельства дела, и направила его на новое рассмотрение.

Действительно, положения об имущественных вычетов не распространяются на доходы от продажи недвижимости или транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности (подпункт 4 пункта 2 статьи 220 НК). При этом предпринимательской является самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2 ГК).

В решении кассации (Ф06-26569/2015 от 10.08.2015) указано: "о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации, хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок, взаимосвязанность всех совершенных гражданином в определенный период времени сделок. Таким образом одним из признаков того, что продажа имущества связана с предпринимательской деятельностью, является то, что оно по своим характеристикам не предназначено для использования в личных потребительских нуждах предпринимателя".

В данном случае, суды, считая сделки с имуществом обусловленными личными целями, сослались лишь на оплату наличными денежными средствами и разовый характер сделки. Однако судами не принят во внимание тип и технические характеристики спорного транспортного средства, а также характер деятельности истца.

(дело № А12-34053/2014)

Многоуровневая схема с дроблением и реорганизациями не помогла уйти от налогов

ООО "А" на праве собственности принадлежал торгово-развлекательный центр (ТРЦ), сдаваемый в аренду. Компания применяла общую систему налогообложения.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, НДС, пени и штраф, установив, что помещения сдавались в аренду по минимальным ценам подконтрольным компании фирмам ("фирмы схемы 1"), применявшим УСН, с целью последующей сдачи указанных помещений в субаренду по более высоким ценам. При этом все компании зарегистрированы по одному адресу, с одинаковыми видами деятельности, численность каждой компании – 1 человек (учредитель и руководитель в одном лице). Установлено, что денежные средства, полученные участниками схемы 1 после уплаты налогов и платежей, перечислялись на счет ООО "А" в виде займов. При определении действительных цен аренды инспекция применила метод "последующей реализации".

Затем ООО "А" было реорганизовано путем выделения из него 7 фирм ("фирмы схемы 2"), между которыми были распределены торговые площади и коммуникации ТРЦ. Задолженность налогоплательщика по займам, включая проценты, перед организациями 1-ой схемы, передана в соответствии с разделительным балансом организациям 2-ой схемы. После этого задолженность по займам нивелировалась в связи с присоединением организаций 1-ой схемы к организациям 2-ой схемы.

Денежные средства, поступающие на счета фирм 2-ой схемы за аренду, не оставались в их распоряжении, а перечислялись в счет возврата кредитов и процентов по ним в банки и другим фирмам за ООО "А".

Суды трех инстанций согласились с выводами инспекции о создании схем, целью которых было получение необоснованной налоговой выгоды. Судья ВС (304-КГ15-8734от 13.08.2015) также отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А03-5799/2013)

Суды отклонили нотариальное заявление контрагента о реальности сделки

ООО "С" приобретало товар и в качестве принципала на основании агентского договора передавало этот товар на реализацию ООО "Т" (агенту).

ООО "С" включило в расходы и заявило вычет в налоговой декларации по НДС по агентскому вознаграждению ООО "Т".

Налоговая инспекция совместно с управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД провела выездную налоговую проверку ООО "С", по результатам которой компании доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штраф. Проверяющие установили, что ООО "Т" не отразило доходы по реализации товара третьим лицам, следовательно, агентское вознаграждение не подтверждено. Кроме того, ООО "Т" не имело необходимых ресурсов для ведения деятельности.

При этом согласно документам товар был сначала вывезен из Москвы в Пятигорск и практически сразу реализован в Москве. Документы от имени ООО "Т" подписаны лицом, которое на момент их подписания не имело необходимых полномочий.

Установлена взаимозависимость ООО "С" и ООО "Т" - один учредитель.

Также установлено, что стороны агентского договора размер вознаграждения определяли в произвольной форме, в отсутствие ссылок на основания изменения процента комиссионных, методики его расчета, что не позволило установить взаимосвязь между суммой вознаграждения и работами, выполненными агентом (объемами продаж).

В результате инспекция установила получение налогоплательщиком от сделки по агентскому договору с ООО "Т" убытка, что также подтвердила при допросе главный бухгалтер компании. Также выяснилось, что размер вознаграждения во много раз превышал стоимость товара.

Суды трех инстанций согласились с выводами инспекции, указав, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента.

Суды также учли отсутствие перечислений денежных средств по агентскому договору. При этом суды отклонили заверенное нотариусом заявление директора ООО "Т", подтвердившего взаимоотношения с налогоплательщиком.

Судья ВС (308-КГ15-9158 от 11.08.2015) также отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А63-643/2013)

Если расходы подтверждены, завышение сметной стоимости - не повод для начислений

Между ООО "А" (заказчик) и ООО "С" (подрядчик) был заключен договор на ремонт здания собственными силами. ООО "А" учло в расходах стоимость оказанных услуг и заявило вычет в налоговой декларации по НДС.

По результатам выездной проверки ООО "А" ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф. При этом инспекция ссылается на завышение сметной стоимости, что подтверждается заключением строительно-технической экспертизы.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, установив, что компания представила все необходимые документы для подтверждения расходов при исчислении налога на прибыль и вычетов НДС.

Суды (постановление кассации Ф06-26301/2015, Ф06-26300/2015 от 13.08.2015) указали на пункт 1 статьи 40 НК, в соответствии с которым, если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.

Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Условия, при которых налоговый орган вправе проверять правильность применения цен по сделкам, следующие:

  • взаимозависимость сторон сделки;
  • товарообменные операции;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Ни одно из этих условий к рассматриваемому случаю не относится. Более того, в соответствии с заключением строительно-технической экспертизы на которую ссылается налоговый орган, также не установлено отклонение в сметах более чем на 20%.

(дело № А55-20295/2014)

Нарушения при экспертизе, заказанной ИФНС, вернули компании право на УСН

По результатам выездной проверки ИФНС признала покупателя взаимозависимым лицом и назначила экспертизу оценки рыночной стоимости данных участков. Согласно заключению эксперта она составила более 104 млн рублей. Инспекция решила, что с октября 2011 года налогоплательщик утратил право на УСН, и доначислила налоги по общей системе.

Компания представила результаты независимой экспертизы, в соответствии с которыми стоимость участков составляет 15 млн рублей, а инспекция, в свою очередь, приняла решение о назначении повторной экспертизы, поручив ее другому эксперту. Причем, к моменту ознакомления налогоплательщика с этим решением повторная экспертиза уже была проведена.

Ссылаясь на лишение права предоставить дополнительные вопросы эксперту, компания обратилась в суд. При этом компания согласна с тем, что при продаже земельных участков ею занижена их стоимость, а оспаривала лишь утрату права на применение УСН.

Суды трех инстанций удовлетворили требование компании, указав на пункт 9 статьи 95 НК, в соответствии с которым заключение эксперта предъявляется проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

На основании абзаца 2 пункта 10 статьи 95 НК повторная экспертиза назначается, если заключение эксперта необоснованно или возникают сомнения в его правильности. В такой ситуации экспертиза поручается другому эксперту. При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право: заявить отвод эксперту; просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту (пункт 7 статьи 95 НК).

В данном случае компания не получила возможности представить дополнительные вопросы (или просить об их постановке) относительно ликвидности объектов оценки, присутствовать при производстве экспертизы и давать объяснения экспертам, чем нарушены требования статьи 95 НК.

Суды (постановление кассации Ф06-26655/2015 от 13.08.2015) решили, что проведенные налоговым органом экспертизы не могут быть признаны допустимыми доказательствами, таким образом, инспекция не доказала утрату компанией права на УСН.

(дело № А72-13483/2014)

Верховный суд: доход предпринимателя на УСН от продажи помещения, которое ранее сдавалось в аренду, облагается единым налогом

Выручка от реализации здания, которое предприниматель — "упрощенщик" сдавал в аренду, учитывается в составе доходов, облагаемых единым налогом в рамках УСН. Такая позиция выражена в недавнем решении Верховного суда.

Инспекция доначислила предпринимателю 400 тыс. рублей единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, а также оштрафовала на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога. Как выяснилось, предприниматель на УСН с объектом "доходы" продал принадлежавшее ему нежилое здание, и отразил доход от продажи в декларации по НДФЛ. По мнению налоговиков, доход нужно было включить в базу по единому "упрощенному" налогу. Обоснование такое. До продажи здания предприниматель сдавал его в аренду, то есть использовал в предпринимательской деятельности. А основным видом деятельности предпринимателя, указанным в ЕГРИП, является сдача внаем собственного недвижимого имущества.

Суды всех инстанций, включая Верховный суд, согласились с налоговиками. При применении УСН в состав доходов, облагаемых единым налогом по данному спецрежиму, включаются все доходы, полученные в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Учитывая основный вид деятельности ИП (сдача внаем недвижимого имущества) и назначение здания (административное нежилое), данный объект недвижимости был приобретен налогоплательщиком в целях предпринимательской деятельности, а не для использования в личных целях (для проживания). Следовательно, доходы от продажи здания облагаются единым налогом в рамках УСН.

Аналогичный вывод содержится в определении Верховного суда от 13.03.15 № 309-КГ14-7640, а также в письмах Минфина от 16.06.14 № 03-11-11/28519 и от 21.07.14 № 03-04-05/35532

(дело № А26-2726/2014)


Вернуться в начало


Прочее

Разъяснены вопросы проведения налогового мониторинга в отношении участников КГН

Налоговый мониторинг (форма налогового контроля) применяются в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков с 1 января 2016 года.

По мнению контролирующих органов данное правило не применяется к организации - участнику КГН в части доходов, которые не учитываются при исчислении консолидированной налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также по другим налогам.

Следовательно, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга в указанной части в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.

(Письмо ФНС России от 04.08.2015 N ЕД-4-15/13590 "О направлении письма Минфина России от 10.07.2015 N 03-02-07/2/39909")

Разъяснен порядок подачи организациями заявлений о проведении налогового мониторинга

Так, в частности, сообщается следующее:

  • зарегистрированные налоговыми органами в течение 2014 года изменения в договоры о создании КГН, связанные с присоединением новых организаций, вступают в силу с 1 января 2016 года. Следовательно, КГН вправе с 1 января по 1 июля 2016 года подать заявление о проведении налогового мониторинга с 1 января 2017 года;
  • организация - участник КГН вправе подать не позднее 1 июля 2015 года заявление о проведении с 1 января 2016 года налогового мониторинга в отношении всех исчисляемых ею налогов и сборов, за исключением налога на прибыль организаций, исчисляемого с консолидированной налоговой базы этой группы.

(Письмо ФНС России от 04.08.2015 N ЕД-4-15/13591 "О направлении письма Минфина России от 10.07.2015 N 03-02-07/2/39776")

ФНС: налогоплательщики вправе снимать копии материалов выездной налоговой проверки

По мнению специалистов ФНС России, у налогоплательщика, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, есть право снимать копии материалов такой проверки.

ФНС при этом ссылается на положение пункта 2 статьи 101 НК РФ. В нем сказано, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично или через своего представителя. Кроме того, до вынесения решения по итогам проверки налогоплательщик вправе ознакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Специалисты ФНС отмечают, что в Налоговом кодексе не прописан порядок такого ознакомления. Поэтому, как полагают в ведомстве, право на ознакомление налогоплательщика с материалами налоговой проверки может включать снятие копий соответствующих материалов.

К сожалению, авторы письма не уточнили, как может проходить этот процесс: налоговики должны сами снять копии материалов проверки или же проверяющие обязаны предоставить такую возможность налогоплательщику.

Отметим также, что в судебной практике есть решения, в которых судьи признали, что налогоплательщики не могут фотографировать материалы проверки, поскольку это является нарушением налоговой тайны

(Письмо ФНС России от 07.08.15 № ЕД-4-2/13890)

Продажа нежилой недвижимости гражданам: как рассчитывать базу по НДС?

Разъяснено, что при реализации нежилого помещения гражданам по договорам купли-продажи база по НДС определяется как его стоимость. Последняя рассчитывается исходя из рыночных цен без учета НДС.

При передаче имущественных прав, в т. ч. участниками долевого строительства, на жилые дома или помещения, доли в них, гаражи или машиноместа база по НДС определяется как разница между стоимостью, по которой передаются права, с учетом НДС и расходами на приобретение прав.

(Письмо ФНС России от 17 августа 2015 г. № ГД-4-3/14434@ "О налоге на добавленную стоимость")

Доходы товарищества собственников недвижимости, полученные в рамках целевого финансирования, налогообложению не подлежат

С 1 сентября 2014 вступили в силу положения, внесенные в главу 4 ГК РФ, предусматривающие новую организационно-правовую форму некоммерческой организации - товарищества собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья.

Товариществам собственников жилья надлежит привести свое наименование в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов.

При этом сообщается, что доходы, указанные в абзацах пятом, шестом и двадцать втором подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ (бюджетные средства, а также средства собственников помещений в многоквартирных домах), поступающие ТСЖ, созданному в форме товарищества собственников недвижимости на цели, указанные данными положениями НК РФ, при соблюдении установленных условий не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций.

(Письмо ФНС России от 14.08.2015 N ГД-4-3/14369@ "По вопросу применения товариществами собственников недвижимости положений статьи 251 НК РФ")

Разъяснены условия применения ставки по налогу на прибыль 0 процентов организациями, осуществляющими одновременно образовательную и (или) медицинскую деятельность и деятельность по социальному обслуживанию граждан

Для применения льготы такой организацией должны быть полностью соблюдены условия, установленные или статьей 284.1, или статьей 284.5 НК РФ.

Положения НК РФ в данном случае не предусматривают суммирования показателей, установленных указанными статьями.

Следовательно, если доходы такой организации за налоговый период от указанных видов в совокупности составляют более 90 процентов, но по отдельности менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, то такая организация не вправе применять налоговую ставку 0 процентов, установленную статьями 284.1 или 284.5 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 14.08.2015 N ГД-4-3/14370@ "По вопросу применения ставки по налогу на прибыль 0 процентов организацией, осуществляющей одновременно образовательную и (или) медицинскую деятельность и деятельность по социальному обслуживанию граждан")

Требование о наличии у участника регионального инвестиционного проекта земельного участка для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций применимо не во всех случаях

Организация, получившая статус участника регионального инвестиционного проекта, в период применения пониженных налоговых ставок налога на прибыль организаций должна отвечать установленным требованиям.

Одним из таких требований является наличие в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) земельного участка, на котором планируется реализация регионального инвестиционного проекта.

Сообщается, в частности, что данное требование не подлежит применению в случае, если региональный инвестиционный проект не предусматривает его реализацию на земельном участке (например, в случае капитальных вложений в рыбную отрасль - приобретение, реконструкция, модернизация морских рыбодобывающих судов в случаях, когда технологический процесс переработки рыбопродукции осуществляется на судах).

(Письмо ФНС России от 14.08.2015 N ГД-4-3/14348 "О требовании к участнику регионального инвестиционного проекта")

Разъяснен порядок налогового учета процентов по долговым обязательствам, заключенным в период применения УСН, при переходе на общий режим налогообложения

Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

В случае погашения долгового обязательства доход в виде процентов включается в состав соответствующих доходов.

Неучтенные доходы в виде процентов по долговым обязательствам, заключенным в период применения УСН, при переходе на общий режим налогообложения необходимо отразить в составе доходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором осуществлен такой переход.

(Письмо ФНС России от 14.08.2015 N ГД-4-3/14371@ "По вопросу создания резервов по сомнительным долгам микрофинансовыми организациями")

Налогоплательщики-арендодатели, применяющие УСН, при соблюдении установленных условий вправе включать в состав расходов затраты по содержанию объектов аренды

Гражданским кодексом РФ предусмотрена обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

В этой связи условием для признания таких затрат в налоговом учете налогоплательщика-арендодателя являются положения договора аренды, согласно которым на него возложена соответствующая обязанность по содержанию объекта аренды.

(Письмо ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14232@ "О направлении письма Минфина России от 10.06.2015 N 03-11-09/33555")

Разъяснены вопросы, касающиеся применения УСН и правил перехода на иные режимы налогообложения

В случае допущения несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН.

В этом случае налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

За непредставление сообщения налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном статьей 126 НК РФ.

Кроме того, при переходе на иной режим налогообложения налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию по УСН в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.

При непредставлении налоговой декларации налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном статьей 119 НК РФ.

Сообщается также, что в случае если переход на иной режим налогообложения налогоплательщиком не осуществлен или осуществлен несвоевременно, то за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по истечении того квартала, в котором должен быть осуществлен переход на иной режим налогообложения, налогоплательщиком уплачиваются пени и штрафы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

(Письмо ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14234 "О направлении письма Минфина России")

Индивидуальный предприниматель не вправе уменьшить на сумму уплаченного в Москве торгового сбора единый налог, уплачиваемый при применении УСН в другом субъекте

Законом города Москвы от 17.12.2014 N 63 с 1 июля 2015 года на территории города Москвы введен торговый сбор.

Индивидуальный предприниматель, проживающий, например, в Московской области и применяющий УСН, одновременно осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере торговли через объект организации торговли, находящийся в Москве, должен встать на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе Москвы.

Согласно установленному правилу налогоплательщик УСН вправе уменьшить налог (авансовый платеж) на сумму уплаченного торгового сбора (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Однако на основании указанной нормы уменьшить сумму налога по УСН можно только в том случае, если она подлежит зачислению в консолидированный бюджет субъекта РФ, в котором установлен указанный сбор (т.е. если налог по УСН и торговый сбор зачисляются в один и тот же бюджет).

(Письмо ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14230@ "О направлении письма Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-09/40621")

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, сумму уплаченного торгового сбора учитывают в составе расходов

Кроме того, сообщается, что налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения доходы и осуществляющие несколько видов предпринимательской деятельности, на сумму торгового сбора вправе уменьшить сумму налога, исчисленного по УСН с объекта налогообложения только по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор.

При этом такие налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов и дохода по виду предпринимательской деятельности, по которому уплачивается торговый сбор.

(Письмо ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14233@ "О направлении письма Минфина России")

Разъяснен порядок применения ПСН индивидуальным предпринимателем, получившим патент на новый срок, но не уплатившим налог по ранее выданному патенту

Налогоплательщик утрачивает право на применение ПСН в случае, если им не уплачен налог в установленные сроки. Вновь перейти на ПСН по этому же виду предпринимательской деятельности возможно не ранее чем со следующего календарного года.

Одним из оснований для отказа в выдаче налогоплательщику патента является наличие недоимки по налогу, подлежащему уплате в связи с применением ПСН.

В связи с этим сообщается, что ИП, получивший патент на новый срок и не уплативший сумму налога, причитающуюся к уплате по ранее выданному патенту, применять патентную систему налогообложения по вновь выданному патенту не вправе.

(Письмо ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14231@ "О направлении письма Минфина России")

Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 31 июля 2015 года

В информации приводятся:

  • средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
  • средняя за налоговый период цена на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
  • средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.

(Информация Минэкономразвития России от 17.08.2015 "Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 31 июля 2015 г.")

Величина коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за июль 2015 года определена в размере 8,8789

По сравнению с прошлым налоговым периодом (июнь 2015 года) величина коэффициента снизилась с 9,5380 до 8,8789.

Это связано с изменением показателя, исходя из которого данный коэффициент рассчитывается, - среднего уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. В июле 2015 года данный показатель определен на уровне 55,60, что значительно ниже показателя прошлого налогового периода (60,67 долл. США за баррель).

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю. В этом налоговом периоде его значение повысилось и составило 57,0787 (в июне - 54,5086).

(Письмо ФНС России от 18.08.2015 N ГД-4-3/14589@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, на июль 2015 года")

Разъяснен порядок отражения в декларации по НДФЛ уменьшения исчисленной суммы налога на уплаченный торговый сбор

Налоговым кодексом РФ предусмотрено право налогоплательщиков в случае осуществления в субъекте РФ по месту своего учета вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, уменьшить сумму исчисленного налога (по ставке 13 процентов) на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.

До внесения соответствующих изменений в форму налоговой декларации и в порядок ее заполнения рекомендовано по строке 130 раздела 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога:" отражать сумму НДФЛ, подлежащую уплате (доплате) в бюджет, скорректированную на суммы торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.

(Письмо ФНС России от 13.08.2015 N ПА-4-11/14285 "Об учете сумм торгового сбора")

В каких случаях российский гражданин может стать нерезидентом?

Разъяснено, в каких случаях российские граждане не являются налоговыми резидентами.

Во-первых, это физлица, постоянно проживающие в иностранном государстве не менее года. Во-вторых, временно пребывающие за рубежом не менее года на основании рабочей или учебной визы.

Для первых статус нерезидента начинает действовать по истечении года. Он исчисляется с момента получения права на постоянное проживание. При этом период фактического пребывания за границей не должен прерываться.

Для вторых - после года непрерывного пребывания и только в период нахождения за рубежом. Время пребывания исчисляется с момента выезда из России.

Статус нерезидента, прерванный возвращением в Россию, может быть приобретен вновь, если соблюдаются вышеназванные условия.

Для подтверждения статуса нерезидента необходимо представить следующие документы: копии загранпаспорта с отметками о выезде и въезде и вида на жительство, а также справку о постановке на консульский учет.

(Письмо ФНС России от 14 августа 2015 г. № АС-17-2/112@ "О подтверждении статуса физического лица в качестве нерезидента")

Введение мониторинга Росстатом среднемесячных зарплат в РФ не приведет к увеличению объема статистической отчетности, сдаваемой хозяйствующими субъектами

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2015 N 698 Росстату было поручено отслеживать среднемесячные заработные платы. Росстатом разработан проект методики, в которой предусматривается, что формирование данного показателя будет осуществляться на основе действующих форм федеральных статистических наблюдений. Таким образом, сдавать дополнительную статистическую отчетность работодателям не потребуется.

(Письмо Росстата от 03.08.2015 N 07-07/3084-ДР "О формировании данных по среднемесячной зарплате наемных работников")

Банк России разъяснил некоторые вопросы, касающиеся бухгалтерского учета активов в соответствии с новыми требованиями

С 1 января 2016 года вступает в силу "Положение о порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях".

С учетом требований данного Положения разъясняется в частности следующее:

  • в учетной политике нельзя закреплять единые сроки полезного использования для однородных групп основных средств, такой срок определяется в отношении каждого объекта основных средств;
  • кредитные организации вправе в учетной политике установить стоимостный критерий как критерий существенности для определения минимального объекта учета, подлежащего признанию в качестве инвентарного объекта;
  • при первоначальном признании объектов недвижимости, полученных по договорам отступного, залога, необходимо определить цель их дальнейшего использования и в зависимости от цели отразить стоимость полученных объектов либо на балансовом счете N 604 "Основные средства", либо на балансовом счете N 619 "Недвижимость, временно неиспользуемая в основной деятельности", либо на балансовом счете N 62001 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи";
  • реализация объекта основных средств, предназначенного для немедленной продажи, со счета по учету основных средств, без перевода данного объекта в состав долгосрочных активов, предназначенных для продажи, Положением N 448-П не предусмотрена;
  • при принятии решения о реализации предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, указанные объекты продолжают учитываться на балансовом счете N 62102 до момента их реализации;
  • расчет дисконтированной стоимости затрат на продажу долгосрочных активов, предназначенных для продажи, следует осуществлять с даты, когда стало известно, что ожидаемый период завершения продажи долгосрочного актива превышает/превысит 12 месяцев, до даты предполагаемого срока завершения продажи.

(Информация Банка России от 13.08.2015 "Разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 22.12.2014 N 448-П "О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.