Мониторинг изменений за период 25.05.15 - 31.05.15

Бухгалтерский учет и налогообложение

Разработан регламент информационного взаимодействия налогового органа и налогоплательщика при проведении налогового мониторинга

С 1 января 2015 года в России вводится новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг.

Проведение налогового мониторинга осуществляется в соответствии с регламентом информационного взаимодействия. Регламент составляется по установленной форме и в соответствии с утвержденными требованиями.

С заявлением о проведении налогового мониторинга может обратиться организация, отвечающая установленным критериям.

Утверждена форма заявления о проведении налогового мониторинга, а также форма мотивированного мнения налогового органа, формируемого в ходе мониторинга, содержащего позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Приказ содержит также форму решения о проведении налогового мониторинга и решения об отказе в проведении налогового мониторинга.

(Приказ ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@ "Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним", зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2015 N 37353)

УФНС России по Крыму и Севастополю начнут предоставлять телефонные консультации по вопросам налогообложения с 15 июля, а не с 18 мая 2015 года, как это было установлено ранее

Приказом ФНС России от 30.04.2015 N СА-7-17/180@ было установлено, что региональные управления ФНС России совместно с ФКУ "Налог-Сервис" оказывают по единому телефонному номеру на всей территории России услугу по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

  • о действующих налогах и сборах;
  • о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  • о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Данную услугу региональные УФНС России начинают предоставлять в соответствии с графиком их подключения к обслуживанию Единым Контакт-центром.

Настоящим приказом УФНС России по Крыму и Севастополю перемещены из первой очереди подключения (с 18.05.2015) в третью (с 15.07.2015).

(Приказ ФНС России от 19.05.2015 N ММВ-7-17/201@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.04.2015 N СА-7-17/180@")

При отсутствии проездных документов срок нахождения в командировке федерального госслужащего может быть определен на основании документов, подтверждающих расходы по найму жилого помещения и на проезд к месту командировки и обратно

При проживании гражданского служащего в гостинице им может быть предъявлена квитанция или иной документ, содержащий сведения, предусмотренные Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490. При проживании вне гостиницы представляются первичные учетные документы, сформированные в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете и содержащие реквизиты, установленные Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Для подтверждения расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно на служебном транспорте предоставляется решение представителя нанимателя или уполномоченного им лица о направлении в командировку на служебном транспорте и документы, подтверждающие использование служебного транспорта; при направлении на личном транспорте - соответствующее решение представителя нанимателя, служебная записка о фактическом сроке пребывания в месте командирования и документы, подтверждающие использование личного транспорта.

При отсутствии указанных документов госслужащим предоставляется служебная записка или иной документ о фактическом сроке пребывания в командировке, содержащий обязательные реквизиты, с отметкой принимающей стороны о датах прибытия и убытия госслужащего.

(Приказ Минфина России от 10.03.2015 N 33н "Об утверждении перечня документов, подтверждающих фактический срок пребывания федерального государственного гражданского служащего в служебной командировке при отсутствии проездных документов (билетов)", зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2015 N 37348)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 июня 2015 года

В указанный период ставка пошлины, в частности, составит:

  • нефть сырая - 144,4 долларов США;
  • отработанные нефтепродукты, мазут - 109,7 долларов США;
  • легкие и средние дистилляты, бензол, толуол, дизельное топливо - 69,3 долларов США;
  • сжиженные углеводородные газы - 0 долларов США;
  • прямогонный бензин - 122,7 долларов США;
  • бензины товарные - 112,6 долларов США.

Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 апреля 2015 года по 14 мая 2015 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 456,9 долларов США за тонну.

(Информация Минэкономразвития России "О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 июня 2015 г.")


Вернуться в начало


Правовые новости

Деятельность иностранной или международной неправительственной организации при определенных условиях может быть признана нежелательной в России

Внесены поправки в Уголовный кодекс РФ, КоАП РФ, УПК РФ, федеральные законы "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".

Установлено, что деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории России. Деятельность организации признается нежелательной со дня обнародования информации об этом.

Признание нежелательной деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой ряд последствий, в частности:

  • запрет на создание (открытие) в России структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение деятельности ранее созданных (открытых) таких структурных подразделений;
  • запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией или распространяемых ею, в том числе через СМИ, сеть Интернет, а также производство или хранение таких материалов в целях распространения.

Решение о признании (отмена решения о признании) нежелательной иностранной или международной неправительственной организации принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителями по согласованию с МИД России.

Кредитные организации и некредитные финансовые организации обязаны отказать в проведении операции с денежными средствами или иным имуществом, одной из сторон которой является организация, включенная в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной.

Въезд в Россию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства участвует в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании ее деятельности нежелательной.

Кроме того, установлена уголовная и административная ответственность за осуществление деятельности в России иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании ее деятельности нежелательной.

(Федеральный закон от 23.05.2015 N 129-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Общественные движения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, выделены в самостоятельную организационно-правовую форму

Общественным движением признается состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.

Исключена возможность создания политических партий путем преобразования в них общероссийских общественных организаций и общероссийских общественных движений.

Уточнены требования к составу сведений, которые должны содержаться в наименованиях юридических лиц, а также в их учредительных документах.

Так, например, юридическим лицам, не являющимся политическими партиями, запрещено использовать в своем наименовании слово "партия".

(Федеральный закон от 23.05.2015 N 133-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О политических партиях")


Вернуться в начало


Законопроекты

Расширение симметричных корректировок и повышение стоимости ОС приняты в 3 чтении

ГД в третьем чтении приняла правительственный законопроект № 714002-6, который изначально касался лишь внесения изменений в раздел V-1 Налогового кодекса.

Принятый закон, как и планировалось, расширит перечень оснований для проведения симметричных корректировок сумм налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами. Сейчас НК предусмотрено, что в случае занижения сумм налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 НК, их корректировка может быть проведена как в соответствии с решением налоговиков о доначислении налога по итогам проверки сделок между взаимозависимыми лицами, так и самостоятельно. При этом согласно статье 105.18 НК право на проведение симметричных корректировок у организаций, являющихся другими сторонами контролируемой сделки, возникает исключительно в случае, если корректировка произведена на основании решения налоговиков. Законопроектом предусмотрено предоставление права другой стороне сделки проводить симметричные корректировки также и в случае, если корректировка произведена налогоплательщиком самостоятельно, при условии, что исходная корректировка задекларирована, а недоимка, возникшая в связи с нею, уплачена в бюджет.

Кроме того, ко второму чтению в законопроект был внесен ряд поправок на другие темы, например, о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК). Прежде всего, в новой редакции изложено, какие лица являются контролирующими лицами КИК. Основные признаки, учитывающие доли участия, остаются прежними. Согласно поправкам лицо не будет признаваться контролирующим, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями. Условия, при которых прибыль КИК освобождается от налогообложения, переносятся из статьи 25.13 в новую статью 25.13.1. Помимо действующих оснований, будет освобождаться от налога в РФ прибыль активной иностранной компании, активной иностранной холдинговой компании, активной иностранной субхолдинговой компании, вводятся соответствующие определения.

В этот законопроект были введены также практически все положения из законопроекта № 792046-6 - о гарантиях "добровольным декларантам", которые будут признавать свои доходы и имущество после принятия закона "О добровольном декларировании физическим лицами имущества и счетов (вкладов) в банках" (который, как мы только что сообщили, уже принят в третьем чтении). К примеру, предлагается исключить возможность формирования объектов налогообложения при передаче имущества, указанного в декларации, номинальным владельцем его фактическому владельцу. Изменения планируются в статьях 39 и 41 НК - в случае принятия проекта такая передача не будет признаваться реализацией. Подробнее о других гарантиях (в том числе непроведения проверок, придания режима налоговой тайны, установления стимулов для ликвидации иностранных структур), которые сейчас присутствуют в обоих упомянутых законопроектах, мы рассказывали здесь).

Основными средствами и амортизируемым имуществом будет считаться имущество стоимостью от 100 тысяч рублей (а не от 40 тысяч, как сейчас). Уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода получат право организации с доходом до 15 млн рублей в квартал (а не до 10, как сейчас). Критерии по выручке в целях уплаты авансовых платежей для вновь созданных организаций увеличатся в 5 раз.

В новой редакции также излагаются принципы признания организаций налоговыми резидентами РФ, вносятся и другие поправки.

Резидентам ОЭЗ в Калининградской области расширят срок применения налоговых льгот

Депутаты Госдумы одобрили во втором (основном) чтении правительственный законопроект № 734785-6 "О внесении изменений в статью 288-1 части второй НК РФ", который уточняет порядок предоставления льгот по налогу на прибыль резидентам ОЭЗ в Калининградской области.

Законопроектом устанавливается период применения налоговой преференции для резидентов ОЭЗ в Калининградской области со дня включения юрлица в единый реестр резидентов ОЭЗ и до окончания двенадцати налоговых периодов, считая с 1 января года, следующего за годом включения юридического лица в указанный реестр.

Данные положения законопроекта предлагается распространить как для новых, так и для уже действующих резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.

В настоящее время преференции резидентам Калининградской ОЭЗ предоставляют в течение шести календарных лет.

Депутаты одобрили поправки в порядок уплаты госпошлины жителями Крыма

Депутаты Госдумы одобрили во втором (основном) чтении правительственный законопроект № 756755-6 "О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Целью проекта закона является освобождение от уплаты госпошлины лиц, признанных гражданами РФ в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, обращающихся в территориальные органы ФМС, МВД и Ростехнадзора на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, за совершением юридически значимых действий.

Так, в частности, речь идет о выдаче крымчанам заграничного паспорта, национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), а также регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства, поскольку на момент подачи соответствующих заявлений они имели действительные вышеперечисленные документы, выданные им в Украине.

Госдума РФ одобрила поправки в порядок предоставления имущественного вычета

Госдума одобрила законопроект № 584734-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ", содержащий особенности предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

Законопроект, разработанный депутатами Воронежской областной Думы, предполагает дополнить НК РФ нормами, устанавливающими порядок налогообложения средств, получаемых участниками (акционерами) обществ в случае уменьшения уставного капитала, при выходе участника из состава общества, в случае распределения имущества ликвидируемого общества.

Предлагается внести изменения в подпункт 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ предусматривающие возможность применения налоговых вычетов в случаях:

  • уменьшения уставного капитала с одновременным возвратом стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам);
  • выхода из состава участников с выплатой средств участнику соразмерно его доли;
  • передачи средств (имущества) акционеру (участнику) общества в случае ликвидации общества.

Согласно поправкам, в случае получения дохода в виде выплаты акционеру (участнику) общества денежной суммы (передачи иного имущества) в связи с уменьшением номинальной стоимости акций (доли), в связи с ликвидацией общества, в связи с выходом из состава участников общества сумма расходов налогоплательщика, связанных с получением данных доходов определяется как сумма средств, внесенных им ранее в уставный капитал или сумма средств, потраченных на приобретение доли в уставном капитале.


Вернуться в начало


Судебная практика

КС: налоговики вправе перепроверить величину имущественного вычета через год

Налоговый орган в 2012 году провел камеральную проверку налоговой декларации гражданки за 2011 год, подтвердив заявленную ею сумму имущественного налогового вычета. Вычет полностью использован не был, и остаток переносился на следующий год. Однако по итогам камеральной проверки налоговой декларации за 2012 год, поданной в 2013 году, было принято решение об отказе в предоставлении остатка вычета, поскольку сумма заявленного вычета неправомерно завышена.

Считая проверку декларации-2012 повторной в отношении суммы вычета, гражданка обратилась сначала в суды общей юрисдикции, затем, получив там отказ, в КС.

Конституционный суд согласился с судами в том, что проведение в 2013 году камеральной проверки декларации за 2012 год, в рамках которой разрешается вопрос о предоставлении заявленных в ней налоговых вычетов, нельзя признать повторной камеральной проверкой деклараций за предыдущие налоговые периоды, поскольку такие декларации не являются предметом указанной камеральной проверки.

В принятии к рассмотрению жалобы гражданки КС отказал.

(Определение Конституционного суда РФ от 23 апреля 2015 г.)

Понятие необоснованной налоговой выгоды суды применили к сокрытию доходов

По результатам повторной выездной проверки УФНС доначислило ООО "А" налог на прибыль, акцизы, НДС, пени и штраф в общей сумме 1165 млн рублей, установив занижение доходов от реализации алкогольной продукции вследствие их неотражения в налоговом и бухгалтерском учете, то есть указало на скрытую реализацию.

ООО "А" занималось производством, хранением и поставкой спиртных напитков в адрес ООО "С" через ООО "М", являясь для них единственным поставщиком. Согласно данным первичных документов ООО "А" в 2009 году реализовало в адрес ООО "М" 324 тысяч литров алкогольной продукции, согласно данным ООО "М" в адрес ООО "С" реализовано за тот же период 232 тысячи литров. Однако ООО "С" конечным покупателям (62 компании) отгрузило продукции в объеме 9140 тысяч литров.

Кроме того, в 2011 году ООО "С" переведено на учет у другую ИФНС, документы по требованию не представило, по адресу регистрации не находится, представляет налоговую отчетность с минимальными показателями, в штате компании состоит 1 человек.

У ООО "С" и "М" отсутствуют лицензии на производство, хранение и поставку алкогольной продукции, складские помещения, зарегистрированная ККТ. Руководители указанных компаний дали "отказные" показания.

Управление установило, что ООО "М" создано в 2004 году и зарегистрировано по адресу проживания учредителя и генерального директора ООО "С". При этом заместитель гендиректора ООО "А" также была зарегистрирована по этому адресу, что указывает на согласованность действий компаний. Управление также установило факты работы сотрудников ООО "А" в ООО "М" и "С". Учитывая отсутствие у ООО "М" и "С" физической возможности хранить, отгружать алкогольную продукцию в заявленных покупателями объемах, управление сделало вывод о подконтрольности их ООО "А".

Кроме того, согласно показаниям перевозчиков продукция доставлялась непосредственно от ООО "А" конечным потребителям, однако в товарных накладных в качестве грузоотправителя и продавца указывалось ООО "С".

Суды трех инстанций признали правомерным решение управления, указав, что ООО "А" имело возможность производства алкогольной продукции в установленном объеме, в то время как у ООО "М" и "С" такая возможность отсутствовала.

Суды (постановление кассации Ф05-1527/2015 от 02.04.2015) учли многочисленные судебные акты, в соответствии с которыми деятельность ООО "А" носила выраженный недобросовестный характер относительно дореализационных моментов поставки алкогольной продукции, а именно было установлено несоответствие заявленного содержания продукции действительности, акцизных марок, сопроводительных документов и прочее.

Следует отметить, что если ранее налоговики и суды применяли понятие "необоснованной налоговой выгоды" к расходам, то в данном деле оно было использовано в отношении доходов налогоплательщика - скрытой реализации.

(Дело № А40-144876/2013)

Когда вычет по НДС по неотделимым улучшениям может получить арендатор

ООО "А" арендовало у ООО "В" склад. В соответствии с договором аренды произведенные арендатором отделимые и неотделимые улучшения помещения являются собственностью арендатора, их стоимость не возмещается арендодателем.

ООО "А" провело ремонт и заявило вычет в налоговой декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах. По мнению инспекции, НДС следует отнести на увеличение стоимости неотделимых капитальных улучшений, либо учитывать на счете 19 "НДС" до выставления счета-фактуры при передаче имущества арендодателю.

Суды трех инстанций признали недействительным решение инспекции, указав на условия договора аренды.

По мнению судов (Ф08-1458/2015 от 07.05.2015), целью проведения работ являлось удовлетворение личных потребностей арендатора, связанных с индивидуальным подходом к использованию арендуемого имущества, а не улучшение его состояния для арендодателя.

(Дело № А01-938/2014)

Привлечение займа с помощью отношений родства или свойства помешало вычетам НДС

ООО "К", применяющее ОСН, приобрело у ряда компаний спецтехнику, и заявило по этим операциям налоговый вычет по НДС.

По результатам камеральной проверки ИФНС установила, что за поставленные товары ООО "К" расплачивается за счет заемных средств, предоставленных ООО "Р". Инспекция установила, что компании зарегистрированы по одному адресу - адресу проживания их учредителей (по всей видимости, не являющихся мужем и женой). Учредители и руководители компаний так или иначе связаны между собой родственными отношениями. ООО "К" создано за незадолго (за месяц) до заключения договоров займа и приобретения спецтехники. Компании имели идентичные IP-адреса и использовали одну платежную систему, что, по мнению налоговой, свидетельствует о том, что платежные операции указанных лиц производятся с одного компьютера.

ИФНС решила, что действия руководителей и учредителей ООО "К" и ООО "Р" направлены на получение необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного возмещения из бюджета денежных средств: ООО "Р", применяющее УСН, для приобретения техники создало взаимозависимую фирму ООО "К" на общем режиме, занимающуюся тем же видом деятельности и расположенную на той же территории.

Суд первой инстанции признал решение инспекции недействительным.

Апелляция отменила его решение, указав, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом. В соответствии со статьей 20 НК взаимозависимыми признаются лица, в том числе состоящие в брачных отношениях, отношениях родства или свойства.

По мнению суда, единственной реальной целью спорных операций являлось возмещение налога из бюджета, поскольку спорные операции проводились исключительно при непосредственном участии круга лиц (руководства ООО "Р" и "К"), состоящих между собой в отношениях родства и свойства, а также находящихся фактически, по мнению судей, в брачных отношениях, и только в рамках созданных ими же компаний. Следовательно, в данном случае компании являются взаимозависимыми. Отклонение от графика погашения займа, также указывает на формальность заключенного договора и влияние родственных связей на экономические результаты сделок.

Кассация (Ф02-2250/2015 от 27.05.2015) согласилась с выводами апелляции, оставив его решение в силе.

Кстати, суды не расшифровали, чем в их понимании являются "отношения свойства". Между тем, на отсутствие этого понятия в законодательстве в свое время указывало Минэкономразвития.

(Дело № А19-15229/2014)

При каких обстоятельствах сводный счет-фактура не является основанием для вычета

ООО "А" арендовало у администрации земельный участок и, получив разрешение на строительство, приступило к постройке многоквартирного жилого комплекса со встроенно-пристроенными помещениями социального назначения и подземной автостоянкой. ООО "А" (застройщик-инвестор) и ООО "Д" (технический заказчик) заключили договор, по которому последний оказывает услуги застройщику-инвестору по выполнению функций заказчика при подготовке, согласовании и реализации строительства объекта, по обеспечению строительства объекта, по обеспечению технического и авторского надзора за строительством и сдаче в гарантийную эксплуатацию объекта.

ООО "Д" привлекло генподрядчика - ООО "П" и в ходе выполнения работ выставляло сводные счета-фактуры в адрес ООО "А".

ООО "А" предъявило к вычету НДС по сводному счету-фактуре от 15 января 2010 года, согласно которому в 1 квартале 2010 года приняло к вычету 11 млн рублей НДС, во 2 квартале 2010 года – 32 млн рублей.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала компании в вычетах по сводному счету-фактуре, указав на незаконность разделения вычета по одному счету-фактуре между различными налоговыми периодами, а также неведение раздельного учета по облагаемым и необлагаемым НДС операциям.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав, что налогоплательщик не доказал, что сводный счет-фактура выставлен только в части строительства нежилых помещений, и, следовательно, относится только к облагаемым НДС операциям. При этом суды учли, что компанией также были реализованы жилые помещения, реализация которых не облагается НДС.

Кроме того, суды (постановление кассации А32-1605/2013) установили, что сумма налоговых вычетов в основном состоит из НДС, предъявленного заказчиком, который периодически выставлял налогоплательщику сводные акты приемки выполненных работ и счета-фактуры, в которых аккумулировались затраты, предъявленные заказчику генподрядчиком. Однако из содержания спорного счета-фактуры невозможно установить, в каких частях ООО "А" уже заявило к вычету суммы налога, а какая часть осталась не возмещенной и подлежит предъявлению к возмещению в более поздних периодах. Какие-либо пояснения по этим вопросам налогоплательщик не представил.

(Дело № А32-1605/2013)

Рыночная стоимость акций эмитента в 500 раз больше его ЧА - доначисления законны

ООО приобрело у иностранной компании акции ЗАО по цене 1 тысяча рублей, часть из которых реализовала по той же цене. Учитывая, что акции приобретались и реализовывались по одной цене, налог на прибыль к уплате компания не исчислила.

По результатам выездной проверки ИФНС установила взаимозависимость компаний (покупатель, продавец и эмитент акций подконтрольны одному лицу), проверила цену покупки акций, установив явное завышение цены покупки, доначислила налог на прибыль, пени и штраф.

При определении рыночной цены покупки акций инспекция использовала величину чистых активов эмитента. У ЗАО имелся единственный актив – программно-технический комплекс, стоимость которого в балансе была заявлена в размере 920 млн рублей. Однако экспертиза установила, что его стоимость составила 1,8 млн рублей, что в 500 раз меньше стоимости, указанной в отчетности. Следовательно, рыночная цена покупки акции – 2 рубля.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной арбитражный суд признали решение инспекции законным, отметив также, что инспекция правомерно не пересчитала стоимость реализации акций, поскольку компания самостоятельно определила свой доход на основании первичных документов.

Судья ВС (305-КГ15-4309 от 22.05.2015) согласился с выводами судов и отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(Дело № А40-184955/2013)

Верховный суд: суммы компенсации расходов на мобильную связь, которые работник понес в интересах работодателя, страховыми взносами не облагаются

На компенсацию расходов на мобильную связь, которую компания выплачивает в связи с выполнением работником трудовых обязанностей, страховые взносы в ПФР не начисляются. Правомерность такого подхода подтвердил Верховный суд.

Работникам компании, которые часто выполняли трудовые обязанности вдали от офиса, возмещались расходы на сотовую связь. В этих целях был издан приказ руководителя организации. В нем был определен размер компенсации (от 150 до 400 рублей), цель осуществления расходов ("для решения производственных вопросов"), а также список сотрудников, которым было необходимо пользоваться сотовой связью. При этом в трудовых договорах условие о компенсации за использование личных телефонов в служебных целях предусмотрено не было. Сама компенсация работникам на руки не выплачивалась: оплата услуг связи производилась непосредственно оператору сотовой связи на основании выставленных счетов.

По мнению компании, суммы возмещения работникам расходов на оплату сотовой связи являются общехозяйственными затратами организации, а не расходами по оплате труда. Следовательно, начислять на эти суммы страховые взносы не нужно.

Но проверяющие из ПФР с такой позицией не согласились. Они заявили, что расходы по оплате сотовой связи не носят производственный характер, так как работники использовали телефоны, в том числе, для личных переговоров. Это говорит о том, что компенсация является элементом оплаты труда, выплачена в рамках трудовых отношений, и, соответственно, является объектом обложения страховыми взносами (ст. 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

Суды всех инстанций, включая Верховный суд, поддержали компанию. Аргументы следующие. Мобильная связь оплачивалась не всем работникам, а только тем, которые часто выполняли служебные обязанности вдали от офиса. Кроме этого, в бухгалтерском учете эти расходы были отражены на счете 26 "Общехозяйственные расходы", субсчет 260416 "Расходы на услуги связи почтовые, телеграфные расходы", а не на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" или счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". Платежные ведомости на возмещение сотрудникам расходов за использование личных мобильных телефонов предприятие не составляло. Все эти факты, по мнению судей, означают, что спорные выплаты являются общехозяйственными расходами предприятия, так как представляют собой возмещение расходов работников, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы. Таким образом, компания правомерно не включала спорные суммы в базу для начисления страховых взносов.

(Определение Верховного суда РФ от 30.04.15 № 309-КГ15-1758)

Суд решил, что расходы на проведение корпоративного праздника не облагаются страховыми взносами

На стоимость корпоративного праздника страховые взносы не начисляются, поскольку такое мероприятие не связано с выполнением работниками трудовых обязанностей. Об этом напомнил Арбитражный суд Уральского округа.

Компания в 2011-2013 году проводила корпоративные праздники. Расходы, связанные с организацией таких мероприятий, работодатель не включал в базу для начисления страховых взносов. Однако проверяющие из ПФР заявили, что денежные средства, израсходованные на организацию и проведение корпоративного мероприятия, являются вознаграждением работников, произведенным в рамках трудовых отношений. А такие выплаты облагаются страховыми взносами на основании статьи 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ.

Принимая решение в пользу компании, суд указал на следующее. Во-первых, праздничные мероприятия были организованы для всего коллектива компания (независимо от результатов работы сотрудников), а также для приглашенных лиц. А значит, расходы на проведение корпоратива не могут быть отнесены ни к вознаграждению за работу, ни к выплатам компенсационного либо стимулирующего характера. Во-вторых, в базу для начисления страховых взносов включаются только такие выплаты в натуральной форме, которые произведены в пользу конкретного физического лица. А в случае проведения корпоративного праздника установить, какая часть стоимости потребленных продуктов приходится на конкретного работника, то есть определить объект обложения страховыми взносами в отношении каждого из них, невозможно. К тому же индивидуальный учет посещаемости корпоративных мероприятий не велся. На этом основании суд пришел к выводу, что спорные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.

Напомним, что аналогичная позиция выражена в определении ВАС РФ от 26.11.12 № ВАС-16165/12.

(Постановление ФАС Уральского округа от 21.04.15 № Ф09-1827/15)

Днем представления сведений персучета является дата их направления оператору связи

Компания направила в ПФ сведения персучета через телекоммуникационные каналы связи 17 февраля 2014 года в 23 часа 16 минут, которые поступили в управление в 01 час 41 минуту следующего дня.

ПФ решил, что компания нарушила сроки предоставления отчетности, привлек ее к ответственности за это и выставил требование об уплате штрафа. В связи с неисполнением указанного требования фонд обратился в суд. По его мнению, под датой предоставления документов страхователем следует понимать дату фактического получения фондом таких документов.

Суды признали недействительным решение фонда, указав, что срок представления данной отчетности в соответствии с пунктом 2 статьи 11 федерального закона 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрен не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. С учетом выходных дней в 2014 году последним днем срока сдачи сведений за 4 квартал 2013 года было 17 февраля. При этом действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока (часть 8 статьи 4 закона 212-ФЗ). Следовательно, если документы либо денежные средства были сданы оператору связи до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

В данном случае, сведения были переданы до 24 часов, то есть в установленный законом срок.

В решении кассации (Ф05-5069/2015 от 06.05.2015) указано: "действующее законодательство о страховых взносах не содержит положений, обязывающих страхователей представлять сведения, принимая во внимание время доставки (пересылки) документов через сервер по телекоммуникационным каналам связи, равно как и не предусматривает ответственность страхователя за увеличение срока доставки сведений специализированным оператором связи".

(Дело № А41-50907/2014)


Вернуться в начало


Прочее

Минфин: в налоговых целях первичку можно заверять электронной подписью любого вида

Минфин дал разъяснения о видах электронной подписи, применяемой при оформлении первичных документов в электронном виде, в целях налогового и бухгалтерского учета.

В соответствии с законом о бухучете виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухучета, устанавливаются федеральными стандартами бухучета. До принятия соответствующего стандарта, по мнению Минфина, организация может в целях бухучета и налогообложения использовать при оформлении первичных учетных документов в электронном виде любой предусмотренный федеральным законом "Об электронной подписи" вид электронной подписи.

Электронные документы, обращающиеся в рамках соглашений между участниками электронного взаимодействия, подписанные простой ЭП или усиленной неквалифицированной ЭП, признаются для целей бухучета и налогообложения равнозначными документу на бумажном носителе, подписанном собственноручной подписью, в случаях, установленных указанным соглашением.

В случаях, установленных НК, обязательным является применение квалифицированной электронной подписи (для электронных счетов-фактур, при электронном взаимодействии с налоговым органом, в том числе сдаче налоговой отчетности).

Напомним, что три года назад Минфин занимал другую позицию, тогда как ФНС придерживалась более лояльного подхода. Два года назад Минфин разъяснял, что для подтверждения расходов электронным документом необходима квалифицированная ЭП.

(Письмо Минфина России от 05.05.2015 № 07-01-06/25701)

ФНС России напомнила о недопущении недостоверной информации, содержащейся в интернет-сервисе "Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков"

Данный сервис позволяет банкам получать актуальную информацию о наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и переводов его электронных денежных средств в банке.

Сообщается, что в случае обращения налогоплательщика в налоговую инспекцию в связи с отказом банка в открытии счета (по причине неотмененных решений о приостановлении операций по счетам), налоговая инспекция обязана сверить имеющиеся у нее данные с данными из картотеки федерального уровня и, при необходимости, внести в нее изменения.

(Письмо ФНС России от 20.03.2014 N НД-4-8/5047@ "Об интернет-сервисе "Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков")

ФНС: налог на добавленную стоимость по сгоревшему имуществу восстанавливать не нужно

Если налогоплательщик ранее правомерно принял к вычету сумму "входного" НДС по приобретенному имуществу, то при выбытии этого имущества в результате пожара сумму налога восстанавливать не следует. Такие разъяснения приведены в недавнем письме ФНС России.

Чиновники просто сослались на решение ВАС РФ от 23.10.06 № 10652/06. В нем судьи отметили, что обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятых к вычету сумм налога на добавленную стоимость должна быть предусмотрена законодательством.

Случаи, когда налогоплательщик должен восстановить НДС, принятый к вычету по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, перечислены в пункте 3 статьи 170 НК РФ. По мнению ВАС РФ, в случаях, не перечисленных в данной норме, суммы НДС восстановлению не подлежат.

Выбытие имущества по причине пожара в пункте 3 статьи 170 не упомянуто. На этом основании в ФНС полагают, что НДС ранее принятый к вычету по такому имуществу, восстанавливать не нужно.

Кроме того, в ФНС отметили, что даже в том случае, когда Минфин выскажет иное мнение по рассматриваемой теме, налоговики будут пользоваться сложившейся правоприменительной практикой

(Письмо ФНС России от 21.05.15 № ГД-4-3/8627)

По состоянию на 20 апреля 2015 года подготовлен реестр аккредитованных IT-организаций, имеющих право не применять установленный порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу "http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/1/".

Организации, включенные в реестр, вправе затраты на приобретение ЭВТ списывать не путем начисления амортизации, а признавать единовременно в составе материальных расходов.

(Письмо ФНС России от 18.05.2015 N ГД-4-3/8250 "О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 20.04.2015) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ")

Затраты на выполнение НИОКР учитываются в составе расходов с коэффициентом 1,5 при условии представления отчета о выполненных работах (разработках)

В случае непредставления отчета суммы расходов на выполнение НИОКР (отдельных этапов работ) учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат.

Налоговый период, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ), может не совпадать с налоговым периодом, в котором налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и принимает решение о выборе порядка учета понесенных расходов.

Сообщается, что в этом случае отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются с применением коэффициента 1,5, по которым получены исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, налогоплательщик вправе представить одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором формируется первоначальная стоимость данного нематериального актива либо расходы начинают учитываться в составе прочих расходов в течение установленного срока (двух лет).

(Письмо ФНС России от 20.05.2015 N ГД-4-3/8484@ "О направлении разъяснений по вопросу применения положений статьи 262 НК РФ")

В налоговые органы направлена временная форма журнала учета представленных иностранными организациями уведомлений о признании себя налоговыми резидентами РФ

С 1 января 2015 года иностранные организации, признанные налоговыми резидентами РФ в соответствии со статьей 246.2 НК РФ, в целях исчисления налога на прибыль приравниваются к российским организациям.

Налоговым кодексом РФ предусматривается возможность самостоятельного признания иностранной организации налоговым резидентом РФ, а также возможность отказаться от такого статуса. О принятии данного решения необходимо уведомить налоговый орган.

В целях организации работы по систематизации и обработке уведомлений разработана временная форма журнала их учета.

(Письмо ФНС России от 21.05.2015 N ОА-4-17/8657 "О направлении временной формы журнала учета уведомлений иностранных организаций о признании себя налоговыми резидентами РФ")

Рекомендована для применения форма налоговой декларации по УСН для налогоплательщиков, применяющих пониженную (нулевую) ставку налога

Изменениями в Налоговый кодекс РФ предусматривается возможность установления льготных ставок единого налога при применении УСН для крымчан, а также впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах (пункты 3 и 4 статьи 346.20 НК РФ).

До внесения изменений в действующую форму налоговой декларации указанным налогоплательщикам рекомендовано использовать форму декларации, приведенную в приложении к данному письму ФНС России.

(Письмо ФНС России от 20.05.2015 N ГД-4-3/8533@ "О заполнении налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения")

УСН: можно ли учесть расходы на приобретение основных средств, полученных по разделительному балансу в результате реорганизации?

Даны разъяснения по вопросу учета в целях исчисления УСН (с объектом обложения "доходы минус расходы") вновь созданной в результате реорганизации компанией остаточной стоимости основных средств, полученных от реорганизованного юрлица.

Налоговое ведомство указывает, что компания, созданная путем выделения из другой, при получении основных средств от реорганизованной организации сама непосредственно расходы на их приобретение не несет. Имущество переходит к организации-правопреемнику по разделительному балансу в результате реорганизации без фактической оплаты указанных основных средств.

Поэтому, по мнению ФНС России, плательщик УСН не вправе при определении базы по налогу учитывать расходы на приобретение этих основных средств.

(Письмо ФНС России от 27 мая 2015 г. № ГД-4-3/8983@ “Об учете остаточной стоимости основных средств организацией-правопреемником”)

УСН: при каких условиях социально ориентированные НКО могут не относить к доходам полученные субсидии?

Разъяснено, что социально ориентированные НКО, применяющие УСН, вправе не учитывать в составе доходов субсидии, предоставленные им в целях поддержки проектов социнициатив.

При этом такие субсидии должны быть выделены из бюджета соответствующего уровня на основании решений соответствующих органов безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг.

Еще одно условие - такие средства должны расходоваться НКО по назначению. Также необходимо вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

(Письмо ФНС России от 27 мая 2015 г. № ГД-4-3/8982@ “О налогообложении субсидий на поддержку”)

Предприниматель, совмещающий ПСН и УСН и не имеющий работников, может уменьшить единый "упрощенный" налог на всю сумму уплаченных "за себя" страховых взносов

Индивидуальный предприниматель совмещает два спецрежима: патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения (объект "доходы"). При этом наемных работников у него нет. Вправе ли он уменьшить единый налог по УСН на всю сумму страховых взносов, уплаченных "за себя", включая платеж, уплаченный в связи с превышением годового дохода? Да, вправе, ответили специалисты ФНС России.

"Упрощенщики" вправе учесть расходы по приобретению сырья и материалов на дату их оплаты поставщику

Как известно, налогоплательщики, которые применяют УСН с объектом "доходы", могут учитывать страховые взносы при расчете налога (авансовых платежей). Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, вправе уменьшить единый налог на всю сумму перечисленных "за себя" фиксированных взносов (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). При этом в понятие "фиксированный платеж" включаются также взносы, уплачиваемые в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 рублей. Соответственно, при расчете налога (авансового платежа) учитываются, в том числе, страховые взносы, уплаченные в связи с превышением годового дохода ИП.

Чиновники подчеркивают: учесть сумму страховых взносов можно только в периоде фактической уплаты взносов. Например, если ИП перечислил фиксированный платеж и часть дополнительного взноса в ПФР в апреле, то учесть его можно при расчете авансового платежа за полугодие.

Что касается патента, то уменьшить его стоимость на сумму уплаченных страховых взносов нельзя, независимо от того, есть у предпринимателя наемные работники или нет. Обоснование — глава 26.5 "Патентная система налогообложения" НК РФ не предусматривает возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов.

Напомним, что похожие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 23.08.13 № 03-11-06/2/34685.

(Письмо ФНС России от 20.05.15 № ГД-4-3/8534)

Деятельность предприятия бортового питания не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД

Обязательными элементами общественного питания, облагаемого в рамках ЕНВД, являются изготовление кулинарной продукции и организация потребления этой продукции на месте.

Деятельность предприятия бортового питания не обладает данными признаками, поскольку такие предприятия осуществляют только изготовление кулинарной продукции и последующую ее реализацию организациям - перевозчикам пассажиров, в том числе авиакомпаниям для питания пассажиров на борту воздушного судна.

С учетом изложенного применение ЕНВД в отношении указанной деятельности не является правомерным.

(Письмо ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/8581 "О направлении Письма Минфина России от 08.05.2015 N 03-11-09/26755")

ФНС России разъяснила порядок направления сведений о принятых решениях об отнесении расходов на освоение природных ресурсов к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении

Информация представляется в налоговый орган по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 30.07.2014 N ММВ-7-3/393@.

Указано, что в случае если налогоплательщиком по нескольким договорам (этапам договоров) документально оформляется одно единое решение об отнесении расходов к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, то в форме может указываться общая сумма расходов на освоение природных ресурсов в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья по каждому такому решению, принятому в истекшем налоговом периоде.

(Письмо ФНС России от 20.05.2015 N ГД-4-3/8483@ "О представлении в налоговый орган на основании пункта 8 статьи 261 Налогового кодекса Российской Федерации информации")

Разъяснен порядок предоставления имущественного налогового вычета по расходам на погашение процентов по кредитам, израсходованным на приобретение жилья

Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ налоговый вычет по указанным расходам выделен в отдельный подпункт 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ как самостоятельный имущественный налоговый вычет.

Указанный вычет предоставляется налогоплательщикам, которые впервые обращаются за предоставлением налоговых вычетов по объектам недвижимого имущества, в отношении которых документы, подтверждающие право на получение имущественного налогового вычета, датированы начиная с 1 января 2014 года.

Отмечено при этом, что вычет предоставляется при условии, если ранее расходы на погашение процентов по целевым займам (кредитам) не включались в состав имущественного налогового вычета, полученного налогоплательщиком в связи с приобретением им другого объекта недвижимости.

(Письмо ФНС России от 21.05.2015 N БС-4-11/8666 "О предоставлении имущественного налогового вычета")

В отношении декларирования доходов, полученных в 2014 году лицами, проживающими в Севастополе, положения Налогового кодекса РФ не применяются

Законодательство РФ о налогах и сборах применяется на территории г. Севастополь с 1 января 2015 года.

При декларировании доходов за 2014 год следует руководствоваться положениями Закона г. Севастополь от 18.04.2014 N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства...". Согласно закону при совершении операций с движимым и недвижимым имуществом декларация о доходах представляется не позднее 19 декабря 2014 года.

(Письмо ФНС России от 19.05.2015 N БС-4-11/8354@ "О декларировании доходов физических лиц")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.