Мониторинг изменений за период 28.12.15 - 10.01.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Применять заявительный порядок возмещения НДС смогут налогоплательщики-организации, у которых за три года совокупная сумма уплаченных налогов составит не менее 7 млрд рублей

Заявительный порядок возмещения НДС позволяет налогоплательщикам вернуть (зачесть) суммы налога, заявленные к возмещению в налоговой декларации, до завершения ее камеральной проверки.

В настоящее время право на применение заявительного порядка имеют организации, которые, в частности, за три предшествующих года до подачи соответствующего заявления уплатили налогов в совокупности на сумму не менее 10 млрд рублей (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, НДПИ).

Эта сумма уменьшена до 7 млрд рублей начиная с представления налоговых деклараций за налоговые периоды с I квартала 2016 года.

(Федеральный закон от 29.12.2015 N 397-ФЗ "О внесении изменения в статью 176.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Исключены из налогообложения доходы и расходы от размещения временно свободных денежных средств НКО, осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на цели ЖКХ

Согласно дополнениям, внесенным в статьи 251 и 270 НК РФ, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы от инвестирования денежных средств некоммерческой организации, осуществляющей функции по представлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации сети коммунальной инфраструктуры.

(Федеральный закон от 29.12.2015 N 398-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Освобождены от налогообложения доходы, полученные от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций и инвестиционных паев, находящиеся в собственности более одного года

Указанные ценные бумаги, инвестиционные паи должны соответствовать требованиям, установленным новой статьей НК РФ (284.2.1), предусматривающей особенности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль к налоговой базе, определяемой по операциям с ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Одновременно приостановлено до 1 января 2023 года действие подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 284.2 НК РФ, устанавливающего условия применения налоговой ставки 0 процентов по операциям с указанными ценными бумагами.

Урегулированы вопросы налогообложения НДФЛ доходов налогоплательщиков, в отношении которых начата процедура банкротства.

Уточнен порядок исчисления транспортного налога и налога на имущество организаций с учетом момента возникновения права собственности (до или после 15 числа месяца).

Налогоплательщикам - физическим лицам, имеющим право на налоговую льготу по земельному налогу, предоставлено право подавать заявление и подтверждающие документы в налоговый орган по своему выбору, а не по месту нахождения земельного участка.

(Федеральный закон от 29.12.2015 N 396-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")

Отдельные уточнения внесены в положения НК РФ по вопросам налогообложения ЕНВД, НДС и налога на прибыль

На 2016 год коэффициент-дефлятор в целях применения ЕНВД установлен в размере 1,798.

По перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в дальнем сообщении установлена ставка НДС 10%. Льгота ограничена периодом с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года.

До 1 января 2017 года продлен срок применения льготной ставки НДС 0% по внутренним воздушным перевозкам на территории Крыма.

Еще на один год, то есть до 31 декабря 2016 года, продлен особый порядок определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций, в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 года, при условии неизменности в течение 2016 года сроков исполнения таких обязательств.

(Федеральный закон от 29.12.2015 N 386-ФЗ "Об установлении коэффициента-дефлятора на 2016 год и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Продлен до 30 июня 2016 года срок представления специальной декларации в рамках добровольного декларирования капитала физическими лицами

Срок представления декларации продлен на полгода (с 31.12.2015 до 30.06.2016).

Форма и порядок заполнения декларации установлены приложением 1 и приложением 2 к Федеральному закону N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках...".

Данным законом физическим лицам предоставлена возможность в специальной декларации раскрыть информацию, в частности:

  • об имуществе (земельных участках, недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах и т.д.), собственником или фактическим владельцем которого является декларант;
  • о контролируемых иностранных компаниях;
  • об открытых счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации.

Согласно закону такое декларирование не повлечет обязанности лица уплатить какие-либо налоги или сборы. Кроме того, такое лицо будет освобождено от уголовной, административной и налоговой ответственности в пределах, определяемых законом.

(Федеральный закон от 29.12.2015 N 401-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Для представления сведений о самоходных машинах, механизмах на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходах и мотосанях предусмотрена отдельная форма

Указанные сведения необходимо будет подавать в соответствии с формой, предусмотренной приложением 8 к Приказу ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@. Данное приложение, которое ранее именовалось как форма Т "Сведения о факте регистрации транспортного средства и его владельце", изложена в новой редакции.

Для представления сведений об автомототранспортных средствах и их владельцах утверждена новая форма (КНД 1114609), порядок ее заполнения и формат направления в электронном виде.

Приказ вступает в силу с 1 июля 2016 года.

(Приказ ФНС России от 25.11.2015 N ММВ-7-11/545@ "Об утверждении формы и формата представления сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах, а также порядка заполнения формы и о внесении изменения в приложение N 8 к Приказу ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@" , зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2015 N 40195)

План счетов кредитных организаций дополняется счетами для бухгалтерского учета хеджирования

Так, в частности, счет по учету добавочного капитала N 106 дополняется новыми счетами второго порядка N 10619, N 10620, N 10622, N 10623, N 10624, N 10625, операции по которым отражаются в соответствии с нормативным актом Банка России по бухгалтерскому учету хеджирования кредитными организациями.

Также вводится счет N 528 (а также счета второго порядка N 52801, N 52803 пассивные, счета N 52802, N 52804 активные) для учета корректировки балансовой стоимости хеджируемой статьи.

(Указание Банка России от 30.11.2015 N 3863-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 N 40164)

Скорректирован порядок бухгалтерского учета производных финансовых инструментов кредитными организациями

Внесение поправок обусловлено вступлением в силу с 1 января 2016 года нового порядка определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций, предусмотренного Положением Банка России от 22.12.2014 N 446-П.

Уточнения коснулись отражения в бухгалтерском учете справедливой стоимости производных финансовых инструментов, требований и обязательств в отношении базисного (базового) актива по договору, являющегося ПФИ, а также прекращения признания производных финансовых инструментов в бухгалтерском учете организации.

(Указание Банка России от 30.11.2015 N 3864-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 4 июля 2011 года N 372-П "О порядке бухгалтерского учета производных финансовых инструментов", зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 N 40165)

Обновлены требования к составлению бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений

В состав бухгалтерской отчетности включена еще одна форма отчета "Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723)". Отчет ежеквартальный, составляется в разрезе кодов КОСГУ.

Отчетность также дополняется формой "Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295)". Периодичность представления отчета - квартальная, годовая. В Сведениях (ф. 0503295) указываются обобщенные за отчетный период данные об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения.

Существенно скорректирован порядок заполнения и форма Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).

Отчет "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)" дополнен новым разделом "Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности".

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Приказ Минфина России от 17.12.2015 N 199н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений")


Вернуться в начало


Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Страховые взносы в Фонд социального страхования по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 1 января 2016 года необходимо будет вносить не позднее 15 числа месяца

Первые взносы по новому сроку необходимо перечислить уже в январе 2016 года.

В законе содержится еще ряд нововведений. В частности, вводится новый штраф в размере 200 рублей за каждый непредоставленный на проверку документ, который имеет отношение к указанным взносам, минимальный штраф за опоздание с подачей отчетности 4-ФСС по травматизму увеличен со 100 до 1000 рублей, но максимальный размер его ограничен.

При определении размера заработка, утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая по обязательному социальному страхованию, в качестве минимальной социальной гарантии будет использоваться минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день обращения за назначением обеспечения по страхованию

Уточнены понятия "страховой случай" и "профессиональное заболевание", которые приводятся в соответствие с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому право на получение страховых выплат предоставляется, в том числе, в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая.

Законом также регулируются правоотношения, связанные с:

  • контролем над уплатой страховых взносов и соблюдением сроков их уплаты;
  • привлечением страхователей к ответственности;
  • обязанностью банков по предоставлению в ряде случаев информации, составляющей банковскую тайну.

Закрепляется перечень документов, необходимых для назначения обеспечения по страхованию. Устанавливается 3-дневный срок, в течение которого пострадавшему должно быть сообщено о решении назначить или отказать в назначении страховых выплат (ранее указанный срок составлял десять дней).

Конкретизировано, какие нормативные правовые акты в сфере обязательного социального страхования принимаются непосредственно Правительством РФ, а какие - в определяемом им порядке.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 29.12.2015 N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Уточнены положения ряда законодательных актов в сфере пенсионного обеспечения

Принятым законом, в частности:

  • скорректирован порядок расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих отражению на пенсионных счетах накопительной пенсии, а также подлежащих передаче при переходе застрахованного лица из одного фонда в другой (из расчета исключены отозванные средства материнского капитала в случае отказа от их направления на формирование накопительной пенсии);
  • конкретизирован порядок уведомления застрахованных лиц о внесении изменений (об отказе во внесении изменений) в единый реестр застрахованных лиц.

Установлено дополнительное основание прекращения договора об обязательном пенсионном страховании - в случае введения Банком России запрета на осуществление операций НПФ по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования...".

(Федеральный закон от 30.12.2015 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")


Вернуться в начало


Таможенное дело

С 1 января 2016 года приостанавливается действие Договора о зоне свободной торговли, подписанного в Санкт-Петербурге 18.10.2011, в отношении Украины

Решение о возобновлении Российской Федерацией действия указанного Договора в отношении Украины принимается Президентом РФ.

(Федеральный закон от 30.12.2015 N 410-ФЗ "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины")

Россией ратифицирован протокол, направленный на защиту единого рынка товаров в ЕАЭС в связи со вступлением Казахстана в ВТО

В целях минимизации рисков для экономик государств ЕАЭС в связи со вступлением Казахстана в ВТО Евразийской экономической комиссией совместно с органами власти России, Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии был подготовлен Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС, который был подписан главами государств ЕАЭС на заседании Высшего Евразийского экономического совета 16 октября 2015 года в казахстанском поселке Бурабай.

Протоколом установлено обязательство Казахстана принять меры по недопущению вывоза в другие государства ЕАЭС товаров, оформленных по пониженным ставкам ввозных таможенных пошлин, и определяется общая схема обращения товаров, в отношении которых Казахстаном согласно обязательствам в ВТО могут применяться пониженные ставки ввозных таможенных пошлин, а также механизм администрирования и контроля за оборотом таких товаров.

(Федеральный закон от 30.12.2015 N 417-ФЗ "О ратификации Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза")

Существенно расширены возможности внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде

В Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" внесены изменения, которыми, в частности, установлено следующее:

  • в подтверждение принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенные органы оформляют таможенную расписку. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов считается принятым таможенным органом со дня оформления таможенной расписки в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа;
  • банковская гарантия представляется в таможенный орган в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, обладающего правом от имени банка, иной кредитной организации подписывать банковские гарантии;
  • внесение денежного залога может осуществляться с применением электронных терминалов, платежных терминалов или банкоматов. Денежные средства, уплаченные с использованием электронных терминалов, платежных терминалов или банкоматов, признаются денежным залогом при наличии документа, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, в том числе в электронном виде, подтверждающего осуществление перевода денежных средств на счет Федерального казначейства по соответствующему коду бюджетной классификации РФ. С момента формирования указанного документа перевод денежных средств, осуществляемый в целях внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, становится безотзывным;
  • возврат (зачет) денежного залога производится по решению таможенного органа. Общий срок рассмотрения заявления о возврате (зачете) денежного залога, принятия решения о возврате (зачете) денежного залога и возврата (зачета) сумм денежного залога либо принятия решения об отказе в возврате (зачете) денежного залога не может превышать 21 рабочий день со дня подачи указанного заявления и представления всех необходимых документов.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 30.12.2015 N 463-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях")


Вернуться в начало


Правовые новости

В целях совершенствования законодательства о банкротстве внесены поправки в целый ряд законодательных актов

Изменения внесены, в том числе, в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Семейный кодекс РФ, КоАП РФ, Трудовой кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, федеральные законы "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "О несостоятельности (банкротстве)", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О государственном кадастре недвижимости", "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" и др.

Среди нововведений, предусмотренных Федеральным законом, можно выделить:

  • установление процедуры реализации преимущественного права на приобретение нотариусами, занимающимися частной практикой, и нотариальными палатами помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления нотариальной деятельности;
  • введение обязательного нотариального удостоверения сделок по продаже земельной доли, сделок по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу, сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделок по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
  • совершение нотариальных действий в электронной форме;
  • регламентацию порядка осуществления нотариусом полномочий в деле о банкротстве умершего гражданина или гражданина, объявленного умершим;
  • внесение членами нотариальной палаты членского взноса в нотариальную палату в размере 50 процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, направленных в электронной форме;
  • определение документов и сведений, необходимых для совершения исполнительной надписи, порядка уведомления должника о совершении исполнительной надписи, и уточнение ее содержания;
  • обеспечение информационной открытости процедуры оценки в определенных случаях;
  • увеличение минимального размера компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих с 20 миллионов до 50 миллионов рублей в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)";
  • установление административной ответственности, в том числе за повторное совершение правонарушения, которое выражается в неисполнении арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния;
  • определение особенностей признания недействительными сделок застройщика и урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства;
  • уточнение условий и порядка банкротства гражданина в случае его смерти, порядка признания банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;
  • установление требований к регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем (в том числе, в уставном капитале регистратора не должно быть долей участия нерезидентов).

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Предусмотрены переходные положения и порядок применения отдельных положений Федерального закона.

(Федеральный закон от 29.12.2015 N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Запрет на работу в России турецких организаций распространен также на юрлиц, контролируемых турецкими гражданами или организациями, находящимися под юрисдикцией Турции

Признаки нахождения организаций под контролем турецких граждан или организаций определяются в соответствии с законом о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение для турецких организаций на выполнение ими отдельных видов работ и оказание услуг в России по перечню, определяемому Правительством РФ, было установлено Указом Президента РФ от 28.11.2015 N 583, в ответ на враждебные действия Турции в отношении российских ВКС в Сирии. Ранее запрет распространялся только на организации, находящиеся под юрисдикцией Турции напрямую.

(Указ Президента РФ от 28.12.2015 N 669 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики")

С 1 января 2016 года расширены санкции в отношении деятельности, осуществляемой в России турецкими компаниями

Правительством РФ определен перечень работ и услуг, выполнение и предоставление которых турецкими компаниями (в т.ч. организациями, контролируемыми турецкими гражданами и юрлицами) в России будет запрещено.

В перечень включены следующие виды деятельности:

  • строительство зданий, инженерных сооружений и специализированные строительные работы;
  • деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа;
  • деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
  • деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания;
  • выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • обработка древесины.

Перечень не применяется к ранее заключенным контрактам на весь срок их действия.

(Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено")


Вернуться в начало


Судебная практика

Отсутствие контрагента в ЕГРЮЛ - не повод для доначисления налога на прибыль

По результатам выездной налоговой проверки компании инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, установив, что контрагент (поставщик) исключен из ЕГРЮЛ. При этом налоговая не оспаривает, что товар фактически приобретен и в дальнейшем реализован налогоплательщиком.

Суды трех инстанций признали решение инспекции в отношении доначисления НДС законным, а в отношении доначисления налога на прибыль дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суды учли реальность приобретения товара, использование его в деятельности и постановили, что реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам.

В решении кассации (Ф10-4150/2014 от 16.12.2015) указано: "исчисление недоимки по налогу на прибыль исходя из одних лишь доходов от реализации товаров обществом без учета расходов, необходимых для осуществления данной деятельности, привело к доначислению налога в размере, не соответствующем величине действительной обязанности общества по уплате налога".

(дело № А08-8549/2013)

Счета-фактуры с ненадлежащей налоговой ставкой не могут служить основанием к вычету

Компания предъявила к вычету НДС, уплаченный контрагенту по счету-фактуре с выделенной суммой налога (18%) за услуги по представлению подвижного состава для поставки каменного угля на экспорт.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычетах, доначислила НДС, пени и штраф, указав, что услуги по подаче вагонов под погрузку в рамках международных перевозок облагаются по ставке 0%. Представленные счета-фактуры, содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не соответствуют требованиям подпункта 10 пункта 5 статьи 169 НК и не могут служить основанием для вычета.

Компания обратилась в суд, пояснив, что применение ставки 0% не подтверждено поставщиком, у инспекции отсутствовали замечания к счету-фактуре, а спорный вычет не приводит к двойному возмещению из бюджета.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований. Несмотря на то, что услуги по предоставлению (подаче) железнодорожного подвижного состава под погрузку не поименованы в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК, такие услуги подлежат обложению НДС по ставке 0%. При этом оказание таких услуг несколькими лицами не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.

Непредставление контрагентом налогоплательщика документов, подтверждающих применение ставки 0%, не свидетельствуют о правомерности выставления счетов-фактур по спорным операциям с 18% НДС, поскольку налогоплательщик не вправе изменять по своему усмотрению законодательно установленную ставку налога.

Судья ВС (304-КГ15-15989 от 18.12.2015) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Аналогичный вывод суды трех инстанций сделали по другому делу (А33-3050/2013) - основным критерием, позволяющим отнести оказанные услуги к услугам, облагаемым НДС по ставке 0%, является их непосредственная связь с вывозом в таможенном режиме экспорта. Применение ставки 18% в отношении указанных операций исключено.

(дело № А27-23873/2014)

Заемщик и иностранный займодавец подконтрольны одному центру - задолженность контролируема

В 2006 году ОАО получило заем от иностранной фирмы и по 2011 год учитывало проценты по нему во внереализационных расходах в полном объеме.

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что заем представлен аффилированной иностранной фирмой (которая контролируется той же материнской фирмой, что и налогоплательщик), следовательно, задолженность является контролируемой, а проценты включаются в расходы в пределах установленной величины. В результате инспекция доначислила налог на прибыль, пени и штраф.

Суд первой инстанции признал решение инспекции законным. Апелляция отменила его решение, указав, что заемщик не владеет прямо или косвенно долей в уставном капитале налогоплательщика - российской организации.

Окружной арбитражный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, разъяснив, что в соответствии с пунктом 2 статьи 269 НК задолженность признается контролируемой не только в случае, когда иностранная фирма прямо или косвенно участвует в капитале налогоплательщика, но и при косвенной аффилированности, в частности, в подконтрольности обеих компаний единому центру – материнской компании.

Судья ВС (305-КГ15-15653 от 14.12.2015) согласился с выводами кассации и отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А40-72507/14)

Когда работник, направляемый в командировки, вправе получать пособие по уходу за ребенком

ФСС по заявлению компании назначил и ежемесячно перечислял на банковский счет дистанционного работника компании пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

В ходе выездной проверки фонд установил, что указанный работник в период получения пособия ежемесячно направлялся в командировки, за время которых получал зарплату и в течение которых не мог ухаживать за ребенком. Фонд выставил компании требование о возмещении излишне понесенных расходов, которое исполнено не было, и фонд обратился в суд.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требования. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставляется на основании подпункта 8 пункта 2 статьи 8 закона № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Право на пособие распространяется и на лиц, которые работают на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжают ухаживать за ребенком. Аналогичное положение закреплено в статье 256 ТК.

Суды установили, что работнику установлен неполный рабочий день, с оплатой пропорционально отработанному времени и дистанционный режим работы. Приказом руководителя компании работник неоднократно направлялся в служебные командировки сроком не более 11 дней.

Суды (постановление кассации Ф01-4671/2015 от 23.11.2015) разъяснили, что поездка в служебную командировку является одной из обязанностей работника. При этом трудовое законодательство не устанавливают запрета на направление в служебную командировку работника, которому установлен режим неполного рабочего времени. В соответствии с разъяснениями Минтруда от 04.04.2000 № 26/34 к случаям отсутствия родительского ухода отнесены, в частности, служебные командировки свыше одного календарного месяца.

В данном случае сроки командировок не превышали месяца, поэтому они не могут быть отнесены к случаям отсутствия родительского ухода. Таким образом, излишняя выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком в рассматриваемом случае отсутствует.

(дело № А43-30708/2014)


Вернуться в начало


Прочее

Минфином России обобщены вопросы, поступившие в отношении составления бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческими организациями

Сообщается, в частности, что в составе приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств информация представляется:

  • об отдельных доходах и расходах - в случае получения дохода в отчетном году от приносящей доход деятельности. При этом показатель такого дохода существенен, а раскрытие данных в отчетности не обеспечивает возможность полного представления о финансовом положении некоммерческой организации и финансовых результатах ее деятельности;
  • о движении денежных средств - в случае, когда составление (публикация) отчета о движении денежных средств предусмотрены законодательством РФ, либо организация добровольно приняла решение о представлении и (или) публикации такого отчета.

Некоммерческая организация самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетов, содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств при оформлении их в табличной форме, а также самостоятельно принимает решение о существенности того или иного показателя с учетом его оценки, характера, конкретных обстоятельств возникновения.

Разъяснены особенности формирования показателей бухгалтерского баланса, формирования информации о доходах и расходах, а также особенности раскрытия информации о корректировках в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок.

(Информация Минфина России "Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)")

В ФНС России извещения о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в 2012 и 2013 годах, начиная с 1 января 2016 года не направляются

Налоговый орган, обнаруживший в ходе проведения налоговой проверки (мониторинга) факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены, самостоятельно извещает ФНС России о таких сделках.

При этом ФНС России обращает внимание, на то, что решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами может быть принято в отношении контролируемых сделок:

  • доходы и (или) расходы по которым признаются в 2012 году - не позднее 30 июня 2014 года;
  • доходы и (или) расходы по которым признаются в 2013 году - не позднее 31 декабря 2015 года.

(Письмо ФНС России от 25.12.2015 N ЕД-4-13/22850@ "О направлении извещений о контролируемых сделках")

ФНС России предписано проводить полный комплекс контрольных мероприятий в отношении производителей табачной продукции

При проведении выездных налоговых проверок поручено, в частности:

  • анализировать и сопоставлять объемы приобретенного сырья и материалов, проводить проверки количества полученных, использованных (нанесенных), уничтоженных, безвозвратно утраченных в процессе производства специальных марок для маркировки табачной продукции, а также объемов произведенной и реализованной табачной продукции;
  • при наличии расхождений между указанными показателями проводить инвентаризацию остатков сырья и материалов, специальных марок, готовой продукции в целях установления причин такого расхождения;
  • обращать особое внимание на соблюдение правил хранения специальных марок для маркировки табачной продукции.

Сообщается о необходимости при проведении камеральных налоговых проверок обращать особое внимание на производителей табачной продукции, ведущих финансово-хозяйственную деятельность с риском совершения налоговых правонарушений.

Информацию о проведенных в отношении производителей табачной продукции контрольных мероприятиях и их результатах представлять в Контрольное управление ФНС России в порядке и сроки, установленные письмом ФНС России от 16.06.2015 N ЕД-4-2/10376@.

(Письмо ФНС России от 06.11.2015 N ЕД-4-2/19337@ "О проведении контрольных мероприятий в отношении производителей табачной продукции")

Отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать пять минут от фактического времени

Контрольно-кассовая техника, применяемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.

В случае если на отпечатанном чеке время отклоняется от реального более чем на 5 минут, это является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности. Соответствующее право налоговых органов подтверждается постановлением Верховного Суда РФ от 24.11.2015 N 308-АД15-10504.

(Информация ФНС России от 30.12.2015 "О доведении информации об отличии времени на кассовом чеке от фактического")

При назначении штрафа налоговому агенту за неудержание и неперечисление налогов учитываются все обстоятельства (в т. ч. смягчающие и исключающие ответственность)

ЕГРЮЛ и ЕГРИП ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи госреестра на электронных носителях, и данными, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют данные в указанных документах.

Разъяснено также, что ответственность налогового агента за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов установлена НК РФ.

Штрафные санкции к налогоплательщику применяются только с учетом полного и всестороннего выяснения как всех фактических обстоятельств совершенного им налогового правонарушения, так и обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности и смягчающих ее.

(Письмо ФНС России от 21 декабря 2015 г. № ГД-4-14/22394 “О предоставлении разъяснений”)

С 1 июля 2015 года у ФНС России появилась возможность обмениваться налоговой информацией с компетентными органами иностранных государств, в т.ч. офшоров

С указанной даты для России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 ноября 1988 года.

В перечне государств, с которыми в рамках Конвенции возможен международный обмен налоговой информацией, в частности, следующие офшоры: Ангилья, Аруба, Белиз, Бермуды, Виргинские острова, Гибралтар, Каймановы острова, Маврикий, Монтесеррат, о. Мэн, Сан-Марино, Сейшельские острова, Синт-Мартен, Теркс и Кайкос.

Для России положения Конвенции распространяются на административную помощь за налоговые периоды, начинающиеся 1 января 2016 года. При этом при взаимном согласии сторон положения Конвенции можно применять в отношении более ранних налоговых периодов. В отношении налоговых дел, касающихся преднамеренного поведения, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом РФ, положения Конвенции распространяются в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2012 года.

В приложении к письму приведен сводный перечень действующих международных договоров РФ в отношении обмена налоговой информацией.

(Письмо ФНС России от 22.12.2015 N ОА-4-17/22482@ "О взаимной административной помощи по налоговым делам и международном обмене налоговой информацией")

Частичная ликвидация объекта ОС: как учесть недоначисленную амортизацию

Минфин уточняет порядок налогового учета сумм недоначисленной амортизации по объектам основных средств, подлежащим частичной ликвидации.

Ведомство указывает, что при ликвидации части объекта ОС сумма недоначисленной амортизации по ликвидируемой части объекта подлежит включению в состав внереализационных расходов. Данный порядок применим при использовании линейного метода начисления амортизации.

При ликвидации части объекта ОС, амортизация по которому начислялась нелинейным методом, недоначисленная амортизация будет продолжать списываться в рамках суммарного баланса соответствующей амортизационной группы.

Минфин поясняет, что в данном случае налогоплательщик исключает данный объект из состава амортизационного группы (подгруппы) без изменения ее суммарного баланса на дату вывода этого объекта амортизируемого имущества из ее состава.

(Минфин России от 3 декабря 2015 г. № 03-03-06/1/70529)

Расходы на рекламу товарного знака и выплату призов: особенности налогового учета

Минфин РФ уточнил порядок налогового учета расходов на рекламу товарного знака и выплату призов победителям конкурсов.

Ведомство напоминает, что к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относят:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Данный перечень содержит пункт 4 статьи 264 НК РФ.

При этом расходы на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей во время массовых рекламных кампаний, учитываются в размере не более 1% от выручки.

В письме также отмечается, что экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на рекламу товарного знака учитываются для целей налогообложения прибыли в порядке, установленном пунктом 4 статьи 264 НК РФ.

В аналогичном порядке учитываются расходы по выплате призов победителям конкурсов, проводимых биржей, если такие расходы можно квалифицировать как рекламу.

(Письмо Минфина России № 03-03-06/2/73585 от 16 декабря 2015 г.)

Разъяснены вопросы применения льготы по налогу на имущество в отношении требующего монтажа оборудования, состоящего из конструктивных частей, приобретенных у лиц, признаваемых (не признаваемых) взаимозависимыми

Сообщается, что в случае, если монтаж оборудования производился исходя из отдельных частей, аппаратуры, приборов, приобретаемых у взаимозависимых лиц, то в отношении вводимого оборудования положения пункта 25 статьи 381 НК РФ не применяются.

В иных случаях оснований для неприменения налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении оборудования, требующего монтажа, не имеется.

(Письмо ФНС России от 23.12.2015 N БС-4-11/22665@ "О разъяснении Минфина России")

Как быть, если суд признал, что объект неправомерно включен в региональный перечень административно-деловых и торговых центров?

Налоговая база в отношении административно-деловых и торговых центров, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определяется как кадастровая стоимость, если регионом принят соответствующий нормативный правовой акт. При этом конкретный объект должен быть включен в специальный региональный перечень.

НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов.

Ошибочно внесенные в перечень объекты недвижимости, а также объекты, в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в него, должны быть исключены из перечня, определенного на конкретный налоговый период. Соответствующая информация обязательно размещается в Интернете (на сайте, где первоначально был опубликован перечень).

Если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта, налоговая база в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость.

При этом аналогичный порядок исчисления налоговой базы действует и тогда, когда есть судебное решение, признающее недействующим соответствующий пункт перечня, а постановления уполномоченного органа власти региона об исключении объекта из перечня нет.

(Письмо ФНС России от 22 декабря 2015 г. № БС-4-11/22488@ "О налоге на имущество организаций")

ПСН: до какого числа нужно заплатить налог, если срок окончания действия патента приходится на выходной день

Предприниматели на патентной системе налогообложения, получившие патент на весь 2016 год, должны заплатить вторую часть налога (2/3 стоимости патента) не позднее 30 декабря 2016 года. Об этом проинформировал Минфин России.

Предприниматели вправе применять ПСН в отношении деятельности по ремонту жилья и других построек.

Порядок оплаты патента зависит от периода, на который выдан патент (п. 2 ст. 346.51 НК РФ). Если патент получен на период до шести месяцев, то налог надо заплатить в полном размере не позднее срока окончания действия патента. Если же патент получен на срок от шести месяцев до календарного года, то оплата производится двумя частями:

  • одна треть суммы налога — не позднее 90 календарных дней после начала действия патента;
  • оставшиеся две трети — не позднее срока окончания действия патента.

В Федеральной налоговой службе отмечают, что патенты, выданные на 12 месяцев следующего года, действуют с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. Но в 2016 году 31 декабря является выходным днем (суббота). А в пункте 7 статьи 6.1 НК РФ сказано: если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Означает ли это, что срок уплаты патента в таком случае переносится на следующий ближайший рабочий день (то есть на первый рабочий день в январе 2017 года)?

В Минфине ответили отрицательно. Чиновники ссылаются на пункт 5 статьи 346.45 НК РФ. В нем оговорено, что патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года. Срок действия патента, выданного на 12 месяцев 2016 года, заканчивается 31 декабря 2016 года. В связи с этим уплата второй части налога (в размере двух третей) должна быть произведена не позднее 30 декабря 2016 года.

(Письмо Минфина России от 07.12.15 № 03-11-09/71372)

Ежемесячное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета субъекта РФ опекунам, заключившим договор об осуществлении опеки, подлежит обложению НДФЛ

Вознаграждение за выполнение обязанностей по договору опеки признается доходом, подлежащим налогообложению НДФЛ в соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ.

Кроме того, данный вид дохода не включен в перечень доходов налогоплательщиков, освобождаемых от налогообложения, на основании статьи 217 НК РФ.

В этой связи сообщается, что оснований для освобождения от налогообложения ежемесячного вознаграждения за осуществление опеки не имеется.

(Письмо ФНС России от 22.12.2015 N БС-4-11/22519@ "О налогообложении доходов физических лиц")

Получение физлицами поощрений в виде бонусных баллов, используемых на оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав, не влечет возникновение дохода, подлежащего налогообложению НДФЛ

Данные поощрения предоставляются физическим лицам при соблюдении определенных условий, в том числе при оплате покупок с использованием банковских (платежных) карт.

Учитывая, что получаемое вознаграждение не является безвозмездно полученным, начисление бонусов можно рассматривать как скидку, предоставляемую физическим лицам со стоимости услуг банка, которая не приводит к возникновению объекта налогообложения НДФЛ.

(Письмо ФНС России от 25.12.2015 N БС-4-11/22949@ "Об обложении налогом на доходы физических лиц денежных средств, получаемых в рамках программы лояльности по операциям с банковскими картами")

ФНС России напоминает о необходимости проведения мероприятий по актуализации персональных данных физических лиц - получателей доходов, в целях представления достоверных сведений по форме 2-НДФЛ

Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" часть первая Кодекса дополнена статьей 126.1, вступающей в силу с 01.01.2016 и предусматривающей ответственность налоговых агентов за представление налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе сведений по форме 2-НДФЛ) в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый документ.

По мнению ФНС России, целесообразно при наличии у налогоплательщика ИНН указывать его в соответствующем поле Справки о доходах формы 2-НДФЛ. Информация об ИНН физического лица может быть получена путем использования сервиса "Узнай свой ИНН", размещенного на информационном сайте ФНС России www.nalog.ru.

(Письмо ФНС России от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@ "О направлении информационного письма")

ФНС России напоминает о порядке заполнения новой формы 2-НДФЛ

Сообщается, в частности, что в разделе 4 отражаются инвестиционные налоговые вычеты, а также данные об уведомлении, подтверждающем право на социальный налоговый вычет.

В разделе 5 отражается сумма фиксированных авансовых платежей, а также данные об уведомлении, подтверждающем право на уменьшение налога на фиксированные авансовые платежи.

Кроме того, в новой форме справки 2-НДФЛ предусмотрена возможность подписания (представления) ее не только налоговым агентом, но и уполномоченным представителем.

ФНС России напоминает, что с 2016 года налоговые агенты будут нести ответственность за представление недостоверных сведений в справках 2-НДФЛ.

(Информация ФНС России от 14.12.2015 "О представлении сведений о доходах физических лиц налоговыми агентами за 2015 год по новой форме")

НДФЛ: отозваны письма налогового ведомства, противоречащие позиции Президиума ВС РФ

Президиумом ВС РФ 21 октября 2015 г. утвержден Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ. В нем определены правовые позиции по налогу на доходы физических лиц.

В связи с этим не подлежат применению и отзываются письма ФНС России, в которых изложена правовая позиция, противоречащая обзору.

Кроме того, в связи с уточнением правовой позиции Минфина России ряд писем налогового ведомства также не подлежит применению.

(Письмо ФНС России от 25 декабря 2015 г. № БС-4-11/22869@ "О направлении информации")

Расширен перечень регионов, в которых с 2016 года налог на имущество физических лиц будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости

Ранее начиная с налогового периода 2015 года аналогичный порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц был введен в 28 субъектах РФ. С 1 января 2016 года в указанный перечень включен еще 21 субъект РФ.

Сообщается, что налоговые уведомления по налогу на имущество физических лиц за 2016 год собственники имущества получат в 2017 году.

Сведения об объектах налогообложения налогом на имущество физических лиц и правах на них, в том числе о кадастровой стоимости, представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

(Информация ФНС России "О расширении перечня регионов, в которых с 2016 года налог на имущество физических лиц будет исчисляться по кадастровой стоимости")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.