Мониторинг изменений за период 29.06.15 - 05.07.15

Бухгалтерский учет и налогообложение

Терминология Налогового кодекса РФ приведена в соответствие с пенсионным законодательством

С 1 января 2015 года вступили в силу Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон "О накопительной пенсии".

В этой связи из текста Налогового кодекса исключено упоминание трудовой пенсии.

(Федеральный закон от 29.06.2015 N 177-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых пенсиях" и Федерального закона "О накопительной пенсии")

Уточнены периоды применения льготной ставки налога на прибыль резидентами ОЭЗ в Калининградской области

Согласно новой редакции статьи 288.1 НК РФ применять льготную ставку налога налогоплательщики смогут со дня включения организации в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области и до окончания шести налоговых периодов, считая с 1 января года, следующего за годом включения в реестр.

В течение следующих шести налоговых периодов, считая с 1 января года, следующего за годом окончания применения нулевой налоговой ставки, применяется общая налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 НК РФ, уменьшенная на 50 процентов.

Новые положения распространяются на правоотношения, касающиеся определения ставки налога на прибыль организаций, возникшие с 1 апреля 2006 года.

(Федеральный закон от 29.06.2015 N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 288.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Скорректирован размер госпошлины за лицензирование нотариальной деятельности, а жители Крыма освобождены от уплаты некоторых госпошлин

Сумма госпошлины за действия, связанные с лицензированием нотариальной деятельности, с 1 января 2015 года составляла 100 тыс. руб. (пп. 110.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Настоящим Федеральным законом данная норма утратила силу.

Теперь размер указанной госпошлины определяется в соответствии с общими правилами, предусмотренными пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Так, в частности, за предоставление лицензии размер госпошлины составит 7500 руб.

Жители Крыма освобождены от уплаты госпошлин при первичном обращении за выдачей загранпаспорта, водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства при условии, что на момент подачи заявления они имели аналогичные действительные документы, выданные на территории Украины. Действие данных положений распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

(Федеральный закон от 29.06.2015 N 157-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Нулевую ставку по налогу на прибыль вправе применять организации, оказывающие социальные услуги в соответствии с утвержденным перечнем

Перечень социальных услуг утвержден в целях реализации права налогоплательщиков на применение льготы по налогу на прибыль, предусмотренной статьей 284.5 НК РФ.

Создание благоприятного налогового режима предусматривается для организаций социального обслуживания, оказывающих, в частности:

  • социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
  • социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг;
  • социально-психологические услуги, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния;
  • социально-правовые услуги, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг.

(Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 638 "Об утверждении перечня социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций")

План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях дополнен новыми балансовыми счетами

Вводятся, частности, следующие счета:

  • N 40823 "Номинальные счета опекунов или попечителей, бенефициарами по которым являются подопечные";
  • N 40824 "Счета эскроу физических лиц (депонентов) по сделкам купли-продажи недвижимого имущества";
  • N 60118 "Акции, паи, переданные без прекращения признания" для учета акций, паев, переданных контрагентам по операциям, совершаемым на возвратной основе.

Скорректированы наименования некоторых счетов, в том числе N N 40705, 916, 917.

Уточнен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета процентных доходов по долговым обязательствам.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 22.06.2015 N 3685-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Беспошлинный режим торговли с Арменией российским природным газом, нефтепродуктами и необработанными природными алмазами продлен до 31 декабря 2015 года

Россией ратифицирован соответствующий протокол к соглашению с Арменией о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов, подписанный 26 декабря 2014 года в Москве.

Ранее данным соглашением было предусмотрено освобождение от вывозных таможенных пошлин вышеуказанных товаров, поставляемых из России в Армению в объемах внутреннего потребления, утвержденных в составе индикативных балансов, до 31 декабря 2014 года.

(Федеральный закон от 29.06.2015 N 163-ФЗ "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения от 2 декабря 2013 года")


Вернуться в начало


Правовые новости

Для обществ с ограниченной ответственностью введена возможность действовать на основе типового устава

Типовые уставы утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Общее собрание учредителей общества с ограниченной ответственностью имеет право принять решение о том, что общество будет действовать на основании такого типового устава. Для целей регистрации юридического лица, действующего на основе типового устава, в регистрирующий орган представлять устав ни в бумажной, ни в электронной форме не требуется. Индивидуальные сведения о конкретном юридическом лице будут содержаться только в ЕГРЮЛ.

Отметим, что для обществ с ограниченной ответственностью сохраняется возможность разработки своих уставов, которые именуются "уставами, утвержденными учредителями (участниками) общества".

Кроме того, общество может переходить с типового устава на индивидуальный и наоборот в любой момент своей деятельности.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Часть положений вступает в силу с 1 января 2016 года.

(Федеральный закон от 29.06.2015 N 209-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов")

Изменены критерии малых и средних предприятий

Реализация инвестиционных или инновационных проектов предполагает учреждение совместных предприятий либо вложение ресурсов в уставный (складочный) капитал действующих предприятий. В то же время при превышении требования к структуре уставного (складочного) капитала такие предприятия теряют статус субъекта МСП и, следовательно, не могут пользоваться предусмотренными в отношении субъектов МСП преференциями, а также принимать участие в реализуемых программах поддержки.

В соответствии с рекомендациями Комиссии Европейского союза от 06.05.2003, касающимися общеевропейских критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП, ограничения по структуре капитала не распространяются на случаи участия в капитале МСП иностранных юридических лиц. В этой связи принятым законом увеличивается порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном (складочном) капитале субъектов МСП с 25% до 49%; статусом субъекта МСП наделяются организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 335-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", вне зависимости от доли участия в уставном (складочном) капитале таких организаций иных юридических лиц (как иностранных, так и российских), а также юридические лица, доля участия в уставном (складочном) капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества, образованного в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2011 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе", вне зависимости от размера указанной доли.

Также законом предусматривается создание Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

(Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации")

Принят новый закон о стандартизации

Установлены, в частности:

  • организационные и правовые основы национальной системы стандартизации, урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, внесении изменений, отмене и применении документов по стандартизации;
  • определены основные понятия, цели и принципы стандартизации, сфера регулирования, основные направления государственной политики в сфере стандартизации, виды документов по стандартизации, требования к ним, порядок их разработки и правила применения;
  • процедура создания технических комитетов по стандартизации, порядок разработки и утверждения национальных стандартов и предварительных национальных стандартов.

Предусматривается проведение публичных обсуждений проектов национальных стандартов с правом участия в них всех заинтересованных лиц, обязанность Росстандарта размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечни национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в размещенных нормативных правовых актах.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (отдельные положения - с 1 июля 2016 года).

(Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации")

Причина отказа в заключении трудового договора должна быть доведена в письменной форме до сведения заинтересованного лица в семидневный срок

Ранее было установлено, что по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме, при этом срок, в течение которого работодатель обязан предоставить такой письменный ответ, законодательно не предусмотрен.

В связи с этим, часть пятая статьи 64 Трудового кодекса РФ изложена в новой редакции, согласно которой по письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.

(Федеральный закон от 29.06.2015 N 200-ФЗ "О внесении изменения в статью 64 Трудового кодекса Российской Федерации")

Поправками в Трудовой кодекс РФ предусмотрены дополнительные гарантии для беременных женщин

Так, в частности, установлено, что в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска.

(Федеральный закон от 29.06.2015 N 201-ФЗ "О внесении изменений в статьи 84.1 и 261 Трудового кодекса Российской Федерации")

Признание несостоятельным (банкротом) гражданина отнесено к компетенции арбитражного суда

Федеральным законом внесены многочисленные поправки в законодательные акты, связанные в том числе с урегулированием процедур банкротства гражданина. Поправки внесены, в частности, в ГК РФ, АПК РФ, федеральные законы "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и некоторые другие.

Так, поправками, в частности:

  • определен порядок признания арбитражным судом гражданина банкротом, уточнены процедуры, применяемые в деле о банкротстве гражданина-должника, особенности рассмотрения дела о банкротстве гражданина в случае его смерти и особенности регулирования банкротства индивидуальных предпринимателей;
  • установлена административная ответственность гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в частности, за фиктивное или преднамеренное банкротство (предусмотрен штраф в размере до 3000 рублей), за неправомерные действия при банкротстве.

Также Федеральным законом установлены особенности рассмотрения дел о банкротстве, которые на день принятия в РФ Республики Крым и г. Севастополя находились в производстве хозяйственных судов, действовавших на данных территориях, а также особенности приобретения членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих гражданами РФ, проживающими в Крыму и Севастополе. Так, в частности, предусмотрено, что по результатам рассмотрения вопроса о принятии решения о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления, а при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления выносит определение о введении внешнего управления, если есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. При наличии признаков банкротства и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений (в частности, отдельные положения, связанные с процедурами банкротства гражданина, вступают в силу с 1 октября 2015 года). Федеральный закон содержит переходные положения, связанные с вступлением в силу его норм.

(Федеральный закон от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Значительно увеличен размер уголовного штрафа за незаконные собирание и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Так, предельный размер штрафа за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом, увеличен с 80 тысяч до 500 тысяч рублей.

Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, повлекут уголовную ответственность в виде штрафа 1 млн. рублей вместо 120 тысяч, установленных ранее.

И наконец, за те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, установлен штраф в размере 1,5 млн. рублей (ранее 200 тысяч рублей).

Иные санкции за вышеуказанные деяния (в том числе исправительные работы или лишение свободы) не изменились.

(Федеральный закон от 29.06.2015 N 193-ФЗ "О внесении изменений в статью 183 Уголовного кодекса Российской Федерации")


Вернуться в начало


Законопроекты

Принят закон о запрете проверок малого бизнеса

Госдума приняла в окончательном чтении законопроект № 814738-6 об установлении запрета на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Как сообщает пресс-служба Госдумы, законом устанавливается запрет на осуществление с 1 января 2016 года в течение трех лет плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трех лет не выявлено нарушений.

Запрет на проведение плановых проверок устанавливается в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи четвертой Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства.


Вернуться в начало


Судебная практика

Отсутствие в накладных дат передачи и принятия товара не препятствует вычетам НДС

ООО "А" (продавец) и ООО "М" (покупатель) заключили договор купли-продажи бывшего в употреблении оборудования. Договором была предусмотрена доставка за счет продавца, а покупатель должен был произвести монтаж и пусконаладку оборудования своими силами и за свой счет. Стороны подписали акты о приеме-передаче объектов основных средств, и ООО "М" заявило вычет в налоговой декларации по НДС. В подтверждение компания представила договор купли-продажи, счет-фактуру, товарную накладную, акты приема-передачи основных средств, документы об оплате.

Позднее оборудование было передано в аренду ООО "И".

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, доначислила налог, пени и штраф, решив, что действия компании были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Инспекция сослалась на частичную оплату оборудования, отсутствие в товарной накладной даты передачи и принятия товара. Инспекция также установила взаимозависимость ООО "А", "М" и "И" и обнаружила, что оборудование как до оформления сделки купли-продажи, так и после не перемещалось, а находилось по одному адресу.

Суд первой инстанции признал решение инспекции законным.

Апелляция отменила его решение, признав сделку реальной. Тот факт, что спорное оборудование не перемещалось, по мнению суда, не свидетельствует об отсутствии реальных хозопераций. Факт неоплаты товара подлежит разрешению в рамках гражданско-правового спора между контрагентами и также не является основанием для отказа в предоставлении вычетов по НДС.

Кроме того, инспекция не установила, каким образом наличие взаимозависимости повлияло на заключение договоров о поставки и аренды и привело к необоснованному заявлению вычетов по НДС.

Кассация (Ф07-2297/2015 от 22.05.2015) согласилась с выводами апелляции, отметив в отношении отсутствия дат в накладных следующее: "наличие неточностей в товарно-транспортной накладной не свидетельствует об отсутствии доказательств исполнения договора поставки и получения заявителем спорного товара".

(дело № А52-1547/2014)

Импортный НДС принимается к вычету не ранее периода его уплаты, напомнили суды

В июле 2013 года ООО (покупатель) заключило с ОАО (Республика Беларусь) (продавец) контракт на поставку товара. Товар принят на учет в декабре 2013 года, и ООО заявило вычет в налоговой декларации по НДС за 4 квартал.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в налоговых вычетах, доначислила налог, пени и штраф, указав на неправомерность вычета, поскольку налогоплательщик не выполнил необходимое условие, предусмотренное статьями 171 и 172 НК, а именно не уплатил "ввозной" налог в 4 квартале 2013 года. Налог был уплачен в 1 квартале 2014 года.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным и разъясняют, что порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров, регламентируется протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе". На основании пункта 11 статьи 2 протокола суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары.

Согласно нормам статей 171 и 172 НК вычетам подлежат только суммы налога, фактически уплаченные покупателями при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг). Принятие суммы налога к вычету по товарам, ввозимым на территорию РФ, без фактической уплаты налога в бюджет действующее законодательство не предусматривает.

Данный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в письме Минфина от 17.08.2011 № 03-07-13/01-36, согласно которым право на вычет НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ с территории Республики Беларусь, возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации.

Судами (постановление кассации Ф04-20132/2015 от 26.06.2015) установлено, что в данном случае налог уплачен в январе 2014 года, следовательно, истец неправомерно отнес спорную сумму в состав вычетов 4 квартала 2013 года. При этом не имеет значения обстоятельство, что на момент исчисления НДС и подачи налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2013 года (20 января 2014 года) ввозной НДС был уплачен.

(дело № А27-20876/2014)

Доначисление налога исходя из оборотно-сальдовых ведомостей суды сочли неправомерным

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, установив расхождение суммовых значений, содержащихся в оборотно-сальдовых ведомостях, с данными налоговых деклараций.

Кроме того, инспекция исключила из состава расходов суммы, уплаченные физлицам по договорам подряда. Инспекция установила, что компанией были заключены договоры с тремя предпринимателями (двое из которых являлись бухгалтером и главным инженером компании), а физлица у них работали, и решила, что договоры подряда были формальными.

Суд первой инстанции признал решение инспекции законным.

Апелляция отменила его решение, указав на положения учетной политики компании, в соответствии с которой затраты, отраженные по дебету счета 20 "Основное производство", ежемесячно списываются в дебет субсчета второго порядка 90.2 "Себестоимость продаж", а затраты по счету 26 "Общехозяйственные расходы" - в дебет субсчета второго порядка 90.8 "Управленческие расходы". Инспекция в ходе проверки не учла счет 90.8, решив, что эти затраты уже отнесены на счет 90.2 через 20 счет, на что и указал суд.

Суд пояснил, что в данной ситуации инспекция должна была исследовать регистры бухгалтерского и налогового учета. Однако, налоговый орган руководствовался оборотами, сформированными в оборотно-сальдовых ведомостях, анализом счетов и карточек счета, а не данными, заявленными в декларации, или главных книг, или первичных документах. Полный объем первичной документации инспекция не анализировала.

По эпизоду о договорах подряда с физлицами апелляция установила, что непосредственно в период их заключения спорные лица не работали у предпринимателей. При этом в ходе допроса они подтвердили выполнение работ для налогоплательщика.

Кассация (Ф06-24944/2015 от 26.06.2015) согласилась с выводами апелляции, оставив ее решение в силе.

(дело № А12-23763/2014, А12-23764/2014)

К гражданам Республики Беларусь могут применяться правила налогообложения, установленные для налоговых резидентов Российской Федерации

Конституционный Суд РФ признал пункт 2 статьи 207 и статью 216 Налогового кодекса РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ гражданам Республики Беларусь при обложении налогом на доходы физических лиц вознаграждения за работу по найму, полученного ими в период нахождения на территории Российской Федерации, в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов Российской Федерации, в соответствии с условиями, предусмотренными международным договором, несмотря на отсутствие у них по итогам налогового периода статуса налогового резидента Российской Федерации.

Конституционный Суд, в частности, указал, что при выборе нормы международного договора необходимо учитывать не только положения Протокола от 24 января 2006 года к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года, но и положения Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29 мая 2014 года), в рамках которого была достигнута договоренность о безусловном распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств - членов Евразийского экономического союза, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах - членах данного Союза.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 16-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Беларусь С.П. Лярского")


Вернуться в начало


Прочее

Наличие "бумажной" копии ЭТД, подтверждающей ввоз товаров на территорию РФ, не препятствует реализации права на вычет сумм НДС, уплаченных декларантом по ввезенным товарам

При таможенном декларировании товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, взаимодействие декларантов с таможенными органами осуществляется посредством электронного обмена информацией.

После выпуска (условного выпуска) или отказа в выпуске товаров декларанту направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое решение по декларации на товары.

При этом таможенные органы по обращению декларанта распечатывают копии ЭДТ на бумажных носителях.

С учетом изложенного сообщается, что наличие у налогоплательщика копии ЭТД на бумажном носителе не препятствует реализации его права на вычет сумм НДС, уплаченных таможенным органам по ввезенным товарам.

(Письмо ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11190@ "О направлении письма Минфина России")

Как влияет выдача работникам бланков трудовых книжек на НДС и налог на прибыль

ФНС указала, что операции по выдаче работодателем работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и, соответственно, объектом налогообложения НДС.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.

Согласно Правилам, обеспечение бланками трудовых книжек и вкладышами в нее работодателей осуществляются на платной основе. При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение.

Поэтому оплата, взимаемая работодателем при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее, подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом поскольку обязанность работодателя приобретать бланки трудовых книжек (вкладыши в них) обусловлена подзаконным актом, затраты работодателя по приобретению указанных бланков являются обоснованными и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, если доходы в виде сумм платы, взимаемой работодателем с работника в оплату бланков трудовых книжек (вкладышей в них), не превышают расходы на приобретение указанных бланков, то налогооблагаемой прибыли не возникает.

(Письмо ФНС России от 23 июня 2015 г. N ГД-4-3/10833@, Письмо Минфина от 16.08.2013 N 03-03-5/33508)

ФНС России разъяснен порядок определения налоговой базы по НДС при реализации страховыми организациями поврежденных автомобилей

Сообщается, в частности, следующее:

  • при реализации автомобилей, приобретенных у физлиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом НДС и ценой приобретения указанных автомобилей;
  • при реализации поврежденных автомобилей, полученных от страхователей - юридических лиц, отказавшихся от прав на эти автомобили, налоговую базу следует определять в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 20.05.2015 N ГД-4-3/8429@ "О порядке применения налога на добавленную стоимость при реализации страховой организацией поврежденных автомобилей, права на которые были переданы ей физическими лицами и организациями")

Когда применять "антикризисную" ставку НДС по ж/д перевозкам?

В апреле 2015 г. в НК РФ были внесены изменения, согласно которым до 31 декабря 2016 г. разрешено применять нулевую ставку НДС в отношении услуг по ж/д перевозкам пассажиров в пригородном сообщении.

Одновременно до 1 января 2017 г. приостановлено действие освобождения от налога в отношении данных услуг (при соблюдении ряда условий).

Разъяснено, что речь идет об операциях, совершенных с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. включительно.

При составлении декларации временно (до внесения изменений в порядок ее заполнения) рекомендуется применять код операции 1011417.

(Письмо ФНС России от 25 июня 2015 г. № ГД-4-3/11067@ "О налоге на добавленную стоимость")

НДС: о применении кодов операций при заполнении книги покупок

Разъяснено какой код операции следует указывать в графе 2 книги покупок при регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами покупателям по приобретенным товарам, работам, услугам, имущественным правам, если объекты использовались в отношении операций по реализации товаров на экспорт, в т. ч. в государства-члены ЕАЭС.

Нужно использовать код 01.

При регистрации счетов-фактур в книге покупок в отношении сумм НДС, ранее восстановленных при совершении операций, облагаемых по нулевой ставке, рекомендуется указывать код 25.

(Письмо ФНС России от 26 июня 2015 г. № ГД-4-3/11145@ "О применении кодов операций")

К дивидендам относится не только доход, полученный акционером при распределении прибыли по принадлежащим ему акциям, но и аналогичный доход, полученный участником общества по принадлежащим ему долям

Также Минфин России указал, что при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащей участнику ООО доле, сумма налога, подлежащая удержанию, определяется налоговым агентом в порядке и по формуле, определенной для дивидендов, согласно пункту 5 статьи 275 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11052@ "О налогообложении доходов от долевого участия в других организациях")

Родительская плата, взимаемая за содержание ребенка в дошкольных учреждениях, является выручкой от оказания услуг и не может быть признана целевым поступлением, не подлежащим налогообложению

Для признания поступивших средств целевыми поступлениями необходимо, чтобы указанные поступления производились на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности безвозмездно.

Средства считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя встречной обязанности выполнить работы или оказать услуги.

Родительская плата вносится за присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В связи с чем не является безвозмездно полученной и, следовательно, не признается целевым поступлением в целях главы 25 НК РФ.

Разъяснены также условия применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, налоговой ставки по налогу на прибыль 0 процентов в соответствии со статьей 284.1 НК РФ (организация должна осуществлять образовательную деятельность, включенную в перечень, утвержденный Правительством РФ, а также соответствовать критерию в части соблюдения установленной доли доходов от образовательной деятельности и др.)

(Письмо ФНС России от 01.07.2015 N ГД-4-3/11408@ "О налогообложении прибыли образовательных НКО")

При приобретении у инофирмы акций с недвижимостью в РФ надо удержать налог

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 309 НК доходы иностранной организации, деятельность которой не ведется через постоянное представительство в РФ, от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимости в РФ, относятся к доходам данной иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом. Это относится и к финансовым инструментам, производным от таких акций (долей), а исключение составляют акции, признаваемые обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ введен пункт 1.1 статьи 309 НК. Согласно данной норме, доходы, указанные в подпунктах 1 - 4 и 6 - 10 пункта 1 статьи 309 НК, подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты дохода.

Однако пунктом 2 статьи 309 НК установлено, что, доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

То есть, исходя от обратного, данная норма устанавливает обязанность российской организации облагать налогом у источника доходы, полученные иностранной организацией.

Кроме того, статья 310 НК, определяющая особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, удерживаемого налоговым агентом, не исключает подпункт 5 пункта 1 статьи 309 НК.

Исходя из системного толкования норм НК российская организация, выплачивающая в пользу иностранной организации доход, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 309 НК, должна исчислять и удерживать налог при каждой выплате таких доходов.

(Письмо ФНС России от 22 июня 2015 г. N ГД-4-3/10791@, Письмо Минфина России от 8 июня 2015 г. N 03-08-13/33142)

Доходы от продажи жилья, подлежащие налогообложению НДФЛ, уменьшаются на суммы процентов по целевым займам (кредитам), фактически использованным на его приобретение

Вместо имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением реализованного имущества.

К указанным расходам относятся также затраты на погашение процентов по целевым займам (кредитам) на приобретение жилья.

(Письмо ФНС России от 22.06.2015 N БС-4-11/10707@ "О порядке определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц")

В случае утраты права на применение ПСН подлежащий доплате в бюджет НДФЛ может быть уменьшен на сумму налога, уплаченного в связи с применением ПСН

Основания, по которым налогоплательщик утрачивает право на применение ПСН, перечислены в пункте 6 статьи 346.45 НК РФ.

За период, в котором утрачено право на применение ПСН, суммы налогов уплачиваются, в частности, в соответствии с общим режимом налогообложения (без начисления пени).

При этом индивидуальный предприниматель исчисленную по итогам налогового периода сумму НДФЛ вправе уменьшить на сумму налога, уплаченного ранее при приобретении патента.

(Письмо ФНС России от 23.06.2015 N БС-4-11/10858@ "Об учете сумм патента при исчислении налога на доходы физических лиц")

Вправе ли НКО применять ЕНВД?

Рассмотрен вопрос о том, вправе ли некоммерческие организации (НКО) применять ЕНВД.

Такие юрлица могут быть созданы в т. ч. форме некоммерческих партнерств. Они вправе заниматься бизнесом, если это соответствует уставным целям. Исключение - приобретен статус СРО.

ЕНВД может применяться в т. ч. при розничной торговле, при оказании услуг автотранспорта, общепита, при распространении наружной рекламы. Существуют условия и ограничения для перехода на данный режим.

При этом нет прямого запрета на применение ЕНВД некоммерческими организациями.

Организации переходят на специальный режим налогообложения добровольно.

Согласно ранее доведенным разъяснениям Минфина России некоммерческие организации, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные НК РФ, и перешедшие на ЕНВД, при соблюдении условий и ограничений могут быть признаны плательщиками налога.

(Письмо ФНС России от 29 июня 2015 г. № ГД-4-3/11277@ "О применении ЕНВД некоммерческими организациями")

ФНС России подготовлена подробная информация о торговом сборе, введенном на территории Москвы с 1 июля 2015 года

Плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории введения торгового сбора, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества.

От уплаты сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, и налогоплательщики, применяющие ЕСХН, в отношении соответствующих видов деятельности.

Разъяснены также следующие вопросы:

  • постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе (в частности, постановка на учет осуществляется: по месту нахождения объекта недвижимого имущества; по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) в случаях осуществления торговли через объекты нестационарной торговой сети);
  • осуществление налоговыми органами контроля за правильностью отражения информации в уведомлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора (в том числе на предмет правомерности применения освобождения от торгового сбора, выявления в расчете сумм торгового сбора ошибок (искажений));
  • порядок исчисления и уплаты сумм торгового сбора, а также порядок учета уплаченных сумм сбора при исчислении иных налогов;
  • ответственность плательщиков сбора;
  • рассмотрение жалоб плательщиков торгового сбора (жалоба на акт уполномоченного органа о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, а также на действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа рассматривается согласно требованиям Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

(Письмо ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ "О торговом сборе")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.