Мониторинг изменений за период 16.04.18 - 22.04.18

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Внесены уточнения в перечень технологического оборудования, при ввозе которого на территорию РФ НДС не взимается

Речь идет о новой редакции позиции, классифицируемой кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8477 10 000 0. Предусматривается, что внесенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 16 декабря 2017 года.

(Постановление Правительства РФ от 17.04.2018 N 455 «О внесении изменения в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»)

На территории РФ вводятся в действие три новых документа МСФО

Признаны для применения на территории Российской Федерации:

  • МСФО «Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2015 - 2017 гг.»;
  • МСФО «Долгосрочные вложения в ассоциированные организации и совместные предприятия (Поправки к МСФО (IAS) 28)»;
  • МСФО «Условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением (Поправки к МСФО (IFRS) 9)».

Поправки вносятся в:

  • МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» (организация должна применять указанные поправки в отношении объединения бизнесов, для которого дата приобретения совпадает или наступает после начала первого годового отчетного периода, начинающегося 1 января 2019 года или после этой даты. Допускается досрочное применение);
  • МСФО (IFRS) 11 «Совместное предпринимательство» (организация должна применять указанные поправки в отношении сделок, в рамках которых она получает совместный контроль и дата которых совпадает или наступает после начала первого годового отчетного периода, начинающегося 1 января 2019 года или после этой даты. Допускается досрочное применение);
  • МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» (организация должна применять данные поправки в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2019 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. При первом применении настоящих поправок организация должна применять их к налоговым последствиям в отношении дивидендов, признанных на дату начала самого раннего сравнительного периода или после этой даты);
  • МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям» (организация должна применять указанные поправки в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2019 года или после этой даты. Допускается досрочное применение).

(Приказ Минфина России от 27.03.2018 N 56н «О введении документов Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации», зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2018 N 50779)

Утверждены изменения в План счетов бухгалтерского учета организаций госсектора

Поправки связаны с введением в действие с 1 января 2018 года федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Проектом изменяются наименования отдельных счетов (например, счет 10107 «Библиотечный фонд» переименован в «Биологические ресурсы»), исключен счет 10240 «Материальные запасы - предметы лизинга», 10740 «Предметы лизинга в пути», а также включен ряд новых счетов, в том числе 10690 «Вложения в имущество концедента», 11100 «Права пользования имуществом», 11400 «Обесценение нефинансовых активов».

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Приказ Минфина России от 31.03.2018 N 64н «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» и признании утратившими силу отдельных положений приказов Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения Единого плана счетов бухгалтерского учета»)

СТАТИСТИКА

За субъектами официального статистического учета закреплены полномочия по созданию, эксплуатации и развитию системы государственной статистики

Данное дополнение внесено в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Напомним, что к субъектам официального статистического учета относятся федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Банк России, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ.

(Федеральный закон от 18.04.2018 N 74-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»)

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

С 1 октября 2018 года вводится порядок представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом

Порядок определяет состав предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу водным транспортом, лиц, которые обязаны или вправе представлять такую информацию, сроки ее представления, а также случаи, когда предварительная информация может не представляться.

Порядок не применяется в отношении товаров, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом и железнодорожным транспортом с использованием паромов.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.04.2018 N 51 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом»)

С 1 октября 2018 года вводится порядок регистрации предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС

Настоящим Приказом установлено, в частности, следующее:

  • регистрация предварительной информации осуществляется таможенным органом государства - члена ЕАЭС посредством информационной системы таможенного органа без участия должностных лиц таможенного органа в случае отсутствия оснований для отказа, предусмотренных пунктом 10 статьи 11 ТК ЕАЭС;
  • если предварительная информация содержит номер таможенной декларации, присвоенный информационной системой таможенного органа при предварительном таможенном декларировании, проверка состава сведений, указанных в предварительной информации, осуществляется с учетом сведений, содержащихся в такой декларации;
  • предварительная информация регистрируется путем присвоения ей регистрационного номера (приводится схема формирования регистрационного номера);
  • дата и время присвоения предварительной информации регистрационного номера, дата и время отказа в регистрации предварительной информации фиксируются информационной системой таможенного органа;
  • после присвоения предварительной информации, представленной перевозчиком или лицом, действующим по поручению перевозчика, регистрационного номера таможенные органы публикуют сведения о таком номере, а также иные сведения, необходимые для идентификации предварительной информации, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Указанные сведения доступны в течение 30 календарных дней с даты их опубликования.

Лицу, представившему предварительную информацию, направляется сообщение, содержащее регистрационный номер предварительной информации, дату и время его присвоения либо причину, дату и время отказа в регистрации предварительной информации. Срок направления указанного сообщения не должен превышать 15 минут с момента получения информационной системой таможенного органа предварительной информации.

Предусматривается, что в случае повторного представления предварительной информации в связи с выявленными лицом, представившим такую информацию, несоответствиями между сведениями, содержащимися в предварительной информации, которой присвоен регистрационный номер, и сведениями, указанными в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах, такой информации присваивается новый регистрационный номер. Ранее присвоенный регистрационный номер считается недействительным.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.04.2018 N 52 «О порядке регистрации предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза»)

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Совет Федерации одобрил учет в расходах стоимости турпутевок для работников

Совфед одобрил законопроект № 162100-7 о внесении изменений в статьи 255 и 270 НК, внесенный ранее членами Совета Федерации и поддержанный кабмином с определенными оговорками.

Законопроект разрешает организациям учитывать в расходах оплату услуг организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ, если такие услуги оказаны в пользу работников организации и членов их семей (в том числе дети до 18 лет, дети-студенты до 24 лет).

В указанные услуги предлагается включать проезд, проживание (в том числе питание, если оно включено в стоимость путевки), услуги по санаторно-курортному обслуживанию, экскурсии. При этом установлен потолок в 50 тысяч рублей в год на одного человека – на каждого работника и на каждого члена его семьи.

Соответствующее исключение вносится в перечень не учитываемых расходов.

Названные расходы будут учитываться в пределах норматива – в совокупности с расходами на добровольное личное страхование и на оплату медуслуг расходы на турпутевки должны укладываться в 6% от фонда оплаты труда.

Совфед освободил доходы волонтеров от уплаты НДФЛ

Доходы волонтеров, полученные при осуществлении благотворительной и добровольческой деятельности с 1 января этого года, освобождаются от НДФЛ. Такой закон одобрил сегодня Совет Федерации.

Действие закона распространяется на доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ или услуг. К таким доходам будут относиться выплаты, полученные на возмещение расходов при покупке форменной одежды, наем жилого помещения, проезд к месту осуществления добровольческой деятельности и обратно, на питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование. Кроме того, от налога будут освобождены и доходы, полученные волонтерами в натуральной форме - также на цели, связанные с добровольческой деятельностью.

Следует также напомнить, что с 1 мая начнет действовать закон, который закрепил статус добровольцев и четко определил их права. 

Сенаторы отменили НДФЛ на выплаты семьям с детьми

Совет Федерации одобрил в третьем чтении закон, который освобождает от НДФЛ выплат на детей.

Налог не будет взиматься с ежемесячной выплаты семьям в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и ежемесячной выплаты из средств материнского капитала в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка. Средний размер выплаты на ребенка составит в 2018 г. 10 тыс. 523 руб., в 2019 г. — 10 тыс. 836 руб., в 2020 г. — 11 тыс. 143 руб.

На прошлой неделе Госдума приняла соответствующий законопроект в третьем чтении.

В положение о ФНС внесут изменения

Минфин опубликовал проект поправок в Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.

Положение дополнится пунктом, согласно которому к полномочиям ФНС относится выдача свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов.

Внесение данных изменений обусловлено необходимостью приведения Положения о ФНС в соответствие со статьей 179.6 НК, отмечается в пояснительной записке к проекту.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Отсутствие ИНН нотариуса в заявлении – основание для отказа в регистрации закрытия ИП

Предприниматель в адрес ИФНС по почте направил документы о прекращении деятельности: заявление по форме Р26001 и квитанцию на оплату госпошлины. Заявление было заверено нотариально.

Однако инспекция отказала в регистрации прекращения деятельности заявителя в качестве ИП. Налоговая сочла, что при заполнении формы Р26001 был нарушен пункт 2.20.6 требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приказ ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@): не был указан ИНН нотариуса.

Предприниматель не согласился с решением ИФНС и обратился в суд, сославшись на то, что заявление содержало информацию об ИНН нотариуса в оттиске его печати. Отметим, что это дело было включено в обзор ФНС судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 1 (2018). Обзор оформлен письмом ФНС от 29 марта 2018 года № ГД-4-14/5962@.

Ни суд первой инстанции, ни апелляция (15АП-18546/2017) не поддержали заявителя жалобы.

Судьи пришли к мнению, что наличие ИНН в печати нотариуса не исключает обязательных требований к содержанию заявления - указанию ИНН лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя, в разделе 4. Исходя из требований законов «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» необходимым условием проведения госрегистрации является не только представление всех необходимых документов, но и достоверность заявленной информации.

(дело А53-19615/2017)

Директора подрядчика и субподрядчика запутались, кто принимал работы: сделка формальна

ООО «М» занималось общестроительными и отделочными работами, как самостоятельно, так и привлекая субподрядчиков. Компания отразила в учете привлечение ООО «В» и заявила вычеты в декларации по НДС.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычетах, установив, что контрагент необходимых для выполнения работ ресурсов (транспорта, техники, работников) не имел. Денежные средства за субподрядные работы частично уплачивались контрагенту, частично по его письменной просьбе перечислялись ООО «Э», «К» и «Т», а затем погашались взаимозачетом. При этом средства, полученные от налогоплательщика, контрагент перебрасывал на счета фирм, зарегистрированных на формальных учредителей и руководителей, а в дальнейшем эти деньги обналичивались.

В доказательство реальности сделок компания ссылается на показания руководителя контрагента и ряда других свидетелей, которые подтвердили выполнение работ силами субподрядчика.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, отклонив эти показания. Руководитель контрагента не смог указать, как образовалась задолженность перед ООО «Э», «К» и «Т», не смог назвать бухгалтера ООО «В» в период проведения спорных работ. Показания двух директоров – контрагента и налогоплательщика – разошлись в части лиц, контролирующих и принимавших работы. Первый назвал Александра, Валентина, Геннадия, а второй – полные фамилию, имя и отчество другого человека.

Суды учли, что ООО «Э», «К» и «Т» ресурсами для выполнения работ не располагали, а их руководители и учредители ведение деятельности от имени компаний отрицают. Установлен ряд неточностей при перечислении денежных средств по письмам ООО «В» (суммы в поручениях не соответствуют суммам в актах взаимозачетов, первое письмо-поручение составлено до того, как возникли какие-либо права и обязанности между налогоплательщиком и контрагентом). 

Суды (постановление кассации Ф06-30062/2018 от 06.04.2018) отклонили довод налогоплательщика о том, что налоговики в решении допустили неточность в формулировке о перечислении ООО «М» денежных средств на основании актов взаимозачета. На самом деле денежные средства в адрес третьих лиц перечислялись истцом на основании писем-поручений. Однако эта неточность не свидетельствует о неправильном применении норм, решили суды.

(дело № А12-12313/2017)

Привлечение строительных бригад под видом ООО и нал: перспектива вычетов нулевая

АО (заказчик) и ООО (подрядчик) заключили договоры на ремонт фасада, кровли и производственных помещений. АО заявило вычеты по НДС, представив в подтверждение договоры, счета-фактуры, акты о приемке выполненных работ и справки об их стоимости.

По результатам камеральной проверки ИФНС в вычетах отказала, установив, что у контрагента отсутствовали трудовые и производственные ресурсы, необходимые для исполнения договоров, и расходы, соответствующие ведению реальной деятельности. Денежные средства, поступившие на расчетный счет контрагента от налогоплательщика, систематически перечислялись на счета одних и тех же физлиц. Согласно результатам почерковедческой экспертизы подписи в счетах-фактурах от имени ООО выполнены неустановленным лицом.

Инспекция установила, кто фактически выполнял работы. Это была бригада строителей-физлиц. Они отрицали трудоустройство в ООО и пояснили, что оплату за выполненные работы получали от бригадира «на руки».

Компания настаивает, что проявила должную осмотрительность при выборе контрагента – отбор проводился в соответствии с регламентом компании о проверке контрагентов на благонадежность. Контрагент являлся действующей фирмой, оказывающей услуги не только АО.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, отметив, что никто из должностных лиц налогоплательщика лично не встречался и не общался с руководителем контрагента. Он, в свою очередь, пояснил, что своих работников (бригады) у него не было, своими силами ничего не выполнял, ответственным за работы был К., на территории истца ни разу не был, никого из работников не помнит.

Суды (постановление кассации Ф01-1101/2018 от 09.04.2018) признали, что компанией создан формальный документооборот с целью применения вычета НДС. Фактически работы выполнялись физлицами без оформления договоров. НДС с выполненных работ не исчислен и не уплачен в бюджет.

(дело № А43-11628/2017)

ИФНС доказала невозможность доставки – суды отказали в вычете по приобретению товара

ЗАО отразило в учете приобретение нефтепродуктов у ООО и заявило вычет в декларациях по НДС за 2, 3 и 4 кварталы 2014 года. В подтверждение были представлены книги покупок, счета-фактуры, договор купли-продажи нефтепродуктов.

По результатам выездной проверки инспекция доначислила НДС, пени и штраф, установив, что ООО зарегистрировано в феврале 2014 года, то есть незадолго до заключения договора купли-продажи, и реорганизовано в форме присоединения к третьему лицу в июле 2015 года. Последнее ликвидировано в октябре 2015 года. Инспекция направила запрос в ГИБДД на предмет наличия у ООО свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов. В ответ было получено сообщение, что до ноября 2015 года транспортные средства за ООО не регистрировались, свидетельств не выдавалось. Маршруты перевозки опасных грузов в управлении госавтодорожного надзора не согласовывались. Таким образом, ООО самостоятельно доставить нефтепродукты не могло.

Компания обратилась в суд, поясняя, что для перевозки грузов ООО привлекало предпринимателя, что подтверждается договором на перевозку грузов.

Суды трех инстанций проверили наличие у предпринимателя возможности доставки нефтепродуктов. Установлено, что необходимые для перевозки опасных грузов разрешения и свидетельства ИП не выдавались.

В решении кассации (Ф05-3965/2018 от 09.04.2018) указано: «обстоятельства перевозки товара, источник и основания получения которых документально не оформлены, не являются основанием считать товар приобретенным для целей налогообложения у конкретного поставщика по представленным на проверку документам».

(дело № А41-12716/2017)

«Левый» оценщик, привлеченный ИФНС, избавил фирму от доначислений, несмотря на схему

В декабре 2012 года ООО «А» продало ООО «Т» нежилые помещения за 12 млн рублей. Затем последнее продало имущество с небольшой наценкой предпринимателю, который реализовал помещения ООО «М» почти за 19 млн рублей. При этом сделки проведены в короткий промежуток времени, присутствует взаимозависимость участников цепочки (ООО «Т» создано водителем транспортного цеха ООО «А», этот же водитель был формальным руководителем ООО «Т»; ИП является матерью руководителя ООО «А»). При этом ООО «Т» ресурсов для ведения деятельности не имело, сдавало нулевую отчетность и доход от сделки получило минимальный. Расчет по сделке проведен за счет средств, полученных от предпринимателя.

По результатам выездной проверки ООО «А» инспекция доначислила НДС, налог на прибыль, пени и штраф, исходя из рыночной стоимости имущества, определенной на основании отчета оценщика.

Суды трех инстанций признали, что действия компании привели к обходу положений пункта 2 статьи 153 и пункта 2 статьи 249 НК, согласно которым при определении налоговых баз по НДС и налогу на прибыль должны учитываться все поступления от реализации товаров. Согласно экспертизе рыночная цена помещений составляла более 27 млн рублей. 

Однако экспертиза была проведена в нарушение норм НК и закона «Об оценочной деятельности» лицом, не указанным в постановлении о назначении экспертизы, в договоре об оказании экспертных услуг и не являющимся субъектом профессиональной оценочной деятельности. К тому же, экспертами использована информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов, не отвечающая требованиям достоверности и доступности, поскольку аналогичных сделок не установлено.

В итоге суды (постановление кассации Ф04-845/2017 от 09.04.2018) отменили решение инспекции, посчитав существенными нарушения при экспертизе.

(дело № А03-19356/2015)

Суды не дали уйти от НДС, подменив реализацию передачей имущества в уставной капитал

ОАО имело лицензию на право пользования недрами с целью добычи формовочных песков, действительную до 2032 года. В июле 2011 года ОАО приняло решение об учреждении ООО с уставным капиталом 10 тысяч рублей и о передаче ему лицензии, прав на добычу и имущества, стоимость которого превысила 100 млн рублей. При этом ОАО восстановило суммы НДС, ранее принятые к вычету, в том числе по основным средствам и имущественным правам. В 2012 году доли в уставном капитале ООО проданы третьей организации – ЗАО – за 115 млн рублей.

По результатам выездной проверки ОАО инспекция доначислила НДС, пени и штраф, указав на создание схемы по подмене реализации имущества, облагаемой НДС, операцией по передаче имущества в качестве вклада в уставный капитал дочерней фирмы, не подлежащей обложению НДС с учетом подпункта 4 пункта 3 статьи 39 НК.

Компания пояснила, что переданные активы были непрофильными. Целью их передачи дочерней фирме являлось сохранение эффекта от инвестиций в эти активы. Затем компания получила доход от продажи доли в уставном капитале созданной организации и погасила кредиторскую задолженность.

Тем не менее, суды трех инстанций признали законным решение инспекции. Оказалось, что через два дня после учреждения ООО истец подписал с одним из учредителей ЗАО соглашение о намерениях, из которого следует, что стороны преследуют цель купли-продажи 100% имущества, необходимого для ведения деятельности по добыче и обогащению кварцевого песка.

Суды (постановление кассации Ф01-1012/2018 от 09.04.2018) исследовали налоговые декларации и выписки по расчетному счету ООО. Установлено, что ООО с момента увеличения уставного капитала до даты реализации доли деятельности не вело. Суды признали, что основной целью реализации имущества являлась его продажа и получение налоговой выгоды от неуплаты НДС.

(дело № А11-2077/2017)

Суды против взносов с компенсации за разъезды и без их упоминания в трудовом договоре

Компания компенсировала работникам (главному бухгалтеру, секретарю, начальнику хозотдела) разъездной характер работы. Выплаты производились в зависимости от количества поездок работников в течение месяца и стоимости проезда в общественном транспорте.

По результатам выездной проверки управление ПФ доначислило страховые взносы, пени и штраф, сославшись на отсутствие в трудовых договорах этих работников условий о «разъездной» работе. Статья 57 ТК условие о разъездном характере работы относится к числу обязательных условий трудового договора.

Суды трех инстанций отменили решение управления, указав на статью 168.1 ТК, которая обязывает работодателя возмещать «разъездным» работникам расходы, связанные со служебными поездками, в частности, расходы по проезду и иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Действительно, трудовые договоры с указанными работниками не содержат условия о разъездном характере работы или выполнением ими трудовых обязанностей вне места постоянной работы. В то же время приложением к правилам внутреннего трудового распорядка установлен перечень работников, имеющих разъездной характер работы. К ним относятся главный бухгалтер, начальник хозотдела, секретарь учебной части, делопроизводитель. Аналогичные условия содержатся в учетной политике. Приказами руководителя определен круг лиц, работа которых связана с разъездным характером, и порядок компенсации (на основании ежемесячной ведомости разъездов).

Кассация (Ф06-30095/2018 от 05.04.2018) указала: «спорные выплаты по своему характеру являются компенсационными, представляют собой возмещение в установленном трудовым законодательством порядке расходов работников за разъездной характер работы, не входят в систему оплаты труда и не подлежат обложению страховыми взносами».

(дело № А49-7697/2017)

Суды не поверили в уничтожение фирмой продукции на сумму более 90% годовой выручки

Компания учла в расходах 2013 года стоимость уничтоженной бракованной продукции собственного производства (соки, напитки, минеральная вода) на 33,7 млн рублей, что соответствует 90% от выручки 2013 года (был уничтожен товар, изготовленный в предыдущих периодах).

Продукцию в стеклянной таре поднимали электрокаром и сбрасывали на асфальт, а жестяные банки с напитками давили грузовиками марки МАЗ, жидкость испарялась.

В подтверждение уничтожения продукции представлены акты о порче, бое, ломе по форме ТОРГ-15, приказы о создании инвентаризационных комиссий и проведении инвентаризаций продукции, служебные записки, акты о списании товарно-материальных ценностей в произвольной форме, расчеты количества отходов.

По результатам выездной проверки ИФНС признала расходы необоснованными, доначислила налог на прибыль, пени и штраф, сославшись на необоснованность списания брака и просроченной продукции. 

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на несоблюдение порядка учета и списания продукции (товаров) с истекшим сроком годности, специальных правил утилизации некачественных пищевых продуктов. Отсутствуют документы, подтверждающие вывоз отходов. Не представлен акт об уничтожении продукции. В основном, срок хранения продукции составляет год со дня изготовления, однако представленные документы не содержат анализа сроков годности и сведений о причинах брака, а приказы о списании брака не содержат причин, по которым товар не может быть реализован по сниженной цене.

Статья 25 закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» устанавливает специальные правила утилизации некачественных пищевых продуктов – их владелец в присутствии представителя органа госнадзора обязан изменить свойства продуктов любым доступным и надежным способом, исключающим возможность их дальнейшего использования по назначению. Доказательств присутствия при уничтожении продукции представителей уполномоченных органов не представлено.

Суды (постановление кассации Ф08-1416/2018 от 05.04.2018) отклонили доводы компании об уничтожении продукции, как неподтвержденные.

(дело № А63-10941/2016)

Суды разрешили учесть расходы при расторжении купли-продажи как при обратном выкупе

В апреле 2011 года компания продала квартиру физлицу С. почти за 3 млн рублей. В связи со смертью С. квартира перешла в порядке наследования его супруге. Однако в августе 2014 года договор купли-продажи был расторгнут. Стороны договорились, что стоимость квартиры на момент заключения соглашения составляет 3,6 млн рублей. Изменение цены связано с тем, что первоначально квартира передавалась без отделки, а на момент возврата в квартире был произведен ремонт, установлено сантехническое оборудование. В октябре квартира была продана другому физлицу за 3.6 млн. В расходах компания учла те же 3,6 млн.

По результатам выездной проверки ИФНС исключила из расходов стоимость ремонта квартиры. Инспекция считает, что при расторжении договора цена квартиры составляла 3 млн рублей, следовательно, при ее повторной продаже в расходах компания вправе учесть только 3 млн. Затраты на ремонт квартиры налоговики определили, как разницу между ценой первоначальной покупки и договорной ценой. Компании доначислен налог на прибыль, пени и штраф.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на пункт 1 статьи 450 ГК, согласно которому изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон. Заключая соглашение о расторжении договора, стороны самостоятельно определяют условия. Прекращение договора по соглашению сторон не означает возвращение сторон в первоначальное положение. По своей сути соглашение о расторжении договора купли-продажи квартиры являлось сделкой по обратной купле-продаже квартиры, так как содержало в себе все существенные условия договора купли-продажи недвижимости.

Суды (постановление кассации Ф05-3806/2018 от 10.04.2018) признали стоимость выкупа квартиры документально подтвержденной.

(дело № А41-56414/2017)

Страховые взносы уменьшают налог по УСН, только если уплачены в налоговом периоде

Организация – плательщик «упрощенного» налога с объектом налогообложения «доходы» отчиталась в ИФНС по полученным за год доходам. Однако через несколько месяцев представила в налоговую уточненную декларацию, в которой сумма налога была уменьшена на страховые взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование. Взносы действительно были начислены за отчетный год, но перечислены в фонды в следующем году. 

Налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы. ИФНС провела проверку уточненки и доначислила налог в сумме взносов, пени и штрафы на общую сумму 447 тысяч рублей.

Налогоплательщик не согласился с решением инспекции и обратился в суд. Суды трех инстанций не нашли оснований для удовлетворения жалобы. ВС поддержал решения судов и отказал заявителю в рассмотрении дела на заседании судебной коллегии по экономическим спорам (определение ВС № 306-КГ18-2221). 

Рассматривая спор, суды исходили из положений статьи 346.17 НК, согласно которым для признания расходов в целях применения главы 26.2 НК применяется кассовый метод. Поэтому расходы учитываются налогоплательщиком после их фактического несения.

(дело № А57-4780/2017)

ПРОЧЕЕ

Фирма арендует офис для переговоров: когда надо регистрировать обособленное подразделение

Минфин уточнил, признается ли обособленным подразделением офисное помещение, арендуемое для ведения переговоров и удаленное от основного местонахождения организации.

Напомним, по нормам НК РФ обособленным признается любое территориально удаленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, то есть созданные на срок более месяца.

При этом рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 ТК РФ).

В связи с этим, при аренде удаленного офиса для ведения переговоров, куда будут совершаться деловые поездки работников, у него имеются признаки обособленного подразделения.

Соответственно, по месту нахождения такого офиса фирма должна встать на учет.

Вместе с тем, если у фирмы возникли затруднения с определением места постановки на учет, это решение примет налоговый орган на основе представленных компанией документов.

Кроме того, Минфин предупреждает, что российские компании, имеющие обособленные подразделения, должны перечислять НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту своих подразделений.

(Письмо Минфина России от 10.04.2018 N 03-02-07/1/23401)

Сумма курортного сбора не включается в стоимость проживания, не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль и НДС

В ряде регионов (Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае) проводится эксперимент по развитию курортной инфраструктуры. Законами субъектов РФ устанавливаются территория эксперимента, размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет.

Несмотря на то, что сумма курортного сбора исчисляется исходя из количества дней фактического проживания в объекте размещения, данная плата не включается в стоимость проживания и, следовательно, не связана с расчетами по оплате проживания в объектах размещения.

С учетом изложенного сообщается, что исполнение оператором курортного сбора (лицом, оказывающим гостиничные услуги, услуги по обеспечению временного проживания) обязанностей по взиманию курортного сбора не приводит к возникновению у него объекта обложения по налогу на прибыль организаций, НДФЛ, единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, а также НДС.

(Письмо ФНС России от 12.04.2018 N СД-4-3/6986@ «О налогообложении операторов курортного сбора»)

ФНС России разъяснила некоторые практические вопросы, связанные с возвратом НДС в системе «tax free»

В письме обобщены вопросы, возникающие при оформлении документов для компенсации НДС иностранным гражданам при вывозе ими товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Сообщается, в частности, что в случае, когда организации розничной торговли пользуются услугами специализированной организации для оформления документов (чеков) для компенсации сумм НДС, то реквизиты такого документа (наименование, ИНН, адрес и т.д.) должны содержать сведения об организации розничной торговли, которая реализовала товары иностранному гражданину. Проставление печати организации розничной торговли в таком документе не требуется.

Документы (чеки) для компенсации НДС с отметкой таможенного органа, подтверждающей вывоз товара за пределы таможенной территории, передаются иностранным гражданином организации, оказывающей услуги по компенсации сумм НДС.

Подлинники данных документов (чеков) следует передать организации розничной торговли, реализовавшей товары для предъявления последними сумм НДС к вычету. Организации, оказывающие услуги по возврату НДС иностранным гражданам, оставляют себе копии этих документов.

По вопросу оформления документов (внесения в них изменений) при возврате товаров сообщено следующее.

Если стоимость товаров после частичного возврата составляет не менее 10 тысяч рублей с учетом налога, то внесение изменений в документ (чек) для компенсации суммы налога может производиться как посредством вычеркивания записи о товаре, который был возвращен, так и посредством составления нового документа без учета возвращенного товара (старый чек аннулируется).

Если стоимость товаров после частичного их возврата составит менее 10 тысяч рублей с учетом налога, то документ (чек) для компенсации суммы налога, оформленный при покупке товаров до их частичного возврата, подлежит возврату организации розничной торговли.

(Письмо ФНС России от 11.04.2018 N СД-18-3/254@)

НДПИ при добыче нефти: данные для расчета Кц за март 2018 г.

Приведены данные для исчисления НДПИ в отношении нефти за март 2018 г.

При среднем уровне цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 63,58 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 57,0344 значение Кц определено как 10,6158 (в феврале - 10,4787).

Напомним, что ставка НДПИ в отношении нефти рассчитывается исходя из базовой ставки с применением ряда коэффициентов. В их числе - коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц).

(Письмо ФНС России от 17 апреля 2018 г. № СД-4-3/7307@ «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за март 2018 года»)

ФНС России разъяснила, как подтвердить отсутствие деятельности у налогоплательщиков, применяющих ПСН, для освобождения от уплаты страховых взносов за себя

Плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась деятельность.

Для этого необходимо представить в налоговый орган заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающие документы.

По общему правилу документами, свидетельствующими об отсутствии деятельности у плательщиков страховых взносов, могут являться налоговые декларации. Однако налогоплательщики на ПСН налоговые декларации не представляют.

В этой связи ФНС России полагает, что для получения освобождения от уплаты страховых взносов таким плательщикам необходимо заявить в налоговый орган о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ПСН (пункт 8 статьи 346.45 Налогового кодекса).

После прекращения действия патента отсутствие деятельности подтверждается путем представления налоговых деклараций, не содержащих показателей полученного дохода, в зависимости от применяемой системы налогообложения.

(Письмо ФНС России от 12.04.2018 N БС-4-11/6990@)

Движимое имущество: как рассчитать налог на имущество, если право на льготу утрачено в середине года

В отношении движимых объектов, принятых на учет в качестве ОС с января 2013 года, региональные власти вправе предоставлять льготу по налогу на имущество организаций, вплоть до полного освобождения от налога (п. 2 ст. 381.1 НК РФ). Льгота действует в том случае, если с даты выпуска имущества прошло не более трех лет. Как рассчитать налог, если указанные три года истекают в середине налогового периода? Ответ на этот вопрос содержится в недавнем письме Минфина России.

Авторы письма напоминают, что под термином «выпуск промышленной продукции» понимается изготовление продукции производителем. Дата выпуска (изготовления) продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар, каталогов и других документов, а также по результатам независимой экспертизы. В целях применения налоговой льготы в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, необходимо учитывать день, месяц и год изготовления продукции, указанные в названных выше документах. Если в информации изготовителя значится только год изготовления, то датой изготовления техники следует считать 1 июля года изготовления; если названы месяц и год изготовления — то 15-е число месяца, указанного в информации изготовителя.

Для расчета налога на имущество организаций необходимо знать среднегодовую стоимость налогооблагаемого имущества. Чтобы ее вычислить, надо сложить значения остаточной стоимости объекта на 1-е число каждого месяца и на последний день налогового периода. Затем полученную сумму следует разделить на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ). Например, если движимое имущество было выпущено 5 мая 2015 года, то три года, прошедшие с даты его выпуска, истекут 5 мая 2018 года. В этом случае среднегодовую стоимость основного средства нужно будет определять по состоянию на 1-е число каждого месяца, начиная с 1 июня 2018 года.

(Письмо Минфина России от 09.04.18 № 03-05-05-01/23087)

Налоговый вычет по ИИС нельзя получить, если в периоде не было никаких облагаемых доходов, кроме дивидендов

При определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного налогового вычета в сумме денежных средств, внесенных им в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет (подп. 2 п. 1 ст. 219.1 Налогового кодекса). Размер такого вычета не может превышать 400 000 рублей.

Особенности уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, не предусматривают возможность получения в отношении таких доходов инвестиционных налоговых вычетов.

Таким образом, вычеты, предусмотренные ст. 219.1 НК РФ, в отношении доходов от долевого участия в организации (дивидендов) не применяются.

Поскольку инвестиционные налоговые вычеты предоставляются в виде уменьшения доходов при определении налоговой базы по НДФЛ, применить такие вычеты при отсутствии у налогоплательщика соответствующих видов доходов или недостаточной их величины не представляется возможным.

Никаких специальных ограничений в получении инвестиционных налоговых вычетов в отношении пенсионеров НК РФ не содержит. Это означает, что если пенсионер получает какие-либо облагаемые по ставке 13% доходы, кроме пенсии и дивидендов, то он может получить вычет по ИИС.

(Письмо Минфина России от 3 апреля 2018 г. № 03-04-05/21361)

ФНС России разъяснила, кто удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ с выигрышей, полученных физлицами от организаторов лотерей и азартных игр

На основании положений НК РФ налоговая база по НДФЛ по доходам в виде выигрышей, равным или превышающим 15 000 рублей, определяется налоговым агентом.

То есть при получении физлицами выигрышей по каждой сумме, равной или превышающей 15 000 рублей, операторы или распространители лотерей и организаторы азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, признаются налоговыми агентами, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ.

Если сумма каждого выигрыша не превышает 15 000 рублей, то физические лица самостоятельно производят исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм таких выигрышей.

При этом необходимо учитывать, что не подлежат обложению НДФЛ доходы, в виде стоимости выигрышей, не превышающие 4 000 рублей за налоговый период.

С учетом изложенного, сообщается, что в случае, если каждым налоговым агентом при выплате налогоплательщику дохода в виде выигрыша не удержан налог с суммы дохода, не превышающей указанный размер за налоговой период, но при этом в совокупности по таким доходам, полученным за налоговый период от всех налоговых агентов, установленный размер будет превышен, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в соответствующий бюджет.

(Письмо ФНС России от 17.04.2018 N БС-4-11/7321@ «По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде выигрышей, полученных физическими лицами от организаторов лотерей и азартных игр»)

Кто должен платить НДФЛ при аренде авто у сотрудника

Организация заключила договор аренды транспортного средства без экипажа с работником организации и обратилась в Минфин с вопросом – кто должен в этом случае платить НДФЛ, как составить 2-НДФЛ и 6-НДФЛ и нужна ли 3-НДФЛ?

Согласно пункту 2 статьи 226 НК исчисление сумм и уплата НДФЛ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

Исчисление сумм налога, согласно пункту 3 статьи 226 НК, производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 НК), в отношении которых применяется налоговая ставка 13%.

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью момента госрегистрации в качестве ИП.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

(Письмо Минфина России № 03-04-06/22216 от 05.04.2018)

На руководителя организации - ее единственного учредителя необходимо подавать сведения по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ

Минтруд России выразил свою точку зрения по спорному вопросу - надо ли представлять сведения персонифицированного учета по указанным формам на руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.

Сдавать такую отчетность надо, и вот почему.

В целях Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами признаются физические лица, состоящие с данной организацией в трудовых отношениях.

При этом согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Следовательно, организация, зарегистрированная в ПФР в качестве страхователя по ОПС, обязана представлять отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении всех застрахованных лиц, состоящих с ней в трудовых отношениях, в том числе руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организации, собственниками имущества.

(Письмо Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846)


Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.