Мониторинг изменений за период 11.05.20 - 17.05.20


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 11.05.2020 - 17.05.2020 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Расширен перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции

Согласно внесенным изменениям, в раздел 2 "Культура, организация досуга и развлечений" включено "Производство изделий народных художественных промыслов", а раздел 11 "Розничная торговля непродовольственными товарами" дополнен позицией "Деятельность по осуществлению торговли через автоматы".
Кроме того, в разделе 11 позиции "Торговля розничная большим товарным ассортиментом с преобладанием непродовольственных товаров в неспециализированных магазинах" и "Деятельность универсальных магазинов, торгующих товарами общего ассортимента" заменены позицией "Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах"
(Постановление Правительства РФ от 12.05.2020 N 657 "О внесении изменений в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции")
Источник: КонсультантПлюс, 13.05.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62259.html/

Уточнены условия для включения субъекта МСП из пострадавших отраслей экономики в реестр получателей субсидии

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 утверждены условия и порядок предоставления в 2020 году субсидий субъектам МСП, ведущим деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Пункт 3 Правил определяет условия для включения заявителей в реестр получателей субсидии, формируемый ФНС России.
Согласно внесенным в него уточнениям, в числе прочего должны соблюдаться следующие условия:
- по состоянию на 1 марта 2020 года должна отсутствовать недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки будут использоваться сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
- количество работников в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека в марте 2020 года.
(Постановление Правительства РФ от 12.05.2020 N 658 "О внесении изменений в пункт 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции")
Источник: КонсультантПлюс, 13.05.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62260.html

В субъектах РФ необходимо определить территории, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер

Деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей может быть приостановлена.
Принятие таких решений в отношении организаций (за исключением федеральных организаций), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в отраслях, не входящих в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, должно быть согласовано с Правительством РФ, так же как и предоставление таким организациям и индивидуальным предпринимателям соответствующих мер поддержки, направленных на сохранение занятости.
В случае принятия решения о приостановлении (ограничении) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей за работниками таких организаций и лицами, работающими у индивидуальных предпринимателей, сохраняется заработная плата.
Настоящий указ может распространяться на системообразующие, а также на научные и образовательные организации по согласованию с Правительством РФ.
(Указ Президента РФ от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)")
Источник: КонсультантПлюс, 12.05.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62225.html

Расширены меры социальной поддержки семьям, имеющим детей

Установлено, что в апреле - июне 2020 г. должны быть произведены ежемесячные выплаты в размере 5000 рублей:
- лицам, проживающим на территории РФ и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", при условии что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г.;
- гражданам РФ, проживающим на территории РФ, у которых первый ребенок родился или которыми первый ребенок был усыновлен в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г.
Кроме того, начиная с 1 июня 2020 г. будет осуществлена единовременная выплата в размере 10000 рублей гражданам РФ, проживающим на территории РФ, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего российское гражданство (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.).
Ежемесячные выплаты и единовременная выплата не учитываются в составе доходов семей получателей названных выплат при предоставлении им иных мер социальной поддержки.
Получатели выплат вправе обратиться за назначением ежемесячных выплат и единовременной выплаты до 1 октября 2020 года.
(Указ Президента РФ от 11.05.2020 N 317 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей")
Источник: КонсультантПлюс, 12.05.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62226.html

Утверждены перечень мер поддержки системообразующих организаций и правила их предоставления

Меры поддержки предоставляются системообразующим организациям в форме:
- субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
- отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам;
- государственных гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым системообразующими организациями в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития.
Системообразующие организации могут претендовать на получение одной или нескольких мер поддержки при условии их соответствия совокупности следующих критериев:
- системообразующая организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого и (или) косвенного участия иностранных юридических лиц в совокупности превышает 50 процентов. Такой критерий может не учитываться в случае принятия соответствующего решения Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики;
- проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности системообразующей организации и выполнена оценка ее финансовой устойчивости (стресс-тест);
- системообразующая организация на дату подачи заявления о предоставлении мер поддержки имеет недоимку по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах), в совокупности не превышающую 10000 рублей, а также не имеет просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий (бюджетных инвестиций), предоставленных в том числе в соответствии с иными нормативными правовыми актами.
Для получения мер поддержки системообразующая организация направляет заявление в отраслевой орган и Минэкономразвития России (приводится порядок заполнения заявления и перечень прилагаемых к нему документов).
Определены процедура рассмотрения заявления отраслевым органом и штабом Межведомственной комиссии, а также порядок принятия решения о предоставлении мер поддержки.
(Постановление Правительства РФ от 10.05.2020 N 651 "О мерах поддержки системообразующих организаций")
Источник: КонсультантПлюс, 10.05.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62219.html/

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

На 2020 год ФНС России обозначены 8 ключевых направлений деятельности по созданию благоприятной налоговой среды

В их числе:
- налоговый контроль на основе риск-анализа и побуждение налогоплательщика к добровольному исполнению своих обязательств;
- недопущение применения банкротства для уклонения от уплаты налогов, сборов и страховых взносов;
- упрощение и сокращение процедур по регистрации юрлиц и ИП (сокращение сроков регистрации, оnline-регистрация);
- создание комфортных условий для уплаты налогов, сборов и страховых взносов;
- эффективное разрешение споров с бизнесом (снижение нагрузки на суды, развитие досудебных (внесудебных) способов урегулирования налоговых споров);
- осуществление валютного контроля на основе риск-ориентированного подхода и автоматизация обмена информацией между органами и агентами валютного контроля;
- расширение сервисов для возможности получения информации и услуг через Интернет;
- повышение налоговой грамотности (размещение разъяснений на Интернет-сайте ФНС России и материалов в СМИ).
Отдельный раздел посвящен мерам поддержки организаций и ИП в условиях распространения COVID-19. В числе таких мероприятий - приостановление проверок, мер взыскания, продление сроков сдачи отчетности, приостановление сроков уплаты налогов, мораторий на возбуждение дел о банкротстве, дополнительные основания отсрочки (рассрочки).
("Публичная декларация целей и задач ФНС России на 2020 год" утв. ФНС России)
Источник: КонсультантПлюс, 14.05.2020, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352239/

Правительством определены виды деятельности учреждений культуры для применения ставки налога на прибыль 0%

С 1 января 2020 музеи, театры и библиотеки, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, вправе применять по налогу на прибыль ставку 0% при условии, что доходы от их основной деятельности составляют не менее 90 процентов всех полученных доходов.
Для целей применения данных положений Правительством РФ определен перечень видов культурной деятельности, осуществляемых музеями, театрами, библиотеками.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
(Постановление Правительства РФ от 08.05.2020 N 642 "Об утверждении перечня видов культурной деятельности, осуществляемых музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций")
Источник: КонсультантПлюс, 12.05.2020, http://www.consultant.ru/law/review/207600121.html

С 1 января 2021 г. вводится форма сообщения о наличии у организации транспортных средств или земельных участков, признаваемых объектами налогообложения

С указанной даты статья 23 НК РФ дополняется новым пунктом 2.2 на основании которого организации обязаны направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в случае неполучения сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов в отношении указанных объектов за период владения ими.
В целях реализации данных положений утверждены форма, формат, порядок заполнения и порядок направления в налоговые органы формы сообщения о наличии у налогоплательщика указанных объектов налогообложения.
(Приказ ФНС России от 25.02.2020 N ЕД-7-21/124@ "Об утверждении формы и формата представления в электронной форме сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, а также порядка заполнения формы сообщения и порядка направления сообщения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи")
Источник: КонсультантПлюс, 13.05.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62282.html/

Уточнен срок уплаты утилизационного сбора крупнейшими производителями транспортных средств

Установлено, что за I и II кварталы 2020 года крупнейший производитель, осуществляющий производство колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним согласно заключенному с Минпромторгом России специальному инвестиционному контракту, а также его аффилированные лица, признанные крупнейшими производителями, осуществляют уплату утилизационного сбора не позднее 1 декабря 2020 года.
Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
(Постановление Правительства РФ от 12.05.2020 N 659 "О внесении изменения в пункт 22 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора")
Источник: КонсультантПлюс, 14.05.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62296.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Госдума освободила от НДФЛ экономию физлиц на процентах при "кредитных каникулах"

Закон в один день провели сразу в трех чтениях. Законопроект № 952911-7 вносит поправки в одну из статей НК о налоге на доходы физлиц.
В настоящее время не признается налогооблагаемым доходом физлица матвыгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами в течение льготного периода, установленного в соответствии со статьей 6.1.1 закона "О потребительском кредите (займе)". То есть - льготного периода по ипотеке, в течение которого кредит, взятый на приобретение единственного жилья, могут не погашать заемщики, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.
Эти правила установлены на постоянной основе - действуют не только в текущем кризисном году.
Вместе с тем, апрельским законом 106-ФЗ на время пандемии введены так называемые кредитные каникулы: любой, на ком "висит" кредит (в том числе - ипотека) при определенных условиях вправе потребовать от банка приостановления своих платежей. Обратившись в банк с апреля по сентябрь, можно получить льготный период в 6 месяцев. Для этого надо, чтобы доход заемщика упал на 30% или более, сумма кредита не должна превышать установленные кабмином пределы:
- 100-300 тысяч рублей по потребкредитам в зависимости от условий;
- 600 тысяч - по автокредитам;
- по ипотеке: 2 млн в большей части регионов, 4,5 млн в Москве, 3 млн в Питере, Мособласти и ДФО.
Принятый законопроект распространяет на кризисные кредитные каникулы правила о необложении НДФЛ матвыгоды от экономии на процентах. Для этого вносится небольшая поправка в абзац 9 подпункта 1 пункта 1 статьи 212 НК - отсылку на статью 6.1.1 закона "О потребительском кредите (займе)" заменят на слова "в соответствии с законодательством РФ".
Напомним, что недавно ВС разрешил одному и тому же заемщику предоставлять и кредитные каникулы, и льготный период по ипотеке.
Источник: Audit-it.ru, 12.05.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1012317.html

Форма декларации по налогу на имущество поменяется

На федеральном портале размещено уведомление о разработке изменений в приказ ФНС, которым утверждена форма декларации по налогу на имущество организаций и ее электронный формат.
Дело в том, что Федеральным законом № 102-ФЗ от 01.04.2020 в период с 1 января до 31 декабря 2020 года продлен срок уплаты налога на имущество организаций, а также установлен порядок исчисления налога налогоплательщиком, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), включенное в реестр СЗПК.
В этой связи декларация изменится.
Источник: Клерк, 13.05.2020, https://www.klerk.ru/buh/news/499569/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

С 12 мая в здание Верховного Суда РФ будут пускать только в масках и перчатках

С 12 мая 2020 года посетителям Верховного Суда РФ, в том числе участникам судопроизводства, при нахождении в зданиях Верховного Суда Российской Федерации предписано использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки).
Лица, не выполняющие данные требования, в здания Верховного Суда РФ не допускаются.
(Распоряжение Верховного Суда РФ от 08.05.2020 N 3КД/12 "Об использовании средств индивидуальной защиты при посещении зданий Верховного Суда Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 08.05.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/62216.html/

Суд разъяснил, должна ли организация без работников сдавать РСВ на управляющего?ИП

Организация (ООО), не имеющая работников, заключила с индивидуальным предпринимателем договор о передаче ему полномочий единоличного исполнительного органа. Обязана ли она представлять расчет по страховым взносам? Да, обязана. К такому выводу пришел Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Налоговая инспекция заблокировала банковский счет общества с ограниченной ответственностью. Причина — страхователь не представил РСВ за 9 месяцев 2018 года (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).
Организация обратилась в суд, заявив в свою защиту следующее. Общество не является плательщиком страховых взносов и страхователем по соответствующим видам обязательного страхования, поскольку не осуществляет выплат физлицам, подлежащим страхованию. Предприниматель, с которым заключен гражданско-правовой договор на управление организацией, не состоит с организацией в трудовых отношениях. При этом ИП самостоятельно уплачивает страховые взносы "за себя".
Суды трех инстанций признали решение о блокировке счета законным, указав на следующее. Управляющий, который является исполнительным органом ООО и осуществляет текущее руководство деятельностью организации, признается застрахованным лицом, а общество — страхователем (п. 1 ст. 7 федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ, ст. 6 федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ). Организация была зарегистрирована в качестве страхователя в региональном отделении ФСС (с 11.03.2016) и в территориальном органе ПФР (с 08.11.2016). Таким образом, при наличии статуса страхователя по обязательному пенсионному страхованию и социальному страхованию компания должна представлять расчеты по страховым взносам (подп. 1 п. 1 ст. 419 и п. 7 ст. 431 НК РФ).
При этом положения Налогового кодекса не ставят обязанность по предоставлению расчета в зависимость от фактического наличия страховых взносов к уплате.
На этом основании судьи пришли к следующему выводу. Поскольку организация не представила РСВ в установленный срок, инспекция правомерно приостановила операции по банковскому счету.
(дело № А28-2137/2019)
Источник: Бухонлайн, 15.05.2020, https://www.buhonline.ru/pub/judge/2020/5/15676

Работника сократили в выходной день: нарушает ли это закон, решал суд

Ш., работающую медпредставителем, сократили. Она обиделась и пошла в суд. Утверждала, что работодатель нарушил всё и вся. Уведомление об увольнении она получила позже, чем был издан приказ об увольнении, с которым её не знакомили. Вакантные должности - не предлагались. Сокращение было мнимым - на её место пришла новая сотрудница. К тому же, Ш. уволили в выходной день, что говорит о незаконности увольнения. Требовала признать его незаконным, восстановить на работе, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
Суд установил: уведомление о предстоящем сокращении Ш. получила более чем за два месяца до самого увольнения, то есть своевременно. Приказ был направлен Ш. по почте на третий день после увольнения, а получен ею - через две недели (подтверждено описью вложения и отчетом об отслеживании отправления).
Процедура сокращения также была соблюдена (подтверждено протоколами комиссий; сведениями о высвобождаемых работниках, поданных фирмой в центр занятости). Ш. дважды уведомлялась под роспись об отсутствии вакансий. На должности ТИМ-лидера и руководителя группы медпредставителей, на которые Ш. заглядывалась, она не проходила из-а отсутствия высшего образования и требуемой квалификации. Сокращение Ш. было вполне реальным - из штатного расписания была исключена её должность.
Что касается даты увольнения, которая выпала на выходной день, то само сокращение было перенесено из-за болезни Ш. - её уволили на следующий день после закрытия больничного. Этим днём стала суббота.
Стороны не оспаривали, что суббота для Ш. является выходным днем. Но, поскольку до этого времени за ней сохранялось место работы, её увольнение в такой день не являлось незаконным и не нарушало положений статьи 81 ТК.
В требованиях Ш. райсуд полностью отказал. Ш. пожаловалась в апелляцию, приложив к делу представление заместителя районного прокурора, который также высказывал несогласие с решением суда. Но в ходе рассмотрения дела прокурор его отозвал.
Апелляция оставила решение Ленинского райсуда Екатеринбурга в силе, жалобу Ш. - без удовлетворения (определение Свердловского облсуда от 07.11.2019)
(дело № 33-18662/2019)
Источник: Audit-it.ru, 12.05.2020, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1009523.html