Мониторинг изменений за период 15.01.24 - 21.01.24


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 15.01.2024 - 21.01.2024 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Увеличились ставки торгового сбора в Москве

С 1 января 2024 года в Москве начали действовать обновленные ставки торгового сбора. По информации столичного УФНС, эти ставки выросли на 5,8% по сравнению с предыдущим годом. Новые ставки торгового сбора будут автоматически учтены в личных кабинетах налогоплательщиков, и подача корректирующего уведомления не требуется.
Перечисление платежа за I квартал 2024 года по новым ставкам должно быть выполнено до 29 апреля 2024 года. Оплата за IV квартал 2023 года должна быть произведена до 29 января 2024 года по старым ставкам.
Напомним, что согласно статье 410 Налогового кодекса РФ, торговый сбор может вводиться в городах федерального значения, таких как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. На данный момент закон о торговом сборе принят только московскими властями.
(Закон г. Москвы от 22 ноября 2023 г. № 34)
Источник: Российский налоговый портал, 17.01.2024, http://taxpravo.ru/novosti/statya-473244-uvelichilis_stavki_torgovogo_sbora_v_moskve_

СТАТИСТИКА

Установлены месячные формы федерального статистического наблюдения о завозе грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности внутренним водным транспортом и морским транспортом

Первичные статистические данные по данным формам предоставляются в соответствии с указаниями по их заполнению, по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланке этих форм.
Признаются утратившими силу приложение N 10 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-река "Сведения о перевозках грузов и пассажиров внутренним водным транспортом" и приложение N 11 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-море "Сведения о перевозках грузов и пассажиров морским транспортом", утвержденные Приказом Росстата от 31 августа 2017 г. N 564.
(Приказ Росстата от 17.01.2024 N 9 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Федеральным агентством морского и речного транспорта федерального статистического наблюдения о завозе грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности")
Источник: КонсультантПлюс, 19.01.2024, https://www.consultant.ru/law/review/208898876.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Госдума приняла в первом чтении комплекс поправок о выдаче чеков и регистрации ККТ

Госдума приняла в первом чтении законопроект с массой поправок в закон о применении ККТ (500600-8).
Сама по себе выдача чека остаётся обязательной независимо от того, попросил его покупатель или нет. Не поменяется и правило о возможности направить чек на электронику или телефон покупателя, если эти данные были предоставлены до момента расчета, также независимо от согласия покупателя. Напомним, что около года назад бизнес-сообщество в рамках такого обсуждения предлагало избавиться от выдачи чека, если покупатель его не просит. Но такая идея в законопроект не воплощена.
При этом законопроектом вводится новый способ исполнения обязанности по выдаче чека: размещение чека на сайте налоговой и включение в него электронной почты или номера покупателя с тем, чтобы у него была возможность получить чек. Такое также будет возможно с согласия покупателя.
Также корректируется один из существующих способов выдачи. Сейчас, если покупатель заранее предоставил свои координаты (телефон или адрес электронной почты), то продавец может направить туда, как вариант, реквизиты чека, который включён в базу на сайте или в приложении самого магазина. После принятия законопроекта такая отправка чека будет возможной исключительно только с согласия покупателя. То есть самого факта наличия у продавца номера телефона либо адреса электронной почты покупателя будет недостаточно. Сейчас согласие как таковое не обязательно - достаточно, чтобы у продавца была информация, куда направлять чек или данные о нем, и не важно, когда и по какому поводу эта информация была получена.
Вводятся два новых (дополнительных) способа подачи заявлений на регистрацию (перерегистрацию) и снятие с учета ККТ: через госуслуги и через изготовителя ККТ. Вдвое сокращаются сроки регистрации - с десяти до пяти рабочих дней. При регистрации разрешат не дублировать сведения, содержащиеся в сформированном отчете о регистрации, если такой отчет передан через ОФД. После замены ФН можно будет вместо заявления о перерегистрации передать через ОДФ отчет об изменении параметров регистрации. Если налоговики решат, что при этом им не хватает каких-то данных, то в перерегистрации откажут, и тогда надо будет подать заявление.
Устанавливается обязанность применения ККТ посредником, тогда как сам продавец сможет обходиться без кассы. В настоящее время есть выбор: использует ли ККТ агент или непосредственно продавец.
При этом водится ряд условий. Так, продавец вправе будет не применять ККТ, если агент не является лицом, которое вправе не применять кассу, и если при этом агент по факту применил кассу, сформировал все фискальные документы, передал их в налоговую, выдал чек. Если эти условия не выполнены, и продавец не применил ККТ, то ответственность, судя по всему, будет ложиться на продавца. Законопроект на этот случай вводит такую формулировку: "поставщик признаётся не применившим ККТ".
Если расчёт произведён без участия комиссионера, а товары переданы с участием такого посредника, то ККТ будет обязан применить поставщик, то есть продавец. Если, наоборот, деньги получены через комиссионера или агента, а товары переданы без его участия, то также сам продавец обязан применять ККТ и направлять чек покупателю. Законопроект описывает также обязанности по выдаче чека для ряда других случаев взаимодействия с при помощи посредников.
Законопроект уточняет требования к моменту выдачи чека в случае, если расчет производится без контакта продавца и покупателя, и это осталось в том же виде, в каком ранее выносилось на общественное обсуждение, несмотря на погрешность против логики. Это, вероятно, вынудит в таких случаях полностью отказаться от бумажных чеков.
Сейчас согласно пункту 5.4 статьи 1.2 закона 54-ФЗ чек должен быть сформирован (и не в любом случае передан) не позднее рабочего дня, следующего за днем расчета, но не позднее момента передачи товара. Что касается передачи (пункт 5.3) - то в указанный срок направляется только электронный вариант. Если чек бумажный, то его передача предписывается вместе с товаром или при первом взаимодействии (в случае услуги). И это не поменяется.
Но при этом в пункт 5.4 впишут "сформировать и передать покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) по таким расчетам не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара, результатов выполнения работы, завершения оказания услуги".
В этой связи совершенно непонятно, быть с бумажным чеком, если товар передается или услуга оказывается позднее следующего за расчетом рабочего дня. Получается конструкция в стиле "почему в шапке, почему без шапки". Впрочем, у тех, кто принимает расчеты дистанционно, остается право не печатать бумажные чеки. И, видимо, в итоге и "чистые" интернет-магазины, и другие (кто оплату принимает без взаимодействия, а товар передает или услугу оказывает "очно", то есть, пункт 5.3 статьи 1.2) тоже перейдут на исключительно электронную передачу чеков. Но не понятно, как быть, если покупатель не дал своего номера или электронки, хотя такие случаи при дистанционной оплате, наверное, нечасто встречаются.
Требование к высоте символов в чеке и контрастности вводить передумали. Напомним, такое предусматривал вариант этого законопроекта, ранее выносившийся на общественное обсуждение. В законопроекте осталась лишь мысль о том, что ФНС сможет устанавливать дополнительные требования к качеству печати и размеру QR-кода на фискальных документах, а также к качеству и времени отображения QR-кода на дисплее автоматического устройства.
Появится определение расчётов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. Это будут не только расчёты по карте, но и посредством перевода по системе быстрых платежей. И то и другое - при непосредственном взаимодействии покупателя с продавцом либо с автоматическим устройством для расчётов.
Правило о том, что ККТ должна находиться на месте проведения расчета и применяться в момент расчета тем же лицом, которое осуществляет расчет, останется только для случаев непосредственного взаимодействия покупателя и продавца. Причем, уточняется что это будет не "место осуществления расчёта", как сейчас, а место взаимодействия покупателя с продавцом. Для этих же случаев появится вариант, что ККТ может находиться в месте размещения наличных денежных средств, предназначенных для выдачи покупателю.
От обязанности применять ККТ освобождаются ИП при оказании услуг населению в сфере образования, а также физкультуры и спорта. Пока что это разрешено лишь организациям, работающим в этих сферах.
Источник: Audit-it.ru, 18.01.2024, https://www.audit-it.ru/news/account/1094206.html

Госдума приняла закон о компенсации за задержку неначисленных сумм зарплаты

Неначисление зарплаты будет приводить к тем же финансовым последствиям, что и сейчас - невыплата начисленной зарплаты.
Госдума приняла в третьем чтении закон с поправками в статью 236 ТК, которой установлены правила выплаты компенсаций за задержку зарплаты, отпускных и прочих выплат, причитающихся работнику (452641-8).
После принятия закона в статье 236 ТК речь пойдет о суммах, как о начисленных и о невыплаченных в срок (которые и сейчас там упоминаются), так и о неначисленных своевременно, если право работника на эти суммы подтверждено судом. Как уже и сейчас установлено этой статьей, начисленные и неначисленные долги работодатель должен будет погашать с процентами в размере 1/150 ключевой ставки за каждый день задержки.
Законопроект разработало правительство во исполнение решения КС. Весной этого года Конституционный суд предписал конкретизировать нормы статьи 236 ТК, в которой в качестве долгов сейчас прямо названы невыплаченные суммы, при этом там не говорится о суммах, которые не были даже начислены.
Так что некоторые работодатели, а вслед за ними и суды полагают, что неначисленные суммы компенсации не предполагают, даже если они должны были быть начислены согласно требованиям закона, трудового договора и так далее. Такие суммы взыскиваются через суд, и КС постановил выплачивать их с процентами - так же, как и зарплату, которая начислена, но не выплачена в срок.
Источник: Audit-it.ru, 18.01.2024, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1094191.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд решил, нужно ли начислять взносы на компенсацию за задержку зарплаты

Сумма компенсации за несвоевременное перечисление зарплаты является социальной выплатой и не облагается страховыми взносами. На это указал Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Организация выплатила работникам проценты за задержку зарплаты и отпускных. Проверяющие заявили, что проценты, выплаченные работодателем в порядке статьи 236 ТК РФ, относятся к виду компенсаций, установленному статьей 129 ТК РФ. То есть являются элементами оплаты труда. А значит, облагаются взносами "на травматизм". Кроме того, данная компенсация не упомянута в перечне необлагаемых взносами выплат, которые перечислены в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.
Однако суд пришел к противоположному выводу. Компенсация, предусмотренная статьей 236 ТК РФ, является видом материальной ответственности работодателя перед работником. А выплаты, перечисленные в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, облагаемым взносами.
То обстоятельство, что компенсация за задержку зарплаты прямо не названа в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ, не является основанием для включения ее в облагаемую взносами базу.
(Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.12.23 № А70-12722/2023)
Источник: Бухонлайн, 16.01.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/1/20888_sud-reshil-nuzhno-li-nachislyat-vznosy-na-kompensaciyu-za-zaderzhku-zarplaty

Выплата выходного пособия по колдоговору обязательна "по умолчанию", указал суд

Суд третьей инстанции обязал работодателя выплатить выходное пособие в связи с выходом на пенсию, предусмотренное колдоговором, зависящее от стажа, не указанное ни в ТК, ни в трудовом договоре, ни в соглашении сторон об увольнении.
Гражданин увольнялся из организации в связи с выходом на пенсию. Заявление было подано на увольнение по соглашению сторон. Приказ издан, работник уволен, однако он не получил денег, которые ожидал в связи с таким увольнением. В частности, колдоговором было предусмотрено, что в случае увольнения при выходе на пенсию выплачивается дополнительное выходное пособие, которое зависит от стажа работы и составляет от полутора до шести должностных окладов.
Гражданин обратился в суд, где проиграл дело в двух инстанциях. Суды отметили, что данные выплаты не предусмотрены ни нормами законодательства, ни трудовым договором, который был заключён с истцом ранее, ни соглашением о расторжении трудового договора. Кроме того, суды решили, что совокупность необходимых условий для выплаты выходного пособия отсутствует, то есть, в данном случае у организации отсутствует финансовая возможность для такой выплаты.
Затем гражданин обратился в кассационный суд общей юрисдикции, который указал на неправильное применение судами норм законодательства. В частности, колдоговор - это один из инструментов регулирования трудовых отношений. Это, по сути, правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения у конкретного работодателя. Кассация указала, что колдоговор делает это наравне с Трудовым кодексом.
При этом в колдоговор могут включаться обязательства работодателя по выплатам, в том числе, не предусмотренным Трудовым кодексом либо отраслевыми соглашениями. Колдоговор может предусматривать повышенные гарантии для работников по сравнению с трудовым законодательством.
Работники и работодатели, исходя из сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений, из принципов социального партнёрства, могут определить в колдоговоре условия, порядок выплат, в том числе, в случае прекращения трудовых отношений, помимо или сверх тех выплат, которые предусмотрены законом. В колдоговоре могут быть указаны даже выплаты, которые законом в принципе не предусмотрены. Суд указал, что спорная выплата по своей природе относится к социальным гарантия, обязанность по предоставлению которых возложена на работодателя, который обязан соблюдать и исполнять условия колдоговора.
При этом, как указала кассация, суды неправильно истрактовали перспективу спорной выплаты, как зависящей от включения соответствующего условия в соглашение о расторжении трудового договора. В данном случае значимыми являются вопросы о том, какой стаж имелся у гражданина, соответственно, какова сумма выплаты, которая ему положена, а не вопрос о том, куда еще, помимо колдоговора, спорная выплата вписана.
Делая выводы о том, что у организации отсутствует финансовая возможность, суды не учли, что такая же выплата произведена была 14 другим работником в том же году. В итоге кассация направила дело на новое рассмотрение.
(Определение 1 КСОЮ от 20 ноября 2023 года по делу N 88-27910/2023)
Источник: Audit-it.ru, 18.01.2024, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1094201.html

ПРОЧЕЕ

ФНС сообщает о представлении налогоплательщиками документов в рамках взаимодействия с налоговыми органами в электронной форме

Отмечено, в частности, что истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган по ТКС или через ЛКН в электронной форме в виде скан-образов документов, в том числе визуализированных на бумажный носитель в случае изначального составления в электронной форме, а также по форматам, установленным ФНС России, - в том виде, в котором они составлены налогоплательщиком.
Документы, составленные по форматам, перечень которых приведен в приложении к настоящему письму, рекомендуется представлять в исходном виде без преобразования в скан-образы.
(Письмо ФНС России от 08.11.2023 N ЕА-4-26/14162@ "О предоставлении документов по ТКС")
Источник: КонсультантПлюс, 18.01.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83459.html

Несколько основных средств объединили в одно: как определить первоначальную стоимость нового ОС

Специалисты Минфина рассказали, как определить первоначальную стоимость, амортизационную группу и срок полезного использования объекта основных средств, который был создан в результате объединения нескольких ОС. Разъяснения приведены в недавнем письме Минфина.
Авторы письма напоминают: по общему правилу первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением НДС и акцизов). Так гласит пункт 1 статьи 257 НК РФ.
Основные средства распределяются по амортизационным группам в соответствии с установленными сроками полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ). В налоговом учете сроком полезного использования признается период, в течение которого ОС служит для целей деятельности налогоплательщика. Организация самостоятельно определяет такой срок на дату ввода амортизируемого объекта в эксплуатацию. При этом учитывается классификация основных средств (утв. постановлением правительства РФ от 01.01.02 № 1, далее — Классификация).
Из сказанного в Минфине делают следующий вывод. Если при объединении нескольких ОС образуется новый (вновь созданный) объект, то его первоначальная стоимость определяется исходя из остаточной стоимости каждого входящего в него объекта основных средств. При этом амортизационная группа и срок полезного использования нового ОС определяются в соответствии с Классификацией.
Обратите внимание: особенности ведения учета организация должна закрепить в своей учетной политике. Это поможет защитить расходы и избежать разногласий при налоговых проверках.
(Письмо Минфина России от 30.11.23 № 03-03-06/1/115081)
Источник: Бухонлайн, 17.01.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/1/20894_neskolko-osnovnyx-sredstv-obedinili-v-odno-kak-opredelit-pervonachalnuyu-stoimost-novogo-os

Уточнена позиция по вопросу, как после приостановления международных соглашений рассчитывать выручку для целей определения нормируемых расходов на рекламу

Расходы на рекламу признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (пункт 4 статьи 264 НК РФ).
Указ о приостановлении действия отдельных положений международных договоров по вопросам налогообложения вступил в силу с 08.08.2023.
Ранее сообщалось, что организации, уплачивающие квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, для целей применения пункта 4 статьи 264 НК РФ определяют выручку с 01.07.2023, а уплачивающие ежемесячные авансовые платежи - с 01.08.2023.
Теперь позиция по данному вопросу уточнена: поскольку прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом, а налоговым периодом признается календарный год, то в целях применения указанных положений НК РФ определять выручку следует с 01.01.2023.
(Письмо ФНС России от 28.12.2023 N ШЮ-4-13/16492@ "Об учете расходов на рекламу в связи с приостановлением действия отдельных положений СОИДН")
Источник: КонсультантПлюс, 15.01.2024, https://www.consultant.ru/law/review/208891326.html

С отчета за 2023 год применяется новая форма (формат) налогового расчета выплаченных иностранным организациям доходов и сумм удержанных налогов

В форму расчета включены два новых раздела, в которых отражаются доходы иностранной организации, не подлежащие налогообложению. Также внесены изменения и дополнения в коды видов доходов.
Кроме того, сообщено об изменениях в форме, связанных с новым сроком уплаты налога и уточнением порядка пересчета в рубли суммы налога в иностранной валюте.
(Информация ФНС России "С 1 января действует новая форма налогового расчета доходов иностранных организаций")
Источник: КонсультантПлюс, 12.01.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83419.html

Опубликованы данные для расчета налога на добычу полезных ископаемых для нефти и газового конденсата, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, а также акциза на нефтяное сырье за декабрь 2023 года

Коэффициент Кц определен в размере 16,8838.
Коэффициент рассчитан исходя из следующих показателей:
- средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья - 63,55 долл. США за баррель;
- среднее значение курса доллара США к рублю за все дни налогового периода - 90,7659.
Также сообщается, что:
- показатели ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм, ЦАБэксп и ЦДТэксп публикуются на официальном сайте ФАС России;
- средняя цена одной тонны сырой нефти марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья и ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее, размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России.
(Письмо ФНС России от 15.01.2024 N СД-4-3/282@ "Данные, необходимые для исчисления НДПИ в отношении нефти, НДД и акциза на нефтяное сырье, за декабрь 2023 года")
Источник: КонсультантПлюс, 16.01.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83437.html

Изложена позиция о применении налоговой ставки в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса

Минфин поддерживает позицию ФНС об исчислении земельного налога в отношении таких земельных участков по налоговой ставке, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в размере 1,5%), при наличии информации органов Россельхознадзора о принятии положительных решений о возможности использования земельных участков сельскохозяйственного назначения для использования лесов и в соответствии с порядком, установленным пунктом 7.1 статьи 396 НК РФ.
(Письмо ФНС России от 16.01.2024 N БС-4-21/299@ "О применении налоговой ставки в отношении земельного участка, по которому налоговым органом получена информация в соответствии с пунктом 7.7 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения")
Источник: КонсультантПлюс, 18.01.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83451.html

ФНС напоминает об увеличении размеров социальных налоговых вычетов по НДФЛ, в том числе на медицинские услуги, обучение и некоторые виды страхования

Увеличение налоговых вычетов касается расходов, понесенных с 1 января 2024 года.
До 110 тысяч рублей увеличен максимальный размер суммы расходов, с которой можно получить налоговый вычет на обучение ребенка (подопечного).
До 150 тысяч рублей увеличен размер налогового вычета: на свое обучение, медицинские услуги, приобретение лекарств, фитнес-услуги, а также по расходам на оплату прохождения независимой оценки своей квалификации, по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни (на срок не менее пяти лет) и (или) по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.
(Информация ФНС России "С 2024 года увеличиваются размеры социальных вычетов")
Источник: КонсультантПлюс, 16.01.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83436.html

ФНС: гражданство физлица не влияет на его налоговый статус

Специалисты ФНС напомнили, как определяется статус налогового резидента РФ и какими документами можно его подтвердить. Разъяснения приведены в недавнем письме ведомства.
Как известно, налоговым резидентом РФ признается человек, который фактически находился в России не менее 183 дней в году. Данный период не прерывается на время выезда за рубеж для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Как видно из этой нормы, статус налогового резидента зависит только от общего времени нахождения человека на территории РФ. Иных критериев определения этого статуса нет. Поэтому, например, наличие иностранного гражданства или вида на жительства само по себе не свидетельствует об отсутствии у физлица статуса налогового резидента РФ.
Как доказать время пребывание в России или за ее пределами? Налоговый кодекс не содержит перечень соответствующих документов. По мнению специалистов ФНС, такими документами могут быть:
- копии паспорта с отметками о пересечении границы;
- квитанции о проживании в гостинице;
- миграционная карта;
- табель учета рабочего времени;
- другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физлица в РФ и за ее пределами.
При необходимости можно получить документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ. Для этого необходимо заполнить заявление. Его форма утверждена приказом ФНС от 07.11.17 № ММВ-7-17/837@. Заявление можно отправить:
- через интерактивный сервис на сайте ФНС;
- по почте в адрес МИ ФНС России по ЦОД: 125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3.
При этом в ФНС отмечают, что налоговики не выдают документ об отсутствии статуса налогового резидента РФ. Это не предусмотрено нормами Налогового кодекса. А отказ в выдаче документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, не является подтверждением отсутствия у заявителя этого статуса.
Напомним, что налоговый статус физлица влияет на ставку НДФЛ, по которой рассчитается налог с полученных им доходов. Так, ставка НДФЛ для резидентов в большинстве случаев составляет 13% (15%), а для нерезидентов — 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Добавим, что с 2024 года с доходов нерезидентов, которые работают удаленно за пределами РФ, нужно будет удерживать НДФЛ по ставке 13% (15%).
(Письмо ФНС России от 27.12.23 № ШЮ-4-17/16342@)
Источник: Бухонлайн, 15.01.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/1/20877_fns-grazhdanstvo-fizlica-ne-vliyaet-na-ego-nalogovyj-status

ФНС разъяснила порядок налогообложения выплаты наследникам действительной стоимости доли в уставном капитале ООО

Доходы в виде действительной стоимости доли участия в уставном капитале организации, полученные наследником участника, подавшего заявление о выходе, освобождаются от НДФЛ, если они входят в состав наследуемого имущества.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой.
(Письмо ФНС России от 28 декабря 2023 г. N ЗГ-3-11/17478 "О налогообложении выплаты наследникам действительной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью")
Источник: ГАРАНТ, 18.01.2024, https://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1677353/

ФНС сообщает о праве налоговых агентов не заполнять некоторые поля расчета 6-НДФЛ и Справки о доходах и суммах налога ФЛ

С 1 января 2023 года налоговые агенты представляют в составе расчета по форме 6-НДФЛ документ, содержащий сведения о доходах физлиц истекшего налогового периода, а также исчисленных и удержанных суммах налога по каждому физическому лицу.
В этой связи налоговые агенты вправе не заполнять:
- поле "Сумма налога перечисленная" раздела 2 "Общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода" приложения N 1 "Справка о доходах и суммах налога физического лица" к расчету по форме 6-НДФЛ за 2023 год;
- поле "Сумма налога перечисленная" раздела 5 "Общие суммы дохода и налога" приложения N 4 "Справка о доходах и суммах налога физического лица", утвержденного Приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@.
(Письмо ФНС России от 16.01.2024 N БС-4-11/308@ "О заполнении расчета по форме 6-НДФЛ")
Источник: КонсультантПлюс, 18.01.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83450.html

Можно ли запретить работникам отпуска меньше 7 дней: позиция Роструда

Работодатель не вправе без согласия работника решить вопрос о том, как разделить ежегодный оплачиваемый отпуск на части и установить их продолжительность. Этот вопрос решается только по соглашению сторон трудового договора. Об этом сообщил Роструд в своем письме.
В трудовом ведомстве ответили на конкретный вопрос. Может ли работодатель в случае разделения ежегодного отпуска на части запретить сотрудникам брать отпуска продолжительностью менее 7 дней?
Отвечая на этот вопрос, авторы письма сослались на положения статьи 125 ТК РФ. Согласно этой норме, ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части по соглашению между работником и работодателем. При этом хотя бы одна из частей должна быть не менее 14 календарных дней.
Трудовой кодекс не устанавливает, на сколько частей можно разделить ежегодный отпуск. Поэтому при использовании отпуска по частям работнику предоставляется то количество дней, которое было согласовано с работодателем и указано в заявлении.
Сказанное означает, что разделить ежегодный оплачиваемый отпуск на части можно только по согласию работника и работодателя, а не по воле одной из сторон трудового договора. Работодатель не вправе самостоятельно решить вопрос о разделении отпуска на части и о продолжительности этих частей. В частности, он может требовать от работника включения в отпуск выходных дней.
Если работник и работодатель не могут прийти к соглашению о делении ежегодного оплачиваемого отпуска на части, то отпуск должен быть предоставлен целиком (неделимой частью).
(Письмо Роструда от 10.01.24 № ПГ/28100-6-1)
Источник: Бухонлайн, 17.01.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/1/20889_mozhno-li-zapretit-rabotnikam-otpuska-menshe-7-dnej-poziciya-rostruda

Работодатель не вправе самостоятельно решать вопрос о разделении отпусков на части и их продолжительности

Согласно ст. 125 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части, одна из которых должна быть не менее 14 календарных дней.
Роструд ответил на вопрос, будет ли корректной следующая формулировка локального нормативного акта: "По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. Работодатель не предоставляет своего согласия на разделение отпуска на части, если хотя бы одна из его частей составляет менее 7 календарных дней".
Чиновники пояснили, что:
- законодательством не определено, какая из частей отпуска может иметь продолжительность не менее 14 календарных дней, поэтому по согласованию между работником и работодателем как первая, так и последующие части ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть продолжительностью не менее 14 календарных дней;
- ТК РФ не устанавливает, на сколько частей допускается деление отпуска. В этой связи, при использовании отпуска по частям, работнику предоставляется то количество дней, которое было согласовано с работодателем, и указано в его заявлении;
- работодатель не вправе самостоятельно решить вопрос не только о разделении ежегодного оплачиваемого отпуска на части, но и о продолжительности этих частей (в частности, в обязательном порядке требовать от работника включения в отпуск выходных дней). Этот вопрос решается только по соглашению сторон трудового договора.
Отметим, что ранее на аналогичный вопрос в Минтруде сообщали: если работник и работодатель не могут согласовать разделение отпуска на части, то предоставляется отпуск полной продолжительности.
(Письмо Роструда от 10 января 2024 г. № ПГ/28100-6-1)
Источник: ГАРАНТ, 16.01.2024, https://www.garant.ru/news/1676879/

Минфином подготовлена информация об особенностях обязательного аудита отчетности за 2023 год

- Сообщается, в частности:
- о размещении на сайте Минфина Перечня случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 г.;
- об утверждении СРО аудиторов Ассоциацией "Содружество" новых редакций Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также Кодекса профессиональной этики аудиторов, подлежащих обязательному применению с 1 января 2024 г.;
- об определении порядка аудиторской деятельности в новых субъектах РФ;
- о возможности назначения в 2024 году аудиторской организации (индивидуального аудитора) решением общего собрания акционеров в форме заочного голосования;
- о продлении полномочий Совета директоров Банка России по освобождению аудиторских организаций на финансовом рынке от раскрытия чувствительной информации.
(Информационное сообщение Минфина России от 11.01.2024 N ИС-аудит-69 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии")
Источник: КонсультантПлюс, 12.01.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83420.html