Реальные сроки модернизации ЖКХ при текущих взносах на капремонт

20 августа 2015

Скачать zip

Цель исследования

Определить прогнозные сроки модернизации системы ЖКХ при существующем уровне взносов за капитальный ремонт и собираемости этих взносов.

Используемые материалы

Данные Росстата, данные Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Краткие пояснения

С 2014 года заработала новая система финансирования капитального ремонта в жилых многоквартирных домах. И, несмотря на то, что обязанность по содержанию жилья была вменена жителям еще в «Жилищном кодексе» 2005 года, сами собственники стали платить соответствующие взносы (после поправок в Кодекс) только с середины 2014 года.

Год назад в платежках жителей в большинстве субъектов РФ появилась новая строка – плата за капитальный ремонт. Главные задачи такого нововведения – обеспечение необходимого уровня ремонтных работ для сохранения жилищного фонда, скорейшая модернизация всей системы ЖКХ и постепенный переход на 100% оплату собственниками жилищно-коммунальных услуг.

Региональные фонды капитального ремонта заработали уже практически во всех субъектах РФ. В 2014 году обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт наступила в 79 субъектах Российской Федерации, в 4 субъектах РФ такая обязанность наступит в 2015 году: Калининградская область (сентябрь 2015), Республика Карелия (сентябрь 2015), ЯНАО (октябрь 2015) и Москва.

В Москве жители стали платить взносы с июля 2015 года, после принятия региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города на 2015–2044 годы. Однако размер взносов за капитальный ремонт – 18 рублей с квадратного метра – вызвал много дискуссий. В итоге правительство Москвы снизило ставку до 15 рублей, расширило список льготных категорий по уплате взноса, обещало помочь финансово, чтобы ускорить сроки реализации программы капитального ремонта.

В рамках исследования мы посмотрим, насколько в настоящий момент существующие ставки взносов за капитальный ремонт обеспечивают необходимые темпы модернизации ЖКХ в российских регионах, и как на эти темпы влияет собираемость взносов по регионам.

Сколько денег нужно ЖКХ России

Для того чтобы теоретически понять, в какие сроки ждать значительных перемен, необходимо знать две цифры: сколько средств требуется системе ЖКХ в том или ином регионе, и какая сумма в год будет аккумулироваться в регионе за счет взносов на капитальный ремонт по утвержденным на сегодняшний момент ставкам.

Подчеркнем, что в рамках данного исследования мы рассчитываем прогнозные сроки модернизации, ТОЛЬКО исходя из существующего размера взносов на капитальный ремонт, не принимая во внимание финансирование капитального ремонта из бюджетов разных уровней. Главная задача исследования – посмотреть, насколько Фонды капитального ремонта потенциально могут справиться со своей главной задачей – аккумулированием и администрированием средств на капитальный ремонт.

Сразу нужно обратить внимание на то, что необходимый объем финансовых вложений в программу модернизации ЖКХ рассчитывается весьма приблизительно. За последние 10 лет оценочная стоимость этой программы выросла почти в 5 раз. В 2002-2005 годах чиновники разного уровня оценивали потребность инвестиций в коммунальное хозяйство страны на уровне 2-2,3 трлн. руб. В 2006 году Владимир Путин озвучил цифру в 6 трлн. рублей, самое последнее значение (опять же озвученное Президентом на заседании Госсовета 31.05.2013) – более 9 трлн рублей. От этой цифры и будем отталкиваться.

Сумма, которую необходимо вложить в систему ЖКХ каждого региона, была рассчитана в одном из наших прошлых исследований, «Модернизация системы ЖКХ».

С учетом отсутствия достоверных данных по состоянию инфраструктуры в каждом отдельно взятом регионе, в расчетах были сделаны некоторые допущения. Мы предположили, что объём средств, необходимый для модернизации системы ЖКХ в том или ином субъекте, зависит только от размера жилищного фонда в этом регионе.

Расчеты, приведенные в Таблице 1, были сделаны на основе примерной стоимости модернизации жилищно-коммунального хозяйства в масштабах всей России и доли жилого фонда, находящегося непосредственно в том или ином регионе.

Таблица 1. Средства, необходимые для модернизации системы ЖКХ в регионах РФ

Субъект РФ Жилищный фонд всего, млн. м2 Средства, необходимые для модернизации системы ЖКХ, млрд. руб.
Российская Федерация 3288 9000
Центральный федеральный округ 940 2573
Белгородская область 40 109
Брянская область 32 88
Владимирская область 36 99
Воронежская область 61 167
Ивановская область 26 71
Калужская область 26 71
Костромская область 17 47
Курская область 30 82
Липецкая область 31 85
Московская область 213 583
Орловская область 20 55
Рязанская область 30 82
Смоленская область 25 68
Тамбовская область 27 74
Тверская область 38 104
Тульская область 40 109
Ярославская область 31 85
г. Москва 218 597
Северо-Западный федеральный округ 341 933
Республика Карелия 16 44
Республика Коми 22 60
Архангельская область 31 85
в том числе Ненецкий автономный округ 1 3
Вологодская область 32 88
Калининградская область 23 63
Ленинградская область 45 123
Мурманская область 19 52
Новгородская область 18 49
Псковская область 19 52
г. Санкт-Петербург 115 315
Южный федеральный округ 308 843
Республика Адыгея 11 30
Республика Калмыкия 6 16
Краснодарский край 120 328
Астраханская область 22 60
Волгоградская область 56 153
Ростовская область 93 255
Северо-Кавказский федеральный округ 176 482
Республика Дагестан 48 131
Республика Ингушетия 6 16
Кабардино-Балкарская Республика 16 44
Карачаево-Черкесская Республика 9 25
Республика Северная Осетия - Алания 19 52
Чеченская Республика 18 49
Ставропольский кpай 61 167
Приволжский федеральный округ 691 1891
Республика Башкортостан 89 244
Республика Марий Эл 16 44
Республика Мордовия 20 55
Республика Татарстан 89 244
Удмуртская Республика 31 85
Чувашская Республика 30 82
Пермский край 57 156
Кировская область 31 85
Нижегородская область 81 222
Оренбургская область 46 126
Пензенская область 34 93
Самарская область 73 200
Саратовская область 65 178
Ульяновская область 30 82
Уральский федеральный округ 275 753
Курганская область 20 55
Свердловская область 101 276
Тюменская область 73 200
в том числе: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 30 82
Ямало-Ненецкий автономный округ 10 27
Челябинская область 81 222
Сибирский федеральный округ 419 1147
Республика Алтай 4 11
Республика Бурятия 19 52
Республика Тыва 4 11
Республика Хакасия 11 30
Алтайский край 53 145
Забайкальский край 22 60
Красноярский край 64 175
Иркутская область 53 145
Кемеровская область 62 170
Новосибирская область 59 161
Омская область 45 123
Томская область 23 63
Дальневосточный федеральный округ 138 378
Республика Саха (Якутия) 19 52
Камчатский край 8 22
Приморский край 41 112
Хабаровский край 30 82
Амурская область 19 52
Магаданская область 4 11
Сахалинская область 12 33
Еврейская автономная область 4 11
Чукотский автономный округ 2 5

Сколько лет потребуется на модернизацию системы ЖКХ

Взяв за основу данные из Таблицы 1 (размер жилищного фонда и средства, необходимые для модернизации системы ЖКХ), мы рассчитали количество лет, требующихся каждому региону для модернизации жилищно-коммунальной системы при существующих ставках взносов на капитальный ремонт.

Нужно отметить, что в некоторых субъектах РФ ставки взносов дифференцированы в зависимости от районов или благоустроенности дома (наличия лифта, материала из которого дом построен и т.д.). В этом случае в таблице указано среднее значение по региону. Так, например, в Ханты-Мансийском автономном округе ставки взносов за капитальный ремонт варьируются от 8,55 (для деревянных многоквартирных домов (МКД)) до 13,85 (для панельных МКД с лифтом). Поэтому за основу расчетов взята ставка 11,51 (средняя между пятью различными ставками в этом регионе).

Таблица 2. Рейтинг городов по прогнозной скорости реализации программы модернизации системы ЖКХ

Субъект РФ Жилищный фонд всего, млн. м² Средства, необходимые для модернизации системы ЖКХ, млрд. руб. Стоимость услуг по капитальному ремонту на 1 м² площади квартиры Количество лет, необходимых для сбора средств на модернизацию системы ЖКХ на средства жителей по утверждённым ставкам
г. Москва 218 597 15 15
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 30 82 11,51 20
Ямало-Ненецкий автономный округ 10 27 10,5 21
Чукотский автономный округ 2 5 8,7 24
Свердловская область 101 276 8,2 28
Магаданская область 4 11 8,2 28
Московская область 213 583 7,8 29
Красноярский край 64 175 7,66 30
Тюменская область 73 200 7,5 30
Камчатский край 8 22 7,15 32
Кировская область 31 85 7,1 32
Пермский край 57 156 7 33
Удмуртская Республика 31 85 7 33
Курганская область 20 55 6,97 33
Пензенская область 34 93 6,9 33
Республика Мордовия 20 55 6,83 34
Чеченская Республика 18 49 6,72 34
Белгородская область 40 109 6,7 34
Омская область 45 123 6,7 34
Республика Алтай 4 11 6,7 34
Воронежская область 61 167 6,6 35
Приморский край 41 112 6,57 35
Орловская область 20 55 6,6 35
Вологодская область 32 88 6,6 35
Калужская область 26 71 6,53 35
Курская область 30 82 6,5 35
Амурская область 19 52 6,5 35
Владимирская область 36 99 6,5 35
Республика Калмыкия 6 16 6,3 35
Псковская область 19 52 6,45 35
Челябинская область 81 222 6,4 36
Архангельская область 31 85 6,37 36
Ярославская область 31 85 6,37 36
Тамбовская область 27 74 6,34 36
Нижегородская область 81 222 6,3 36
Ростовская область 93 255 6,3 36
Костромская область 17 47 6,34 36
Кабардино-Балкарская Республика 16 44 6,22 37
Томская область 23 63 6,15 37
Новосибирская область 59 161 6,1 37
Рязанская область 30 82 6 38
Сахалинская область 12 33 6 38
Забайкальский край 22 60 5,95 38
Ненецкий автономный округ 1 3 6,5 38
Тверская область 38 104 5,9 39
Калининградская область 23 63 5,9 39
Новгородская область 18 49 5,79 39
Карачаево-Черкесская Республика 9 25 5,8 40
Иркутская область 53 145 5,64 40
Смоленская область 25 68 5,6 40
Ленинградская область 45 123 5,55 41
Республика Ингушетия 6 16 5,4 41
Тульская область 40 109 5,5 41
Чувашская Республика 30 82 5,5 41
Республика Башкортостан 89 244 5,5 42
Брянская область 32 88 5,5 42
Республика Карелия 16 44 5,5 42
Самарская область 73 200 5,46 42
Липецкая область 31 85 5,4 42
Краснодарский край 120 328 5,32 43
Оренбургская область 46 126 5,25 43
Республика Дагестан 48 131 5,2 44
Ульяновская область 30 82 5,2 44
Республика Бурятия 19 52 5,205 44
Волгоградская область 56 153 5,06 45
Ивановская область 26 71 5 46
Алтайский край 53 145 5 46
Республика Северная Осетия - Алания 19 52 5 46
Ставропольский край 61 167 5 46
Республика Адыгея 11 30 4,98 46
Республика Татарстан 89 244 5 46
Республика Тыва 4 11 4,56 50
Саратовская область 65 178 4,37 52
Республика Хакасия 11 30 4,33 52
Еврейская автономная область 4 11 4,25 54
Республика Марий Эл 16 44 4,2 55
Астраханская область 22 60 4 57
Кемеровская область 62 170 3,9 59
Хабаровский край 30 82 3,49 65
Республика Саха (Якутия) 19 52 3,25 70
г. Санкт-Петербург 115 315 2,5 91
Республика Коми 22 60 2,35 97
Мурманская область 19 52 2 114

Из Таблицы 2 видно, что даже прогнозные сроки модернизации системы ЖКХ в регионах варьируются от 15 лет до 114 лет. Очевидно, что быстрота модернизации напрямую зависит от величины взносов за капитальный ремонт. И в этом ключе, 15 прогнозных лет для Москвы при ставке 15/руб. м² гораздо более предпочтительны, чем 91 год для Санкт-Петербурга при средней ставке 2,5/руб. м².

Тем не менее, установить адекватный уровень взносов – половина дела: эти взносы нужно собрать.

Ставки – ничто, собираемость – все

Выяснилось, что спустя год после начала реализации программы по регионам варьируются не только размеры взносов на капитальный ремонт, но и уровень собираемости этого платежа. Таким образом, в формуле скорости модернизации системы ЖКХ должны быть не три составляющие (размер жилищного фонда, необходимые на модернизацию средства и размер взносов на капитальный ремонт), а четыре. Сюда необходимо добавить уровень собираемости взносов, поскольку, по некоторым регионам он составляет менее 20%. В Таблице 3 показан уровень собираемости взносов на капитальный ремонт по каждому из регионов (данные Фонда содействия реформированию ЖКХ за 1 полугодие 2015 года), и произведен перерасчет прогнозного срока модернизации системы ЖКХ в зависимости от текущих значений по собираемости этого платежа.

Таблица 3. Рейтинг регионов по прогнозным срокам модернизации ЖКХ с учетом собираемости взносов за капремонт

Субъект РФ Количество лет, необходимых для сбора средств на модернизацию системы ЖКХ на средства жителей по утверждённым ставкам Собираемость Количество лет, которое понадобится на модернизацию ЖКХ при плате за капитальный ремонт по верхней планке текущей собираемости взносов
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 20 50-85% 23
Свердловская область 28 50-85% 33
Московская область 29 50-85% 34
Красноярский край 30 50-85% 35
Воронежская область 35 Более 85% 35
Тюменская область 30 50-85% 36
Костромская область 36 Более 85% 36
Новосибирская область 37 Более 85% 37
Камчатский край 32 50-85% 38
Кировская область 32 50-85% 38
Удмуртская Республика 33 50-85% 38
Курганская область 33 50-85% 39
Пензенская область 33 50-85% 39
Республика Мордовия 34 50-85% 39
Белгородская область 34 50-85% 40
Омская область 34 50-85% 40
Республика Алтай 34 50-85% 40
Приморский край 35 50-85% 41
Орловская область 35 50-85% 41
Вологодская область 35 50-85% 41
Калужская область 35 50-85% 41
Курская область 35 50-85% 41
Амурская область 35 50-85% 41
Владимирская область 35 50-85% 41
Республика Калмыкия 35 50-85% 41
Псковская область 35 50-85% 42
Брянская область 42 Более 85% 42
Ярославская область 36 50-85% 42
Тамбовская область 36 50-85% 42
Ростовская область 36 50-85% 43
Томская область 37 50-85% 44
Рязанская область 38 50-85% 45
Сахалинская область 38 50-85% 45
Ненецкий автономный округ 38 50-85% 45
Тверская область 39 50-85% 45
Республика Татарстан 46 Более 85% 46
Новгородская область 39 50-85% 46
Карачаево-Черкесская Республика 40 50-85% 47
Иркутская область 40 50-85% 48
Смоленская область 40 50-85% 48
Ленинградская область 41 50-85% 48
Тульская область 41 50-85% 49
Республика Башкортостан 42 50-85% 49
Самарская область 42 50-85% 49
Липецкая область 42 50-85% 50
Оренбургская область 43 50-85% 51
Ульяновская область 44 50-85% 52
Волгоградская область 45 50-85% 53
Алтайский край 46 50-85% 54
Магаданская область 28 20-50% 56
Саратовская область 52 50-85% 61
Республика Хакасия 52 50-85% 62
Республика Марий Эл 55 50-85% 64
Кемеровская область 59 50-85% 69
Челябинская область 36 20-50% 71
Архангельская область 36 20-50% 72
Нижегородская область 36 20-50% 73
Забайкальский край 38 20-50% 76
Хабаровский край 65 50-85% 77
Республика Саха (Якутия) 70 50-85% 83
Чувашская Республика 41 20-50% 83
Краснодарский край 43 20-50% 86
Республика Бурятия 44 20-50% 88
г. Санкт-Петербург 91 более 85% 91
Ивановская область 46 20-50% 91
Республика Северная Осетия - Алания 46 20-50% 91
Ставропольский край 46 20-50% 91
Республика Адыгея 46 20-50% 91
Еврейская автономная область 54 20-50% 108
Астраханская область 57 20-50% 114
Мурманская область 114 50-85% 134
Пермский край 33 До 20% 163
Чеченская Республика 34 До 20% 169
Кабардино-Балкарская Республика 37 До 20% 184
Республика Коми 97 20-50% 193
Республика Ингушетия 41 До 20% 206
Республика Дагестан 44 До 20% 219
Республика Тыва 50 До 20% 251
Регионы, по которым пока нет данных о собираемости, поскольку плата за капремонт либо только начала взиматься, либо планируется:
г. Москва 15 июл.15 -
Ямало-Ненецкий автономный округ 21 окт.15 -
Чукотский автономный округ 24 янв.15 -
Калининградская область 39 сен.15 -
Республика Карелия 42 сен.15 -

Согласно данным Фонда содействию реформирования ЖКХ, в 2015 году из 79 субъектов Российской Федерации, в которых наступила обязанность собственников по уплате взносов:

  • высокий процент собираемости – более 85% – в 6 субъектах Российской Федерации: г. Санкт-Петербург, Новосибирская область, Костромская область, Воронежская область, Брянская область, Республика Татарстан;
  • собираемость в диапазоне от 50 до 85% – в 51 субъекте Российской Федерации;
  • собираемость в диапазоне от 20 до 50% – в 15 субъектах Российской Федерации;
  • собираемость менее 20% – в 6 субъектах Российской Федерации Кабардино-Балкарская Республика, Пермский край, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Тыва, Чеченская Республика;
  • в Чукотском автономном округе обязанность по уплате взносов наступила у собственников с января 2015 года, однако, квитанции на уплату региональным оператором до настоящего времени не выставляются, взносы не собираются;
  • в 2 субъектах Российской Федерации срок наступления такой обязанности не определен: Республике Крым и г. Севастополь.

В таблице сроки модернизации скорректированы, исходя из верхней планки уровня собираемости взносов. Например, если регион попал в группу с собираемостью 50-85%, то срок модернизации был скорректирован исходя из уровня собираемости в 85%.

Из Таблицы 3 видно, что, несмотря на хорошую собираемость взносов в некоторых регионах, прогнозные сроки модернизации огромны. Так, например, в Санкт-Петербурге при очень хорошей собираемости (более 85%) сроки модернизации остаются более 90 лет. Это значит, что наличие программы капитального ремонта многоквартирных домов в этом субъекте не окажет практически никакого влияния на реальное состояние жилищно-коммунальной сферы.

«Рассмотренная нашими аналитиками ситуация наглядно демонстрирует, что установленные большинством регионов ставки на капремонт не могут в достаточной степени, и главное – в обозримом будущем, решить проблему модернизации ЖКХ. С учетом низкой собираемости, вызванной отчасти волной возмущения граждан (новая строка в платежках была даже названа в народе «оброком на капремонт») эта задача кажется нереальной. На мой взгляд, для решения проблемы руководству регионов необходимо обеспечить работающий механизм, который позволит достичь видимых перемен в жилищно-коммунальной сфере. А сюда входит и установка адекватного размера взносов на капитальный ремонт, и обеспечение сбора и администрирования этих платежей. При этом необходим жесткий контроль за прозрачностью конкурсных процедур и процесса отбора подрядчиков для проведения ремонтных работ, а также контроль качества их исполнения. Крайне важно при этом, во избежание социальных вспышек, вести постоянную разъяснительную работу среди населения и поддерживать обратную связь.»


Нина Козлова

управляющий партнер, «ФинЭкспертиза»

Выводы

  1. Прогнозные сроки модернизации системы ЖКХ в регионах России, исходя из существующих ставок взносов за капитальный ремонт, составляют от 15 до 114 лет
  2. Средние ставки взносов на капитальный ремонт по регионам варьируются от 2 руб. за м² до 15 руб. за м² в месяц
  3. Быстрее всего модернизация системы ЖКХ сможет быть осуществлена в Москве (размер взносов на капитальный ремонт на уровне 15руб./м²). Прогнозный срок – 15 лет при 100% собираемости этого платежа.
  4. Среди регионов, которые рассчитывают на значительные темпы модернизации можно отметить Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (средняя ставка по региону 11,51 руб./ м², прогнозный срок модернизации – 20 лет); Ямало-Ненецкий автономный округ (средняя ставка по региону 10.5 руб./ м², прогнозный срок – 21 год);
  5. Без дополнительных вложений со стороны региона вряд ли дождутся модернизации системы ЖКХ жители Мурманской области (прогноз 114 лет), Республики Коми (97 лет), города Санкт–Петербург (91 год).
  6. Кроме ставки взносов на капитальный ремонт значительное влияние на темпы обновления жилищного фонда оказывает собираемость этих взносов. По некоторым регионам собираемость платежей за капитальный ремонт составляет менее 20%.
  7. С учетом собираемости взносов на капитальный ремонт, сроки модернизации системы ЖКХ в России составят от 23 лет до 251 года
  8. В пятерке лидеров – Ханты-Мансийский автономный округ–Югра, Свердловская область, Московская область, Красноярский край, Воронежская область. В этих регионах на итоговый результат повлияли адекватные ставки взносов на капитальный ремонт и хорошая собираемость взносов.
  9. В пятерке регионов с самыми продолжительными сроками прогнозной модернизации – Кабардино-Балкарская Республика, Республика Коми, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Республика Тыва.