Источники доходов бюджетов регионов_НДФЛ vs налог на прибыль

14 Октября 2016

Скачать zip

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Оценить зависимость региональных бюджетов от налога на доходы физических лиц и выявить соотношение НДФЛ и налога на прибыль организаций в структуре доходов бюджетов субъектов.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Данные Казначейства России

КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Наша аналитическая служба проанализировала структуру доходов бюджетов субъектов РФ и определила, насколько доходы каждого региона страны зависят от доходов граждан и организаций. В результате были составлены рейтинги субъектов по доле НДФЛ и по соотношению НДФЛ и налога на прибыль организаций в консолидированных региональных бюджетах.

СТРУКТУРА ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

Используя данные Казначейства России, наши аналитики проанализировали структуру доходов региональных бюджетов. В результате проведенных расчетов, специалисты пришли к выводу, что основными статьями доходов в консолидированных бюджетах субъектов РФ в 2015 году стали налог на доходы физических лиц (в среднем по России 30,2%), налог на прибыль организаций (22,6%) и безвозмездные поступления[1]. (18,1%).

Из диаграммы видно, что основную долю в структуре доходов региональных бюджетов занимают не налоги на прибыль предприятий, а налоги на доходы физических лиц. Таким образом, получается, что если основной источник поступлений в федеральный бюджет – нефтегазовые доходы, то бюджеты регионов зависят от заработных плат россиян. Степень влияния доходов граждан на доходы бюджетов различается, в зависимости от субъекта. В ряде регионов она минимальна и не превышает 10%, в ряде – достигает 40% и более.

Основываясь на данных Казначейства России о совокупных размерах доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2015 год и объемах НДФЛ, поступивших в бюджеты регионов в указанный период, мы рассчитали долю НДФЛ в региональных бюджетах по формуле:

Доля НДФЛ в общих доходах бюджета = НДФЛ (руб.)/доходы бюджета (руб)*100

Результаты расчетов представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Рейтинг субъектов РФ по доле НДФЛ в бюджетах

Субъект РФ Доходы консолидированного бюджета субъекта РФ, руб. НДФЛ, руб. Доля НДФЛ
г.Москва 1 673 525 794 599,98 695 411 039 937,12 41,6
г.Санкт-Петербург 447 420 174 361,07 181 021 208 859,14 40,5
Мурманская область 66 555 965 099,48 25 856 856 610,15 38,8
г. Байконур 3 360 758 898,09 1 289 058 902,29 38,4
Свердловская область 222 097 759 117,82 81 789 942 540,27 36,8
Хабаровский край 90 924 641 390,40 32 424 154 108,05 35,7
Нижегородская область 152 928 484 936,13 51 602 860 063,73 33,7
Приморский край 107 973 945 981,43 35 983 068 552,34 33,3
Московская область 531 287 460 668,67 176 145 860 115,65 33,2
Новосибирская область 131 858 201 351,40 43 415 294 529,66 32,9
Челябинская область 153 518 988 586,96 50 510 555 633,32 32,9
Калужская область 54 962 857 332,92 17 849 156 706,03 32,5
Республика Коми 67 419 676 122,52 21 870 502 561,57 32,4
Иркутская область 129 088 870 019,66 40 312 479 381,44 31,2
Краснодарский край 236 840 627 358,89 73 613 304 821,99 31,1
Самарская область 160 370 167 951,74 49 317 746 339,88 30,8
Саратовская область 86 999 323 623,85 26 352 807 486,82 30,3
Астраханская область 38 626 996 523,21 11 653 491 380,56 30,2
Российская федерация 9 308 151 575 959,63 2 807 796 683 120,29 30,2
Смоленская область 38 559 744 917,46 11 624 077 363,89 30,1
Ямало-Ненецкий автономный округ 137 650 157 723,34 41 488 249 899,25 30,1
Пермский край 126 934 169 325,61 38 008 233 437,40 29,9
Владимирская область 57 594 303 098,61 17 170 215 240,49 29,8
Забайкальский край 53 187 665 521,20 15 804 387 139,53 29,7
Вологодская область 58 063 496 802,15 17 212 316 039,49 29,6
Архангельская область 78 414 300 968,87 23 195 499 780,12 29,6
Белгородская область 81 081 877 236,34 23 738 626 332,07 29,3
Амурская область 52 149 124 670,05 15 239 418 756,85 29,2
Кемеровская область 132 303 224 164,26 38 661 686 291,67 29,2
Новгородская область 29 933 999 665,01 8 719 116 733,67 29,1
Республика Карелия 34 801 533 070,60 10 131 384 437,07 29,1
Ростовская область 170 793 397 376,80 49 720 168 144,69 29,1
Удмуртская Республика 66 931 792 255,13 19 401 934 642,34 29,0
 Рязанская область 50 598 585 875,15 14 617 782 988,30 28,9
Ярославская область 64 758 357 970,04 18 589 065 543,10 28,7
Томская область 61 402 221 153,12 17 394 481 405,89 28,3
Костромская область 25 099 462 348,52 7 043 359 785,83 28,1
Воронежская область 98 442 187 715,26 27 472 586 337,20 27,9
Ульяновская область 45 641 187 998,83 12 735 394 103,03 27,9
Псковская область 26 842 976 233,75 7 474 801 359,55 27,8
Омская область 79 029 223 139,91 21 863 048 692,01 27,7
Тверская область 62 121 062 830,31 16 920 630 024,37 27,2
Волгоградская область 100 282 929 572,18 27 219 053 335,98 27,1
Красноярский край 211 416 854 833,83 57 311 255 118,55 27,1
Тульская область 75 423 215 375,15 20 191 211 260,86 26,8
Магаданская область 27 327 068 111,86 7 263 272 943,77 26,6
Ставропольский край 93 128 459 507,77 24 739 977 708,75 26,6
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 275 321 067 718,16 73 126 642 968,59 26,6
Республика Марий Эл 27 378 663 589,06 7 134 081 652,45 26,1
Ивановская область 36 389 926 686,17 9 413 303 053,50 25,9
Орловская область 31 958 537 122,23 8 219 076 005,33 25,7
Кировская область 54 608 948 142,72 13 989 082 412,14 25,6
Пензенская область 48 652 915 430,69 12 454 715 441,26 25,6
Республика Башкортостан 177 799 730 892,67 45 293 561 405,89 25,5
Оренбургская область 92 140 994 359,54 23 253 709 803,63 25,2
Еврейская автономная область 10 320 767 786,43 2 590 244 228,36 25,1
Курганская область 34 003 493 114,28 8 487 463 558,61 25,0
Курская область 51 394 928 605,39 12 819 263 602,78 24,9
Республика Мордовия 38 063 978 781,78 9 479 005 757,21 24,9
Калининградская область 59 136 471 951,82 14 707 479 580,55 24,9
Липецкая область 58 638 707 663,99 14 530 943 086,47 24,8
Чувашская Республика-Чувашия 44 363 725 888,38 10 619 062 127,84 23,9
Республика Татарстан (Татарстан) 242 485 594 741,18 57 917 765 063,53 23,9
Республика Хакасия 28 298 871 952,26 6 758 237 691,24 23,9
г.Севастополь 21 244 845 128,81 5 001 116 861,28 23,5
Камчатский край 65 195 224 727,91 15 088 598 870,75 23,1
Брянская область 49 826 981 825,47 11 518 219 674,35 23,1
Ленинградская область 132 512 578 712,38 30 082 155 827,05 22,7
Тамбовская область 48 751 623 695,60 10 819 045 163,08 22,2
Республика Северная Осетия-Алания 24 852 089 543,74 5 475 525 474,25 22,0
Республика Бурятия 52 843 528 059,60 11 359 795 409,77 21,5
Алтайский край 95 509 079 440,53 20 256 818 131,28 21,2
Республика Адыгея (Адыгея) 17 004 663 632,32 3 549 375 416,72 20,9
Тюменская область 151 490 944 540,56 27 562 300 912,70 18,2
Крымский федеральный округ 117 011 414 868,87 20 094 819 247,35 17,2
Кабардино-Балкарская Республика 29 549 718 260,10 4 736 870 370,34 16,0
Республика Крым 95 766 569 740,06 15 093 702 386,07 15,8
Республика Саха (Якутия) 186 473 153 964,86 29 315 354 180,47 15,7
Республика Калмыкия 11 257 490 473,84 1 754 858 196,16 15,6
Республика Тыва 21 158 333 210,00 3 032 003 737,13 14,3
Чукотский автономный округ 28 053 518 446,85 3 841 549 957,91 13,7
Карачаево-Черкесская Республика 22 557 493 134,28 2 974 776 945,27 13,2
Ненецкий автономный округ 18 470 609 511,94 2 422 345 209,41 13,1
Республика Дагестан 90 589 900 310,63 11 483 345 139,93 12,7
Республика Алтай 16 957 662 811,83 2 121 502 888,02 12,5
Чеченская Республика 73 682 165 755,99 8 391 948 613,68 11,4
Сахалинская область 223 363 562 285,06 21 785 674 921,37 9,8
Республика Ингушетия 24 409 240 935,19 1 965 538 018,19 8,1

Согласно данным Таблицы 1, наиболее зависимыми от доходов жителей являются бюджеты двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. В этих регионах доля НДФЛ в структуре консолидированного бюджета составляет 41,6% и 40,5% соответственно.

Наименьшая доля НДФЛ – в бюджетах Сахалинской области (9,8%) и Республики Ингушетия (8,1%). Ситуация в этих регионах различная: если в Республике Ингушетия основную долю доходов бюджета составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (86%), то в Сахалинской области – налог на прибыль организаций (71%).

НДФЛ и НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Таблица ниже наглядно демонстрирует, что в большинстве субъектов доля НДФЛ значительно выше доли налога на прибыль предприятий. Топ регионов по этому показателю – Чеченская республика (в 35,69 раз), Республика Тыва (в 18,91 раз), Республика Ингушетия (в 11,26 раз).

Только лишь в 11 регионах доля налога на прибыль предприятий больше НДФЛ.

Таблица 2. НДФЛ VS Налог на прибыль предприятий

Субъект Российской Федерации Доля НДФЛ в консолидированном бюджете региона (%%) Доля налога на доходы организаций Во сколько раз доля НДФЛ больше доли налогов на доходы организаций в консолидированном бюджете субъекта
1 Чеченская Республика 11,4 0,32 35,69
2 Республика Тыва 14,3 0,76 18,91
3 Республика Ингушетия 8,1 0,72 11,26
4 г. Байконур 38,4 4,00 9,58
5 Камчатский край 23,1 3,74 6,19
6 Республика Северная Осетия-Алания 22,0 3,69 5,96
7 Кабардино-Балкарская Республика 16,0 3,19 5,02
8 Республика Дагестан 12,7 2,63 4,83
9 Республика Мордовия 24,9 5,71 4,36
10 Забайкальский край 29,7 7,40 4,02
11 Ивановская область 25,9 6,70 3,86
12 Еврейская автономная область 25,1 6,70 3,75
13 Республика Калмыкия 15,6 4,18 3,73
14 Курганская область 25,0 6,74 3,71
15 Брянская область 23,1 6,26 3,69
16 г.Севастополь 23,5 6,42 3,67
17 Пензенская область 25,6 7,16 3,57
18 Хабаровский край 35,7 9,98 3,57
19 Республика Алтай 12,5 3,83 3,27
20 Республика Карелия 29,1 8,95 3,25
21 Карачаево-Черкесская Республика 13,2 4,45 2,97
22 Орловская область 25,7 8,83 2,91
23 Псковская область 27,8 9,75 2,86
24 Калужская область 32,5 11,77 2,76
25 Вологодская область 29,6 11,28 2,63
26 Алтайский край 21,2 8,46 2,51
27 Республика Адыгея (Адыгея) 20,9 8,38 2,49
28 Республика Марий Эл 26,1 10,51 2,48
29 Омская область 27,7 11,26 2,46
30 Ставропольский край 26,6 10,86 2,45
31 Приморский край 33,3 13,95 2,39
32 Костромская область 28,1 12,25 2,29
33 Калининградская область 24,9 11,07 2,25
34 Республика Крым 15,8 7,23 2,18
35 Новосибирская область 32,9 15,68 2,10
36 Белгородская область 29,3 14,19 2,06
37 Краснодарский край 31,1 15,73 1,98
38 Чувашская Республика-Чувашия 23,9 12,24 1,96
39 Саратовская область 30,3 15,56 1,95
40 Ростовская область 29,1 15,19 1,92
41 Рязанская область 28,9 15,30 1,89
42 Амурская область 29,2 15,57 1,88
43 Кировская область 25,6 13,70 1,87
44 Республика Хакасия 23,9 13,19 1,81
45 Ярославская область 28,7 15,89 1,81
46 Свердловская область 36,8 20,54 1,79
47 Нижегородская область 33,7 18,94 1,78
48 Воронежская область 27,9 15,71 1,78
49 Тамбовская область 22,2 12,53 1,77
50 Владимирская область 29,8 17,08 1,75
51 Ульяновская область 27,9 16,52 1,69
52 Кемеровская область 29,2 17,44 1,68
53 Московская область 33,2 20,00 1,66
54 г.Санкт-Петербург 40,5 24,93 1,62
55 Тверская область 27,2 17,36 1,57
56 Новгородская область 29,1 18,89 1,54
57 Челябинская область 32,9 21,36 1,54
58 Республика Бурятия 21,5 14,03 1,53
59 Ямало-Ненецкий автономный округ 30,1 20,42 1,48
60 Архангельская область 29,6 20,25 1,46
61 Мурманская область 38,8 26,61 1,46
62 Астраханская область 30,2 20,67 1,46
63 Смоленская область 30,1 20,71 1,46
64 г.Москва 41,6 28,97 1,43
65 Самарская область 30,8 21,71 1,42
66 Иркутская область 31,2 22,16 1,41
67 Волгоградская область 27,1 19,43 1,40
68 Магаданская область 26,6 19,18 1,39
69 Республика Коми 32,4 24,28 1,34
70 Российская федерация 30,2 22,64 1,33
71 Удмуртская Республика 29,0 22,50 1,29
72 Республика Башкортостан 25,5 20,35 1,25
73 Тульская область 26,8 22,50 1,19
74 Пермский край 29,9 25,49 1,17
75 Томская область 28,3 24,77 1,14
76 Курская область 24,9 22,88 1,09
77 Оренбургская область 25,2 28,21 0,89
78 Красноярский край 27,1 31,46 0,86
79 Республика Саха (Якутия) 15,7 18,24 0,86
80 Липецкая область 24,8 30,74 0,81
81 Республика Татарстан (Татарстан) 23,9 29,81 0,80
82 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 26,6 36,51 0,73
83 Ненецкий автономный округ 13,1 18,62 0,70
84 Чукотский автономный округ 13,7 23,58 0,58
85 Ленинградская область 22,7 39,22 0,58
86 Тюменская область 18,2 58,95 0,31
87 Сахалинская область 9,8 71,21 0,14

«Налог на доходы физических лиц для бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга играет практически такую же роль, как и нефтегазовые доходы для бюджета России. Доля НДФЛ по итогам 2015 года в двух столицах была на уровне 40 % (доля нефтегазовых доходов по данным Минфина в бюджете РФ составила 43%). Это как раз тот случай, когда повышение заработной платы выгодно и гражданам, и государству.

Тем не менее, создание комфортных условий для ведения бизнеса должно стать приоритетной задачей региональных властей на ближайшие годы. Хорошо, когда у людей высокие заработные платы. Но бюджет региона, опираясь на эти доходы, должен дальше создавать стимулы для развития экономики региона, улучшения его инвестиционного климата. Поддержка бизнеса, налоговая дисциплина и грамотное администрирование других видов налогов (например, имущественных, транспортных, земельных) – вот потенциал роста доходной части региональных бюджетов..»


Нина Козлова

управляющий партнер, ФинЭкспертиза

ВЫВОДЫ:

  1. В консолидированных доходах региональных бюджетов доля НДФЛ различается между субъектами в 5 раз и варьируется от 8,1% до 41,6%.
  2. В среднем по России НДФЛ является основной статьей доходов региональных бюджетов и составляет более 30% от общего объема доходов.
  3. В Москве и Санкт-Петербурге эта доля самая высокая – 41,6% и 40,5% соответственно, что сопоставимо с долей нефтегазовых доходов в бюджете РФ (43% в 2015 году).
  4. Менее всего зависят от НДФЛ бюджеты Сахалинской области (9,8%) и Республики Ингушетия (8,1%). Однако если в Сахалинской области основные доходы бюджета – налог на прибыль предприятий, а в Ингушетии – безвозмездные поступления от бюджетов других уровней.
  5. В среднем по России доля НДФЛ в бюджетах выше доли налога на прибыль на 33%.
  6. В Чеченской республике доля НДФЛ в 35,69 раз превышает долю налога на прибыль предприятий в бюджете региона.
  7. Лишь в 11 субъектах РФ доля налога на прибыль в доходах бюджета больше доли НФДЛ. Лидеры по этому показателю – Сахалинская область (Доля налога на прибыль предприятий в 7 раз больше доли НДФЛ), Тюменская область (в 3 раза больше), Ленинградская область и Чукотский автономный округ (почти в 2 раза).

[1] Безвозмездные поступления – это дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ, субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии), субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ, иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Свяжитесь
с нами!

Выберите файл
Загрузка

* - поля обязательные для заполнения

Наверх
Спасибо! На указанную Вами почту отправлено письмо для подтверждения подписки.
Подпишитесь 
на новости ФинЭкспертизы и мониторинг законодательства

Это поле обязательно для заполнения

Это поле обязательно для заполнения

Это поле обязательно для заполнения

E-mail имеет неверный формат

Мы заботимся о персональных данных и ни при каких обстоятельствах не будем передавать их третьим лицам.