Эксперимент «ОТДЫХ»

6 октября 2017

Скачать pdf

Цель исследования

Оценить потенциал регионов РФ для развития внутреннего туризма по степени влияния курортного сбора на бюджет региона.

Используемые материалы

Федеральный Закон № 214 ФЗ от 29.07.2017 года «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». Данные Росстата. Данные Федерального агентства по туризму РФ. Данные по исследованиям рынка туризма и путешествий из открытых источников.

Краткие пояснения

В рамках исследования сравним величину курортного сбора за рубежом с величиной сбора в РФ. Определим усредненные расходы семейного бюджета на уплату курортного сбора. Оценим уровень предполагаемых доходов регионального бюджета от введения курортного сбора по разным методикам, в том числе, с учетом наличия в регионе номерного фонда для размещения туристов.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВВЕДЕНИЮ КУРОРТНОГО СБОРА

Курортный сезон - 2017 подошел к своему завершению. Запомнился он, прежде всего, жаркими дискуссиями по поводу эксперимента по введению курортного сбора в четырех регионах России. С 2018 года отдыхающие в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском крае должны будут оплатить определенную сумму за каждый день пребывания на курорте. Сумма это составляет от 50 до 100 рублей в сезон, а обязанность по ее уплате ложится на туристов, старше 18 лет, пребывающих на отдыхе более 24 часов. Эксперимент продлится до конца 2022 года, а взимание платы начнется не ранее мая 2018 года.

Все собранные средства планируется направить на развитие объектов региональной туристической инфраструктуры. К таковым относятся объекты лечебно-оздоровительного, спортивного, социально-культурного и рекреационного назначения, включая леса, парки, пляжи и набережные.

ВЕЛИЧИНА КУРОРТНОГО СБОРА

В странах мира понятие курортного сбора достаточно распространено. Существуют две основные модели сбора средств: турист либо платит фиксированную сумму в сутки (или оплачивает отельеру процент от стоимости оказываемых услуг), либо курортный сбор сразу включается операторами в стоимость тура.

В соответствии с новым законом в РФ выбрана модель оплаты курортного сбора через отельера. Право взимать курортный сбор предоставлено оператору курортного сбора - юридическому лицу или ИП, осуществляющему деятельность по предоставлению гостиничных услуг или услуг по временному размещению или проживанию.

Таблица ниже наглядно демонстрирует, что стоимость курортного сбора для туристов в России будет в среднем ниже, чем в Испании, Австрии Италии, Швейцарии и Бельгии, но выше, чем в Португалии, Чехии и Литве и даже Франции.


Таблица 1. Рейтинг европейских стран и России по величине курортного сбора

 

Страны

Размер налога в сутки в зависимости от уровня гостиницы

Среднее значение курортного сбора

Минимальный (евро/сутки)

Максимальный (евро/сутки)

Минимальный (руб/ сутки)

Максимальный (руб/ сутки)

1

Литва (Паланга)

0,3

 

21,2

 

21

2

Чехия (Прага)

0,57

 

40,3

 

40

3

Франция (Париж)

0,42

1,5

29,7

106

68

4

Португалия (Лиссабон)

1

 

70,7

 

71

5

Россия

 

 

50

100

75

6

Сербия (Курорт Капаоник)

1

2

70,7

141,3

106

7

Испания

0,75

2,5

53

176,7

115

8

Австрия

1,5

3,2

106

226,1

166

9

Италия

1

5

70,7

353,3

212

10

Швейцария

2,2

5,28

155,5

373,1

264

11

Бельгия

2,15

8,75

151,9

618,3

385

ВОЗМОЖНЫЕ ДОХОДЫ ОТ КУРОРТНОГО СБОРА В РЕГИОНАХ РФ – УЧАСТНИКАХ ЭКСПЕРИМЕНТА

Главной целью введения курортного сбора, очевидно, является повышение доходной части бюджетов курортных регионов. Смогут ли регионы в полной мере воспользоваться полученными преференциями, и что может этому помешать, рассмотрим ниже.

Рассчитаем прогнозируемые доходы бюджетов. Существуют несколько возможных вариантов развития событий.  

Регионы собирают курортный сбор с посетителей гостиниц при существующей загрузке;

Регионы смогут максимально использовать весь номерной фонд гостиниц;

Регионы смогут придумать механизм взимания курортного сбора со всех отдыхающих, посетивших курорт (даже не размещенных в отелях и гостиницах). 

Расчет доходов бюджетов региона от курортного сбора с посетителей гостиниц при существующей загрузке

Этот вариант сборов наиболее легко администрируется, и, соответственно, является наиболее вероятной величиной дополнительного дохода бюджета региона. Для подсчета возьмем данные Федерального агентства по туризму РФ о численности граждан, размещенных в коллективных средствах размещения.

Таблица 2. Дополнительные доходы бюджетов регионов от курортного сбора с посетителей гостиниц при существующей загрузке, млн. руб.*

Субъект РФ

Число посетителей гостиниц, тыс. чел.

Дополнительные доходы бюджетов регионов от курортного сбора с посетителей гостиниц при существующей загрузке, млн. руб.*

Алтайский край

660,9

611

Краснодарский край

5 560,3

5138

Республика Крым

1626,2

1503

Ставропольский край

848,8

784

 

*Дополнительные доходы бюджетов регионов от курортного сбора с посетителей гостиниц при существующей загрузке = (Число посетителей гостиниц*1000*100*14*0,66)/1 000 000, где 1000 – перевод числа посетителей в единицы; 100 – стоимость курортного сбора в день, руб; 14 – среднее количество дней проживания; 0,66 – доля плательщиков курортного сбора при условии, что чаще всего отдыхает семья из трех человек, в которой ребенок платить за курортный сбор не будет; 1 000 000 – перевод получившегося числа в млн.

Из таблицы видно, что на сегодняшний момент при существующей загрузке гостиниц и отелей, наибольшие выгоды от ввода курортного сбора получит Краснодарский край и Крым – 5,1 и 1,5 млрд рублей соответственно.

Расчет доходов бюджетов региона от курортного сбора при максимальной загрузке гостиниц

По той же формуле рассчитаем дополнительные доходы бюджета при полной загрузке гостиничного фонда. Для того, чтобы определить потенциально возможную сумму, которую регионы смогут собрать через операторов курортного сбора, мы примем, что каждое место в коллективном средстве размещения загружено 365 дней в году. При этом курортный сбор также платят только 66% проживающих туристов (дети не являются плательщиками).

Из таблицы ниже видно, что наибольший потенциал увеличения доходов бюджета от введения курортного сбора есть в Крыму. Там при сегодняшней загрузке гостиниц и предполагаемой продолжительности отдыха в 14 дней, доходы составят всего 1 503 млн рублей, при том что при полной загрузке отелей могут дойти до 4 018 млн. рублей в год.

Парадоксальную ситуацию мы видим в Алтайском крае. Там на сегодняшний момент при расчете времени отдыха в 14 дней, количество мест в гостиницах меньше, чем количество реально размещенных людей (см. таблицу 1 и таблицу 2). Такая ситуация могла возникнуть лишь в том случае, если продолжительность отдыха и пребывания в гостиницах на самом деле была менее 2 недель. Таким образом, получается, что доходы от введения курортного сбора в регионе на сегодняшний день будут еще меньше, чем получилось в базовых расчетах. Если средняя продолжительность отдыха составляет не две недели, а всего неделю, то и доходы бюджета будут в два раза меньше, чем было рассчитано по базовым значениям. И второй вывод, который можно сделать - это все-таки ограниченность номерного фонда в этом регионе, а, значит, и отсутствие серьезного потенциала для использования курортного сбора.

Таблица 3. Доходы при полной загрузке отелей и гостиниц, млн руб.*

Субъект РФ

Число мест в гостиницах и отелях региона

Доходы при полной загрузке отелей и гостиниц, млн руб.*

Алтайский край

24,5

590,2

Краснодарский край

307

7395,6

Республика Крым

166,8

4018,2

Ставропольский край

39,7

956,4

 

* Доходы при полной загрузке отелей и гостиниц = Номерной фонд*1000*365*0,66*100/1000000, где 1000 – перевод номерного фонда в единицы; 365- количество дней в году, 0,66 – доля плательщиков курортного сбора при условии, что чаще всего отдыхает семья из трех человек, в которой ребенок платить за курортный сбор не будет; 100 – стоимость курортного сбора в день, руб; 1 000 000 – перевод получившегося числа в млн.


Расчет доходов бюджетов региона от курортного сбора от всех туристов, посетивших курорт

Основываясь на данных региональных администраций о количестве их гостей в 2016 году (в том числе и не останавливавшихся в гостиницах), определим потенциальную сумму курортного сбора, исходя из существующего туристического потока. Для того, чтобы регион смог администрировать данную сумму, нужно будет либо найти способы разместить весь поток туристов в коллективных средствах размещения (а это включает в себя, в том числе, и ввод новых мест в отелях и гостиницах), или научится администрировать этот сбор через частный сектор, размещающий у себя туристов, что может потребовать реализации мер, направленных на регистрацию таких домохозяйств в качестве ИП.

Таблица 4. Потенциальные сбор от всех туристов, посетивших регион  млн руб.*

Субъект РФ

Общая численность туристов, тыс. человек

Потенциальные сбор от всех туристов, посетивших регион  млн руб.*

Алтайский край

2 000

1 848

Краснодарский край

15 800

14 599

Республика Крым

5 570

5 147

Ставропольский край

1 400

1 294

 

*Потенциальные сбор от всех туристов, посетивших регион = Общая численность туристов*1000*0,66*14*100/1000000, где где 1000 – перевод числа посетителей в единицы; 0,66 – доля плательщиков курортного сбора при условии, что чаще всего отдыхает семья из трех человек, в которой ребенок платить за курортный сбор не будет; 14 – среднее количество дней проживания; 100 – стоимость курортного сбора в день, руб; 1 000 000 – перевод получившегося числа в млн.

 

Таким образом, можно отметить существенную разницу между величиной курортного сбора, которая поддается сравнительно легкому администрированию и потенциально – возможными доходами от этого вида платежей.

 

РАЗНИЦА ПОТЕНЦИАЛОВ

Работа по наполняемости существующих отелей и гостиниц

Рассмотрим тот потенциал, который сегодня имеется в регионах-участниках эксперимента. Посмотрим, сколько доходов сможет получить регион, если направит  определенные усилия в сторону повышения наполняемости гостиниц.

Таблица 5. Потенциальные дополнительные доходы  региона при работе в направлении полной загрузки гостиниц и отелей

Субъект РФ

Дополнительные доходы бюджетов регионов от курортного сбора с посетителей гостиниц при существующей загрузке, млн. руб.

Доходы при полной загрузке  отелей и гостиниц, млн руб.

Потенциал региона при работе в направлении полной загрузки гостиниц и отелей

Республика Крым

1503

4018,2

2515,6

Краснодарский край

5138

7395,6

2257,9

Ставропольский край

784

956,4

172,1

Алтайский край

611

590,2

-

 

Из таблицы видно, что при условии продолжительности отдыха в 14 дней, наибольший потенциал получения доходов от введения курортного сбора есть в Крыму и Краснодарском крае. Что касается Ставропольского и Алтайского края, то там количество существующих гостиничных мест не так велико. Очевидно, что при максимальной загрузке гостиниц регионы смогут получить на сегодняшний момент около 900 и 600 млн рублей дополнительных доходов соответственно.

 

Работа по сбору платежей со всех отдыхающих региона

Таблица ниже демонстрирует потенциальные доходы в том случае, если курортный сбор заплатят все туристы, приехавшие в регион (вне зависимости от места размещения).

Таблица 6. Потенциальные дополнительные доходы региона при работе в направлении работы в получении курортных сборов со всех туристов региона

Субъект РФ

Дополнительные доходы бюджетов регионов от курортного сбора с посетителей гостиниц при существующей загрузке, млн руб.

Потенциальные сбор от всех туристов, посетивших регион  млн руб.

Потенциал региона при работе в направлении работы в получении курортных сборов со всех туристов региона

Краснодарский край

5138

14 599

9 461

Республика Крым

1503

5 147

3 644

Алтайский край

611

1 848

1 237

Ставропольский край

784

1 294

509

 

Полученные результаты показывают, что работа в этом направлении принесет максимальные результаты в виде дополнительных доходов в бюджет для Краснодарского края и Крыма.

Хочется обратить внимание на то, что это ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОХОДЫ по сравнению с теми, что регион получит от размещенных в гостинице туристов при существующей загрузке отелей.

ПОМОЩЬ БЮДЖЕТУ

Из приведенных ниже цифр видно, что даже при самом консервативном варианте сбора, учитывающем только поток туристов, уже размещающихся в гостиницах и отелях, курортный сбор может дополнительно приносить региону от 0,61% (Алтайский край) до 1,95% (Краснодарский край) доходов бюджета.

Если же регионы научатся администрировать данный сбор и обеспечат его собираемость не только с людей, разместившихся в гостиницах, но и отдыхающих в частном секторе, то дополнительные доходы бюджета могут составить от 1,29% в Ставропольском крае до 5,55% в республике Крым.

Таблица 7. Дополнительные доходы от введения курортного сбора в проценте от общих доходов бюджета региона

Субъект РФ

Плановые доходы бюджета в 2016 г., млрд руб.

Доходы от размещения туристов при существующей загрузке гостиниц

Доходы от размещения туристов при полной загрузке гостиниц

Доходы от всех туристов, посетивших регион

млрд руб.

% от бюджета

млрд руб.

% от бюджета

млрд руб.

% от бюджета

Алтайский край

99,5

0,61

0,61%

0,6

0,60%

1,85

1,86%

Краснодарский край

263

5,14

1,95%

7,4

2,81%

14,6

5,55%

Республика Крым

116,7

1,4

1,20%

4,02

3,44%

5,15

4,41%

Ставропольский край

100,2

0,78

0,78%

0,96

0,96%

1,29

1,29%

 

ВЫВОДЫ

 

Стоимость вводимого курортного сбора является средней для европейских стран. Для отдыхающих в России она будет  ниже, чем в Испании, Австрии Италии, Швейцарии и Бельгии, но выше, чем в Португалии, Чехии и Литве и даже Франции.

Учитывая существующую загрузку номерного фонда, наибольшие выгоды от введения курортного сбора может получить бюджет  Краснодарского края - 5,14 млрд рублей. Доходы бюджета  Алтайского края составят 0,61 млрд рублей, Республики Крым и Ставропольского края - 1,4 и 0,78 млрд рублей соответственно.

При 100% загрузке существующего номерного фонда доходы бюджетов от курортного сбора составят 7,4 млрд рублей в Краснодарском крае, 4,02 млрд рублей в Республике Крым и 0,96 млрд рублей в Ставропольском крае.

Наибольший потенциал увеличения доходов бюджета от введения курортного сбора есть в Крыму. Там при сегодняшней загрузке гостиниц и предполагаемой продолжительности отдыха в 14 дней, доходы составят всего 1 503 млн рублей, при том что при полной загрузке отелей могут дойти до 4 018 млн рублей в год.

В том случае, если курортный сбор заплатят все туристы, приехавшие в регион (вне зависимости от места размещения), дополнительные доходы Краснодарского края составят 14,6  млрд рублей,  Республики Крым - 5,15 млрд рублей. Алтайский и Ставропольский край, исходя из текущего туристического потока, потенциально смогут заработать до 1,85 и 1,29 млрд рублей в год соответственно.

В процентах от размера доходов бюджета, величина доходов от курортного сбора может составить от 1,29% в Ставропольском крае до 5,55% в Краснодарском крае.

Нина Козлова, генеральный директор ФинЭкспертизы

Целью введения курортного сбора является улучшение курортной инфраструктуры, а, стало быть, и улучшение условий нашего с вами отдыха. По нормам нового закона двухнедельное проживание для семьи с двумя несовершеннолетними детьми обойдется ей в сумму не более 2800 рублей. Таким образом, сбору не грозит стать самой большой статьей расходов для отдыхающих.

Бюджетам регионов курортный сбор может приносить существенные дополнительные доходы. Однако люди должны видеть значительные изменения в качестве инфраструктуры. Не стоит забывать и о том, что доля лиц размещенных в коллективных средствах размещения, в общем объеме туристов остается сравнительно небольшой. А это значит, что нужны механизмы, обеспечивающие курортный сбор с лиц, останавливающихся в частном секторе. И реализованы они должны быть так, чтобы не доставлять неудобств ни отдыхающим ни жителям региона – курорта, для которых доходы от сдачи помещения являются за частую единственным источником существования в течение года.